На сайте Генеральной прокуратуры России появилась «Прямая линия для предпринимателей», сервис позволяющий оставить обращение на нарушение прав. Кроме того, был утвержден отдельный регламент рассмотрения обращений, теперь сроки сокращены до 14 дней, также устанавливается контроль за результатами рассмотрения поступающих обращений.
Ранее Корпорация МСП направила для проверки в Генеральную прокуратуру информацию по более чем 250 жалобам, поступившим от бизнеса. Речь идет о соблюдении моратория на проверки малого бизнеса. Эта мера правительства стала одной из эффективных и востребованных мер поддержки предпринимателей во время пандемии коронавируса. Контроль за соблюдением моратория возложен на Корпорацию МСП.
В настоящее время Правительство Российской Федерации проводит трансформацию системы институтов развития, предусматривающую интеграцию Корпорации МСП в управленческий периметр ВЭБ.РФ. На базе ВЭБ.РФ создаётся централизованный инвестиционный блок для реализации проектов, способствующих достижению национальных целей развития. Приоритетом Группы ВЭБ.РФ становится консолидация государственных и частных инвестиционных ресурсов для прорывного развития страны, повышения качества и создания комфортных условий для жизни людей. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов для ВЭБ.РФ и всей системы институтов развития.
В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства в сфере предпринимательства, обеспечения защиты законных прав предпринимателей, руководствуясь статьями 11 и 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:
1. В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства ликвидировать отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики штатной численностью 8 единиц, в том числе:
Исключить из Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства 1 должность в отделе по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики:
2. За счет высвободившейся штатной численности в количестве 9 единиц и 5 единиц резерва Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовать в Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства:
управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей в составе 2 отделов общей штатной численностью 14 единиц, в том числе:
отдел по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей штатной численностью 5 единиц, в том числе:
отдел по надзору за законностью проверок органов контроля штатной численностью 8 единиц, в том числе:
3. Определить основными задачами деятельности управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей обеспечение методами прокурорского надзора свободы экономической деятельности, снижения административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, предупреждения и пресечения нарушений прав предпринимателей.
В этих целях возложить на данное управление организацию прокурорского надзора за исполнением законов о соблюдении прав предпринимателей, осуществление проверок исполнения законодательства в указанной сфере федеральными органами исполнительной власти, соблюдения требований законодательства при организации и проведении плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, мониторинга открытых источников информации с целью выявления фактов нарушений прав предпринимателей, организацию проверок по таким фактам, обеспечение взаимодействия структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзора за соблюдением прав предпринимателей.
4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства в срок до 01.07.2012 представить на утверждение в установленном порядке проект положения о названном Главном управлении с учетом структурных изменений, произошедших в нем.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур до 20.06.2012 осуществить организационно-штатные мероприятия по переименованию имеющихся отделов по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле в отделы по надзору за соблюдением прав предпринимателей, а при их отсутствии – по наделению соответствующими функциями уполномоченных работников в составе управлений (отделов) по надзору за исполнением федерального законодательства.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Лопатина Г.Б.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 мая 2011 г. N 48-ш “Об образовании управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства”
Текст приказа официально опубликован не был
- Новости и аналитика
- Новости
Стартует совместный проект Генеральной прокуратуры РФ и бизнес-омбудсмена в сфере проверок
30 июля 2021
Генеральная прокуратура РФ и Уполномоченный, при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов приступят1 к совместному мониторингу реализации нового закона о проверках (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”). Напомним, он вступил в силу 1 июля.
Аппарат федерального бизнес-омбудсмена будет обеспечивать информирование прокуроров о нарушениях прав предпринимателей, в том числе о фактах подмены мероприятий по контролю внепроцессуальными проверками и административными расследованиями. Прокуроры, в свою очередь, получили задачу по максимуму использовать потенциал региональных уполномоченных для пресечения нарушений со стороны контролирующих органов.
Каков правильный алгоритм действий бухгалтера в случае внезапной проверки? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Борис Титов уже провел консультации с несколькими контрольно-надзорными ведомствами: МЧС России, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом России и Росреестром.
В ближайшие месяцы все контрольные органы должны разработать так называемые индикаторы риска. “Индикатор – это своеобразная лампочка, включение которой служит поводом для инспектора инициировать проверку, – пояснила координатор программы, общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян. – Если предприниматель знает о такой “лампочке”, не допускает ее “включения”, то он избавлен от проверки – по закону. Это важно для контроля ее обоснованности со стороны уполномоченного. От нас сейчас ждут предложений по отраслям в отношении индикаторов, в ближайшее время соберем их и представим. А для самих предпринимателей затем переведем их формулировки в понятный вид”.
В аппарате бизнес-омбудсмена подчеркивают, что готовы оказывать предпринимателям широкую консультационную помощь по досудебному обжалованию результатов проверок.
1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ (https://ombudsmanbiz.ru/2021/07/startuet-sovmestnyj-proekt-genprokuratury-i-biznes-ombudsmena-po-kontrolju-za-voploshheniem-novogo-zakona-o-goskontrole/#1).
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53″Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности”
С изменениями и дополнениями от
27 марта, 30 апреля 2009 г., 6 июня 2017 г.
Динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех сфер экономики.
Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий.
Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав (в том числе введения не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей), ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Распространены также факты злоупотребления должностных лиц служебными полномочиями и коррупционных проявлений.
Органами внутренних дел не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.
Меры прокурорского реагирования неадекватны состоянию законности в данной сфере правоотношений.
В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении, руководствуясь ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.
1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить действенный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.
Планировать и осуществлять надзорные мероприятия исходя из анализа состояния законности в данной сфере. Активно использовать сведения общественных организаций и объединений.
1.2. Обеспечить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов. Исключить факты несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты, добиваться их отмены путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд с соблюдением сроков, установленных процессуальным законодательством, а также реального устранения нарушений закона.
Обратить внимание на своевременность принятия нормативных правовых актов и приведения ранее изданных актов в соответствие с действующим законодательством.
1.3. Сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий.
Принять меры к обеспечению межведомственной координации контрольной и надзорной работы, предотвращению фактов дублирования контрольных действий и использования проверок для оказания административного давления на предпринимателей.
Обеспечить безусловное соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
Решительно пресекать случаи создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, а также незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
1.4. Обеспечить постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, обратив особое внимание на своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке.
1.5. При организации прокурорского надзора акцентировать усилия на:
пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
обеспечении безусловного соблюдения заказчиками обязательств по исполненным предпринимателями государственным и муниципальным контрактам;
соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля;
выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства (с привлечением уполномоченных антимонопольных органов);
противодействии рейдерским захватам;
рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.
При этом не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
1.6. Осуществлять постоянный надзор за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” в части, касающейся защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
При проверках исполнения поднадзорными органами законодательства, регламентирующего прием, регистрацию, проверку и разрешение сообщений о преступлениях, уделять особое внимание сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении хозяйствующих субъектов.
Повысить эффективность мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового воздействия, по защите предпринимателей от поборов и вымогательств со стороны должностных и иных лиц, организованных групп либо преступных сообществ.
В случаях выявления фактов противоправных действий в отношении предпринимателей, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Обеспечить надлежащий надзор за расследованием таких уголовных дел.
При выявлении фактов коррупции со стороны должностных лиц направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, уполномоченные на осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
1.7. В случае установления нарушений закона, прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности использовать весь комплекс полномочий и мер прокурорского реагирования, предоставленных Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, по устранению нарушений закона и наказанию виновных лиц. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора.
1.8. Систематически анализировать состояние законности в рассматриваемой сфере. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики.
1.9. Обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на данном участке работы, активно использовать в этих целях возможности средств массовой информации.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации о результатах работы на данном направлении за каждое полугодие, наиболее серьезных нарушениях и возникающих проблемах информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.08.2005 N 29 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности” считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Состояние законности в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности продолжает оставаться неблагополучным. Выявленные в результате прокурорского надзора нарушения связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав, ограничения конкуренции и предоставления привилегий отдельным лицам, также не искоренены рейдерские захваты предприятий.
В связи с этим разработаны меры по активизации и повышению эффективности прокурорского надзора на данном направлении.
Так, заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной Прокуратуры России, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поручено осуществлять мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов. Помимо этого, необходимо исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности. При организации прокурорского надзора рекомендовано акцентировать усилия на противодействии рейдерским захватам, выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства.
Прокурорам субъектов РФ поручено информировать Генеральную Прокуратуру России о результатах работы на данном направлении за каждое полугодие.
Приказ Генеральной Прокуратуры России от 17.08.2005 г. N 29, которым ранее были утверждены меры по усилению прокурорского надзора в данной сфере, считается утратившим силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 “Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности”
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 декабря 2017 г. N 822
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 июня 2017 г. N 383
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 (в редакции приказа Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 136)
Изменения вступают в силу с 1 мая 2009 г.
Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей
Пухов А.В., начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
С учетом важности поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты надзор за исполнением законодательства в названной сфере определен одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства в сфере предпринимательства, обеспечения защиты их законных прав и интересов в мае 2012 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образовано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей (далее – Управление).
В составе Управления два отдела. Основными функциями отдела по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав и законных интересов предпринимателей в различных сферах правоотношений, а также ликвидация административных барьеров в осуществлении предпринимательской деятельности.
Отделу по надзору за законностью проверок органов контроля предоставлены полномочия по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и его корректировке; межведомственной координации контрольной и надзорной работы органов власти; оценке законности принятия органами прокуратуры решений о согласовании (отказе в согласовании) внеплановых выездных проверок.
Одним из направлений деятельности созданного управления является надлежащее взаимодействие с Уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей. Заключены соглашения о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей. В целях оперативного реагирования на нарушения прав предпринимателей на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации открыт специальный раздел. При прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы общественные советы по защите малого и среднего бизнеса с участием представителей предпринимательских кругов.
Изменения законодательства и динамичное развитие экономики диктуют необходимость усиления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности.
Предварительные итоги работы свидетельствуют о том, что нарушения прав предпринимателей имеют место во всех сферах их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Выявляются факты избыточного администрирования разрешительных процедур, их усложнения и затягивания путем истребования у предпринимателей излишних документов, навязывания им платных услуг и множественных согласований, незаконных отказов в реализации прав, ограничения конкуренции, нарушения порядка рассмотрения их обращений, неправомерного осуществления проверок.
В ряде случаев предприниматели подвергаются прямому силовому воздействию со стороны правоохранительных органов. Так, в связи с поступившим обращением индивидуального предпринимателя, владеющего деревоперерабатывающим цехом в г. Мантурове Костромской области, об оказании на него давления путем проведения правоохранительными и государственными контролирующими органами необоснованных проверок Управлением в июле 2012 г. проведена проверка с выездом в указанную область.
В ходе проверки установлено, что сотрудниками подразделения полиции по борьбе с экономическими преступлениями в ночное время в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия у предпринимателя изъята и вывезена вся имеющаяся древесина, в результате чего работа цеха была парализована.
Вместе с тем, как показала проверка, основания для проведения ОРМ отсутствовали. Поступившая оперативная информация о нарушении предпринимателем требований пожарной безопасности и правил учета сырья сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния не содержала.
По предложению комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации решение об отказе в возбуждении уголовного дела по факту неправомерных действий сотрудников полиции отменено. В целях устранения нарушений требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности начальнику УМВД внесено представление.
Анализ правоприменительной практики, проведенный совместно с управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, показал, что приведенный случай нарушения прав предпринимателя в ходе проведения в отношении его сотрудниками полиции оперативно-розыскных мероприятий является не единичным.
Субъекты оперативно-розыскной деятельности часто действуют бесконтрольно, при этом именно их проверки сопровождаются наибольшим количеством жалоб предпринимателей и сопряжены с серьезными ограничениями прав, незаконным изъятием документов и иного имущества. Однако прокурор не наделен правом согласования проверок бизнес-структур, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности.
В целях повышения уровня защищенности субъектов предпринимательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации предложено внести в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” изменения, предусматривающие введение процедур, ограничивающих незаконное давление на бизнес.
Для полной и объективной проверки доводов обращений Управлением практикуются выезды в регионы. Так, с выездом в г. Санкт-Петербург проведена проверка по обращению одного из крупнейших иностранных инвесторов в регионе, который ранее безрезультатно обращался в правоохранительные и судебные органы.
Его контрагент в г. Санкт-Петербурге с целью уклонения от уплаты образовавшейся кредиторской задолженности в размере 234 млн. руб. инициировал фиктивное банкротство. Одновременно вывел активы через аффилированные структуры и фирмы-однодневки. Кроме того, контрагент попытался завладеть средствами инвестора в размере 201 млн. руб.
В результате вмешательства органов прокуратуры пресечены противоправные действия в отношении иностранного инвестора, возбуждены уголовные дела по фактам покушения на хищение путем мошенничества по ст. 159 УК РФ и фиктивного банкротства по ст. 197 УК РФ.
Нередко административные барьеры создаются для понуждения предпринимателей к даче взяток или иным действиям, сопряженным с коррупционными проявлениями.
Такие случаи препятствования осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, их понуждение к заключению различных договоров и соглашений, в том числе об участии в развитии социальной и инженерной инфраструктуры, к оказанию спонсорской и благотворительной помощи, а также создание дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов выявлены в Волгоградской, Вологодской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской, Ульяновской, Ярославской областях и иных субъектах Российской Федерации.
К примеру, по фактам понуждения предпринимателей к заключению договоров оказания платных консультационных услуг на сумму свыше 450 тыс. руб. прокуратурой Старокулаткинского района Ульяновской области в отношении главы района в следственные органы направлен материал проверки в порядке ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которого возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ и п. “в” ч. 5 ст. 290 УК РФ.
Органами прокуратуры уделяется значительное внимание вопросам соблюдения законодательства при предоставлении предпринимателям государственных и муниципальных услуг. Административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности создаются, как правило, при получении той или иной государственной услуги, начиная от регистрации фирмы и заканчивая выдачей необходимых лицензий и разрешений.
Нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” выявлены прокурорами Брянской, Владимирской, Кемеровской, Ленинградской, Ростовской, Ульяновской областей.
Внимание прокуроров направлено на установление и пресечение фактов незаконного обременения предпринимательской деятельности не предусмотренными действующим законодательством обязанностями.
Например, в Краснодарском крае по требованию прокурора отменены положения краевого закона, которыми неправомерно вводился разрешительный порядок транспортного обслуживания населения легковым такси; в Пензенской области привлечен к ответственности главный ветеринарный врач государственного учреждения, понуждавший хозяйствующие субъекты заключать договоры на оказание платных ветеринарных услуг под угрозой отказа в оформлении сопроводительных документов на вывоз продукции.
Во многих случаях неправомерные действия должностных лиц в отношении предпринимателей носят уголовно наказуемый характер. Наиболее распространенными способами криминального вмешательства в предпринимательскую деятельность являются мошенничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение.
Имеют место факты использования уголовно-правовых средств с целью вторжения в деятельность хозяйствующих субъектов. Так, сотрудники одного из территориальных управлений МВД России с превышением должностных полномочий вмешались в гражданско-правовой спор, дестабилизировали деятельность хозяйствующего субъекта, а также способствовали изъятию у одной стороны спора офисного здания и передаче его другой стороне (материалы прокурорской проверки по данному факту направлены в следственный орган).
В рамках осуществления надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов прокурорами в рассматриваемой сфере установлены многочисленные факты укрытия преступлений, волокиты при организации проверочных мероприятий и расследовании уголовных дел, факты принятия необоснованных (зачастую неоднократных) процессуальных решений.
Не теряет своей актуальности проблема рейдерства. Итоги прокурорских проверок также свидетельствуют о том, что на смену силовым захватам предприятий пришли многоступенчатые схемы недружественного поглощения хозяйствующих субъектов путем скупки акций, банкротства предприятий, манипулирования реестрами и др. Для пресечения нарушений имущественных прав предпринимателей прокурорами принимаются меры реагирования, не связанные с уголовным преследованием. Так, в результате своевременного обращения прокурора в арбитражный суд с соответствующим иском предотвращен рейдерский захват субъекта малого предпринимательства – сельскохозяйственного предприятия, а также восстановлены имущественные интересы ряда муниципальных предприятий.
Широко распространены нарушения прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции. Прокурорами в ряде субъектов Российской Федерации отменены положения региональных законов, незаконно устанавливающие административную ответственность за правонарушения при осуществлении муниципального контроля. Приняты меры прокурорского реагирования в связи с неправомерными действиями контролирующих органов, связанными с незаконным привлечением хозяйствующих субъектов к административной ответственности либо несоблюдением установленных административных процедур.
Следует отметить, что органами прокуратуры достигнуты успехи при реализации новых полномочий по согласованию проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Мониторинг реализации Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” показал, что за истекшие три года его действия органами прокуратуры Российской Федерации рассмотрено свыше 141 тыс. обращений органов контроля всех уровней о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства. Практически каждое второе такое обращение было обоснованно отклонено.
Тенденция к снижению числа обращений контролирующих органов к прокурору за согласованием проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов приобрела устойчивый характер. Улучшилось качество мероприятий по контролю, что свидетельствует о повышении ответственности и квалификации контролеров.
По оценке бизнес-сообщества наделение прокуроров полномочиями в сфере согласования проверок привело к существенному снижению административного давления на предпринимателей и созданию благоприятных условий для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране.
Причинами вынесения прокурорами решений об отказе в согласовании проведения внеплановых выездных проверок, как правило, являются отсутствие оснований для проведения контрольных мероприятий (62%), а также несоблюдение требований к оформлению процессуальных документов по их организации (24%), отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения проверки (9%).
В ряде случаев принятие прокурорами “отрицательных” решений связано с неправильной организацией органами государственного контроля проверочных мероприятий.
В ходе проверок деятельности контролирующих органов прокурорами за период с 2010 г. по первое полугодие 2012 г. выявлено около 150 тыс. нарушений закона, признано незаконным проведение почти 8,1 тыс. проверок. Во всех случаях приняты необходимые меры реагирования, в том числе внесено 32 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 23 тыс. виновных, объявлено 2,3 тыс. предостережений должностным лицам, по направленным в следственные органы материалам возбуждено 37 уголовных дел.
При осуществлении надзора в указанной сфере прокурорами зачастую выявляются и пресекаются факты проведения внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, нарушения установленного порядка осуществления проверочных мероприятий, оформления их результатов и ознакомления с ними.
К примеру, в нарушение ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” в 2011 г. – первом полугодии 2012 г. без согласования с органами прокуратуры Управлением Росздравнадзора по Республике Тыва проведено 13 внеплановых выездных проверок, Управлением Россельхознадзора по Белгородской области – 5, Управлением ФМС России по Калужской области – 8. Должностными лицами территориальных подразделений Ространснадзора зачастую под видом осмотра транспортных средств осуществлялись внеплановые выездные проверки соблюдения лицензионных требований с истребованием соответствующих документов у представителей хозяйствующих субъектов при отсутствии надлежаще оформленного распоряжения руководителя контролирующего органа. По допущенным нарушениям приняты меры реагирования.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности территориальных подразделений Роскомнадзора, Ространснадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, МВД России, ФМБА России.
В настоящее время Генеральной прокуратурой в четвертый раз осуществляется формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2013 г. В процессе формирования данного плана прокурорами будут рассмотрены предложения контролирующих органов на предмет законности включения в него контрольных мероприятий.
На стадии формирования ежегодных сводных планов проведения плановых проверок в предыдущие годы прокурорами было отклонено более 1,8 млн. неправомерных плановых проверочных мероприятий, что составило около 50% от общего количества заявленных проверок.
Необходимо также отметить, что в соответствии с Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 августа 2010 г. N 313 значительную часть работы отдела по надзору за законностью проверок органов контроля составляет рассмотрение писем прокуроров субъектов Российской Федерации о корректировке ежегодного сводного плана проведения проверок.
Так, с момента создания Управления изменения в ежегодный сводный план проведения проверок на 2012 г. внесены более чем по 300 таким обращениям посредством исключения отдельных контрольных мероприятий из плана.
Анализ результатов функционирования нового механизма защиты прав субъектов предпринимательства позволяет сделать вывод о правильности выбранного механизма введения независимого арбитра в лице прокурора в процесс формирования ежегодного сводного плана плановых проверок, организации и проведения внеплановых проверочных мероприятий.
Мониторинг реализации прокуратурой новых полномочий по защите свободы экономической деятельности позволяет констатировать, что они в значительной степени способствуют снижению административного давления на бизнес.
Представляется, что деятельность созданного в Генеральной прокуратуре специализированного управления во взаимодействии с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей позволит обеспечить более эффективную защиту прав предпринимателей.
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26. 2008 N 294-ФЗ “О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ”
(в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 30.04.2009 N 136, от 12.05.2010 N 200, от 28.11.2012 N 433, от 03.07.2015 N 355, от 20.05.2020 N 262)
В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:
Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:
Обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон N 294-ФЗ).
Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, принятию решений по заявлениям органов контроля (надзора) и муниципального контроля о согласовании и согласованию проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе издать организационно-распорядительные документы; определить конкретных работников, исполняющих данные обязанности; провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с руководителями органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующего уровня, на которых определить механизм взаимодействия при осуществлении вышеуказанных действий по осуществлению новых полномочий; обеспечить уведомление органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с предоставлением соответствующих сведений о таких прокуратурах применительно к каждому территориальному образованию (адреса, номера телефонов, факсов, электронная почта и др.). (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 12.05.2010 N 200, от 28.11.2012 N 433)
Возложить обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, внесению в него изменений и согласованию внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства, обеспечение электронного документооборота – на подразделения информационно-технической поддержки соответствующих прокуратур. (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 12.05.2010 N 200, от 28.11.2012 N 433)
В целях упорядочения прокурорских проверок и поручений прокуроров в контролирующие органы, избежания дублирования функций органов контроля (надзора) вносить последним предложения о включении в их проекты ежегодных планов проведения плановых проверок проверочных мероприятий, обусловленных надзорной деятельностью органов прокуратуры. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Производить формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий и (или) компетенции соответствующей прокуратуры. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Осуществлять мониторинг сведений, размещаемых в федеральной государственной информационной системе “Единый реестр проверок” органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, с целью выявления и пресечения фактов дублирования контрольно-надзорных полномочий, повторного осуществления мероприятий по контролю по одному и тому же предмету проверки вопреки принятому органами прокуратуры решению об отказе в его согласовании, нарушений порядка формирования названной информационной системы. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 03.07.2015 N 355)
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур проверять организацию работы подчиненных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь в организации деятельности по вопросам реализации Федерального закона N 294-ФЗ. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
При проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Федерального закона N 294-ФЗ и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”.
Организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных плановых и внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по итогам работы за каждое полугодие. (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 12.05.2010 N 200, от 28.11.2012 N 433)
Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.
Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики. Проблемные вопросы организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегий и (или) координационных совещаниях.
Инициировать приведение в соответствие с Федеральным законом N 294-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципальных образований.
Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры, в том числе ее информационное сопровождение с использованием сети “Интернет”, установление активного информационного обмена с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также предпринимательским сообществом в целях оперативного выявления нарушений закона.
При организации прокурорского надзора на данном направлении руководствоваться требованиями настоящего Приказа, а также Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 “Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности”.
С 01.05.2009 в абзаце третьем пункта 1.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 слова “Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” заменить словами “Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 30.04.2009 N 136)
Утвердить и ввести в действие с 01.05.2009 Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок), формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, требования о проведении внеплановой проверки (приложения N 1 – 4). (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 30.04.2009 N 136, от 28.11.2012 N 433)
В случае направления требования о проведении проверки – поручения о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя (конкретного объекта проверки) по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона, давать оценку необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю органом контроля (надзора). (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Исключить случаи направления требования о проведении проверки в неуполномоченные органы и организации. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
В каждом конкретном случае прокурорам, вынесшим требование, контролировать поступление информации о результатах мероприятия по контролю в прокуратуру, а также оценивать достаточность и обоснованность принятых органом контроля (надзора) мер. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
В целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя прокурорам учитывать ранее проведенные внеплановые и плановые проверки. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Установить следующий порядок направления требований: (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах либо их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора), поднадзорные этим управлениям; (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
прокурорам субъектов Российской Федерации или их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля (надзора) в субъектах Российской Федерации; прокурорам городов и районов, другим территориальным прокурорам – в органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поднадзорные городским и районным (межрайонным) прокуратурам; (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) и их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) регионального уровня и в поднадзорные межрегиональные органы контроля (надзора); транспортным прокурорам (на правах районных) – в органы контроля (надзора) районного (городского) уровня. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Аналогичным образом организовать работу прокурорам иных специализированных прокуратур. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Исключить случаи направления требований о проведении проверок руководителям федеральных органов контроля (надзора) прокурорами районов, городов, субъектов Российской Федерации, минуя Генеральную прокуратуру Российской Федерации. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Организовать учет требований о проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля на бумажном носителе и в электронном виде. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Ответственность за выполнение данных требований возложить на начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Начальнику Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сергееву С.А. обеспечить функционирование федеральной государственной информационной системы “Единый реестр проверок”. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 03.07.2015 N 355)
Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах обеспечить координацию работы на данном направлении. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 12.05.2010 N 200)
Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур о результатах работы по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного и муниципального контроля и соответствием региональных (муниципальных) нормативных правовых актов требованиям Федерального закона N 294-ФЗ информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 28.11.2012 N 433)
Приказ опубликовать в журнале “Законность”.
Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Ю.Я. ЧАЙКА