Мораторий на налоговые проверки бизнеса продлен
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Однако это не означает, что можно расслабиться и не ждать визита сотрудников из налоговой инспекции. Давайте разберем, какие налоговые проверки могут быть проведены в условиях действия моратория.
Как избежать проблем с налоговой
Чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией, нужно соблюдать правила работы с кассой, выдавать чеки и оформлять возвраты в соответствии с законом. Обновляйте программное обеспечение кассы, чтобы удобно работать и быть уверенным в соблюдении законодательства. Программное обеспечение касс Лайтбокс обеспечивает автоматизацию расчетных операций и делает торговлю прозрачной.
Налоговые проверки, на которые не распространяется мораторий
Мораторий на плановые проверки не распространяется на выездные и камеральные проверки, которые оговорены в Налоговом кодексе РФ. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика по решению руководителя налоговой инспекции. Во время таких проверок проверяются расчеты налогов за последние три года.
Камеральные проверки проводятся без выезда на место и не должны превышать 3 месяцев. В рамках камеральной проверки проверяется правильность заполнения налоговых деклараций и расчетов налогов.
Также налоговая служба может провести внеплановую проверку в случае ликвидации или реорганизации организации. Перед проведением любой проверки налоговая оценивает риски и вероятность наличия нарушений со стороны налогоплательщика.
Чтобы контролировать свои налоговые обязательства, вы можете использовать калькулятор налоговой нагрузки на сайте ФНС или изучить публикуемую информацию о рисках и рентабельности различных видов деятельности.
Всегда лучше быть готовым к проверкам и следовать закону, чтобы избежать неприятных сюрпризов со стороны налоговой инспекции. Регулярное контролирование своих финансов и соблюдение законодательства поможет вам избежать штрафов и санкций.
Правила налогообложения в России: что изменится в 2023 году
В 2023 году результаты камеральных проверок станут основанием для определения сальдо единого налогового счета (ЕНС), который предназначен для уплатыединого налогового платежа (ЕНП), срок уплаты — до 25 число месяца, следующего за отчетным. ЕНП и порядок уплаты были введены в ст. 58 НК федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ.
Налоговый мониторинг и его преимущества
Еще один вид контроля, доступный инспекциям — это налоговый мониторинг. Подать заявление на мониторинг могут только крупные компании с годовым оборотом от 1 млрд руб. Переход на такую форму контроля позволяет организациям оперативно согласовывать с налоговой, как считать налоги в сложных ситуациях, а также избежать выездных проверок за периоды мониторинга.
Профилактические мероприятия
Чтобы предприниматели соблюдали правила работы с ККТ, кроме проверок, законом 248-ФЗ предусмотрен ряд профилактических мероприятий, к ним относятся:
- Программа профилактики рисков на 2023 год от ФНС в части использования ККТ и полноты учета выручки находится здесь.
Срок выездной налоговой проверки
В общем случае выездная налоговая проверка (ВНП) может продолжаться не более двух месяцев ( п. 6 ст. 89 НК РФ. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Но для того, чтобы продлить общий срок, у налоговиков должны быть веские основания.
Что делать после получения акта выездной проверки ИФНС
Если ИП или фирма не согласна с результатами ревизии, она может их оспорить. Для этого нужно направить аргументированное письменное возражение по адресу налогового органа, составившего акт, с подтверждающими документами. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения акта.
Также бизнес вправе обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции. Срок, отведённый на обращение в суд, — три месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе.
Какие требования проверяющих можно не выполнять
Требуя документы в рамках выездной проверки, налоговики порой допускают нарушения по срокам, форме, порядку или количеству запрашиваемых документов. Какие же требования проверяющих компании не обязаны исполнять? Что и как инспекция не вправе запрашивать в рамках ВНП?
Правила предоставления документов при проверке налогоплательщика
Проверяющие организации не имеют права запрашивать документы у бухгалтерии в устной форме. В случае проведения проверки налоговыми инспекторами на территории предприятия, все необходимые документы должны быть представлены в письменном виде. Инспектор не может просто потребовать информацию по телефону, не уточняя конкретные документы, которые требуется предоставить. Если проверка проводится не на месте налогоплательщика и налоговики не имеют возможности ознакомиться с документами на месте, то требование о представлении должно быть оформлено письменно согласно установленной форме.
Недопустимость необоснованных требований
В рамках проверки, инспекция не должна запрашивать у бухгалтерии компаний разнообразные сводные отчеты или аналитические справки, перекладывая на них дополнительную работу по составлению таких документов. Проверяющие организации имеют право требовать только те документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность и своевременность уплаты налогов и сборов.
Пример судебной практики
Недавнее постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда подтвердило, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов, которые не являются первичными для бухгалтерского и налогового учета. Суд указал, что ответственность по налоговому кодексу наступает только за отсутствие обязательных документов, предусмотренных законодательством для расчета и уплаты налогов.
Правильное понимание правил предоставления документов при проверке налогоплательщика поможет избежать ненужных штрафов и проблем с налоговыми органами.
Как правильно ведутся проверки документов предпринимателей
Компания может не исполнять требование о представлении документов, которые ранее уже были направлены в инспекцию либо по прошлым камеральным проверкам, либо по текущей выездной проверке (по ранее выставленным требованиям). В отличие от предыдущих ситуаций, данные действия налоговиков к незаконным отнести нельзя, но выполнять это требование компании необязательно – при условии, что она уведомит инспекцию о том, что истребуемые документы были представлены ранее. Такое уведомление должно быть заполнено по определенной форме, с указанием реквизитов документа, которым они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Инспекция не должна требовать документы в периоды приостановления ВНП и не вправе штрафовать организацию за непредставление запрашиваемых документов. Но если налоговики направили требование, а на следующий день приостановили проверку, то в этом случае компания обязана это требование исполнить, так же, как и в ситуации, когда требование направлено в последний день проверки (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2021 № Ф08-486/2021 по делу № А32-8552/2020, определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504 по делу № А41-23229/2014).
Как и где проходят проверки
Предыдущие этапы проверки
Первый этап — представление документа о проведении контроля. Сотрудники налоговой службы выносят решение и вручают документ проверяемой фирме или ИП. Решение и есть основание для проверки. В законе не указано, в какие сроки нужно представить документ: инспектор может показать его и сразу приступить к ревизии. Срок проведения ВНП отсчитывается с даты, когда было вынесено решение о назначении мероприятия.
Место проведения проверки
Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ проверка проводится на территории бизнесмена. Но её могут провести и в инспекции, если фирма или предприниматель не в состоянии предоставить помещение.
Мероприятия налогового контроля
Второй этап — проведение ревизии на месте. ИФНС может проверить все налоговые документы. Правда, если в решении указано, по каким налогам и за какие периоды назначена проверка, то сведения могут запрашивать только по ним. Период, допустимый для ВНП, — три года, предшествующих году назначения. Например, если ревизия назначена в 2023 году, инспекторы могут проверять документы по налогам за 2020, 2021, 2022-й и уже прошедшую часть 2023-го.
Что делает инспектор во время проверки
В ходе выездного контроля инспектора могут:
- Запрашивать документы (любые документы, необходимые для проведения проверки).
- Проводить выездные выездные проверки местаналождения фирмы.
Срок проверки
Срок контроля не может быть больше двух месяцев. Отсчёт ведётся с даты вынесения решения о назначении мероприятия до дня, когда инспектор оформит справку о проведённой проверке. Срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Например, такое может произойти, если проверяемый не предоставляет документы или мешает инспектору проводить ревизию. Также налоговый орган может приостановить ВНП, чтобы:
- дождаться предоставления необходимых документов;
- решить другие вопросы, связанные с проверкой.
Общий срок таких пауз не может превышать шести месяцев. Если проверка была приостановлена, чтобы получить сведения от зарубежных госорганов, срок может быть увеличен ещё на три месяца, то есть всего до девяти.
Во время приостановок инспекция не может:
На какие налоговые проверки распространяется мораторий
В постановлениях Правительства о моратории упоминаются проверки, которые проводятся в рамках федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Под этот закон попадает налоговый контроль в части:
Именно на проверки по этим направлениям распространяется мораторий.
Но у налоговой есть «лазейка» на контроль владельцев касс. Дело в том, что в законе о госконтроле № 248-ФЗ контрольные мероприятия и порядок их проведения, мероприятия делятся на два вида:
Мероприятия из второй группы позволяют инспекторам контролировать использование ККТ и полноту учета выручки без контакта с владельцем бизнеса. Так, с помощью наблюдений налоговики могут собирать информацию об организации или ИП из отчетности, интернета и других открытых данных, а затем анализировать полученные данные. Разрешения на наблюдение не нужно.
Выездное обследование — это когда инспектор посещает точку продаж, где находится касса, чтобы со стороны посмотреть, как проводят расчеты, выдают ли чеки, как оформляют возвраты. На выездное обследование нужно задание от руководителя. Максимальная длительность такого мероприятия 1 рабочий день.
Причинами для «неконтактных» проверок могут стать:
Факты нарушений, выявленные во время наблюдений или выездных обследований, могут стать основанием для более тщательной проверки — внеплановых «контактных» мероприятий. Без причины их провести не получится. К тому же в период моратория на контрольные мероприятия из первой группы решение руководителя налоговой инспекции должно быть согласовано с прокуратурой.
Но есть исключение: если в ходе выездного обследования инспектор увидит нарушение правил применения ККТ, он может без согласования с руководством провести контрольную закупку. И затем внести информацию о результатах проверки в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Что делать компании при истребовании множества документов
На то, чтобы собрать и представить все документы, которые указаны в требовании, компаниям дается 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), за редким исключением. Если требование направляется по ТКС, по которым бухгалтер должен направить квитанцию о получении, то фактически на сборы у него не 10, а 16 рабочих дней (с учетом 6-дневного срока, который дается на отправку квитанции, где и будет указана дата получения требования). Но и такого срока может быть недостаточно, если в требовании содержится большой объем документов.
Отметим, что ИФНС не обязана продлевать срок. Поэтому инспекция может и отказать в продлении, если сочтет неубедительными причины непредставления документов в срок. В любом случае рекомендуется начинать подготавливать запрошенные документы сразу же после получения требования. В случае отказа в продлении, чем больше истребованных документов компания представит вовремя, тем ниже будет штраф, который взыскивается при просрочке за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
Кого не проверяют в 2023 году и позже
ВПН не проведут в отношении:
Налоговый мониторинг
Это специальная форма контроля для крупных и средних компаний. Суть в том, что ИФНС в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта юридического лица.
Способы взаимодействия с налоговой:
Субъекты мониторинга не проходят камеральные и выездные проверки. Есть лишь некоторые исключения:
IT-фирмы
ФНС России приостановила выездные проверки IT-организаций до 3 марта 2025 года. Основание — Указ Президента РФ № 83 от 02.03.2022. Можно проводить только те проверки, которые назначены с разрешения вышестоящего налогового органа. Если ВНП уже назначена, она должна быть завершена в стандартном порядке. ИФНС запрещено приостанавливать или продлевать сроки таких ревизий.
Мобилизованные
В связи с частичной мобилизацией введён запрет на проведение ВНП в отношении:
ВНП в отношении данной категории лиц приостановлены вне зависимости от этапа, на котором они находились.
Налоговый контроль возобновится 29 числа третьего месяца после демобилизации.
Затягивание выездной налоговой проверки
На практике возможны ситуации, когда вышеуказанные сроки не соблюдаются, а ВНП растягивается на долгие месяцы, год, а то и больше. Можно ли компании использовать это в своих интересах?
К сожалению, только лишь на основании того, что инспекция незаконно затянула проверку, вряд ли удастся оспорить решение по доначислениям налогов. Нарушение налоговым органом срока проведения проверки является процессуальным нарушением, которое само по себе не может предрешать законность решения по проверке. Как следует из п. 14 ст. 101 НК РФ, основанием для отмены могут быть только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (лично либо через представителя) и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. При этом в п. 4 ст. 101 НК РФ также сказано, что основаниями для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения
Суды подтверждают, что одно только нарушение срока проведения ВНП не может служить поводом для отмены решения по доначислениям (постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2023 № Ф05-1371/2023 по делу № А40-30509/2022).
При этом в судебной практике имеются примеры, где организации удалось доказать, что ввиду незаконного затягивания сроков проведения проверки доказательства считаются полученными с нарушением НК РФ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2015 N Ф05-8680/2015 по делу N А41-46433/14). Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Правда, в этом деле налоговики не только нарушили срок проведения ВНП, но и допустили еще одно нарушение – не вручили налогоплательщику все документы, подтверждающие факты нарушений им налогового законодательства. В совокупности суд согласился, что инспекция допустила существенные нарушения налогового законодательства при проведении налоговой проверки и сборе доказательств.
Кстати, некоторые специалисты считают, что, ссылаясь на незаконное затягивание проверки, организация может в судебном порядке уменьшить сумму начисленных пени. В качестве аргументов приводится довод, что в результате несвоевременного принятия решения сумма пени была необоснованно начислена в большем размере.
Здесь хотим заметить, что гарантий успешного исхода нет. Например, в споре, рассматриваемом в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 № 01АП-5322/2021 по делу № А79-10673/2019, организации не удалось снизить сумму пени. В этом деле суд свой вывод обосновал следующим: «В рассматриваем случае основанием для доначисления пени послужили неправомерные действия налогоплательщика, выраженные в исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в заниженном размере. ООО "Стройиндустрия" имело возможность самостоятельно без решения налогового органа исчислить суммы налогов и произвести их уплату. Вины налогового органа в исчислении заявителем сумм налогов в меньшем размере не имеется. Период начисления пени зависит не от момента вынесения решения, а от момента уплаты налогоплательщиком сумм налогов
Можно ли подготовиться к ВНП
Узнать заранее о ВНП нельзя. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, нужно периодически самостоятельно организовывать проверку налоговых обязательств бизнеса. Например, раз в год привлекать консультантов, которые проанализируют ошибки и укажут на возможные доначисления. Лучше сейчас доплатить в бюджет, чем делать это по результатам ВНП с большими пенями и штрафами.
Если всё-таки проверки избежать не удалось и получено решение налогового органа, то следует подготовиться:
Когда выездная проверка уже проводится, ведите себя доброжелательно и уверенно. При необходимости предлагайте помощь инспекторам. Например, если определённый договор заинтересовал проверяющих, предложите им допросить в качестве свидетелей конкретных работников или представителей контрагентов, которые могут дать объективную информацию без лишних подробностей.
В помощь руководителю разработаны финтех-продукты для бизнеса от Сбера. Например, сервис выписки в формате ISO позволяет получить информацию о движении по счетам в рублях и иностранной валюте. Сервис гарантированных расчётов даёт возможность блокировать средства на расчётных счетах плательщиков, а затем списывать их или возвращать. Двухэтапная оплата подходит компаниям, которые работают по предоплате или хотят убедиться в платёжеспособности клиента.
Продукты и категории из этой статьи:
К налоговой проверке
Готовят компанию к выездной налоговой проверке, используя критерии налоговых рисков (см. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок).
12 критериев известны, проверить свои риски можно самостоятельно. На каждый налоговый риск у нас есть подробный материал:
Контроль
Если компания в зоне риска, то начинается анализ всей информации в ИФНС – внутренней и внешней.
Внешние источники сегодня для налоговиков становятся качественным поставщиком информации.
Система "Платон". Дело А51-8372/2022, Владивосток. Налоговики доказали серого контрагента. Налогоплательщик выполнял госзаказ – работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, поставку пролетного строения автодорожного разборного мост. Налоговая установила использование технических компаний: имущество, земельные участки, транспорт, официальный сайт отсутствуют, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений о юридическом лице, налоговые декларации представлены с «минимальной» суммой налога к уплате в бюджет. Ко всем установленным признакам налоговым органом дополнительно проведены дополнительные мероприятия, транспортные средства, перевозящие со слов свидетелей спорное пролетное строение, не были подключены к Системе «Платон» и к системе ГЛОНАСС. По решению начислено 115 млн. руб.;
Система распознавания номеров "Поток". Дело А23-2937/2020, Калуга. Крупный индустриальный комплекс, имеющий литейное производство цветных металлов в виде двух цехов с плавильными печами, осуществляет производство алюминия вторичного, используя для этого газовую двухкамерную плавильную печь, в которые на плавку, по свидетельству сотрудников организации, подавали «лом и отходы алюминия». Согласно документам налогоплательщика в качестве сырья для производства алюминия вторичного общество приобретало «алюминиевый сплав АС», облагаемый НДС по ставке 18%, а поставщиками алюминия выступили спорные контрагенты. Входной контроль у общества по конкретным отгрузкам отсутствовал, его сочли излишним. Водителя автопогрузчика дал показания, что алюминий в чушках не разгружал. Контрагенты не имели в собственности земельных участков, производственных и складских помещений, производственного оборудования, основных средств, транспортных средств. У них отсутствовали расходы на аренду оборудования (в том числе плавильного), а также на переработку давальческого сырья. И по выпискам организаций и контрагентов последующих звеньев, алюминиевый сплав не приобретался. Спорные контрагенты осуществляли перечисление денежных средств в адрес физических лиц – сотрудников на 135 млн. руб и в банке обналичено около 495 млн. рублей по чековым книжкам (более 250 чеков). Транспортные средства, указанные в документах на перевозку товара по договорам поставки в реестре Системы взимания платы «Платон» не зарегистрированы. Не подтверждена ни одна перевозка и системой распознавания автомобильных номеров «Поток». По решению начислено 347 млн. руб.;
Отсутствие информации о маршрутах движения ТС используется налоговыми органами как доводы о нереальности сделок:
Переписка электронная и в мессенджерах. Дело А40-107139/2017. Переписку изъяли правоохранительные органы. Жалобу о том, что переписка не является допустимым доказательством, отклонили. Из изъятой в ходе выемки электронной переписки установлено, что участвующие в переписке лица располагали сведениями о планирующихся перечислениях со счетов, а также о том, что эти перечисления производятся с целью последующего обналичивания и возврата денежных средств. При этом в данной переписке регулярно фигурируют другие адреса, их переписку тоже изъяли. На них приходили распоряжения подготовить первичные документы от организаций по указанным в письме спецификациям. Переписка велась в программе Skype и по электронной почте. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий документы являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу, соответствующими ст.ст.67-69 АПК РФ.
Черные тетради учета. Дело А40-147363/2021. Восмотра здания по адресу ХХХХ на 1 этаже в кабинете бухгалтерии проверяемого налогоплательщика на рабочем столе финансового обнаружены документы, свидетельствующие аффилированное лицо, «обнал», «конверт», «снятие наличных», а также поручение об с целью получения документов по взаимоотношениям.
Признание в ходе допроса. Дело А40-198119/22-99-3793. В ходе налоговой проверки допрошены учредители и директоры. Один смог назвать только двух . Другой сообщил, что спояснить по факту взаимоотношений Общества с ними не смог. С их директорами лично не встречался, документооборот происходил по почте, либо с привлечением курьера. Меры «должной осмотрительности» не принимали. Подтвердил аффилированность. Супруга спорных контрагентов. Сотрудники этих организаций никогда в офисе не были, печатями и банковскими ключами распоряжались сотрудники офиса. Указанные организации подконтрольны директорам. «Обналичивание» денежных средств происходило часто, через «фирмыоднодневки». Денежные средства привозил курьер в . Заместитель ГД по безопасности сообщил, что есть «основная» компания и Х1, Х2 просто получает свою долю. «Большая часть денег уходит на откаты пояснил, что через спорных контрагентов закупки и технические, через них происходило иобналичивание денежных средств. Денежные средства возвращались Х1 и Х2 через третьих лиц.
Ормируют проверок
Это документ для служебного пользования, публикации он не подлежит. Посмотреть на сайте план налоговых проверок не получится.
Информацию
Направляют запросы, получают информацию, фиксирующую факты хозяйственной деятельности для обоснования своих решений. Для чего это делают? Налогоплательщики охотно делятся такой информацией вне рамок налоговой проверке, чем во время нее.
Установление срока моратория происходило так:
Запрет был введен не только на проверки малого бизнеса, но также среднего и крупного.
Введение моратория не значит, что проверок ведения бизнеса не будет совсем, или они коснутся только каких-то взрывоопасных объектов. На самом деле, контролировать будут, но только те ведомства, которые по своему направлению оценят деятельность компании как высокорисковую. Например, Роструд может назначить проверку, если есть высокий риск нарушений трудового законодательства, а на потенциально пожароопасные объекты может прийти МЧС.
Поскольку заинтересоваться работой компании могут разные ведомства, был создан «Единый реестр контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий», поиск в котором ведется по ИНН. В реестре есть вся информация о плановых проверках.
Выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения Решения о ее проведении (форма). Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Так было до 2019 года и это подтверждалось многочисленной судебной практикой. Но с октября 2019 произошли изменения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит (ст. 89 НК РФ):
Решение о проведении выздной налоговой проверки должно содержать обязательные сведения:
Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. Отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным.
При ознакомлении с Решением налоговики попросят вас предоставить им помещение для работы. У организаций по Налоговому Кодексу нет обязанности его предоставлять. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого вам необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя инспекции. На наш взгляд, удобнее, когда инспектор работает в вашем офисе. Иначе придется передавать документы по описи в сжатые сроки, а штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ. А если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.
Фирммейкер предоставляет своим клиентам офисы для налоговых проверок. Режим работы и продолжительность рабочего дня в организациях может отличаться от установленного для служащих налогового ведомства, но, придя на проверку, они должны работать в режиме компании, поэтому вы не обязаны задерживаться с ними после окончания трудового дня. Все же для некоторых случаев проверку целесообразно проводить в офисе ИФНС, но нужно четко понимать риски.
Обратите внимание на о начале выездной налоговой проверки
Налоговый инспектор может попросить бухгалтера дать доступ на компьютер, на котором установлена бухгалтерская программа – "Проверим гораздо быстрее. Не нужно печатать тонны документов". Стоит ли соглашаться на такое предложение?
Действительно, выглядит логично. Особенно для бухгалтеров зрелого возраста. Ведь раньше проверки именно так и проходили. Приходили налоговые инспекторы в офис компании, занимали отдельный кабинет на длительное время, требовали себе документы и тут же их проверяли, уточняли. Нередко инспекторы получали доступ в учетную программу, чтобы ускорить процесс проверки.
Сегодня многое изменилось. Бумажных документов стало меньше, а в некоторых компаниях их вообще нет. Подход к проверкам тоже изменился. Регламент проверки прямо указывает на то, что налоговый инспектор должен осматривать не только рабочие документы, но и личные файлы, электронную переписку. А уже из электронной почты проверяющие могут узнать о всем том, чего не хотелось бы говорить. Конечно, увиденное им придется еще доказать.
Мы уже говорили, нужно понимать свои права и обязанности. Статья 93 НК РФ обязывает организацию представлять документы, связанные с исчислением налогов, а требования представлять инспекторам электронные базы для проверки в налоговом законодательстве не содержится. Обычно налоговые инспекторы истребуют для проверки заверенные копии документов, которые нужно правильно предоставлять. Не забываем, что налоговый инспектор может провести выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Если же бухгалтер решил предоставить доступ, то пусть примет меры предосторожности. Можно создать отдельную базу для проверки, можно создать отдельную учетную запись с ограниченными правами. Пусть уберет рабочие пометки из учетной базы: "проведены расходы без договора", «запросить у директора документы по сделкам №», «неверная накладная», «сняты наличные – закрыть», «нет счета-фактуры».
А будет ли реальное ускорение налоговой проверки, если дать ему доступ в бухгалтерскую программу? Сильный проверяющий (бывший главный бухгалтер) сможет за короткое время проанализировать и понять состояние учета, есть ли искажение доходов и расходов. Все ли денежные средства или товары приходуются, правомерны ли вычеты по налогам, правильно ли списывают дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Бухгалтер может прибегать к разного рода хитростям, отказывая налоговым инспекторам в доступе. Кто-то ссылается на хранение информации в облаке (нет лишней учетной записи, облако висит), на хранение учетной базы на ноутбуке директора (директор в командировке), на отсутствие в данный момент сотрудника с паролем, на техническую поломку компьютера, технический сбой или отсутствие электроэнергии. На наш взгляд разумнее отнести нужную информацию к коммерческой тайне, разработать соответствующее положение и сослаться на него.
В сети можно встретить описание случаев, когда налоговые инспекторы изымали компьютер компании, потом его возвращали с трояном, позволяющим отслеживать действия пользователя. Мы за свою практику с подобными действиями не сталкивались.
Порядок проведения налоговых проверок
Если налоговая подозревает, что бизнесмен уклоняется от уплаты налогов, она может организовать выездную проверку (ВНП). ВНП проводится в офисе компании или предпринимателя. В статье расскажем, кто может попасть под выездную проверку и как к ней подготовиться.
Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок
Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:
Онлайн-кассы Лайтбокс можно взять напрокат или купить в рассрочку. У нас есть модели для любого бизнеса — от мобильных ККТ и онлайн-кассы в смартфоне до кассового компьютера.
Проверка «на паузе»
Выездная налоговая проверка может приостанавливаться. В такие моменты течение двухмесячного срока, данного на проведение проверки, фактически приостанавливается, проверка ставится «на паузу».
Для приостановления проверки запрашивать согласия вышестоящего налогового органа не нужно. Руководитель ИФНС может принять такое решение самостоятельно. При этом приостановление ВНП (как и продление проверки) должно быть мотивировано. Причины, по которым проверка может приостанавливаться, перечислены в п. 9 ст. 89 НК РФ. К ним относится, например, необходимость инспекции в истребовании документов у контрагентов проверяемого лица.
Ставить проверку «на паузу» инспекция может неоднократно, но максимальная продолжительность приостановления не должна превышать 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, предельная продолжительность налоговой проверки не может превышать в общем случае 8 месяцев (с учетом всех эпизодов приостановления).
Результата налоговой проверки
Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания Справки о проведенной налоговой проверке (форма).
Предельный срок нужно считать с даты решения и до последнего дня двухмесячного срока. Например, Решение о проведении проверки вынесено 1 января. Фактически налоговики пришли на фирму и приступили к работе 5 февраля. При этом проверка не продлевалась и не приостанавливалась. Следовательно, день, когда должна быть подписана справка о проведении проверки, – 1 марта.
По результатам выездной проверки в течение 2 (двух) месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен Акт налоговой проверки (форма).
После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 30 рабочих дней с момента его получения.
Решение о проведенной налоговой проверке (форма) принимается в течение 10 дней со дня истечения 30-дневного срока, отведенного на предоставление возражений. Решение вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.
Подать иск, минуя обжалование решения в вышестоящей ИФНС, нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.
На что обратить
Мораторий на плановые проверки бизнеса продлили до 2030 года. Что касается налоговых проверок, мораторий действует только на контроль применения ККТ и полноты учета выручки.
Отдельные события могут привлечь внимание налоговиков, после чего возможны наблюдения и/или выездные обследования. Если по итогам этих мероприятий будут найдены нарушения, руководитель налоговой может принять решение о внеплановых выездных мероприятиях.
Мораторий не распространяется на камеральные и выездные проверки, которые регулируются Налоговым кодексом РФ, поэтому они будут проводиться как и раньше.
При этом не надо путать выездные проверки, связанные с полнотой учета выручки и выездные проверки деятельности компании, когда контролируют расчет всех налоговых платежей, в том числе уплату НДФЛ и взносов. На первые действует мораторий, а на вторые — нет.
Соблюдать правила работы с ККТ поможет онлайн-касса, на которой удобно работать. Не менее важно, чтобы кассовая программа обновлялась сразу же после изменений законодательства.
Мы проконсультируем вас по выбору онлайн-кассы. Просто оставьте заявку.
Дата публикации: 25.05.2023
Налоговая выездная проверка начинается с решения, им и заканчивается. Процедура регламентирована формами и инструкциями. Сама проверка начинается много раньше, чем ее официальное объявление. И если выездная налоговая проверка появилась в плане, то она все равно будет. А как она пройдет – зависит от Вас. Готовьтесь заранее. Самое простое, что можно сделать быстро – проверить свою учетную базу и нанять налогового консультанта.
Фирммейкер, октябрь 2014 (следим за актуальностью)Валерия Булавкина (Яренкова)При использования материала ссылка обязательна
Оформление результатов проверки
Заключительный этап — оформление инспектором справки. С этого момента проверка считается законченной. Дальше в течение двух месяцев в ИФНС должны составить акт по итогам ревизии. В документе нужно отразить найденные нарушения или указать на их отсутствие. В течение пяти дней инспектор должен вручить акт проверяемому лицу.