Единый реестр проверок КоАП и Госдума приняла закон о штрафах за необоснованные проверки контролирующими органами

Административная ответственность за невнесение должностными лицами информации о проверках в Единый реестр проверокКак мы все знаем, уже несколько лет функционирует Единый реестр проверок, правила формирования и ведения которого утверждены Постановлением Правительства Москвы № 415 от 28 апреля 2015 года.

С информацией, содержащейся в Едином реестре проверок, может ознакомиться любой желающий на сайте .

Данный реестр содержит сведения о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1.

Единый реестр проверок содержит следующую информацию:

  1. о проверках (включая вид, цели, форму, сроки проверки; реквизиты документов и т.д.);
  2. об органах контроля (начиная от наименования органа контроля до данных должностных лиц);
  3. о лицах, в отношении которых проводятся проверки (в том числе наименование, адреса и т.д.);
  4. об уведомлении проверяемых лиц о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления;
  5. о результатах проверок (включая реквизиты документов, информацию о выявленных нарушениях и т.п.);
  6. о мерах, принятых по результатам проверок (предписания, привлечение к административной ответственности и многое другое);
  7. об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была произведена.

Теперь п. 3 статьи 19.6.1 КОАП РФ гласит: «Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

Установление административной ответственности, хоть и не столь суровой, должно послужить лишним поводом для полноценного и корректного заполнения Единого реестра проверок. А нам с Вами остается только верить, что в ближайшее время информация в Едином реестре проверок будет приведена в соответствие с установленными требованиями.

Дума приняла закон о штрафах за необоснованные проверки контрольными органами

Москва. 19 октября. INTERFAX.RU – Госдума РФ приняла закон, которым в Кодекс об административной ответственности (КоАП) РФ вносятся изменения, предусматривающие введение административной ответственности в виде штрафа за проведение контрольными органами необоснованных проверок.

Эта норма распространяется на все госорганы и госкомпании, уполномоченные на осуществление государственного контроля. Теперь нарушением будет считаться проведение контрольного мероприятия при отсутствии оснований для его проведения, нарушение сроков проведения таких проверок, отсутствие согласования проведения внеплановых проверок с прокуратурой, привлечение к проверкам не аккредитованных или не аттестованных экспертов.

За такие нарушения вводится административная ответственность в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. рублей.

За такое повторное нарушение или “грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле” (проведение проверки без санкции руководства – ИФ) вводится штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей или дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года.

Также штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей будет налагаться на должностных лиц всех госорганов и госкомпаний, уполномоченные на осуществление государственного контроля, за невнесение информации о профилактическом или контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Такие же штрафы будут налагаться за нарушение (два и более раза в течение одного года) сроков внесения информации о таких проверках в названный реестр или за внесение недостоверной или неполной информации о проверках.

Кроме того, принятым законом уточняется положение нормы КоАП (статья 7.292), предусматривающей административную ответственность за отказ или уклонение поставщика от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (ГОЗ), договора, необходимого для выполнения ГОЗ. А именно, оговаривается, что положения этой статьи КоАП применяются только в том случае, если “предусмотренные ею действия не содержат уголовно наказуемого деяния”.

Необходимость такого уточнения связана с тем, что в сентябре был принят закон о введении уголовной ответственности за нарушение обязательств по ГОЗ. Одна из новых статей Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей, либо только в виде штрафа в пределах 1-3 млн рублей за отказ или уклонение от обязательного заключения контракта во исполнение ГОЗ (если подрядчик определен или является, например, единственным поставщиком). Ранее за такое же нарушение накладывалось только административное наказание.

О привлечении граждан к административной ответственности  по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Должностные лица Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) ведут работу по выявлению лиц, не выполняющих требования о сдаче анализов на COVID-19 методом ПЦР после прибытия из-за рубежа.

По данному факту в отношении граждан должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) составляются протоколы об административных правонарушениях по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

С 1 января 2021 года на рассмотрение в суды передано 290 протоколов об административных правонарушениях. Установлено, что гражданами после прибытия из-за рубежа не сдаются тесты ПЦР, не размещается информация о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг.

В связи с наступлением сезона отпусков, в соответствии с внесенными изменениями в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) напоминает:

гражданам, прибывающим из Турецкой Республики и Объединенной Республики Танзания на территорию России до 1 мая 2021 года, необходимо:

1. пройти в течение трех календарных дней со дня прибытия в Россию лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг.

2. пройти в срок до 5 дней с момента въезда на территорию России повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и также разместить информацию о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг.

Интервал между первым и повторным лабораторным исследованием на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток.

Граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного исследования.

Требование о повторном тестировании, действует с 21 апреля 2021 г.

гражданам, прибывающим из зарубежных стран на территорию России после 1 мая 2021 года, необходимо:

1. пройти в течение трех календарных дней со дня прибытия в Россию лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг.

2. пройти в срок до 5 дней с момента въезда на территорию России повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и также разместить информацию о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг.

Интервал между первым и повторным лабораторным исследованием на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток.

Граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного исследования.

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обращает внимание, что довод гражданина о незнании требований по сдаче теста не является основанием, освобождающим от административной ответственности.

Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ составляет один год с момента выявления правонарушения. Тем самым, гражданин может быть привлечен к административной ответственности в течение года после приезда из-за рубежа.

СТ 19.6.1 КоАП РФ. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле

1. Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

3. Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлены общие обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки. К их числу относятся:

– своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Больше проверок:  Все о камеральных налоговых проверках в 2024

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

– проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку – только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;

– не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

– знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

– учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

– доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;

– соблюдать установленные названным законом сроки проведения проверки;

– не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

– осуществлять запись о проведенной проверке в журнал учета проверок.

Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Закона орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Кроме указанного Закона, обязанности должностных лиц органа государственного контроля и надзора могут быть установлены специальными федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Следует отметить, что административная ответственность наступает только в случае неисполнения обязанностей, прямо предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, за неисполнение иных обязанностей наступает дисциплинарная ответственность.

2. Объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) своих должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля (надзора).

3. Объективная сторона правонарушения может включать в себя следующие противоправные действия:

– проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

– нарушение сроков проведения проверки;

– отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

– привлечение к проведению мероприятия по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан;

– проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В случае совершения вышеуказанных действий будут нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также положения иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления отдельных видов государственного контроля и надзора.

За совершение любого из вышеперечисленных нарушений, а равно их совокупности наступает административная ответственность.

4. Субъектами данного правонарушения являются должностные лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль.

5. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 этой статьи. Повторность означает, что лицо привлекалось за совершение первого административного правонарушения и ему было назначено административное наказание, если при этом не истек один год с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

По ч. 2 комментируемой статьи административной ответственности подлежит должностное лицо органа государственного контроля (надзора) в случае грубого нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившегося в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке.

Предполагаемое время чтения1 минута

Проверка сведений о привлечении участника закупки к административной ответственности

Согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок проверяет наличие факта привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При проведении конкурентных процедур в электронной форме на электронной площадке, информация о привлечении участника закупок к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП, предоставляется оператором электронной площадки при рассмотрении заявок участников в личном кабинете пользователя на основании сведений, поступивших из единого реестра участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок.

Также указанные сведения об участниках закупок размещены на главной странице официального сайта ЕИС в разделе «Документы» – «Информация о привлечении участника закупки к административной ответственности ст. 19.28 КоАП».

Ознакомиться с актуальной информацией можно по ссылке 

Статья 26. 1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Комментарий к ст. 26.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 26.1 КоАП РФ посвящена обстоятельствам, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). Комментируемая ст. 26.1 КоАП РФ устанавливает перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Выяснение указанных обстоятельств является обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Процессуальное регулирование доказывания в КоАП РФ выражено в трех основных аспектах: предмете доказывания, доказательствах, оценке доказательств.

В ст. 26.1 КоАП РФ не упоминается категория «предмет доказывания», однако она присутствует в названии главы 26 КоАП РФ, регламентирующей общие положения о доказывании и доказательствах в производстве по делам об административных правонарушениях, что позволяет сделать вывод об идентичности содержания понятий «предмет доказывания» и «обстоятельства, подлежащие выяснению».

В процессе осуществления доказывания как деятельности уполномоченных на то субъектов, направленной на сбор, проверку и оценку доказательств по делу об административном правонарушении, необходимо выяснить конкретный перечень обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ. Таких обстоятельств семь, при этом они имеют нормативное обеспечение в рамках иных статей КоАП РФ, что способствует полноценной реализации задач производства.

1. Первоочередной задачей лица (органа), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, является выяснение наличия самого события административного правонарушения.

Разъясняя порядок применения положений п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ, суд отметил, что событие — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу N А56-22457/2009).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Признаками, характеризующими событие правонарушения, выступают место, время, способ, характер совершенного деяния и другие обстоятельства его совершения, которые не раскрыты в ст. 26.1 КоАП РФ. Вместе с тем в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, посвященной центральному доказательству — составлению протокола об административном правонарушении (постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), содержится требование обязательного указания на место и время совершения правонарушения.

При этом наличие события вмененного правонарушения в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ отражается в протоколе об административном правонарушении (решение Московского городского суда от 18.04.2016 по делу N 7-2936/2016).

Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях свидетельствует, что формальное указание в протоколе об административном правонарушении (постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) на совершение деяния, предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законом субъекта РФ об административной ответственности, без установления обстоятельств места, времени и способа совершения правонарушения признается судами не отвечающим требованиям административного законодательства, не позволяющим сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) лица признаков правонарушения, их доказанности (Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А36-5587/2012).

2. Далее устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Им может быть физическое или юридическое лицо.

Как указал Верховный Суд РФ, установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)).

Установление лица, совершившего административное правонарушение, предполагает выяснение таких вопросов, как фамилия, имя, отчество, место рождения, принадлежность к гражданству.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт (Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»).

Больше проверок:  Сводный план проверок на 2023 год сайт прокуратуры краснодарского края

Кроме того, удостоверить личность могут следующие документы:

А) водительское удостоверение, поскольку содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина (решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1016);

Б) паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт — для граждан, осуществляющих выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»);

В) удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Положение об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 91);

Г) паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

Д) документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

Е) удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного плавания, используемых для целей торгового мореплавания (Положение об удостоверении личности моряка, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 628);

Ж) документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина при реализации им избирательных прав и права на участие в референдуме:

1) документ, заменяющий паспорт гражданина, выданный уполномоченным государственным органом;

2) военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

3) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

4) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию;

5) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

З) свидетельство о рождении — основной документ, удостоверяющий личность лиц, не достигших возраста четырнадцати лет (до 14.10.2018). А с 15.10.2018 — государственная регистрация акта гражданского состояния, в том числе рождения, производится в виде записи акта в форме электронного документа, а также на бумажном носителе (ст. 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Приказ Минюста России от 01.10.2018 N 202 «Об утверждении форм записей актов гражданского состояния и Правил заполнения форм записей актов гражданского состояния»).

При установлении лица, совершившего противоправные действия (бездействие), необходимо также установить возраст и вменяемость лица, совершившего административное правонарушение, его социальное положение в обществе (образование, род занятий, отношение к воинской службе и др.), состояние здоровья, особенный и специальный статус субъекта (не является ли он должностным лицом, индивидуальным предпринимателем, военнослужащим, лицом, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов за совершение административного правонарушения, депутатом, судьей, прокурором или иным лицом, выполняющим определенные государственные функции и т.д.), образ жизни. Важность данного требования, возведенного в ранг принципа, установлена ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ и предусматривает особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности указанной категории лиц.

3. Обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершенном им деянии, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.

Виновность лица является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Если в действиях лица вины не установлено, а вредные последствия явились результатом стечения обстоятельств, значит, нет субъективной стороны, нет административного правонарушения, а значит, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Виновность физического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 N 07АП-174/2016 по делу N А03-17823/2015).

По-другому решается вопрос определения вины юридических лиц. В отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Критерии виновности юридического лица подразумевают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2014 по делу N А56-69165/2013).

4. При наложении административных наказаний учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Перечень таких обстоятельств содержится соответственно в ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ.

Следует помнить, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). На практике суды к дополнительным смягчающим обстоятельствам относят положительные характеристики с места работы, а также учитывают сам факт постоянной работы правонарушителя (см., например, решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2010 г., дело N 12-93/2010).

В другом случае суд, необоснованно ссылаясь на ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, не признал в качестве смягчающих обстоятельств: наличие у правонарушителя постоянного места жительства, а также наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (решение Нижегородского областного суда от 19 октября 2011 г., дело N 7-763/11).

В решениях судов апелляционной и кассационной инстанции смягчающим чаще всего признается обстоятельство, указанное в п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, — раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (см., например, решение Магаданского областного суда от 22.07.2016 по делу N 12-180/2016).

5. Выяснение характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, необходимо потому, что во многих случаях размер причиненного ущерба является обязательным признаком состава правонарушения. Так, в ст. 7.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за мелкое хищение чужого имущества. При этом указано, что данное хищение является мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

Кроме того, следует иметь в виду, что в ст. 4.7 КоАП РФ регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Характер ущерба может быть различным: имущественный, моральный, физический. Вместе с тем положения ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающие необходимость выяснения характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, следует толковать в системной взаимосвязи с юридической конструкцией состава конкретного административного правонарушения.

При производстве по делу об административном правонарушении с формальным составом, не предусматривающим в качестве обязательного элемента наступление каких-либо негативных последствий, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, не входят в предмет доказывания (Постановление ФАС СЗО от 09.02.2006 N А66-7535/2005).

6. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 24.5 КоАП РФ. Их выяснение имеет очень важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

К таким обстоятельствам, в частности, кроме проанализированных выше, относятся: невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное (за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность); истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо освобождается от административной ответственности.

7. В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях выяснению подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. К таковым, например, относится выяснение имущественного положения лица, совершившего правонарушения, так как оно может учитываться при наложении административных наказаний; вопрос о целесообразности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Выяснение причин и условий совершения административного правонарушения не влияет на судьбу лица, привлекаемого к административной ответственности, вместе с тем это одна из задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ), решение которой необходимо для предотвращения совершения подобных нарушений в будущем.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушения, вправе внести представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, последние, в свою очередь, в течение месяца со дня его получения должны сообщить о принятых мерах (ст. 29.13 КоАП РФ).

Обязанностью ходатайствовать во всех необходимых случаях перед судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, о внесении соответствующего представления наделены прокуроры, участвующие в деле (Приказ Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях»).

Из системного толкования статей 1.5 и 26.1 КоАП РФ следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 N 16АП-1419/2016 по делу N А63-14806/2015).

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство «РосБух»

Больше проверок:  Единая россия

Статья 24. 5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Статья 28. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

  • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Комментарий к ст. 28.5 КоАП

1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.

2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) — в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).

Судебная практика по статье 28.5 КоАП

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 4.1, 4.1.1, 14.43, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ, суд первой инстанции нашел, что в действиях общества присутствует состав вменяемого административного правонарушения, имеются достаточные основания для привлечения общества к административной ответственности и назначения ему административного наказания.

Статья 28.5 КоАП Российской Федерации устанавливает, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно (часть 1), либо в случае необходимости получения дополнительных данных — в течение двух суток после выявления совершения административного правонарушения (часть 2), либо по окончании административного расследования, если таковое проводилось (часть 3). При этом статья 28.8 КоАП Российской Федерации предусматривает, что такой протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления (часть 1) либо немедленно после его составления, если по итогам рассмотрения соответствующего дела об административном правонарушении возможно назначение административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения (часть 2).

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 4.1, 4.1.1, 14.43, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ, суд первой инстанции нашел, что в действиях общества присутствует состав вменяемого административного правонарушения, имеются достаточные основания для привлечения общества к административной ответственности и назначения ему административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Таким образом, выявив событие административного правонарушения, должностным лицом в соответствии с требованиями части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражены все необходимые данные для рассмотрения дела по существу.

Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным.
Получение письменных объяснений несовершеннолетней Б. в отсутствие законного представителя не противоречит положениям части 4 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя в случае необходимости.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, права, предусмотренные статьей 25.1 указанного Кодекса и статьей 51 Конституции Российской Федерации Ощепкову В.А. были разъяснены, о чем свидетельствует его подпись в названном протоколе. Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемая заявителем статья 28.5 КоАП Российской Федерации устанавливает, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно (часть 1), либо в случае необходимости получения дополнительных данных — в течение двух суток после выявления совершения административного правонарушения (часть 2), либо по окончании административного расследования, если таковое проводилось (часть 3).

Оспариваемая статья 28.5 КоАП Российской Федерации устанавливает конкретные сроки составления протокола об административном правонарушении, исчисляемые либо с момента выявления административного правонарушения, либо с момента окончания административного правонарушения. Данная норма также не содержит неопределенности и указанные в жалобе права заявителя не нарушает.

Доводы жалобы о допущенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 28.07.2017 N 65/17-АД подлежат отклонению. Как верно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных полномочий, включающих контроль и надзор за осуществлением деятельности по обращению, хранению, отпуску и реализации лекарственных средств. При этом требования к составлению протокола, содержащиеся в статьях 28.2, 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.

Ссылка заявителя на нарушение сроков, установленных статьями 28.4, 28.5, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, нарушение этих сроков является несущественным недостатком, поскольку они не являются пресекательными.
Фотоматериалы содержат полные сведения о земельном участке, на котором производились осмотр и фотосъемка. Ставить под сомнение то обстоятельство, что в фотоматериалах зафиксировано нарушение, выявленное на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0104000:1287, расположенном по вышеуказанному адресу, оснований не имеется. Фотоматериалы отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам статьями 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерно признаны должностным лицом и судебными инстанциями относимыми, допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.