В материале рассматриваются методы проверки работоспособности СМЭВ-сервисов (видов сведений) органов власти-Поставщиков данных. Также описывается способ, благодаря использованию которого можно подтвердить факт сбора Поставщиком Вашего запроса из входящей СМЭВ-очереди.
Важность мониторинга СМЭВ-сервисов
Мониторинг работоспособности ВС Поставщика — одна из первых и наиболее важных задач, с которой сталкиваются участники межведомственного взаимодействия. Отказ сервисов — достаточно частое явление. Оно может быть вызвано несколькими причинами:
- вид сведений в принципе не работоспособен;
- возникли временные сбои в связи с отказом инфраструктуры или проведением технических работ;
- вид сведений направляет ответы, которые не проходят проверку на стороне СМЭВ.
Второй и третий случаи имеют наиболее пагубные последствия для Потребителя данных. Пользователи систем межведомственного взаимодействия достаточно быстро привыкают к тому, что ответ на СМЭВ-запрос приходит в конкретные сроки. Если после продолжительной бесперебойной работы вид сведений неожиданно отказывает на стороне Поставщика, и ответы на запросы не приходят в ожидаемый («обычный») срок, пользователи ИС Потребителя начинают беспокоиться и вместо ожидания регламентных 5 дней заваливают свою службу поддержки сообщениями об инцидентах.
Для того чтобы избежать этой ситуации службе поддержки ИС Потребителя данных, а также понечным пользователям данной системы необходимо обладать полной и достоверной информацией о том, на какой «стадии обработки» находится их запрос.
Для СМЭВ 2 на Технологическом портале существовал специальный инструмент отслеживания доступности сервисов. ИТ-специалист или рядовой пользователь могли в режиме близком к реальному времени просматривать эту информацию. И если сервис становился недоступен — для пользователя это значило, что «на той стороне что-то сломалось, нужно подождать, Поставщик скоро все починит, и ответ придет». С переходом на СМЭВ 3 бессмысленным стало само понятие доступности вида сведений. При условии, что очередь запросов Потребителя не заполнена, запросы уходят в СМЭВ всегда. Но как понять дальнейшую судьбу запроса? И как в случае необходимости доказать Поставщику, что он получил запрос, но не ответил на него?
В материале будут рассмотрены следующие способы проверки работоспособности внешних (чужих) видов сведений:
- проверка факта вывода ВС в продуктивную среду;
- проверка факта запуска сервиса;
- проверка факта сбора Поставщиком запроса из очереди СМЭВ-запросов.
Проверка вывода вида сведений в продуктивную среду
Проверка выполняется достаточно легко по одному из двух сценариев.
Второй способ является более предпочтительным, так как в записи о виде сведений содержится много дополнительной полезной информации. Например, если сервис выведен только в тестовую среду — можно сравнить дату вывода с текущей. Как правило, срок между выводом ВС в тест и продуктив составляет до трех месяцев. Если разница составляет более 9 месяцев — скорее всего, ВС так и не заработает.
Проверка реальной работоспособности вида сведений
Может сложиться ощущение, что признаком работоспособности ВС является наличие у него потребителей в продуктивной среде. Однако это не так. Достаточно часто встречается ситуация, при которой ведомство получает доступ к сервису в проде, делает несколько пробных запросов, остающихся без ответа, и прекращает межведомственное взаимодействие, при этом формально оставаясь в числе потребителей.
Таких «невостребованных» сервисов достаточно много, они встречаются у ФТС, МВД, МИДа, Минкультуры, Минкомсвязи и у других ведомств. Например:
- Сведения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)
- Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
- Информация о нарушениях ПДД
- СНИЛС по данным лицевого счета
- Запрос изменений значений показателей из ГАС «Управление»
- Нормативы запасов топлива
- Сведения о разрешении на строительство
- и др.
Проверка доставки запроса до Поставщика
В СМЭВ предусмотрена возможность получения уведомлений о факте сбора Поставщиком запросов из очереди. Данная опция прописана в п. 10.12.3 «Правил и процедур работы в ЕСМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3» и сформулирована как «Подключение уведомлений о доставке сообщений до получателя в соответствии с МР версии 3.х п 6.1».
Для активации опции необходимо написать соответствующий запрос в Ситуационный центр электронного правительства, указав наименование Потребителя и мнемонику ведомственной ИС.
После подключения опции по факту сбора Поставщиком запроса из очереди в систему из СМЭВ будут приходить сообщения формата:
Эти сообщения можно обрабатывать и показывать пользователю в виде отдельного статуса обработки СМЭВ-запроса.
Статусы запросов СМЭВ
В начале статьи поднята проблема необходимости информирования конечных пользователей информационных систем Потребителя о работоспособности видов сведений и статусах обработки запросов. Подробно используемая авторами система мониторинга и оповещения о работе СМЭВ будет рассмотрена в отдельной статье. В данном материале перечислим только наиболее важные, с точки зрения авторов, статусы обработки СМЭВ-запроса, которые должны показываться пользователю (отправителю запроса):
- «Черновик» — запрос сформирован целиком или частично, но еще не передан Пользователем на отправку;
- «В очереди на отправку» — запрос передан пользователем на отправку и проходит обработку в системе (создание СМЭВ-конверта, подписание ЭП, отправка в СМЭВ). Также этот статус получают запросы, которые СМЭВ пока отказывается принимать (например, из-за переполнения очереди в связи с большим количеством направляемых запросов), и они висят «в отправке»;
- «Ошибка отправки» — запрос не был отправлен из-за системного сбоя или не прошел проверку на стороне СМЭВ;
- «Передано в СМЭВ» — запрос передан в СМЭВ, получен индикатор запроса в СМЭВ (SMEV ID);
- «Получено Поставщиком» — Поставщик данных забрал запрос из очереди;
- «Получен ответ» — получен ответ на запрос от Поставщика данных;
- «Истекло время ожидания ответа» — отсутствует ответ от Поставщика данных в течение 5 дней.
Таким образом, если пользователь видит сообщение в статусе «Получено поставщиком», на которое слишком долго по его мнению (ощущениям) не приходит ответ, он может самостоятельно связаться с ответственным на стороне Поставщика, передать ему SMEV ID запроса и укорить долгой обработкой запроса. В свою очередь, Поставщик уже не может сказать, что не получал запрос, что сообщение «затерялось где-то в СМЭВе».
Также в нашей практике несколько раз встречалась ситуация, когда проверку на стороне СМЭВ не проходил ответ Поставщика. В этих случаях наличие информации, подтверждающей факт сбора запроса Поставщиком из входящей очереди СМЭВ, позволяло оперативно локализовать и решить проблему «слишком долгого ожидания ответа».
В версии 3.1.3 СМЭВ-адаптера периодически наблюдаются ситуации, когда он перестает отправлять или получать сообщения из СМЭВ.
В системном журнале при этом непрерывно пишутся следующие сообщения “add exists task”:
Эти записи лога периодически прерываются сообщениями об ошибках отправки или получения сообщений:
В настоящий момент разработчики СМЭВ-адаптера разбирается с проблемой (да, они в курсе).
Пока Адаптер не обновлен, предлагаем инструкция по оперативному устранению ошибки силами конечного пользователя:
Критерий доступа регламентированного запроса СМЭВ4 позволяет представителю организации, владельцу регламентированного запроса, определить перечень потенциальных организаций-пользователей. Т.е. владелец регламентированного запроса добавляет определённые условия, по которым ЛК УВ в дальнейшем при получении доступа будет определять доступность регламентированного запроса тому или иному представителю организации в роли потребителей данных.
Рисунок 1 – Выбор действия Добавить критерий доступа к запросу (SQL-запросы).
В результате будет запущен мастер-визард добавления критерия доступа к запросу СМЭВ4. Шаги, далее описывающие процесс добавления критериев доступа идентичны как для SQL запросов, так и для запросов REST-сервиса.
На форме первого шага формируется перечень запросов, для которых доступна возможность добавить критерий доступа. На данном шаге необходимо выбрать один из запросов СМЭВ4, для которого требуется добавить критерий доступа (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Форма шага Выберете запрос.
После выбора целевого запроса, выполняется переход к следующему шагу – Выбора типа критерия доступа. На данной форме необходимо выбрать один из трёх типов критериев доступа (Рисунок 3):
- Доступ по категории участника взаимодействия;
- Доступ по ОГРН;
- Доступ по мнемонике информационной системы.
Рисунок 3 – Форма шага Выберете тип критерия доступа.
Далее рассмотрим шаги каждого из критериев доступа.
Добавление критерия доступа по категории участника взаимодействия
После выбора на форме Выберете тип критерия доступа нужного критерия доступа по категории участника взаимодействия мастер-визард выполнит переход к форме шага выбора целевой категории участника взаимодействия (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Форма шага Критерий доступа по категории участника взаимодействия.
На данном шаге необходимо выбрать нужную категорию участника взаимодействия. Процесс выбора представляет из себя выбор нужного значения из предложенного выпадающего списка, который будет доступен после нажатия левой кнопки мыши на соответствующее поле формы (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Выпадающий перечень категорий участников взаимодействия.
Навигация по выпадающему перечню категорий участника взаимодействия выполняется с помощью бегунка справа.
Выбрав в перечне категорий участников взаимодействия нужное значение, будет доступна возможность продолжить процесс добавления критерия доступа к запросу СМЭВ4 (Рисунок 6). Для перехода на следующий шаг необходимо нажать кнопку Продолжить.
Рисунок 6 – Выбор нужной категории участника взаимодействия.
На следующем шаге процесса необходимо подтвердить действие по добавлению соответствующего критерия доступа.
На данном шаге необходимо внимательно проверить все атрибуты формы.
В случае допущения ошибки, например, выбран неверный тип критерия или указано неверное значение, то по нажатию на кнопку Назад можно вернуться на пройденные шаги процесса и скорректировать тип критерия или его значение.
Для отмены процесса создания критерия доступа к запросу ПОДД нажмите кнопку Нет, отменить действие. В результате выполниться переход к странице быстрых действий ЛК УВ.
Если все сведения верны и есть уверенность в том, что данный критерий доступа необходимо добавить, то нажатие на кнопку Да, уверен приведёт к сохранению указанных значений (Рисунок 9).
Рисунок 7 – Форма шага подтверждения действия по добавлению критерия доступа к запросу ПОДД.
В случае если выбранный тип критерия и его значение уже были добавлены ранее, то при добавлении критерия доступа ЛК УВ сообщит об этом в модальном окне с ошибкой.
Рисунок 8 – Форма ошибки при добавлении критерия доступа.
При положительном результате сохранения указанных значений, система отображает форму модального окна с подтверждением добавления критерия доступа (Рисунок 9).
Рисунок 9 – Форма модального окна подтверждающего действие по добавлению критерия доступа.
После нажатия на кнопку Продолжить выполнится переход к форме карточке запроса ПОДД, на которой в разделе Кто может подключиться (критерии доступа) отображается ранее добавленный критерий доступа (Рисунок 10).
Рисунок 10 – Форма карточки запроса ПОДД.
Добавление критерия доступа по ОГРН
После выбора на форме Выберете тип критерия доступа нужного критерия доступа по ОГРН мастер-визард выполнит переход к форме шага ввода значения ОГРН.
Рисунок 11 – Форма шага Критерий доступа по ОГРН.
На данном шаге необходимо найти и выбрать нужную организации. Процесс выбора организации представляет из себя выбор нужного значения из предложенного выпадающего списка, который будет доступен после нажатия левой кнопки мыши на иконку
Рисунок 12 – Перечень организации критерия доступа по ОГРН.
Навигация по выпадающему перечню организаций участников взаимодействия выполняется с помощью бегунка справа, а также интерактивного поиска по введённому в поле значений ОГРН или Наименованию организации.
Рисунок 13 – Интерактивный поиск нужной организации по ОГРН.
Выбрав в выпадающем списке нужное значение организации будет доступна возможность продолжить процесс добавления критерия доступа к запросу СМЭВ4 (Рисунок 14). Для перехода на следующий шаг необходимо нажать кнопку Продолжить.
Рисунок 14 – Выбор нужной организации участника взаимодействия.
Здесь требуется внимательно проверить все атрибуты формы.
В случае допущения ошибки, например, выбран не верный тип критерия или указано неверное значение, можно вернуться на пройденные шаги процесса по нажатию на кнопку Назад и скорректировать тип критерия или его значение.
Если все сведения верны и есть уверенность в том, что данный критерий доступа необходимо добавить, то нажатие на кнопку Да, уверен приведёт к сохранению указанных значений (Рисунок 15).
Рисунок 15 – Форма шага подтверждения действия по добавлению критерия доступа к запросу ПОДД.
В случае если выбранный тип критерия и его значение уже были добавлены ранее, то при добавлении критерия доступа ЛК УВ сообщит об этом в модальном окне с ошибкой (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Форма ошибки при добавлении критерия доступа.
При положительном результате сохранения указанных значений, система отображает форму модального окна с подтверждением добавления критерия доступа (Рисунок 17).
Рисунок 17 – Форма модального окна подтверждающего действие по добавлению критерия доступа.
После нажатия на кнопку Продолжить выполниться переход к форме карточке запроса ПОДД, на которой в разделе Кто может подключиться (критерии доступа) отображается ранее добавленный критерий доступа (Рисунок 18).
Рисунок 18 – Форма карточки запроса ПОДД.
Добавление критерия доступа по мнемонике информационной системы
После выбора на форме Выберете тип критерия доступа нужного критерия доступа по мнемонике информационной системы мастер-визард выполнит переход к форме шага ввода значения мнемоники информационной системы (Рисунок 19).
Рисунок 19 – Форма шага ввода мнемоники информационной системы.
На данной форме, прежде чем выполнять поиск по мнемонике информационной системы, необходимо вести ограничение по организации владельца данной информационной системе. Т.е. сперва выполняем поиск организации.
Рисунок 20 – Поиск и выбор организации владельца информационной системы.
После выбора значения нужной организации в поле Мнемоника / Наименование системы формируется перечень мнемоник информационных систем указанной ранее организации (Рисунок 21).
Рисунок 21 – Перечень мнемоник указанной организации.
Выбрав нужное значение организации, будет доступна возможность продолжить процесс добавления критерия доступа к запросу СМЭВ4 (Рисунок 22). Для перехода на следующий шаг необходимо нажать кнопку Продолжить.
Рисунок 22 – Выбор нужной мнемоники информационной системы.
Если все сведения верны и есть уверенность в том, что данный критерий доступа необходимо добавить, то нажатие на кнопку Да, уверен приведёт к сохранению указанных значений (Рисунок 23).
Рисунок 23 – Форма шага подтверждения действия по добавлению критерия доступа к запросу ПОДД.
В случае если выбранный тип критерия и его значение уже были добавлены ранее, то при добавлении критерия доступа ЛК УВ сообщит об этом в модальном окне с ошибкой (Рисунок 24).
Рисунок 24 – Форма ошибки при добавлении критерия доступа.
При положительном результате сохранения указанных значений система отображает форму модального окна с подтверждением добавления критерия доступа (Рисунок 17).
Рисунок 25 – Форма модального окна, подтверждающего действие по добавлению критерия доступа.
Рисунок 26 – Форма карточки запроса ПОДД.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
- системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
- единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1 – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;
- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
- передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
- обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
- передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
- доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
- возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
- получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
- защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
- ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
- сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
- единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
- Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. - Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки. - Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
На “Гостехе” запущена первая государственная информационная система
Москва. 24 октября. INTERFAX.RU – На единой цифровой платформе “Гостех” запущена первая государственная информационная система (ГИС), ею стал сервис Росимущества “Федеральное имущество онлайн”, сообщили “Интерфаксу” в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Вице-премьер через пресс-службу сообщил, что ГИС Росимущества должна автоматизировать работу пользователей и сотрудников ведомства, позволив решать задачи максимально бесшовно и эффективно.
“В перспективе, за счет более активного вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого федерального имущества, например, земельных участков, увеличатся поступления в бюджет”, – добавил он.
Сервис интегрирован с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также аттестован по всем требованиям информационной безопасности. ГИС состоит из четырех интегрированных между собой сервисов: “Маркетплейс”, “Личный кабинет заявителя”, “Личный кабинет арендатора” и “Подсистема обработки обращений”.
В “Маркетплейсе” собрана подробная информация об объектах недвижимого имущества казны, реализованы фильтры и поиск по характеристикам. В “Личном кабинете заявителя” пользователи могут подать заявление и заключить сделку по выкупу или аренде выбранного объекта. “Личный кабинет арендатора” позволяет в режиме онлайн вести взаиморасчеты по договорам и решать наиболее востребованные жизненные ситуации арендаторов. “Подсистема обработки обращений”- для решения дистанционно возникающих при аренде вопросов с ведомством, а также автоматизации работы сотрудников Росимущества, пояснили в аппарате вице-премьера.
Эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем на платформе “Гостех” проходит с 1 ноября 2020 года. Задачами эксперимента являются создание, перевод и развитие государственных информационных систем и их компонентов, которые обеспечат комплексное взаимодействие между гражданами, государством и бизнесом на платформе “Гостех”. На прошлой неделе правительство утвердило концепцию дальнейшего развития платформы.
В случае отсутствия или неработоспособности электронного сервиса, Поставщики обязаны согласовать с Потребителями порядок временного взаимодействия согласованные порядки обязаны опубликовать на своих официальных сайтах.
Подробнее
Переход со «СМЭВ2» на «СМЭВ3», а точнее использование Методических
Доступность вида сведений СМЭВ2
рекомендации по работе с ЕСМЭВ версия 3.хх, позволил в корне решить проблему обеспечивания доступности сервисов (видов сведений) СМЭВ. Тем не менее, добиться существенного повышения работоспособности СМЭВ-сервисов так и не удалось. До сих пор очень часто встречается ситуация, при которой сервис (вид сведений) раьотоспособено только в тестовой среде, а продуктивные запросы остаются без ответа, либо возвращают ответ с ошибкой.
Например, на момент написания настоящего материала, подобной проблемой страдает один из важнейших видов сведений страны — ВС Росреестра «Прием обращений в ФГИС ЕГРН».
Причин неработоспособности может быть много:
- сервис (вид сведений) «сломался»;
- недобросовестный разработчик поставщика поставил на сервисе «заглушку», отвечающую на все запросы «Данные отсутствуют»;
- в погоне за сроками поставщик не рассчитал бюджет на разработку, поэтому сервис был выведен в продуктивную среду формально и не подключен к соответствующему обработчику (источнику данных);
- информационная система на стороне поставщика может некорректно обрабатывать ответы на конкретные запросы, в результате чего ответ не проходит проверку на стороне СМЭВ и возвращается поставщику с ошибкой ФЛК.
В любом случае, существует аргумент, позволяющий потребителю организовать получение необходимых данных.
В соответствии с Протоколом Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни
и условий ведения предпринимательской деятельности №18 от 30.09.2011, Раздел I, п.6 » Поставщики обязаны согласовать с Потребителями порядок временного взаимодействия в случае отсутствия или неработоспособности электронного сервиса, согласованные порядки обязаны опубликовать на своих официальных сайтах».
К сожалению, указанный протокол отсутствует в открытом доступе. Тем не менее, ссылка на его содержание представлена в Приложении № 8 к протоколу заседания подкомиссии от 12 июля 2017 г.
Таким образом, в случае неработоспособности или ошибок в работе сервиса СМЭВ потребителю необходимо выполнить следующие действия:
- убедиться, что вид сведений формально выведен в продуктивную среду;
- собрать информацию о неработоспособности сервиса для ее передачи поставщику;
- связаться с ответственным лицом на стороне поставщика;
- сообщить поставщику о неработоспособности сервиса и указать на требование Протокола о предоставлении временного решения, по необходимости сформировать запрос в Ситуационном центре Электронного правительства;
- дождаться подготовки поставщиком временного способа (интерфейса) для получения данных сервиса;
- обеспечить направление запросов и получение ответов на своей стороне.
Функция Добавления нового вида сведений доступна для авторизованных пользователей в роли:
Пожалуйста, посмотрите короткое видео или ознакомьтесь с текстом ниже.
Создавать вид сведений, и соответственно быть владельцем Вида сведений, может любая организация, зарегистрированная в ЛК УВ.
В результате выполнения действий по добавлению вида сведений в среде разработки СМЭВ будет зарегистрирован ВС и его версия со свободным доступом для потребителей.
Для добавления виду сведений информации об ИС ответчика, необходимо выполнить процедуру добавления ответчика.
Для того чтобы с помощью ЛК УВ создать новый Вид сведений с табличной маршрутизацией и зарегистрировать его версию в Среде разработки СМЭВ необходимо:
1. Выбрать в панели быстрых действий Добавить вид сведений.
При вызове визарда Добавления вида сведений с панели быстрых запусков, откроется форма первого шага, на которой приведено краткое описание Вида сведений. Также приведена дорожная карта процесса от проектирования протокола обмена до регистрации его в Продуктивной среде СМЭВ. Переход на следующий шаг выполняется по нажатию кнопки Начать (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Окно первого шага Добавление вида сведений.
2. Выбрать режим сеанса обмена «Запрос-ответ».
3. Выбрать тип маршрутизации «Табличная» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Выбор типа маршрутизации.
4. Загрузить для проверки спроектированный комплект схем.
К файлу, содержащему комплект xsd схем версии Вида сведений, выдвигаются следующие требования:
– XSD cхемы должны быть в кодировке UTF8 без BOM;
– Файл должен иметь расширение zip;
– Структура схем в архиве должна соответствовать следующим условиям:
- Основная схема должна быть расположена на самом верхнем уровне вложенности, на том же уровне – папки, в которых находятся дополнительные схемы.
- Перечень вложенных схем должен соответствовать перечню, описанному в основной схеме.
- В архиве не должно быть файлов, не используемых в основной схеме.
– Загружаемый комплект схем должен соответствовать Методическим рекомендациям СМЭВ3;
– Дополнительные схемы загружаемого комплекта схем, при их наличии в СМЭВ, не должны отличаться от схем, зарегистрированных в СМЭВ;
– Пространство имён загружаемой схемы должно быть уникальным среди видов сведений, зарегистрированных в ЛК УВ и СМЭВ;
– Загружаемый комплект схем должен соответствовать всем требованиям в документе Требования к XML-схемам с регистрируемым в СМЭВ;
– Должен быть объявлен корневой элемент для документа – запроса, и корневой элемент для документа – ответа;
– Все приложенные файлы в архиве соответствуют формату XSD;
– Схема должна содержать идентифицирующий элемент кода маршрутизации сообщения (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Форма загрузки комплекта схем.
После выбора нужного файла из файловой системы выполняется его проверка, этот процесс может занять какое-то время, в процессе выполнения проверки на экране отображается статус выполнения процесса загрузки комплекта схем (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Процесс загрузки комплекта схем.
По результатам загрузки система отобразит результат загрузки комплекта схем – именно загрузки, не проверки (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Результат загрузки комплекта схем.
Результат проверки отобразится после закрытия окна с результатом загрузки. При успешной проверке комплекта схем напротив каждого из пунктов требований будет фигурировать галочка. При неуспешной – напротив пункта, которому комплект не соответствует, будет стоять крестик (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Результат неуспешной проверки комплекта схем.
В проверках, которые не были пройдены, можно просмотреть детали, нажав на гиперссылку Посмотреть ошибки. Откроется окно Ошибка (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Детали ошибки проверки комплекта схем.
Рисунок 8 – Результат успешной проверки комплекта схем.
6. Указать корневые элементы в ранее загруженной схеме версии Вида сведений. Загруженный комплект схем может содержать от одного до нескольких корневых элементов.
Для выбора доступны один корневой элемент для запросного заголовка и до десяти корневых элементов для ответных заголовков (Рисунок 9, Рисунок 10).
Рисунок 9 – Корневой элемент для запроса.
Рисунок 10 – Корневой элемент для ответа.
4. Заполнить сведения на шаге Укажите XPath-выражение, идентифицирующее элемент сообщения, содержащего код маршрутизации (Рисунок 11):
– Наименование корневого элемента запроса – Корневой элемент, который будет содержать код маршрутизации. Пример: DataRequest;
– Указать где в схеме располагается код маршрутизации, в атрибуте или элементе.
Рисунок 11 – Окно заполнения параметров XPath-выражение и идентифицирующего элемента сообщения.
От указанного варианта будет формироваться xpath-вырожение:
Рисунок 12 – Бизнес блок xsd схемы содержащий элемент.
Рисунок 13 – Бизнес блок xsd схемы содержащий атрибут.
– Наименование элемента запроса, содержащего код маршрутизации. Пример: RoutingCode или transferRequest.
Если элемент, содержащий код маршрутизации, отсутствует в схеме, при проверке введенных данных со схемой будет отображено окно с ошибкой (Рисунок 14).
Рисунок 14 – Ошибка при отсутствии элемента, содержащего код маршрутизации, в схеме.
7. Указать общие сведения создаваемого Вида сведений (Рисунок 15).
Формы содержит следующие элементы:
- Наименование – имя вида сведений, позволяющее идентифицировать его среди ранее созданных ВС;
- Назначение – краткое наименование назначения вида сведений;
- Область применения – выпадающий список с вариантами применения:
- Межведомственное взаимодействие;
- Взаимодействие с ЕПГУ;
- Взаимодействие с ЕПГУ/МФЦ;
- Приём заявлений ЕПГУ/Межведомственное взаимодействие.
Рисунок 15 – Окно заполнения общих сведений вида сведений.
8. Проверить введённые на шагах визарда данные и подтвердить их корректность. Инициировать процесс регистрации вида сведений и его версии в среде разработки СМЭВ (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Окно проверки данных на корректность.
При необходимости можно возвращаться на шаги процесса, используя кнопку Вернуться. Кнопка на форме Да, уверен инициирует процесс регистрации Вида сведений и его версии в среде разработки СМЭВ. Для отмены регистрации выбрать Нет, отменить действие.
В результате регистрации Вида сведений и его версии в среде разработки СМЭВ отобразится карточка созданного Вида сведений (Рисунок 17).
Рисунок 17 – Карточка Вида сведений.
При нажатии на версию во вкладке Среда разработки отобразится дополнительная информация по ней.
Для работы с ВС в других средах потребуется перенести его в тестовую и продуктивные среды.