Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий
Статьей 19 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ” (далее – Закон о госконтроле) предусмотрено ведение Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) – единого информационного ресурса, в котором создается и хранится информация обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ) с взаимодействием и их результатах, а также об объявлении предостережений и профилактических визитах (ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, Правила формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 (далее – ПП 604)).
ЕРКНМ размещен по адресу https://proverki.gov.ru.
Основное (для бизнес-субъектов) предназначение ЕРКНМ – это возможность в одном месте и сразу увидеть всю совокупность информации о конкретной проверке или ином контрольном мероприятии – с того момента, как она попала в план проверок на очередной год (если это плановое КНМ) либо с момента ее заведения (для внеплановых КНМ), и вплоть до итогов обжалования любых результатов проверки, причем с возможностью просмотра всех документов по проверке, составленных инспектором или иными должностными лицами (ст. 19 Закона о госконтроле).
Внимание
Информирование бизнеса о проверках и связанных с ними решениях и действиях происходит именно через размещение этих сведений в ЕРКНМ – ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле называет этот способ информирования в качестве приоритетного.
При этом в общедоступную информацию из ЕРКНМ входит не очень много:
– уникальный учетный номер – он же номер электронного паспорта КНМ или профилактического мероприятия (п. 8 ПП 604, приложение к ПП 604);
– наименование органа контроля, ФИО инспекторов, предмет проверки, дата и место ее проведения и иная информация (приложение к ПП 604, например, для контрольной закупки – п. 2, 13, 16, 17, 18 раздела II приложения к ПП 604).
Эти сведения, впрочем, видны всем не сразу, а на следующий рабочий день после проведения КНМ. Увидеть их в момент проведения КНМ можно только в том случае, если зайти в ЕРКНМ через QR-код, который будет на документе о поведении КНМ (п. 21, сноска 1 к ПП 604, см. также письмо Минэкономразвития России от 17.08.2021 N ОГ-Д24-6535).
При этом сведения об акте КНМ (обнаружены ли нарушения обязательных требований, устранены ли они до конца проверки и т.п., см. п. 5, п. 7 раздела III приложения к ПП 604, см. также ч. 1 ст. 90 Закона о госконтроле), как и сам акт, не являются общедоступной информацией и видны только контролируемому лицу после авторизации на Госуслугах. То же самое относится к информации о выдаче предписания, об административном наказании, об обжаловании результатов КНМ (п. 2, 12 -15, 17 раздела IV приложения к ПП 604, см. также ч. 3 ст. 95 Закона о госконтроле).
Кроме того, именно через ЕРКНМ:
– прокуратура согласовывает план проверок и иных КНМ на следующий год (п. 3 ч. 1 ст. 19, ч. 5.1 ст. 98 Закона о госконтроле),
– прокуратура согласовывает поведение таких внеплановых КНМ, которые можно проводить только с санкции прокурора (ч. 10, ч. 5 ст. 66 Закона о госконтроле), а также получает от надзорного органа акт этого КНМ (ч. 5 ст.87 Закона о госконтроле).
Примечание
В ЕРКНМ вносятся сведения исключительно о таких проверках, которые проводятся по нормам Закона о госконтроле. Таким образом, в Едином реестре не будет информации о прокурорских, полицейских, налоговых, таможенных и т.п. проверках (ч. 3 ст. 1 и ч. 4, 5 ст. 2 Закона о госконтроле).
А поскольку Единый реестр проверок является подсистемой ЕРКНМ и интерфейсно оба этих реестра отображаются одновременно, то в нем же можно найти сведения о:
– проверках, проводимых по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-Ф;
– проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
– проверках органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц (п. 7 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336) предусматривается возможность проведения в 2023 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) (в виде документарной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.
В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) поручается организовать в 2023 году проведение КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.
1. Документарные проверки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.
В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.
1.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций.
Указанным письмо предусматривалось, что при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа (руководителю (заместителю руководителя) территориального налогового органа) мотивированное представление о проведении КНМ. Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением N 336, с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.
Типовая форма решения о проведении документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом” (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Одновременно направляется образец заполненного решения о проведении документарной проверки для сведения и использования в работе (прилагается к настоящему письму).
1.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
2) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
3) налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
Кроме того, мотивированные представления о проведении КНМ вместе с проектами решений о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.
1.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки.
ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений решения о проведении документарной проверки.
В целях подготовки решений о проведении документарной проверки необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения о проведении документарной проверки.
При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения документарной проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения документарной проверки и другие сведения) будут отражены в решении о проведении документарной проверки и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Одновременно направляется для сведения и использования в работе перечень типовых замечаний к мотивированным представлениям о проведении КНМ (прилагается к настоящему письму), которые ранее направлялись рядом Управлений на рассмотрение в Управление оперативного контроля в рамках отдельных поручений ФНС России.
1.4 Проведение документарной проверки.
Следует отметить, что согласно абзацу семь подпункта “а” пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.
Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящему письму.
Обращается внимание, что сведения о проведении документарной проверки размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Типовая форма акта документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом” (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Учитывая, что решение о проведении документарной проверки принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки.
Решение о проведении документарной проверки и акт документарной проверки с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.
Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.
По результатам проведения документарной проверки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно абзацу 7 подпункта “а” пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на “недобросовестных” налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается провести КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:
– не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
– ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля N 272).
В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.
Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом”.
Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, необходимо направлять в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно по последним четвергам каждого месяца по форме, согласно приложению N 1 к настоящему письму.
Обращается внимание, что настоящее письмо не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.
ФНС выпустила рекомендации по проведению в 2023 г. контрольных мероприятий в отношении пользователей ККТ.
В 2023 г. допускаются внеплановые документарные проверки по решению руководителя ФНС (его заместителя), а также контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. При выявлении при таком обследовании нарушений незамедлительно проводится контрольная закупка.
Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ) создана в рамках исполнения положений федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415».
Завершение проекта по запуску ФГИС ЕРКНМ в промышленную эксплуатацию
НИИ «Восход», стратегический партнер государства в сфере информационных технологий, 30 июня 2021 года сообщил о завершении проекта по запуску в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ). Проект реализован по заказу Генеральной прокуратуры РФ.
Главная информационная система в сфере контрольно-надзорной деятельности доступна по адресу proverki.gov.ru, а также по ссылке на Едином портале прокуратуры РФ. Единый реестр, призванный повысить прозрачность сферы контроля, начнет работать с 1 июля 2021 года.
ФГИС ЕРКНМ поддерживает совместную работу контролеров и прокуроров в ходе планирования и согласования контрольно-надзорных мер. Для инициирования проверок контролерам потребуется вносить запланированные и внеплановые мероприятия в реестр.
Система обеспечивает доступ пользователю со стороны надзорных органов в личный кабинет и возможность работы с паспортами, списками и планами контрольных (надзорных) мероприятий, с шаблонами и статусами их загрузок. Также ресурс содержит новости об обновлениях в сфере контрольно-надзорного законодательства и изменениях в системе.
В России запущена ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»
Единый реестр взаимодействует с внешними информационными системами через СМЭВ, передает данные посредством REST API. Благодаря этому предприниматели – проверяемые лица и организации – смогут отслеживать данные о проведенных или планируемых проверках в личном кабинете на портале Госуслуг.
ФГИС ЕРКНМ имеет единую авторизацию с ФГИС «Единый реестр проверок», на базе которого создана система. Это позволит представителям контрольно-надзорных органов не проходить процедуру регистрации повторно, пояснили в НИИ «Восход».
Предполагается, что информационная система обеспечит прозрачность проводимых контрольно-надзорными органами мероприятий по пресечению выявленных нарушений, позволит вести учет решений и действий должностных лиц и органов контроля, а также повысит эффективность взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных или надзорных мероприятий.
Система создана по принципу микросервисной архитектуры, что позволяет быстро адаптировать ее к изменениям и внедрять дополнительные компоненты, повышает отказоустойчивость.
Реестр синхронизировали с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на этом ресурсе предприниматели смогут отслеживать всю информацию о предстоящих проверках и видеть решения, принятые по итогам прошедших мероприятий. В дальнейшем бизнес сможет пользоваться размещаемой информацией для досудебного обжалования решений контрольных органов.
ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» синхронизирована с порталом госуслуг
С 1 июля 2021 года для отдельных видов контроля ввели процедуру досудебного обжалования решений надзорных органов. С 1 января 2023 года она начнёт поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле.
Для оперативного разрешения возникающих у пользователей «Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий» вопросов была запущена служба технической поддержки (по телефону 8 (800) 200-31-25 системы.
В апреле 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о формировании и начале работы единого реестра видов надзора. Тогда отмечалось, что сервис будет показывать информацию не только о видах федерального контроля, но и регионального, а также местных подразделений. Кроме того, граждане смогут просмотреть сведения о конкретной деятельности органа, призванного выявлять нарушения нормативно-правового характера.
Основная статья: Информатизация контрольно-надзорной деятельности
2021
Минцифры выделило средства на автоматизацию процесса досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов, а также приведение всех процессов контроля в соответствии с новой редакцией закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В соответствии с положениями которого с 1 января 2022 года все претензии к деятельности контрольно-надзорных органов на первом этапе рассматриваются в досудебном порядке, и оформлять жалобы придется через ГИС типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД).
Минцифры совершенствует ГИС ТОР КНД. Фото – “Комсомольская правда”
Процесс обработки жалоб на деятельность контрольно-надзорных органов должен быть автоматизирован: внедрена система журналирования действий, а также визуализирована отчетность по работе подсистемы «Досудебное обжалование». Также в подсистеме «Досудебное обжалование» в 2022 году должна появиться возможность:
- передачи сведений о жалобах в государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
- передачи и получения информации с Региональных порталов государственных услуг (РПГУ);
- передачи сведений о жалобах в Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий (ЕРКНМ);
- получения сведений о контрольном/надзорном мероприятии, на которое поступила жалоба из ЕРКНМ;
- отправки уведомлений в мессенджер.
Кроме того, на платформе в 2022 году должен появиться инструмент расчета показателей «Цифровой зрелости» региональных систем контрольно-надзорной деятельности. То есть по каждому региону должно быть проанализировано соотношение автоматизированных надзорных систем, интегрированных с платформой, к общему количеству действующих в регионе КНД-решений. Техническим заданием, опубликованным Минцифры на портале госзакупок, предусмотрена визуализация показателей региональной зрелости и возможность сравнения по хронологическому и географическому принципу.
Цена доработок ГИС ТОР КНД – 295 млн рублей. Победителем тендера стала компания БАРС Груп, которая подала единственную заявку на участие. Итоги по доработке платформы должны быть подведены осенью 2022 года.
Как указано в техническом задании Минцифры, основная цель работ по развитию ГИС ТОР КНД в 2021-2022 гг. – снижение влияния человеческого фактора при работе в системе, а также снижение нагрузки на инспектора. Для решения поставленных задач победитель тендера должен улучшить структуру меню системы, автоматизировать исполнение контрольно-надзорных функций, доработать и создать подсистемы – «Аналитика и отчетность», «Информационное взаимодействие», «Справочники», «Административное делопроизводство», «Микросервисная платформа», «Разрешительная деятельность», «Лицензирование лома» и «Профилактика».
В пресс-службе Минцифры сообщили TAdviser, что доработки в ГИС ТОР КНД дают возможность всем заинтересованным сторонам, в том числе контрольно-надзорным органам соблюсти требования №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». По информации Минцифры, инспекторы смогут вести контрольно-надзорную деятельность в ГИС ТОР КНД в соответствии с новыми цифровыми стандартами. Использование системы обеспечит фиксацию полного цикла существования нарушения: от поступления жалобы или возникновения инцидента, до устранения нарушения. Помимо прочего, ГИС ТОР КНД будет фиксировать исполнение административного наказания нарушителем.
Создание единой системы контроля за всем надзором в стране
19 июля 2021 года стало известно о создании в России цифровой платформы для контрольно-надзорной деятельности (КНД). Она объединит все ИТ-систему госструктур, связанных с КНД, и обеспечит аналитическую обработку этой информации в режиме реального времени на территории всей страны.
О новом проекте Правительства РФ узнал «Коммерсантъ». Как сообщается в публикации, за счет доступа к аналитике по всем видам контроля в режиме реального времени, сопоставления ее с данными ГАС «Управление» и другими госинформсистемами, в том числе бюджетными, станут возможными детальные и достоверные оценки деятельности КНД, ее результативности, а также связи особенностей ее устройства в конкретном органе с показателями.
В России разрабатывают единую систему контроля за всем надзором в стране
Проект цифровой платформы рассматривается как новый этап в реформе КНД, которая началась в 2017 году, и позволит продолжить ее в новом качестве — как постоянно управляемый процесс.
Реформа контрольно-надзорной деятельности решала несколько проблем. Для бизнеса смежными проблемами были большая административная нагрузка на проверяемых, коррупция и угроза разрушения бизнеса, архаичность технологий проверок и сложность требований к проверяемым.
1 июля 2021 года в России заработал Единый реестр видов государственного контроля (надзора). В него будут включена информация о всех видах контроля (надзора) федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание. Кроме того, в реестре будет указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) за органами прокуратуры сохранены функции согласования ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий.
Во исполнение ч. 6 ст. 61 Федерального закона № 248-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2020 № 2428, которым утверждены Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года (далее – Правила).
Данный нормативный правовой акт регулирует порядок формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий начиная с планов на 2022 год. Он принят взамен действующих в настоящее время Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.
К числу основных нововведений следует отнести изменение срока м способа представления проектов ежегодных планов на согласование в органы прокуратуры, а также внесения корректив в утвержденные планы.
Согласно п. 9 Правил данные проекты будут представляться до 1 октября года, предшествующего году их реализации, посредством размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом, в машиночитаемом формате в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
Предложения прокуроров по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план представляются посредством ЕРКНМ, подлежат рассмотрению и учету органами контроля (надзора) до 20 ноября и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
Ежегодный план будет утверждаться также в машиночитаемом формате до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана, и размещаться в течение 5 рабочих дней на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Внесение изменений в ежегодный план (в том числе его дополнение новыми мероприятиями по контролю) будет осуществляться с использованием ЕРКНМ уполномоченными должностными лицами органов контроля (надзора).
Разработка ЕРКНМ осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации как оператором данной информационной системы.
В настоящее время процедура корректировки урегулирована Порядком формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.11.2019 № 783 (в редакции приказа от 17.12.2020 № 705), согласно которому прокуроры наделены полномочиями самостоятельно вносить изменения в ежегодный план при поступлении от поднадзорных контролирующих органов соответствующих сведений.
Перечень таких изменений расширен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Дополнительным основанием для исключения плановой проверки является признание утратившим силу положений федерального закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Кроме того, в соответствии с п. 2 данного постановления после 01.07.2021, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения запланированной выездной проверки, контролером может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита с предварительным уведомлением об этом проверяемого лица.
Прокуратурой Республики Крым проводится отбор кандидатов в абитуриенты для поступления в высшие учебные заведения юридической направленности по целевому направлению
Основной задачей целевого отбора кандидатов в абитуриенты для поступления в высшие учебные заведения юридической направленности является обеспечение процесса профессиональной подготовки кадров для прохождения службы в органах прокуратуры Республики Крым.
Условием направления на обучение в высшие учебные заведения, занимающиеся целевой подготовкой кадров для органов прокуратуры, является наличие у кандидата в абитуриенты высокого уровня общеобразовательной подготовки, необходимых профессиональных и моральных качеств.
Основными принципами отбора являются законность, равная доступность граждан к прохождению мероприятий по отбору кандидатов, единство требований к каждому из кандидатов, объективность и беспристрастность при определении круга кандидатов для получения направлений для поступления.
Отбор осуществляется на основе полного и всестороннего подхода к изучению моральных, нравственных, интеллектуальных, психофизиологических качеств кандидатов с целью определения его соответствия предъявляемым требованиям, а также отсутствия обстоятельств, препятствующих направлению на учёбу с перспективой дальнейшего трудоустройства в органы прокуратуры Республики Крым.
Профессиональная подготовка кадров проводится на базе институтов прокуратуры в составе Уральского государственного юридического университета, Саратовской государственной юридической академии, Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина и в Крымском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации.
На учебу отбираются граждане Российской Федерации, имеющие склонность к прокурорской деятельности, способные по состоянию здоровья заниматься этой работой, прошедшие обязательное психологическое обследование с целью определения профессиональной пригодности к прокурорской деятельности. Кандидаты в абитуриенты должны обладать отличной и хорошей общеобразовательной подготовкой, высокими моральными качествами, желанием работать в органах прокуратуры.
Перечень документов предоставляемых в отдел кадров прокуратуры Республики Крым для решения вопроса о выдаче целевого направления в 2023 году:
– собственноручно написанное заявление на имя прокурора республики;
– автобиография, написанная собственноручно и содержащая, подробное изложение основных периодов жизни и деятельности, с указанием сведений о близких родственниках (отец, мать, братья, сестры), число, месяц, год рождения, место их рождения, место проживания и место регистрации, место работы, должность, домашний адрес, отсутствие или наличие судимостей у близких родственников;
– копия документа, удостоверяющего личность, гражданство;
– военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для юношей, признанных по состоянию здоровья негодными или ограниченно годными для призыва на военную службу, обязательно представление расшифровки заключения военно-врачебной комиссии о заболевании), трудовой книжки (при наличии);
– характеристика с последнего места учёбы (работы или военной службы);
– документ об образовании (с вкладышем) или справку об успеваемости (ведомость оценок, заверенная подписью директора и печатью образовательного учреждения);
– медицинская справка по форме № 086у, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров;
– фотографии в количестве 6 штук размером 3 х 4 см на матовой бумаге без уголка;
– справка о нежелании состоять в гражданстве Украины, выданную территориальным подразделением МВД России по Республике Крым в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
– согласие родителей несовершеннолетних кандидатов на обработку персональных данных (ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных»).
Первичную работу по отбору кандидатов для поступления в высшие учебные заведения в порядке целевой подготовки организуют прокуроры городов, районов, межрайонные прокуроры и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур Республики Крым.
В целях единообразного понимания порядка проведения отбора кандидатов в абитуриенты и организации целевого приёма в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования необходимо принять во внимание следующие важные моменты.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры на местах являются первичным звеном отбора кандидатов, задача которого выявить из числа обратившихся в прокуратуру достойных кандидатов, способных показать высокий уровень знаний по профильным предметам.
Следующий этап отбора кандидатов включает в себя проведение психологического обследования кандидатов на обучение в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.09.2014 № 439 «О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации», в ходе которого выявляются индивидуальные психологические и другие качества кандидата, необходимые для осуществления прокурорской деятельности. Обследование проводится специалистом-психологом прокуратуры Республики Крым по специально разработанным методикам.
О дате и времени проведения психодиагностического обследования кандидаты уведомляются заблаговременно отделом кадров в течение апреля-июня.
В целях обеспечения объективности и беспристрастности при отборе кандидатов в абитуриенты для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования по целевым направлениям прокуратуры республики формируется комиссия по конкурсному отбору кандидатов в абитуриенты для обучения в порядке целевой подготовки в институтах прокуратуры Российской Федерации.
Персональный состав конкурсной комиссии определяется приказом прокурора Республики Крым о её создании.
Основными критериями принятия комиссией решения является: хорошая и отличная успеваемость по общеобразовательным предметам, результаты проведённого психологического обследования, результаты единого государственного экзамена, данные характеризующие личность кандидата. Решение в отношении каждого из предоставленных кандидатов принимается комиссией методом открытого голосования. Итоги заседания комиссии оформляются протоколом, который утверждается председателем комиссии.
При выдаче направлений прокуратурой Республики Крым в обязательном порядке обеспечивается конкурс среди абитуриентов (не менее двух человек на одно целевое место).
Информацию об образовательных организациях (правила приема, даты дней открытых дверей, условия сдачи вступительных экзаменов, режим работы приемной комиссии и др.) можно получить на сайтах высших учебных заведений.
Копии документов должны быть изготовлены на ксероксе и хорошо читаемы.
По вопросу целевого набора обращаться в отдел кадров прокуратуры Республики Крым по телефону (3652) 77-38-37 доб. 3720, а также в прокуратуры районного звена Республики Крым согласно графику приема граждан.
Раздел посвящен защите прав ветеранов Великой Отечественной войны, совету ветеранов прокуратуры и Нюрбергскому процессу. Общественная ветеранская организация прокуратуры Ростовской области была учреждена в 2010 году и продолжает успешно функционировать. В здании прокуратуры области имеется музей ветеранов. Ветераны прокуратуры принимают активное участие в подготовке молодых специалистов, наполнении экспонатами музея, защите прав пенсионеров органов прокуратуры.
Нюрнбергский процесс – самый известный в мире судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Он проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в г. Нюрнберге (Германия). В разделе представлены материалы, касающиеся указанного процесса.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.
Газета «Вестник Донской Прокуратуры» официально зарегистрированное печатное издание, учрежденное прокуратурой Ростовской области в 2001 году. Газета выходит с периодичностью один раз в месяц и содержит материалы о результатах работы как аппарата прокуратуры области, таки и районных, городских и специализированных прокуратур. В 2020 году газета в том числе выходит в электронной версии, и размещается на странице прокуратуры области на едином правовом портале прокуратуры Российской Федерации.
В разделе размещаются материалы информационно-разъяснительного характера: статьи с разъяснением федерального и регионального законодательства как вновь принятого, так и действующего, представляющего определенную актуальность для населения; наглядные материалы в виде памяток, буклетов, видеороликов, информирующих о правах и способах их защиты в различных сферах жизнедеятельности; профилактического характера с целью формирования антикоррупционного (антинаркотического и пр.) сознания и нетерпимости к противоправному поведению.