Если ваш бизнес включен в план проверок контролирующих органов, не паникуйте. Проверьте ваши документы и процессы на предмет соответствия законодательству заранее, чтобы избежать негативных последствий. Помните, что правильная подготовка к проверке может сэкономить вам время и ресурсы в будущем.
Рассмотрим основные шаги, которые помогут вам быть готовыми к проверке:
Проверьте свою документацию. Убедитесь, что у вас все в порядке с уставными документами, лицензиями, разрешениями и другими необходимыми документами.
Проверьте свои процессы. Обратите внимание на ваши внутренние процессы и убедитесь, что они соответствуют законодательству.
Обучите свой персонал. Обеспечьте своих сотрудников актуальной информацией о законах и требованиях, чтобы они могли правильно взаимодействовать с проверяющими.
Проведите самооценку. Попробуйте посмотреть на ваш бизнес глазами проверяющего и выявите возможные проблемные места заранее.
Соблюдение этих шагов поможет вам быть готовыми к проверке и повысить успешность прохождения ее без сложностей.
Надеемся, что данная информация окажется вам полезной. Успехов вам в бизнесе!
Поправки в Налоговый кодекс с 2024 года
С 2024 года в Налоговый кодекс будут внесены масштабные поправки, затрагивающие такие налоги, как НДФЛ и налог на имущество. Давайте разберем все по полочкам с экспертом в эфире 21 декабря.
Изменения в законодательстве
В связи с изданием приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2023 N 755 О внесении изменений в Положение о главном управлении и управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2023 N 756/20р Об организации надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов, руководствуясь статьей 17 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации, вносятся следующие изменения:
Поправки в приказ Генерального прокурора
Внесены изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В пункте 3.1:
Абзацы шестой и седьмой изменены следующим образом:
Начальникам Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства направлять требования о проведении внеплановых проверок в федеральные органы контроля (надзора) и их окружные территориальные органы.
Прокурорам субъектов Российской Федерации направлять требования о проведении внеплановых проверок в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Абзац девятый отражает аналогичные требования.
Абзац двенадцатый изменен для организации работы военным и природоохранным прокурорам.
Заключение
Эти поправки в законодательстве о процедурах надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов будут вступать в силу с 2024 года. Важно следить за обновлениями и готовиться к изменениям для соблюдения законов и нормативов.
Формирование ежегодного сводного плана проверок в Российской Федерации
Ответственность за выполнение данных требований возложена на следующих лиц:
- начальников главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам,
- прокуроров субъектов Российской Федерации,
- приравненных к ним военных и природоохранных прокуроров.
Внесение изменений в приказ
Изменения в приказе Генерального прокурора от 08.11.2019 N 783
- Внести следующие изменения в приказ:
- В пунктах 4 и 5 заменить слова управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах на главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам.
- Пункт 8 изменить на следующий вариант: Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Изменения в Порядке формирования планов проверок
- Внести следующие коррективы в Порядок:
- В абзаце втором пункта 1.5 заменить слова О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации на О территориях опережающего развития в Российской Федерации.
- Пункт 2.1 изменить следующим образом:
- Удалить фразу (в соответствии с компетенцией, территорией, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры) из первого абзаца.
- Признать второй и третий абзацы утратившими силу.
- Изменить четвертый абзац на следующий: Прокурорами субъектов Российской Федерации – по проектам ежегодных планов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в пределах компетенции по распоряжению Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2023 N 756/20р.
- Утратившим силу признать седьмой абзац.
- Изменить восьмой абзац на: Главным управлением и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам – по проектам ежегодных планов окружных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, наделенных контрольными функциями, в пределах компетенции по распоряжению N 756/20р.
- Пункт 2.5 переформулировать в соответствии с новыми требованиями.
Регламентированные процессы для органов контроля
Учитывая, что наибольшее число проверок планируется органами контроля, поднадзорными прокурорам субъектов Российской Федерации, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса Байконур следует учитывать запланированные ими сроки проверок.
Подготовка к проверкам
В связи с этим прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо в срок до 20 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, осуществить выгрузку и обработку планов в ЕРП в целях совмещения сроков проверочных мероприятий главным управлением и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, военными прокурорами, прокурором комплекса Байконур.
Координация работы
Прокурорам субъектов Российской Федерации, начальникам главного управления и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, военным прокурорам, прокурору комплекса Байконур следует обеспечить надлежащее взаимодействие между собой и координацию работы контролирующих органов.
- абзац четвертый пункта 3.1 изложить в следующей редакции:
Организация проверок
Главным управлением и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокуратурами субъектов Российской Федерации, прокуратурой комплекса Байконур – в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок;;
- Внести в Порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования, утвержденные приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, и в приложение N 4 к этому приказу следующие изменения:
а) в пункте 3 Порядка направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
Организация контроля
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"начальники Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам или их заместители направляют требования о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в федеральные органы контроля (надзора) и их окружные территориальные органы в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения;
прокуроры субъектов Российской Федерации, прокурор комплекса "Байконур" или их заместители направляют требования о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (в том числе осуществляющие деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации) (далее – межрегиональные органы) в пределах компетенции, определенной распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2023 N 756/20р "Об организации надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов" (далее – распоряжение N 756/20р), а также в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органы муниципального контроля, поднадзорные городским и районным (межрайонным) прокуратурам;";
б) абзац четвертый перед словом "межрегиональные" дополнить словом "окружные";
в) абзац пятый изложить в следующей редакции:
"природоохранные прокуроры (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) или их заместители направляют требования о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в органы контроля (надзора) окружного, межрегионального, регионального и городского (районного) уровня в соответствии с закрепленными предметами ведения.";
- в пункте 2.1 Порядка рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования:
а) абзацы второй и третий признать утратившими силу;
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"прокурорами субъектов Российской Федерации или их заместителями – в части проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в пределах компетенции, определенной распоряжением N 756/20р, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;";
в) абзац шестой после слова "поднадзорных" дополнить словами "с учетом полномочий, определенных распоряжением N 756/20р,";
г) абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:
"природоохранными прокурорами (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) или их заместителями – в части проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий поднадзорных природоохранных окружных, межрегиональных и иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в части территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры;
начальниками главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам или их заместителями – в части проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий поднадзорных окружных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), в пределах компетенции, определенной распоряжением N 756/20р;";
- приложение N 4 изложить в следующей редакции:
"Приложение N 4к приказу Генерального прокурораРоссийской Федерацииот 02.06.2021 № 294
Решение прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании
проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия
"____"______________ 20___г. г.________________
(орган государственного контроля (надзора), орган
от "____"______________20____г. о проведении с "___"______________20___г.
(указать вид и форму контрольного
(наименования юридических лиц (их филиалов, представительств,
обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества
индивидуальных предпринимателей, граждан, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, адрес регистрации и фактического осуществления
деятельности проверяемых лиц (объектов), ИНН, ОГРН, СНИЛС)
на основании решения о контрольного (надзорного) мероприятия
сообщаю, что проведение_____________________ № ____________________
согласовано / не согласовано
В согласовании проведения названного контрольного (надзорного)
мероприятия отказано по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 66
Федерального закона № 248-ФЗ:
¦ ¦ Подп. 1. Отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о
+-+ согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного)
¦ ¦ Подп. 2. Отсутствие оснований для проведения внепланового
+-+ контрольного (надзорного) мероприятия.
¦ ¦ Подп. 3. Несоответствие вида внепланового контрольного (надзорного)
+-+ мероприятия индикаторам риска нарушения обязательных требований.
¦ ¦ Подп. 4. Несоблюдение установленных Федеральным законом N 248-ФЗ
+-+ требований к оформлению решения контрольного (надзорного) органа о
проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
¦ ¦ Подп. 5. Проведение внепланового контрольного (надзорного)
+-+ мероприятия, противоречащего федеральным законам, нормативным
правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым
актам Правительства Российской Федерации.
¦ ¦ Подп. 6. Несоответствие предмета внепланового контрольного
+-+ (надзорного) мероприятия полномочиям контрольного (надзорного)
¦ ¦ Подп. 7. Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований
+-+ в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными
(дополнительная мотивировка отказа в согласовании)
обязательно к заполнению
Порядок обжалования решения об отказе в согласовании проведения
внепланового контрольного (надзорного) мероприятия разъяснен.
4. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурорРоссийской Федерациидействительный государственныйсоветник юстиции И.В. Краснов
Ранее был установлен порядок организации надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными территориальными органами федеральных органов. В связи с этим скорректированы приказы Генпрокурора о защите прав компаний и ИП в ходе государственного и муниципального контроля, а также о правилах формирования ежегодного сводного плана проверок, направления требований об их проведении и рассмотрения проектов таких планов.
Приказ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Проведение прокурорской проверки в плановом и внеплановом режимах
Каждый год утверждается план по проверкам в отношении ИП и юридических лиц. Местные прокуроры направляют информацию в Генеральную прокуратуру, где утверждается сводный план.
Сведения публикуются открыто, ознакомиться с планом можно на официальном сайте ведомства, указав свой ИНН. Благодаря этому вы можете должным образом подготовиться к мероприятию. Кроме того, прокуратура должна предупредить о визите за три дня.
Внеплановые мероприятия проводится при поступлении информации о нарушении закона (на практике это жалобы от сотрудников и покупателей, информация от других государственных инстанций, публикация в средствах массовой информации). Заранее узнать о мероприятии не получится, так как органы могут предупредить предпринимателя буквально в этот же день.
Выделяют также проверки документарного и выездного характера. Первые проводятся непосредственно в органах прокуратуры, вторые – по месту деятельности организации. Прокурор имеет право запросить необходимую документацию в электронном и бумажном формате (например, договоры, отчетности, журналы учета, локальные нормативные акты).
Как происходит проведение прокурорской проверки?
Проведение прокурорской проверки происходит в четыре стадии:
Ограничение правомочий прокурора
Обратите внимание, что на данный момент единого регламента для проведения проверок нет, должностные лица руководствуются законом «О прокуратуре». При этом прокуроры наделены широким перечнем прав, в том числе:
Вместе с тем полномочия этого должностного лица ограничены законодательством. Так, у прокурора нет права вмешиваться в экономическую деятельность организации, получать разъяснения и требовать документацию, которая не относится к предмету проверочного мероприятия. Прокурор не может отказывать руководству компании в ознакомлении с документами о проверке, актами, служебными удостоверениями.
Если лицо не предъявляет удостоверение, вмешивается в рабочие процессы, требует документы, которые не относятся к делу, ваши права нарушаются, а значит, решение прокурора можно обжаловать. Рассмотрим подробнее особенности обжалования в административном порядке.
К основным основаниям для обжалования относится следующее:
Обжалование осуществляется через суд, для этого установлен срок давности – три месяца с того момента, как вы узнали о своем нарушенном интересе. Данный срок установлен ст. 198 АПК РФ. Как правило, он исчисляется с даты получения акта о прокурорском реагировании.
Если акт нарушает интересы компании в области экономической деятельности, заявление нужно подавать в Арбитражный суд. Иск направляется по месту нахождения органов прокуратуры, после принятия он рассматривается в течение трех месяцев, в соответствии со ст. 200 АПК РФ.
В других случаях заявление направляется в судебный орган общей юрисдикции, в рамках административного судопроизводства. Дело в этих судах рассматривается в течение двух месяцев. Исковое заявление также направляется по месту прокуратуры, которая оформила неправомерный акт.
Еще один способ обжалования – внесудебный или административный. В этом случае направляется жалоба вышестоящему прокурору, документ рассматривается в течение одного месяца. Практика показывает, что это не лучший способ: пока вы будете направлять жалобу в порядке иерархии, можно обжаловать свой вопрос в судебном порядке.
В исковом документе указывается следующее:
Документ может подаваться лично в канцелярию или в электронном формате на сайте суда. При внесудебном или судебном обжаловании рекомендуется воспользоваться помощью юриста, который предлагает комплексное правовое сопровождение. Специалист оценит перспективы дела и найдет основания для обжалования решения, разъяснит нормы действующего законодательства.
В услуги юриста входит оформление процессуальных документов в надлежащем порядке (в том числе искового заявления и жалобы). Адвокат найдет доказательства, которые подтверждают вашу правоту, при необходимости будет ходатайствовать о назначении дополнительных экспертиз. Еще одна услуга – представительство ваших интересов в ходе судебного заседания. Если вы не согласны с результатами рассмотрения дела в суде, юрист поможет обжаловать решение в апелляционной инстанции.
Юридическая фирма Шмелева и Партнеры
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.
Проверка прокурора без решения о проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка прокурора без решения о проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании действий прокуроров при проведении проверок и актов прокурорского реагирования(Мирошниченко М.Н.)("Законность", 2023, N 9)Так, Сельскохозяйственный производственный кооператив племзавод имени Е. Андреева (далее – СХПК, кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании незаконным действий прокуратуры Моргаушского района Чувашской Республики по направлению требований о предоставлении информации и подтверждающих документов. Из материалов дела следует, что в связи с проведением проверки по обращению К. по вопросу правомерности действий руководства кооператива прокуратура направила председателю СХПК требование о предоставлении к определенному сроку информации и подтверждающих документов, относящихся к проверке. Однако к указанному сроку заявитель требование не исполнил, в связи с чем прокуратурой требование направлено повторно. Вместе с тем кооператив не согласился с требованием и обратился с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд. По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что на момент направления требования о предоставлении информации прокуратура не принимала решение о проведении проверки в отношении кооператива, не проводила в отношении его проверочных мероприятий. Однако закон не связывает запрос прокурора о предоставлении сведений с необходимостью проведения проверки и вынесения решения о проведении проверки. Требование о предоставлении документов может быть внесено прокурором без проведения проверки (вынесения решения о проведении проверки). Действующее правовое регулирование допускает осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания) и, соответственно, не исключает возможность проведения прокурорских проверок, в том числе в отношении некоммерческих организаций, в инициативном порядке. При этом при проведении проверок органы прокуратуры самостоятельно определяют методику и тактику осуществления надзорных мероприятий, ограничений на получение информации, которая может быть получена в других источниках, в Законе о прокуратуре нет. На основании изложенного судом принято решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, которое оставлено без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций. Определением Верховного Суда РФ от 15 ноября 2021 г. N 301-ЭС21-22242 в передаче кассационной жалобы кооператива по делу для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ также отказано.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 25.12.2023)"О прокуратуре Российской Федерации"В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Тем самым предполагается, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору – вопреки целям осуществления прокурорского надзора – использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
Проведение прокурорской проверки и обжалование результатов
С прокурорской проверкой может столкнуться любое юридическое лицо, при этом узнать о мероприятии можно в последний момент, что мешает полноценно подготовиться. В ходе инспектирования прокурор проверяет соблюдение прав и интересов сотрудников, соответствие приказов и других локальных актов нормам законодательства, соблюдение закона. Расскажем, как происходит проведение прокурорской проверки, и как обжаловать акт по результатам окончания проверки.
Если вам нужна надежная команда юристов, которая состоит из докторов и кандидатов юридических наук с огромным практическим опытом, то обращайтесь в ООО «Шмелева и Партнеры». Вы можете получить консультацию по телефону: +7 (800)-201-56-52 или оставить заявку на сайте.