Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст.

81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации.

Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов.

Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

  • Вот эти критерии на сегодняшний день:
  • 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
  • 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
  • 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки.

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций.

Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома.

Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  • те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  • и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  • Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  • Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой  проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  • Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  • Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  • Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  • Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами. Для недопущения нарушений налоговых органов обращайтесь за квалифицированной помощью адвоката по налоговым преступлениям.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если:

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Обращайтесь за юридическим сопровождением налоговых проверок только к опытным специалистам!

Рекомендуем к прочтению:

5 причин посадить честного предпринимателя

Порядок проведения налоговых проверок

Сравнивая между собой камеральную и выездную налоговую проверку, можно выделить общую цель этих мероприятий — осуществление правильности исчисления и уплаты налогов. Однако между этими видами проверок есть различия:

  • Основание для проверки. При камеральных налоговых проверках компания самостоятельно подает декларацию в ИФНС, не дожидаясь распоряжения на этот счет со стороны инспекции. В свою очередь, выездные налоговые проверки проводятся только в том случае, если действия организации выглядят подозрительно или компания попала в план выездных проверок.
  • Предмет проверки. Выездная налоговая проверка в отличии от камеральной предполагает более глубокое изучение документации, возможных схем ухода от уплаты налога и выявление других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут не зацикливаться на одном виде налога, а проверить правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной налоговой проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность в расчетах, а также своевременность подачи документов в налоговый орган.
  • Место проведения проверки. Камеральная проверка проводится без выезда инспекции на территорию проверяемой организации — вся работа осуществляется в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. Но в случае если организация не может предоставить место ревизорам, проверка может проходить и на территории инспекции.

На каком основании может быть увеличен срок проведения выездной налоговой проверки?

  • юридическое лицо входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • во время проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
  • со стороны других контролирующих структур поступили сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов;
  • во время проведения проверки возникла форс-мажорная ситуация;
  • у налогоплательщика в наличии несколько структурных подразделений. Если дочерних организаций меньше четырех, то сроки будут увеличены до четырех месяцев, если же таких подразделений более десятка, то срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.

Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

Выездная налоговая проверка

Свежая статистика по вопросу ВНП (выездных налоговых проверок) говорит о том, что таких проверок становится меньше, а денег по их результатам собирается больше.

Дело в том, что согласно утвержденной концепции планирования ВНП, проверке предшествует мощная расследовательско-аналитическая работа налоговиков в отношении налогоплательщика.

Но значит ли это, что с проверкой теперь приходят только к самым отъявленным нарушителям налогового законодательства?.. Подробности в нашей статье.

В феврале 2021 года руководство ФНС России публично озвучило итоги работы налоговых органов в 2020 году. В докладе отдельной «строкой» были упомянуты и результаты выездных налоговых проверок.

Согласно налоговой статистике, число выездных налоговых проверок в 2020 году сократилось на 30% — примерно до 6 тысяч. Проведенные проверки, по данным ФНС, дополнительно принесли в бюджет около 300 млрд руб., причем более 50% из этих поступлений, а если точнее – 158 млрд руб.

, были получены за счет проведения расследовательско-аналитической работы ведомства.

300 млрд руб. – принесли в бюджет страны в 2020 году налоговые проверки.

1,8 трлн. руб. — составляла задолженность по налогам и страховым взносам в госбюджет на 01.01.2021 г.

Больше проверок:  Омский юридический портал

Снижение числа проверок налоговики связывают с двумя причинами – мораторием на проверки МСП в период пандемии, а также с усилением работы по выявлению тех налогоплательщиков, по платежам которых есть вопросы.

Выездным налоговым проверка посвящена отдельная статья НК РФ (части первой) под номером 89 «Выездная налоговая проверка».

Факторы риска, которые могут привести к ВНП.

Выездная проверка, как говорят сами налоговики, это крайняя мера налогового контроля. Это своего рода ревизия, которую налоговые инспекторы проводят на территории предприятия налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан предоставить проверяющим доступ к материалам, связанным с начислением и уплатой налогов.

Налоговую проверку не нужно путать с отдельными мерами налогового контроля, например, с такими как истребование у налогоплательщика и его контрагентов документов и информации, проведение допросов свидетелей и т.п. Проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой.

  • В зону особого внимания налоговых органов попадают организации и ИП, в деятельности которых просматриваются схемы ухода от налогообложения.
  • Что является фактором риска для налогоплательщика:
  • низкая налоговая нагрузка
  • убытки на протяжении нескольких налоговых периодов,
  • высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость,
  • среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации,
  • низкая рентабельность проданных товаров, оказанных работ и услуг по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

В последнее время налоговики стали чаще обращать внимание и на другие факторы риска, такие как массовый адрес, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.

Предпроверочный анализ по всем фронтам.

Федеральная налоговая служба – одна из наиболее подкованных в вопросе цифровизации структур. В ФНС непрерывно поступают огромные массивы данных, большая часть из которых оцифрована и обрабатывается в автоматическом режиме. Усиление аналитического блока налоговой службы позволяет ей оперативно и массово изучать, выявлять нестыковки и факторы риска в отчетности.

Если налогоплательщик попадает в зону риска, по нему начинается предпроверочный анализ. Для пристального изучения налогоплательщиков используются как внутренние данные, так и внешние.

В частности, многочисленные информационные ресурсы ФНС, различные жалобы и заявления граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и других контролирующих органов о невыплате зарплаты или выплате ее в конвертах, неоформлении должным образом трудовых отношений и т.п.

Например, за 2018 год поступления НДС увеличились на 16%. Увеличение поступлений произошло не за счет роста начислений по налогу, а за счет уменьшения налоговых вычетов. Как утверждают сами налоговики, ключевую роль в этом сыграло налоговое администрирование, проведение выездных проверок по НДС.

Не лишиться налогового вычета из-за нерадивого контрагента призвано помочь решение СБИС Проверка контрагентов. СБИС формирует индекс надежности вашего контрагента, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и другая информация, которая поможет избежать ошибок при выборе и работе с контрагентами.

Если предпроверочный анализ не в пользу налогоплательщика, то его вносят в план выездных налоговых проверок.

Перед проверкой вызывают на беседу.

Согласно свежим пояснениям ФНС в письме за март 2021 года (Письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2021 г. № СД-19-2/141 «О целесообразности проведения выездной налоговой проверки»), такой проверке как правило предшествует вызов налогоплательщика на беседу в инспекцию.

До назначения выездной налоговой проверки чаще всего инспекция уведомляет налогоплательщика о выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности рисках и приглашает налогоплательщика на территорию инспекции на встречу для пояснения по возникшим вопросам. Еще такие встречи называют комиссиями, рабочими группами и т.п.

На встречу налогоплательщика приглашают через уведомление. В уведомлении инспекция обязана указать основание для приглашения налогоплательщика.

Если налогоплательщик не является на встречу или его доводы не убеждают инспекцию, то данный налогоплательщик утверждается в плане ВНП.

У налогоплательщика нет права попросить перенести выездную налоговую проверку, также нет права и на то, чтобы в ходе проведения ВНП потребовать ее приостановки.

Как проходит проверка.

Согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

Что должно быть указано в решении о ВНП:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика,
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке,
  • периоды, за которые проводится проверка,
  • ФИО и должности сотрудников налоговой, которые будут проводить выездную налоговую проверку.

не более 3 календарных лет – составляет ограничение периода проверки. Трехлетний отчет идет с года, по которому принято решение о проведении проверки.

2 месяца – составляет максимальное время проведения выездной налоговой проверки. Указанный срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в некоторых случаях — до 6 месяцев.

1 месяц – максимальный срок проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Какие действия вправе предпринимать инспекторы в ходе ВНП:

  • истребовать документы компании,
  • истребовать документы у контрагентов проверяемой компании,
  • изымать документы у налогоплательщика,
  • проводить осмотры помещений,
  • проводить допросы свидетелей,
  • проводить экспертизы с привлечением экспертов,
  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Основания для приостановки ВНП:

  • истребование документов,
  • проведение экспертизы,
  • перевод документов на русский язык,
  • получения информации от иностранных государственных органов.

Приостановить ВНП можно только единожды, на срок не более чем 6 месяцев. Еще на три месяца приостановка может быть продлена в случае длительного ожидания информации от иностранных государственных органов. Приостановка и возобновление ВНП обязательно должны быть проведены решением руководителя налогового органа.

В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке. Налогоплательщик должен принять ее под подпись. По результатам ВНП в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт составляется как при обнаружении нарушений, так и при отсутствии выявленных нарушений.

90% проверок выявляют нарушения налогового законодательства.

Избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории возможно. Правило простое, оно давно сформулировано: «знал бы где упасть, соломки бы подстелил». Вовремя понять, где может быть падение, призваны электронные сервисы СБИС.

СБИС Финансовый анализ дает экономическую и финансовую оценку работы компании, позволяет выбрать правильную налоговую политику.

А СБИС Электронная отчетность позволяет не раздражать лишний раз налоговую неточными и несвоевременными отчетами, помогает избежать штрафов и оперативно реагировать на запросы со стороны инспекции.

Упомянутое выше в статье решение СБИС Проверка контрагентов позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть по вине партнера. Зачастую такие проблемы не лежат на поверхности и при первом приближении не видны

Подробнее о том, как подключиться к СБИС и избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  • Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  • Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  • Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • Экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Как узнать о проверках на предприятии по инн в 2020 году

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  • Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).
  • Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.
  • Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.
  • Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.
Больше проверок:  М СП данные из анкеты не найдены что это такое и Методические указания по работе с единой системой межведомственного электронного взаимодействия версия 0 1 (проект) Москва 201

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку

От выездной налоговой проверки не застрахован никто.

Даже работающий строго «по букве закона» бизнесмен понимает, что выездная налоговая проверка его предприятия имеет риски доначисления налогов, пеней и штрафов, по статистике в 98 % случаев так и происходит.

Но даже если проверка пройдет удачно и учет велся идеально, серьезная нервотрепка будет обеспечена. Логично, что все стараются ее избежать и лишний раз не попадать под прицел контролеров.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ).

Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала.

Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет.

По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет.

Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д.

ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к.

юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила.

ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Полномочия налоговых органов при осуществлении налогового контроля — Ассистентус

Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью.

Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой.

Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  • Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  • Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  • Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  • Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  • Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  • Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  • Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  • Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  • Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  • Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  • Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  • Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  • Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  • Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  • Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Больше проверок:  Краснов подписал меморандум о сотрудничестве с Генеральной инспекционной организацией Ирана

Виды налогового контроля

В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:

  • предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
  • оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
  • последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).

На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Другие действия для налогового контроля

Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

  • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
  • инвентаризация имущества;
  • истребование и выемка бумаг и предметов;
  • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение экспертов.

Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

Как проходят выездные налоговые проверки и распространяется ли на них мораторий

Органы ФНС имеют законное право проводить выездные налоговые проверки в 2022 году, поскольку мораторий на такой налоговый контроль в 2022 не вводился. На это Минфин РФ указал в письме от 15 июня 2022 г. № 03-02-07/56732.

На какие контрольные надзорные мероприятия действует мораторий в 2022 году:

  • плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
  • плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), и муниципального контроля. (постановлениям Кабмина РФ от 8.09.2021 г. № 1520, и от 10.03.2022 г. № 336).

Проведение данных проверок регулируется Федеральным законами от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, и от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

В отличие от вышеперечисленных мероприятий, проведение выездных налоговых проверок и порядок их проведения регламентированы нормами Налогового кодекса РФ.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  • Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  • Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  • Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  • При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Проверить ФНС может только те периоды и вопросы, которые были заявлены в решении о проведении проверки.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ.

Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Обратите внимание! Заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853).

Как может проходить выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка может проводиться несколькими методами (таблица 1).

Таблица 1. Методы выездной налоговой проверки

Пришла налоговая проверка

Особое внимание при налоговом контроле 2022 инспекторы уделяют документам, уменьшающим налоговую базу:

  • Банковские выписки и платёжки — проверяют с целью выявить основных контрагентов компании, а также правильности отражения безналичных доходов и расходов в книге продаж.
  • Счета-фактуры — проверят правильность заполнения и соответствие действующим законодательным нормам.
  • Накладные — проверяют на наличие реквизитов, подписей и печатей.

У компаний на общем налоговом режиме проверяют книги учёта доходов и расходов, покупок и продаж. Также инспекторы могут запросить расчётно-платёжные ведомости, сведения о численности сотрудников, зарплатах, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

В 90% случаев органы ФНС проводят инвентаризацию. Она помогает оценить движение товарно-материальных ценностей и собрать информацию о хозяйственной деятельности проверяемой компании. Инспекторы могут осмотреть офисные комнаты, проверить торговые залы, цеха, склады и подсобные помещения.

Количество и сроки выездных налоговых проверок

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Если при повторной выездной налоговой проверке будут выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявленные нарушения фактически являлись результатов сговора между проверяющим и налогоплательщиком.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трёх лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении такой проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Налоговые проверки 2022

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Выездная налоговая проверка не равнозначна правонарушению и к обязательному применению налоговых санкций не ведёт, конечно, если правонарушения не будут фактически выявлены в ходе такой проверки.

Кто участвует в выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверки должны присутствовать проверяющая и проверяемая стороны — налоговые органы, налоговые агенты, налогоплательщики. Также к проверке могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, специалисты, эксперты, понятые, свидетели и переводчики.

Когда могут провести внеплановую проверку

Внеплановую выездные проверки налоговых органов проводятся вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущих проверок. Основанием может послужить ликвидация или реорганизация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки

В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.

Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.

2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.