О проверке или предстоящей проверке

О проверке или предстоящей проверке

До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 – 2024 годах см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Больше проверок:  Erpp что это такое и вызовы нового времени и поиск новых решений

8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ)

11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:Для территориальных органов ФСС РФ не установлена обязанность письменно уведомлять организацию о проведении выездной проверки, а также до начала проверки представлять в организацию перечень запрашиваемых документов и перечень мероприятий контроля.При этом доступ проверяющих на территорию организации возможен только при предъявлении такими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТпрофессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

1 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отсутствие уведомления потребителя о предстоящей проверке прибора учета

Отсутствие уведомления потребителя о предстоящей проверке прибора учета.

Как указывалось выше, потребитель должен быть уведомлен о предстоящей проверке расчетного прибора учета надлежащим образом за пять рабочих дней до даты предполагаемой проверки. Отсутствие такого уведомления суды расценивают как нарушение порядка, предусмотренного Основными положениями, и отказывают во взыскании суммы безучетного потребления энергии.

В качестве примера, рассмотрим дело N А43-45829/2017, где суд установил отсутствие факта уведомления о проверке.

Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2019 года по данному делу указано, что для проверки прибора учета потребителя требовался допуск сетевой компании; акт о неучтенном потреблении составлен с нарушением предусмотренного Основными положениями порядка, поскольку о предстоящей проверке потребитель не уведомлялся.

Составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя (уполномоченного представителя) лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

К аналогичным выводам Арбитражный суд Волго-Вятского округа приходит и при рассмотрении дела N А43-53406/2018.

Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2019 года по данному делу указано, что из системного толкования пунктов 172 – 177, 192 и 193 Основных положений следует, что на сетевую организацию, инициирующую проведение контрольного мероприятия, возложена обязанность уведомить об этом все заинтересованные стороны, в том числе потребителя, и обеспечить возможность их участия в проверке. В случае, если потребителем является юридическое лицо, то в акте в обязательном порядке должны содержаться сведения о его уполномоченном представителе, а сама проверка проводится в месте установки прибора учета в присутствии представителя юридического лица.

Проведение проверочного мероприятия в нарушение установленных законодательством правил об обязательном извещении потребителя является актом недобросовестного поведения и ставит под сомнение результаты проверки в целом.

Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что в нарушение Основных положений сетевая компания не уведомила Предприятие о дате и времени контрольного мероприятия, осуществила проверку и составила акты в отсутствие уполномоченного представителя потребителя электроэнергии и без участия двух незаинтересованных лиц. Акты о проверке приборов учета не отвечают требованиям Основных положений.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным совершение сетевой организацией при проверке неправомерных действий, ущемляющих интересы Предприятия и являющихся злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), и отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.11.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1530-ФАС52-03/18.

Больше проверок:  Проверка документов на месте ИП | Обеспечьте подлинность и соответствие законодательству

Однако в судебной практике имеется и иной подход к толкованию обязанности сетевой компании во всех случаях уведомлять потребителя о предстоящей проверке.

Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05 июля 2018 г. по делу N А67-5926/2016 указано, что заблаговременное уведомление сетевой организацией потребителя о планируемой проверке имеет своей целью обеспечение сотрудникам сетевой организации доступа к энергопринимающим устройствам потребителя и расчетным приборам учета, что необходимо для проведения полноценной и эффективной проверки (пункт 177 Основных положений). По обстоятельствам дела такой доступ имелся, то есть эффективность проверки была обеспечена без заблаговременного извещения, кроме того, акты о неучтенном потреблении электрической энергии подписаны со стороны ответчика его представителем.

При ином понимании Основных положений, как требующих заблаговременного извещения потребителя о предстоящей проверке во всех случаях, подобное правоприменение приводило бы к предоставлению недобросовестным потребителям времени для устранения несанкционированного подключения к сети и (или) сокрытия от контролирующей отбор энергии сетевой организации факта безучетного потребления.

Вывод о том, что в случае если доступ к прибору учета предоставил работник потребителя, отдельного уведомления не требуется, также содержится в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2018 по делу N А31-13633/2016.

В частности, в постановлении указано, что из пунктов 170 и 177 Основных положений следует, что обязательное уведомление потребителя о проверке приборов учета, о проведении контрольного снятия показаний приборов учета предусмотрено только в случае, если сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

В рассматриваемом судом случае доступ к энергопринимающим устройствам и прибору учета осуществил администратор сауны (представитель потребителя).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России разъясняет, что при рассмотрении заявлений на действия сетевых компаний, в части нарушения порядка проведения проверки приборов учета (направления/ненаправления уведомления о предстоящей проверке) и выявления безучетного потребления, антимонопольному органу необходимо установить при каких обстоятельствах был выявлен факт безучетного потребления:

– в случае составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) акта о неучтенном потреблении в присутствии потребителя (его представителя), то есть, в случае соблюдения прав потребителя участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов, отсутствие предварительного уведомления в соответствии с пунктом 177 Основных положений не может свидетельствовать о недобросовестном поведении сетевой организации. При этом полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Составление акта в присутствии работника потребителя либо лица, который осуществил доступ к приборам учета, либо совершал аналогичные действия в прошлом, и при этом потребитель ранее не оспаривал полномочия этого лица, свидетельствует об отсутствии ущемления интересов потребителя и злоупотреблении доминирующим положением;

– в случае составления акта проверки расчетных приборов учета (с выявлением факта безучетного потребления) и (или) составлении акта о неучтенном потреблении в отсутствие потребителя, необходимо установить факт наличия/отсутствия доказательств надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении в соответствии с пунктом 193 Основных положений, а случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам – уведомления потребителя о проверке приборов учета в соответствии с пунктом 177 Основных положений. Нахождение прибора учета в свободном доступе (на опоре, на стене здания, в торговом зале или ином помещении, в которое имеет доступ неограниченный круг лиц) свидетельствует об отсутствии необходимости допуска и как следствие уведомления потребителя о проверке приборов учета в соответствии с пунктом 177 Основных положений.

После установления вышеуказанных обстоятельств, антимонопольному органу необходимо также проверить соответствие акта проверки расчетных приборов учета, акта о неучтенном потреблении, акта безучетного потребления на соответствие требованиям пунктов 176, 192, 193, 195 Основных положений, требованиям Приложения N 3 к Основным положениям.

При выявлении несоответствия указанным пунктам Основных положений, рассмотреть действия сетевой организации на предмет соответствия части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка выявления безучетного потребления.

Кроме того, с учетом положений абзаца 5 пункта 172, последнего абзаца пункта 192, пункта 195 Основных положений, нарушение порядка выявления безучетного потребления может быть выявлено и в действиях гарантирующего поставщика, что в свою очередь может содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как подготовиться магазину продуктов

В России продлили мораторий на плановые проверки Роспотребнадзора до конца 2022. При этом расслабляться предпринимателям, в частности, владельцам продуктовых магазинов, не стоит, поскольку инспекцию могут провести без предупреждения. Рассказываем, как подготовиться к визиту Роспотребнадзора и чем грозит неудачная проверка магазину продуктов.

Когда Роспотребнадзор может прийти в продуктовый магазин с проверкой?

С плановыми проверками инспекция Роспотребнадзора приходит по заранее согласованному графику. Периодичность проведения – раз в три года. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ “Об особенностях проведения в 2022 году плановых проверок”, с плановыми проверками в продуктовые магазины инспекции ведомства не будут приходить до конца года. Исключение – продуктовые, получавшие штрафы за последние три года, или деятельность которых была приостановлена за нарушение санитарных норм и прав потребителей. Узнать о предстоящей проверке можно заранее на сайте Роспотребнадзора: нужно ввести ОГРН или ИНН организации в “Плане проверок Роспотребнадзора на 2022 год”. Кроме того, за три дня до начала проверки Роспотребнадзор должен предупредить о ее проведении руководителя компании.

Больше проверок:  Личный кабинет участников информационного обмена

Для проведения внеплановой проверки у Роспотребнадзора должны быть причины: жалоба покупателя, требование проверить магазин от прокуратуры или истекший срок предписания после прошлой проверки (если инспекция нашла нарушения, а предприниматель не отчитался об исправлении). О проведении внеплановой проверки Роспотребнадзор обязан предупредить предпринимателя не менее, чем за сутки до визита. Кроме того, ведомство обязано согласовать такую проверку с прокуратурой. В случае, если ситуация экстренная и может угрожать здоровью людей или животных, получать разрешение от прокуратуры или оповещать проверяемого о приезде инспекции не требуется.

Кроме плановых и внеплановых проверок с июля 2021 года Роспотребнадзор проводит профилактические визиты. Причина для такого визита не нужна, так как он проверкой не считается. Инспектор напоминает владельцу магазина о санитарных правилах, которые предъявляются к реализации пищевой продукции. Во время такого визита сотрудники Роспотребнадзора не выдают предписания, однако обнаруженные ими нарушения могут стать поводом для внеплановой проверки. Предупредить руководителя магазина о профилактическом визите Роспотребнадзор обязан за 5 дней. Впрочем, предприниматель может отказаться от беседы с инспектором, об этом в ведомство нужно сообщить за три дня до визита.

Что проверяет инспекция Роспотребнадзора в продуктовых магазинах?

Роспотребнадзор проверяет соблюдение санитарных норм и прав потребителей. Ведомство проводит два вида проверок: к одним компаниям сотрудники ведомства приезжают самостоятельно и проводят проверку внутри магазина, у других компаний – запрашивают документы для проверки. При этом любая из этих проверок может быть как плановой, так и внеплановой. Ознакомиться с нормами можно в Постановлении главного санитарного врача РФ “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов, реализующих пищевую продукцию”.

С июля 2021 года также появились новые контрольные мероприятия:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • инспекционный визит;
  • выборочный контроль;
  • рейдовый осмотр.

Контрольная закупка предполагает, что инспектор покупает товар в магазине под видом обычного покупателя, после этого сообщает владельцу магазина о проверке и оформляет возврат купленного им товара, если это возможно.

При мониторинговой закупке инспектор вместо возврата товара направляет его на экспертизу. Во время инспекционного визита сотрудник Роспотребнадзора проводит осмотр магазина и проверяет документы, которые должны быть в продуктовом. При выборочном контроле инспектор посещает магазин и забирает образцы продуктов на экспертизу.

Рейдовый осмотр – это проверка всех торговых точек на рынке или в торговом центре. Порядок проведения мероприятий регулируется нормами 248-ФЗ “О государственном контроле и муниципальном контроле”.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора магазинам продуктов?

Подготовиться к документарной проверке проще всего: необходимо проверить все бумаги, которые может запросить инспекция. В первую очередь проверяют ИНН, Устав, санитарные книжки сотрудников магазина, акты предыдущих проверок, а также материалы дел об административных нарушениях.

Сложнее дело обстоит с выездной проверкой, если в магазине есть нарушения, устранить их за сутки до приезда Роспотребнадзора сложно. Впрочем, все выездные проверки продуктовых проходят строго по проверочному листу, который размещен на сайте Роспотребнадзора. Инспекция обращает особенное внимание на соблюдение санитарных норм и прав потребителей в магазине, а также на сертификаты на продукцию и маркировку товаров.

О прочих контрольных предприятиях Роспотребнадзор заранее не предупреждает, следовательно, подготовиться к ним невозможно. Хотя, вероятность нарушить закон и получить штраф значительно ниже, если стараться вести бизнес без нарушений и тщательно изучать законы.

Чем может закончиться для продуктового магазина проверка Роспотребнадзора?

В случае, если инспекция нашла нарушения в работе продуктового магазина, Роспотребнадзор выписывает предписание с нарушениями, которые необходимо устранить, и привлекает его владельца к ответственности. При этом, если нарушение незначительное и не понесло за собой серьезных последствий, предпринимателю выписывают предупреждение.

За обман потребителя ИП могут выписать штраф от 10 до 30 тыс. рублей, а организации – от 20 до 50 тыс. рублей. Санитарно-эпидемиологические нарушения для ИП могут обернуться штрафом от 500 до 1000 рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 дней, а для организаций – штрафом от 10 до 20 тыс. рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 дней. Оказание некачественных услуг карается штрафом от 10 до 20 тыс. рублей для ИП или штрафом от 20 до 30 тыс. рублей для организаций.

Генеральный директор компании «Дримкас». Разрабатывает кассовые решения больше 5 лет. Участвует в процессе на всех этапах: от создания прототипа до продажи устройства.