Кнм прокуратуры также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 “Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольной (надзорной) деятельности и о внесении изменений в Постановление Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415” (с изменениями и дополнениями)

25 августа 2020

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

Статьей 19 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ” (далее – Закон о госконтроле) предусмотрено ведение Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) – единого информационного ресурса, в котором создается и хранится информация обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ) с взаимодействием и их результатах, а также об объявлении предостережений и профилактических визитах (ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, Правила формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 (далее – ПП 604)).

ЕРКНМ размещен по адресу https://proverki.gov.ru.

Основное (для бизнес-субъектов) предназначение ЕРКНМ – это возможность в одном месте и сразу увидеть всю совокупность информации о конкретной проверке или ином контрольном мероприятии – с того момента, как она попала в план проверок на очередной год (если это плановое КНМ) либо с момента ее заведения (для внеплановых КНМ), и вплоть до итогов обжалования любых результатов проверки, причем с возможностью просмотра всех документов по проверке, составленных инспектором или иными должностными лицами (ст. 19 Закона о госконтроле).

Внимание

Информирование бизнеса о проверках и связанных с ними решениях и действиях происходит именно через размещение этих сведений в ЕРКНМ – ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле называет этот способ информирования в качестве приоритетного.

При этом в общедоступную информацию из ЕРКНМ входит не очень много:

– уникальный учетный номер – он же номер электронного паспорта КНМ или профилактического мероприятия (п. 8 ПП 604, приложение к ПП 604);

– наименование органа контроля, ФИО инспекторов, предмет проверки, дата и место ее проведения и иная информация (приложение к ПП 604, например, для контрольной закупки – п. 2, 13, 16, 17, 18 раздела II приложения к ПП 604).

Эти сведения, впрочем, видны всем не сразу, а на следующий рабочий день после проведения КНМ. Увидеть их в момент проведения КНМ можно только в том случае, если зайти в ЕРКНМ через QR-код, который будет на документе о поведении КНМ (п. 21, сноска 1 к ПП 604, см. также письмо Минэкономразвития России от 17.08.2021 N ОГ-Д24-6535).

При этом сведения об акте КНМ (обнаружены ли нарушения обязательных требований, устранены ли они до конца проверки и т.п., см. п. 5, п. 7 раздела III приложения к ПП 604, см. также ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле), как и сам акт, не являются общедоступной информацией и видны только контролируемому лицу после авторизации на Госуслугах. То же самое относится к информации о выдаче предписания, об административном наказании, об обжаловании результатов КНМ (п. 2, 12 -15, 17 раздела IV приложения к ПП 604, см. также ч. 3 ст. 95 Закона о госконтроле).

Кроме того, именно через ЕРКНМ:

– прокуратура согласовывает план проверок и иных КНМ на следующий год (п. 3 ч. 1 ст. 19, ч. 5.1 ст. 98 Закона о госконтроле),

– прокуратура согласовывает поведение таких внеплановых КНМ, которые можно проводить только с санкции прокурора (ч. 10, ч. 5 ст. 66 Закона о госконтроле), а также получает от надзорного органа акт этого КНМ (ч. 5 ст.87 Закона о госконтроле).

Примечание

В ЕРКНМ вносятся сведения исключительно о таких проверках, которые проводятся по нормам Закона о госконтроле. Таким образом, в Едином реестре не будет информации о прокурорских, полицейских, налоговых, таможенных и т.п. проверках (ч. 3 ст. 1 и ч. 4, 5 ст. 2 Закона о госконтроле).

А поскольку Единый реестр проверок является подсистемой ЕРКНМ и интерфейсно оба этих реестра отображаются одновременно, то в нем же можно найти сведения о:

– проверках, проводимых по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-Ф;

– проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ;

– проверках органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц (п. 7 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).

Организация: Баженова Евгения Михайловна

Регион: Бурятия республика

Орган контроля: Министерство природных ресурсов Краснодарского края

Статус: Предостережение объявлено

Организация: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ЗАБОТА”

Тип: Плановое КНМ

Орган контроля: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Статус: Ожидает проведения

Все административные проверки подразделяются на плановые и неплановые, документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение организацией (или ИП) в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также норм, установленных муниципальными правовыми актами. Помимо этого предметом проверки является соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (статья 9 Закона № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вредажизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий причинения такого вреда.

Предметом документарной проверки (камеральная проверка) являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры к исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Что важно знать о сводных планах проверок

В конце календарного года прокуратуры регионов утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

Больше проверок:  План проверок на сайте генпрокуратуры на 2024 год

На нашем сайте представлены сводные планые всех проверок, как федеральных органов, так и региональных.

Следуето иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 “О прокуратуре РФ” надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. -единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

Проблемы на работе? Ищите куда устроиться? Пишите и читайте Отзывы сотрудников о работодателях

Контрольный (надзорный) орган направил уведомление о планируемом КНМ по адресу регистрации контролируемого лица (физического лица), уведомление до контролируемого лица не дошло в связи с тем, что контролируемое лицо не проживает по данному адресу, однако указывает данный адрес в своих заявлениях. КНМ было проведено, Прокуратура посчитала это нарушением законодательства Российской Федерации в части ненадлежащего уведомления контролируемого лица о планируемом КНМ. Контрольный (надзорный) орган не согласился с доводами прокуратуры.

В деятельности контрольных (надзорных) органов зачастую возникают спорные ситуации, при которых органы публичной власти не приходят к единому пониманию.

С подобной ситуацией хотел бы с вами поделиться.

Так, до введения моратория на проведение контрольных надзорных мероприятий Правительством Российской Федерации, контрольным (надзорным) органом проведена выездная проверка в рамках муниципального земельного контроля в отношении физического лица. До начала выездной проверки контрольным (надзорным) органом направлено уведомление контролируемому лицу о планируемым контрольным (надзорным) мероприятии, уведомление направлено почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации контролируемого лица (физического лица), однако уведомление вернулось в контрольный (надзорный) орган с отметкой о не проживании адресата, после проведения КНМ, контролируемое лицо обратилось в Прокуратуру с заявлением о нарушении Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) при организации и проведении КНМ, в частности контролируемое лицо ссылалось на ненадлежащее уведомление при проведении КНМ.

По результату проверки в контрольный (надзорный) орган поступило представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (далее – Представление)

В Представлении указано, что должностными лицами контрольного (надзорного) органа, до начала проверки, ненадлежащим образом уведомлены контролируемое лицо, то есть контрольным (надзорным) органом нарушена процедура уведомления контролируемого лица либо его представителя о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и о совершении контрольных надзорных действий, а именно, в адрес проживания контролируемого лица, почтовым отправлением направлено уведомление, которое согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений не получено адресатом. В связи с этим прокурор требует устранить допущенные нарушения и отменить результаты КНМ.

После изучения Представления контрольный (надзорный) орган не усмотрел нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле при осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица в силу следующего.

В соответствии с ч. 7 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями данного Федерального закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя в случае отсутствия контролируемого лица, либо его представителя,  если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Пункт 3 статьи 37 Федерального закона № 248-ФЗ также гласит, что инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия

В соответствии с ч. 6 ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

В соответствии с ч. 9 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ до 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.

Контролируемое лицо зарегистрировано по адресу: ***. К тому же, согласно поданным заявлениям контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган контролируемое лицо проживает по адресу регистрации.

Уведомление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с *** по *** было направлено контролируемому лицу почтовым отправлением по месту регистрации, который является именно тем адресом, который контролируемым лицом указывается как место своего жительства в данных заявлениях.

Федеральный закон № 248-ФЗ не содержит ответа на вопрос, считается ли контролируемое лицо уведомленным надлежащим образом о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если контролируемое лицо, предоставило заведомо недостоверные данные о своем адресе проживания, адресе электронной почты контрольному (надзорному) органу и в случае направления контрольным (надзорным) органом по указанным адресам уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Часть 5 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ также не содержит ответа на указанный вопрос.

Между тем, согласно ч. 1 и 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно п. 1 и 2 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Больше проверок:  Как узнать систему налогообложения компании или ип

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (позиция суда выделена курсивом) по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее – индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу. Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

Аналогичная ситуация при проведении государственного земельного контроля (надзора) разрешена в Постановлении двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 по делу № А62-7939/2015 (позиция арбитражного суда выделена курсивом) довод ответчика о том, что он не извещался о проведении проверок, а также ссылка апеллянта на тот факт, что акт проверки ему представлен не был, что является основанием считать материалы проверки не допустимым доказательством в рассматриваемом деле, отклоняется апелляционным судом в силу следующего. Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Авраменко А.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке. На основании статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Судом первой инстанции была дана оценка тому обстоятельству, что Авраменко А.Н. уклонялся от получения заказной почтовой корреспонденции по адресу, указанному в едином государственном реестре, в связи с этим акт проверки отсутствует у Авраменко АН. не по причине нарушения процедуры проведения проверки Управлением Россельхознадзора, а в связи с рисками, которые несет сам предприниматель, не получая почтовую корреспонденцию.

Вышеизложенная судебная практика подтверждает, что контрольный (надзорный) орган действовал в рамках действующего законодательства РФ при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица.

При таких обстоятельствах действия контрольного (надзорного) органа при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не вышли за рамки действующего законодательства Российской Федерации.

Вот такой вот ответ контрольный (надзорный) орган направил прокуратуре. Однако, нужно учитывать ч. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В связи с этим, применение к вышеуказанным спорным правоотношениям положения ст. ст. 20, 165.1 ГК РФ вызывает вопросы. Однако, как видно в судебной практике, данные положения ГК РФ применяются в аналогичных ситуациях.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:

  • выездное обследование;
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Закона о госконтроле).

Стоит отметить, что определения понятия “контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:

  • мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
  • мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Больше проверок:  Как найти свою организацию по инн

Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).

Особенности правового регулирования

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

Контрольные (надзорные) действия

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

  • осмотр (визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • досмотр (визуальное обследование помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами);
  • опрос (получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией);
  • получение письменных объяснений (запрос инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями);
  • истребование документов (предъявление (направление) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий);
  • отбор проб или образцов (изъятие (выборка) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных или дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для их направления на испытания или экспертизу в контрольный (надзорный) орган или экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • инструментальное обследование (совершается инспектором или специалистом по месту нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения производственного объекта с использованием спецоборудования или технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • испытание (действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, его структурного подразделения с использованием специального оборудования или технических приборов для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • экспертизу (проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
  • эксперимент (использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), тест-заданий, тест-ситуаций).

Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

2021,
государственное управление,
государственный контроль (надзор),
ИП,
МСБ,
правоприменение,
проверка документов,
проверки организаций и ИП,
регуляторная гильотина,
юрлица,
Минэкономразвития России,
Алексей Херсонцев