О правовых последствиях выплаты компенсации участникам долевого строительства на основании статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №218-ФЗ в случае банкротства застройщика

Как актуализировать контактные данные участникам строительства ?

АНКЕТА дольщики актуализация данных

Возможна-ли уступка прав (требований) по договору передачи помещения после передачи объекта на достройку Региональному фонду?

Уступка участником строительства прав (требований) по договору о передаче жилого помещения после даты передачи объекта Региональному фонду — не запрещена действующим законодательством. Данные разъяснения получены от Федерального фонда 16.04.2021 г.

Региональный фонд вносит изменения в РЕЕСТР передачи помещений по конкретному проблемному объекту – при поступлении в официальном порядке (почтой или непосредственно в офис: Пермь, ул. Ленина, д. 92 (офис 309) письменного уведомления от нового правообладателя (при цессии по ДДУ зарегистрированному в Росреестре) или совместного уведомления прежнего и нового правообладателей (при уступке, продаже прав по договору паенакопления) с приложением подтверждающих документов:

1) копия договора уступки прав по ДДУ или договору паенакопления (заверенная нотариусом — если направляется почтой, при подаче в офис – заверяется сотрудником фонда с оригинала договора),

2) выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) о зарегистрированном Договоре долевого участия,

3) копия паспорта нового участника строительства (заверенная подписью нового правообладателя),

4) согласие на обработку персональных данных (отдельный документ по приложенной типовой форме).

Согласие на обработку ПД (новые участники строительства)

Форма уведомления об уступке прав по передаче помещений

Какой документ можно предоставить в банк для рефинансирования ипотеки подтверждающий срок достройки дома?

Инф. письмо гражданам О сроках достройки

Куда и к кому следует обращаться, если Федеральным Фондом принято решение о предоставлении выплаты возмещения (компенсации)?

Как будут восстановлены мои права, если я включен в РТУС с денежными требованиями возникшими из договора о передаче жилого помещения (расторжение ДДУ, остаток задолженности в связи с расторжением ДДУ, переплата по ДДУ)?

Пунктом 4.1. ст. 13  Федерального закона от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрена выплата возмещения гражданам — участникам строительства, имеющим денежные требования, включенные в реестр требований участников строительства и подлежащие удовлетворению в порядке, установленном абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 201.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ).

Выплаты возмещения участникам строительства осуществляются «Фондом развития территорий» (Федеральный фонд), официальный сайт Федерального  Фонда в сети интернет (фрт.рф), телефон горячая линия: 8 (800) 700-72-14.

Со стороны органов исполнительной власти помощь гражданам в организации получения выплат оказывает ГКУ «Управление по реализации жилищных программ Пермского края» по адресу: г. Пермь, ул. Попова, д. 23. Контактные телефоны: (342) 258-06-62, 258-06-61, 258-06-65.

Что будет в случае принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства?

Региональный Фонд (Фонд ПК) обращается в Арбитражный суд с ходатайством о передаче объекта незавершенного строительства и прав не земельный участок с целью завершения строительства и передаче квартир после сдачи гражданам – участникам строительства включенным в РТУС. После получения и регистрации в Росреестре прав на объект незавершенного строительства Региональный фонд (Фонд ПК) осуществляет все мероприятия по завершению строительства и вводу дома в эксплуатацию за счет средств ППК Фонд.

Что, если меня включили в РТУС после Наблюдательного совета?

В соответствии с п. 15 ст. 201.4 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.01.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что требования участников строительства, включенные в РТУС (реестр требований участников строительства) после дня принятия Наблюдательным советом Федерального фонда решения о финансировании мероприятий, указанных в ч. 2 ст. 13.1 ФЗ от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 201.9 настоящего Федерального закона. В указанном случае участники строительства вправе получить возмещение в порядке, установленном ст. 13 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»(п. 15 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ).

Обязательства по завершению строительства помещений перед такими участниками Региональным фондом ПК не подлежат исполнению.

Что будет в случае принятия Наблюдательным советом ППК Фонд Фондом решения о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства?

Участник строительства вправе получить возмещение в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Возмещение выплачивается Федеральным фондом напрямую гражданину — участнику строительства без участия региональных властей и Регионального фонда.

Официальный сайт Федерального Фонда в сети интернет (фрт.рф), телефонам горячих линий: 8 (800) 700-72-14.

В каком порядке рассматриваются требования гражданина о включении в РТУС? Как производится информирование граждан?

Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе дела о банкротстве требование участника строительства и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение 30-ти рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований о передаче жилых помещений в случае обоснованности предъявленного требования. В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет по почте соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, или об отказе в таком включении, или о включении в реестр требования в неполном объеме.

Как включиться в Реестр требований участников строительства (РТУС)? Форма заявления о включении в РТУС, документы необходимые для направления Конкурсному управляющему для включения требований гражданина в РТУС?

Необходимо подготовить заявление о включении в Реестр требований участников  строительства (РТУС) в свободной форме. Для удобства подготовлен типовой образец (приложен ниже к настоящему ответу).

Заполненное заявление и приложения (ниже перечень документов) необходимо направить в адрес Конкурсного управляющего:

  • копию паспорта (первая страница + страница с пропиской)
  • копию договора долевого участия в долевом строительстве (со всеми дополнительными соглашениями и приложениями)
  • копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты по договору, либо кредитных договоров (при наличии)
  • копии иных документов по долевому участию в долевом строительстве (при необходимости).

Если нет возможности лично подать документы в офисе конкурсного управляющего, возможно направление почтой. В таком случае все документы должны быть заверены заявителем собственноручно: «Копия верна. ФИО. Подпись. Дата»

Образец заявления включения вРТУС при банкротстве застройщика

Совсем недавно мне довелось присоединиться к реализации проекта по банкротству застройщика на стороне конкурсного управляющего. С самого начала было ясно, что практических вопросов будет немало, поскольку в параграф Закона о банкротстве, регулирующий правила о банкротстве застройщиков, регулярно вносятся изменения, а судебной практики и разъяснений не так много, как хотелось бы.

Но ситуация оказалась гораздо хуже, чем можно было предположить. Как оказалось, зачастую однозначного ответа нет на самые простые вопросы. Например, о правовых последствиях выплаты Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства (далее – Фонд) возмещения участникам долевого строительства на основании статьи 13 ФЗ от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 218-ФЗ).

Здесь я хотел бы обратить внимание и попытаться ответить на следующие вопросы, прямых ответов на которые нет ни в Законе о банкротстве, ни в судебной практике, а позиция Фонда по ним явно противоречит положениям закона:

– в каком объеме переходят права участника долевого строительства к Фонду?

– в какую очередь удовлетворяются перешедшие к Фонду требования?

– в каком порядке вносятся изменения, возникшие вследствие выплаты возмещения, в реестр требований участников долевого строительства (далее – РТУС)?

В нашем случае Фонд выплатил нескольким десяткам участников долевого строительства возмещение. Конкурсный управляющий обязан внести соответствующие изменения в РТУС.

Реестр требований кредиторов в делах о банкротстве застройщиков отличается от реестра в обычных процедурах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства, применяемого в деле о банкротстве застройщика, требования кредиторов, за исключением требований кредиторов по текущим платежам, удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке:

в первую очередь – по денежным требованиям граждан – участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта (очередь 3.1);

В очередь 3.1 включаются требования участника строительства в размере стоимости жилого помещения (машино-места; нежилого помещения), а также требования по взысканию неустоек (пеней, штрафов), иных финансовых санкций по договору, заключенному с участником строительства.

во вторую очередь – по требованиям Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (очередь 3.2);

в третью очередь – по денежным требованиям граждан – участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона (очередь 3.3);

В очередь 3.3 включаются реальный ущерб в виде разницы между стоимостью жилого помещения (определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику), которое должно было быть передано участнику строительства, и суммой денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения. То есть это сумма, на которую подорожала квартира с момента заключения договора и до момента признания застройщика банкротом. Конкурсный управляющий определяет ее исходя из проведенной оценки рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в районе застройки на дату введения процедуры банкротства (что соответствует общему принципу определения размера всех требования кредиторов по состоянию на дату введения первой процедуры абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве).

4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В деле о банкротстве застройщиков требования участников строительства могут быть удовлетворены несколькими способами:

– выплата денежных средств, вырученных от реализации имущества должника;

– путем передачи готовых квартир (статья 201.11 Закона о банкротстве);

– путем передачи участникам строительства объекта незавершенного строительства (статья 201.10 Закона о банкротстве).

А также Фонд может выплатить участникам строительства возмещение (компенсацию) в соответствии со статьей 13 218-ФЗ.

Фонд выплачивает возмещение, предусмотренное статьей 13 218-ФЗ, в размере рыночной стоимости жилого помещения (предмета договора, заключенного с участником строительства) определяемой на момент выплаты данного возмещения, но не менее уплаченной участником строительства цены по договору участия в долевом строительстве. Подробно порядок расчета размера возмещения определен в Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 № 1233.

Больше проверок:  Сдача отчетности в пенсионный фонд в электронном виде

То есть по факту сумма возмещения включает в себя цену договора, заключенного с участником строительства, и реальный ущерб участника строительства. Только арбитражный управляющий определяет реальный ущерб на дату открытия процедуры, а Фонд определяет ущерб на дату выплаты возмещения. Отсюда получается разница, между ущербом, отраженным в РТУС и той суммой, которую выплачивает Фонд.

Позиция представителей Фонда сводится к тому, что в результате выплаты возмещения:

– конкурсный управляющий исключает требования участников строительства, получивших возмещение, из первой подочереди третьей очереди РТУС в части размера требования о передаче помещения (очередь 3.1.);

– включает требование Фонда во вторую подочередь третьей очереди (очередь 3.2) в размере осуществленной выплаты возмещения (как было указано выше, размер выплаты превышает размер требования дольщика о передаче помещения, включенного в очередь 3.1);

– конкурсный управляющий обращается в Арбитражный суд с ходатайством об исключении из РТУС требований участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 Закона о банкротстве, включенных в третью под очередь третьей очереди РТУС (очередь 3.3.);

– требования участников долевого строительства в части штрафных санкций сохраняется за ними.

Фактически представители Фонда настаивают на том, что к Фонду переходит только требование о передаче жилого помещения (машино-места; нежилого помещения), которое отражено в очереди 3.1 РТУС. Данное требование понижается в очередности и включается в очередь 3.2 РТУС. Но размер перешедшего требования увеличивается и приравнивается к размеру выплаченного возмещения.

На мой взгляд вышеизложенная позиция не соответствует действующему законодательству. Хотя ни Закон о банкротстве, ни 218-ФЗ не содержат прямого разъяснения, что происходит после выплаты Фондом компенсации, ряд статей помогают ответить на этот вопрос.

1. Статьей 13 ФЗ №218 предусмотрена возможность выплаты возмещения гражданам – участникам строительства/долевого строительства по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, заключенным с застройщиком, признанным арбитражным судом несостоятельным (банкротом). Выплату возмещения осуществляет Фонд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 218-ФЗ к Фонду, осуществившему выплату возмещения, переходит право требования по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения, которое участник строительства имел к застройщику.

Как следует из этой нормы, к Фонду переходит право требования по договору, предусматривающему передачу жилого помещения (машино-места; нежилого помещения) в полном объеме. Право требования участника долевого строительства к застройщику, признанному банкротом, включает в себя требование о передаче жилого помещения (машино-места; нежилого помещения), а также требования по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 Закона о банкротстве и штрафных санкций.

Статья 13 218-ФЗ не предусматривает уменьшение объема прав, которые переходят от участника долевого строительства, получившего возмещение, к Фонду.

Пунктом 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Фактически, конструкция, предусмотренная статьей 13 218-ФЗ, определяет условия уступки участником долевого строительства своих прав (требований) к застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения.

Так, пункты 2, 2.1. статьи 13 указанного закона определяют цену, которую Фонд уплачивает за приобретаемые права. Пунктом 5 указанной статьи установлен объем прав, переходящих к Фонду.

Позиция о том, что к Фонду переходят все права участника долевого строительства по договору подтверждается также тем фактом, что в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается (принят в первом чтении) Проект № 841216-7 Федерального Закона О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации согласно которому предлагается внести следующие изменения в пункт 5 статьи 13 218-ФЗ:

«в части 5 слова «по договору, предусматривающему передачу» заменить словами «о передаче», слова «договору, предусматривающему передачу» заменить словом «передаче»».

Таким образом, в случае принятия соответствующих изменений, пункт 5 статьи 13 218-ФЗ будет изложен следующим образом: Фонду, осуществившему выплату возмещения, переходит право требования о передаче жилого помещения, и (или) передаче машино-места и нежилого помещения, которое участник строительства имел к застройщику.

В настоящее время в результате выплаты возмещения к фонду переходят все права участника долевого строительства.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве во вторую подочередь третьей очереди производятся расчеты по требованиям Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 218-ФЗ.

Исходя из содержания положений статьи 13 218-ФЗ и пункта 1 статьи 201.9 Закона о банкротстве следует, что права, перешедшие от участника долевого строительства к Фонду в результате выплаты возмещения, удовлетворяются (и отражаются в РТУС) во второй подочереди третьей очереди.

Исходя из буквального толкования указанных норм следует, что во вторую подочередь третьей очереди должны быть перемещены требования:

– о передаче жилого помещения (машиноместа; нежилого помещения) из первой подочереди третьей очереди;

– требование об уплате штрафных санкций по договору, из первой подочереди третьей очереди;

– требование по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 Закона о банкротстве, из третьей подочереди третьей очереди.

Телеологическое толкование норм, содержащихся в статье 13 218-ФЗ и статье 201.9 Закона о банкротстве позволяет прийти к выводу о том, что требования участников строительства, включенные в очередь 3.1. РТУС и перешедшие к Фонду, понижаются в очередности и переносятся в очередь 3.2. РТУС. Остальные требования должны сохранять очередность удовлетворения, с учетом положений Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве.

Такое решение было бы более справедливым. Понижение Фонда в очередности объясняется тем, что он осуществляет компенсационные выплаты и перешедшие к Фонду требования не должны конкурировать с требованиями участников строительства, которые не получили компенсаций. В тоже время повышение требований, перешедших к Фонду из очереди 3.3 в очередь 3.2 просто противоречит цели создания Фонда защиты прав участников долевого строительства, поскольку перешедшие к Фонду требования становятся более приоритетными относительно требований самих участников строительства, не получивших возмещение.

3. Согласно пункту 1.2. статьи 201.9 Закона о банкротстве при получении участником строительства, участником долевого строительства по требованию (части требования), включенному в реестр требований участников строительства, выплаты, произведенной Фондом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», конкурсный управляющий вносит в реестр требований участников строительства сведения о переходе к Фонду требования о передаче жилого помещения, требования о передаче машино-места и нежилого помещения соответственно.

Указанное в вышеприведенной норме требование участника долевого строительства учитывается в первой подочереди третьей очереди реестра требований кредиторов в виде стоимости помещения, подлежащего передаче, определенной в договоре.

Таким образом, конкурсный управляющий может самостоятельно отразить в РТУС сведения о переходе к Фонду прав требования участников строительства, получивших возмещение, в части требований о передаче жилых помещений (машино-мест; нежилых помещений) с перемещением данных требований из первой подочереди третьей очереди во вторую подочередь третьей очереди.

Закон о банкротстве не содержит указания на то, что в данном случае конкурсный (внешний) управляющий может самостоятельно отразить в реестре иные изменения. Также отсутствуют разъяснения, позволяющие управляющему отразить правопреемство по иным требованиям самостоятельно.

4. В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве по общему правилу требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

В пункте 14 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) изложена следующая правовая позиция:

«Пункт 6 ст. 16 Закона о банкротстве устанавливает специальное правило по отношению к п. 1 ст. 382 и п. 1 ст. 425 ГК РФ, согласно которому требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем только на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

На момент проведения спорного собрания процессуальная замена первоначальных кредиторов (общества и компании) на нового кредитора не произведена. Сама по себе замена в материальном правоотношении не наделила нового кредитора правом на участие в собрании и не ограничила право прежних до момента вынесения арбитражным судом судебного акта об их замене в реестре требований кредиторов должника правопреемником по ранее включенным требованиям.»

Исходя из того, что после получения уведомления о выплате возмещения на основании статьи 13 218-ФЗ №218, пункт 1.2. статьи 201.9 Закона о банкротстве наделяет конкурсного управляющего правом осуществить (отразить в РТУС) замену участника строительства на Фонд только в части требования о передаче жилого помещения (машино-места; нежилого помещения), на мой взгляд, в остальной части (в части требований по возмещению убытков и штрафных санкций) в РТУС участники долевого строительства могут быть заменены на Фонд только на основании определения Арбитражного суда о процессуальном правопреемстве. Для чего конкурсный управляющий, либо Фонд вправе обратиться с соответствующим ходатайством.

Закрепление возможности отражения правопреемства в уже сформированном реестре только на основании определения суда является излишним и создает ненужную нагрузку на аппарат суда. И это при том, что по части требования правопреемство управляющий отражает самостоятельно. Если управляющий может справиться с отражением правопреемства в части требования о передаче жилого помещения, то он также справится и с правопреемством в части штрафных санкций и убытков.

Полагаю, что большинство управляющих готовы взять на себя самостоятельное внесение изменений в реестр, расширительно толкуя положения пункта 1.2. Закона о банкротстве и исключая возможность причинения вреда кому-либо из участников дела о банкротстве. Однако, помня об ответственности, предусмотренной статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управляющие предпочитают отказаться от какого-либо из способов толкования права, за исключением буквального толкования, наиболее близкого большинству судей.

Вниманию хозяйствующих субъектов
и пользователей, участвующих в электронной
ветеринарной сертификации

Уважаемые дамы и господа, коллеги,
Продолжаем знакомить вас с результатами мониторинга вашей деятельности в этой сфере и в этой публикации возвращаемся к вопросам о проведении инвентаризации и качества оформления транспортных ветеринарных сертификатов.

При анализе выборки из 999 890 транспортных эВСД в данном случае мы обращали внимание на верность указания массы перевозимых подконтрольных товаров и верность указания номеров транспортных средств.

Больше проверок:  Верховная прокуратура

Результаты анализа показали, что по-прежнему (хотя и в значительно меньшем количестве) выявляются невозможные (неподъемные для автотранспорта) веса партий подконтрольных товаров, измеряемые десятками и сотнями ТЫСЯЧ тонн (столько не всякий корабль увезет). Выявляются, несмотря на то, что в web-интерфейсе Меркурия реализована служба предупреждения для пользователя, который вводит сомнительный для данного вида транспорта вес. Видимо нам придется ввести запрет на оформление автотранспортом грузов с массой, превышающей определенное значение, и в web-интерфейсе и в API-интерфейсе Меркурия.

Отдельная тема – это указание госномеров транспортных средств.

Оказывается, следует подробно остановиться на том, как надо заполнять поле «Номер транспортного средства» при оформлении транспортных эВСД. Ранее мы на этом не останавливались, считая, что уж это-то вещь совсем простая. Однако, эта вещь не для всех простая. Для некоторых, как выяснилось – и вовсе непосильная.

Как уже отмечено выше, в анализируемую выборку попало 999 890 транспортных эВСД, оформленных в 404 251 транспортных транзакциях, в которых перевозки осуществлялись автомобилями, номера которых лица, оформляющие эВСД, отобразили 22 804 способами. Сколько на самом деле использовалось автомобилей понять без расследования невозможно (и каких именно) и сейчас мы покажем почему.
Сразу отметим, что в подавляющем большинстве случаев пользователи таки попытались отобразить госномер автомобиля. О том что из этого вышло говорится ниже.

Но в 25 709 случаях госномер изобразить даже не пытались. Либо не хотели – хотели скрыть госномер, либо у авторов с этим вопросом совсем беда и они даже не представляют себе что такое госномер. Подборку этих курьезов публикуем в Таблице 2 (481 вариант написания, использованный в 25 709 эВСД), список транзакций с такими номерами публикуем в Таблице 3.

Если все такие случаи исключить из этой таблицы, то останется в ней 251 вид записей о госномере, и использовались они для оформления 12 343 транспортных эВСД. Вот примеры из этой подборки, красноречиво говорящие о том, как некоторые представляют госномер автомобиля: «165 1 РЕЧКА», «DANONOBL», «авто РФ», «АШАН», «газ-55», «газон», «ИПКУДРИН», «ммс кантер» и т.д.

Если любите курьезы, то посмотрите что еще попало в данную таблицу (пользы от этого никакой не будет, но хоть повеселитесь).

Теперь переходим к тем, кто все же более-менее добросовестно пытался изобразить госномера.

Очень трудно сейчас найти человека, который бы никогда не видел госномера автомобиля и потому не знал как он выглядит. Полагаю, что очень сложно встретить человека, который бы никогда не имел СТС и не видел его, а там написано, среди прочего, и как правильно отображать госномер (правда, почему-то его там пишут без кода страны).

Наш анализ показывает, что для очень многих понимание того, как надо правильно отображать в документах госномер автомобиля вызывает перегрузку интеллекта.

Примеры (авторские пунктуация и написание сохранены), подчеркиваем, добросовестных попыток отобразить госномер:
O 849 РУ RUS 31, № М168АМ67, А 842 ТЕ 126 ГАЗЕЛЬ 172412, бычок К 277 СО68, А 877 ЕТ 164 HUNDAI 72, А070МХ 763 регион, а120нн, А482ВМ154ММС, а531ко26ру,     А960ВК60 ЗИЛ БЫЧОК, А985ОК Дезинфекция а/м от 19.04.2022, АВТОБУС ПАЗ 4234-04 (Т 036 ТМ 72), авто У682АС 102, в 029 ух/64, ГАЗ 3010 О970НС102 ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕВОЗОК, ГАЗ О 371 ММ 11****, ГАЗ-27751-01 (Грузовая) номер – А064ВС 161, газель 557 12 рег, ГАЗЕЛЬ № В 582 КМ 196 ЧИНАРЕВ А.М., ГАЗЕЛЬ ГОС. НОМЕР Н177ЕО 73RUS, ГАЗОН NEXT М266РА, ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ФУРГОН HUNDAY PORTER ГОС№М072КУ82, КАМАЗ ТЯГАЧ Т598ТА43 КАМАЗ.

Полностью правильно по структуре изобразить госномер пользователям удалось из 999  890 оформленных транспортных эВСД только в 31 472 эВСД (3,1%). Вот ведь задача оказалась: на 33 неудачных попытки только 1 удачная.

Еще в 208 эВСД все было правильно, кроме регистра: все либо некоторые буквы в номере указали строчными, а не прописными.

Дальше – практически важный момент. Многие пользователи вводят номер полностью, но пытаются как-то разграничить его смысловые поля некими разделителями (очевидно так диктует эргономика). Естественно, чаще всего для этого используется пробел.

Его, видимо в зависимости от степени понимания пользователем структуры номерного знака, используют по-разному:
  • кто-то – наиболее логично (разделяет все поля) – так: А 484 МТ 27 RUS,
  • кто-то отделяет номер целиком (но не выделяет внутри него серию и номер), и не отделяет код страны от кода региона – так А224СВ 102RUS,
  • кто-то понимает, что в номере 3 смысловых поля и изображает его так: А484МТ 27 RUS (номер, регион, страна).
  • Остальные возможные варианты творческого использования пробела тоже присутствуют.

Если не считать за ошибку неправильное использование регистра и разделение полей номера пробелом, то пользователи полностью и правильно ввели номера автомобилей из 999 890 оформленных транспортных эВСД только в 45 520 эВСД (4,5% случаев).

Еще в 2 651 эВСД все сделали правильно, кроме того, что код страны заменили на «РУС», «ру», «ru» или «RU».
Еще примерно в 10 000 случаев номер автомобиля ввели, код региона ввели, а код страны не ввели.

В большом количестве случаев пользователи пытались использовать для отделения смысловых полей иные нежели пробел разделители. Чаще всего это были прямой слэш, или дефис, или нижнее подчеркивание. Иногда отделяли первую букву номера от остальной его части круглой скобкой, либо заключали ее в круглую скобку.

Из этого мы делаем вывод о том, что для заполнения номеров в эВСД следует все же использовать разделители смысловых полей (хоть по правилам этого и не положено). Иначе, видимо, пользователям и заполнять данные номера сложно и считывать (например, в шаблоне эВСД или при гашении эВСД) тоже сложно. Вернемся к этому ниже.

Первый и самый распространенный вариант (автомобили обычные – легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы, мопеды и мотовездеходы) российских номеров (именно с ними вы сталкиваетесь наиболее часто) имеет структуру:
  • заглавная русская буква, цифра, цифра, цифра, заглавная русская буква, заглавная русская буква, цифра, цифра, английские заглавные буквы RUS. Три русские буквы на первой, пятой и шестой позиции – серия номера, три цифры на второй, третьей и четвертой позиции номер номерного знака в серии, две цифры-на позициях 7 и 8 – код региона, где автомобиль зарегистрирован, английские заглавные буквы RUS указывают страну регистрации – Россию)
или
  • заглавная русская буква, цифра, цифра, цифра, заглавная русская буква, заглавная русская буква, цифра, цифра, цифра, английские заглавные буквы RUS. Три русские буквы на первой, пятой и шестой позиции – серия номера, три цифры на второй, третьей и четвертой позиции номер номерного знака в серии, три цифры на позициях 7, 8 и 9 – код региона, где автомобиль зарегистрирован, английские заглавные буквы RUS указывают страну регистрации – Россию.

Отмечаем, что если код автономеров региона одноразрядный, то впереди цифры ставится ноль (т.е. в госномере одноразрядный номер указывается двумя разрядами, в левом из которых ставят ноль. Например, код Адыгеи пишется не так «1», а вот так «01».

Примеры правильного написания:

А121АА23RUS (вся последовательность знаков отображается без пробелов, разделителей и посторонней информации, все буквы – заглавные), длина строки в данном случае 11 знаков.

А121АА123RUS (вся последовательность знаков отображается без пробелов, разделителей и посторонней информации, все буквы – заглавные), длина строки в данном случае 12 знаков.

Геометрически у этого варианта госномера два оформления – вытянутая (на большинстве автомобилей) и почти квадратная (авто с нестандартным местом для крепления номера, мотоциклы, и т.п.).

Фон номера белый, окантовка черная, цифры черные.

Выглядит это так:

Второй вариант, с которым также часто встречаются те, кто оформляет эВСД, – это номера прицепов и полуприцепов, которые имеют структуру: заглавная русская буква, заглавная русская буква, цифра, цифра, цифра, цифра, цифра, цифра, английские заглавные буквы RUS.
Примеры правильного написания:

АНRUS (вся последовательность знаков отображается без пробелов, разделителей и посторонней информации, все буквы – заглавные),
и

АНRUS (вся последовательность знаков отображается без пробелов, разделителей и посторонней информации, все буквы – заглавные).
Красным выделен номер, синим – код региона

Если когда-то, что маловероятно, вы столкнетесь с транспортировкой подконтрольных товаров на спецтехнике или ведомственном транспорте, то сможете сами найти информацию о структуре и правильном написании их номеров: принципы там те же.
Из иностранных у нас чаще всего встречаются белорусские и казахские номера. Они выглядят так:
Белорусские:

Основные ошибки, допускаемые пользователями:

В это поле НЕЛЬЗЯ вставлять какую-либо дополнительную информацию (никаких имен и фамилий, никаких марок автомобилей, никаких сведений о типе автомобиля, его оборудовании и назначении, о его принадлежности физическому или юридическому лицу и т.п.),

НЕЛЬЗЯ вводить в сериях российских номеров латинские буквы – аналоги русских (например, нельзя заменять русскую У английской Y, русскую В английской B и т.д.), исключая код страны, который вводится заглавными латинскими буквами (RUS).

В это поле НЕЛЬЗЯ вставлять никаких разделителей частей номера (никаких пробелов и слэшей, никаких знаков препинания, никаких дефисов и иных разделителей), но к этому вопросу еще вернемся ниже.

НЕЛЬЗЯ заменять буквы RUS (код России) их транслитерацией – РУС или словом «Регион», «рег» или «РЕГ»,

НЕЛЬЗЯ заменять буквы RUS (код России) буквами «RU» (это код не России, а Бурунди, Руанды).

В обозначении серии российского госномера используются из всех русских букв ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Предваряя возможный вопрос: согласно «Венской конвенции о дорожном движении» 1968-го года, членом которой Россия является, в госномерах стран-участниц могут использоваться лишь те буквы национальных алфавитов, которые имеют прямые аналоги в латинице, а цифры используются исключительно арабские.

Повторяю: в обозначении серии госномера НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ латинские буквы, заглавными латинскими буквами в российских номерах обозначается только код страны (RUS).

Номер обязательно надо вводить ПОЛНОСТЬЮ (серия, номер, код региона, код страны). Только полностью введенный номер характеризует конкретный автомобиль.

Серии могут повторяться с разными номерами, а одинаковые серия-номер могут быть в разных регионах, например:
А121ААRUS – это AUDI A6, 2009 года выпуска из Краснодарского края, а
А121ААRUS – это Мерседес-Бенц S500 Maybach 2015 года выпуска из Москвы.
А232123RUS -это Ford Focus 2011 года выпуска из Краснодарского края,  а
А232123RUS – это Hyundai Accent 2011 года выпуска из, естественно, тоже Краснодарского края.

В дальнейшем указывать госномера российских автомобилей давайте договоримся так:
А 121 АА 23 RUS
А 121 АА 123 RUS

т.е., учитывая эргономику записи и чтения, отражаемые в вашем творчестве с использованием разделителей, берем в качестве разделителя пробел.
Ставим пробел после первой буквы серии, затем ставим пробел после трех цифр номера, затем ставим пробел после двух букв серии, затем ставим пробел после кода региона, после букв RUS пробел не ставим, перед первой буквой серии пробел тоже не ставим.

Больше проверок:  15065 о внесении изменений в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Никакую иную информацию в это поле добавить не пытаемся. Номер указываем полностью. Никаких ИНЫХ знаков (в том числе разделителей) не используем.

Номер вводим ВНИМАТЕЛЬНО, поскольку изменение любой цифры и буквы в номере даст номер ДРУГОГО автомобиля. При гашении эВСД номера считываем ВНИМАТЕЛЬНО, поскольку, производя гашение, пользователь подтверждает, что груз к нему приехал ИМЕННО НА УКАЗАННОМ в эВСД автомобиле.

В нашей выборке много (сколько точно не определяли) госномеров, которые введены полностью (либо полностью, но в них опущен код страны), но то ли перепутаны, то ли сознательно искажены (в том числе указывая на автомобили, снятые с учета, а в некоторых случаях и на номерные знаки, которые никогда не выдавались).

Предупреждаем, что искажение номера автомобиля – это грубая ошибка. Те, кто их искажает будут нести ответственность.

Если пользователи не будут следовать этим рекомендациям, то нам придется подключить функции автоматического контроля структуры номера и проверку его валидности, а это заметно замедлит вашу работу.

Теперь переходим к следующей теме настоящей публикации – к инвентаризации.

Ситуация с использованием инвентаризации по сравнению с таковой, имевшейся примерно год назад очень существенно изменилась к лучшему.

Для изучения имеющейся на настоящий момент ситуации нами проанализирована выборка размером в 1 004 329 операций инвентаризации, оформленных в соответствии с 75 677 заявками на инвентаризацию. В выборку попали 7 168 площадок, на которых инвентаризацию проводили 4 432 Хозяйствующих Субъекта.

В большинстве случаев с использованием инвентаризации количество подконтрольного товара в партии, подвергшейся инвентаризации, уменьшается: из 1 004 329 операций в 987 429 (98,3%). Наиболее часто в этих 987 429 операциях инвентаризации использовалась операция «Удаление» и связано это с тем, что многие предприятия розничной торговли и общественного питания таким образом корректируют остаток партии, части которой реализуется физическим лицам – покупателям (конечным потребителям).

Довольно много случаев использования этих операций наблюдаем также у производителей подконтрольных товаров и логистических предприятий, которые таким образом «списывают» остатки партий (зачастую накопленные благодаря своевременно не исправленным неточностям учета в течение длительного времени (до 3 лет)).

Кто-то делает это в актуальные сроки для учета усушки, утруски, очистки, разделки, хищений, потери единичными упаковками товара внешнего вида и потребительских свойств, когда формируют из них партии отходов обращения.

Из 75 677 заявок на инвентаризацию в 64 027 (84,6%) содержались только запросы на уменьшение остатка партий.

Из упомянутых выше 7 168 площадок на 5 239 (73,1%) площадках использовались только операции с уменьшением объема инвентаризируемых партий, и на 5 641 (78,7%) общий итог всех попавших в выборку инвентаризаций оказался менее нуля, т.е. подконтрольных товаров стало в результате инвентаризаций на площадке меньше.

Таким образом, общая картина очень неплохая, однако остался не решенным ряд проблем.

У 635 хозяйствующих субъектов общий итог всех попавших в выборку инвентаризаций оказался положительным. Из них:
  • у 393 объем «нашедшейся» продукции превысил 10 кг,
  • у 210 превысил 100 кг,
  • у 86 превысил 1 тонну,
  • у 29 превысил 10 тонн,
  • у 4 превысил 100 тонн и
  • у 2 превысил 1 тысячу тонн.

В ряде случаев причины превышения понятны и представляются обоснованными, не противоречащими здравому смыслу и действующему законодательству (перевод пищевого зерна к фуражное, ввезенные товары неподконтрольные при ввозе, но подконтрольные при внутреннем обращении и т.п.).
Но, если говорить о тех Хозяйствующих Субъектах, у которых непонятно откуда берется очень большое количество продукции, то это остается проблемой.

В таблице 4 перечислены Хозяйствующие Субъекты, у которых итог всех инвентаризаций, попавших в выборку, дает «появление» непонятно откуда подконтрольных товаров, масса которых исчисляется тоннами, десятками тонн, сотнями, а у некоторых и тысячами тонн. Отметим, что в выборку попали акты инвентаризации, оформленные только лишь за один день, причем не все, а только часть (это рандомная выборка на заданный объем выборки – 1 млн строк). Т.е. можно ожидать, что у этих Хозяйствующих Субъектов примерно такая же картина повторяется ежедневно. Т.е. ими вводится в обращение огромное количество непонятно откуда взявшейся продукции.

Причем, практически во всех случаях причину инвентаризации они формулируют таким образом, что о собственно причине ничего не говорится (а большая часть других хозяйствующих субъектов используют вполне внятные формулировки). Используют они, например, следующие формулировки:
   • «оформление результатов инвентаризации» – понятно, что любой акт инвентаризации (в бумажном ли он виде или в электронном оформляется) – это оформление результатов инвентаризации, а какова ее причина? (автор, например, ИП Шхалахов А.М., Адыгея),
   • «корректировка остатков» – аналогично – любая инвентаризация – это корректировка остатков в учетной системе, с целью приведения ее в соответствие с фактическим наличием продукции, а какова причина корректировки? (автор, например, ООО “РОЗНИЦА К-1”, Алтайский край). Отметим, что эта Розница вообще очень странная: обычно у розничных магазинов все инвентаризации в минус, а тут почему-то в плюс.
   • «создана не подконтрольная продукция» – (автор, например, ООО БЕЛГОРОДСКИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ, Белгородская область) – это, конечно, вообще находка. Особенно слово «создана»! Волшебным, очевидно, способом создана – из ничего. Трудно поверить, что после нескольких лет разъяснений до ООО БЕЛГОРОДСКИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ все еще не дошло, что выработка неподконтрольного товара с использованием подконтрольного сырья оформляется не инвентаризацией, а производственной транзакцией. Вероятно, такая формулировка призвана не оповестить мир о «создании» чего-то, а замаскировать легализацию нелегальной продукции, тем более, что в этой заявке на инвентаризацию уменьшения количества какого-либо подконтрольного товара не указано. А ведь оно должно иметь место в случае ВЫРАБОТКИ неподконтрольного товара с использованием подконтрольного сырья.
  • «Приемка продукции, поступившей по бумажному ветеринарному сертификату или без ВСД» (автор АО “МОЛОЧНАЯ КОМПАНИЯ “ЗЕЛЕНАЯ ДОЛИНА”, Белгородская область). Поскольку это молочная компания, то и понятно, что именно она с такой формулировкой легализует. Догадались что? Ну конечно, – сырое молоко. «Левое», очевидно, поступившее БЕЗ ВСД, причем легализует тоннами (за, напоминаем, одни сутки).
Эти примеры хитроумных формулировок можно было бы продолжить, но у всех компаний их авторов более-менее внятных формулировок причин проведения инвентаризации вообще почти нет. А в такую массовую дислексию нам верится с трудом.

Кроме этого, в Таблицу 5 мы поместили перечень Хозяйствующих субъектов, которые оформляют инвентаризацию «только в плюс», т.е. у них никакого сырья или продукции не убывает, но при этом сырье или продукция в результате инвентаризации прибывает. Обратите внимание, что попадание в эту таблицу – это не предупреждение о нарушении, и сейчас вам ничем не грозит. Ею мы просто акцентируем ваше внимание на этом вопросе. В дальнейшем мы просто проверим более внимательно и уже выборочно действия этих Хозяйствующих Субъектов за гораздо больший промежуток времени и тогда уже поймем с чем имеем дело на самом деле – с флюктуацией вероятности или злонамеренными действиями. Возможно предполагать и то и другое, поскольку объем анализировавшийся выборки очень невелик – всего один день. Так что может кто туда, в таблицу, ничего не нарушая, случайно попал, а может и попался, поскольку часто нарушает правила.

Неудовлетворительной остается и ситуация с указанием причин инвентаризации. Некоторые Хозяйствующие Субъекты вообще не указываю причины инвентаризации.

Некоторые подменяют указание причины невнятными значками – от одной до нескольких звездочек (*) или дефисов (-), некоторые проставляют вместо причины цифровую последовательность (например «2568»).

Некоторые вместо причины указывают какое-нибудь слово (вероятно понятное им, но не понятное никому более), например: «ошибка», «расхождение», «наимен», «просро», «коррекция», «заморозка», «переезд», «часы», «выдала» и т.п.

Некоторые пытаются что-то внятное сформулировать, но безуспешно. Например:
  • «оформление результатов инвентаризации»
  • «окончен срок реализации»,
  • «Внесено для забоя»,
  • «Деформация банки»,
  • «Сопасование фактически имеющейся продукции с учетными данными (выявление отклонений)»,
  • «ООО “Кайман”; Расфасовано ООО “Мерилен”, г. Хабаровск, ул. Жуковского, 33. Дата фасовки 17.05.2022 г.»,
  • «отправитель ООО Торговый дом “Содружество”».

И таких примеров очень много. Хозяйствующие Субъекты, использующие наиболее неприемлемые формулировки причин инвентаризации (их 1 186), перечислены в Таблице 6. Они предупреждаются о недопустимости подобного.

Обратите внимание на словосочетание «наиболее неприемлемые» из предыдущего абзаца. Оно говорит о том, что на самом деле плохих формулировок намного больше, так что мы взяли в эту таблицу не просто плохие, а возмутительно плохие формулировки.

Если кому-то понадобятся подробности ваших инвентаризаций из сделанной нами выборки, то их можно посмотреть в Таблице 7. Только учтите, что с мобильника, планшета или старенького компьютера вы этот файл, скорее всего, не откроете – ресурсов системы не хватит – нужен компьютер с хорошим процессором и оперативной памятью хотя бы 16 Гб.

Кроме того, предупреждаем всех хозяйствующих субъектов о том, что мы готовим переход от строчного указания причины инвентаризации (поскольку большинство из вас так и не освоило ее использование) к системе выбора причины инвентаризации из специального справочника Меркурия. Причем, после перехода, указав любую из этих причин, в инвентаризации можно будет использовать лишь те операции, которые этой причине соответствуют, а не любые, как сейчас.

Для подготовки к этому переходу в Таблице 8 мы публикуем проект перечня позиций данного справочника.

Возможно мы что-то забыли в него включить.

Возможно кто-то из вас может предложить более внятную/четкую, более понятную, более лаконичную (лаконичность тут тоже важна, поскольку вам потом это придется пикапить из выпадающего списка и длинные фразы в таких случаях не желательны) формулировку тех пунктов, которые мы уже внесли в проект справочника.

Если есть опасения, что чего-то в справочнике-не хватит, но вы не можете внятно сформулировать пункт для включения в справочник – не беда – присылайте свои мысли, опасения. Попробуем сформулировать вместе.

Если мы что-то забыли, и вы нам своевременно не напомнили – тоже не беда: этот справочник будет пополняемым – что-то понадобится – внесем позже.

С наилучшими пожеланиями,

Таблица 1. Оформление эВСД на сомнительно большие веса партий подконтрольных товаров

Таблица 2. Подборка курьезных номеров

Таблица 3. Перечень транзакций, в которых использовались курьезные номера

Таблица 4. Хозяйствующие Субъекты, у которых итог всех инвентаризаций, попавших в выборку, дает «появление» подконтрольных товаров, масса которых исчисляется тоннами

Таблица 5. Перечень Хозяйствующих субъектов, которые оформляют инвентаризацию «только в плюс»

Таблица 6. Хозяйствующие Субъекты, использующие наиболее неприемлемые формулировки причин инвентаризации

Таблица 7. Выборка инвентаризаций с нарушениями

Таблица 8. Справочник перечня причин инвентаризации