Единый реестр видов муниципального контроля 2023 года и вводит мораторий и ограничения на проверки. Что делать с муниципальными властями

Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.

Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.

По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:

  • в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% – объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
  • в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
  • в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний

Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:

  • Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем – проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
  • Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
  • Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
  • План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
  • Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов – напишите в строке поиска по названию документа слово “индикатор”.
  • Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.
Больше проверок:  Gp регулирует

Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:

Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии “Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства” в рамках Восточного экономического форума.

Новость от 03.10.2022 – На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.

В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:

ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес – https://proverki.gov.ru/portal

Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)

Больше проверок:  Найдите надежные сервисы Apple Check Store — гарантируйте качество и подлинность ваших продуктов Apple

ЕРВК – Едином реестре видов контроля. Адрес – https://ervk.gov.ru/

В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.

Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.

С 1 июля в ведении органов местного самоуправления осталось семь видов муниципального контроля. Три вида исключены из ведения местных властей. Законодатель привел положения отраслевых федеральных законов о видах контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Для каждого вида установлено его наименование и предмет контроля. Кроме того, изменились правила, по которым инспекторы осуществляют выборочный контроль, выездные обследования и наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Об этих изменениях читайте в статье.

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Больше проверок:  Официальный сайт законов российской федерации

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Пример.  Статья 5 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусматривает контроль органов МСУ в сфере недр. Данные полномочия не относятся к вопросам местного значения, закрепленным в Законе № 131-ФЗ. Но прокуратура часто настаивала на принятии правовых актов и осуществлении муниципального контроля в этой сфере. Это требовало дополнительных расходов местного бюджета.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  • строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в области торговой деятельности.

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;
  • об объявлении предостережения;
  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве