Новости
Генеральной прокуратурой Российской Федерации с 1 июля 2021 года введена в промышленную эксплуатацию федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ).
Формирование и ведение ФГИС ЕРКНМ предусмотрено Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены функции оператора.
Данная система обеспечивает информационное взаимодействие контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры Российской Федерации в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Также позволяет автоматизировать учет таких и иных мероприятий, в том числе профилактических, а также специальных режимов государственного контроля (надзора), принятых мер по пресечению нарушений обязательных требований, устранению их последствий. На сегодняшний день в числе пользователей системы – 2405 прокурорских работников и 32168 уполномоченных должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создан на базе федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП), которая продолжит функционирование в качестве подсистемы ФГИС ЕРКНМ.
В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по развитию функционала программного обеспечения федеральной государственной информационной системы.
Результатом станет расширение атрибутивного состава паспорта контрольного (надзорного) мероприятия. Планируется доработать механизм валидации внесенной в него информации, модернизировать взаимодействие с Федеральной налоговой службой Российской Федерации, обеспечить подлинность и версионность планов и паспортов, реализовать интерфейс мониторинга сообщений из информационной системы межведомственного электронного взаимодействия, усовершенствовать поиск сведений в подсистеме ФГИС ЕРП.
Работа по развитию возможностей ФГИС ЕРКНМ и внедрению их в практическую деятельность продолжается.
Органами прокуратуры в рамках цифровой трансформации обеспечивается ведение федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»
Укажите один или несколько email адресов через “;”
Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.
1. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается в следующих целях:
1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в пункте 1 настоящей части, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) учет информации о жалобах контролируемых лиц.
(п. 4 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети “Интернет” общедоступных сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий является федеральной государственной информационной системой.
4. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
5. Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
6. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий путем использования справочника видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из видов контроля, включенных в единый реестр видов контроля и иных справочников.
7. Справочник вида контроля, указанный в абзаце первом настоящей части, включает в себя информацию в соответствии с правилами формирования и ведения реестра контрольных (надзорных) мероприятий. При необходимости внесения изменений в справочник такие изменения вносятся исключительно через единый реестр видов контроля.
(часть 7 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. Мы помним свою историю и гордимся ею!
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.
Знание прав и обязанностей, умение отстоять свои интересы законным способом необходимо каждому человеку. Выполняя важную государственную задачу, органы прокуратуры участвуют в работе по правовому просвещению и правовому информированию населения. Данный раздел содержит разъяснения действующих нормативных правовых актов, судебной практики, информацию об изменениях федерального и регионального законодательства.
Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью: Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие. Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные: от упущенной выгоды до материальных убытков.
Какие бывают ошибки
Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на три группы:
- Проблемы с сертификатом. Они появляются, когда сертификат не выбран, не найден или не верен.
- Проблемы с подписанием документа. Ошибки возникают при попытке подписать документ.
- Проблема при авторизации на торговых площадках.
Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.
Сертификат не найден
Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой «Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи».
У подобных ошибок могут быть следующие причины:
- На компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.
- На ПК не установлено ни одного личного сертификата ЭП. Для применения ЭП необходимы и личные сертификаты. Об их установке мы писали в другой статье.
- Установленные на компьютере необходимые сертификаты не валидны. Сертификаты отозваны или просрочены. Уточните статус сертификата в УЦ. Ошибка с текстом «Ваш сертификат ключа подписи включён в список отозванных» возникает, если у сертификата закончился срок действия или на ПК нужно обновить список сертификатов. В последней ситуации следует вручную загрузить перечень отозванных сертификатов.
Для установки списка отозванных сертификатов:
Не виден сертификат на носителе
Как правило, причина такой проблемы — сбой в работе программных компонентов. Для её решения достаточно перезагрузить компьютер. Однако иногда этого бывает недостаточно, поэтому требуется переустановка драйверов или обращение в службу техподдержки.
К наиболее распространённым причинам такой проблемы относятся следующие случаи:
- Долгое опознание носителя. Для решения проблемы необходимо дождаться завершения процесса или обновить версию операционной системы.
- Некорректная работа USB-порта. Подключите токен к другому USB-порту, чтобы убедиться, что проблема не в носителе ЭП. Если система определила токен, перезагрузите компьютер. Если это не поможет, следует обратиться службу технической поддержки.
- Неисправность носителя. Если при подключении токена к другому компьютеру или USB-порту система не определяет его, значит, проблема в самом носителе. Устранение неисправности возможно в данном случае лишь одним путём — нужно обратиться в сервисный центр для выпуска нового носителя.
ЭП не подписывает документ
Причин у подобной проблемы множество. Каждый случай требует отдельной проверки. Среди самых распространённых можно выделить следующие неполадки:
- Закрытый ключ на используемом контейнере не соответствует открытому ключу сертификата. Возможно, был выбран не тот контейнер, поэтому следует проверить все закрытые контейнеры на компьютере. Если необходимый контейнер по тем или иным причинам отсутствует, владельцу придётся обращаться в удостоверяющий центр для перевыпуска ЭП.
- Ошибка «Сертификат недействителен» (certificate is not valid). Следует повторно установить сертификат ЭП по инструкциям УЦ в зависимости от используемого криптопровайдера — КриптоПро CSP, ViPNet CSP или другого.
- Сертификат ЭП определяется как непроверенный. В этом случае необходимо переустановить корневой сертификат удостоверяющего центра.
- Истёк срок действия криптопровайдера. Для решения этой проблемы необходим новый лицензионный ключ к программе-криптопровайдеру. Для его получения необходимо обращаться к специалистам УЦ или к ответственным сотрудникам своей организации.
- Подключён носитель с другим сертификатом. Убедитесь, что подключён правильный токен. Проверьте также, не подключены ли носители других сертификатов. Отключите другие носители в случае их обнаружения.
В момент подписания электронных документов или формирования запроса в различных может возникнуть ошибка «Невозможно создание объекта сервером программирования объектов».
В этой ситуации помогает установка и регистрация библиотеки Capicom:
Выбранная подпись не авторизована
Подобная ошибка возникает при попытке авторизации в личном кабинете на электронных торговых площадках. Например, при входе на площадку ZakazRF отображается сообщение «Выбранная ЭЦП не авторизована».
Эта ошибка возникает из-за того, что пользователь не зарегистрирован на площадке, либо не зарегистрирован новый сертификат ключа ЭП. Решением проблемы будет регистрация нового сертификата.
Процесс запроса на авторизацию ЭП на разных торговых площадках может отличаться: часто нужно отправлять запрос оператору системы на авторизацию, иногда рабочее место настраивается автоматически.
Если ошибка сохраняется, возможно, следует отключить защитное ПО или добавить сайт электронной площадки в исключения.
Часто задаваемые вопросы
Почему компьютер не видит ЭЦП?
Причина кроется в несовместимости программного обеспечения и физического носителя ЭЦП. Необходимо проверить версию операционной системы и переустановить её до нужной версии. Если токен повреждён, возможно, понадобится обратиться в удостоверяющий центр для перевыпуска электронной подписи.
О том, что делать, если компьютер не видит ЭЦП и о способах проверки настроек, мы подробно писали в нашей статье.
Почему КриптоПро не отображает ЭЦП?
Если КриптоПро не отображает ЭЦП, следует проверить настройки браузера. Также исправляет ошибку добавление программы в веб-обозреватель и загрузка недостающих сертификатов электронной подписи.
Подробнее ознакомиться, как устранить данную неисправность можно в нашей статье.
Где на компьютере искать сертификаты ЭЦП?
Сертификат ЭЦП позволяет проверить подлинность подписи, содержит в себе срок её действия и информацию о владельце. Он автоматически загружается в папку с системными файлами. В операционной системе Windows от 7 версии и выше ЭЦП хранится по адресу:
Что такое сертификат ЭЦП и зачем он нужен мы рассказали в нашей статье.
Процедура контрольной закупки Роспотребнадзора
– это контрольное (надзорное) мероприятие (КНМ), которое Роспотребнадзор вправе проводить исключительно в рамках надзора в области защиты прав потребителей (абз. 2 п. 22 ПП 1005), в ходе которого проводятся всего 2 контрольных (надзорных) действия – осмотр и эксперимент (ч. 3 ст. 67 Закона о госконтроле, п. 25 ПП 1005). Суть закупки – посмотреть “глазами потребителя” на то, как происходит продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, для чего инспектор тайно, под видом посетителя, является к проверяемому лицу или совершает покупку онлайн (ч. 1 ст. 67 Закона о госконтроле).
Роспотребнадзор проводит также и мониторинговые закупки (в рамках санитарного и “потребительского” видов надзора), однако это совершенно иное КНМ, цель которого, в конечном итоге, – проверка качества товара/услуги (ст. 68 Закона о госконтроле). Кроме того, контрольную закупку нельзя путать с проверочной закупкой – проверочной является такая закупка, которую сотрудники МВД проводят в рамках оперативно-разыскных мероприятий с целью, как правило, проверки сообщения о преступлении (п. 4 ст. 6 Закона об ОРД, см. также материал “Проверочная закупка”).
Поскольку данное КНМ проводится исключительно в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей, то закупки могут быть только внеплановыми (п. 21 ПП 1005). Основания для закупки (и иного КНМ с взаимодействием в рамках надзора в сфере прав потребителей) перечислены в п. 23 ПП 1005:
– наличие у Роспотребнадзора сведений об угрозе причинения/о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление индикатора риска нарушения обязательных требований;
– поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении КНМ в отношении контролируемых лиц;
– требование прокурора о проведении КНМ в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
– истечение срока исполнения предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.
Подробнее об основаниях для проведения КНМ в материале “Основания для проверок Роспотребнадзора”.
Выносится Решение о проведении контрольной закупки по типовой форме, установленной приложением N 8 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Подробнее об оформлении Решения – см. в отдельном материале.
Оформление КНМ “контрольная закупка” в Едином реестре КНМ
Как правило, любые КНМ сначала оформляются и получают учетный номер в Едином реестре КНМ, а потом уже проводятся, потому что проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле). Однако при организации контрольной закупки все зависит от того, проводится ли она непосредственно у контролируемого лица “офлайн”, или дистанционно:
– традиционная контрольная закупка сначала “заводится” в ЕРКНМ, получает уникальный учетный номер (подробнее см. в отдельном материале), после чего инспектор приступает к ее осуществлению;
– дистанционная контрольная закупка предполагает, что информация о её проведении осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в ЕРКНМ не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки (п. 1 ч. 10 ст. 67 Закона о госконтроле).
Внимание
Проведение контрольной закупки, не учтенных в ЕРКНМ, является грубым нарушением (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
– предписания и штрафы, вынесенные по итогам такого КНМ, должны быть отменены либо самим управлением Роспотребнадзора, который проводил закупку, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
– повторная контрольная закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
– должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Согласование контрольной закупки с прокурором
Согласовывать контрольную закупку с прокуратурой, согласно ч. 11 ст.67 Закона о госконтроле, необходимо лишь в некоторых случаях, в зависимости от основания, в связи с которым организуется и проводится контрольная закупка:
Роспотребнадзор не вправе провести контрольную закупку как незамедлительный “второй” этап выездного обследования (ч. 7 ст. 75 Закона о госконтроле), потому что ПП 1005 не предусматривает такой возможности.
Проведение несогласованного с прокуратурой КНМ (если его надо было согласовать) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
– принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, “меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности”) должны быть отменены – либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
– если это нарушение выявлено в самом Роспотребнадзоре, уполномоченное должностное лицо “провинившегося” органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
– должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Предупреждать контролируемое лицо о контрольной закупке заранее запрещено (ч. 5 ст. 67 Закона о госконтроле).
Тайный покупатель (контрольная закупка офлайн)
Вооружившись бумажной копией или электронным решением о проведении контрольной закупки, инспектор под видом обычного посетителя приходит в магазин (парикмахерскую, ателье, ресторан и т.п.) и совершает сделку – приобретает товары/ работы/ услуги. Эта инсценировка – не что иное, как контрольное действие “эксперимент” с использованием тест-ситуации, в ходе которой возможно оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований (ч. 1 и ч. 2 ст. 85 Закона о госконтроле, п. 39 ПП 1005).
“Закупаться” инспектор либо приходит не один (а с коллегами или двумя свидетелями), либо вооружается видеокамерой и снимает все, что происходит (ч. 4 ст. 67 Закона о госконтроле). К участию в закупке инспектор Роспотребнадзора может привлечь специалиста (абз.4 п. 39 ПП 1005). Помимо видеозаписи, разрешены аудиозапись и фотосъемка (ч. 4 ст. 67 Закона о госконтроле).
В ходе контрольной закупки инспектор вправе также осмотреть (например, товары) без вскрытия упаковки (п. 1 ч. 3 ст. 67, ч. 1 ст. 76 Закона о госконтроле).
После того, как инспектор завершит сделку по приобретению товаров /услуг:
1. инспектор объявляет о проведении контрольной закупки,
2. инспектор предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение,
3. инспектор предъявляет контролируемому лицу, его представителю копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 67 Закона о гоконтроле);
4. инспектор возвращает покупку контролируемому лицу – если это возможно, и если продукция не утратила потребительские свойства (ч. 9 ст. 67 Закона о госконтроле),
5. контролируемое лицо возвращает средства, уплаченные инспектором, – если инспектор заплатил наличными, то возвращаются наличные, а если инспектор совершил электронный платеж, то совершаются необходимые действия по возврату перечисленных денежных средств на счет, с которого производилась оплата продукции / работы / услуги, оказанной в ходе контрольной закупки (ч. 8 ст. 67 Закона о госконтроле);
Если приобретенная инспектором продукция (товар) утратила свои потребительские свойства, если контролируемое лицо понесло расходы в связи с выполнением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки, то денежные средства инспектору не возвращаются (ч. 8 ст. 67 Закона о госконтроле), а инспектор не возвращает купленный товар (ч. 9 ст. 67 Закона о госконтроле).
6. инспектор составляет Акт контрольной закупки.
Тайный заказчик (дистанционная контрольная закупка)
Инспектор Роспотребнадзора вправе провести дистанционную контрольную закупку – то есть с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (ч. 2 ст. 67 Закона о госконтроле).
После осуществления дистанционной сделки инспектор (ч. 10 ст. 67):
– не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки делает объявление о том, что имела место дистанционная контрольная закупка. Это объявление осуществляется путем размещения в ЕРКНМ копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки;
– возвращает продавцу / исполнителю купленные товары, если возврат возможен исходя из характера продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги);
– и если возврат оказался возможен исходя из характера продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги, то продавец /исполнитель обязан незамедлительно вернуть денежные средства, перечисленные ему в ходе закупки.
Окончание КНМ “Контрольная закупка” и оформление Акта закупки, предписания
После окончания контрольной закупки инспектор должен сделать вывод о соблюдении либо несоблюдении законодательства о защите прав потребителей и оформить Акт контрольной закупки (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле) по типовой форме, установленной приложением N 8 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. В нем описывается нарушение обязательных требований (если выявлено): какое именно, каким НПА и какой статьей / пунктом / подпунктом этого НПА установленное. Если нарушение устранили до окончания контрольной закупки, в Акте это должно быть отражено (а дополнительно – указано в ЕРКНМ, см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле). Никаких документов и объяснений (которые доказывали бы факт нарушения или соблюдения) во время контрольной закупки не собираются (у инспектора попросту нет на это никаких полномочий), к Акту, следовательно, не прилагаются. Предписание – если оно выдано по итогам КНМ – не является приложением к Акту и оформляется после подписания Акта (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Акт составляется по месту проведения закупки, то есть в магазине – если совершалась офлайн-сделка, и в Роспотребнадзоре – при дистанционной контрольной закупке (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле).
После составления Акта он предъявляется продавцу/ исполнителю: после офлайн-закупки сразу на месте (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле), после дистанционной – вероятно, путем опубликования в ЕРКНМ и также способами, предусмотренными традиционно – почтой или через ЛК на госуслугах (ч.2 ст. 88 Закона о госконтроле). : продавец /исполнитель обязан этот Акт закупки подписать – тем же способом, каким Акт изготовлен (ч. 3 ст. 88 Закона о госконтроле). В ЕРКНМ отражается факт ознакомления контролируемого лица с результатами контрольной закупки (строка 8 сведений об акте КНМ в приложении к ПП 604).
Непредставление Акта контрольной закупки для ознакомления и подписания – грубое нарушение (п. 10 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет несколько важных последствий:
– предписания и штрафы, вынесенные по ее итогам, должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
– повторная контрольная закупка в отношении того же лица обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле, письмо Минэкономразвития России от 31.08.2021 N ОГ-Д24-6824);
Если в акте зафиксированы нарушения обязательных требований – инспектор обязан оформления Акта закупки выдать контролируемому лицу об устранении выявленных нарушений (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). Максимальный срок выдачи предписания Законом о госконтроле не установлен. Подробнее о предписании см. в отдельном материале.
Если нарушений не выявлено – инспектор может, хотя и не обязан, выдать рекомендации или провести иные профилактические мероприятия (см. ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле).
Как долго может длиться контрольная закупка?
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о госконтроле, срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется “подложная” сделка, при этом срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановой контрольной закупки не может превышать один рабочий день (ч. 4 ст. 65 Закона о госконтроле).
Превышение срока закупки является грубым нарушением (п. 8 ч. 2 ст. 91, см. также п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
– предписания и штрафы, вынесенные по её итогам, должны быть отменены либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
Административная ответственность по итогам контрольной закупки
Если Акт контрольной закупки зафиксировал нарушение обязательных требований или неисполнение ранее выданного предписания, то должностное лицо Роспотребнадзора в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ – на основе Акта – составит протокол об административном правонарушении (может быть, даже в день составления акта) по соответствующей статье КоАП РФ (см. Перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица Роспотребнадзора), после чего санитарный врач, его заместитель или суд (в зависимости от обстоятельства) рассмотрит протокол и вынесет постановление о наказании (или о прекращении дела, если к тому будут основания, см. ст. 29.9 КоАП РФ).
Подробнее о процедуре привлечения к административной ответственности см.:
– Возбуждение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении по итогам проверки или иного КНМ;
– Рассмотрение Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.
С 25.07.2022 тот инспектор, который непосредственно участвовал в проведении контрольной закупки и возбудил дело об административном правонарушении по результатам этого же КНМ, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).
Обжалование результатов контрольной закупки
Все результаты контрольной закупки – акт, предписание, – а также действия/бездействие инспектора, могут быть предметом обжалования, как досудебного (ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле), так и судебного:
– действия, бездействие, Акт закупки и предписание – только после досудебного обжалования (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 20 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663);
– штрафы или административное приостановление деятельности – в порядке КоАП РФ.
Обжалование Акта контрольной закупки
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, они вправе направить жалобу в Роспотребнадзор (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 42 ПП 1005).
Судебное обжалование результатов любых КНМ Роспотребнадзора, минуя предварительную жалобу в Роспотребнадзор, запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 20 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663).
Такая жалоба, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
– исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг,
– причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ФГИС Портал госуслуг, см. п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Срок подачи жалобы пока не определен однозначно (см. ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле), по мнению Минэкономразвития, – это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965, см. также абз. 4 п. 43 ПП 1005), обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле, подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго – почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации, срок рассмотрения могут увеличить “в исключительных случаях” (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
По результатам рассмотренной жалобы выносится решение, которое либо оставляет жалобу без удовлетворения, либо отменяет Акт полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле), решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
После этого – если результат досудебного обжалования не устроил – можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ), однако есть шанс, что арбитражные суды будут просто прекращать подобное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку Акт контрольной закупки или иного КНМ носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (см. например, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16).
Суды общей юрисдикции относятся к таким делам лояльнее и могут рассмотреть их по существу (определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 по делу N 33а-12597/2017, Омского облсуда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, Брянского облсуда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, противоположную позицию см. в определении Мосгорсуда от 16.08.2019 по делу N 33а-4609/2019).
3.2 Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В случае необходимости проведения анализа данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом).
Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336), в случае, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований (неприменение контрольно-кассовой техники), уполномоченным лицом территориального налогового органа принимается решение об объявлении предостережения.
Следует отметить, что такое решение принимается уполномоченным лицом (руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа) по результатам рассмотрения мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
Формы решения уполномоченного лица территориального налогового органа, мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предостережения прилагаются к настоящему письму.
Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ (инструкция прилагается), а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на предостережение наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 14 марта 2022 г. N 16-1832-МС/22
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для использования в работе копию постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора, муниципального контроля” (далее – Постановление).
Постановление регулирует правоотношения, возникающие при организации и проведении проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций) и в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (федеральный государственный земельный контроль (надзор) и федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии).
Введенными ограничениями в 2022 году с 10 марта 2022 года в рамках видов надзора, осуществляемых Росреестром, не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, за исключением проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков. Территориальным органам Росреестра, Севреестру и Госкомрегистру необходимо внести изменения в планы проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, предусмотрев исключение проверок, срок начала которых наступает после 10 марта 2022 г.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые проверки могут быть проведены при условии согласования с прокуратурой в случае:
– непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
– непосредственной угрозы обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
– непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Без согласования с прокурором могут быть проведены проверки:
– по поручению Президента Российской Федерации;
– поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
– поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
– по требованию прокурора.
В целях реализации постановления территориальным органам Росреестра, Госкомрегистру и Севреестру необходимо в срок до 14 марта 2022 года принять решение об отмене контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, срок начала которых наступает после 10 марта 2022 года включительно. Отмечаем, что в соответствии с Постановлением принимается один документ об отмене проведения назначенных контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.
Информацию об отмене таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок необходимо в срок до 20 марта 2022 г. внести в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) или единый реестр проверок (ЕРП) для чего в реестре будет в ближайшее время создан соответствующий функционал, о чем будет сообщено дополнительно.
Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, которые не завершены до 10 марта 2022 года, подлежат завершению до 16 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки. В случае, если не представляется возможным до указанной даты сделать вывод об отсутствии/наличии нарушений обязательных требований, считаем целесообразным в акте указывать, что контрольное (надзорное) мероприятие, проверка завершены в соответствии с пунктом 7 Постановления. Предписание по итогам завершенного контрольного (надзорного) мероприятия, проверки не выдается. В соответствии с пунктом 9 Постановления в случае, если по итогам завершенного контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, – принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Сведения о завершенном контрольном (надзорном) мероприятии, проверке подлежат внесению в ЕРКНМ или ЕРП в установленном порядке.
Предписания об устранении нарушения требований законодательства, срок исполнения которых наступает после 10 марта 2022 года подлежат автоматическому продлению на 90 дней со дня истечения срока исполнения. О продлении срока исполнения предписания необходимо проинформировать лицо, которому было выдано предписание, а также информация о продлении подлежит внесению в информационную систему ЕРКНМ или ЕРП.
В случае, если срок исполнения предписания наступил до вступления в силу Постановления, контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием не проводится. Исполнение предписания оценивается в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. В случае невозможности оценить исполнение предписания, контрольное (надзорное) мероприятие должно быть проведено в 2023 г.
Постановлением введены ограничения на возбуждение дел об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении по фактам нарушений обязательных требований, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий или проверок. При этом не могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях, а также выданы предписания об устранении нарушений требований законодательства, выявленных в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом. Таким образом, должностными лицами Росреестра, Севреестра и Госкомрегистра в рамках осуществления возложенных полномочий могут быть возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных главами 14 (кроме статей 14.52, 14.52.1), 17, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности в 2022 году территориальным органам Росреестра, Госкомрегистра и Севреестра необходимо сделать акцент на:
проведение мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (мониторинг сайтов, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование);
выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в случае выявления признаков нарушений);
проведение профилактических мероприятий (консультирование, профилактический визит, информирование);
обеспечение досудебного обжалования решений органа контроля (надзора), действий (бездействия) его должностных лиц;
возбуждение и/или рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам нарушений, не являющихся предметом (контроля) надзора, а также возбужденных иными органами;
проведение проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.