Надзорная деятельность органов прокуратуры и контрольных органов (надзора) и их инспекторов с 2021 года

Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.

Надзорная деятельность органов прокуратуры и контрольных органов (надзора) и их инспекторов с 2021 года

Государственный контроль (надзор) в России — деятельность контрольных (надзорных) органов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Закон содержит ряд законодательных новелл, ранее не распространенных на такую большую сферу общественных отношений.

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D865

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее – контрольно-надзорные органы), направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также – риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований.

СсылкиПравить

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3933

Комплаенс в компании необходим для соответствия законодательству и предупреждения нарушений. Комплаенс система синхронизирует бизнес-процессы с действиями и поведением сотрудников, а также с действиями внешних контрагентов и КНО, что позволяет бизнесу работать эффективно и с минимальными рисками.

Подразделение комплаенс (служба комплаенс) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконным актам, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.

С помощью системы комплаенс фиксируются все правила, по которым персонал и организация должны вести свою деятельность. Знание и соблюдение этих норм позволяют сформировать превентивную защиту от нарушений, что, в свою очередь, минимизирует риски получения штрафов по проверкам.

Различение контроля и надзораПравить

Например, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение «государственного контроля (надзора)»:

  • Органы контроля и субъект находятся в подчинённости / подконтрольности;
  • Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  • мониторинговая;
  • лицензировочная;
  • регистрационная;
  • уведомительная;
  • регламентарная;
  • оценочная (соответствия управленческих действий законодательству).

ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3533

Федеральный закон закрепляет новые инструменты контроля (надзора), в их числе:

  • широкий перечень мероприятий по контролю, включающий помимо традиционной проверки инспекционные визиты, контрольную закупку, дистанционный мониторинг;
  • применение риск-ориентированного подхода;
  • ориентацию на профилактику, а не на наказание;
  • новую систему оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, главным критерием которой является снижение ущерба охраняемым законом ценностям;
  • широкое использование IT-технологий.

Кроме этого, Федеральным законом:

  • изменен и уточнен порядок привлечения к проведению экспертиз экспертов и экспертных организаций;
  • предусмотрена возможность учета в ходе осуществления дистанционного мониторинга сведений о результатах оценки (сертификации) организации в части ее соответствия требованиям закона в контролируемой сфере, проведенной соответствующими аккредитованными сторонними (в том числе экспертными) организациями.

Главой 5 определяется порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:

  • риск причинения вреда (ущерба);
  • оценка риска причинения вреда (ущерба);
  • управление риском причинения вреда (ущерба).

Согласно статье 22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность.

В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом статьей 23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:

  • Чрезвычайно высокий риск;
  • Высокий риск;
  • Значительный риск;
  • Средний риск;
  • Умеренный риск;
  • Низкий риск.

В Положении о виде надзора должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, с учетом наличия в обязательном порядке категории низкого риска.

С момента вступления в силу нового закона закрепленная в № 294-ФЗ презумпция добросовестности ЮЛ, ИП по факту трансформируется. Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.

Положения закона 248-ФЗ на практике:

  • Снизят объем документооборота надзорных органов;
  • Оптимизируют имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом;
  • Увеличит оперативность обмена информацией;
  • Повысят эффективность и оперативность работы контрольно-надзорных органов;
  • Появятся дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
  • Способствуют повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, снижению количества споров при осуществлении контроля;
  • Будут стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1974

Мероприятия, осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом (ч. 2 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 ФЗ № 248-ФЗ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Больше проверок:  Права бизнеса при внеплановой проверке

Информация о проверках

Для широкого круга пользователей по адресу proverki.gov.ru доступна следующая информация:

  • Учетный номер проверки;
  • Информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1-6 и 9 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • Информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1-6 части 2 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ;
  • Указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
  • Указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки.

Примеры проверок и выявленных ошибок

Минюст России указывает, что в представленных при проверке документах в оформлении решений или протоколов заседаний органов управления часто отсутствуют следующие сведения:

  • о времени проведения заседания;
  • об общем количестве членов (участников, учредителей) органа управления на дату проведения заседания;
  • о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей) органа управления и определении правомочности (кворума) заседания;
  • о лицах, проводивших подсчет голосов.

Кроме этого, нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закрепленная в уставе некоммерческой организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления.

Необходимо проверить регулярность проведения заседаний органов управления, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьей 181.2 ГК РФ, пункты 1, 2, и 4, а также, например, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В качестве примера ошибки, возникающей в результате повседневной деятельности организации, может служить конфликт интересов внутри организации. При конфликте интересов отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки.

К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Рекомендуется проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчетов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.

Какие органы проверяют бизнес

Комиссия по делам несовершеннолетних

Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками

Органы внутренних дел, ОВД или полиция

Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам

Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая

Предпринимательство без регистрации в налоговой;

соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;

налоговые отчеты и оплата налогов;

«черные» и «серые» зарплаты;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Государственные тендеры и закупки

Таможенные органы, таможня

Перевозка товаров через границы Таможенного союза;

таможенные декларации и документы;

международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;

перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль

Экспорт товаров, информации, работ и услуг

Пограничные органы контроля

Рыболовство и охота, браконьерство;

перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;

ведение судовых документов.

Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет

Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция

Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;

условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.

Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;

соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;

соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.

Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;

соблюдение технических регламентов;

использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;

производство, продажа и перевозка семян;

безопасность зерна и его переработки;

производство, выпуск и продажа лекарств для животных.

Государственный земельный надзор, он же Росреестр

Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;

проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.

Государственный геологический надзор

Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;

застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;

захоронение отходов в морских водах.

Государственный лесной надзор

Соблюдение пожарной безопасности в лесах;

соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;

контроль за рубкой деревьев;

переуступка прав на лесные участки.

Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;

соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;

выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;

производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.

Государственный экологический надзор

Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;

добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;

загрязняет ли воду и ледники.

Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор

Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;

контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

установка и замена счетчиков;

контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;

соблюдение требований энергоэффективности зданий;

перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;

использование атомной энергии.

Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор

Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.

Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;

перевозка пассажиров и багажа;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;

строительство сооружений связи;

работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;

хранение и обработка персональных данных.

Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба

Соблюдение закона «О рекламе»;

спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;

конкуренция и злоупотребление монополией;

манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;

тарифы естественных монополий;

предоставление информации об иностранных инвестициях.

Как предприниматели соблюдают:

закон «О защите прав потребителей»;

правила продажи товаров и оказания услуг;

ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;

правила продажи алкоголя;

правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.

Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;

продажа поддельного алкоголя;

учет алкоголя в ЕГАИС;

соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;

правил маркировки товаров;

Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность

Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор

Работа управляющих компаний;

перевод жилых помещений в нежилые и обратно;

соблюдение требований энергетической эффективности;

выдача лицензий на управление многоквартирными домами.

Госстройнадзор, или государственный строительный надзор

Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;

ввод зданий в эксплуатацию;

соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;

долевое строительство многоквартирных домов;

размещение информации о ходе строительства.

соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.

Соблюдение требований организованных торгов;

работа банков и кредитных организаций;

ведение реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность микрофинансовых организаций;

инсайдерская информация и манипулирование рынком;

Больше проверок:  Ульяновская единая касса и горячие линии

работа страховых организаций.

Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Оптовая и розничная торговля лекарствами;

декларирование и маркировка лекарств;

контроль цен на лекарства;

регистрация медицинских изделий;

качество и безопасность медицинской деятельности;

Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность

Федеральный надзор России

Федеральный надзор России

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленной сфере ведения. Федеральный надзор России возглавляет начальник федерального надзора России. См. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176 “О системе федеральных органов исполнительной власти” (в редакции Указов Президента РФ от 22 августа 1996 г. № 1234 и от 6 сентября 1996 г. № 1326).

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право.
.
.

Смотреть что такое “Федеральный надзор России” в других словарях

Система обязательного досудебного обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов вводится законом с 2023 года. В пилотном формате эта система действует с августа 2020 года. В эксперименте участвовали 19 контрольных (надзорных) министерств и ведомств, чья деятельность охватывает около 90 % всего существующего контроля (надзора). В их числе ФНС России, МЧС России, Минпромторг России, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование.

В рамках эксперимента на Едином портале государственных и муниципальных услуг запущен специальный сервис. Он позволяет подать жалобу в контрольный (надзорный) орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы её рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства. Процедура рассмотрения жалоб чётко регламентирована: на ответ заявителю даётся 20 рабочих дней.

Работа сервиса построена на основе наиболее распространённых жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане и предприниматели в процессе общения с контрольными (надзорными) органами. В числе таких ситуаций, например, нарушение процедуры проведения проверки, несогласие с назначенными мерами.

С 1 января 2023 года обязательное досудебное обжалование будет действовать для всех видов контроля (надзора) всей уровней, которые регулируются законом о госконтроле.

От отнесения объектов контроля к определённым категориям риска будут зависеть виды и периодичность проведения в отношении них плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Разные виды контрольных (надзорных) мероприятий

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

Вся совокупность данных о контроле и надзоре в РФ содержится в Едином реестре видов контроля, действующем с 1 июля 2021 года.

Классификация надзораПравить

  • Административный надзор — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
  • Прокурорский надзор — осуществляется органами прокуратуры России в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов.
  • Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
  • Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор).
  • в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах).
  • в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия).
  • персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы).

Комплаенс-инструменты для подготовки к проверкам

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D2964

От проверки защититься нельзя, нужно заблаговременно принять меры, пока у вас достаточно времени и сил. Реформа контроля закрепила современные подходы к контрольной (надзорной) деятельности. Теперь в приоритете система управления рисками, профилактика нарушений и цифровизация всех процессов контроля. Главное — предотвратить нарушение, а не наказывать. В частности, ликбез проводят при открытии бизнеса. Контролер приходит к предпринимателю для профилактической беседы и рассказывает о требованиях закона.

Одним из инструментов комплаенс-системы является карта рисков — это визуальный документ, в котором можно отразить направления проверок, требования, текущее состояние дел. Комплаенс-программа позволит определить сроки приведения дел в соответствие. Кроме этого, не лишним будет прописать риски и индикаторы, отражающие уровень вероятности срабатывания каждого из рисков, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния.

Важно выявлять риски заранее, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Вовремя принятые в работу риски минимизируют вероятность провала при проверке контрольно-надзорными органами.

  • ↑ 1 2 3
    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021.
  • Ст. 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021.
  • Глава 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021. Архивировано 9 ноября 2021 года.

в соответствии с Указом Президента РФ “О системе федеральных органов исполнительной власти” от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Создание органов Ф. н. Р., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. н. Р. возглавляет начальник Ф. н. Р., который назначается и освобождается от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

В настоящее время существуют следующие Ф. н. Р.: горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма.
.
.

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D3120

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, вступивший в силу 1 июля 2021 года. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, новый закон вносит ряд нововведений. Дополнительно одобрен Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».

Проверок можно избежать, внедрив систему самодиагностики, используя системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, и пройдя комплаенс-процедуры соответствия независимой оценки соблюдения обязательных требований.

  • Разные контролеры не проверяют соблюдение одних и тех же требований.
  • Все проверки фиксируют онлайн. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий отражаются в информационной системе.
  • Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.
  • Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили.
  • Определены способы сокращения количества проверок.
  • Введены новые формы контроля и надзора.
  • Срок проведения документарной и выездной проверок не должен превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Больше проверок:  Сайт госинспекции

Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН

Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.

Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».

О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:

Надзорная деятельность органов прокуратуры и контрольных органов (надзора) и их инспекторов с 2021 года

В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.

Категории рисков коммерческих и государственных организаций

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1595

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность.

Обязательность применения комплаенс-процедур должна основываться на риск-ориентированном подходе как особом методе организации и осуществления внутреннего контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений обусловливается отнесением деятельности субъекта к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения соответствующих требований.

Подтверждением этому служит (пока декларируемое по причине отсутствия подзаконных нормативных правовых актов) применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 29–33 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». В основе декларируемой модели лежит оценка потенциальных рисков, пропорционально влияющая на интенсивность антимонопольного контроля.

  • ↑ 1 2 3 4 5 Осипов, Большакова, 2015.
  • ↑ 1 2 3 4
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
  • ст.2 «Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 1 февраля 2016 года.
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета. Федеральный выпуск №3425 (11 марта 2004). Дата обращения: 11 января 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) “О прокуратуре Российской Федерации”. Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 16 ноября 2007 года.

Виды контрольно-надзорных органов

https://youtube.com/watch?v=cgXVvpaIQFE%3Fstart%3D1018

Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора:

  • Функциональные виды отраслевого государственного надзора. Например, банковский надзор Банка России, который непосредственно или через создаваемый при нем по решению Совета директоров специальный орган банковского надзора осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России.
  • Некоторые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора. Например, прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различными структурами МВД РФ, милицией и некоторыми другими правоохранительными органами.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), включают следующие ведомства:

ЛитератураПравить

  • Архипов, С. В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44.
  • Волков, А. М. Административное право России. Учебник. — М : Проспект, 2015. — ISBN 5392185983.
  • Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2015. — № 5. — ISSN 2410-700X.
  • Макарейко, Н. В. 21.5 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика // Административное право. Конспект лекций. — 5. — М. : Высшее образование, 2009.
  • Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 5. — С. 136—140. — ISSN 2071-5358.
  • Подшивалов, Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31.
  • Попов, Л. Л. Административное право. Учебник / Л. Л. Попов, Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко ; под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.
  • Туровская, В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — Т. 31, № 3.