Проверка поставщика в реестре недобросовестных поставщиков

Отправим материал Вам на почту

Черный список поставщиков – как не попасть в РНП

Около 22 тысяч организаций в России получили «черную метку» – они внесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Причем, в реестре указаны не только организации, но и имена их руководителей. После попадания в РНП на два года можно забыть о госзакупках, которые для многих поставщиков являются основой бизнеса. Как не попасть в черный список и какие действия предпринимать, если компанию в него все же внесли. В этом вопросе важно не медлить – после 3 месяцев с момента внесения в РНП претензии не принимаются. Подробности – в нашей статье.

На рынке известен кейс, когда победитель торгов в срок не подписал договор и заказчик передал в УФАС информацию о внесении его в Реестр недобросовестных поставщиков. Договор не был вовремя подписан потому, что у выигравшего тендер поставщика сломался ноутбук. Он отдал его в ремонт, а договор отправил по почте. Удалось ли избежать организации попадания в РНП? Да, удалось: документально подтвержденный факт поломки и ремонта техники, отправка документа по почте (вместо обязательной отправки по телекоммуникационным каналам связи), а также добросовестная работа с господрядами на протяжении предыдущих лет, убедили УФАС не вносить компанию в черный список поставщиков. Конкретный подряд она потеряла, но свое честное имя и возможность дальше участвовать в торгах сохранила.

Эта история – хороший пример того, что не нужно опускать руки. Не нужно это делать как при угрозе попадания в черный список, так и после внесения в него. И еще один вывод, очевидный – надо «на берегу» проверять потенциальных партнеров.

Кто такой недобросовестный поставщик?

Слово недобросовестный – очень яркое, эмоциональное и явно негативно окрашенное. В словарях у него 15! синонимов, среди которых «бесчестный», «злостный» и даже «подлый». Для начала надо разобраться, за что можно получить неприятное «звание» недобросовестного поставщика.

3 основания для признания поставщика недобросовестным:

  • уклонение от заключения выигранного контракта. А именно: не направлен в срок подписанный проект контракта, не полностью или вообще не внесено в срок обеспечение, не выполнено требования ст. 37 №44-ФЗ – не внесен дополнительный размер обеспечения,
  • существенное нарушение условий контракта, на основании чего заказчик требует признать поставщика недобросовестным,
  • расторжение контракта с заказчиком в судебном порядке, на основании чего он признается недобросовестным.

РНП – черный список поставщиков.

Если победитель закупки уклоняется от подписания контракта (договора) или от его исполнения, то заказчик должен подать документы в ФАС для включения такого поставщика в официальный Реестр недобросовестных поставщиков РНП.

Реестр представляет длинный список компаний – в форме карточек каждой такой компании. Ведется реестр в Единой информационной системе ЕИС в сфере закупок.

Единый Реестр состоит из трех реестров:

  • Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (44-ФЗ),
  • Реестр недобросовестных поставщиков (223-ФЗ),

Более 22 тысяч организаций числятся в реестре недобросовестных поставщиков.

  • в Реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ,
  • более 20 000 организаций в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по 44-ФЗ.

Реестр содержит следующую информацию:

  • данные о поставщике,
  • информация о контракте, причина обращения в ФАС для внесения в РНП,
  • дата внесения в РНП.

Оказаться в РНП можно стремительно.

Алгоритм работы и сроки признания поставщика недобросовестным четко прописаны.

  • В течение 5 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов, УФАС начинает проверку по указанным в заявлении фактам.
  • В течение 3 рабочих дней УФАС передает данные в РНП, если проверка подтверждает достоверность представленных заказчиком фактов недобросовестности поставщика,

Как не оказаться в Реестре недобросовестных?

Как не повиснуть на годы в списке недобросовестных поставщиков? Прежде всего – сделать все, чтобы в нем не оказаться. Не выбирать заведомо невыполнимые поставки, внимательно вести как документальную работу по контракту, так и фактическую, в сложных ситуациях не «пропадать», вести диалог с заказчиком, разрешать ситуации мирным путем.

Если дело дойдет до проверки антимонопольщиков – доказательно аргументировать причину, приведшую к уклонению заключения договора, переносу сроков или изменению параметров поставки и т.п. А в случае внесения в РНП – оперативно обращаться в суд.

5 правил в выборе закупки:

  • Прежде всего, не хвататься за заведомо невыполнимые или высоко рискованные подряды.
  • Готовиться к участию в торгах, изучать документацию, искать в ней подводные камни. Не стесняться запрашивать дополнительную информацию, задавать уточняющие вопросы.
  • Не рассматривать торги, прием заявок по которым заканчивается «завтра», иметь в запасе как минимум 3-5 дней на подготовку заявки.
  • Предусмотреть возможные внешние риски по контракту, например, связанные с пандемией, закрытием границ, санкциями, усилением конкуренции на рынке и т.п.
  • Изучить заказчика, посмотреть судебные разбирательства, жалобы на него и т.п. Надо исключить риск сотрудничества с заказчиками, которые используют стратегию «уничтожения» подрядчиков. Ведь недобросовестными могут быть не только подрядчики, но и заказчики.

Как оспорить внесение в РНП?

Черную метку в виде внесения в РНП «ставят» на два года. Поблажек «за хорошее поведение» в виде сокращения срока не предусмотрено – два года и точка. Однако у поставщика есть право обжаловать решение о внесении в Реестр в суде. Судебная практика в этом вопросе дружелюбная в отношении поставщиков. Однако, судебное разбирательство может затянуться надолго.

Важно:
обжаловать решение в суде можно только в течение первых трех месяцев после принятия антимонопольщиками решения о внесении поставщика в РНП.

Основания для исключения из Реестра недобросовестных поставщиков:

  • Доказательство того, что у поставщика не было намерения уклониться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  • Наличие технических причин, независящих от поставщика, приведших к нарушению процедуры и сроков.
  • Доказательство действий заказчика, приведших к нарушению условий контракта.
  • Не проведение или формальное проведение проверки УФАС, вынесшей решение о включении поставщика к РНП.
  • Процедурные нарушения, допущенные УФАС.
  • Процедурные нарушения, допущенные заказчиком.

Чем опасно попадание в РНП?

Почему компании так стремятся к отсутствию в Реестре недобросовестных поставщиков? Во-первых, нахождение в РНП – высокий репутационный риск. Реестр размещен на официальном госресурсе, что делает факт недобросовестности для общественности легкодоступным и неоспоримым.

Во-вторых, эта метка закрывает дорогу к новым торгам. Разберемся, как именно это происходит. Нахождение в Реестре само по себе не запрещает вести дальнейшую деятельность на торгах, однако, у заказчиков есть законодательное право ограничить участие в торгах компаний и персон из РНП. И, как правило, все этим правом пользуются. Причем, этот стоп-фактор практикуют как заказчики государственных закупок, так и коммерческих.

Как предвосхитить проблему и в дальнейшем не оказаться пострадавшей стороной на закупках? Как не тратить драгоценные дни, а то и недели, на проверку потенциальных заказчиков и поставщиков? Предлагаем вам проверять их быстро и всесторонне с помощью современного сервиса СБИС Проверка контрагентов.

Сервис позволяет сделать вывод о добросовестности компании на основе большого массива данных. Используя СБИС, вы выполняете требования ФНС по проверке благонадежности контрагентов. Кроме того, СБИС – это еще и инструмент поиска новых потенциальных партнеров.

Подробнее о том, как с помощью СБИС проверить партнеров и сохранить свою репутацию, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию уже сегодня!

16 марта состоялся вебинар, на котором мы разобрали основные правила статьи 54.1 НК РФ о должной осмотрительности в 2021 году. Подробно рассказали, что и как следует проверять при работе с контрагентами, чтобы снизить риск претензий налоговиков и наложения штрафов.

Статьи по теме

Клиентов на постоянной поддержке

Офисов по всей России и продолжаем расширяться

Мы успешно работаем в сфере электронных решений

Всегда на связи с клиентами группа Техподдержки

  • РусТендер
  • База знаний
  • Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков

Что вы узнаете из текста: что такое реестр недобросовестных поставщиков, за что в него попадают, как из него выйти, в чем разница между РНП по 44-ФЗ и 223-ФЗ

1. Что такое РНП

2. Какую информацию о поставщике вносят в РНП

3. Чем грозит внесение в РНП

4. За что поставщика могут отправить в РНП

5. Порядок включения в РНП

6. Как выйти из РНП

7. Образец возражения на обращение заказчика о включении в РНП (несоответствие предоставленной независимой гарантии)

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это список поставщиков, которые  нарушили правила участия в закупке или не выполнили обязательства по контракту/договору.

Реестр недобросовестных поставщиков находится в открытом доступе в ЕИС. Ведёт реестр Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Это сводный реестр, здесь можно посмотреть нарушителей по 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП 615.

ОТКРЫТЬ РЕЕСТР

Проверка поставщика в реестре недобросовестных поставщиков

Какую информацию о поставщике включают в РНП

44-ФЗ
  • Наименование юрлица, ФИО физлица, ИНН;
  • ФИО и ИНН членов исполнительного органа или управляющего;
  • Наименования, ФИО, ИНН участников юрлица, способных оказывать влияние на деятельность поставщика*, учредителей унитарного юридического лица;
  • Номер реестровой записи в едином реестре участников закупок;
  • Идентификационный код закупки;
  • Дата внесения информации в РНП.

*Участниками юрлица, способными оказать влияние на поставщика считаются владельцы более чем 25% акций.

По 223-ФЗ
  • Наименование юрлица, ФИО физлица, ИНН;
  • Дата включения в реестр и номер реестровой записи;
  • Название уполномоченного органа, включившего поставщика в РНП;
  • Дата подведения итогов закупки;
  • Дата расторжения договора с указанием основания расторжения;
  • Сведения о договоре (ТРУ, код продукции, валюта, цена, сроки).
Больше проверок:  Что делать если налоговая заблокировала расчетный счет

Участнику, попавшему в РНП, не возвращается обеспечение заявки. Нахождение в реестре наносит ущерб репутации компании. Ну и самое главное — запрет на участие в закупках.

Информация о поставщике-нарушителе хранится в РНП 2 года. Эти 2 года он  не может участвовать в закупках по 44-ФЗ. Заказчик устанавливает требование об отсутствии поставщика или участника юрлица, участвующего в закупке, в РНП.

Если такого требования в извещении нет — это не значит, что участвовать можно. Даже если заявка каким-то чудесным образом будет подана, то её отклонят.

В 223-ФЗ заказчик тоже имеет право установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в РНП. Как по 223-ФЗ так и по 44-ФЗ, или по обоим законам сразу. Но если такого требования не установлено, поставщик может участвовать в закупке.

Воспользуйтесь услугами профессионалов

Чтобы точно не попасть в РНП

За что можно попасть в РНП

Ст. 104 44-ФЗ предусматривает 2 варианта, при которых поставщика отправят в РНП:

  • Уклонение от заключения контракта
  • Ненадлежащее исполнение уже выигранного и заключенного контракта

Давайте рассмотрим поподробнее. Уклонение от заключения контракта. После победы в процедуре на заключение контракта отводится определённый промежуток времени. В этот период участник должен успеть не только проверить контракт на его соответствие тому, который был в документации, но и оформить независимую гарантию на обеспечение исполнения контракта. Участник будет признан уклонившимся от заключения контракта в следующих случаях:

  • участник в установленный срок не подписал проект контракта на площадке или не сформировал протокол разногласий к контракту;
  • не предоставил и не разместил на площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (платёжное поручение или независимую гарантию) или не указал информацию о 3 ранее исполненных контрактах, если закупка проводилась у субъектов малого предпринимательства;
  • если независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствует требованиям проекта контракта и статье 45 44-ФЗ;
  • если возникли технические неполадки с электронной подписью, она истекла или недействительна.

При возникновении любой из этих ситуаций участник будет признан уклонившимся.

Второй вариант — это ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. В случае, если исполнитель по уже заключенному контракту отказывается выполнять свои обязательства без должных оснований, сведения о таком поставщике будут внесены в РНП. При исполнении контракта и заказчик, и поставщик могут принять решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, однако, в этом случае заказчик передаст информацию в ФАС для рассмотрения вопроса о внесении участника в РНП и поставщику, чтобы в него не попасть, придётся доказать, что его вины в ненадлежащем исполнении контракта нет. Если же дело дошло до суда, и суд вынес решение о том, что поставщик нарушил условия контракта, в этом случае также информация о таком поставщике будет включена в реестр.

В 223-ФЗ к двум случаям — уклонение от заключения и нарушение при исполнении — добавляются санкции: участника отправят в РНП, если заказчик, в отношении которого введены иностранные санкции, отказался от исполнения в одностороннем порядке.

В 44-ФЗ заказчик в течение 1 рабочего дня после того, как признаёт участника уклонившимся, или через 2 дня после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта стороной, или получения решения суда направляет обращение о включении поставщика в РНП в ФАС.

В течение 5 рабочих дней ФАС принимает решение, включать или не включать поставщика в РНП. Обычно ФАС проводит проверку и назначает заседание.

Если решат включить, то информацию о нарушителе внесут в реестр в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

В 223-ФЗ информацию о нарушителе заказчик должен направить в ФАС в течение 30 календарных дней  со дня истечения срока подписания договора или со дня заключения договора со вторым местом. В течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора, в случае расторжения по решению суда.

ФАС проверяет информацию в установленном службой порядке.

Сведения вносят в реестр в течение 3 рабочих дней.

Для начала можно постараться туда вообще не попасть. Решение отправлять поставщика в реестр или нет принимается на заседании о включении в РНП. На этом заседании поставщик должен привести аргументы, подтверждающие отсутствие в его действиях умысла уклоняться от заключения или исполнения контракта. По результатам такого заседания будет вынесено решение, которое можно обжаловать в судебном порядке.

В качестве примера можете ознакомиться с образцом возражения на обращение заказчика о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков по причине несоответствия предоставленной независимой гарантии.

ВОЗРАЖЕНИЕ НА ОБРАЩЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА О ВКЛЮЧЕНИИ УЧАСТНИКА В РНП

И в 223-ФЗ и в 44-ФЗ внесение в РНП можно обжаловать в судебном порядке.

В 44-ФЗ поставщик находится в РНП 2 года с момента, когда у ФАС появилась обязанность разместить информацию о нарушителе в реестре. По 223-ФЗ тоже 2 года, но со дня  внесения реестр. Но включение в РНП можно обжаловать в суде и выйти из реестра раньше.

Согласно части 9 статьи 104, поставщика могут исключить из РНП раньше 2 лет, если ФАС  получает:

  • решение суда о признании недействительным внесение поставщика в РНП;
  • решение суда о признании одностороннего отказа заказчика незаконным или недействительным;
  • подтверждение того, что учредители или участники юрлица не могли повлиять на деятельность поставщика в день признания участника уклонившимся или в день расторжения контракта.

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также – реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

6) утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом “б” пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом “в” пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Больше проверок:  Как подготовиться к плановой проверке пожарной безопасности в 2023 году

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

5 – 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:

1) решения суда о:

а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;

б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;

2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:

1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;

2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;

3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;

4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Реестр – открытая информация, он находится здесь.

Что такое «недобросовестность» из-за которой попадают в реестр? Говоря простыми словами, это серьезные нарушения государственного или муниципального контракта, из-за которых контракт сорвался.

Кто может попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Согласно положениям Федерального Закона № 44-ФЗ, поставщик должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, если:

  • отказывается от выполнения своих обязательств, предусмотренных договором;
  • имеет место расторжение договорных отношений вследствие судебного предписания;
  • заказчик со своей стороны расторгает договор из-за грубых нарушений условий контракта поставщиком.

Отметим, что закон защищает поставщика от произвола заказчика: если заказчик неверно подготовил документы так, что контракт исполнить заведомо невозможно, поставщик вправе оформить через ЕИС протокол разногласий.

Фактически включают поставщика в реестр по особому документу от госзаказчика- обращению. Обращение описывает ситуацию со срывом контракта, к нему приобщаются судебные решения или протоколы закупок об отказе от заключения контракта (п.п. 6-8 Порядка ведения РНП, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078).

У заказчика 3 рабочих дня дней с даты отказа от контракта на то, чтобы пожаловаться в ФАС, а у ФАС – 5 рабочих дней, чтобы принять решение о включении поставщика в РНП.

ФАС официально уведомляет каждого поставщика, что его сочли недобросовестным и внесли в реестр.

Что будет с поставщиком, попавшим в РНП

Существующее законодательство не запрещает поставщику, включенному в РНП, принимать участие в госзакупках.

Однако запрет на участие поставщиков, включенных в РНП, может

  • быть прописано в адмрегламентах министерств и ведомств об оценке качества товаров, т.е. заказчик фактически обязан включить условие в конкурсную документацию,
  • содержаться в условиях конкурса по воле заказчика.

Часто вместе с комплектом необходимых документов заказчики требуют от поставщиков предоставления справки/декларации, которая подтверждает отсутствие данного субъекта в РНП.

Например, отсутствие поставщика в РНП – необходимо условие для закупки у социально-ориентированных поставщиков. Этот момент не урегулирован на общефедеральном уровне, но продвигается ведомствами (см. административные регламенты по оценке качества, утвержденные Приказом Минспорта России от 11.09.2020 № 696, Приказом Минпросвещения России от 26.06.2019 № 335 и др.)

Как добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков

Учет в РНП не длится вечно – поставщика автоматически исключают из «черного списка» через 2 года после попадания в него.

Можно ли раньше добиться исключения из реестра? Никаких поблажек и амнистий РНП не предусматривает. Единственный шанс добиться исключения из реестра до истечения 2-хлетнего срока – доказать, что включили компанию или ИП в реестр незаконно.

Никакого административного порядка оспаривания через ФАС нет. Оспорить законность включения в РНП можно только в суде.

Причем есть 2 способа:

  • Либо признать незаконным само включение в РНП,
  • Либо признать незаконным отказ заказчика от контракта.

Предлагаем примеры успешных кейсов по исключению из реестра недобросовестных поставщиков:

  • поставщика включили в РНП через 2 месяца после отказа госзаказчика от контракта, т.е. были нарушены обязательные сроки,
  • госзаказчик вел себя при исполнении контракта недобросовестно – не передал вовремя проектную документацию, в связи с чем поставщик не сумел своевременно исполнить свои обязательства.

Важно ! Суды обладают правом приостановить действие акта, решения госоргана, которые оспариваются в суде. Но делают это не по свей инициативе, а по просьбе заявителя (п. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Подайте вместе с заявлением в суд ходатайство о приостановке исполнения решения ФАС о включении в РНП, и реестр не помешает ведению вашего бизнеса.

Когда нарушителя контракта не включают в РНП

С 23.03.2022 Правительство РФ разрешило не включать в реестр тех поставщиков по госконтрактам, которые нарушили договоренности из-за экономических санкций Запада.

То есть, например, проблема с комплектующими из-за сорванных западным партнером поставок – это основание избежать РНП.

А вот если поставщик нарушил контракт из-за того, что сам госзаказчик под санкциями, то избежать РНП не удастся.

Пелипенко Лидия Николаевна автор статьи

Проверка поставщика в реестре недобросовестных поставщиков

Большинство собственных нужд бюджетных учреждений и госкомпаний в России удовлетворяют сторонние поставщики. Для этого создана соответствующая законодательная база, а также штрафные санкции для поставщиков, которые нарушают условия госконтрактов. Одна из таких санкций – внесение контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Что это за реестр, как он работает, как туда попадают компании и как их проверить на нахождение в списке – расскажем в нашем материале.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список ненадежных контрагентов в сфере закупок, которые нарушили либо не выполнили свои обязательства по соглашениям и контрактам, составленным в рамках законодательства о госзакупках. Если компания попадает в РНП, страдает её репутация и контрагенты вряд ли будут с ней сотрудничать.

В законодательной базе Российской Федерации такого термина в государственных закупках не существует, однако в более широком смысле – это упорядоченная информация о контрагентах, признанных недобросовестными.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется ФАС в соответствии с рядом нормативных актов:

Кроме того, работа реестра регулируется иными подзаконными актами, письмами и пояснениями официальных ведомств.

Сам реестр РНП можно найти в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС Закупки), это категория «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу есть у любого пользователя.

Список является инструментом для предупреждения других участников рынка и закупок о недобросовестности контрагентов. Если компания или ИП не находится в данном реестре, то можно говорить об их добропорядочности, хорошей репутации либо об отсутствии опыта участия в закупках и побед в тендерах. Если данные о компании и участниках есть в РНП, это ограничит возможности лица принимать участие в будущих закупках.

Больше проверок:  Реестр алкотестеров для поверки

На данный момент в реестре числится более 71 000 записей – то есть, именно столько поставщиков на данный момент считаются недобросовестными с точки зрения госзакупок.

Какая информация содержится в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об ИП и юридических лицах, которые нарушают правила в области государственных закупок:

  • название, место регистрации лица, ФИО при наличии, ИНН, данные об учредителях и менеджменте;
  • информация об аффилированных лицах;
  • дата проведения конкурса, запроса предложений, если победитель отказался от подписания соглашения;
  • причины и дата внесения информации в РНП.

Информация о членах корпоративного юридического лица, имеющих возможность влиять на его деятельность, будет включена в реестр РНП только в том случае, если они владеют более 25% акций или долей всего юридического лица. А если полномочия руководителей переданы другим лица после совершения нарушения правил закупки, повлекших за собой внесение в реестр, то информация о них также попадает в РНП.

Другими словами, в реестре можно найти данные о поставщике, связанных с ним лицах, а также о том, почему его туда внесли. Соответственно, если учредитель «недобросовестной» компании создаст другую фирму, его данные из реестра не пропадут (так как привязаны к прежней организации).

Кто вносит поставщиков в реестр

Обеспечить внесение недобросовестного поставщика в реестр обязан заказчик. Даже если поставщик не может выполнить условия договора из-за форс-мажорных обстоятельств, нужно направить данные о компании в ФАС, и там уже будет вынесено решение о включении/не включении фирмы в РНП.

В зависимости от обстоятельств нарушения условий контракта, данные о нарушителе передаются в ФАС в течение 1-2 дней или месяца, после чего ФАС проверяет информацию и принимает решение.

При этом у поставщика есть право собрать доказательства своей невиновности, подготовить возражения и отстоять свою позицию в ФАС на заседании.

Причины внесения в РНП

Включение поставщика в РНП – это серьезная проблема как для начинающих, так и для опытных компаний. Это существенный риск потери заказов и прибыли, практически гарантированный отказ в дальнейшем участии в государственных закупках. Причинами внесения в реестр могут быть уклонение от заключения контракта и нарушение его условий.

Уклонение от заключения контракта

Государственные закупки обычно контролируются более тщательно, чем в коммерческом секторе. Например, с исполнителей чаще всего требуют наличия банковской гарантии – что банк компенсирует потери заказчика, если организация не выполнит условия договора.

Но кроме выплаты по гарантиям, исполнителя могут включить в РНП, если он отказывается подписать контракт, выиграв конкурс. В этом случае заказчик направляет информацию об уклонении в ФАС, и после рассмотрения ситуации фирма будет внесена в РНП на 2 года.

Есть несколько причин для этого:

  • Решение самого поставщика. Иногда с момента подачи заявки на выполнение заказа до победы и заключения контракта рентабельность заказа существенно снижается (например, если это была поставка импортной техники перед обрушением рубля), поэтому поставщик может выбрать одно из двух: либо выполнить контракт с потерями для себя в финансовом плане, либо потерять репутацию и возможность на 2 года заключать государственные контракты.
  • Технические проблемы – отключение электроэнергии, технический сбой на ЭТП, проблемы с сетью и другие факторы, по которым подписание контракта может сорваться.
  • Несоблюдение сроков подписания договора – в 44-ФЗ они строго регламентированы. К примеру, при электронном аукционе срок составляет пять суток с момента получения проекта. Важно, что контракт будет заключаться после предоставления победителем обеспечения выполнения договора (то есть гарантии).

Зачастую причиной несоблюдения сроков является неспособность поставщика оформить банковские гарантии как востребованный вид обеспечения.

Нарушение условий контракта

Нарушение обязательств по уже подписанному контракту также может быть основанием для внесения в РНП. Если договор выполняется ненадлежащим образом или не выполняется вовсе, заказчик может расторгнуть его по решению судебной инстанции или в одностороннем порядке, если это прописано в контракте. Если суд установит нарушения договора, то избежать включения в реестр практически нереально.

Какие это могут быть нарушения – зависит от самого контракта. Например, поставка не тех товаров, несоответствие количественных или качественных критериев, срыв сроков, отсутствие сертификатов и т. д.

Поставщик должен обязательно изучить требования заказчика по срокам, качеству товара и услуг и исполнять условия, изменения которых не предусмотрено договором.

Отличия РНП по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Список недобросовестных поставщиков ведется исходя из закона, по которому проводится закупка – то есть, либо по ФЗ-223, либо по ФЗ-44. У обоих этих списков много общего, правила их ведения в целом идентичны, но есть и некоторые отличия.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Все инструкции по вопросу требований к контрагенту насчет его отсутствия в РНП, содержатся в Письме Минфина от 08.06.2020 № 24-05-07/49487. Например, заказчик вправе требовать, чтобы в реестре не было как самой фирмы-поставщика, так и ее учредителей и руководителей (и отдельно поясняется, кого считать учредителем и бенефициаром).

Есть еще несколько важных нюансов, например, учредители могут быть включены в РНП не по формальным признакам, а по уровню участия в капитале и степени ответственности за принятие решений. То есть, даже если лицо, принимающее решение, выйдет из структуры управления либо выведет капитал после совершения нарушения в сфере государственных закупок, ответственности в виде внесения в РНП избежать не удастся.

В соответствии с 44-ФЗ, заказчик может устанавливать только ограниченные требования к контрагенту, в соответствии с которыми он не должен упоминаться именно в реестре 44-ФЗ. Реестр 223-ФЗ в данном случае использоваться не может. Другими словами, если исполнитель нарушал условия контрактов с госкомпаниями, это не «отрезает» его от участия в конкурсах для бюджетных учреждений.

Посмотреть информацию конкретно по 44-ФЗ можно в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте, если при поиске отключить ненужные галочки:

Проверка поставщика в реестре недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Причиной для отправки информации в ФАС о поставщике по 223-ФЗ является уклонение победителя от подписания соглашения. Сюда же можно отнести неподписание в установленный срок, либо непредоставление обеспечения исполнения договора.

Заказчик по этому закону может установить требования об отсутствии поставщика в РНП по 223-ФЗ и по 44-ФЗ. То есть, закон о закупках может использовать параллельно оба реестра. И если поставщик занесен в реестр 44-ФЗ, то его заявка на закупку по 223-ФЗ будет автоматически отклоняться (если заказчик установит такое требование).

Если участник конкурса уклоняется от подписания соглашения, то заказчик обязан на протяжении 30 суток с момента заключения договора либо со дня истечения срока его подписания направить в ФАС соответствующие сведения:

  • копию протокола закупки;
  • копию уведомления об отказе от подписания контракта;
  • другие документы, которые подтверждают факт отказа от подписания соглашения победителем конкурса.

Случаи расторжения контракта по согласию сторон в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ не являются причиной для занесения данных в реестр. В этом случае стороны не имеют претензий и злого умысла в действиях исполнителя не наблюдается.

Также стоит помнить, что заказчик не обязан направлять в реестр сведения об отказе от подписания соглашения, если уклоняется участник под вторым номером (который фактически выигрывает конкурс, если победитель отказался от подписания).

Последствия включения в реестр для поставщика

При попадании компании в РНП на нее накладываются достаточно серьезные ограничения:

  • Полный запрет на участие в государственных закупках на протяжении 2 лет по обоим реестрам.
  • Утрата обеспечения заявки, которое зачастую подлежит возврату. Обеспечение – это инструмент защиты от недобросовестного поставщика, который принимает участие в закупках и в дальнейшем уклоняется от подписания договора.
  • Утрата права обжалования действий заказчика по закупке, где устанавливается требование по отсутствию данных о поставщике в реестре.
  • Ущерб для репутации. Реестр недобросовестных поставщиков – это «черный список», сигнализирующий о недобросовестности организации и отталкивающий контрагентов от сотрудничества.

Другими словами, если фирма намерена и дальше участвовать в госзакупках, лучше всеми силами избегать попадания в реестр.

Срок нахождения поставщика в РНП

Согласно ст. 104 закона 44-ФЗ, по прошествии двух лет с момента включения в реестр недобросовестных поставщиков информация исключается из реестра. По 223-ФЗ срок нахождения недобросовестного поставщика в реестре также составляет 2 года, на протяжении которых компания ограничена в возможности принимать участие в государственных закупках.

В некоторых ситуациях поставщик может провести в реестре и больше двух лет – например, если были нарушены сроки передачи информации в РНП. Такие вопросы зачастую приходится решать в суде, а один из поставщиков даже смог дойти до Верховного суда.