Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

В этой связи, в сентябре 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации был издан Приказ № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (далее – Концепция), которая определила цели, задачи, принципы и основные направления цифровой трансформации.

Основными целями внедрения цифровых технологий в деятельность прокуратуры являются формирование, на основе комплексной оптимизации деятельности прокурора, высокотехнологичного надзора, направленного на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия между органами прокуратуры, обществом и государственной властью, создание условий для быстрой и безошибочной реализации надзорных функций, создание условий готовности к изменениям, связанным с переходом к цифровой экономике, оптимизации потоков документационной информации в бумажном и электронном виде.

Для воплощения этих целей процесс информатизации рассматривает решение задач по следующим приоритетным направлениям:

  • высокотехнологичный надзор – создание единой безопасной цифровой платформы для электронного взаимодействия прокуратур всех уровней с другими органами государственной власти, противодействия киберпреступности.
  • цифровая инфраструктура – повышение уровня взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, обществом и государственными органами в рамках создания безопасной цифровой среды.
  • среда доверия – обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и интересов государства при реализации взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.

В ходе достижения целей по указанным направлениям, в ходе цифровой трансформации ожидается достижение следующих результатов:

  • перенос 80% информационных систем и ресурсов органов прокуратуры в государственную единую облачную платформу;
  • переобучение 70% работников органов прокуратуры, в соответствии с требованиями цифровой трансформации в рамках дополнительного образования;
  • достижение 100% показателя рассмотрения обращений в электронном виде, в независимости от способа их подачи.

Достижение поставленных задач реализуется путем разработки и внедрения информационных систем для автоматизации различных направлений прокурорской деятельности, в настоящее время, по сведениям официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах прокуратуры работает 12 информационных систем и комплексов, среди которых особенно активно и эффективно используются информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее ИС МЭВ ГП РФ) и АИК «Надзор WEB».

ИС МЭВ ГП РФ отлично зарекомендовала себя результатами информационного сотрудничества с такими структурами, как Казначейство России, Росреестр, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФНС России, МВД России, Минцифры России, Рослесхозом и Росфинмониторингом (в системе насчитывается свыше 50 видов сведений, зарегистрировано более 12 тыс. пользователей).

Внедрение АИК «Надзор-WEB» позволило существенно сократить организационно-технические затраты, связанные с перерегистрацией документов, поступивших из иных прокуратур, уменьшении копировально-множительных работ, ускорении прохождения документов до конечного исполнителя за счет электронной технологии наложения резолюции руководителями подразделений и одновременной отправки документа, высвобождение рабочего времени исполнителей за счет уменьшения непроизводительных трудозатрат по оформлению документа (согласованию, передачам для утверждения и регистрации).

Несмотря на очевидные преимущества работы с АИК «Надзор-WEB», существует и ряд проблем. Так, при разработке технического задания на выполнение работ по реализации сервисов цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры не могли быть учтены все возможные проблемы, возникающие в ходе реальной эксплуатации комплекса, одной из проблем которого является низкая скорость работы в «часы пик».

Кроме того, несмотря на совершенствование информационных технологий в деятельности прокуратуры, человеческий фактор является одним из элементов, задерживающих процесс информатизации. Даже самый совершенный комплекс не способен функционировать без участия человека.

Отсутствие специальных, информационных познаний приводит к эффекту, тормозящему процессы прохождения документов, служащие делают ошибки при регистрации, передаче и отправке документов, что может привести к неполучению информации конечным адресатом. Кроме того, отсутствие специальных знаний, может привести к замедлению работы самой системы, например чрезмерная нагрузка сервиса происходит за счёт загрузки служащими больших объемов данных в хранилище без предварительного сжатия.

Особенно актуальной проблема переобучения является для опытных специалистов, продолжительно находящихся на службе, плотно привыкших к традиционному обмену информацией на бумаге, а также учитывая их высокую загруженность и невозможность выделения значительного количества времени для переобучения всем современным технологиям.

Решением названных проблем является разработка специальных видеоматериалов, инструкций по работе с тем или иным информационным комплексом. Важно отметить, что создание обучающих видео должно происходить с учетом возникающих в ходе эксплуатации проблем, а не ограничиваться одними только базовыми уроками.

Общими проблемами цифровизации государственных органов являются всевозможные технические сбои, действия недружественных государств, способных оказать угрозы для критически-важных объектов информационных сетей, быстрый поиск информации, приводящий к получению ее кусками и отрывками.

Кроме того, проблемы могут возникнуть на стыке старого и нового. Одной из проблем цифровизации присущей всем органам государственной власти является введение новых технологий, без отмены ранее действующих методов осуществления деятельности. Так, после ввода в опытную эксплуатацию подсистемы АИК «Надзор-WEB», долгое время не отменялось использование системы АИК-Надзор, что значительно увеличивало время регистрации и прохождения документа. В дополнение к этому, большая часть служащих, пользуясь системами электронного документооборота, дублирует часть документации на бумажных носителях для «надежности».

Больше проверок:  Прокуратура

Помимо названных проблем, актуализации требует и основной документ, регламентирующий делопроизводство в органах прокуратуры. Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450 (далее – Инструкция) требует полного обновления с учетом внедрения актуальных систем электронного документооборота и систем межведомственного электронного документооборота.

Решением названной проблемы является издание указа о введении в действии новой инструкции по делопроизводству по окончанию проведения опытных эксплуатаций систем.

В заключение необходимо отметить, что цифровизация является важным процессом, являющимся предпосылкой к существенному росту эффективности во всех направлениях деятельности.

В заключение необходимо отметить крайнюю важность системной цифровизации органов прокуратуры в соответствии с установленными сроками и тем самым создать предпосылки к существенному повышения эффективности надзорных мероприятий и деятельности в целом.

В целях совершенствования работы органов прокуратуры по обеспечению оперативного реагирования на факты нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Утвердить Регламент рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” (далее – Регламент).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурору комплекса “Байконур” обеспечить неукоснительное соблюдение требований Регламента в практической деятельности.

4. Настоящий приказ и утвержденный им Регламент опубликовать в журнале “Законность” и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

5. Контроль за исполнением требований настоящего приказа и Регламента возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса “Байконур”, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

УТВЕРЖДЕНприказом Генерального прокурораРоссийской Федерацииот 12.04.2021 № 188

Регламентрассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей”

1.1. Регламент рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” (далее – Регламент), определяет порядок рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” (далее – личные сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации).

1.2. Личные сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации – это изложенные в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство, поступившие от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” и содержащие сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности.

1.3. Личные сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, соответствующие требованиям, предъявляемым к обращениям Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон N 59-ФЗ), регистрируются согласно Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N 450 (далее – Инструкция по делопроизводству), и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), с предусмотренными Регламентом особенностями.

1.4. Управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации является подразделением, ответственным за изучение, анализ, учет, передачу личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (далее – ответственное подразделение). В указанном подразделении определяются ответственные исполнители.

1.5. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Регламентом, поступившие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” сообщения, которые не содержат сведений о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности.

Больше проверок:  Прокуратура российской федерации

Порядок рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации

2.1. Не позднее одного рабочего дня с момента поступления в систему автоматизированного информационного комплекса единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства в органах прокуратуры (далее – АИК “Надзор-WEB”) личные сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации подлежат регистрации в отделе документационного обеспечения Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству.

2.2. Ответственный исполнитель не позднее следующего рабочего дня изучает зарегистрированные в системе АИК “Надзор-WEB” личные сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и принимает решение о необходимости проведения по ним проверочных мероприятий.

2.3. В случае принятия решения о необходимости проведения по личному сообщению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации проверочных мероприятий в зависимости от содержащихся в нем сведений и региона обжалуемых действий такое сообщение рассматривается ответственным подразделением самостоятельно либо не позднее следующего рабочего дня после регистрации направляется для организации проведения проверки в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и иную специализированную прокуратуру, прокуратуру комплекса “Байконур”.

2.4. В целях оперативного, полного и всестороннего рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе в Главную военную прокуратуру, в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуру комплекса “Байконур” такие сообщения передаются посредством системы АИК “Надзор-WEB” (в случае отсутствия такой технической возможности – по сети ИСОП).

2.5. О передаче личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для рассмотрения в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и иную специализированную прокуратуру, прокуратуру комплекса “Байконур” подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включая Главную военную прокуратуру, принявшее такое решение, не позднее одного рабочего дня информирует заявителя по адресу электронной почты.

2.6. Сообщения, поступившие посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей” и соответствующие требованиям, предъявляемым к обращениям Законом N 59-ФЗ, не содержащие сведений о нарушении прав предпринимателей, не позднее следующего рабочего дня после регистрации передаются ответственным подразделением посредством системы АИК “Надзор-WEB” в управление по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации для рассмотрения в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений.

2.7. Сообщения, поступившие посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации “Прямая линия для предпринимателей”, не отвечающие требованиям Закона N 59-ФЗ, рассматриваются в соответствии с положениями Инструкции о порядке рассмотрения обращений.

2.8. В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включая Главную военную прокуратуру, и в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, прокуратуре комплекса “Байконур” определяются работники, ответственные за ежедневную проверку системы АИК “Надзор-WEB” (сети ИСОП) на предмет поступления из ответственного подразделения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

2.9. Срок рассмотрения личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не должен превышать 14 рабочих дней с момента его регистрации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

2.10. Руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включая Главную военную прокуратуру, обеспечивают контроль за рассмотрением личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В случае принятия решения о направлении сообщения в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и иную специализированную прокуратуру, прокуратуру комплекса “Байконур” проверяют его обоснованность.

2.11. В случае необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий срок рассмотрения личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации может быть продлен до 30 календарных дней руководством подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включая Главную военную прокуратуру, или прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, прокуратуры комплекса “Байконур”, в которые оно было передано для рассмотрения, с одновременным уведомлением заявителя об этом.

Ходатайство о продлении срока рассмотрения личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации должно быть возбуждено не менее чем за 1 календарный день до истечения предусмотренного пунктом 2.9 срока.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается до 60 календарных дней в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений.

2.12. Ответ субъекту предпринимательской деятельности о результатах рассмотрения направленного им личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации дается подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратурой, или прокуратурой субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратурой, прокуратурой комплекса “Байконур”, которые разрешили его по существу, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений.

Больше проверок:  Как проверить ооо на долги и судебные дела по инн

2.13. При рассмотрении в органах прокуратуры обращения и поступлении до окончания его разрешения личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, содержащего аналогичные доводы, дается единый ответ в порядке и сроки, которые установлены Регламентом.

2.14. Если после разрешения личного сообщения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступил его дубликат, в срок не позднее 10 календарных дней с момента его регистрации заявителю направляется информация со ссылкой на дату и исходящий номер ответа на личное сообщение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя на его неполучение.

2.15. Ответственное подразделение ведет текущий учет поступающих личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включая Главную военную прокуратуру, каждое полугодие обобщают результаты рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в том числе направленных на разрешение в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и иную специализированную прокуратуру, прокуратуру комплекса “Байконур”, и до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют аналитическую информацию (количество разрешенных личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с указанием числа удовлетворенных, отклоненных, по которым даны разъяснения, а также с приведением примеров нарушений прав предпринимателей и принятых в связи с этим мер прокурорского реагирования) ответственному исполнителю.

Обновлен порядок рассмотрения в Генеральной прокуратуре личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности. Это предложения, заявления, жалобы или ходатайства, содержащие сведения о нарушении прав субъектов.

С 7 до 14 рабочих дней увеличен срок рассмотрения сообщений.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Генпрокуратура РФ организовала рассмотрение обращений и мониторинг анкет обратной связи от субъектов МСП

30 июля 2019

Пока рассмотрение обращений и мониторинг анкет по итогам проверок контрольно-надзорного органа проходят в тестовом режиме, о чем сообщается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Напомним, на необходимость формирования и запуска цифровой платформы, через которую предприниматели могли бы сообщить о давлении на бизнес и добиться рассмотрения своего вопроса по существу, указал Президент РФ Владимир Путин в ходе оглашения послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года. Генпрокуратура РФ поддержала эту идею и разработала Регламент рассмотрения обращений и мониторинга анкет обратной связи, поступающих из личного кабинета предпринимателя на портале “Бизнес-навигатор МСП” (https://smbn.ru).

Так, специальный сервис уже позволяет осуществлять поиск проверок, формировать обратную связь по проверкам, включая возможность заполнить анкету о ее результатах. Это касается и проверок, проведенных без проверочного листа, и проверок, данные о которых частично или полностью отсутствуют в Едином реестре проверок. Обращения, поданные с учетом установленных Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” требований, будут регистрироваться и рассматриваться в соответствии с действующими инструкциями органов прокуратуры.

Кроме того, вчера в Генпрокуратуре РФ прошло рабочее совещание с уполномоченными по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры, посвященное обсуждению вопросов проектного управления и рассмотрению основных сервисов цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры. В частности, обсуждался модуль “Личный кабинет прокурора”, предназначенный для обеспечения доступа работников органов прокуратуры к автоматизированным информационным системам. Личный кабинет будет состоять из таких разделов, как “Календарь прокурора”, “Проведение прокурорских проверок”, “Ведение дел об административных правонарушениях”, “Интеллектуальная обработка обращений”, “Антикоррупционная экспертиза правовых актов”, “Сервис анализа и отчетности по обращениям”, “Формирование актов прокурорского реагирования” и т. д.

Коснулись участники мероприятия и темы проведения опытной эксплуатации автоматизированного информационного комплекса “Надзор-WEB”. Он представляет собой программное обеспечение, разработанное для внешнего и внутреннего электронного документооборота. “Система повышает пропускную способность обработки обращений и жалоб, а, следовательно, сокращает время ожидания обратной связи”, – отмечается в сообщении. Начало эксплуатации информационного комплекса “Надзор-WEB” намечено на 5 августа текущего года – сначала он будет протестирован в центральном аппарате органов прокуратуры.

государственный контроль (надзор),
информационные технологии,
ИП,
общественный контроль,
поддержка предпринимательства,
проверки организаций и ИП,
профессия,
цифровая экономика,
юрлица,
Генеральная прокуратура РФ,
Президент РФ,
Владимир Путин