Субъекты российской федерации

Субъекты Российской Федерации: Основная информация

Территориальные единицы верхнего уровня в России называются субъектами Российской Федерации. Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов: республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Главные должностные лица субъектов Российской Федерации

Каждый субъект имеет высшее должностное лицо, как правило, главный руководитель. Этот человек избирается в соответствии с уставом или конституцией региона и является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Законодательство и представительство

Субъекты Российской Федерации имеют собственное законодательство, принимаемое и действующее на их территории. Кроме того, они посылают по два представителя в верхнюю палату российского парламента – Совет Федерации.

История терминологии

Термин субъект федерации был введен в 1990 году Законом СССР № 1457-I о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации. До этого времени не существовало общего термина для обозначения территориальных единиц.

Субъекты Российской Федерации


Эта статья уточняет основные сведения об устройстве и функционировании субъектов Российской Федерации. Более подробную информацию можно найти в законодательных актах и конституциях каждого региона.

  • Республики:

    • Адыгея
    • Алтай
    • Башкортостан
    • Бурятия
    • Дагестан
    • Ингушетия
  • Края:

    • Алтайский край
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
  • Области:

    • Амурская область
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
  • Города федерального значения:

    • Москва
    • Санкт-Петербург
  • Автономная область:

    • Еврейская автономная область
  • Автономные округа:

    • Чукотский автономный округ
    • Ханты-Мансийский автономный округ
    • Ямало-Ненецкий автономный округ
    • Ненецкий автономный округ

Это лишь небольшая часть информации о субъектах Российской Федерации, описанных в Конституции. Россия – страна с разнообразным и сложным федеративным устройством, каждый субъект которого имеет свои особенности и права. Стабильность и эффективность такой системы зависят от соблюдения и уважения конституционных норм и интересов всех участников.

Перечень субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции России, ниже приведен перечень субъектов Российской Федерации. Типы субъектов федерации приведены в порядке, указанном в статье 65 Конституции Российской Федерации. В пределах каждой категории субъекты федерации упорядочены по алфавиту.


Республика Адыгея

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
779249497985Майкоп, 7 районов и 2 города
797муниципальных районов, 2 городских округа

Республика Алтай

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
92903210769Горно-Алтайск, 10 районов и 1 город
8410муниципальных районов, 1 городской округ

Республика Башкортостан

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
1429474077600Уфа, 54 района и 21 город
8054муниципальных района, 9 городских округов

Республика Бурятия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
35133497624Улан-Удэ, 21 район и 2 города
8121муниципальный район, 2 городских округа

Республика Дагестан

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
502703209781Махачкала, 41 район и 10 городов
8242муниципальных района, 10 городских округов

Республика Ингушетия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
3123519078Магас, 4 района и 4 города
264муниципальных района, 4 городских округа

Кабардино-Балкарская Республика

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
12470903266Нальчик, 10 районов и 3 города
8310муниципальных районов, 3 городских округа

Республика Калмыкия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
74731264483Элиста, 13 районов и 1 город
8513муниципальных районов, 1 городской округ

Карачаево-Черкесская Республика

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
1427746844Черкесск, 10 районов и 2 города
9110муниципальных районов, 2 городских округа

Республика Карелия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
18052052780Петрозаводск, 16 районов и 13 городов
8616муниципальных районов, 2 городских округа

Республика Коми

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
41677472634Сыктывкар, 12 районов и 8 городов
8715муниципальных районов, 5 городских округов

Республика Марий Эл

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
23375672Йошкар-Ола, 14 районов и 4 города
8814муниципальных районов, 3 городских округа

Республика Мордовия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
26128771Саранск, 22 района и 7 городов
8922муниципальных района, 1 городской округ

Республика Саха (Якутия)

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
3083523997Якутск, 33 района и 5 городов
9834муниципальных района, 2 городских округа

Республика Северная Осетия — Алания

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
7987680748Владикавказ, 8 районов и 1 город
908муниципальных районов, 1 городской округ

Республика Татарстан

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
678474001Казань, 43 района и 14 городов
9243муниципальных района, 2 городских округа

Республика Тыва

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
1686043371Кызыл, 17 районов и 2 города
9317муниципальных района, 2 городских округа

Удмуртская Республика

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
420611Ижевск, 25 районов и 5 городов
9425муниципальных районов, 5 городских округов

Республика Хакасия

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
61569530Абакан, 8 районов и 5 городов
958муниципальных районов, 5 городских округов

Чеченская Республика

НаселениеПлощадьАдминистративные единицы
161711533209Грозный, 17 районов и 6 городов
9617муниципальных районов, 2 городских округа

Регионы России

Чувашская Республика — Чувашия

  • Население: 1,833,431 человек
  • Административный центр: Чебоксары
  • Разделение: 21 район и 9 городов
  • Административное деление: 97 муниципальных районов, 5 городских округов

Алтайский край

  • Население: 2,167,996 человек
  • Административный центр: Барнаул
  • Разделение: 60 районов и 11 городов
  • Административное деление: 160 муниципальных районов, 11 городских округов

Забайкальский край

  • Население: 992,431 человек
  • Административный центр: Чита
  • Разделение: 31 район и 12 городов
  • Административное деление: 76 муниципальных районов, 4 городских округа

Камчатский край

  • Население: 755,275 человек
  • Административный центр: Петропавловск-Камчатский
  • Разделение: 11 районов и 3 города
  • Административное деление: 30 муниципальных районов, 3 городских округа

Краснодарский край

  • Население: 5,754,855 человек
  • Административный центр: Краснодар
  • Разделение: 37 районов и 15 городов
  • Административное деление: 337 муниципальных районов, 8 городских округов

Красноярский край

  • Население: 2,367,972 человек
  • Административный центр: Красноярск
  • Разделение: 54 района и 19 городов
  • Административное деление: 444 муниципальных района, 17 городских округов

Пермский край

  • Население: 1,602,362 человек
  • Административный центр: Пермь
  • Разделение: 33 района и 14 городов
  • Административное деление: 742 муниципальных района, 6 городских округов

Приморский край

  • Население: 1,647,631 человек
  • Административный центр: Владивосток
  • Разделение: 22 района и 12 городов
  • Административное деление: 522 муниципальных района, 12 городских округов

Ставропольский край

  • Население: 1,661,602 человек
  • Административный центр: Ставрополь
  • Разделение: 26 районов и 10 городов
  • Административное деление: 726 муниципальных районов, 9 городских округов

Хабаровский край

  • Население: 787,633 человек
  • Административный центр: Хабаровск
  • Разделение: 17 районов и 6 городов
  • Административное деление: 817 муниципальных районов, 2 городских округа

Амурская область

  • Население: 361,908 человек
  • Административный центр: Благовещенск
  • Разделение: 20 районов и 7 городов
  • Административное деление: 1020 муниципальных районов, 8 городских округов
Больше проверок:  Проверка роспотребнадзора

Астраханская область

  • Население: 490,249 человек
  • Административный центр: Астрахань
  • Разделение: 11 районов и 3 города
  • Административное деление: 1211 муниципальных районов, 2 городских округа

Белгородская область

  • Население: 271,341 человек
  • Административный центр: Белгород
  • Разделение: 21 район и 6 городов
  • Административное деление: 1419 муниципальных районов, 3 городских округа

Брянская область

  • Население: 348,571 человек
  • Административный центр: Брянск
  • Разделение: 27 районов и 5 городов
  • Административное деление: 1527 муниципальных районов, 6 городских округов

Владимирская область

  • Население: 290,841 человек
  • Административный центр: Владимир
  • Разделение: 16 районов и 10 городов
  • Административное деление: 1716 муниципальных районов, 5 городских округов

Волгоградская область

  • Население: 1,128,772 человек
  • Административный центр: Волгоград
  • Разделение: 32 района и 6 городов
  • Административное деление: 1832 муниципальных района, 6 городских округов

Вологодская область

  • Население: 457,271 человек
  • Административный центр: Вологда
  • Разделение: 26 районов и 4 города
  • Административное деление: 1926 муниципальных районов, 2 городских округа

Воронежская область

  • Население: 522,162 человек
  • Административный центр: Воронеж
  • Разделение: 32 района и 15 городов
  • Административное деление: 2031 муниципальный район, 3 городских округа

Запорожская область

  • Население: 271,830 человек
  • Административный центр: Мелитополь
  • Разделение: 13 районов и 3 города
  • Административное деление: 2313 муниципальных районов, 3 городских округа

Ивановская область

  • Население: 214,379 человек
  • Административный центр: Иваново
  • Разделение: 21 район и 6 городов
  • Административное деление: 2421 муниципальный район, 6 городских округов

Иркутская область

  • Население: 774,846 человек
  • Административный центр: Иркутск
  • Разделение: 33 района и 14 городов
  • Административное деление: 2527 муниципальных районов, 9 городских округов

Калининградская область

  • Население: 151,251 человек
  • Административный центр: Калининград
  • Разделение: 13 районов, 8 городов и 1 пгт
  • Административное деление: 2712 муниципальных округов, 10 городских округов

Калужская область

  • Население: 297,771 человек
  • Административный центр: Калуга
  • Разделение: 24 района и 4 города
  • Административное деление: 2924 муниципальных района, 2 городских округа

Кировская область

  • Население: 120,374 человек
  • Административный центр: Киров
  • Разделение: 39 районов и 5 городов
  • Административное деление: 3339 муниципальных районов, 6 городских округов

Костромская область

  • Население: 60,211 человек
  • Административный центр: Кострома
  • Разделение: 24 района и 8 городов
  • Административное деление: 3424 муниципальных района, 6 городских округов

51Курганская область71488761 586Курган24 района и 9 городов3724 муниципальных района, 2 городских округаподробнее

52Курская область299971 067 034Курск28 районов и 5 городов3828 муниципальных районов, 5 городских округовподробнее

53Ленинградская область839082 023 767Гатчина (де-юре), Санкт-Петербург (де-факто)17 районов и 20 городов4117 муниципальных районов, 1 городской округподробнее

54Липецкая область240471 126 263Липецк18 районов и 2 города4218 муниципальных районов, 2 городских округаподробнее

55Магаданская область462464134 315Магадан8 районов и 2 города448 муниципальных районов, 1 городской округподробнее

57Мурманская область144902658 698Мурманск5 районов и 13 городов475 муниципальных районов, 14 городских округовподробнее

58Нижегородская область766243 081 817Нижний Новгород48 районов и 12 городов2248 муниципальных районов, 4 городских округаподробнее

59Новгородская область54501575 926Великий Новгород21 район и 10 городов4921 муниципальный район, 1 городской округподробнее

60Новосибирская область1777562 794 266Новосибирск30 районов и 7 городов5030 муниципальных районов, 5 городских округовподробнее

61Омская область1411401 832 064Омск32 района и 6 городов5232 муниципальных района, 1 городской округподробнее

62Оренбургская область1237021 841 377Оренбург35 районов и 12 городов5335 муниципальных районов, 9 городских округовподробнее

63Орловская область24652700 276Орёл24 района и 3 города5424 муниципальных района, 3 городских округаподробнее

64Пензенская область433521 246 609Пенза28 районов и 5 городов5627 муниципальных районов, 3 городских округаподробнее

65Псковская область55399587 786Псков24 района и 2 города5824 муниципальных района, 2 городских округаподробнее

66Ростовская область1009674 164 547Ростов-на-Дону43 района и 16 городов6043 муниципальных района, 12 городских округовподробнее

67Рязанская область396051 088 918Рязань25 районов и 4 города6125 муниципальных районов, 4 городских округаподробнее

68Самарская область535653 142 683Самара27 районов и 10 городов3627 муниципальных районов, 10 городских округовподробнее

69Саратовская область1012402 404 944Саратов38 районов и 13 городов6338 муниципальных районов, 4 городских округаподробнее

70Сахалинская область87101460 535Южно-Сахалинск17 районов и 9 городов641 муниципальный район, 17 городских округовподробнее

71Свердловская область1943074 239 161Екатеринбург30 районов и 34 города655 муниципальных районов, 68 городских округовподробнее

72Смоленская область49779873 041Смоленск25 районов и 2 города6625 муниципальных районов, 2 городских округаподробнее

73Тамбовская область34462966 250Тамбов23 района и 7 городов6823 муниципальных района, 7 городских округовподробнее

74Тверская область842011 211 183Тверь36 районов и 12 городов2836 муниципальных районов, 7 городских округовподробнее

75Томская область3143911 052 106Томск16 районов и 6 городов6916 муниципальных районов, 4 городских округаподробнее

76Тульская область256791 481 471Тула23 района и 9 городов7023 муниципальных района, 3 городских округаподробнее

78Ульяновская область371811 181 006Ульяновск21 район и 6 городов7321 муниципальный район, 3 городских округаподробнее

79Херсонская областьХерсон (де-юре), Геническ (де-факто)18 районов и 2 города7418 муниципальных районов, 2 городских округа

80Челябинская область885293 407 145Челябинск24 района и 23 города7527 муниципальных районов, 16 городских округовподробнее

81Ярославская область361771 194 605Ярославль17 районов и 11 городов7817 муниципальных районов, 3 городских округаподробнее

82Москва256113 104 177Москва12 административных округов45146 внутригородских муниципальных образований (125 муниципальных округов, 2 городских округа, 19 поселений)подробнее

83Санкт-Петербург14035 600 044Санкт-Петербург18 районов40111 внутригородских муниципальных образований (81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок)подробнее

85Еврейская АО36271147 458Биробиджан5 районов и 1 город995 муниципальных районов, 1 городской округподробнее

88Чукотский АО72148147 840Анадырь8 районов и 1 город776 муниципальных районов, 1 городской округподробнее

Разновидности субъектов Российской Федерации

В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Республикаохарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5):Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.статус определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).

Край, область, город федерального значениястатус определяется Конституцией Российской Федерации и уставом (конституцией) региона, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта России (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

Автономная областьстатус определяется Конституцией Российской Федерации и уставом автономной области, принимаемым законодательным (представительным) органом региона (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

Коды субъектов федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Другие особенности территориального устройства России

Кроме того, субъекты Российской Федерации группируются в:

История российского федерализма

В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который тогда же был включён в текст Конституции России, принятой в 1978 году.

Больше проверок:  Права бизнеса при внеплановой проверке

В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации.

Изменения в федеративном устройстве или в границах субъектов России после прекращения существования СССР

Субъекты Российской Федерации с 3 февраля 1994 до 1 декабря 2005 г. Субъекты Российской Федерации с 1 декабря 2005 до 1 января 2007 г.

Субъекты Российской Федерации с 1 января до 1 июля 2007 г. Субъекты Российской Федерации с 1 июля 2007 до 1 января 2008 г.

Субъекты Российской Федерации с 1 января до 1 марта 2008 г. Субъекты Российской Федерации с 1 марта 2008 до 1 июля 2012 г.

Субъекты Российской Федерации с 1 июля 2012 до 18 марта 2014 г. Субъекты Российской Федерации с 18 марта 2014 до 30 сентября 2022 г.

Будущее федеративного устройства России

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако процессы по объединению были заморожены. Обсуждались также варианты ликвидации Еврейской автономной области с присоединением её территории к соседним Хабаровскому краю или Амурской области.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименование и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

– это система управления и контроля, которая осуществляется государством и его институтами с целью организации жизни на определенной территории.

Организация публичной власти на территории РФ имеет несколько уровней.

Субъекты российской федерации

В соответствии с Конституцией РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума принимает законы и контролирует деятельность исполнительной власти, а Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и контролирует законотворческий процесс.

Важной частью государственной власти является исполнительная власть, которая осуществляет реализацию принятых законов и нормативных актов. Она представлена Правительством Российской Федерации.

Задача судебной власти – обеспечить справедливое рассмотрение дел и защиту прав граждан. Судебная власть состоит из судов различных инстанций, высшими из которых являются – Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ, который являясь главой государства, формально не отнесен ни к одной ветви власти. Его полномочия включают определение основных направлений внутренней и внешней политики, подписание законов и указов, назначение членов Правительства.

Субъекты российской федерации

Не стоит забывать, что Россия – федеративное государство, в котором существует принцип разделения властей между Федерацией и субъектами. Государственная власть в субъектах организована также на началах принципа разделения властей. Исполнительная власть представлена правительством, которое возглавляет глава субъекта, законодательная – парламентом, судебная – системой мировых судов. Разберем организацию государственной власти на примере города федерального значения Москва.

Субъекты российской федерации

Кроме того, публичная власть также включает местное самоуправление, которое реализуется на уровне отдельных населенных пунктов, а в городах федерального значения – на уровне отдельных районов города. Местное самоуправление позволяет жителям определенной территории реализовывать свои интересы через выборных представителей и участвовать в принятии решений, касающихся их жизни и развития муниципального образования. Структуру органов местного самоуправления мы можем разобрать на примере муниципального округа Строгино в городе Москве:

Анализируя систему органов публичной власти в Российской Федерации, особое внимание мы должны уделить органам государственной власти РФ.

Президент Российской Федерации

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации. Он избирается народом на срок 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основной обязанностью главы государства является обеспечение конституционных прав и свобод граждан, сохранение государственной независимости и территориальной целостности. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также осуществляет общее руководство Правительством РФ. Кроме того, Президент осуществляет командование Вооруженными Силами России, обеспечивает безопасность государства. Одним из важных полномочий Президента РФ является возможность вносить законопроекты в Государственную Думу, которая затем рассматривает их и принимает в законодательном порядке. Президент также может осуществлять право вето по отдельным законопроектам.

Не менее важны полномочия Президента и в системе формирования органов власти.

Президент РФ формирует:

Президент РФ назначает:

Президент РФ назначает после утверждения Государственной Думой:

Президент РФ назначает после согласования с Советом Федерации:

Президент РФ назначает после консультаций с обеими палатами Федерального Собрания:

Президент РФ представляет:

Важными для обеспечения деятельности механизма сдержек и противовесов является право роспуска Госдумы, закрепленное за главой государства Конституцией РФ в случаях, если:

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением России каждые пять лет. Главная задача Государственной Думы – принятие законов по вопросам внутренней и внешней политики, экономики, социальной сферы, обороны и безопасности. Кроме того, она имеет широкие полномочия в области осуществления контроля за деятельностью исполнительной власти. Депутаты наделены правом ознакомления с отчетами о работе Правительства РФ, а также могут выразить недоверие Правительству, что может привести к его отставке.

Больше проверок:  Камбин продлил мораторий на проверки бизнеса до 2025 года

Важное значение имеют и полномочия Государственной Думы в области формирования органов публичной власти:

Государственная Дума назначает:

Государственная Дума утверждает:

Значимыми являются полномочия Государственной Думы и в системе разделения властей. Государственная Дума наделена правом выдвижения обвинения против Президента РФ с целью отрешения его от занимаемой должности.

Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации. В его состав входят по 2 представителя от субъекта, не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации. В деятельности Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.

Совет Федерации утверждает федеральные законы, указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, а также изменение границ между субъектами. Кроме того, он назначает выборы главы государства, а также принимает решение об отрешении Президента РФ от занимаемой должности.

Нельзя обойти вниманием и полномочия Совета Федерации в части формирования органов государственной власти:

Совет Федерации назначает:

Совет Федерации проводит консультации при назначении:

Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и его заместителей, министерств, ведомств и служб.

Главные задачи Правительства РФ включают формирование и реализацию экономической политики, в том числе привлечение инвестиций, поддержку отечественного бизнеса и создание условий для развития предпринимательства. Оно также обеспечивает выполнение социальных программ, направленных на защиту прав граждан, улучшение жизни населения и развитие образования, медицины и культуры.

Правительство РФ активно работает над поддержанием стабильности в стране, обеспечением безопасности граждан и правопорядка. Оно принимает решения по вопросам внешней политики, защиты национальных интересов и представления интересов России на международном уровне.

Важным аспектом работы Правительства является поддержка и развитие регионов России. Государственная власть стремится к достижению социальной и экономической сбалансированности между различными регионами, что способствует устойчивому развитию страны в целом.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся:

  1. принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

  2. разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

  3. содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности;

  4. информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации;

  5. установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным технопаркам, управляющим компаниям промышленных технопарков, технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям технопарков в сфере высоких технологий, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

  6. осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочий в сфере промышленной политики.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать отдельные полномочия в сфере промышленной политики органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях

Статья 7 дополнена частью 3 с 16 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 496-ФЗ

3. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предусмотренными пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в отношении управляющих компаний, осуществляющих управление совокупностью объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства, осуществляется в случае соответствия таких управляющих компаний требованиям, установленным в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 7 дополнена частью 4 с 16 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 496-ФЗ

4. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предусмотренными пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в отношении управляющих компаний, осуществляющих управление объектами технологической инфраструктуры и промышленной инфраструктуры, предназначенными для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов, осуществляется в случае соответствия таких управляющих компаний требованиям, установленным в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона.

Статья 7 дополнена частью 5 с 24 июня 2023 г. – Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 245-ФЗ

5. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, устанавливаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предусмотренными пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в отношении управляющих компаний, осуществляющих управление совокупностью объектов технологической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, зданий, строений, сооружений, предназначенных для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг, осуществляется в случае соответствия таких управляющих компаний требованиям, установленным в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона.