Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Оформление уголка потребителя и перечень документов для ИП регламентируется законодательством РФ. Информационный стенд должен содержать всю исчерпывающую информацию, которая необходима покупателю или может понадобиться ему в экстренной ситуации.

Государственное законодательство выставляет предпринимателям четкие требования, касающиеся оформления уголка потребителя. Официальные стандарты и нормы предполагают целый перечень документов, которые ИП обязан использовать при создании информационного стенда в 2019 году.

Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Создавать данную информационную базу для клиентов обязаны индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере оказания услуг или занимаются розничной торговлей. Отсутствие точной информации и всех необходимых бумаг на стенде торговой площадки считается грубым нарушением государственных стандартов в сфере предпринимательства.

Законодательство РФ предусматривает разные виды наказаний за отсутствие необходимой клиенту информации. Метод наказания определяется на основе уровня отклонения от норм и правил государства в той сфере предпринимательской деятельности, в которой ИП был официально зарегистрирован.

В данном случае свидетельство индивидуального предпринимателя и справка ОКВЭД являются главными идентификаторами направленности бизнеса.

Особенности информационного стенда в 2019 году

Наличие уголка потребителя регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя».

Основными мотивами введенного для ИП обязательства по созданию и поддержанию в актуальном состоянии уголка потребителя, выступает необходимость предоставить потребителю (покупателю) полную информацию о предпринимателе, о его квалификации, о регистрационных данных, о лицензировании его деятельности и т.д.

Особых правил по оформлению уголка или его наименованию нет. Индивидуальный предприниматель может назвать стенд информационным, или стендом для покупателя, или уголком потребителя, не важно. Главное – выдержать требования законодательства по содержанию уголка.

При этом надо помнить, что законодательство РФ – это постоянно дополняющийся и изменяющийся организм. Следствием этого является частое обновление законов, в том числе касающихся защиты прав потребителей, налогообложения, лицензирования, кодов и т.д.

Поэтому очень важно следить за обновлениями в законодательстве и своевременно приводить уголок потребителя в соответствие с последними модификациями закона.

По месту расположения уголка нет четких требований закона. Иногда, во время проверок контролирующие органы предъявляют претензии по поводу того, что уголок находится в затемненном месте, или плохо доступен для ознакомления с ним. Однако ни один законодательный акт в 2019 году не предусматривает ответственности за неправильное расположение информационного стенда.

Необходимые документы и нормы их размещения

Любой индивидуальный предприниматель, который не хочет иметь проблем с законом, обязан знать все требования к созданию и оформлению информационного стенда для потребителя в 2019 году.

Перечь необходимых документов и правил создается государством на основе самых главных потребностей клиентов, стандарты и нормы призваны защитить интересы потребителя и уберечь его от риска приобретения некачественной продукции, а также предостеречь покупателя от опрометчивых решений в процессе приобретения товаров и услуг. В 2019 году ИП обязан предоставлять своим клиентам следующий перечень документов:

  • распечатка законопроекта «О защите прав потребителя» Российской Федерации, актуального на сегодняшний день. Текст закона должен содержать свежую информацию и все правки, внесенные государством;
  • список действующих лицензий, которые предприятие имеет на сегодняшний день;
  • оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации определенного вида экономической деятельности;
  • копия документа, свидетельствующего о нормальных санитарных и эпидемиологических условиях помещений, которые задействованы в процессе предоставления услуг или продажи товаров;
  • специальная книга предложений и жалоб для клиентов предприятия;
  • подробный план эвакуации из торгового зала или помещения для предоставления услуг;
  • стандарты и правила обслуживания граждан в сфере бытовых услуг (для отдельного вида предприятий);
  • контакты, номера телефона и юридический адрес того ведомства Роспотребнадзора, в котором данное предприятие находится на учете;
  • контакты, телефоны и юридический адрес служб экстренного вызова;
  • список групп населения, которые имеют право обслуживаться вне очереди на торговой площади данного предприятия;
  • вывеска или объявление, содержащие информацию о запрете продажи алкоголя лицам, которые не достигли своего совершеннолетия;
  • общие правила соблюдения санитарных и эпидемиологических норм, обеспечение гигиены сотрудников на рабочем месте (требования касается заведений общественного питания и розничных магазинов);
  • указание на местонахождение контрольных весов, на которых Потребитель может проверить вес купленного товара.

Очень важно красиво и правильно оформить информацию из закона «О защите прав потребителей». Именно на эту часть уголка потребителя чаще всего обращают внимание, особенно, представители Роспотребнадзора.

Обратите внимание! Лучше всего купить готовую, красиво оформленную версию закона. Самостоятельно распечатанная информация может не соответствовать всем требованиям читабельности и эстетичности. Правильно подобранный шрифт, оптимальная жирность текста и рациональный интервал между строк повысят доверие клиентов и инспекторов уполномоченных органов контроля.

Если ИП занимается продажей алкогольной или другой подакцизной продукции, тогда наличие лицензии в уголке потребителя является обязательным требованием. Данный документ будет выступать главным аргументом в пользу повышения доверия к торговой точке.

А вот инспекторы при осуществлении контроля запросят данную бумагу в первую очередь. Особое внимание необходимо уделить книге жалоб и предложений, инспекторы буду проверять этот элемент стенда с повышенными требованиями.

Основные требования к созданию и оформлению данного атрибута любой торговой точки выглядят следующим образом:

  • книга должна быть прошита, все страницы пронумерованы в обязательном порядке;
  • документ должен содержать основную информацию о владельце предприятия;
  • книга должна предоставляться клиенту сразу же после первого запроса;
  • лучше разместить тетрадь предложений и жалоб внутри информационного стенда, так книга всегда будет на видном месте, в результате чего доверие клиентов будет возрастать.

ИП имеет право не помещать подробный план эвакуации в случае чрезвычайных происшествий в уголок потребителя, однако его наличие в торговом зале является государственным требованием. Отклонение от этого правила может расцениваться, как нарушение. Инспектор будет обязан проверить выполнение рекомендаций во время последующих проверок.

Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Законодательство Российской Федерации предусматривает создание дополнительных требований для ИП, наличие на торговой площадке таких документов выставляются местными органами власти. К дополнительным бумагам могут относиться:

  • прайсы с точным указанием цен на определенные товары или Услуги;
  • сертификаты качества и соответствия;
  • другие документы, по которым возможно идентифицировать качество и происхождение товарной продукции.

Очень часто такие дополнительные требования выставляются товарам, которые по государственному законодательству должны иметь фиксированные цены. Органы власти играют важную роль при формировании ценообразования таких категорий товаров.

Обратите внимание! Наличие на информационном стенде дополнительных данных не освобождает индивидуального предпринимателя от размещения основной информации, обязательной для всех форм организации.

Уголок потребителя должен максимально отвечать на все актуальные вопросы клиента, так как удовлетворение потребностей является главной задачей любого предпринимательства.

Владельцам частных клиник и аптек необходимо уделить особое внимание оформлению информационного стенда. Медицинская сфера имеет свои особенности и нюансы, поэтому уголок потребителя необходимо дополнять следующими бумагами:

  • выписка из закона Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам возможность получения лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизни;
  • сертификаты;
  • лицензии на каждый вид услуги, процедуры или проведение исследования.

Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Ответственность за нарушения при оформлении информационного стенда для клиентов предприятия

Государственное законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за отсутствие информационного стенда.

Уголок потребителя может быть оформлен с явными недостатками и упущениями, в данном случае предприниматель также не сможет избежать ответственности.

Грубыми нарушениями может считаться отсутствие копии лицензии на совершение определенного вида деятельности и данных о владельце компании, неправильное оформление книги жалоб или выписки из закона РФ.

Предупреждение и выписка рекомендаций, которые являются обязательными, выступают самыми мягкими мерами наказания, которые имеют место при негрубых нарушениях стандартов. Государство использует также четкую систему штрафов, которые применяются при грубых нарушениях порядка:

  • физические лица – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • должностные лица – от 3 000до 4 000 рублей;
  • юридические лица – от 30 000 до 40 000 рублей.

Данные расценки регламентированы административным кодексом Российской Федерации и не подлежат рассмотрению или изменению.

Заявления и жалобы о несоблюдении правил оформления информационного стенда, отхождения от норм прав потребителей рассматриваются в территориальных органах Роспотребнадзора.

Каких-либо сведений о том, в каком конкретном месте должен располагаться информационный стенд для клиента, в государственном законодательстве нет.

Лучше всего, если данной вывеске будет отведено центральное место на территории торговой площадки.

Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно принимать решение о выборе размера и типа стенда, размещать необходимые бумаги можно также по своему усмотрению.

При оформлении уголка потребителя необходимо выделить отдельное место информации о скидках и акциях магазина или торговой организации. Отлично, если стенд будет иметь привлекательный и эстетичный вид, но не слишком вызывающий.

Необходимо позаботиться, чтобы все важные документы и бумаги были легкодоступными для покупателей, при этом нужно учитывать физические особенности людей с ограниченными возможностями, разный рост клиентов и другие нюансы.

Лучше всего дополнить стенд ручкой, которой клиент всегда сможет воспользоваться при заполнении книги жалоб и предложений.

  • ipmaster
  • Распечатать

Нужна ли информация о контролирующих органах в уголке потребителя? Список ведомств и их контакты

При оформлении уголка потребителя важно соблюсти много обязательных условий. В список информации, подлежащей расположению в уголке, входит достаточно много пунктов. И если необходимость размещения там книги отзывов и предложений не вызывает никаких сомнений, то насчет сведений о контролирующих органах возникает немало вопросов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Больше проверок:  Единые правила регистрации чекового реестра

Обязательно ли указывать информацию о вышестоящих организациях?

Сведения о таких органах обязательно должны присутствовать в уголке потребителя. «Правила продажи отдельных видов товаров» не содержат прямого указания на это, но о необходимости предоставить такую информацию говорится на сайте Роспотребнадзора. С этим требованием к предприятиям торговли можно ознакомиться здесь http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/840-zpp-sp-30095.

Для сферы услуг существует официальный документ – Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации». В пункте 3 раздела II прописано, что Исполнитель обязан предоставить для ознакомления своему потребителю адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если оно имеется.

Отсутствие информации о контролирующих органах влечет за собой Штраф.

Эти сведения нужны для соблюдения прав покупателей и клиентов. Все они имеют право на обращение в эти органы с какими-либо претензиями или жалобами. Кроме того, наличие такой информации не останется незамеченной самими проверяющими и скажется положительным образом на отношении к проверяемому объекту.

Эта информация должна быть размещена на стенде независимо от формы собственности или вида деятельности организации. Так, ИП при оформлении уголка потребителя также обязан добавить сведения о контролирующих организациях, если занимается розничной торговлей или оказывает услуги населению (больше информации о том, что потребуется ИП для создания уголка потребителей, найдете тут).

Какие данные должны быть отражены?

Закон говорит о необходимости указать список и данные организаций, которые осуществляют защиту прав клиентов и покупателей. Точных данных, контакты каких именно инстанций должны размещаться в уголке потребителя, нет. Но рекомендации все же существуют.

В сведения настоятельно рекомендуется вносить не только телефоны, но и адреса инстанций, осуществляющих контроль.

Желательно указать сведения как общероссийских организаций, которые контролируют деятельность объекта, так и местных. Чем большая готовность взаимодействовать с этими организациями и потребителями будет продемонстрирована, тем лучше это скажется на взаимоотношениях с ними.

Номера телефонов общероссийских контролирующих органов

Представлен перечень контактов вышестоящих ведомств.

Контакты региональных отделений Роспотребнадзора можно найти на его официальном сайте.

Как разместить эти сведения в уголке потребителя?

Список контролирующих органов со всеми телефонами и адресами нужно распечатать на листе А4 и добавить на стенд в отдельную ячейку, чтобы он был на виду. На фото представлен образец такого размещения.

Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Контакты экстренных служб

Вместе с данными инстанций, которые наделены функциями контроля, в уголке потребителя нужно разместить информацию об экстренных службах. Сведения будут полезны в экстренных случаях. В подобной ситуации человек может растеряться, и тогда на помощь придет эта информация.

Размещать сведения об инстанциях, выполняющих функции контроля, – это обязанность, а не желание. Не обходите вниманием этот пункт, и вы избежите непрошенных неприятностей.

Телефоны контролирующих организаций для уголка потребителя

Контрольно-надзорными органами Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации со стороны России»

Вы уже, наверное, ознакомились с содержанием статьи нашего сайта о необходимости присутствия в каждом коммерческом помещении любого вида бизнеса уголка потребителя и ответственности за несоблюдение этого законного требования. Важным моментом является то, что уголок потребителя должен быть абсолютно во всех коммерческих объектах – от торгового центра до маленького кафе, продуктового ларька или небольшой парикмахерской.

И если Ваше помещение является небольшим по размеру – очень часто встает вопрос: куда вместить этот уголок потребителя и где купить небольшой, но в то же время вместительный стенд?

  • И действительно, зачем Вам громоздкий и тяжелый стенд метрового размера, весь обклеенный пластиковыми ячейками, если можно создать информационное пространство точно такого же объема, но на гораздо меньшей площади?
  • И главное — наш стенд и информация из нашего набора документов пройдут любую проверку контролирующих органов!
  • Наш стенд оснащен скрытым подвесным креплением , весит всего 800 грамм в укомплектованном состоянии, поэтому Вы сможете легко его подвесить на любую вертикальную поверхность без риска его падения под собственным весом.
  • Аккуратный внешний вид стенда будет неплохо оформлять уголок потребителя в любом коммерческом помещении: магазине, салоне красоты, гостинице, кафе, автосервисе, торговом ларьке, учебном заведении, стоматологическом кабинете и любом другом коммерческом объекте.

Мы предлагаем решение данной проблемы: стенд уголка потребителя высотой 38 см. и шириной 28 см. , на котором имеется вместительный карман глубиной 3 см . для комплекта законов и 3 перекидных пластиковых двусторонних ячейки для размещения в них 6 документов (свидетельств, сертификатов, разрешений). Такого информационного пространства стенда уголка вполне хватит для размещения на нем всех необходимых законов и документов, предусмотренных законодательством.

Уголок потребителя комплектуется набором из 5 книг

  • Книга Закона «О защите прав потребителей» (с изменениями на 2019 год).
  • Книга отзывов и предложений.
  • Журнал учёта проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • Книга (закон, правила) для Вашего вида деятельности (подбирается юристом индивидуально).

Внимание! В зависимости от вида деятельности, для магазинов, салонов красоты и парикмахерских, автомастерских, кафе и столовых, гостиниц и хостелов и других организаций предусмотрены дополнительные нормативные книги (законы, правила).

  • Ресторанов, кафе, столовых и других заведений общественного питания.
  • Торговых объектов и магазинов любого профиля.
  • Сервисов по ремонту автотранспорта, автомоек, автостоянок.
  • Организаций, оказывающих парикмахерские, косметические и косметологические услуги, салонов красоты.
  • Пунктов проката.
  • Гостиниц, хостелов.
  • Турфирм и агентств недвижимости.
  • Стоматологических кабинетов и клиник, аптек.
  • Любого другого вида деятельности.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Итак, мы предлагаем Вам приобрести комплект законов из 5 книг, сформированный адвокатом специально под Ваш вид деятельности + компактный стенд на три перекидные файловые ячейки с объемным пластиковым карманом для размещения набора документов. В подарок идёт брошюра-инструкция по компоновке стенда обязательными документами.

  • Цена: 3750 рублей.
  • Возможна платная доставка курьером EMS до квартиры, офиса .
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможна оплата заказа с расчётного счета и доставка по адресу организации.
  • Перейдите в корзину, укажите свои реквизиты, и мы свяжемся с Вами для проверки данных и подтверждения заказа!

Книги нашего набора выпущены типографией , имеют глянцевую цветную обложку и, в отличие от книг самиздата, при проверке не вызовут каких-либо подозрений несоответствия их содержания официальным текстам законов .

В Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступают обращения от предпринимателей о понуждении приобрести информационные стенды либо отдельные материалы для оформления Уголков потребителя. Мотивировка данного понуждения — при проведении плановых/внеплановых проверок Роспотребнадзор проверяет наличие такого уголка на предприятиях торговли (оказания услуг).

В связи с вышеизложенным Управление Роспотребнадзора по г. Москве разъясняет следующие требования относительно информации, необходимой для предоставления потребителям в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Понятие «Уголок потребителя», в действующем законодательстве отсутствует. При этом помимо Закона № 2300-1 имеется ряд Правил, регламентирующих отдельные виды деятельности по продаже потребителям товаров (оказанию услуг), которые содержат объем обязательной информации, необходимой потребителю для правильного выбора товаров (услуг) до заключения соответствующего договора.

Так, требования к информации для потребителей-покупателей установлены Законом № 2300-1, Правилами продажи отдельных видов товаров, комиссионной торговли непродовольственными товарами, продажи товаров дистанционным способом, продажи товаров по образцам, Правилами по оказанию услуг населению: бытовых, гостиничных, медицинских, косметических и косметологических, финансовых, образовательных, жилищно-коммунальных, услуг автостоянок, услуг по ремонту автотранспортных средств, услуг связи, зрелищных услуг, услуг общественного питания, транспортных, туристических и прочих видов услуг.

В соответствии с требованиями статей 8,9 Закона № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Если продавец является индивидуальным предпринимателем, помимо данной информации он сообщает потребителю о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (ОГРНИП).

Указанная информация в наглядной и доступной форме, на русском языке, доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Она должна быть размещена в удобных для ознакомления местах по выбору хозяйствующего субъекта и оформлена в любом виде – стенд, стойка, уголок потребителя или в ином виде.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В любом случае единой формы размещения вышеуказанной информации законодательством не установлено.

Соблюдение требований законодательства по защите прав потребителей не является предметом плановой проверки, и контроль осуществляется исключительно при внеплановых проверках и административных расследованиях, основанием для которых преимущественно служит информация о нарушении прав потребителей на обьекте и непринятие мер юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по обоснованной претензии потребителя.

Больше проверок:  Проверка регистрации самозанятого лица по ИНН | Обеспечение соответствия и проверка статуса

При проведении контрольно-надзорных мероприятий Управление Роспотребнадзора по г. Москве проверяет не наличие Уголка потребителя на объекте, а соблюдение требований по информированию потребителей об оказываемой услуге.

  • Консультацию по соблюдению требований законодательства в сфере защиты прав потребителей можно получить:
  • в дни открытых дверей для предпринимателей, которые периодически проводятся в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве,
  • по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по г. Москве – 8 (495) 785-37-41,
  • по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора – 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).

Какие контролирующие органы и экстренные телефоны нужно указать в уголке потребителя?

Здрасвуйте, подскажите пожалуйста какие контролирующие органы и экстренные телефоны я должна предоставить в уголке потребителя. Ип детский развивающий центр. Спасибо

Ответы юристов ( 1 )

Официальной законодательной базой для формирования стенда являются Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8-10) и Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).

Стенд «Уголок потребителя» лишен официального названия, поскольку в законодательстве его формулировка не приводится. Указываются лишь требования и перечень размещаемой на нем документации.

Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг, обязаны обеспечить для потребителя возможность доступа к информационным данным о своем предприятии, о режиме работы, особенностях товаров, услуг.

Телефоны контролирующих органов для уголка потребителя москва

Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

Список документов, требования к оформлению — Сбербанк

Все юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, которые что-то продают, производят или предоставляют услуги, должны иметь уголок потребителя.

Это требование закона, но бизнесу выгодно оформить его правильно, а не просто для галочки. Клиент доверяет продавцу, который ничего не скрывает и не прячет этот стенд в самом тёмном углу магазина. На нём можно хвалиться достижениями, вывешивать сертификаты и дипломы. Красивый уголок потребителя — доказательство того, что компания отвечает за качество услуг и продуктов.

Как именно должен выглядеть этот уголок, нигде не регламентировано, важно только, чтобы информация была изложена в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 ЗОЗПП).

Магазины, парикмахерские, кафе и рестораны ставят специальный стенд с документами. Лучше всего расположить его на виду — ничего не должно мешать клиенту подойти поближе.

Интернет-магазины публикуют нужную информацию в разделе «Контакты» на сайте.

Специальных требований к дизайну нет. Типографии и канцелярские магазины продают типовые макеты: доски с прозрачными карманами для документов или книжки с плотными перекидными файлами.

  • ОГРН/ОГРНИП и наименование зарегистрировавшего органа, ИНН;
  • фирменное наименование;
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, сертификаты на работу, если они есть;
  • книга жалоб и предложений;
  • номер телефона контактного лица, которому клиент может пожаловаться;
  • распечатанный закон РФ «О защите прав потребителей»;
  • правила торговли и оказания услуг;
  • список контролирующих органов и территориального органа Роспотребнадзора, контакты полиции и пожарной службы;
  • журнал учёта проверок;
  • режим работы;
  • адрес (место нахождения).

Лист записи единого реестра, сертификаты и лицензии размещайте в виде заверенных копий. Требования к уголку потребителя регламентируют ст. 8 ЗОЗПП, ст. 9 ЗОЗПП, ст. 10 ЗОЗПП, ст. 495 ГК РФ, Приказ Минпромторга РСФСР от 28.09.1973 № 346.

  • ИНН, лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ выдаёт налоговая инспекция.
  • Закон о защите прав потребителей и книгу жалоб и предложений можно найти в интернете и распечатать самостоятельно или купить в книжном магазине.
  • Контакты контролирующих органов указаны на сайте городской администрации.

Неправильно оформленный уголок потребителя нарушает права ваших клиентов. За это предусмотрены штрафы и административная ответственность. Ошибки фиксирует Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти. Они могут провести внеплановую проверку по своей инициативе или на основании жалобы. По результатам проверки составят акт и оставят запись в журнале учёта проверок.

Результаты проверки можно обжаловать в течение 15 дней с даты получения акта. Размеры штрафов регламентирует статья 14.5 КоАП РФ.

Все ИП и компании, которые продают товары или оказывают услуги, должны оформить уголок потребителя. Но ни в одном законе эту фразу вы не найдёте. В законах есть только упоминание об информации, которая всегда должна быть на виду у клиента. Её принято называть «уголком потребителя».

Открываете магазин, кофейню, танцевальную студию или сауну — готовьте стопку документов, которую разместите на видном месте. Можете назвать уголок, как вам нравится: «Информация», «Уважаемый клиент!», «Документы, которые мы обязаны вам показать» — или не называть вообще никак. Это не имеет значения.

Уголок покупателя может называться как угодно, закон не ограничивает вашу фантазию

Каким должен быть уголок потребителя

Уголок может быть любым, главное — наполнить его всей нужной информацией. Можно разложить документы на столе, положить в файлы и приклеить их скотчем к стене или заказать дорогой стенд в фирменном стиле. Главное не форма, а содержание.

Во время плановых проверок Роспотребнадзор не изучает документы в уголке потребителя. Его проверяют только внепланово, например, если на вас пожаловался покупатель. Но в любом случае проверяющие будут смотреть не на красоту оформления, а на полноту информации.

В Лесосибирске предпринимателя оштрафовали за то, что в уголке потребителя не хватало одного документа. Роспотребнадзор пришёл проверять магазин по жалобе. Заодно проверяющие посмотрели уголок потребителя и недосчитались «Правил продажи отдельных видов товаров».

Отменить штраф удалось только благодаря тому, что предпринимателю не сообщили о рассмотрении дела как положено.

Посмотреть решение суда

Какие документы должны быть в уголке потребителя

Полного списка документов для уголка потребителя нет ни в одном законе. Перечень разбросан по двум основным документам: закону «О защите прав потребителей» и «Правилам продажи отдельных видов товаров». Список документов зависит от того, какой у вас бизнес.

Обязательные документы для всех видов бизнеса: (п. 10 Правил)

  • Название, адрес и график работы.
  • Копия свидетельства о регистрации (ОГРН).
  • Закон «О защите прав потребителей». Роспотребнадзор настороженно относится к распечатанным на принтере законам: вы сами могли изменить документ. Поэтому лучше покупайте официальные издания.
  • Список контролирующих органов с адресами и телефонами. Точного перечня в законах тоже нет. Обычно предприниматели пишут телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы.

Обязательные документы для некоторых видов бизнеса

  • Любой бизнес по лицензии — номер лицензии, срок действия, кем выдана.
  • Торговля — «Правила продажи отдельных видов товаров». Проще всего купить в книжном магазине сборник «Правила торговли», в нём будут все нужные постановления правительства.
  • Услуги — прейскурант, перечень льготных категорий граждан и льгот для них, образец договора.

Это минимальные списки документов для уголка потребителя. Вы можете добавить и другую полезную информацию: план эвакуации, телефоны экстренных служб, график работы, журнал проверок или даже вашу рекламу.

В этом уголке минимальный набор документов и ничего лишнего. Так тоже можно

Где разместить уголок потребителя

Уголок потребителя размещают на видном месте, чтобы клиенты могли свободно к нему подойти. Чаще всего — у входа.

Плохая идея — завалить путь к уголку коробками с товаром. Проверяющие могут посчитать информацию недоступной для потребителя, а это шанс заработать предупреждение. Хорошая идея — поставить возле уголка стол и стул, чтобы покупатель мог спокойно почитать закон или написать отзыв в книгу.

Если разместить уголок возле входа, покупателю и проверяющим будет сложно его не заметить

Если не сделать уголок потребителя

Если совсем не сделать уголок потребителя или разместить в нём не всю информацию, можно отделаться предупреждением. Но есть риск получить штраф:

  • для ИП и должностных лиц — 3000 — 4000 ₽;
  • для компаний — 30 000 — 40 000 ₽ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Подытожим

  • Уголок потребителя нужен всем ИП и компаниям, которые продают или оказывают услуги.
  • Оформить уголок потребителя можно как угодно, главное в нём — полнота информации.
  • Обязательно должны быть: название, адрес, график работы, копия ОГРН, закон «О защите прав потребителей», список контролирующих органов с адресами и телефонами.
  • Книгу отзывов можно выдавать по требованию и при проверке ссылаться на закон, а можно разместить в уголке потребителя и избежать лишних споров с проверяющими.
  • Разным видам бизнеса нужны разные дополнительные документы. Обычно они перечислены в правилах оказания услуг вашего вида деятельности.

Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.

Требования к уголку потребителя

Непременным элементом зала обслуживания клиентов или покупателей, согласно действующему законодательству РФ, выступает стенд с информацией по защите прав клиентов. Или — уголок потребителя.

Содержательный и красиво оформленный стенд может стать выигрышной особенностью компании, подчеркнуть высокий уровень организации, помочь выстроить надежный имидж.

В нашем сегодняшнем материале мы выясним, какие предъявляются требования к уголку потребителя в 2021 году, где он должен находиться, и как должен быть оформлен, какая информация должна быть в уголке потребителя в 2021 году.

Законодательство

Формирование стенда под названием «Уголок потребителя» регламентировано двумя нормативными документами:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8–10). 2. Правила продажи отдельных видов товаров (п. 10).

Причем в обоих законодательных актах название «Уголок потребителя», отсутствует. Указанными выше законодательными актами определена информация, которую необходимо предоставить потребителю при продаже товаров, оказании услуг. А само название — Уголок потребителя, вышло уже из уст самих предпринимателей.

Правильное оформление «Уголка потребителя (покупателя)» имеет большое значение. Преимущества состоят в следующем:

  • Покупатель или клиент, заходя в магазин или в помещение, предназначенное для оказания бытовых услуг, всегда обращает внимание на интерьер. Находящийся в помещении «Уголок потребителя» вызовет доверие к вашей продукции или оказываемым услугам. Его наличие будет означать, что вы гарантируете качество своей продукции или услуг и готовы урегулировать претензии в случае их возникновения.
  • Покупатель или клиент может убедиться в легальности вашей предпринимательской деятельности, увидев лицензии, сертификаты, свидетельства, дипломы. Это также повысит к вам доверие, а клиент или покупатель станут постоянными посетителями вашего заведения.
  • Клиенты или покупатели получат все необходимые сведения.
  • Предприниматель избежит нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.

Кто обязан иметь стенд Уголок потребителя?

Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг (ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей).

Больше проверок:  СМЭВ 3 бесплатный переходник

К таким предприятиям относятся:

  • рестораны, бары, кафе, столовые и т.п.;
  • салоны красоты, парикмахерские, барбершопы, косметологические и косметические салоны , салоны тату и салоны массажа и т.д.;
  • магазины, торговые центры, рынки, аптеки;
  • гостиницы, отели, хостелы;
  • стоматологические клиники и кабинеты.

Для каждого из вышеперечисленных предприятий существуют особые документы, подлежащие размещению в уголке потребителя. Например для салонов красоты следует иметь в уголке потребителя:

  • правила бытового обслуживания населения в РФ;
  • санитарные правила организации и работы салонов красоты и парикмахерских.

При оказании услуг гостиниц, отелей и хостелов, дополнительно к основному перечню документов, добавлен еще один документ — Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

Место для размещения стенда Уголок потребителя

Уголок потребителя должен быть размещен в заметном и легкодоступном месте. Покупатель товара или потребитель услуги должен иметь возможность беспрепятственно подойти к нему и ознакомиться с расположенными на нем документами.

Ответственность за нарушение

Предпринимателей, нарушивших правила, ожидает ответственность, согласно ст. 14.5 Административного кодекса РФ.

Отсутствие установленной информации об изготовителе, продавце либо другой информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, влечет за собой наложение административного штрафа, в следующих размерах:

  • на граждан от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц от 3000 до 4000 рублей;
  • на юридических лиц от 30000 до 40000 рублей.

Перечень документов 2021 году

Согласно действующему законодательству РФ, перечень документов в уголке потребителя в 2021 году для ИП и ООО следующий:

Постановлением Правительства РФ введены существенные особенности осуществления муниципального контроля

Вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление).

Можно сказать, что введены беспрецедентные меры ограничений при осуществлении государственного и муниципального контроля в стране, призванные ослабить административное давление на бизнес и способствовать экономической активности.

Как данный акт повлияет на осуществление муниципального контроля.

1. Срок действия. Особенности при проведении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (далее – КНМ) вводятся на 2022 год.

2. В отношении плановых КНМ. Вводится фактический запрет на их проведение. Исключения установлены для некоторых видов государственного контроля (надзора). Исключений для органов местного самоуправления нет.

3. В отношении внеплановых КНМ. Проводятся только в исключительных случаях. Такие исключения разделены на три группы: по согласованию с прокуратурой, без согласования, с уведомлением прокуратуры.

Для органов местного самоуправления применимы следующие основания для внеплановых КНМ:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

– при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

– при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

– при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

– в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации.

б) без согласования с органами прокуратуры:

– по поручению Президента Российской Федерации;

– по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

– по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

– по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

в) с извещением органов прокуратуры – для муниципальных видов контроля не установлено.

Если основанием для проведения внепланового КНМ для установленных постановлением объектов являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового КНМ незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры.

Что необходимо сделать сейчас?

В течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления:

– в отношении КНМ, дата начала которых наступает после вступления в силу постановления и проведение которых не допускается, контрольно-надзорных органов принимает единое решение об их отмене.

В срок не более 10 дней со дня вступления в силу постановления:

– сведения о завершении таких КНМ по причине их отмены вносятся КНО в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Издание дополнительных приказов, решений контрольно-надзорных органов не требуется.

4. В отношении КНМ, которые начаты, но не завершены:

Их осуществление не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных выше (пунктом 7 постановления (за исключением КНМ, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным постановлением).

Что необходимо сделать?

Завершить в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления КНМ, проведение которых не допускается в соответствии с постановлением и не завершенные на день вступления в силу постановления. В этот срок необходимо составить акт КНМ с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий соответствующих сведений.

В этом случае установлено одно исключение: в случае, если в ходе КНМ были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

5. Выдача предписаний по итогам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Вызывает вопросы техническое помещение данной нормы в п. 7 Постановления, а не отдельным пунктом. Но формулировка нормы указывает на то, что она применима ко всем случаям проведения контроля.

6. В отношении уже выданных предписаний до вступления в силу постановления:

– срок их исполнения продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

– контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольно-надзорный орган не позднее предпоследнего дня срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Остается открытым вопрос на какой срок контрольно-надзорных органов может дополнительно продлить срок исполнения такого предписания? Должен ли контрольно-надзорный орган руководствоваться нормой статьи 93 ФЗ 248?

7. Постановление не выделяет особенности в отношении разных категорий контролируемых лиц – организаций, ИП, физических лиц и одинаково распространяется на всех.

Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при проведении контрольных мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий имеют право:

– беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного органа о проведении контрольного мероприятия, посещать (осматривать) объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков) расположенные в границах сельских поселений, входящих в состав Карталинского муниципального района, к которым предъявляются обязательные требования, а также действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), если иное не предусмотрено федеральными законами;

– при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля орган муниципального контроля использовать информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;

– при наличии у органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган муниципального земельного контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

– в случае если по результатам проведения контрольного мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.