В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 июня 2021 г. N 963
Правиламежведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления
1. Настоящие Правила определяют порядок межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – межведомственное информационное взаимодействие), в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
2. Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами (далее – органы и организации) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Межведомственное информационное взаимодействие, осуществляемое в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме), производится с учетом технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 8 сентября 2010 г. N 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”, и требований, обеспечивающих технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с указанной инфраструктурой, требований к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами указанных организаций и инфраструктурой, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1382 “О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”.
4. Получение документов и (или) сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – сведения), инициируется посредством направления межведомственных запросов потребителем сведений и завершается получением потребителем сведений от поставщика сведений ответа на межведомственный запрос, содержащий запрашиваемые сведения и (или) информацию о причинах невозможности предоставления сведений по межведомственному запросу.
5. Межведомственное информационное взаимодействие может осуществляется на бумажном носителе:
при невозможности осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме в связи с отсутствием запрашиваемых сведений в электронной форме;
при необходимости представления оригиналов документов на бумажном носителе при направлении межведомственного запроса.
6. Межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме осуществляется в соответствии с форматами сведений, разработанными в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 8 сентября 2010 г. N 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”.
7. Органы или организации, обеспечивающие создание формата сведений, проверяют соответствие формата сведений исчерпывающему перечню документов, которые необходимы (в соответствии с нормативными правовыми актами) для предоставления государственной услуги и которые находятся в распоряжении органов и организаций, содержащемуся в административном регламенте предоставления государственной или муниципальной услуги, сформированному в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”.
При изменении этого перечня, установленного административным регламентом предоставления государственной или муниципальной услуги, органы или организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают соответствующее изменение или удаление формата сведений.
8. Участниками межведомственного электронного взаимодействия являются органы и организации.
Органы и организации могут выступать как поставщики сведений, потребители сведений либо как поставщики и потребители сведений одновременно.
9. Участники межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме обязаны соблюдать требования к качеству функционирования информационных систем, одобряемые президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
10. Срок предоставления сведений при межведомственном информационном взаимодействии в электронной форме не должен превышать 48 часов с момента направления межведомственного запроса.
В случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставление сведений может осуществляться в режиме реального времени, при котором время с момента отправления межведомственного запроса до момента получения ответа на этот запрос не превышает 2 секунд.
11. Оператор единой системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает формирование отчетности по соблюдению требований, указанных в пункте 9 настоящих Правил, согласно установленной этими требованиями методике мониторинга качества функционирования информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Приложениек постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 июня 2021 г. N 963
Переченьутративших силу актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1184 “О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 199).
2. Пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с преобразованием Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6259).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. N 136 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1184” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст. 1410).
4. Пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 1138 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 40, ст. 6142).
5. Пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 г. N 77 “О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 6, ст. 533).
6. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1266 “Об упразднении подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 35, ст. 5569).
Правительство установило единый порядок межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Он касается федеральных, региональных и местных органов власти, внебюджетных фондов и МФЦ.
Так, срок предоставления сведений в электронной форме не должен превышать 48 часов с момента направления межведомственного запроса. При предоставлении сведений в режиме реального времени ответ на запрос должен поступать в течение 2 секунд.
Если электронное взаимодействие невозможно, допускается обмен документами на бумажных носителях.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг
1. Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
Информация об изменениях
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1
1.1. Для реализации предусмотренных федеральным законом функций оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц вправе использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.
2. Направление межведомственного запроса и представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования должны содержать перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных, а также предусматривать меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Российской Федерации.
3. Предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.
4. В целях настоящего Федерального закона направление межведомственных запросов органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональными центрами о представлении документов и информации для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением государственных или муниципальных услуг или ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, не допускается, а должностные лица и (или) работники, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.
6. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 7
7. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. Указанные в таком перечне сведения подлежат обязательному предоставлению федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или многофункциональному центру по межведомственному запросу. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на установление требований к формату предоставления сведений, указанных в настоящей части, определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 8
8. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти другого субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, на территории другого субъекта Российской Федерации, определяется правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 7.1 дополнена частью 9 с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ
9. Правительством Российской Федерации утверждаются правила межведомственного информационного взаимодействия, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.
В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.
Основные определения и понятия
СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.
СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.
Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.
Законодательная база
По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.
Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.
Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.
Функционал СМЭВ и обеспечение
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.
- Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
- Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
- Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.
Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.
Интеграция СМЭВ
Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:
- Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
- Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
- Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
- Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.
Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.
Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз
Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем
- Единый протокол интеграции
- Гарантированная доставка сообщений
- Более 1000 готовых адаптеров
- Мониторинг цепочек взаимодействия
- Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3
Решение для интеграции
«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.
Архитектура продукта состоит из таких элементов:
- Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
- Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
- Сервер приложений для размещений модулей.
- Внутренняя СУБД для хранения сообщений.
Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.
Регламенты и подключение к СМЭВ
Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Регистрация организации в ЕСИА
Если ваша организация ранее не была зарегистрирована в ЕСИА, то необходимо создать учетную запись организации через портал Госуслуг (раздел 3.2 Руководства пользователя ЕСИА).
Это может сделать руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП) юридического лица (в том числе это может быть и ЭП-СП). За получением КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров вашего региона.
Подробнее о процессе получения КЭП можно почитать здесь.
Требуется получить технологическую электронную подпись для информационной системы (имеет несколько названий: ключ для СМЭВ, ключ Организации, ЭП-ОВ) – извлекаемый ключ, в сертификате которого должны быть указаны только данные Организации, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
При невозможности получения КЭП в УЦ, необходимо обратиться в федеральное казначейство, ЦБ РФ или федеральную налоговую службу, в зависимости от типа Вашей организации.
В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА.
Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.х описывают регламентные процедуры, предназначенные для формализации сроков исполнения и ответственности Участников, задействованных в обеспечении и поддержании процессов в рамках межведомственного взаимодействия.
В этом документе приведено описание следующих регламентных процедур:
- получение консультации и решение запросов при возникновении ошибок в работе вида сведений, эскалация спорных ситуаций;
- регистрация участника и/или информационной системы в СМЭВ;
- регистрация участника и/или ИС в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
- регистрация вида сведений в СМЭВ;
- получение доступа к виду сведений в СМЭВ в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
- подключение к продуктивной среде СМЭВ, организация или перенастройка защищённого канала связи;
- внесение изменений в ИС участника.
Регистрация информационной системы организации в СМЭВ
Для регистрации вашей информационной системы (ИС) в СМЭВ3 необходимо создать заявку при помощи личного кабинета участника взаимодействия.
Подробнее о процессе работы с ЛК УВ можно узнать в Руководстве пользователя ЛК УВ.
ИС необходимо создать как в тестовой, так и в продуктивной среде. Сертификат КЭП необходимо использовать один и тот же.
Для создания новой Информационной системы в ЛК УВ следует на странице Информационные системы выбрать нужную вкладку среды СМЭВ и нажать кнопку “Добавить информационную систему”. Заполнить обязательные поля страницы добавления информационной системы. Для добавления сертификата создаваемой ИС следует выбрать команду “Добавить сертификат”. Описание добавления сертификата ИС приведено в п.5.1.3.2 Руководства пользователя ЛК УВ. Заполнив обязательные поля на странице добавления информационной системы, выберите команду “Сохранить”. Страница добавления информационной системы будет закрыта, на рабочем столе откроется страница просмотра информационной системы, с возможностью редактирования.
Регистрация информационной системы на техпортале ЕСИА
Регистрация ИС в ЕСИА необходима для дальнейшего получения доступа к сервисам СМЭВ3, взаимодействующим с ЕСИА (УПРИД, Сервис регистрации пользователей и т.д.). Зарегистрировать ИС можно через технологический портал ЕСИА. Подробную инструкцию по регистрации ИС в ЕСИА смотрите в руководстве пользователя технологического портала. В результате регистрации ваша информационная система заносится в реестр ИС, взаимодействующих с ЕСИА.
При регистрации ИС в ЕСИА необходимо указать мнемонику ИС, она будет аналогична мнемонике ИС В СМЭВ, присвоенной при регистрации ИС В СМЭВ. Также потребуется загрузить сертификат электронной подписи системы, такой же, что зарегистрирован в СМЭВ для этой системы.
Для обеспечения возможности отправки запросов, заполните и отправьте Заявку на согласование права использования ЕСИА и на подключение ИС к тестовой ЕСИА с целью использования программных интерфейсов ЕСИА для идентификации и аутентификации заявителей, указанную в приложение Е Регламента информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. После получения доступа к тестовой, направьте аналогичную заявку, но с указанием промышленной среды.
Получение доступа к видам сведений
По каждому виду сведений, который нужен Вам для работы, необходимо оформить через ЛК УВ заявку на предоставление доступа к каждому ВС по инструкции. Предварительно согласуйте процедуру получения доступа со специалистами технической поддержки RNDS, в рабочем чате или сообщением в чат техподдержки.
Нормативно-справочные документы
- Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
- Постановление Правительства Российской Федерации №697 от 8 сентября 2010 г. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.06.2015 № 210 “Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия”
- Федеральный закон №63-ФЗ от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи»
- Постановление Правительства Российской Федерации №1382 от 22 декабря 2012 г. «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №1471-р от 15 августа 2012 г. «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»
В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.
Общая схема взаимодействия через СМЭВ
Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.
Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).
Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.
Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.
Виды сведений
Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.
Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.
На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.
Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.
Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:
Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:
На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.
Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:
На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:
- номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
- целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.
Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению.
Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.
Очереди сообщений и процесс взаимодействия
В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.
Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.
Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.
На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.
Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
- Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.
В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа.
Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.
На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.
Постановка задачи
С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.
Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.
В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.