Об осуществлении проверок в 2022 – 2023 годах см. Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520, от 10.03.2022 N 336.
Организация: ООО ЛЛКИнтернешнл
Тип: Плановая проверка
Регион: Федеральный округ
Орган контроля: Федеральная антимонопольная служба
Статус: Ожидает проведения
Организация: АО Янтарьэнерго
Организация: ООО ОлимпСитиСтрой
Регион: Москва город федерального значения
Организация: АО Омскэлектро
Организация: Служба по тарифам Иркутской области
Регион: Иркутская область
Организация: ПАО ЛУКОЙЛ
Организация: АОНПО РусБИТех
Организация: Акционерное общество РОССПИРТПРОМ
Организация: Акционерное общество «Дорспецстрой»
Тип: Внеплановая проверка
Статус: Ожидает завершения
Организация: Комитет по тарифам Республики Алтай
Регион: Алтай республика
Самые частые причины для отказа в регистрации
Дополнительно нужно проверить технологический стек на ограничения по компонентам и системам, которые использовали для разработки. Если взять запрещенный компонент, во включении в реестр откажут. Список компонентов, которые разрешено и запрещено использовать внизу страницы.
До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 – 2024 годах см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
(введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 511-ФЗ)
1. В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 316-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:
1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;
2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;
3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;
4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
3. Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети “Интернет” следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
1) учетный номер проверки;
2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 – 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 – 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
4. Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в целях формирования единообразной практики применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по вопросу ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно – Реестр, Закон о закупках), сообщает следующее.
В соответствии с Законом о закупках и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1211) на ФАС России возложено осуществление полномочий по ведению Реестра.
1.По вопросу включения в Реестр сведений в отношении поставщиков (исполнителей, подрядчиков), договоры с которыми расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении О направлении разъяснений порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) 2022-164844 2 которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Таким образом, основанием для включения в Реестр является в том числе односторонний отказ от исполнения договора заказчиком, в отношении которого непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера, в связи с нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) существенных условий договоров, при этом на иных заказчиков положения части 2 статьи 5 Закона о закупках не распространяются.
2.По вопросу исключения сведений из Реестра ФАС России сообщает следующее.
Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Приказ № 164/13) установлено, что по результатам проверки сведений, указанных в Постановлении № 1211, комиссия ФАС России (комиссия территориальных органов ФАС России) дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения вышеуказанных сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Согласно пункту 2.2 Приказа № 164/13 подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 Приказа № 164/13 решения руководителя ФАС России.
Соответственно, основанием для включения сведений в Реестр в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 5 Закона о закупках, является приказ ФАС России. Вместе с тем заключение территориального органа ФАС России является документом внутриведомственного характера, не порождающим для субъектов каких-либо прав и обязанностей. При этом такое заключение не может содержать указание о возможности его обжалования в судебном порядке.
Кроме того, соответствующее заключение территориального органа ФАС России не является конечным актом процедуры проведения проверки по факту уклонения от заключения договора либо одностороннего расторжения 2022-164844 3 договора заказчиком, указанным в части 2 статьи 5 Закона о закупках, в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, заключение территориального органа ФАС России не является безусловным основанием для включения соответствующих сведений в Реестр, следовательно, не относится к ненормативным правовым актам, в связи с чем в случае оспаривания заключения антимонопольного органа в арбитражном суде обжалованию подлежит соответствующий пункт приказа ФАС России.
На основании изложенного, исключение сведений в отношении того или иного лица из Реестра возможно в случае отмены судом соответствующего пункта приказа ФАС России, на основании которого сведения в отношении такого лица включены в Реестр.
Учитывая, что основанием для включения сведений о лице в Реестр является приказ ФАС России, дополнительно сообщается, что в случае оспаривания в арбитражном суде заключения антимонопольного органа о наличии оснований для включения вышеуказанных сведений в Реестр, территориальный орган ФАС России в отзыве на заявление о признании незаконным заключения антимонопольного органа должен указывать на необходимость обжалования соответствующего пункта приказа, а также привлекать в рамках судебного процесса центральный аппарат ФАС России в качестве соответчика.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это «черный список» ненадежных участников закупок, которые допустили нарушения или не исполнили взятые на себя обязательства по контрактам и договорам, заключенным в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Присутствие компании в РНП серьезно влияет на ее репутацию и может оттолкнуть контрагентов.
Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), опираясь на порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.
Информация из РНП прежде всего важна для заказчиков. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юрлиц.
Для компании попадание в реестр грозит серьезными проблемами и ограничениями:
1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
2. Потеря обеспечения заявки, которое обычно подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ). Обеспечение заявки как раз является инструментом защиты от недобросовестных поставщиков, которые участвуют в закупках и в дальнейшем уклоняются от заключения договора.
3. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).
4. Ущерб репутации. РНП — это как доска позора, сигнализирующая о недобросовестности компании. Такая информация может оттолкнуть контрагентов от сотрудничества.
Проверьте активность контрагента. Выясните, какие признаки указывают на его благонадежность.
Оказаться в числе неблагонадежных можно в двух случаях:
- Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
- Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.
В рамках 44-ФЗ в качестве оснований для попадания в РНП предусмотрены уклонение от заключения контракта и неисполнение контракта на этапе его реализации.
В РНП по 223-ФЗ попадает информация только о тех участниках, которые уклонились от заключения договора. При этом он не регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика на этапе исполнения договора, заключенного в рамках закупки.
Данные ФАС
В I квартале 2021 года в РНП включены сведения о 3 900 недобросовестных поставщиках. Это на 15 % больше по сравнению с I кварталом 2020 года.
Основная причина включения сведений в РНП — одностороннее расторжение контракта (3 300 поставщиков).
В 2022 году ФАС рассмотрела более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Включены в него более 3 000.
Правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением договоров, является обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных).
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом допускается использование как двух реестров, так и любого из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, если сведения о нем включены в реестры.
Ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в РНП соответствующего участника закупочной процедуры. Поэтому в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в РНП сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.
Требование заказчика об отсутствии в РНП сведений об участниках закупки распространяется в том числе на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Подробные разъяснения по этому вопросу Минфин дает в своем Письме от 08.06.2020 № 24-05-07/49487.
С недавнего времени изменился порядок внесения информации в РНП (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ). Данные об участниках юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включаются в РНП в том случае, если участники сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица — участника закупки.
Важны ключевые моменты:
- учредителей включают в РНП не по формальным признакам, а с учетом степени их влияния на управленческие решения;
- степень влияния определяется размером доли в уставном капитале участника — юридического лица.
Информация об участнике и руководителе юрлица попадает в РНП на момент нарушения правил 44-ФЗ. Ответственность применяется даже в том случае, если в дальнейшем участник выйдет из состава учредителей, а полномочия руководителя будут переданы другому лицу.
Кроме того, информация теперь исключается из РНП по истечении двух лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить сведения в реестр.
Основания для направления сведений в РНП по 44-ФЗ
На этапе заключения контракта основания могут быть такими:
- Уклонение победителя закупки от заключения контракта.
- Уклонение единственного участника закупки от заключения контракта.
Под уклонением следует понимать неподписание к установленному сроку проекта контракта и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. Достаточно одного из условий, чтобы информация об участнике-уклонисте попала в ФАС, а затем и в РНП.
Для подтверждения предоставления обеспечения участник обязан прикрепить документ (копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика или скан-копию независимой гарантии), в карточку контракта на электронной торговой площадке (ЭТП). В противном случае он не сможет подписать контракт. А это нужно успеть сделать в течение пяти дней.
Участник, не выполнивший эти требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик должен составить соответствующий протокол не позднее одного рабочего дня. В протоколе фиксируется номер и сведения о закупке, информация о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и другая важная информация.
Кроме того, у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы составить обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Одним из оснований для попадания в РНП может стать несоответствие обеспечения контракта требованиям. Заказчик проверяет, поступили ли средства на счет и соответствует ли гарантия требованиям (наличие гарантии в реестре, сумма, сроки, обязанности, номер и предмет закупки).
Участник признается уклонистом:
- Если на момент подписания контракта средства на счет заказчика не поступили.
- Если гарантии нет в реестре либо она не соответствует требованиям.
На стадии исполнения контракта есть два основания для попадания в РНП:
- Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика.
- Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.
Заказчик обязан расторгнуть контракт через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Для направления информации об участнике в РНП по 223-ФЗ есть только одно основание — уклонение победителя закупки от заключения договора. К нему можно отнести неподписание к установленному сроку проекта договора и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения договора.
Заказчик вправе установить требования как об отсутствии участника в РНП, предусмотренном 223-ФЗ, так и об отсутствии в РНП по 44-ФЗ. Таким образом, закон о закупках отдельных юрлиц использует два реестра параллельно. И если участник закупки по 223-ФЗ есть только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть отклонена автоматически.
Если участник уклоняется от заключения договора, заказчик в течение 30 календарных дней со дня заключения договора или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации, направляет в ФАС сведения. Они включают:
- копию протокола закупки, на основании которого должен заключаться договор;
- копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора участником закупки.
Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552). Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.
Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14).
В марте было принято Постановление Правительства от 21.03.2022 № 417, в котором учитываются форс-мажорные обстоятельства, связанные с введением санкций. В нем отмечается, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».
Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по вопросу применения постановления. Важно обратить внимание, что:
- Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
- Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.
Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы
- введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
- введение мер ограничительного характера иностранными государствами.
К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.
Требования к разработчикам и ПО
Чтобы попасть в реестр, нужно соответствовать требованиям Минцифры. Заявки могут подавать физические и юридические лица, но с ограничениями:
- в юрлице больше 70% учредителей должны быть гражданами РФ;
- более 50% авторов программы должны иметь российское гражданство;
Проверим софт как в Миницифры и предупредим о рисках отказа
В остальном для попадания в реестр отечественного ПО продукт должен:
- продаваться: нельзя выпустить внутренний продукт для себя или своей компании и внести его в реестр, пользоваться им обязательно должны иметь возможность и другие компании, включая госорганы;
- не основанным на Mysql и подобных платных базах данных – Open source решения можно использовать;
- отчислять зарубежным сервисам не более 30% от выручки: за программное обеспечение, которое необходимо для работы софта, или что-то еще – выплаты по любым лицензиям, договорам за границу не должны превышать 30% от выручки;
- не иметь ограничений на территории РФ: например, если ПО основано на сервисе, который из-за санкций или по другим причинам невозможно использовать в России или в отдельных регионах – в реестр попасть нельзя;
Дополнительно при подаче заявки придется показать, что именно вы являетесь правообладателем и софт не нарушает чужих прав. Самый простой вариант для этого – задепонировать ПО в Роспатенте.
Как рассматривают заявку на включение в реестр
Рассмотрение заявок состоит из трех этапов: формальная проверка, экспертиза по существу и итоговое решение, которое принимается на заседании экспертной комиссии. На любом из этапов проверки у специалистов могут возникнуть вопросы, у вас попросят представить недостающие сведения. Связываться для уточнения будут по тем каналам связи, которые указаны в заявке, поэтому внимательно следите, чтобы телефон, адрес электронной почты и другие контакты были действующими.
Формальная экспертиза
Бюрократическая проверка: на этом этапе специалисты будут смотреть, все ли представлены документы, открываются ли ссылки. Если все верно, открывается, и комплект документов полный, начинается проверка самого ПО.
Экспертиза по существу
Для проведения проверки самого ПО привлекают сертифицированные компании, которые специализируются на подобных работах. То есть, проверять продукт будут не те же самые люди, которые изучали бумаги, а IT-специалисты, программисты, которые понимают, куда надо смотреть и что искать.
В ходе проверки обязательно проверяют:
- верно ли составлены документы, правильно ли в них всё написано, соответствуют ли данные о заявителе и программным обеспечением требованиям законодательства;
- какие известные решения использовались для создания вашего продукта: может ли ПО работать автономно от них или приходится платить все время; может ли возникнуть ситуация, при которой из-за использования зарубежного ПО софт перестанет работать полностью или на территории РФ;
- есть ли у заявителя документально оформленные права на все компоненты ПО – исключительные или авторские права;
- действительно ли больше половины авторов и правообладателей имеют российское гражданство;
- работоспособность ПО и всех его компонентов.
Проверки длятся около двух месяцев. В это время можно связываться со специалистами Минцифры и спрашивать, все ли нормально, как проходит проверка, не нужно ли предоставить дополнительные сведения.
Заседание экспертного совета
После всех проверок окончательное решение о включении в реестр принимается на заседании экспертного совета. Совет возглавляет министр цифрового развития. В ходе совещания специалисты, которые проводили проверку, дают заключение, и вместе эксперты решают, возможно ли включить программное обеспечение в реестр, или нет.
По каждой заявке принимается решение и на сайте реестра публикуют приказ о включении в реестр или об отказе.
Зачем нужен реестр отечественного ПО
Реестр отечественного ПО – «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» – это список российских IT-компаний, которые создают разработки, не основанные на зарубежных системах и патентах. То есть, это ПО и базы данных, созданные в России и способные работать автономно, без софта, созданного в «недружественных» странах.
Начиная с 2016 года РФ ежегодно вкладывает во внутреннюю IT-индустрию 7–22 млрд руб. и распределяет их между участниками реестра. Количество ПО, которое попадет в список, не ограничено: благодаря программе импортозамещения государство заинтересовано в максимальном числе качественных внутренних продуктов.
Программа импортозамещения – комплекс мер, направленных на замену иностранных продуктов, которые пользовались спросом в России, внутренними разработками. Была запущена после санкций 2014 года. В импортозамещении участвуют все секторы экономики, не только IT. Цель программы – обеспечить экономическую, информационную и продовольственную безопасность страны.
Как попасть в реестр отечественного программного обеспечения Минцифры
8 июня 2022
Как попасть в реестр отечественного программного обеспечения Минцифры
Автор Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
В 2016 году в России Минцифры запустили реестр отечественного ПО для российских компаний, которые создают IT-продукты. Компании из списка освобождаются от уплаты НДС, могут получать государственные гранты на разработку и имеют преимущества в гостендерах, но нужно пройти проверку. На июнь 2022 года в реестре зарегистрировано 13 600 IT-продуктов.
Чтобы пройти проверку Минцифры, продукт должен соответствовать требованиям закона. Необходимо собрать пакет документов, подтвердить права правообладателя и доказать, что ПО создано российскими разработчиками. О том, как попасть в реестр отечественного ПО, что это дает IT-компаниям и какие есть ограничения, рассказали юристы, которые работают с реестром со дня его основания.
Зарегистрируем ПО в реестре Минцифры под ключ
С 2018 года госкомпаниям законодательно запрещено покупать иностранное ПО, если такое же есть в реестре.
Права и обязанности должностных лиц антимонопольного органа при осуществлении государственного контроля (надзора)
Права и обязанности должностных лиц антимонопольного органа
1.5. Права должностных лиц при осуществлении государственного контроля:
– право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
– получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;
– право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).
1.6. Обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля:
– соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;
– проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;
– не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;
– учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
– доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– соблюдать установленные сроки проведения проверки;
– не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
– перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
– осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
– не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
– исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом;
– своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
(абзац введен Приказом ФАС России от 30.05.2017 N 714/17)
– знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
– истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972) (далее – Перечень);
– не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень;
– в объеме и в сроки, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 “О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406), вносить в единый реестр проверок информацию об организации, проведении и результатах проверок.
Какие льготы есть у разработчиков из реестра
IT-продукты, которые попали в реестр, получают льготы от государства и преимущества перед сервисами, которые не состоят в реестре:
- возможность получать гранты на развитие от государства;
- освобождение от уплаты НДС – налог на добавленную стоимость составляет 20% от цены товара;
- возможность получать кредиты на льготных условиях для самих компаний;
- возможность получать ипотеку по сниженной процентной ставке для сотрудников компаний из реестра;
- преимущество при участии в государственных тендерах: если ПО есть в реестре, госконтракт достанется сервису из реестра, а не конкуренту, который не попал в список.
Россия дает возможность разработчикам отечественного ПО из реестра получить грант до 500 миллионов руб. Деньги можно потратить на зарплаты сотрудникам, покупку оборудования и другое, возвращать грант не нужно.
Важно понимать, что льготами и привилегиями пользуется только продукт, который попал в реестр. Если IT-компания выпускает два продукта и только один из них прошел проверку, НДС с продажи второго сервиса платить придется.
Как помогает Гардиум
Поверенные и юристы «Гардиума» перед подачей заявки проверят софт как в Минцифры. Юристы проконтролируют авторство и соответствие требованиям ведомства в части права собственности, а поверенный проверит компоненты софта, чтобы составить письменный отчет о том, какие БД или серверные решения могут не пройти проверку.
Вы узнаете, есть ли риски отказа, и получите рекомендации, что и как можно исправить в подготовленном пакете документов прямо сейчас, чтобы ПО попало в реестр. Так вы сэкономите год и начнете быстрее пользоваться всеми привилегиями участников реестра отечественного ПО.
Оставьте заявку, эксперт позвонит и рассчитает стоимость во время звонка.
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
Задать вопрос эксперту
Мнение редакции
Программа для ЭВМ специфический объект интеллектуальных прав. С одной стороны, она охраняется как литературное произведение. И может быть зарегистрирована в Роспатенте как объект авторского права. С другой, – заложенные в нее алгоритмы, концепция могут быть запатентованы. Разработчикам для получения максимальной защиты следует использовать оба режима. Без обращения к патентным поверенным это будет сделать сложно.
Что делать, если пришел отказ
Если в ходе проверок или на заседании экспертного совета специалисты приняли решение об отказе – его можно попробовать оспорить в суде. Для этого необходимо собрать все доказательства того, что ПО подходит под требования законодательства и соответствует требованиям включения в реестр.
Если не обращаться в суд, можно доработать пакет документов или сам продукт, и повторно подать заявку, но только через год.
Как устроен реестр Минцифры
Реестр отечественного ПО – это таблица, в которой собран весь софт и БД, которые прошли проверку и соответствуют законодательству. Проверяют и ведут реестр специалисты из министерства цифрового развития, Минцифры. Если компания и софт соответствуют всем требованиям — разработку вносят в реестр, с этого момента можно пользоваться всеми бонусами.
Минцифры ведет два реестра: в один включены российские программы, в другой – ПО из «дружественных» стран, то есть, из стран Евразийского союза. Разработчики из Белоруссии, Казахстана и других государств союза также будут иметь преимущества при участии в госзакупках, если отечественных аналогов нет.
Евразийский реестр выглядит как Российский. Единственное отличие – приписка «eac» возле номера. Если госкомпании необходимо установить новое ПО, сперва проверяют реестр отечественного софта, потом Евразийский, если ни там, ни там ничего не нашли – смотрят другие решения.
Как попасть в реестр отечественного ПО
Чтобы попасть в реестр отечественного ПО нужно отправить заявку. Она подается через Госуслуги, для этого нужно иметь подтвержденный кабинет и ЭЦП. Заявку отправляют после того, как собрана и оформлена остальная информация. Госпошлин нет, но если в заявке указать неверные сведения – ее отклонят, подать повторную можно только через 12 месяцев, и целый год платить НДС.
Заявку на внесение в реестр подают через Госуслуги. Это удобно: сервис автоматически подтягивает все известные ему данные о пользователе.
Определите классы вашего ПО
Внимательно изучите классификатор и определите, к какому классу относится ваше ПО. Выбирайте основной класс и другие классы – по ним ограничений нет, вы можете выбрать несколько классов, если они вам подходят.
Подача заявления состоит из 12 шагов, каждый оформляется на отдельной странице.
Класс программного обеспечения – список видов разработки программного обеспечения, например, драйверы, программы обслуживания, средства фильтрации негативного контента и другие. Классы нужны, чтобы в реестре можно было быстро найти ПО под определенную задачу. В классификаторе 11 разделов и 111 классов.
Действующий классификатор ПО
К определению классов нужно подойти внимательно: если определить их неверно, ваше ПО никто не сможет найти в реестре. Плюс, если указать совсем неподходящие классы, заявку могут отклонить.
Подготовьте страницу на сайте для проверки
Создайте страницу на своем корпоративном сайте или сделайте отдельный лендинг, на который загрузите все сведения, которые необходимы для проверки:
- алгоритм работы и установки;
- документы, подтверждающие ваши права на ПО на выбор: патент; свидетельство о депонировании; технические задания для разработчиков с актами о выполненных работах и договором о передаче исключительных прав.
Все сведения необходимо включить в заявку и опубликовать на сайте.
Подтвердить права необходимо на каждый модуль ПО.
Создайте ссылку, где будет лежать ПО для тестирования
Даже если вы продаете свой продукт на дисках, для заявки его все равно нужно положить в любое облачное хранилище и направить в Минцифры ссылку на скачивание. Если ссылка запаролена – обязательно укажите пароль, иначе заявку отклонят.
В министерстве внимательно проверяют все ПО и БД перед включением в реестр. Есть мнение, что включением в реестр занимаются бюрократы, которые плохо разбираются в тонкостях работы софта, поэтому проверку пройдет практически любая программа. Это не так: возможно, в самом начале подобные случаи были, но сейчас ПО проверяют профессионалы и отклоняют все, что объективно не подходит под требования законов. Надеяться, что на какую-то погрешность закроют глаза, не стоит. Лучше сразу доработать.
Если ваше ПО создано для какого-то оборудования, доступа к которому у специалистов Минцифры нет, нужно представить демо-версию и полное описание функционала.
Для SaaS-решений необходимо предоставить удаленный доступ к серверу. Сам сервер, естественно, должен находиться на территории РФ.
Подготовьте документы, подтверждающие суммы выплат зарубежным сервисам и бухгалтерские документы, подтверждающие вашу выручку
Занизить сумму выплат не получится: специалисты будут изучать ваш продукт и внимательно смотреть, на основе каких решений он работает. Если увидят, что вы не указали какой-то платный сервис, заявку отклонят.
Общая сумма выплат иностранным сервисам не должна превышать 30% от выручки компании.
Укажите, как будет работать техподдержка, модернизация и гарантийное обслуживание
Здесь важно понимать, что каждый новый релиз и доработки ПО не нужно вносить в реестр заново. Но Минцифры спрашивает, кто будет заниматься разработкой новых версий, а также проводить технические и гарантийные работы. Это нужно, чтобы обеспечить безопасность государственных сведений.
Если обслуживанием и доработками занимаются не ваши штатные сотрудники, придется предоставить их контакты.
После того, как вы заполните все необходимые поля, останется только отправить заявку и ждать, пока пройдет проверка. Для удобства заявителей в Минцифры подготовили собственные методические рекомендации.
И еще кое-что
Формально Минцифры не требует свидетельство на регистрацию ПО в Роспатенте, но на практике – это обязательный документ, который подтверждает право собственности на софт. Поэтому наши юристы настоятельно рекомендуют зарегистрировать ПО и в Роспатенте, чтобы упросить и ускорить включение в реестр отечественного ПО.
Рекомендации по подаче документов в реестр российского ПО
- Выделите отдельного сотрудника, который будет заниматься формированием пакета документов и общением со специалистами Минцифры. На запросы нужно отвечать оперативно, кто-то из команды должен точно понимать, что это его зона ответственности.
- Максимально внимательно отнеситесь к оформлению списка компонентов, из которых состоит ПО, и к документам, подтверждающим права на продукт. Их оформить сложнее всего, но без них в реестр не попасть.
Самый простой способ оформить все документы правильно и быть уверенными в том, что все письма из Минцифры будут вовремя отработаны – обратиться к юристам, которые специализируются на регистрации ПО в реестре Минцифры.