– внеплановые проверки, которые проводились в случае жалобы или иного основания.
Теперь появился новый вид КНМ — профилактические посещения. Они не являются обязательными, и компания может отказаться от их проведения. Однако при наличии законного основания, контролирующие органы будут принуждены провести профилактическое посещение.
Профилактические посещения могут проводиться в течение всего действия моратория на проверки. Они предоставляют возможность компании узнать обо всех нюансах и требованиях законодательства, а также получить рекомендации по улучшению работы.
Выводы
Хотя мораторий на проверки бизнеса продлен на 2024 год, это не значит, что компании могут расслабиться и не соблюдать законодательство. Контролирующие органы все еще имеют инструменты для выявления нарушений, поэтому важно быть готовым к профилактическим визитам и другим видам контрольно-надзорных мероприятий.
Профилактические визиты могут помочь компании избежать штрафов и проблем с законом, поэтому рекомендуется относится к ним серьезно и предоставить все необходимые документы и информацию ведомству. И помните, что соблюдение закона – это лучший способ обезопасить свой бизнес и избежать неприятностей.
Новые виды контрольных (надзорных) мероприятий по ФЗ-248
C 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся контрольных (надзорных) мероприятий. Теперь помимо обычных проверок, как плановых, так и внеплановых, были введены новые виды КНМ.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Всего в ФЗ-248 упоминается 9 видов контрольных (надзорных) мероприятий:
Контрольная закупка – включает в себя совершение сделки (покупки) инспектором для проверки соблюдения обязательных требований при продаже продукции, товаров, выполнении работ или оказании услуг потребителям.
Обсчет и/или обвес потребителей при реализации товара
Продажа фальсифицированной продукции
Продажа товаров с просроченным сроком годности
Недостаточная или недостоверная информация о товаре/продукции
Мониторинговая закупка – включает в себя действия по созданию ситуации для осуществления сделки с продукцией, результатами работ или оказанными услугами для последующего направления на испытание, экспертизу или исследование.
Проведение контрольных мероприятий
Контролируемое лицо не уведомляется заранее о дате, времени и месте проведения мониторинговой закупки. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут служить различные факторы, такие как поступление сведений о нарушениях, поручения Правительства или Президента, требования прокурора, истечение срока исполнения предписаний контрольного органа.
Таким образом, новые изменения в законодательстве предусматривают более широкий спектр мероприятий для контроля и надзора за исполнением обязательных требований. Предприятиям следует быть готовыми к проведению различных видов контрольных мероприятий для обеспечения соблюдения законодательства и защиты интересов потребителей.
Выборочный контроль
Выборочный контроль – это процесс отбора проб продукции для проверки соответствия ее обязательным требованиям к безопасности и качеству. Обычно проводится экспертами и специалистами по решению контрольного органа.
Действия при выборочном контроле
- Получение письменных объяснений
- Истребование документов
- Отбор проб
- Инструментальное обследование
Организации, у которых проводится контроль, должны обеспечить доступ инспекторов ко всем помещениям и объектам.
Инспекционный визит
Инспекционный визит проводится для взаимодействия с контролируемым лицом или владельцем производственного объекта без предварительного уведомления. В ходе визита могут проводиться следующие действия:
- Осмотр производственного объекта
- Получение письменных объяснений
- Инструментальное обследование
- Истребование документов
Рейдовый осмотр
Рейдовый осмотр проводится для оценки соблюдения обязательных требований по использованию объектов контроля на определенной территории. Например, в торговых центрах, продуктовых рынках или других общественных местах. Действия при рейдовом осмотре могут включать:
- Оценка условий на территории
- Процесс проверки соответствия требованиям
- Получение письменных объяснений
- Истребование документов
- Отбор проб
- Инструментальное обследование
Документарная проверка
Документарная проверка проводится по сведениям, содержащимся в документах контролируемых лиц. Это включает информацию об их организационно-правовой форме, правах и обязанностях, а также документы, используемые в их деятельности.
Выездная проверка
Выездная проверка проводится совместно с контролируемым лицом для оценки соблюдения им обязательных требований и выполнения решений органа надзора.
Внеплановые проверки и взаимодействие с контролирующими органами
КНМ, которые проводятся БЕЗ взаимодействия с контролируемым лицом, имеет свои характеристики. Наблюдение за соблюдением обязательных требований – анализ данных об объектах контроля, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований. Эти данные могут быть получены из государственных и муниципальных информационных систем.
Виды надзорных мероприятий
Полноценная проверка: в случае выявления нарушений или риска причинения вреда потребителям.
Выездное обследование: мероприятие по надзору, проводимое для визуальной оценки соблюдения обязательных требований.
Возможные меры при нарушениях
- Оформление акта и выдача предписания об устранении нарушений.
- Проведение мероприятий по предотвращению вреда.
- Изъятие продукции или обращение в суд для принудительного отзыва продукции.
- Возможное приостановление деятельности.
Мораторий на внеплановые проверки
В 2024 году внеплановая проверка может быть назначена любой компании. Однако введен мораторий, ограничивающий возможности контролирующих органов. Теперь ведомствам требуется согласование внеплановых проверок с прокуратурой.
Информацию о возможных нарушениях органы могут получить из различных источников. Инспекция обязана уведомить компанию о надзорном мероприятии не позднее чем за 24 часа до начала проверки.
Проведение внеплановых проверок
- Инспекция может начать внеплановую проверку при получении информации о нарушении.
- Некоторые проверки могут проводиться без согласования с прокуратурой, в зависимости от обстоятельств.
- Мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом могут проводиться без предупреждения.
Понимание процедур внеплановых проверок и взаимодействия с контролирующими органами поможет предприятию быть готовым к надзорным мероприятиям.
При внеплановой проверке чиновники изучают документы компании, включая финансовые, кадровые, экологические и другие виды отчётов. Чтобы правильно заполнить электронную отчётность и вовремя передать её контролирующим органам, используйте решения от «Астрал». С помощью модуля 1С-Отчётность бухгалтер сможет отправлять документы прямо из «1С», а онлайн-сервис Астрал Отчёт 5.0 позволит хранить отчёты в облаке и получать доступ к ним с любого устройства.
Какие плановые проверки бизнеса пройдут в 2024 году
Плановые проверки проводят согласно заранее составленному графику. Каждое ведомство утверждает такой план проверок сразу на год. Не позднее чем за три рабочих дня до начала КНМ контролирующие органы предупреждают предпринимателей о том, что деятельность их компании будет тщательно изучена. Также узнать о предстоящих проверках можно на сайтах ведомств.
До 2030 года под плановые КНМ могут попасть только некоторые предприятия:
В отношении других компаний плановые проверки проводиться не будут. Но вместо плановых контрольных мероприятий чиновники могут устраивать профилактические визиты.
Как узнать, включена ли компания в график проверок в 2024 году
Узнать о том, придёт ли к вам инспектор, можно на сайтах контролирующих ведомств, в Личном кабинете на портале «Госуслуги», а также на Цифровой платформе МСП.РФ.
Единый реестр проверок и КНМ
Генеральная прокуратура РФ курирует сайт, на котором доступны данные из двух информационных систем: Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и Единого реестра проверок. Чтобы получить сведения о проверке, пользователю нужно ввести в строку поиска номер КНМ или дату начала проведения мероприятия. Также доступен поиск по наименованию, ИНН и ОГРН компании.
Нажав на номер мероприятия, пользователь сможет получить полную информацию о КНМ: вид, причину проведения, даты начала и окончания проверки.
Госуслуги
Цифровая платформа МСП.РФ
О профилактическом визите пользователя предупредят не позднее чем за пять рабочих дней до мероприятия, о внеплановой проверке — не позднее чем за 24 часа, о плановом КНМ — как только организацию внесут в график проверок.
Роскомнадзор
О плановых проверках Роскомнадзора можно узнать на сайте ведомства. В 2024 году ведомство не будет проводить КНМ этого вида.
Роспотребнадзор
Чтобы узнать о плановых проверках Роспотребнадзора, потребуется ввести наименование, ИНН или ОГРН своей компании в специальном разделе на сайте ведомства.
Росприроднадзор
Вопрос-ответ
В 2024 году запрещены плановые проверки предприятий. Исключение: объекты, которые относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска, производственные объекты II класса опасности и гидротехнические сооружения II класса. Внеплановые проверки компаний проводятся с ограничениями.
Мораторий на выездные налоговые проверки в 2024 году действует только для аккредитованных IT-компаний. Такие мероприятия не будут проводить до 3 марта 2025 года.
Проверки малого бизнеса проходят по тем же правилам, что и надзорные мероприятия для крупных компаний. Отдельного постановления правительства о моратории на проверки малого бизнеса или ИП в 2024 году не было. Однако у субъектов МСП вероятность оказаться в центре внимания инспекторов ниже, чем у крупных организаций.
Порядок организации и проведения профилактических визитов
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Профилактические мероприятия направлены на:
– стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
– устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
– создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит, который проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Также в ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Обязательные профилактические визиты проводятся на основании ежегодно разрабатываемых контрольными (надзорными) органами планов проведения обязательных профилактических визитов, в которые подлежат включению:
– контролируемые лица, приступающие к осуществлению деятельности не позднее. чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
– объекты контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также объекты контроля, которые являются производителями или реализаторами продукции, отнесенной к категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
В утвержденный план проведения обязательных профилактических визитов Управления Роспотребнадзора по Ростовской области на 2023 год (размещен на официальном сайте: http://61.rospotrebnadzor.ru) всего включено 2848 контролируемых лиц.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Профилактический визит проводится только с согласия контролируемого лица либо по его инициативе.Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Контролируемое лицо вправе отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала мероприятия.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление Правительства РФ № 336) контролируемое лицо, включенное в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год (далее – план КНМ на 2023 год),может обратиться в контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия с просьбой о проведении профилактического визита, который должен быть проведен не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
В таком случае контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год с согласованием даты его проведения с контролируемым лицом.
В случае если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Также, пунктом 11 (4) постановления Правительства РФ № 336 предусмотрено, что в планы КНМ на 2023 год не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
В таком случаепрофилактический визит проводится, в том числе, в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.
Срок проведения профилактического визита в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, составляет один рабочий день, который может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней.Кроме того, срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о проведении обязательных профилактических визитов и их результатах вносятся в Федеральную государственную информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (https://proverki.gov.ru/portal).
Деятельность по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе выполнение в полном объеме плана проведения обязательных профилактических визитов на 2023 год, находится на постоянном контроле Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Что делать бизнесу, если инспекторы нарушили мораторий
Если вы считаете, что ведомство нарушило порядок проведения КНМ или вынесло несправедливое решение, вы можете подать жалобу через специальный сервис на портале «Госуслуги». Для этого потребуется авторизоваться в Личном кабинете и перейти в раздел «Жалоба на решение контрольных органов».
Для обжалования действий инспектора нужно указать учётный номер проверки, приложить доказательства и заверить обращение с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
Проверки пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подведомственные МЧС России. Причем должностные лица этих органов – пожарные инспекторы – могут осуществлять надзор как за организациями, так и за гражданами (п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290; далее – Положение о пожарном надзоре). Надзор осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), который предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. При этом в рамках государственного пожарного надзора осуществляются не все перечисленные в Законе мероприятия, а лишь часть из них – так, в качестве плановых контрольных (надзорных) мероприятий могут выступать только инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездная проверка, а внеплановых – указанные мероприятия и дополнительно документарная проверка и выборочный контроль (п. 30, п. 31 Положения о пожарном надзоре).
Конкретный вид планового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) выбирается с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного пожарного надзора, необходимых для оценки противопожарного состояния конкретного объекта надзора в рамках имеющихся сведений о правообладателях, а также установленных Законом № 248-ФЗ сроков проведения соответствующих мероприятий (п. 30.1 Положения о пожарном надзоре).
При этом частота проведения плановых КНМ зависит от того, к какой категории риска относится объект контроля. Так, в отношении объектов из категории чрезвычайно высокого риска предусмотрено проведение инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки раз в год, высокого риска – раз в 2 года, значительного риска – раз в 3 года; среднего риска – раз в 5 лет, а умеренного риска – раз в 6 лет. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые КНМ не проводятся (п. 41 Положения о пожарном надзоре).
Закон № 248-ФЗ предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. Например, рейдовый осмотр, так же, как и внеплановый инспекционный визит, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением некоторых случаев. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней, при этом срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период его проведения ограничен одним рабочим днем (ст. 71 Закона № 248-ФЗ). Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта, и срок его проведения в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) тоже не должен превышать одного рабочего дня (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
Что касается плановой выездной проверки, то, по общему правилу, контролируемое лицо уведомляют о ней путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за сутки до ее начала. Максимальный общий срок проведения выездной проверки – 10 рабочих дней, а конкретные сроки взаимодействия с проверяемым зависят от того, к какой категории бизнеса он относится: в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, хотя, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок и наступило событие, указанное в этой программе, то срок проверки для микропредприятия может быть увеличен до 40 часов (ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Основаниями для проведения КНМ могут служить не только наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе его причинения (такие сведения могут поступать, в частности, в виде обращений или заявлений граждан и организаций, информации от госорганов и органов местного самоуправления, из СМИ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, но и поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора. Также КНМ могут инициировать, если наступили сроки проведения КНМ, включенных в план (это основание не применяется при внеплановых КНМ) либо наступили события, указанные в программе проверок, если законом о виде контроля установлено проведение КНМ на основании программы проверок. Еще одним основанием для КНМ может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Что касается КНМ без взаимодействия, то они проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц государственного пожарного надзора.
К тому же при наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля о возможности проведения внеплановых выездной проверки и инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), их проведение ограничивается только оценкой устранения нарушений. Это касается таких процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), которые осуществляются в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений (ч. 3 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
В целом государственный пожарный надзор направлен на проверку соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют или пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также на оценку их соответствия таким требованиям. А если контролируемое лицо осуществляет деятельность, связанную с видами продукции, установленными Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" ТР ТС 006/2011, Техническим регламентом ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то также проверяется соблюдение требований этих регламентов (п. 2 Положения о пожарном надзоре). Формы проверочных листов – списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утверждены Приказом МЧС России от 9 февраля 2022 г. № 78. В нем имеются как общие списки вопросов, актуальные для объектов всех классов функциональной пожарной опасности, так и для конкретных – например, для объектов проживания людей, для образовательных организаций, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, для объектов организаций торговли, медорганизаций и т. д.
Предполагается, что для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом об их использовании обязательно должно быть уведомлено контролируемое лицо, за исключением случаев проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. Фиксация нарушений при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени ее начала и окончания. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (п. 39 Положения о пожарном надзоре).
Следует учитывать, что в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы не вправе требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления (подп. "м" п. 27 Положения о пожарном надзоре).
О проведении КНМ контролируемые лица уведомляются в общие сроки, предусмотренные Законом № 248-ФЗ. Копия распоряжения (решения) о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заблаговременно направляется по тем адресам электронной почты контролируемых лиц, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Также, по общему правилу, без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта проводится инспекционный визит.
По результатам КНМ составляется акт – его оформление, в отличие от общего порядка, предусмотренного ст. 87 Закона № 248-ФЗ (когда акт оформляется по месту проведения мероприятия), производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего мероприятие (абз. 7 п. 42 Положения о пожарном надзоре). В последнем, в частности, подробно прописываются нарушения, которые были выявлены в ходе мероприятия с указанием конкретного обязательного требования, нарушенного контролируемым лицом, НПА и его структурной единицы, которым установлено такое требование. При этом, если проверяемый не согласен с результатами, то он может обжаловать решение органа государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке и сроки, предусмотренные ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ и Положением о пожарном надзоре. Кроме того, предусмотрено право подачи контролируемым лицом возражения на предостережение инспектора – в течение 10 рабочих дней с момента его получения (п. 58 Положения о пожарном надзоре).
Также отметим, что помимо собственно КНМ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение профилактических мероприятий в виде информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактических визитов и обобщения правоприменительной практики (п. 45 Положения о пожарном надзоре).
Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору в рамках своей компетенции могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора посещать (осматривать) объекты надзора, совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия. Причем объем таких действий отличается в зависимости от вида мероприятия. Так, например, в рамках документарной проверки разрешено только получение письменных объяснений и истребование документов, в рамках инспекционного визита дополнительно к этому – осмотр (кроме жилых помещений), инструментальное обследование и опрос. При выборочном контроле не предусмотрен опрос, но дополнительно разрешено проводить отбор проб, испытание и экспертизу. При выездном обследовании нельзя получать письменные объяснения, проводить истребование документов и опрос, остальные действия разрешены, правда с оговоркой для инструментального обследования – его можно осуществлять только с применением видеозаписи. Весь перечень действий – получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, опрос, отбор проб, испытание и экспертиза – предусмотрен для выездной проверки и рейдового осмотра (п. 32-33, 34, 36 Положения о пожарном надзоре, ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
Кроме того, в рамках надзора инспектор может запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ, а также требовать представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. При необходимости он может выдать организации и гражданину предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Допускается также привлечение к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов. Примечательно, что если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, то он может обращаться за содействием к органам полиции (п. 12 Положения о пожарном надзоре).
Несмотря на то что с введением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории России значительно снизилось количество проверяемых объектов и проводимых плановых проверок, контроль в области соблюдения мер пожарной безопасности остается в числе приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности. По данным МЧС России, в настоящее время в РФ зарегистрирован 1 937 531 объект защиты, из них 9 054 – объекты категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 – высокого риска, 451 875 – значительного риска, 267 417 – среднего риска, 725 635 – умеренного риска и 367 309 – низкого риска.
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Какие санкции грозят за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в разделе.
Последняя актуализация: 26 июня 2023 г.