Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ) создана в рамках исполнения положений федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415».
Знание прав и обязанностей, умение отстоять свои интересы законным способом необходимо каждому человеку. Выполняя важную государственную задачу, органы прокуратуры участвуют в работе по правовому просвещению и правовому информированию населения. Данный раздел содержит разъяснения действующих нормативных правовых актов, судебной практики, информацию об изменениях федерального и регионального законодательства.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.
Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. Мы помним свою историю и гордимся ею!
Как правильно попросить о проведении профилактического визита ГИТ
Приветствую, друзья! Мы подготовили пример просьбы о проведении профилактического визита ГИТ, чтобы вы имели возможность быстро подготовить документы для приглашения инспектора ГИТ для проведения профилактического мероприятия перед проверкой, которое по сути является бесплатным государственным аудитом.
В случае если профилактический визит проведён в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий (п. 11_3 Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).
Скачивайте пример Просьбы себе в формате MS Word и обязательно следуйте подсказкам в примечаниях к документу.
Хотите отказаться от профилактического визита?
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения (п. 6 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).
Также рекомендуем к прочтению статью про Реестр проверок, поскольку всю информацию о проверке (её форму, дату проведения, наименование органа контроля и причину проведения проверки) можно посмотреть в карточке проверки в ЕРКНМ/проверок, который ведёт прокуратура – Антисанкционный мораторий на проверки по охране труда
На этом всё.
В России открылся единый сайт с данными о проверках организаций и бизнеса
генеральная прокуратура рф
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, генеральная прокуратура рф, россия
Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.
Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.
По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:
- в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% – объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
- в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
- в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний
Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:
- Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем – проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
- Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
- Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
- План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
- Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов – напишите в строке поиска по названию документа слово “индикатор”.
- Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.
Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:
Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии “Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства” в рамках Восточного экономического форума.
Новость от 03.10.2022 – На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.
С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.
В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:
ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес – https://proverki.gov.ru/portal
Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)
ЕРВК – Едином реестре видов контроля. Адрес – https://ervk.gov.ru/
В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.
Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.
Внимание! В 2023 году плановые проверки будут проводиться только на предприятиях высокого и очень высокого риска! Большинство компаний от проверок освободили.
Подробнее читаем здесь – Как будут проводиться проверки в 2023 году
Кстати почти все экспертные организации по промышленной безопасности (ПБ) попали в план проверок в этом году, так как Ростехнадзор отнес к высокой категории риска те из них, кто проводит экспертизу промышленной безопасности на I и II классах опасности или экспертизу деклараций, обоснований ПБ. Подробнее здесь.
Основным сервисом в сети Интернет, используя который, Вы можете убедиться попадает или нет Ваша организация под проверку Ростехнадзора (или другого надзорного органа) остается ФГИС “Единый реестр проверок” – он же ФГИС “Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий”. Только 10-го числа обновилась информация на этот год. Там же открывается история всех проводимых у Вас ранее проверок.
Помимо этого на сайте Прокуратуры в разделе – ЕРКНМ/ЕРП. Поиск КНМ/Сводный план все проверки разделены отдельно на 4 списка:
- проводимые в соответствии со старым Законом » № 294-ФЗ
- проводимые в соответствии с уже новым Законом № 248-ФЗ
- проводимые в соответствии Законом № 414-ФЗ (органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц)
- проводимые в соответствии с Законом № 131-ФЗ (органов местного самоуправления и их должностных лиц) – эти списки размещены на сайтах областных Прокуратур (см.ниже).
Что касается проверок Ростехнадзора, то как обычно каждый год Сводный план проверок по всем управлениям Ростехнадзора на 2023 год опубликован на сайте Центрального Аппарата.
Также на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора и областных Прокуратур можно найти сводные планы проверок организаций на 2023 г.:
Законодательство в области надзора на сегодняшний день состоит из:
- Старый закон » Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Действует еще пока до 31 декабря 2024 год, Далее будет только новый закон.
- Новый закон Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Подробнее про него читаем здесь.
- Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 №806 (ред. от 28.09.2022) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 №1108 (ред. от 05.12.2020) «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц»
- Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 №663 (ред. от 26.12.2022) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 №489 (ред. от 08.09.2021) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 №604 (ред. от 17.08.2022) «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415»
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 №1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»
- Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 №990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»
- Приказ Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 №151 (ред. от 27.10.2021) «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»
- Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 №724-р (ред. от 20.04.2022) «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»
Однако в 2023 году все это законодательство применяется с учетом установленных особенностей:
Приводим также списки нормативных документов, по которым Ростехнадзор проводит проверки (в акте проверки инспектора обязательно должны ссылаться на нормативные документы и только из этих списков:
Виды надзора Ростехнадзора (такой каламбур):
Проверочные листы Ростехнадзора:
- Приказ Ростехнадзора от 01.02.2022 №23 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности»
- Приказ Ростехнадзора от 18.11.2021 №390 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального лицензионного контроля за производством маркшейдерских работ, деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности и деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения»
- Приказ Ростехнадзора от 25.02.2022 №61 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при проведении плановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики и федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения»
- Приказ Ростехнадзора № 10001 от 14.12.2022 “Проверочный лист – деятельность лицензиатов по проведению экспертизы промышленной безопасности, работы (услуги), выполняемые лицензиатом в рамках деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности”
И это еще не полный список. Остальные найдете в нашей библиотеке. Там есть еще по каждому виду надзора установленные индикаторы риска и т.д и т.п.
Выполните поиск по слову “надзор” или “контроль” или “риск”, а разработчиком поставьте “Ростехнадзор” или “Правительство” (оно главнее) и получите полный перечень.
И самый интересный вопрос, как заменить плановую проверку на профилактический визит? В принципе это допускается, но это вправе решить только орган надзора.
Завершение проекта по запуску ФГИС ЕРКНМ в промышленную эксплуатацию
НИИ «Восход», стратегический партнер государства в сфере информационных технологий, 30 июня 2021 года сообщил о завершении проекта по запуску в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ). Проект реализован по заказу Генеральной прокуратуры РФ.
Главная информационная система в сфере контрольно-надзорной деятельности доступна по адресу proverki.gov.ru, а также по ссылке на Едином портале прокуратуры РФ. Единый реестр, призванный повысить прозрачность сферы контроля, начнет работать с 1 июля 2021 года.
ФГИС ЕРКНМ поддерживает совместную работу контролеров и прокуроров в ходе планирования и согласования контрольно-надзорных мер. Для инициирования проверок контролерам потребуется вносить запланированные и внеплановые мероприятия в реестр.
Система обеспечивает доступ пользователю со стороны надзорных органов в личный кабинет и возможность работы с паспортами, списками и планами контрольных (надзорных) мероприятий, с шаблонами и статусами их загрузок. Также ресурс содержит новости об обновлениях в сфере контрольно-надзорного законодательства и изменениях в системе.
В России запущена ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»
Единый реестр взаимодействует с внешними информационными системами через СМЭВ, передает данные посредством REST API. Благодаря этому предприниматели – проверяемые лица и организации – смогут отслеживать данные о проведенных или планируемых проверках в личном кабинете на портале Госуслуг.
ФГИС ЕРКНМ имеет единую авторизацию с ФГИС «Единый реестр проверок», на базе которого создана система. Это позволит представителям контрольно-надзорных органов не проходить процедуру регистрации повторно, пояснили в НИИ «Восход».
Предполагается, что информационная система обеспечит прозрачность проводимых контрольно-надзорными органами мероприятий по пресечению выявленных нарушений, позволит вести учет решений и действий должностных лиц и органов контроля, а также повысит эффективность взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных или надзорных мероприятий.
Система создана по принципу микросервисной архитектуры, что позволяет быстро адаптировать ее к изменениям и внедрять дополнительные компоненты, повышает отказоустойчивость.
Реестр синхронизировали с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на этом ресурсе предприниматели смогут отслеживать всю информацию о предстоящих проверках и видеть решения, принятые по итогам прошедших мероприятий. В дальнейшем бизнес сможет пользоваться размещаемой информацией для досудебного обжалования решений контрольных органов.
ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» синхронизирована с порталом госуслуг
С 1 июля 2021 года для отдельных видов контроля ввели процедуру досудебного обжалования решений надзорных органов. С 1 января 2023 года она начнёт поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле.
Для оперативного разрешения возникающих у пользователей «Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий» вопросов была запущена служба технической поддержки (по телефону 8 (800) 200-31-25 системы.
В апреле 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о формировании и начале работы единого реестра видов надзора. Тогда отмечалось, что сервис будет показывать информацию не только о видах федерального контроля, но и регионального, а также местных подразделений. Кроме того, граждане смогут просмотреть сведения о конкретной деятельности органа, призванного выявлять нарушения нормативно-правового характера.
Генпрокуратура России ввела в эксплуатацию главную информационную систему в сфере контрольно-надзорной деятельности
В соответствии с законодательством, Генпрокуратура является оператором федеральной государственной информационной системы “Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий” (ЕРКНМ). Система создана для обеспечения гласности контрольной (надзорной) деятельности и цифровизации межведомственного обмена информацией. Теперь любой визит проверяющего к бизнесмену возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ.
“Надзорное ведомство завершило разработку реестра и ввело его в промышленную эксплуатацию. Данный информресурс размещен на сайте proverki.gov.ru, а также доступен по ссылке на Едином портале прокуратуры РФ”, – говорится в сообщении.
Для оперативного разрешения возникающих у пользователей ЕРКНМ вопросов начала свою работу служба технической поддержки (по телефону 8 (800) 200-31-25 и по электронной почте.
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.
ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее – Правила).
ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.
Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.
Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.