Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Генера́льный прокуро́р Росси́йской Федера́ции — высшее должностное лицо в системе российской прокуратуры. Назначается на должность президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности президентом Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — 5 лет.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Генеральный прокурор руководит системой Прокуратуры и непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Он назначает на должность прокуроров городов и районов, а также иных приравненных прокуроров Российской Федерации.

Генеральному прокурору Российской Федерации присваивается классный чин действительного государственного советника юстиции.

Основные полномочия прокуроровПравить

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

Прокурор (или его заместитель):

  • приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах;
  • вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности;
  • обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе вступить в дело в любой стадии процесса. В ходе судопроизводства прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

С сегодняшнего дня настоящий сайт (genproc.gov.ru) прекращает свою работу и переносится на новую платформу. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на Едином портале прокуратуры Российской Федерации по адресу: https://epp.genproc.gov.ru/.

За последними новостями, объявлениями и другими обновлениями следите на новом сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Единый портал прокуратуры Российской Федерации объединяет все сайты прокуратур субъектов Российской Федерации, специализированных прокуратур (на правах прокуратур субъектов), управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Портал является унифицированной единой точкой доступа к информации и функциям прокуратуры Российской Федерации для граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов государственной власти.

Для удобства граждан и юридических лиц доработана форма подачи обращений.

Обеспечена возможность подачи обращений и записи на личный прием в органы прокуратуры при помощи форм единого портала государственных услуг (ЕПГУ), встроенных в единый портал прокуратуры.

Стала доступнее возможность отображения данных для пользователей с ограниченными возможностями по зрению.

Существенно оптимизирован процесс поиска данных в сводных планах проверок.

Расширены возможности просмотра и поиска новостной информации, включая медиаматериалы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  • Новости и аналитика
  • Новости

19 июля 2022

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” обязывает размещать на официальном сайте www.bus.gov.ru в числе прочего План ФХД государственных и муниципальных учреждений и Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Сделать это орган-учредитель должен самостоятельно или передать соответствующие полномочия учреждениям, что на деле чаще всего и происходит. Административная ответственность за несоблюдение этого требования в КоАП не установлена. Вместе с тем контролирующие органы фиксируют его в качестве финансового нарушения. В результате может последовать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения. Кстати, судебная практика располагает примерами разбирательств по данному вопросу. Смотрите, в частности:

А теперь приятная новость: требование о публикации на www.bus.gov.ru Плана ФХД и Отчета о деятельности учреждения временно отменяется. Соответствующие нормы Закона № 7-ФЗ приостанавливают свое действие на два с половиной года – с 14 июля текущего года до 1 января 2025 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”).

2022,
2023,
2024,
2025,
бухучет и отчетность,
бюджетная сфера,
госсектор,
формы документов

Документы по теме:

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Обновлены требования к составлению плана ФХД госучреждения

Обновленные требования будут применяться, начиная с формировании плана на 2023 год (на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов).

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Скорректирован порядок формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований

В частности уточнены сроки представления уточнений обоснований, а также их рассмотрения.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Для казенных учреждений разработаны новые формы обоснований плановых сметных показателей

Изменения будут применяться начиная с бюджетной сметы на 2023 – 2025 годы.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Оплата товаров и проезда в рамках социальной поддержки: КВР, КОСГУ, проводки, нюансы

Минфин России предложил соответствующие проводки.

Приложениек приказу Минфина РФот 21 июля 2011 г. N 86н

Порядокпредоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта

С изменениями и дополнениями от

23 сентября 2013 г., 17 декабря 2015 г.

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает правила предоставления и размещения информации (сведений) (далее – информация) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет, а также правила ведения указанного официального сайта (далее – Порядок).

2. Настоящий Порядок не распространяется на информацию о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях (далее – учреждения), составляющую государственную тайну.

3. Размещение информации об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru (далее – официальный сайт) и ведение указанного сайта обеспечивает Федеральное казначейство.

4. На официальном сайте размещается информация о следующих учреждениях:

федеральных казенных учреждениях, казенных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях;

федеральных бюджетных учреждениях, бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях;

автономных учреждениях, созданных на базе имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, автономных учреждениях, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, автономных учреждениях, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и их обособленных структурных подразделениях.

5. Предоставление и размещение информации об учреждениях на официальном сайте, а также ведение указанного сайта осуществляется с использованием информационной системы, отвечающей требованиям, установленным настоящим Порядком.

II. Порядок предоставления и размещения информации об учреждениях

6. Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее – электронные копии документов):

решения учредителя о создании учреждения;

учредительных документов (устава) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;

свидетельства о государственной регистрации учреждения;

решения учредителя о назначении руководителя учреждения;

Больше проверок:  П РОКУРОР МОСКВЫ – Telegram

положений о филиалах, представительствах учреждения;

документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);

годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;

сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.

7. На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее – структурированная информация об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по следующим разделам:

общая информация об учреждении;

информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении;

информация о плане финансово-хозяйственной деятельности;

информация об операциях с целевыми средствами из бюджета;

информация о показателях бюджетной сметы;

информация о результатах деятельности и об использовании имущества;

сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

8. При отсутствии у учреждения технической возможности доступа к официальному сайту для предоставления информации об учреждении, территориальные органы Федерального казначейства предоставляют учреждению оборудованные рабочие места в территориальных органах Федерального казначейства для предоставления информации через официальный сайт.

9. Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 настоящего Порядка, и требования к форматам структурированной информации об учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 настоящего Порядка, и файлов, содержащих электронные копии документов (далее – требования), размещаются на официальном сайте федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Формирование структурированной информации об учреждении осуществляется с использованием предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских и иных классификаторов, реестров, а также справочников, ведение которых осуществляется в установленном порядке (далее – справочники).

10. Структурированная информация об учреждении и электронные копии документов, предоставляемые через официальный сайт, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя учреждения.

11. Предоставление структурированной информации об учреждении не требуется, если соответствующая информация об учреждении ранее предоставлялась в Федеральное казначейство либо его территориальные органы в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. Учреждение до предоставления структурированной информации об учреждении осуществляет проверку соответствия информации в документах, указанных в пункте 6 настоящего Приказа, информации об учреждении, содержащейся в справочниках.

В случае наличия расхождений в справочниках и документах, указанных в пункте 6 настоящего Приказа, учреждение обеспечивает внесение изменений в справочники в порядке, установленном для их ведения.

Предоставление информации об учреждении для размещения на официальном сайте осуществляется после устранения указанных расхождений.

13. В течение 3 рабочих дней, следующих за днем предоставления структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, Федеральное казначейство осуществляет автоматизированную проверку представленной информации в соответствии с требованиями на:

наличие электронных копий документов;

полноту предоставления в составе структурированной информации об учреждении показателей, определенных пунктом 7 настоящего Порядка;

соответствие показателей структурированной информации об учреждении друг другу и сведениям, имеющимся в информационных системах Федерального казначейства;

соответствие формата предоставленной структурированной информации об учреждении установленным форматам и ее соответствия справочникам в случае предоставления указанной информации путем загрузки на официальный сайт.

Если по результатам проверки нарушений не выявлено, в указанный для проверки срок структурированная информация об учреждении и электронные копии документов размещаются на официальном сайте.

14. Если по результатам проверки, указанной в пункте 13 настоящего Порядка, выявлены нарушения, Федеральное казначейство в указанный для проверки срок через официальный сайт направляет учреждению протокол в форме электронного документа, содержащий перечень выявленных несоответствий.

Учреждение в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения протокола, устраняет выявленные несоответствия.

До устранения указанных нарушений структурированная информация об учреждении и электронные копии документов на официальном сайте не размещаются.

15. В случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов.

Информация об изменениях

Приказом Минфина России от 23 сентября 2013 г. N 98н Приложение дополнено пунктом 15.1, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

15.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, обеспечивают размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и предоставляются субсидии на иные цели. Для обособленных структурных подразделений данную информацию указывает учреждение.

III. Порядок ведения официального сайта и требования к информационной системе

16. Официальный сайт должен быть доступен в сети Интернет в круглосуточном режиме.

17. Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть доступна пользователям без взимания платы.

18. Федеральное казначейство в ходе ведения официального сайта обеспечивает:

бесперебойное функционирование официального сайта;

оперативное обновление и поддержание в актуальном состоянии сведений об учреждении, на основании информации, предоставленной учреждением в соответствии с настоящим Порядком;

применение средств электронной подписи для обеспечения юридической значимости информации об учреждении и соответствующих электронных копий документов;

ведение и актуализацию справочников;

защиту официального сайта от несанкционированного доступа;

разграничение прав пользователей информационной системы.

19. Информационная система должна обеспечивать:

доступность для учреждения информации об учреждении, содержащейся в справочниках;

однократный ввод и многократное использование информации об учреждении;

проведение необходимых контрольных процедур, обеспечивающих полноту, актуальность и достоверность размещаемой информации;

поиск необходимой информации в соответствии с заданными критериями;

просмотр структурированной информации об учреждениях;

группировку размещенной информации по определенным аналитическим признакам;

сравнение и анализ размещенной информации по заданным критериям;

формирование отчетов о результатах размещения сведений об учреждении для учреждений, органов государственной власти (органов местного самоуправления), осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства;

формирование аналитических выборок о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на основании информации, размещаемой на официальном сайте;

сохранение истории изменений по годам размещаемой информации об учреждении в течение 3 лет с возможностью их просмотра и сравнения;

совместимость и взаимодействие с иными информационными системами, используемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

20. Ведение официального сайта и размещение сведений об учреждениях осуществляются на русском языке.

Направления деятельности прокуратурыПравить

Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов:

  • федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  • судебными приставами,
  • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Больше проверок:  Общий реестр и Найдут ли госорганы и НКО общий язык?

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами,
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

КритикаПравить

В период отстранения от должности Ю. И. Скуратова обязанности генерального прокурора Российской Федерации исполняли первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайка (до 6 августа 1999 г.) и заместитель генерального прокурора Российской Федерации В. В. Устинов (с 6 августа 1999 г.).

СсылкиПравить

  • Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  • Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

РуководствоПравить

  • Винниченко Николай Александрович
  • Городов Пётр Петрович
  • Демешин Дмитрий Викторович
  • Зайцев Сергей Петрович
  • Захаров Алексей Юрьевич
  • Кикоть Андрей Владимирович
  • Лопатин Геннадий Борисович
  • Петров Валерий Георгиевич
  • Пономарёв Юрий Александрович
  • Ткачёв Игорь Викторович
  • Шишкин Николай Анатольевич

Система и структура прокуратурыПравить

Прокуратура в системе органов исполнительной власти.

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов, районов и другие территориальные прокуратуры
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные приравненные к ним прокуроры (например военные прокуроры) назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации. Прокуроры городов и районов и приравненные к ним, назначается генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены следующие должности:

Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней не является процессуальным лицом.

Присяга прокурораПравить

  • Университет прокуратуры Российской Федерации (б. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) (г. Москва);
    Филиалы Университета в городах Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Симферополь, Владивосток;
  • Филиалы Университета в городах Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Симферополь, Владивосток;
  • Институт прокуратуры УрГЮУ;
  • Институт прокуратуры МГЮА;
  • Институт прокуратуры СГЮА.

Научная деятельностьПравить

Указом Президента Российской Федерации от 07.11.2022 № 802 установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 54 198 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3583 единиц, из них военнослужащих в количестве 2418 человека, гражданского персонала — 1165 человек).

НаградыПравить

  • Казанник Алексей Иванович (назначен указом президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1584; отставка с должности принята указом президента Российской Федерации от 12 марта 1994 г. № 465; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 101-I СФ)
  • Ильюшенко Алексей Николаевич (исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 26 февраля 1994 г. № 391; представленная президентом Российской Федерации кандидатура для назначения на должность генерального прокурора отклонена постановлениями Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 99-I СФ и от 25 октября 1994 г. № 221-I СФ; освобождён от исполнения обязанностей указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1027)
  • Гайданов Олег Иванович (временное исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1028)
  • Скуратов Юрий Ильич (назначен постановлением Совета Федерации от 24 октября 1995 г. № 629-I СФ; отстранён от должности на период расследования возбуждённого в отношении него уголовного дела указом президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 415; предложение президента Российской Федерации об освобождении от должности отклонено постановлениями Совета Федерации от 17 марта 1999 г. № 78-СФ, от 21 апреля 1999 г. № 154-СФ и от 13 октября 1999 г. № 396-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 19 апреля 2000 г. № 70-СФ)
  • Устинов Владимир Васильевич (назначен постановлением Совета Федерации от 17 мая 2000 г. № 99-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 13 апреля 2005 г. № 102-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 2 июня 2006 г. № 151-СФ)
  • Краснов Игорь Викторович (назначен постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 г. № 2-СФ)
  • Lenta.ru: : Степанков, Валентин. Дата обращения: 11 мая 2009. Архивировано 15 августа 2010 года.
  • Постановление СФ РФ. Дата обращения: 28 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.

Классные чины и воинские званияПравить

Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре присваиваются следующие классные чины:

Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3-го класса.

С 2014 года лица, не имеющие высшего образования, не могут быть приняты на должности прокурорских работников.

В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.

Больше проверок:  Сводный план проверок субъектов предпринимательства

Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.

ИсторияПравить

12 (23) января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая получила право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Положение о прокуратуре СССР, принятое ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года, определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа и упразднило прокуратуру при Верховном суде СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, президиуму ЦИК СССР и Совнаркому СССР. Нормативным актом образовывались военная и транспортная прокуратуры; закреплялись организационно-распорядительные полномочия Центрального аппарата прокуратуры СССР.

Конституция СССР 1936 года установила, что высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами СССР возлагается на прокурора СССР; аналогичную функцию на генерального прокурора СССР возложило Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в мае 1955 года указом Президиума Верховного совета СССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад в связи с началом Великой Отечественной войны. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым главным прокурором страны, назначенным на должность генерального прокурора СССР, стал К. П. Горшенин.

В ноябре 1979 года, после принятия конституции СССР 1977 года, был принят закон СССР о прокуратуре СССР, заменивший положение о прокурорском надзоре. Наряду с надзором за точным соблюдением законов новая конституция закрепила за прокуратурой полномочия по:

  • борьбе с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
  • борьбе с преступностью и другими правонарушениями;
  • расследованию преступлений в соответствии с уголовно-процессуальным законом;
  • координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями
  • участию в совершенствовании законодательства.

Статья 9 закона СССР о прокуратуре закрепило за генеральным прокурором СССР право законодательной инициативы и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.

После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом в 1992 году законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплён надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

С 2011 года прокуратура Российской Федерации не осуществляет предварительное расследование уголовных дел, ранее отнесённых к подследственности прокуратуры уголовно-процессуальным законодательством и законом «О прокуратуре Российской Федерации» в первоначальной редакции, и не имеет в своём штате следователей. Функции по осуществлению предварительного расследования указанных уголовных дел были переданы Следственному комитету Российской Федерации (в 2007—2011 гг. — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации), являющимся самостоятельным федеральным государственным органом.

Прокуратура Российской Федерации

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 февраля 2022 года; проверки требуют 23 правки.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 1992 год.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2006 год.

Сайт правительства российской федерации официальный сайт постановления

Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Петровке.