Управление сайтом радиомониторинга

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10) деятельность органов государственной охраны;

11) деятельность органов федеральной службы безопасности;

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также – вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее – федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее – закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года

24 июля 2020 года

Список изменяющих документов

(см. Обзор изменений данного документа)

Управление сайтом радиомониторинга

Продление срока исполнения предписания

ФЗ 248-ФЗ содержит фактически два юридических способа продлить исполнение действующего предписания:

🔹Отсрочка исполнения. Предусмотрена статьей 93 ФЗ 248-ФЗ. В соответствии с которой, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо КНО может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение. Обратите внимание, данное решение может быть принято по инициативе контролируемого лица, установлен предельный срок отсрочки и необходимо доказать

исполнения в установленный срок.

🔹Улучшение положения контролируемого лица. Данная процедура предусмотрена статьей 92 ФЗ 248-ФЗ: «Уполномоченное должностное лицо КНО по ходатайству контролируемого лица, по представлению инспектора или по решению органа, уполномоченного на рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица». Учитывая, что продление срока исполнения предписания является улучшением положения контролируемого лица, данная процедура возможна. В рамках статьи 92 ФЗ 248-ФЗ продление исполнения предписания возможно как по ходатайству контролируемого лица, так и по инициативе самого КНО.

Больше проверок:  Правительство ввело особый порядок планирования проверок на 2023 год, резко сократив их количество

Не стоит забывать, что продление исполнения предписания возможно в рамках досудебного обжалования.

С ув. А. Пахомов

Невозможность проведения КНМ со взаимодействием

Проведение КНМ со взаимодействием невозможно в случаях: ❌ отсутствия контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности); ❌ в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом (отсутствует заявленный объект, офис и иные случаи); ❌ в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения КНМ.

Каковы действия инспектора?

1⃣ Инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (порядок информирования – ч. 4, 5 ст. 21 ФЗ 248-ФЗ). 2⃣ Инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (конечно же если проведение таких КНД фактически возможно). 3⃣ Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

🖐Добрый день! Как вы заканчиваете рабочую неделю? Мы – на подъеме!

565 делегатов из 35 регионов России и, конечно же, из Красноярского края примут участие в XIII Сибирском муниципальном диалоге!

С 29 ноября по 2 декабря, 9 декабря Институт проведет межрегиональный форум-марафон участники которого обсудят: 🔹особенности осуществления муниципального контроля в 2023 году,🔹современные форматы и новеллы правого регулирования вопросов коммуникации органов власти и граждан,🔹механизмы общественного участия в МСУ, особенности судебной защиты местного самоуправления,🔹противодействие коррупции: конфликт интересов в сфере муниципального управления. 📒Отдельное внимание будет уделено презентации «Федерального судебника».

🔷 XIII Сибирский муниципальный форум «Эффективность муниципального управления как фактор развития регионов России»

📌 XIII Сибирский муниципальный форум «Эффективность муниципального управления как фактор развития регионов России»Доклад А.Пахомова “Будущее муниципального контроля: обновление или новая концепция”. Основное:▫ Происходит трансформация контроля от “проверить, найти нарушение и наказать” к “не допустить нарушения вообще”▫ Ключевой инструмент в рамках новой идеологии – профилактика, которая должна выполнять функцию предотвращения нарушений▫ Плановый контроль только в отношении объектов, отнесенных к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска▫Необходимо переоценить плановый контроль в муниципальном контроле – есть ли такие объекты? могут ли быть? нужно ли сохранять систему управления рисками с учетом новых реалий?▫ Индикаторы риска – основа для внепланового контроля будущего. Необходимо рассмотреть вопрос о постепенном внедрении индикаторов риска в видах муниципального контроля▫С 1 января 2023 года будут применяться общие основания для проведения внеплановых КНМ со взаимодействием (ч. 1 ст. 57 ФЗ 248). ▫Логика развития реформы говорит о том, что реестр объектов в будущем станет важным элементом цифровой архитектуры КНД, в том числе для внепланового контроля. Поэтому необходимо обеспечить постепенное его заполнение. Это не дело нескольких месяцев. Но игнорировать эту работу не стоит.▫Необходимо обеспечить, чтобы в положение о виде контроля были включены профилактический визит и предостережение как профилактические мероприятия в каждом виде контроля. Без них сложно представить профилактику на текущем этапе.▫При работе с предписаниями, срок исполнения которых истек (которые ранее были продлены на 90 дней) рекомендуется использовать нормы ст. 92, 93 ФЗ 248 для дальнейшего продления, если окончить их исполнение (оценить исполнение) невозможно.

Марафон: Итоги муниципального контроля 2022🌲 Конец года – традиционное время подводить итоги. Это хорошая традиция, так как позволяет понять – а правильное ли направление выбрано, каковы риски и как их избежать? Попробуем рассмотреть произошедшее в муниципальном контроле в 2022 году.

Итак, внедрение системы управления рисками в муниципальном контроле. Система управления рисками – совокупность механизмов, которые объективно должны усиливать внимание контролера в отношении объектов, где развитие риска наиболее вероятно и масштаб последствий будет наибольшим. Главное – система должна быть максимально объективной. Это значит, должна быть основанной на многолетних наблюдениях, собранных данных, применительно к этому муниципалитету. При этом усмотрение инспектора, прокурора или иного лица должно быть сведено к минимуму, чтобы исключить субъективное усмотрение отдельных лиц. Если объект отнесен к определенной категории, то контроль в отношении объекта должен быть неумолимо осуществлен в соответствии с параметрами этой категории (даже если субъективное мнение прокурора иное). Иначе система не работает!

Констатируя объективные причины, но все же следует отметить, что такой системы управления рисками в муниципальном контроле не построено.

Более того, с переходом планирования в контроле только в отношении объектов чрезвычайно высокой и высокой категорий риска, муниципальные образования неминуемо будут отказываться от СУР, учитывая специфику высоких категорий риска. Риск-ориентированный подход объективно находится в трансформационном кризисе и требует новых решений по ключевым направлениям:

Больше проверок:  Регистрация в Приват24 и вход в личный кабинет

Переход планов на высокие категории риска делают иные категории как бы лишними, не наполненными содержанием. Тогда для чего они в муниципальном контроле нужны? Какие функции выполняют? Или все таки категорирование в контроле будет наполнено иным содержанием, которое будет иметь функциональность и для «низких» категорий риска? В противном случае встанет вопрос – а нужен ли сам РОП в мунконтроле?

Расширение профилактики делает объективным необходимость связать проведение профилактических мероприятий с управлением рисками. Профилактика должна иметь ту же направленность, что и контрольные мероприятия – недопущение возникновения вреда (ущерба), а значит должна быть увязана с рисками, на предотвращении которых направлена.

Чтобы система управления рисками заработала необходимо очертить границы, где инспектор, прокурор могут субъективно решать, а где обязаны принять решение. СУР – это про неминуемость контроля, если объект отнесен к определенной категории. Кстати, это относится не только к плановому контролю, но и к внеплановому. Если, например, сработал индикатор риска, то внеплановое КНМ должно быть проведено однозначно. Иначе смысл контроля теряется.

Сложнейшая задача нового этапа реформы КНД – работа с индикаторами риска и критериями риска (которые должны, бесспорно, учитывать и факторы добросовестности контролируемого лица и другие динамические критерии). Это, в какой то степени, может оживить СУР.

Изложенное мнение является частным экспертным и не отражает позиции какого-либо органа или организации.

Профилактика Профилактика сама по себе – не панацея для решения задач, которые стоят перед контролем (надзором).

Ее значение можно сильно переоценить, если не задать правильное направление профилактической работы. Ведь, если мы будем проводить больше профилактических мероприятий, разъяснений, визитов, а объем вреда (ущерба) в среде не уменьшается (или даже увеличивается), то какой прок от такой профилактики? Сама по себе она не ценность. Ценной она будет тогда, когда мы ее научимся применять таким образом, чтобы контролируемые лица по ее итогам соблюдали требования.

Поэтому, возросшее, по итогам 2022 года, количество профилактических мероприятий, пока ни о чем не говорит. Я не утверждаю, что профилактика бесполезна. Напротив, всегда выступал за ее расширение.

Просто настало время задать профилактической работе необходимое направление и определить эффективность такой работы. Нам нужна даже не профилактика, нам нужно сотрудничество с бизнесом. Это дорога не с односторонним движением. В рамках профилактики бизнес должен брать на себя ответственность за соблюдение требований закона.

Линейка контрольных (надзорных) мероприятий

Особое значение для муниципального контроля в системе нового законодательства о КНД приобрели КНМ без взаимодействия. Целые виды муниципального контроля всецело завязаны на их проведение (например, муниципальный земельный контроль в подавляющем большинстве проводился с использованием выездного обследования).

Настало время определить их роль – являются ли они полноценными контрольными мероприятиями или служат лишь продолжением функции КНО по наблюдению за средой?

Решая этот вопрос стоит вспомнить и еще об одной задаче, которую планировалось решить в ходе реформы КНД – упрощение механизмов контроля для муниципальных образований, учитывая, что риски в муниципальном контроле не всегда значительные. В этом отношении КНМ без взаимодействия являются действительно важным инструментом. При этом, в условиях текущих ограничений, конечно, они не выполняют необходимых функций.

Если допустить, что на уровне муниципального контроля отсутствуют риски чрезвычайно высокого и высокого значения, то вполне вероятно применение КНМ без взаимодействия в полноценном формате – с выдачей предписания, возможностью привлечения к административной ответственности (хотя бы в некоторых важных сферах, например в благоустройстве). При решении этого вопроса не возникнет вопроса о расширении линейки КНМ, например, для проведения контроля в сфере благоустройства. Выездное обследование, «докрученное» до необходимого функционала, вполне справится с решением этой задачи.

Муниципальный контроль и привлечение к административной ответственности

Пожалуй самая болезненная и сложная тема муниципального контроля в 2022 году.

По итогам всем стало понятно, что как бы законодательство о КНД и законодательство об административной ответственности не были похожи, это все таки разные вещи, построенные на разных принципах. Безусловно, между ними необходимы «мостики», отвечающие на ключевые вопросы. Однако, заменить одно другим не получится. Также не возможно сделать одно продолжением другого. Яркий тому пример – сфера благоустройства, где специфика нарушений требует прямого применения норм закона об админправонарушениях.

Контроль в сфере благоустройства должен быть. Контроль и надзор имеют свою специфику и свой инструментарий – выданное предписание содержит конкретные действия, которые должно совершить контролируемое лицо. Такого инструмента в КоАП нет. Однако, и привлечение к административной ответственности в такой специфической сфере не может быть обусловлено проведением сложного механизма КНМ со взаимодействием.

Больше проверок:  Планы плановых проверок на 2023 год планы

Варианты решений у данной проблемы могут быть разные, однако сейчас все они требуют внесения изменений в закон.

Итак, по итогам опроса самая главная проблема с объектами контроля.

Начнем с самого начала. В контроле важное место занимают понятие субъекта и объекта контроля. Субъект контроля – тот, кто контролирует. Объект контроля – то, на что направлен контроль, на что мы воздействуем средствами контроля, что хотим изменить.

В этом процессе есть несколько принципиальных положений.

Объект контроля – это всегда деятельность и (или) действия каких-либо лиц. Всегда! Нельзя контролировать производственный объект. Мой любимый пример про лавочку. Если в правилах благоустройства написано, что «лавочка должна быть окрашена в зеленый цвет», то очевидно, что лавочка сама себя не окрасит. Объектом контроля (то, на что направлено внимание субъекта контроля) будет являться деятельность лица, которое должно окрасить лавочку в нужный цвет. И именно эти действия мы будем проверять. Ни один материальный объект сам себя не поддерживает в надлежащем состоянии, качестве. Это всегда делают люди, организации. Именно их деятельность является объектом контроля. Именно на нее мы (инспекторы, субъекты контроля) воздействуем, чтобы скорректировать.

Поэтому в теории объект контроля – всегда деятельность.

Однако! Мы понимаем, что на практике нам важно организовать процесс управления таким образом, чтобы он был удобным и понятным. Например, нам нужно учитывать объекты контроля (ст. 16 ФЗ 248). Этот процесс часто удобно организовать таким образом, чтобы учитывать именно материальные объекты. Но именно тогда, когда так удобно! Например, удобно ли нам учитывать в благоустройстве лавочки, урны, площади и т.д.? Конечно нет. Это тысячи объектов. Здесь нам удобнее учитывать деятельность лиц, организаций, которые обязаны поддерживать эти объекты в надлежащем состоянии.

Важная оговорка. В контроле в сфере благоустройства есть большая отдельная проблема, связанная с административной ответственностью. Правонарушения в сфере административной ответственности не должны являться объектом контроля в контрольно-надзорной деятельности. У административных правонарушений другая природа. Они основываются на иных юридических принципах (например, принцип равенства перед законом). Это отдельная тема разговора, посвятим ей отдельный пост.

Таким образом, чтобы определить объект контроля в первую очередь задаемся вопросом – что мы контролируем? Какое поведение от контролируемых лиц мы ожидаем? Какие обязательные требования они должны выполнить?

И это второй ключевой практический вопрос алгоритма правильного определения объекта контроля – кто и какие обязательные требования должен выполнять? Открываем правила благоустройства территории и подчеркиваем обязательные требования. К каждому обязательному требованию должно быть понимание – кто его обязан выполнить? После того как мы определили все категории «кто должен исполнять требования» мы можем сделать перечень объектов – перечень лиц (их категорий), чья деятельность подпадает под соответствующий вид контроля. Осталось дело техники – понять кто эти лица и включить их в перечень объектов (точнее их деятельность).

НО! Мы можем заменить деятельность лиц (как объект контроля) на производственные объекты, если нам удобнее учитывать именно такие объекты. Например, в земельном контроле у нас есть понятный перечень земельных участков, которые мы можем включить в перечень и категорировать его.

Третье. Закон не запрещает и сочетать учет разных видов объектов в одном виде контроля. Например, в благоустройстве. Учитывать как деятельность лиц (например, деятельность по обслуживанию территорий эксплуатирующих компаний), так и производственные объекты (например, прилегающие территории).

Этот пост – экспертное мнение и не отражает позицию какого либо органа или организации.

Расписание вебинаров, курсов повышения квалификации «Муниципальный контроль в условиях перемен: правила осуществления в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в условиях моратория на проведение в 2023 году»:

По итогам обучения выдается документ на основании лицензии.

Продолжаем важную тему объектов контроля.

Ниже представлена примерная простая схема-алгоритм определения объекта контроля в сфере благоустройства.

🔗Всегда важно помнить, что порядок учета объектов контроля определяется положением. Поэтому любые схемы и советы будут условными. Важно учитывать специфику каждого вида контроля – что удобно учитывать? что непосредственно проверяется? как объект будет выглядеть (будет описан) в решении о проведении КНМ? если он будет описан как вы решили учесть (например, как производственный объект) – этого будет достаточно при проведении КНМ?⬇️

С ув. А. Пахомов✊