Московская прокуратура проверяет школы

Прокуратура всегда занимала особое место в структуре госорганов нашей страны, осуществляя надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина и выполняя иные, возложенные на нее функции. В нашей статье поговорим о том, что является поводом для проверки учреждения прокуратурой. Также разберем, какие проверки проводят эти органы, в течение какого срока и какие решения выносят по их результатам.

В каком случае прокуратура проводит проверку

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Проведение органами прокуратуры проверок – это один из способов осуществления надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина госорганами, органами МСУ, другими органами и их должностными лицами, органами управления и руководством коммерческих компаний и некоммерческих юрлиц (пп. 1, 2 ст. 21, ст. 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Такая проверка проводится в случае поступления сведений о фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, требующих принятия мер прокурором, если эти данные невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Информацию об этих фактах могут содержать заявления, жалобы и другие обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юрлиц, должностных и иных лиц, к примеру, депутатов Госдумы, сенаторов РФ. На это указано в подпунктах 1, 2 ст. 10, п. 1 ст. 27 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, пп. 1.1, 1,3, 1.9, 3.8, 3.9, 3.16 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

Также информация может быть получена из материалов гражданских, административных или уголовных дел, средств массовой информации, статистических данных, прокурорской и правоприменительной практики, иных сведений, содержащих достаточные данные о нарушениях закона (п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195).

Какие проверки проводит прокуратура

Исходя из содержания пункта 1 ст. 22 закона о прокуратуре, пп. 4.2, 4.3 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, п. 15 приказа № 195, следует, что прокурорские проверки могут быть:

  • документарными и выездными;
  • плановыми и внеплановыми.

Также прокурор может потребовать провести внеплановую проверку или контрольное (надзорное) мероприятие другими государственными или муниципальными органами, если прокуратура получила данные о нарушениях в сферах, подконтрольных этим органам (пп. 1, 4 ст. 22 закона о прокуратуре, п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Как прокуратура проводит проверку

Порядок проведения прокурорской проверки определен пунктами 2—15 статьи 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1.
Решение об осуществлении проверки принимает прокурор или его заместитель, руководствуясь поступившей информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пп. 2, 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

В таком решении прописываются цели, основания и предмет проверки (абз. 1 п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Требовать при ее проведении предоставления информации, документов и иных материалов или их копий, не связанных с целями или не относящихся к предмету проверки, прокурор не вправе (п. 2.3 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

При выявлении определенных законом обстоятельств предмет проверки может быть расширен, либо принято решение о проведении новой проверки (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Типовые формы решения о проведении проверки и мотивированного решения о расширении ее предмета утверждены Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172.

Решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой компании не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой — не позднее дня принятия (п. 3 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

По решению прокурора для осуществления экспертно-аналитических функций при проведении проверки могут привлекаться представители иных госорганов (п. 13 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

До завершения проверки никто не вправе без разрешения прокурора разглашать ее материалы (п. 3 ст. 5 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Если проверкой нарушения закона не выявлены, в течение 10 дней со дня ее завершения составляется акт по форме, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемой компании (п. 14 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

При осуществлении надзора органы прокуратуры не должны подменять иные госорганы и должностных лиц, а также не вправе вмешиваться в процесс оперативно-хозяйственной деятельности компаний (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

План проведения проверок прокуратурой

Плановые прокурорские проверки не включаются в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку прокурорский надзор не относится к госконтролю или муниципальному контролю, которые регулирует п. 7 ч. 3 ст. 1 закона № 248-ФЗ. Также за некоторым исключением не применяются в отношении прокурорских проверок и нормы закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах (п. 3 ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 26.3 закона № 294-ФЗ).

Планы проведения прокурорских проверок формируются каждые полгода, но не публикуются органами прокуратуры. Это не предусмотрено законодательством и не подразумевается принципами гласности и информационности в деятельности прокуратуры (п. 2 ст. 4 закона о прокуратуре, пп. 1.3, 2.6, 4.8 Приказа Генпрокуратуры РФ от 17.05.2018 № 296). Ознакомиться с ними не получится.

Вместе с тем органы прокуратуры участвуют в организации проведения плановых проверок и плановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых контролирующими органами в отношении компаний (ч. 6—7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 61 закона № 248-ФЗ).

в 2023 г. по общему правилу плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки, проводимые в соответствие с Федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ и от 31.07.2020 N 248-ФЗ, могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Установлен перечень видов контроля (надзора), проверок, к которым особенности проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля не применяются. В частности, это проверки, проводимые в рамках госконтроля за исполнением региональными властями полномочий в сферах естественных монополий и госрегулирования тарифов.

Внеплановые проверки (мероприятия) в 2023 г. проводятся только по определенному перечню оснований. В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований или, например, при угрозе:

— причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

— обороне страны и безопасности государства;

— возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Допускается проведение в частности, профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Последние не требуют согласования с органами прокуратуры.

В обычное время плановые проверки проводятся согласно закону № 294-ФЗ, а плановые контрольные (надзорные) мероприятия — по закону № 248-ФЗ. Применение того или иного закона зависит, в частности, от вида государственного контроля (надзора) (ч. 1 ст. 26.3 закона № 294-ФЗ, ст. 2 закона № 248-ФЗ). Органы прокуратуры при этом лишь проверяют и согласовывают планы таких проверок, оценивая законность включения в них тех или иных организаций и коммерсантов.

При формировании ежегодного плана с учетом положений закона № 294-ФЗ органы госконтроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и направляют их в органы прокуратуры. Они рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов госконтроля (надзора), объектов муниципального контроля, вносят предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных компаний и частных коммерсантов совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 закона № 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры.

Затем органы прокуратуры обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генпрокуратуру РФ для формирования сводного плана (ч. 6.4 ст. 9 закона № 294-ФЗ).

Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует ежегодный сводный план-график проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 закона № 294-ФЗ).

Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Ежегодный план должен содержать следующие сведения (п. 1.8 порядка):

1) наименования юрлиц и ИП, деятельность которых подлежит проверкам;
2) сведения об их местах нахождения;
3) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) цель проведения проверки;
6) основания для проведения проверки;
7) дата начала проведения проверки;
8) срок проведения плановой проверки;
9) форма проведения проверки;
10) наименование органа, который проводит проверку;
11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка;
12) информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении или об аннулировании лицензии, дате их вступления в силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты;
13) информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенных категории риска, класса (категории) опасности.

При формировании ежегодного плана с учетом положений закона № 248-ФЗ органы контроля (надзора) формируют указанные планы и согласуют их с органами прокуратуры по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ч. 1, 3 ст. 61 закона № 248-ФЗ). Проект ежегодного плана представляется в прокуратуру на согласование.

Органы прокуратуры изучают проекты ежегодных планов на предмет законности включения (невключения) в них мероприятий. При наличии замечаний прокуратура предлагает скорректировать планы (ч. 4 ст. 61 закона № 248-ФЗ).

Уполномоченные должностные лица органа контроля (надзора) должны рассмотреть и учесть предложения прокуратуры и утвердить их (пп. 9, 11, 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428).

Затем ежегодные планы, за исключением сведений, ограниченных или запрещенных для распространения, размещаются в Интернете на сайтах контрольных (надзорных) органов.

Внеплановая проверка прокуратуры

Под внеплановыми проверками обычно понимают те, которые проводятся не на основании плана работы прокуратуры. Во внутренних регламентирующих документах прокуратуры этот термин применяется только к отдельным проверкам, проводимым по заданиям вышестоящей прокуратуры (п. 4.13 регламента, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ от 11.05.2016 № 276, п. 4.14 регламента прокуратуры Санкт-Петербурга, утвержденного Приказом прокурора Санкт-Петербурга от 01.11.2016 № 117).

С точки зрения Генпрокуратуры, внеплановая задача является самостоятельным основанием для проверки, как и план. Это следует из справочника № 1, приведенного в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295.

Больше проверок:  Проверить паспорт в МВД – Руководство эксперта

Но, как говорилось выше, любая прокурорская проверка может быть проведена только при наличии информации об имеющихся нарушениях. Проверки вне плана прокуратура проводит при поступлении соответствующих данных от физических, юридических лиц или органов власти, информации в СМИ, в сети Интернет (справочник № 1, приведенный в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295).

Срок прокурорской проверки

В общем случае срок проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала. Но в исключительных случаях он может быть продлен (п. 4 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

  • первоначально по решению прокурора или его зама — не более чем на 30 календарных дней;
  • по решению Генпрокурора РФ или уполномоченного им зама еще не более чем на 30 календарных дней.

В срок проведения проверки не включается (п. 9 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

  • срок, на который проверка приостанавливалась. Случаи, порядок и сроки приостановления проверки установлены пп. 6—11 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1;
  • срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, предусмотренных абз. 1 п. 2, п. 2.1 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, и датой их представления;
  • срок, измененный в связи с невозможностью своевременного предоставления документов, установленный абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1.

В ходе проверки требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Результат проверки прокуратуры

Если по итогам проверки выявлены нарушения закона, прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

Закон от 17.01.1992 № 2202-1 предусматривает следующие формы обращений прокурора или его зама:

  • протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. 23, 28 Закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 Закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Протест прокурора на несоответствующий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

— передается в орган или должностному лицу, которые приняли такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным российским законодательством;
— подлежит обязательному рассмотрению на протяжении 10 дней с момента его поступления;
— в случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа МСУ протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;
— в случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;
— о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменном виде;
— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;
— протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

— вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;
— подлежит безотлагательному рассмотрению;
— конкретные меры по устранению присутствующих нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;
— о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменном виде;
— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

— может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;
— должно быть мотивированно;
— подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 23.2—23.76, 29.6 КоАП РФ);
— результаты рассмотрения подлежат письменному доведению до прокурора в письменном виде.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор, а также его замом, адресуют в письменной форме должностным лицам для предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п. 15 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Повторная проверка по тем же фактам допускается в следующих исключительных случаях (п. 12 ст. 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

— по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
— по истечении установленного ст. 24 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

Знание прав и обязанностей, умение отстоять свои интересы законным способом необходимо каждому человеку. Выполняя важную государственную задачу, органы прокуратуры участвуют в работе по правовому просвещению и правовому информированию населения. Данный раздел содержит разъяснения действующих нормативных правовых актов, судебной практики, информацию об изменениях федерального и регионального законодательства.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.

Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. Мы помним свою историю и гордимся ею!

Общество 

22 дек 2022, 07:00

ФАС предложила упростить доступ прокуратуры к данным о гособоронзаказе

Это увеличит количество проверок оборонно-промышленного комплекса

ФАС предложила внести изменения в закон «О государственном оборонном заказе» и обеспечить Генпрокуратуре автоматизированный доступ к информации о расчетах Минобороны в этой области, увеличив эффективность ее проверок в ОПК

Московская прокуратура проверяет школы

Зачем Генеральной прокуратуре доступ к данным о гособоронзаказе

На рассмотрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности внесен законопроект о предоставлении Генеральной прокуратуре России прямого доступа к Единой информационной системе, содержащей данные о расчетах по гособоронзаказу. С этой целью предлагается внести поправки в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и приказ министра обороны от 2015 года, устанавливающий порядок доступа к этой системе. Соответствующий пакет документов есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в правительстве.

РБК направил запрос в аппарат правительства и пресс-службу Генеральной прокуратуры.

В пояснительной записке к законопроекту, подготовленному Федеральной антимонопольной службой (ФАС), говорится, что он преследует цель «повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе (ГОЗ), а также за законностью расходования бюджетных средств». Минобороны, ФСБ, «Росатом» и другие ответственные ведомства предлагаемые изменения согласовали.

В сопровождающих законопроект материалах поясняется, что Единая информационная система представляет совокупность информации о расчетах по ГОЗ, а также иной информации, предусмотренной федеральным законом «О государственном оборонном заказе». Источник, знакомый с работой этой системы, пояснил РБК, что эта информация может касаться описания объектов закупок, определения цены госконтракта или цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ.

Согласно закону «О государственном оборонном заказе», доступ к информации, содержащейся в Единой системе, предоставляет Минобороны — с соблюдением требований законодательства о гостайне и в порядке, определяемом им по согласованию с контролирующим органом и органом финансового мониторинга. В законе содержится полный перечень организаций, которые могут эту информацию получать, — это госзаказчики ГОЗ, головные исполнители, уполномоченные банки и т.п. При этом Генпрокуратура, которая, согласно поручениям президента России, «на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законов в сфере ГОЗ», среди них не фигурирует, и это «не позволяет использовать возможности автоматизированной системы и ограничивает работу перепиской в бумажном виде», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Там также поясняется, что в случае его принятия возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии между двумя ведомствами, и это обеспечит беспрерывный доступ в режиме реального времени к информации. Новелла позволит увеличить охват проверками объектов прокурорского надзора, упростит процесс выявления потенциальных нарушителей законодательства и сократит время между совершением и выявлением нарушения.

Специалист по экономическим преступлениям, глава консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко уверен, что инициатива упростит работу прокуратуры в части контроля в сфере ГОЗ. «Надзорное ведомство сможет отслеживать все действия по оборонзаказу, будет видеть суммы, шаги по торгам и так далее», — пояснил он РБК свою точку зрения.

Насколько часты правонарушения в ОПК

В апреле этого года президент России Владимир Путин на расширенной коллегии Генпрокуратуры заявил, что ведомство должно строго следить за расходами на реализацию гособоронзаказа и развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. В конце ноября на коллегии Министерства обороны глава ведомства Сергей Шойгу сообщил, что в 2023 году финансирование гособоронзаказа увеличится в полтора раза, что даст возможность обеспечить воинские части постоянной готовности вооружением и техникой на уровне 97%.

Согласно статистике Генпрокуратуры России, с января по октябрь 2022 года было возбуждено 20 уголовных дел по статье о злоупотреблении должностными полномочиями в области гособоронзаказа (ст. 201.1 УК, максимальное наказание — лишение свободы на срок до восьми лет). За аналогичный период прошлого года было возбуждено 14 уголовных дел, относящихся к данной категории. За этот же период было зарегистрировано 957 преступлений в области оборонно-промышленного комплекса. В прошлом году за аналогичный период зарегистрировали 975 такого рода преступлений.

В начале декабря этого года глава Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин сообщал, что за девять месяцев 2022 года в суды поступило более 8,7 тыс. дел о коррупции в ОПК — на 10% больше, чем в прошлом году. Он также отметил, что по материалам, собранным следователями СК, к уголовной ответственности были привлечены 60 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления в оборонно-промышленном комплексе, и 250 — в сфере госконтрактов и госзакупок, в том числе 27 — при реализации государственного оборонного заказа.

В октябре 2021 года Госдума одобрила оборонный бюджет России на 2022 год в размере 3,51 трлн руб. В 2023 году эти расходы должны были вырасти до 3,55 трлн руб., а в 2024-м — до 3,8 трлн руб. Известно, что гособоронзаказ формируется исходя из госпрограммы вооружений, определяющей их закупки со сметой и планами на каждый год. До 2027 года на реализацию этой госпрограммы было выделено 20 трлн руб., из них 19 трлн –– на разработку, закупки и ремонт военной техники и 1 трлн — на строительство соответствующей инфраструктуры, говорится на сайте Министерства обороны.

Больше проверок:  Мчс гоф

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения.

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

Вы вправе направить в ФАС письменное возражение на жалобу. Сделать это необходимо не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. В возражении напишите:

  • название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  • название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  • сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  • возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  • перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–7, 10–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  • координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  • создает участнику закупки преимущества;
  • нарушает порядок выбора победителя закупки;
  • позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокуратура проверяет заказчиков по Закону № 223-ФЗ в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства. Прокуроры проводят проверки на основании информации о нарушении законодательства – жалобам, сообщениям в СМИ.

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  • нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  • заказчик мешает проверке;
  • заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Больше проверок:  Высшие и контролирующие органы

Понятие «незамедлительно» в законодательстве не раскрыто. Однако из статьи 314 ГК следует вывод, что направить ответ нужно в тот же день, когда рассмотрели протест.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.7, 23.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1, определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

В ходе ведомственного контроля федеральные органы власти проверяют, как подведомственные заказчики соблюдают:

  • Закон № 223-ФЗ и подзаконные акты;
  • положение о закупке;
  • требования типового положения о закупке.

Об этом сказано в пункте 2 Правил № 1335.

Контролеры проводят выездные и документарные проверки. Органы власти сами определяют возможные виды проверок – плановые и внеплановые. Например, в регламенте Минфина предусмотрены только плановые проверки, а Минэкономразвития проводит плановые и внеплановые контрольные мероприятия.

В регламентах контролеры указывают сроки и периодичность проверок. К примеру, Рособрнадзор проверяет подведомственных заказчиков не реже одного раза в три года. Срок проверки – до 15 календарных дней. Ведомство вправе продлить срок еще на 15 календарных дней по решению руководителя или заместителя (п. 12 и 13 регламента).

Прийти с проверкой внезапно контролеры не вправе. Минимум за 10 рабочих дней до начала проверки направят заказчику уведомление, в котором напишут:

  • вид проверки – выездная или документарная;
  • срок проверки, в том числе дату начала;
  • состав комиссии;
  • перечень сведений и документов, которые необходимо представить контролерам;
  • условия, которые необходимо обеспечить для выездной проверки, – предоставить помещение, средства связи, компьютеры, оргтехнику.

Требования к уведомлению перечислены в пункте 7 Правил № 1335.

Контролеры вправе требовать от заказчика необходимые для проверки документы и объяснения. При выездной проверке члены комиссии могут беспрепятственно входить на территорию и в помещения заказчика, фотографировать, записывать видео, копировать документы. Контролеры обязаны показать служебные удостоверения и уведомление о проверке (п. 6 Правил № 1335).

По результатам проверки члены комиссии составят акт. Например, специалисты Минфина составят и подпишут акт в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки. Еще в течение 10 рабочих дней передадут копию акта заказчику. Комиссия Рособрнадзора направит акт заказчику в течение 10 рабочих дней с даты, когда завершит проверку. Акт передаст заказным письмом либо нарочным и дополнительно отправит на email (п. 8 Правил № 1335 и п. 17 регламента Минфина, п. 19 регламента Рособрнадзора).

Органы власти в регламентах прописывают возможность заказчика возразить на выводы комиссии. Подведомственные заказчики Минфина представляют возражения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получат акт. В регламенте Минспорта предусмотрен срок в 10 календарных дней (п. 18 регламента Минфина, п. 18 регламента Минспорта).

Если в ходе проверки контролеры найдут нарушения, составят план, по которому заказчик обязан устранить недочеты. Сведения об административных правонарушениях передадут в ФАС, а информацию о возможных преступлениях – в правоохранительные органы (п. 8 и 9 Правил № 1335).

Оценка соответствия и мониторинг

Оценку соответствия и мониторинг планов проводят корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Контролеры проверяют, как заказчики исполняют требования о закупках у МСП.

Под оценку попадают заказчики из перечней, которые утвердило Правительство:

  • перечень из распоряжения Правительства от 06.11.2015 № 2258-р – заказчиков проверяет корпорация;
  • перечень из распоряжения Правительства от 19.04.2016 № 717-р – заказчиков проверяют региональные власти.

Корпорация МСП проводит мониторинг заказчиков:

  • государственные корпорации и компании;
  • федеральные государственные унитарные предприятия из перечня;
  • акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью с долей РФ больше 50 процентов или совокупной долей РФ и региона выше 50 процентов, при этом доля РФ больше;
  • субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  • «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков.

Под мониторинг попадают только заказчики с объемом договоров за прошлый год от 250 млн до 1 млрд руб.

Региональные власти или созданные ими организации проводят мониторинг заказчиков:

  • акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых доля региона и муниципалитета в совокупности превышает 50 процентов либо доля РФ и региона превышает 50 процентов, но доля региона больше;
  • субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  • «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков;
  • автономные учреждения субъектов РФ.

Региональная власть проводит мониторинг, если выручка организации за прошлый год от 10 млрд руб. и объем заключенных договоров до 50 млн руб.

Об этом сказано в пунктах 3 и 4 постановления Правительства от 29.10.2015 № 1169. Как заказчики проходят оценку и мониторинг, читайте в рекомендации.

Роспотребнадзор в Письме № 01/7132-10-32 от 11.05.2010 дал разъяснения по поводу того, в каких случаях органам ведомства надлежит согласовывать внеплановые проверки бизнеса с прокуратурой.

В ведомстве сообщили, что с 9 мая 2010 года подлежат согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации проверки всех проверяемых субъектов при одновременном наличии следующих условий:

– проверка является выездной;

– проверка является внеплановой;

– проверка проводится по основаниям, указанным в пп. “а” и “б” п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).

При отсутствии любого из указанных выше условий проверка согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации не подлежит. Так, не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

1) документарные проверки;

2) проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

4) проверки при нарушении прав потребителей.

Московская прокуратура проверяет школы

Перечень неналоговых проверок, под которые может попасть бизнес, можно узнать на официальном сайте Генпрокуратуры.

Глава Правительства Мишустин М. В. подписал постановление от 10.03.2022 г. № 336, благодаря которому до конца 2022 приостанавливаются неналоговые проверки.

Это уже не первая приостановка проверок. В пандемию коронавируса Правительством уже принималось решение об остановке плановых и неплановых проверок бизнеса.

На какие проверки распространяется мораторий?

Мораторий распространяется на проведение государственного, муниципального контроля. Эти виды контроля проводятся в соответствии с Федеральными законами от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

Например, проверки не будут проводиться Роспотребнадзором, Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, Госпожарнадзором. Мораторий действует для компаний и ИП, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства.

До конца 2024 года также приостановлены плановые проверки надзорных органов для аккредитованных IT-компаний.

Для снижения административной нагрузки бизнеса и граждан налоговики «заморозят» проверку в части соблюдения валютного законодательства. Речь идет о приостановлении проверок, которые могут повлечь «общие» нарушения валютного законодательства. Например, если резидент РФ не предоставляет налоговикам отчет о переводах денег без открытия в банке счета, когда используются электронные средства платежа.

Сразу отметим, что в части соблюдения установленных валютных ограничений, предусмотренных Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81, запрет на проверки не действует. Это касается запрета на сделки «недружественных стран». Например, сделки по покупке заграничной недвижимости, вывоз за границу наличной иностранной валюты в размере, превышающей 10 тысяч долларов США или его эквивалент.

Вместе с тем, налоговики при наложении штрафов за эти «санкционные» нарушения, будут учитывать смягчающие обстоятельства (информация ФНС от 10.03.2022).

Банкротство по инициативе ФНС

Налоговики 5 марта 2022 приняли решение о приостановлении процедуры банкротства должника. Это означает, что налоговики с 9 марта 2022 г. не смогут подавать в суд заявления о банкротстве должников.

Основная задача налоговиков будет сводиться не к банкротству компаний в условиях введения западных санкций, а к реструктуризации их долгов. Реструктуризация будет включать в себя заключение мировых соглашений между должником и кредитором, различного рода рассрочки по уплате долгов. Целью данных мероприятий будет являться сохранение компаний.

Еще одно послабление сделали налоговики в отношении операций по блокировке счетов. До 1 июня 2022 налоговики ввели запрет на блокировку банковских счетов должников.

На какие проверки мораторий не действует?

Плановые неналоговые проверки практически полностью отменяются, за исключением:

Например, в 2022 году будет проводиться санитарно-эпидемиологический контроль в отношении деятельности детских лагерей, школ, организации общественного питания детей, оказания социальных услуг с обеспечением проживания, родильных домов и перинатальных центров. Эти же объекты будет проверять и Госпожарнадзор.

Не защищена от проверок Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором деятельность по водоподготовке и водоснабжению.

По-прежнему в 2022 году будет осуществляться федеральный надзор в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов 2 класса.

В отношении государственного ветеринарконтроля может осуществляться проверка деятельности по разведению, содержанию, убою свиней.

  • Компаний и ИП, работающих в сфере здравоохранения, социальной и образовательной сфере, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, в сфере производства, использования и обращения драгметаллов.
  • Проверок компаний и ИП, в отношении которых было ранее назначено административное наказание. С даты окончания таких проверок прошло менее трех лет.
  • Плановых проверок в отношении лицензируемых видов деятельности
  • Плановых проверок, которые проводятся в сферах радиационной безопасности, использования атомной энергии, с целью контроля за защитой гостайны и внешнего контроля аудиторских компаний, в области пробирного надзора.

Мораторий не действует на плановые и неплановые налоговые проверки, проверки соблюдения таможенного, антимонопольного законодательства, а также валютного, за исключением случаев, приведенных выше.

Итог

В 2022 году могут проводиться и внеплановые проверки, но они касаются исключительных случаев. Например, при возникновении угрозы жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, обороне и безопасности страны, техногенных и чрезвычайных природных ситуаций.

Проведение этих проверок контролирующие органы должны согласовывать с прокуратурой.