Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

Поводы для проверки учреждения прокуратурой

Важным аспектом деятельности прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением законодательства и прав граждан. В данной статье мы рассмотрим различные ситуации, которые могут послужить поводом для проверки учреждения прокуратурой, а также проанализируем основные виды проверок и возможные результаты.


Когда прокуратура проводит проверку?

Согласно Федеральному закону О прокуратуре Российской Федерации, органы прокуратуры выполняют проверки в случаях получения информации о нарушениях законов и прав граждан, требующих вмешательства прокурора. Эти сведения могут поступать от граждан, юридических лиц, должностных лиц и из различных источников, таких как средства массовой информации, статистические данные и правоприменительная практика.

Также прокуратура имеет право проводить проверки по собственной инициативе, без получения каких-либо обращений или жалоб от сторонних лиц. Это позволяет обеспечить более широкий контроль за исполнением законов и предотвращать возможные нарушения.


Какие виды проверок проводит прокуратура?

Прокурорские проверки могут быть плановыми, внеплановыми или контрольными. Плановые проверки проводятся согласно утвержденному плану деятельности прокурорского органа на определенный период времени. Внеплановые проверки проводятся в случае неотложных ситуаций или получения срочной информации о нарушениях правовых норм.

Контрольные проверки могут быть проведены прокурором или по его требованию другими государственными или муниципальными органами в случае обнаружения серьезных нарушений в их ведомстве.


Выводы

Важно помнить, что прокуратура играет ключевую роль в обеспечении исполнения законов и защите прав граждан. Проведение различных видов проверок помогает выявить нарушения и принять необходимые меры для их устранения. Регулярный мониторинг деятельности учреждений с помощью проверок способствует поддержанию законности и справедливости в обществе.

План проведения проверок прокуратурой

Плановые прокурорские проверки не включаются в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку прокурорский надзор не относится к госконтролю или муниципальному контролю, которые регулирует п. 7 ч. 3 ст. 1 закона № 248-ФЗ. Также за некоторым исключением не применяются в отношении прокурорских проверок и нормы закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах (п. 3 ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 26.3 закона № 294-ФЗ).


Порядок проведения прокурорской проверки определен пунктами 2—15 статьи 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1. Решение об осуществлении проверки принимает прокурор или его заместитель, руководствуясь поступившей информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пп. 2, 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

В таком решении прописываются цели, основания и предмет проверки (абз. 1 п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Требовать при ее проведении предоставления информации, документов и иных материалов или их копий, не связанных с целями или не относящихся к предмету проверки, прокурор не вправе (п. 2.3 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).


При выявлении определенных законом обстоятельств, предмет проверки может быть расширен, либо принято решение о проведении новой проверки (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Типовые формы решения о проведении проверки и мотивированного решения о расширении ее предмета утверждены Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172.


Решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой компании не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой — не позднее дня принятия (п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).


По решению прокурора для осуществления экспертно-аналитических функций при проведении проверки могут привлекаться представители иных госорганов (п. 13 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).


До завершения проверки никто не вправе без разрешения прокурора разглашать ее материалы (п. 3 ст. 5 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).


Если проверкой нарушения закона не выявлены, в течение 10 дней со дня ее завершения составляется акт по форме, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемой компании (п. 14 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).


При осуществлении надзора органы прокуратуры не должны подменять иные госорганы и должностных лиц, а также не вправе вмешиваться в процесс оперативно-хозяйственной деятельности компаний (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Планы проверок: законодательство и особенности

Планы проведения прокурорских проверок формируются каждые полгода, но не публикуются органами прокуратуры. Это не предусмотрено законодательством и не подразумевается принципами гласности и информационности в деятельности прокуратуры.

Участие прокуратуры в плановых проверках

Органы прокуратуры участвуют в организации проведения плановых проверок и плановых контрольных мероприятий, осуществляемых контролирующими органами в отношении компаний.

Обновленные временные особенности проверок

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 уточнены временные особенности проверок, проводимых в соответствие с Федеральными законами. Мораторий на плановые проверки продлен до 2030 года.

Профилактический визит

Введено дополнительное контрольное мероприятие — профилактический визит по поручению руководства. Отказаться от такого визита нельзя.

Порядок проведения проверок

В обычное время плановые проверки проводятся согласно соответствующим законам. Органы прокуратуры проверяют и согласовывают планы проверок.

Формирование сводного плана

Органы госконтроля и муниципального контроля направляют проекты планов проверок в прокуратуру. После утверждения, планы проверок попадают в Генпрокуратуру для формирования сводного плана.

Генпрокуратура до 31 декабря года формирует ежегодный сводный план-график проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте.

Плановая проверка и ее особенности

Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Содержание ежегодного плана проверок

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

  1. Наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;
  2. Сведения об их местах нахождения;
  3. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  5. Цель проведения проверки;
  6. Основания для проведения проверки;
  7. Дата начала проведения проверки;
  8. Срок проведения плановой проверки;
  9. Форма проведения проверки;
  10. Наименование органа, который проводит проверку;
  11. Наименование органа, совместно с которым проводится проверка;
  12. Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении или об аннулировании лицензии, дате их вступления в силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты;
  13. Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенных категорий риска, класса (категории) опасности.

Формирование ежегодного плана

При формировании ежегодного плана с учетом положений закона № 248-ФЗ органы контроля (надзора) формируют указанные планы и согласуют их с органами прокуратуры по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ч. 1, 3 ст. 61 закона № 248-ФЗ). Проект ежегодного плана представляется в прокуратуру на согласование.

Утверждение ежегодных планов

Органы прокуратуры изучают проекты ежегодных планов на предмет законности включения (невключения) в них мероприятий. При наличии замечаний прокуратура предлагает скорректировать планы (ч. 4 ст. 61 закона № 248-ФЗ).

Уполномоченные должностные лица органа контроля (надзора) должны рассмотреть и учесть предложения прокуратуры и утвердить их (пп. 9, 11, 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428).

Публикация планов

Затем ежегодные планы, за исключением сведений, ограниченных или запрещенных для распространения, размещаются в Интернете на сайтах контрольных (надзорных) органов.

Внеплановая проверка прокуратуры

Под внеплановыми проверками обычно понимают те, которые проводятся не на основании плана работы прокуратуры. Во внутренних регламентирующих документах прокуратуры этот термин применяется только к отдельным проверкам, проводимым по заданиям вышестоящей прокуратуры.

Согласно Генпрокуратуре, внеплановая задача является самостоятельным основанием для проверки, как и план. Это следует из справочника № 1, приведенного в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295.

Но, как говорилось выше, любая прокурорская проверка может быть проведена только при наличии информации об имеющихся нарушениях. Проверки вне плана прокуратура проводит при поступлении соответствующих данных от физических, юридических лиц или органов власти, информации в СМИ, в сети Интернет (справочник № 1, приведенный в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 внесены временные изменения в особенности проведения внеплановых проверок. Этим документом продлили мораторий, который был установлен Кабмином еще в марте 2022 года. В 2024 году продолжат проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия лишь по существенно сокращенному числу оснований.

Данная антикризисная норма разрешает осуществлять указанные мероприятия, в том числе по согласованию с прокуратурой, в следующих случаях:

Срок прокурорской проверки

В общем случае срок проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала. Но в исключительных случаях он может быть продлен (п. 4 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

В срок проведения проверки не включается (п. 9 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

В ходе проверки требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Результат проверки прокуратуры

Если по итогам проверки выявлены нарушения закона, прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Закон от 17.01.1992 № 2202-1 предусматривает следующие формы обращений прокурора или его зама:

Больше проверок:  Как изменится проверка паспорта в банках после отключения сервиса мвд

Протест прокурора на несоответствующий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

— передается в орган или должностному лицу, которые приняли такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным российским законодательством; — подлежит обязательному рассмотрению на протяжении 10 дней с момента его поступления; — в случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа МСУ протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании; — в случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста; — о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменном виде; — если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания; — протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

— вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения; — подлежит безотлагательному рассмотрению; — конкретные меры по устранению присутствующих нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления; — о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменном виде; — если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

— может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения; — должно быть мотивированно; — подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 23.2—23.76, 29.6 КоАП РФ); — результаты рассмотрения подлежат письменному доведению до прокурора в письменном виде.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор, а также его замом, адресуют в письменной форме должностным лицам для предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п. 15 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Повторная проверка по тем же фактам допускается в следующих исключительных случаях (п. 12 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

— по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; — по истечении установленного ст. 24 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

В этом материале обобщена практика по последним делам в сфере ЖКХ, где прокуратура выиграла: споры с ГЖИ, муниципалами, ресурсниками, УК, ТСЖ и ФКР.

Материал опубликован 21.02.2023. Обновлен 13.02.2024.

Споры с ГЖИ

Определение Первого КСОЮ №88а-25614/2022

Химкинский городской прокурор в интересах инвалида обратился в суд с административным иском к ГУ МО «ГЖИ МО».

Суд признал незаконным бездействие ГЖИ МО по невнесению сведений об открытии ТСЖ «Юбилейный» специального счета на проведение капремонта в реестр владельцев специальных счетов, а также соответствующее решение об отказе.

ГЖИ обязали включить сведения об открытом ТСЖ «Юбилейный» специальном счете в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капремонта.

Споры с муниципалитетом

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции № 66а-3261/2022

Определение Девятого КСОЮ № 88 – 4377/2022

Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился с иском к застройщику и администрации района. Первый построил МКД так, что локальная канализационная станция не справлялась со своей задачей, а вторая допустила незаконный ввод объекта в эксплуатацию, закрыв глаза на отклонение от проекта при строительстве МКД.

Суд возложил обязанности: на администрацию – по организации обеспечения, а на застройщика –по обеспечению водоотведения МКД в соответствии с проектной документацией.

Определение Четвертого КСОЮ № 88 – 28232/2023

Прокурор Ростова-на-Дону обратился с иском к администрации города с требованием обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида. Администрация провела обследование и приняла решение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в МКД с учётом потребностей инвалида. Но до дела так и не дошло.

Суды удовлетворили требования, несмотря на доводы администрации об отсутствии у нее полномочий и денежных средств.

Определение Пятого КСОЮ № 88а-10839/2023

Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в суд с требованием о возложении на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления 83 многоквартирными домами. Требования прокурора были основаны на том, что собственники выбрали непосредственный способ управления, но не заключили договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Суды трёх инстанций согласились с прокуратурой. По мнению судов, неисполнение собственниками помещений в многоквартирных домах, выбравших непосредственный способ управления, обязательных требований действующего жилищного законодательства, свидетельствует о нереализованном способе управления многоквартирным домом. Орган местного самоуправления в таком случае обязан принять меры по выбору управляющей организации для таких многоквартирных домов.

Споры по качеству капремонта

Определение Восьмого КСОЮ № 88 – 23596/2022

Прокурор в интересах гражданина и неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении обязанности устранить недостатки капремонта кровли.

Суд возложил такую обязанность на Забайкальский фонд капремонта многоквартирных домов (изначально почему-то обратился с иском к подрядчику). Потребовалось проведение судебной строительной экспертизы.

Споры о контейнерных площадках

Определение Седьмого КСОЮ № 88 – 7558/2022

Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УО – ООО «КУРС», которое не исполнило ранее внесенное представление.

Суд возложил на УО обязанность организовать место для накопления ТКО для МКД в соответствии со всеми требованиями. Но не сразу.

Сначала первая инстанция отказала в иске, решив, что обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества, возложена законом на орган местного самоуправления, а не на управляющую компанию.

Однако вышестоящие суды отметили: правовые основания для возложения такой обязанности на администрацию отсутствуют, поскольку администрация не является участником правоотношений по оказанию коммунальных услуг; в соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня № 290, в состав услуг и работ входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО.

Похожее дело – определение Седьмого КСОЮ № 88 – 13721/2022. Здесь обустройства площадки добивался прокурор другого района и от другой УО. Спор тоже рассматривался со скрипом, суды расходились во мнениях.

И еще одно дело – Определение Седьмого КСОЮ № 88 – 3190/2023.Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к четырем УО. Он просил обязать их привести мусорные площадки в соответствие с требованиями законодательства (ограждения, твердые покрытия, информация для потребителей). После долгого рассмотрения суд удовлетворил требования.

Балконные плиты

Определение Четвертого КСОЮ № 88 – 31306/2022

Прокурор Дзержинского района г. Волгограда обратился в суд с иском к ООО УК «Жемчужина» о возложении обязанности произвести ремонт балконных плит многоквартирного жилого дома.УО традиционно пыталась сослаться на то, что капремонт не входит в ее обязанности, но это не помогло.

Кассационное определение Четвертого КСОЮ № 88 – 34694/2022

Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд сразу ко всем: к ООО УК «Коммунальщик», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска, НКО «Фонд капремонта», Администрации города Новочеркасска. Он хотел обязать их привести в надлежащее техническое состояние балконные плиты.

Суд удовлетворил эти требования в отношении УК.

К слову, по ремонту балконных плит полно практики Верховного Суда РФ.

Споры с РСО

Определение Восьмого КСОЮ № 88 – 19797/2022

По иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия суд обязал РСО установить общедомовые приборы учета тепловой энергии во множестве многоквартирных домов.

Кассационное определение Четвертого КСОЮ № 88 – 7390/2022

Прокурор Ленинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управление отходами-Волгоград» о возложении обязанности обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов с территории сельских поселений.

Суд согласился с прокурором, что фактическая периодичность вывоза мусора не соответствует требованиям закона.

Другое

Определение Седьмого КСОЮ № 88 – 948/2023

Прокурор Нижневартовского района ХМАО – Югры в интересах гражданки обратился с иском к ООО «Комфорт плюс». Женщина поскользнулась на придомовой территории, которую содержала УО, и сломала обе руки.

Суд взыскал компенсацию морального вреда (100 000 р.) и материальный ущерб.

Определение Четвертого КСОЮ № 88 – 11956/2022

И.о. прокурора Карасунского округа г. Краснодара обратился в суд в интересах собственника с иском к ООО УК «Трио» о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников. На собрании был утвержден размер платы за ремонт лифтов в размере 10,06 р./кв.м.

Дело рассматривалось мучительно долго: удовлетворили; отказали; направили на новое рассмотрение; в итоге решение собрания признано недействительным (отсутствие кворума, нарушение порядка уведомления).

Определение Четвертого КСОЮ № 88 – 13655/2022

Прокурор Советского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО УК «Комплекс‑A» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к опиловке деревьев на придомовой территории.

Больше проверок:  Легко проверяйте ценники в приложении «Магазин» — повысьте качество покупок

Суд признал бездействие УО незаконным и обязал ее с привлечением специалистов произвести обследование придомовой территории, установить аварийные деревья, подлежащие сносу в первую очередь, организовать незамедлительно снос таких деревьев, а также произвести санитарную обрезку остальных.

УО ссылалась на то, что за участком и деревьями должна следить администрация. Однако суд согласился с прокурором в том, что участок в силу закона относится к общей собственности, регистрация прав не требуется.

Определение Третьего КСОЮ № 88 – 1265/2023 (есть и другие аналогичные решения именно по Санкт-Петербургу)

Прокурор Калининского района города Санкт-Петербурга в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТСЖ «Фортуна».

Суд обязал товарищество согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в МКД.

Определение Седьмого КСОЮ по делу № 88 – 462/2024

В Свердловской области кадастровый инженер по результатам проведения кадастровых работ выдала заказчику технический план и технический паспорт здания. Это стало известно прокуратуре г. Полевского.

Поскольку у кадастрового инженера нет полномочий по технической инвентаризации и изготовлению технических паспортов объектов жилищного фонда, прокуратура обратилась в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора. Суд сослался на то, что кадастровый инженер изготовила только один технический паспорт и нет доказательств того, что она продолжает выдавать технические паспорта на объекты жилищного фонда.

Апелляционный суд не согласился с выводами нижестоящего суда. Суд апелляционной инстанции указал, что кадастровый инженер не может изготавливать технические паспорта на жилые дома. Суд посчитал, что даже одного факта изготовления технического паспорта достаточно для удовлетворения требований прокурора, поскольку непринятие мер создает условия для дальнейшего осуществления незаконной деятельности.

Кадастровый инженер попыталась обжаловать решение в кассационном суде. Она ссылалась на то, что информацию в технический паспорт внесла по результатам кадастровых работ (а не в рамках технической инвентаризации), а выданный документ не использовался заказчиком для технической инвентаризации дома. Полагала, что составленный ею технический паспорт создан для личного пользования и не содержит признаков технической инвентаризации. Однако кассационный суд согласился с судом апелляционной инстанции и оставил решение в силе.

Определение Третьего КСОЮ № 88 – 26117/2023

Суды удовлетворили требования прокурора Эжвинского района города Сыктывкара о возложении обязанности принять меры по надлежащему содержанию качелей.Прокуратурой были выявлены дефекты детских качелей, установленных во дворах, которыми управляет ЭМУП “Жилкомхоз”. Качели имели жесткий подвес, сломанные крепления, ржавчину, отсутствовали детали и сиденья, подвижные металлические части были изношены, стойки деформированы.

Прокуратура пришла к выводу, что УО не исполняет обязанности по обеспечению надлежащего состояния общего имущества собственников МКД. Суды трех инстанций согласились с прокуратурой.

Определение Шестого КСОЮ №88 – 28268/2023

Прокуратура г. Новотроицка Оренбургской области выяснила, что в одном из МКД нет автоматических регуляторов температуры горячей воды, а управляющая организация ООО УК “Юпитер” бездействует.В ответе на представление Управляющая компания пообещала, что устранит нарушения, но так ничего и не сделала.

Прокуратура обратилась в суд и выиграла. Суд обязал УО оборудовать автоматическими регуляторами температуры горячей воды систему горячего водоснабжения МКД до 1 сентября 2023 года.

Управляющая организация пыталась обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанциях. Общество полагало, что установка терморегуляторов относится к капитальному ремонту. Но суды признали доводы общества необоснованными.“В силу пункта 12 приложения 7 к Правилам № 170 установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, относятся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязанность по выполнению которого возложена на управляющую организацию”.

➜ Какие суды по ЖКХ прокуратура проигрывает➜ Обращение прокуратуры в суд с исками в сфере ЖКХ➜ Как УК или ТСЖ избежать ответственности по 17.7 КоАП РФ➜ Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ➜ Неудачи прокуратуры при привлечении УК и ТСЖ к административной ответственности➜ Уголовная ответственность руководителя УК или ТСЖ по инициативе прокуратуры

Материал написан для нашего Telegram-канала «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»

Эксперты Роскачества объясняют, куда жаловаться на управляющую компанию, если она игнорирует претензии.

Что входит в обязанности управляющей компании?

Найдите договор управления, который в соответствии с Жилищным кодексом должен заключаться с каждым жильцом дома. Убедитесь, что он составлен по всем правилам и в соответствии с ним управляющая компания должна выполнять ряд работ. Также не лишним будет изучить нормативы содержания жилищного фонда, в них указаны нормативы, по которым должны быть устранены неполадки.

Список обязанностей УК обширен. В него входит, например, устранение аварий в доме и содержание общедомового имущества, уборка мусора и подача ресурсов.

Полный список обязанностей можно найти в договоре с УК, а если у вас его нет на руках, можно запросить копию в УК, она обязана предоставить этот документ. При этом, если УК плохо выполняет свои обязанности, это еще не повод не платить за услуги УК. Ранее мы рассказывали, что оплачивать коммунальные услуги все равно нужно.

Закон «О защите прав потребителей» указывает, что, если УК нарушает свои обязательства, она должна возместить собственникам жилья причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если вы поскользнулись на вовремя не сколотом льду у подъезда и повредили руку, можно потребовать возмещения вреда, причиненного здоровью.

Но прежде чем жаловаться на работу УК, нужно обратиться в саму УК с претензией и зафиксировать факт оказания услуг ненадлежащего качества. Так, в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сказано, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

Заместитель директора Департамента защиты прав потребителей и развития качества финансовых услуг

Сообщить о нарушении качества коммунальной услуги можно в письменной форме или устно (в том числе по телефону). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Но о систематических нарушениях (например, отсутствии уборки в подъезде, невывозе мусора, холодных батареях) лучше сообщать в письменном виде.

Куда жаловаться на управляющую компанию?

Куда жаловаться на УК, зависит от того, чем именно вы недовольны в ее работе.

Директору УК. Если после вашего обращения недостатки не были устранены, напишите жалобу на имя руководителя УК. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас, другой необходимо передать в администрацию данной организации. На вашей копии должны проставить дату принятия жалобы и подпись ответственного сотрудника, входящий номер. Это – подтверждение того, что вашу жалобу приняли в работу. Срок ответа по жалобе составляет, как правило, 10 дней. Опишите фактические обстоятельства дела и потребуйте, чтобы руководство проверило ход устранения выявленных недостатков.

федеральный координатор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Мосгордумы

Самый первый способ, если УК не выполняет свои обязанности, – обратиться к руководству управляющей компании. Кстати, в последние годы он приобретает популярность и набирает потихоньку вес, поскольку главы УК понимают, что лучше на месте решить вопрос и конфликт, чем через контрольно-надзорные органы. УК начинают присоединяться к технологиям добрососедства и активно их использовать. Осознают, что риск-ориентированный подход – лучшее решение. Но все-таки пока самые эффективные способы добиться выполнения управляющей организацией обязательств, которые указаны в минимальном перечне услуг и работ по содержанию многоквартирного дома, если не получается добиться их диалогом и общением, – обратиться в жилищную инспекцию и прокуратуру.

В жилищную инспекцию. При несоблюдении правил технического обслуживания, связанных с некачественной подготовкой домов к отопительному сезону или некачественным содержанием площадок, жалобу подают в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

Жалобу на некачественную работу или бездействие управляющей компании может подать собственник жилья или арендатор, имеющий на руках договор найма.

ГЖИ после обращения обязана провести проверку. При выявлении нарушения управляющая компания получит предписание с требованием устранить нарушения. Если нарушения своевременно не устранены, то назначают штраф. Вашу жалобу должны принять в работу и предоставить ответ в течение 30 дней после регистрации (но возможно и продление сроков рассмотрения).

Этого времени достаточно, чтобы представители ГЖИ провели проверку деятельности УК. Инспекция обязана отчитаться о своих действиях заявителю. Если по итогам проверок выяснится, что УК плохо выполняет свои обязанности, то на нее накладывается штраф. Помимо этого, УК должна в установленные сроки отвечать жильцам на вопросы по поводу правильности начисления платежей за коммунальные услуги. В противном случае ей также грозит административная ответственность.

В прокуратуру. Если и жалобы в ГЖИ не помогли, нужно обращаться в районную прокуратуру по месту жительства. Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней.

Больше проверок:  Эффективные правила проведения проверок в компании – обеспечение соблюдения требований и оптимизация процессов

В Роспотребнадзор. В РПН можно обращаться, если жалоба в УК осталась проигнорированной. Также можно жаловаться в Роспотребнадзор на УК, если та не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг.

В суд. Если ни одна инстанция в итоге не помогла, можно обращаться в суд. В заявлении можно требовать устранения недостатков в работе, а также взыскания штрафа за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда. Как написать жалобу

Для написания жалобы необязательно обращаться к помощи профессиональных юристов. Также совсем необязательно ссылаться на нормы закона. Главное – отразить в жалобе два момента:

Как подать жалобу

В каждом регионе на сайте жилинспекции можно найти общую информацию о вынесенных постановлениях и проверках УК, поясняет эксперт Козлов. Например, за 2021 год в Москве столичная жилищная инспекция вынесла 15 тыс. административных постановлений в адрес управляющих компаний.

– Генпрокуратура в начале года сообщала, что по результатам проверок прокурорами выявлено и пресечено 390 тыс. нарушений в сфере ЖКХ в 2022 году. Эта статистика касается, конечно, не только управляющих компаний, но и ресурсоснабжающих организаций, органов власти, ответственных за ЖКХ, фондов капремонта и т. д. По требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 100 тыс. лиц, по материалам прокуратуры возбуждено порядка 1,3 тыс. уголовных дел. Мы видим, что и жилищные инспекторы, и прокуроры начеку, активно работают, – резюмирует эксперт.

Мы собрали несколько случаев, когда суды и прокуратура серьезно наказывали управляющие компании в регионах России.

Дальний Восток: Рассмотрение жалобы жильцов о грязных подъездах в одном из домов на Дальнем Востоке дошло до Верхового суда, хотя предыдущие инстанции вставали на сторону УК. Верховный суд в своем решении подчеркнул: жильцы дома неоднократно обращались письменно и устно к управляющей компании. И за этими гражданами судом было признано право на перерасчет из-за длительного неисполнения управляющей компанией своих обязательств.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила определение кассационного суда в части отказа от взыскания штрафа с управляющей компании, посчитав его «существенным нарушением» норм материального права, без устранения которого «невозможны восстановление и защита нарушенных прав».

ЕАО: Над подъездами одного из домов не было освещения. Жители просили УК починить светильники, но просьбы игнорировались.

Тогда один пенсионер написал жалобу в прокуратуру. Она выехала на место и составила акт осмотра, сделала фототаблицу, где наглядно было видно, что перед подъездами светильников нет. Суд посмотрел документы и привлек управляющую компанию к ответственности, назначил штраф 125 тыс. руб. Компания обжаловала решение и дошла до Верховного суда. Но Верховный суд ее не поддержал и оставил штраф в силе.

Урал: Прокуратура города Златоуста Челябинской области провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления в части создания мест для накопления твердых коммунальных отходов. Надзорным ведомством было установлено, что управляющей компанией не создано место для накопления твердых коммунальных отходов у многоквартирного дома. В связи с выявленными нарушениями прокурором города было возбуждено административное дело по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований). А далее постановлением ГЖИ по Челябинской области управляющей организации назначено наказание в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей. В связи с тем, что нарушения не были устранены, прокуратурой города было направлено исковое заявление с требованием обязать управляющую компанию оборудовать место накопления отходов.

Прокуратура составила антирейтинг управляющих компаний, работающих в столице Владимирской области, определив лидеров по количеству нарушений и жалоб на уборку дворов в снежную зиму 2024 года. Только в городе Владимире прокуроры выявили более 250 нарушений

Как рассказывает прокуратура Владимирской области, «зимние» нарушения, допускаемые управляющими компаниями, сотрудники надзорного органа устанавливают в ходе регулярных рейдов, где оценивается своевременность и объемы очистки дворов от снега и наледи, устранение скользкости, вывоз снежных масс. Учитываются и обращения граждан в прокуратуру и информация из соцсетей.

За текущую зиму во Владимира прокурорами пресечено свыше 250 нарушений, связанных с зимней уборкой дворовых территорий. Любой горожанин скажет, что такая цифра вряд ли отражает действительность — снежная каша и лед вместо тротуаров и дорог сейчас практически в каждом дворе Владимира.

Прокуратура приводит список управляющих компаний, чья работа по зимней уборке дворов этой зимой вызывала наибольшее число замечаний. В их числе — муниципальная компания. Черный список, по версии прокуроров, выглядит так:

В отношении должностных лиц 37 управляющих компаний возбуждены административные дела об осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Как правило, это директора управкомпаний, наказание по данной статье Административного Кодекса РФ — штраф от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.

Еще 23 дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания жилых домов) заведены на председателей товариществ собственников жилья. Руководить ТСЖ и не справляться с уборкой снега гораздо дешевле — штраф от 4 до 5 тысяч рублей.

Как добавили Зебра ТВ в региональной прокуратуре, в отношении некоторых председателей ТСЖ протоколы рассмотрены, общая сумма наложенных штрафов – 12 тысяч рублей. Административные дела на директоров УК еще в судах.

Прокурорские проверки содержания придомовых территорий продолжаются. С наступлением весны у коммунальщиков другая напасть — обильные снегопады покрыли крыши «шапками», которые уже начали сваливаться на горожан. В связи с этим прокуратура обращает внимание руководителей УК и ТСЖ на своевременность принятия мер по удалению сосулек и снежных масс на краях кровель домов.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.

Об этом Президент России заявил, оглашая ежегодное Послание Федеральному Собранию.

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

поручил предусмотреть особые условия семейной ипотеки для малых городов или тех регионов, где строится мало жилья.

«Также продолжим специальные ипотечные программы со ставкой 2% для жителей Дальнего Востока и Арктики, Донбасса и Новороссии, — пояснил он. — Кредит на таких же льготных условиях в этих регионах смогут получать и участники, и ветераны специальной военной операции».

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

Президент уточнил, что на данные цели дополнительно будет направлено 120 млрд руб.

Кроме этого, глава государства заявил о том, что в России будет запущена новая программа расселения аварийного жилья.

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

«При федеральной поддержке многие регионы существенно нарастили темпы расселения аварийного жилья. В общей сложности за последние 16 лет в новые квартиры переехали 1,73 млн человек, — отметил Президент и подчеркнул: — В предстоящие шесть лет важно не снижать такую динамику».

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

По словам Президента, необходимо продолжить наращивать темпы модернизации коммунальной инфраструктуры.

«В общей сложности до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 трлн руб., включая частные компании», — заявил он.

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

Также в Послании нашла отражение тема материнского капитала.

«Программа материнского капитала действует у нас до начала 2026 года. Предлагаю также продлить ее как минимум до 2030 года», — сказал Владимир Путин.

Он напомнил, что при рождении первого ребенка семья сейчас получает выплату в размере 630 тыс. руб., а с рождением второго ребенка сумма возрастает еще на 202 тыс. руб.

Черный список управляющих компании которые чистят владимирские дворы хуже всех

Фото предоставлено пресс-службой компании Брусника

Говоря о российских регионах, руководитель страны предложил дополнительно разработать мастер-планы для 200 городов России.

«Для 22 дальневосточных городов и агломераций подготовлены мастер-планы развития, и такая же работа идет по населенным пунктам в Арктике. Сейчас мы должны сделать следующий шаг, — заявил российский лидер и уточнил: — Предлагаю определить перечень еще более 200 крупных и малых городов. Для каждого из них должен быть разработан и реализован свой мастер-план».

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-каналеЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

Другие публикации по теме:

Владимир Путин: программа «Семейная ипотека» будет продлена до 2030 года с сохранением базовых параметров

Новые поручения Президента по изменению условий программы «Дальневосточная и арктическая ипотека»

Владимир Путин: подумаем о продлении «Семейной ипотеки»

В России запускается льготная «Арктическая ипотека» по ставке до 2%

Программу льготной ипотеки могут продлить до конца 2024 года в связи с президентскими выборами

Новые поручения Президента по развитию строительной отрасли

Новые поручения Президента по Дальневосточной ипотеке и развитию арктических населенных пунктов

Владимир Путин: объемы ввода жилья в 2023 году вновь обновят рекорд

Эксперт: льготная ипотека могла бы помочь в привлечении трудовых ресурсов в промышленность

В 2023 году в новых регионах возведут более 3,5 тыс. многоквартирных домов