415 Постановление правительства о едином реестре проверок

Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.

Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.

По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:

  • в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% – объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
  • в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
  • в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний

Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:

  • Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем – проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
  • Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
  • Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
  • План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
  • Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов – напишите в строке поиска по названию документа слово “индикатор”.
  • Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.

Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:

Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии “Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства” в рамках Восточного экономического форума.

Новость от 03.10.2022 – На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.

Больше проверок:  Автор контрольных работ

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.

В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:

ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес – https://proverki.gov.ru/portal

Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)

ЕРВК – Едином реестре видов контроля. Адрес – https://ervk.gov.ru/

В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.

Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.

С целью обеспечения наибольшей прозрачности существующих процедур в сфере осуществления государственного контроля (надзора), с июля 2015 года введена в действие ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ, предусматривающая ведение Единого реестра проверок (далее – ЕРП).

Согласно указанной статье закона, единый реестр проверок – это федеральная государственная информационная система, с помощью которой на специализированном сайте в сети “Интернет” размещена общедоступная информация относительно учетного номера проверки; наименования органа контроля и проверяемого лица, сроков проведения и перечня мероприятий по контролю и пр.

Единый реестр проверок подлежит размещению на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» формирование и ведение Единого реестра проверок с 1 июля 2015 года ведется федеральными органами контроля (надзора). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложен федеральный, а также региональный государственный контроль (надзор) реализуют данную обязанность с 1 июля 2016 г., а органы местного самоуправления в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, будут ее реализовывать с 1 января 2017 г.

На практике возникают отдельные вопросы, касающиеся внесения информации в ЕРП в зависимости от осуществляемого вида надзорной деятельности. В качестве примера, рассмотрим ситуацию, связанную с необходимостью внесения информации в ЕРП при осуществлении лицензионного контроля.

Так, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) только в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 12 ст. 19 Закона № 99-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по, основанию, указанному в п. 2 ч.10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ (поступление в лицензирующий орган информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований), после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Иные правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) регулируются Законом № 294-ФЗ.

Частью 1 ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ установлено, что в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (далее – Правила).

Больше проверок:  К кому может приехать налоговая в рамках выездной проверки в 2023 году

Обязанность по направлению в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки его копии в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, установлена ч. 6 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

При этом Закон № 294-ФЗ, в том числе п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона или иное законодательство не содержат норм, исключающих обязанность по применению органами контроля (надзора) требований ч. 6 ст. 10, ч. 1 ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ в зависимости от вида контроля (надзора).

Кроме того, необходимо обратить внимание на пп. «е» п. 13 Правил, в соответствии с которым в реестре отражается, в том числе информация о мерах, принятых по результатам проверки, содержащая сведения о приостановлении или об аннулировании ранее выданных лицензий.

Таким образом, несмотря на особенности осуществления лицензионного контроля, установленные законом № 99-ФЗ, информация о проведенных проверках при осуществлении лицензионного контроля вносится в ЕРП в общем порядке, установленном законом № 294-ФЗ.

О некоторых вопросах ведения Единого реестра проверок

Внимание! В 2023 году плановые проверки будут проводиться только на предприятиях высокого и очень высокого риска! Большинство компаний от проверок освободили.

Подробнее читаем здесь – Как будут проводиться проверки в 2023 году

Кстати почти все экспертные организации по промышленной безопасности (ПБ) попали в план проверок в этом году, так как Ростехнадзор отнес к высокой категории риска те из них, кто проводит экспертизу промышленной безопасности на I и II классах опасности или экспертизу деклараций, обоснований ПБ. Подробнее здесь.

Основным сервисом в сети Интернет, используя который, Вы можете убедиться попадает или нет Ваша организация под проверку Ростехнадзора (или другого надзорного органа) остается ФГИС “Единый реестр проверок” – он же ФГИС “Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий”. Только 10-го числа обновилась информация на этот год. Там же открывается история всех проводимых у Вас ранее проверок.

Помимо этого на сайте Прокуратуры в разделе – ЕРКНМ/ЕРП. Поиск КНМ/Сводный план все проверки разделены отдельно на 4 списка:

  • проводимые в соответствии со старым Законом » № 294-ФЗ
  • проводимые в соответствии с уже новым Законом № 248-ФЗ
  • проводимые в соответствии Законом № 414-ФЗ (органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц)
  • проводимые в соответствии с Законом № 131-ФЗ (органов местного самоуправления и их должностных лиц) – эти списки размещены на сайтах областных Прокуратур (см.ниже).

Что касается проверок Ростехнадзора, то как обычно каждый год Сводный план проверок по всем управлениям Ростехнадзора на 2023 год опубликован на сайте Центрального Аппарата.

Также на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора и областных Прокуратур можно найти сводные планы проверок организаций на 2023 г.:

Законодательство в области надзора на сегодняшний день состоит из:

  • Старый закон » Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Действует еще пока до 31 декабря 2024 год, Далее будет только новый закон.
  • Новый закон Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Подробнее про него читаем здесь.
  • Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 №806 (ред. от 28.09.2022) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 №1108 (ред. от 05.12.2020) «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц»
  • Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 №663 (ред. от 26.12.2022) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб»
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 №489 (ред. от 08.09.2021) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 №604 (ред. от 17.08.2022) «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415»
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 №1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 №990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 №151 (ред. от 27.10.2021) «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»
  • Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 №724-р (ред. от 20.04.2022) «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»
Больше проверок:  Как проходят и можно ли к ним заранее подготовиться

Однако в 2023 году все это законодательство применяется с учетом установленных особенностей:

Приводим также списки нормативных документов, по которым Ростехнадзор проводит проверки (в акте проверки инспектора обязательно должны ссылаться на нормативные документы и только из этих списков:

Виды надзора Ростехнадзора (такой каламбур):

Проверочные листы Ростехнадзора:

  • Приказ Ростехнадзора от 01.02.2022 №23 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности»
  • Приказ Ростехнадзора от 18.11.2021 №390 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального лицензионного контроля за производством маркшейдерских работ, деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности и деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения»
  • Приказ Ростехнадзора от 25.02.2022 №61 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при проведении плановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики и федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения»
  • Приказ Ростехнадзора № 10001 от 14.12.2022 “Проверочный лист – деятельность лицензиатов по проведению экспертизы промышленной безопасности, работы (услуги), выполняемые лицензиатом в рамках деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности”

И это еще не полный список. Остальные найдете в нашей библиотеке. Там есть еще по каждому виду надзора установленные индикаторы риска и т.д и т.п.

Выполните поиск по слову “надзор” или “контроль” или “риск”, а разработчиком поставьте “Ростехнадзор” или “Правительство” (оно главнее) и получите полный перечень.

И самый интересный вопрос, как заменить плановую проверку на профилактический визит? В принципе это допускается, но это вправе решить только орган надзора.

Целью настоящего исследования является анализ результатов контрольных мероприятий Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных подразделений (далее – Минюста России), проведенных в отношении некоммерческих организаций (далее – НКО) в 2020-2022 годах, сбор и классификация статистических данных по характеру выявленных нарушений, которые позволят НКО проанализировать свою деятельность и сократить риски нарушений законодательства с вытекающими последствиями в виде разных видов административной ответственности или ликвидации.

Данные о проведенных проверках и их результатах взяты из:

Статистические данные, приведенные в настоящем исследовании (за исключением официальных данных Минюста России), получены путем подсчета «вручную» на основании сведений из открытых источников, и не могут считаться единственно верными. При подготовке настоящего исследования не анализировались результаты проверок религиозных организаций, профессиональных союзов, объединений работодателей, торгово-промышленных палат, казачьих обществ, адвокатский палат и образований (за исключением зарегистрированных в форме ассоциаций), в связи с чем полученные статистические данные не могут совпадать с официальными данными Минюста России.

В 2020 и 2022 годах решениями Правительства РФ проведение плановых проверок приостанавливалось (более подробно см. п. 3 настоящего исследования), в связи с чем количество проверок и выявленных нарушений существенно меньше, чем за предыдущие периоды.В целях получения статистических данных для исследования за основу были взяты планы проверок Минюста России за 2020-2022 годы, из которых впоследствии были отобраны НКО определенных организационно-правовых форм. Сведения по результатам проверки каждой НКО были получены из Единого реестра проверок и перенесены в сводную таблицу для анализа и подсчета.

Исследование показало, что почти в половине случаев от общего количества проведенных проверок территориальными подразделениями Минюста России выявлялись нарушения законодательства и требований устава НКО.

В настоящем исследовании приводятся статистические данные и примеры нарушений без указания наименований конкретных НКО.