Основания для проведения контрольных мероприятий в области пожарной безопасности
Дата актуализации статьи: 25.09.2023
Для проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности, инспекторам федерального государственного пожарного надзора необходимы соответствующие основания. С течением времени законодательство в области надзорных мероприятий претерпело изменения, касающиеся оснований для их проведения. Давайте подробно рассмотрим существующие основания для проведения контрольных мероприятий.
Основания для проведения контрольных мероприятий
Основания для проведения контрольных мероприятий установлены Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле и надзоре в Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля.
Общие требования к контрольным мероприятиям
Федеральным законом № 248 устанавливается перечень оснований для проведения контрольных мероприятий. Давайте рассмотрим каждое из них:
Наличие сведений о причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям либо соответствие параметров объекта контроля утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований.
- Сведения о причинах вреда могут поступать от граждан, органов власти и средств массовой информации.
- Также сведения могут быть получены в ходе контрольных мероприятий.
Нарушения в области пожарной безопасности, выявленные в ходе проверок.
Нарушения, указанные в актах государственной пожарной инспекции.
Получение сведений о причинах вреда
Получение сведений о причинах вреда осуществляется из различных источников, включая обращения граждан, информацию от органов власти и средств массовой информации. В случае получения таких сведений, контрольный орган проводит необходимые проверки и мероприятия в соответствии с действующим законодательством.
Заключение
Основания для проведения контрольных мероприятий в области пожарной безопасности строго регулируются законодательством. Инспекторы пожарного надзора должны действовать в соответствии с установленными правилами и процедурами, чтобы обеспечить безопасность и минимизировать риски возгорания.
Нормативные требования и индикаторы риска в области противопожарной защиты
К сожалению, не существует утвержденного перечня норм (нарушений), которые могут рассматриваться как сведения о причинении вреда или непосредственная угроза причинения вреда, в каждом случае отнесение поступившей информации к рассматриваемым сведениям осуществляется на основании внутренних убеждений сотрудников контрольных органов, исходя из конкретной ситуации и характера нарушений. Однако очевидно, что нарушения, касающиеся неисправных систем противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, ненадлежащего состояния путей эвакуации, использование источников открытого огня и т. п., с большей долей вероятности будут рассматриваться как сведения (У)ПВ.
Перечень индикаторов риска
Перечень индикаторов риска установлен приказом МЧС России от 7 июня 2021 года № 364 Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и содержит следующие индикаторы:
Индикатор риска |
---|
Неисправность систем ЖСМД |
Отсутствие планов эвакуации |
Использование источников огня |
… |
Оценка соответствия и инструкции
Оценка соответствия расчета осуществляется в соответствии с п. 43, 44 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 О федеральном государственном пожарном надзоре (далее — Положение), а также приказа МЧС России от 29 июля 2015 года № 405 Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска.
Ложное срабатывание
В соответствии с п. 3.21 СП 484.1311500.2020 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования ложное срабатывание (о пожаре) — это извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара. Примеры: в больнице идут строительные работы, в результате запыленности происходит срабатывание извещателя на пожар; произошла авария в системе отопления, от пара сработала пожарная сигнализация; в результате проведения технического обслуживания произошло срабатывание пожарной сигнализации. Исходя из сухой формулировки, это все ложное срабатывание, соответственно, 3 (три) таких за 30 дней — основание для организации КНМ.
Практика и определения
Практика применения данного индикатора пока не наработана, как и кто будет получать такую информацию непонятно. Аварийный режим работы электроустановки — работа неисправной электроустановки, при которой могут возникнуть опасные ситуации, приводящие к электротравмированию людей, взаимодействующих с электроустановкой. На момент написания статьи нормативное определение ненадлежащей работы отсутствует.
Актуальные вопросы проведения контрольных (надзорных) мероприятий в России
Для эффективного осуществления контроля и надзора в различных сферах деятельности предусмотрены различные правовые акты и нормы, регулирующие проведение контрольных (надзорных) мероприятий. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты, касающиеся порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий в России.
Подтверждение достоверности сведений
Согласно закону, при подтверждении достоверности сведений или наличия информации о срабатывании индикатора риска, должностное лицо контрольного (надзорного) органа отправляет уполномоченному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Затем организуется внеплановое контрольно-надзорное мероприятие после согласования или извещения органов прокуратуры в соответствии с законом.
Наступление сроков проведения мероприятий
Для плановых контрольных (надзорных) мероприятий существует четкое регулирование. Утверждение плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется до 15 декабря года, предшествующего году реализации плана. Включение объектов надзора в план осуществляется на определенных основаниях.
Периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий зависит от категории риска и может быть различной. Например, для категории чрезвычайно высокого риска осмотр проводится ежегодно, а для категории умеренного риска — раз в 6 лет.
Поручения Президента и Правительства РФ
Отдельно стоит отметить, что проведение контрольных (надзорных) мероприятий может быть поручено Президентом или Правительством Российской Федерации в отношении конкретных лиц.
Все эти аспекты необходимо учитывать при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках действующего законодательства.
С уважением,
Ваш SEO копирайтер
Профилактические мероприятия вместо КНМ: тренд современности
В последнее время наблюдается тенденция замены контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) на профилактические действия. Однако поручения по-прежнему оформляются документами соответствующего названия и публикуются публично. Обычно это происходит весенне-летним периодом, после крупных пожаров или перед большими праздниками.
Требования к поручению
Требования к поручениям установлены статьей 62 Федерального закона № 248. Исключением являются решения Совета Безопасности РФ, которые имеют статус поручения Президента РФ. Эти решения обязательны для исполнения контрольными органами.
Требование прокурора
Прокурор может требовать проведение контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов и прав человека. Организация внеплановой проверки возможна в соответствии со статьей 63 ФЗ № 248. Однако требования к органам пожарного надзора выдаются редко.
Истечение срока исполнения решения
Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона, поручения об устранении нарушений должны быть выполнены в установленный срок. Решения контрольного (надзорного) органа могут содержать предписания по устранению нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проверок.
Заключение
Таким образом, профилактические мероприятия становятся все более актуальными, заменяя КНМ в ряде ситуаций. Однако требования к исполнению поручений и решений остаются неизменными, и их выполнение является обязательным для контрольных органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ФЗ № 248 контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, к мероприятию без взаимодействия относится выездное обследование, которое может проводиться без уведомления контролируемого лица, по результатам такого мероприятия не выдаются предписания и не применяются меры административного воздействия, но в ходе выездных обследований могут быть получены сведения (У)ПВ, которые позволят организовать КНМ с взаимодействием.
Выбор вида КНМ при наличии оснований осуществляется должностными лицами контрольных органов исходя из особенностей конкретного объекта и объема требующихся процедур.
Ст. 3 ФЗ № 248 позволяет Правительству РФ осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). В 2022 году было издано постановление № 336, которое установило особенности организации и осуществления государственного контроля в РФ на ближайшие годы.
Так, в 2023 году внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.
Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки в 2023 году проводятся:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
ВАЖНО! В соответствии с п. 11(3), 11(4) постановления № 336 до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Вместе с тем не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
Таким образом, основания для проведения КНМ с вступлением в силу ФЗ № 248 значительно расширились и зависят от конкретной ситуации. КНМ без взаимодействия и вовсе могут проводиться без предварительных уведомлений в соответствии с внутренними задачами контрольных органов, с единственным ограничением — невозможностью выдавать предписания по их результатам, тем не менее с возможностью организовать последующее КНМ с взаимодействием.
В заключение выделим простым языком основные моменты, отраженные в статье. Основания для организации КНМ:
Проверки являются неотъемлемой частью деятельности любой организации или предпринимателя. Поэтому важно относиться к проверкам ответственно, соблюдать правила и требования, установленные законодательством, — это только повысит доверие со стороны государственных органов и потенциальных клиентов.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее – Постановление N 336) предусматривается возможность проведения в 2023 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) (в виде документарной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.
В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) поручается организовать в 2023 году проведение КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.
1. Документарные проверки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
- при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.
В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.
1.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций.
Указанным письмо предусматривалось, что при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа (руководителю (заместителю руководителя) территориального налогового органа) мотивированное представление о проведении КНМ. Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением N 336, с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.
Типовая форма решения о проведении документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Одновременно направляется образец заполненного решения о проведении документарной проверки для сведения и использования в работе (прилагается к настоящему письму).
1.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
Кроме того, мотивированные представления о проведении КНМ вместе с проектами решений о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.
1.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки.
ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений решения о проведении документарной проверки.
В целях подготовки решений о проведении документарной проверки необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения о проведении документарной проверки.
При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения документарной проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения документарной проверки и другие сведения) будут отражены в решении о проведении документарной проверки и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Одновременно направляется для сведения и использования в работе перечень типовых замечаний к мотивированным представлениям о проведении КНМ (прилагается к настоящему письму), которые ранее направлялись рядом Управлений на рассмотрение в Управление оперативного контроля в рамках отдельных поручений ФНС России.
1.4 Проведение документарной проверки.
Следует отметить, что согласно абзацу семь подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.
Обращается внимание, что в случае, если по результатам согласительных процедур от органа прокуратуры получен отказ в согласовании проведения внеплановых документарных проверок, Управления незамедлительно направляют в адрес Управления оперативного контроля следующую информацию:
– копии заявлений о согласовании внепланового контрольного (надзорного) мероприятия по форме, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 (при наличии);
– копии решений органов прокуратуры об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
– сведения по форме, согласно приложения N 1 к настоящему письму.
Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящему письму.
Обращается внимание, что сведения о проведении документарной проверки размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 (далее – Правила), на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений), акт документарной проверки и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Типовая форма акта документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Учитывая, что решение о проведении документарной проверки принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки.
Решение о проведении документарной проверки и акт документарной проверки с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.
Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.
По результатам проведения документарной проверки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Обращается внимание, что согласно абзацу 10 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023 является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (контрольной закупки, документарной и выездной проверки) при условии согласования проведения такого мероприятия с органом прокуратуры.
Сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушенные обязательные требования и нормативные акты и их структурные единицы, предусматривающие обязательные требования, а также срок исполнения предписания контрольного (надзорного) органа размещаются в ЕРКНМ в срок, установленный Правилами.
Согласно абзацу 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на "недобросовестных" налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается провести КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:
– не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
– ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований
– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля N 272).
В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.
Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 21 Правил на решение о проведении контрольной закупки, акт контрольной закупки и предписание об устранении выявленных нарушений наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, необходимо направлять в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно по последним четвергам каждого месяца по форме, согласно приложению N 2 к настоящему письму.
Обращается внимание, что настоящее письмо не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственныйсоветник Российской Федерации 3 класса А.В. Бударин
Приложение N 1к письму ФНС Россииот ____________ N _________
1 2 3 4 5 6 7 8
Приложение N 2к письму ФНС Россииот ___________ N ___________
N п/п Наименование региона Наименование налогоплательщика ИНН налогоплательщика Соответствие критериям для контроля, указанным в письме ФНС России Информация о проведении выездного обследования в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ Информация о проведении документарных проверок на основании решений руководителя (заместителя руководителя) ФНС России По результатам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
Наличие ККТ (да/нет) ККТ имеется, но не применяется (да/нет) ККТ применяется с нарушением порядка и условий регистрации и применения (да/нет) Ранее привлечен к административной ответственности (дата вступления в силу постановления) Проведен профилактический визит (да/нет) Направлено предостережение (дата и номер предостережения из ЕРКНМ) Предостережение не исполнено (да/нет) В ходе наблюдения установлена сумма расчетов без применения ККТ свыше 1 млн. руб. (указать сумму неприменения ККТ в тыс. руб.) Дата проведения выездного обследования В ходе выездного обследования установлено нарушение обязательных требований (да/нет) Проведена контрольная закупка (номер контрольного мероприятия из ЕРКНМ) Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (да/нет) Часть статьи 14.5 КоАП РФ, которой предусмотрена санкция за установленное нарушение Административное наказание (указывается предупреждение или сумма предъявленного штрафа в тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. Позиция прокуратуры по факту проведения контрольной закупки (при наличии) Согласована с прокуратурой (да/нет) Краткое описание причины отказа в согласовании проверки с прокуратурой (если в графе 17 указано "нет") Номер документарной проверки из ЕРКНМ Дата проведения документарной проверки Нарушение установлено (да/нет) Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (да/нет) Часть статьи 14.5 КоАП РФ, которой предусмотрена санкция за установленное нарушение Административное наказание (указывается: предупреждение, приостановление деятельности, дисквалификация или сумма предъявленного штрафа в тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. ККТ зарегистрирована (если в графе 5 было указано "нет") (указывается РН ККТ/нет) ККТ перерегистрирована (если в графе 7 было указано "да") (указывается РН ККТ/нет) ККТ применяется (если в графе 6 было указано "да")(указывается РН ККТ/нет) Сформированы чеки (БСО) коррекции (указывается сумма, тыс. руб./нет) Предписание об устранении выявленных нарушений исполнено в срок (если в графах 16 и 26 указано "да") (да/нет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Перечень типовых замечанийк мотивированным представлениям о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
Из мотивированных представлений не представляется возможным определить кем осуществлялись расчеты;
Отсутствует сумма расчета, при осуществлении которого контрольно-кассовая техника не применялась;
При установлении случаев неприменения контрольно-кассовой техники при безналичных расчетах, анализ в части сравнения сумм, прошедших через контрольно-кассовую технику, с суммой поступившей на расчетные счета по договорам эквайринга, не проводился или не отражен результат такого анализа в проекте мотивированного представления;
В ряде случаев не представляется возможным определить каким образом территориальный налоговый орган получил сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такие сведения получены недопустимым образом (например, через ящики для сбора чеков, установленные в зданиях территориальных налоговых органов);
Некоторые мотивированные представления не содержат конкретики, описывающей существо нарушения, а также содержат немотивированные выводы (например, не по всем расчетам применяется контрольно-кассовая техника);
В мотивированных представлениях не указано решение, которое предлагается принять по результатам его рассмотрения;
Не указан адрес места осуществления хозяйственной деятельности контролируемого лица;
Указан некорректно адрес проведения документарной проверки, которая проводится по адресу места нахождения территориального органа;
Не указан индекс;
В перечень запрашиваемых сведений включались сведения, которые имеются в распоряжении территориального налогового органа.
Одновременно обращается внимание, что доводы о наличии фактов неприменения контрольно-кассовой техники не должны основываться на основании сведений о применении в составе контрольно-кассовой техники фискального накопителя, сведения о котором отсутствуют в налоговых органах.
В 2023 г. в рамках контроля за применением ККТ могут проводиться:
– внеплановые документарные проверки (по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС);
– контрольные закупки (проводятся незамедлительно в случае выявления в ходе выездного обследования нарушений обязательных требований).
Разъяснены особенности проведения контрольных мероприятий.
Региональным управлениям ФНС поручено организовать в 2023 г. госконтроль за применением ККТ, в т. ч. за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.
Стоим на защите вашей бухгалтерии и дарим
на ВСЕ продукты, кроме спецтарифов
Рано или поздно к любому бизнесу с проверкой может прийти Роспотребнадзор. В статье расскажем, что будут проверять, как подготовиться, какие предусмотрены штрафы за нарушения и как их обжаловать.
Что нужно знать о Роспотребнадзоре
Официальное название ведомства — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Ведомство контролирует всё, что связано с санитарно-эпидемиологическими правилами, правами потребителей, качеством пищевых продуктов и изделий, с ними контактирующими.
Ведомство не выходит за грани своей деятельности, поэтому не проверяет, как, например, организации ведут учёт, платят ли налоги, соблюдают ли Трудовой кодекс и так далее.
Например, инспекторы контролируют:
Соблюдение СанПиНов по ходу предпринимательской деятельности Есть ли у работников необходимые разрешения, аттестации и медкнижки
В каких условиях хранятся продукты и как ведётся учёт их движения Соответствуют ли договоры с потребителями требованиям законов
Правильно ли указаны цены на товары Есть ли уголок потребителя в заведении
Свои функции Роспотребнадзор выполняет во время проверок, которые можно поделить на плановые и внеплановые.