Правила поведения
При проверке необходимо соблюдать следующие правила:
- Требуйте предъявления документов: проверяющие обязаны предъявить официальные документы, подтверждающие их личность и полномочия.
- Узнайте причину проверки: имеете право задать вопросы о целях и основаниях проверки.
- Не платите за проверку: проверка должна проводиться бесплатно, вам не нужно оплачивать услуги проверяющего органа.
- Не подписывайте ничего без консультации: прежде чем что-либо подписывать, проконсультируйтесь с юристом или специалистом по данной области.
- Обжалуйте результаты в случае выявления несостоятельных нарушений: если вы считаете, что результаты проверки некорректные, у вас есть право обжаловать их.
Права при проверке
Право | Условие | Закон |
---|---|---|
Приглашение представителя | Обязательное участие представителя проверяемой компании или ИП при проведении проверки | Статья 24.5 КоАП РФ |
Требование предъявления документов | Проверяющие обязаны предъявить документы, подтверждающие их личность и полномочия | Статья 26 ФЗ О контрольно-надзорной деятельности в РФ |
Уведомление о проверке | Предупреждение о проведении проверки должно быть направлено за 24 часа до начала проверки | Постановление Правительства РФ от 08.05.2012 N 483 |
Соответствие законам во время проверки поможет избежать конфликтов и обеспечит соблюдение ваших прав как предпринимателя. Необходимо быть готовым к проверке и знать, как правильно вести себя в такой ситуации.
Как это работает. Никаких денег проверяющим платить не нужно. Если кто-то требует деньги за успешную проверку, это мошенники. Сообщить об этом нужно в службу безопасности или в полицию, потому что вымогательство можно наказывать.
Записывать или делать заметки
Как это работает. Лучше иметь в записях все, что происходит во время проверки. Если инспектор сделал что-то неправильно, эту информацию потом можно использовать в суде или при жалобе.
Закрывать офис перед проверкой
Как это работает. Никто не имеет права домогаться, чтобы вы дали ключи от офиса для проверки вне очереди. Это позволит вам соблюсти рабочий порядок. Единственный человек, у которого есть право проводить проверку вне очереди, — это судебный пристав.
Уточнить, имеет ли компания право на выбор категории
Как это работает. Некоторые предприятия имеют право выбора категории проверки. Например, нотариальные и адвокатские конторы могут выбрать проверку по охране труда, при соблюдении этих норм необходимо выполнить плановую проверку.
Не подписывать согласие на проверку, если инспектор не предъявил решение
Как это работает. Если инспектор не показал документы о проверке, не подписывайте согласие на добровольную проверку. Вы имеете право на то, чтобы были выполнены все условия закона.
Как соблюдать законы при проверке бизнеса
Как это работает. Все государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета. Бизнес не должен оплачивать работу инспекторов, экспертов, проведение экспертиз. В законе прямо написано, что проверяющим запрещено выдавать предпринимателям предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за их счет. Такое предложение — повод для жалобы начальнику проверяющего. Если при проверке явно вымогают взятку, обращайтесь в полицию.
И уж тем более проверяющие не должны взимать штрафы на месте.
Не показывать документы, которые не относятся к проверке
Как это работает. Проверяющий не может потребовать у бизнеса предоставить документы и информацию, которые не являются объектом проверки и вообще к ней не относятся. Изымать оригиналы таких документов тем более нельзя. Например, если идет проверка по факту невыплаты заработной платы, нельзя требовать у работодателя документы о проведении специальной оценки условий труда. Это не относится к причине проверки.
Что именно должен проверить инспектор и какие документы нужно ему представить, указывают в решении о проверке. Потом он может запросить дополнительные, но только в рамках предмета проверки. По запросу дополнительные документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.
Документы инспектору нужно передавать по описи, подписывать акт, это подтвердит, что обязанность по предоставлению документов выполнена. Это также поможет вам найти потерявшиеся документы. Акт подтвердит, что их потеряли не вы.
Не представлять документы, которые можно запросить в другом ведомстве
Как это работает. Чтобы бизнесу нужно было готовить меньше копий документов и реже изымать оригиналы из архивов, чиновникам запретили требовать документы, которые у них и так уже есть. Если сведения или документы есть в распоряжении одного из госорганов, другие не могут требовать их от проверяемого лица во время проверки.
Такие сведения и документы проверяющие могут запросить в том органе, что за них отвечает. Полный список документов, которые нельзя требовать при проверке, и ведомств, куда нужно отправлять запросы, установлен правительством.
Не предоставлять информацию до начала проверки
Как это работает. Проверяющий может требовать сведения или документы только после того, как начнется проверка. То есть пока вы не увидели решение о проверке с перечнем документов, которые нужно представить, вы ничего проверяющему не должны.
Иногда бывает, что сначала предпринимателям или компаниям звонят по телефону и просят прислать копии документов. Дождитесь решения о проверке и убедитесь, что она согласована с прокуратурой. Без этого требования проверяющих незаконны.
Не заверять копии документов нотариально
Как это работает. Документы проверяющим представляют в виде заверенных копий. Можно просто поставить внизу документа печать, дату, написать Верно и расписаться, указав должность. А можно отправить документ по электронной почте, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как это работает. Если проверка продолжается дольше, чем предусмотрено законом или нормативными актами, можно попросить прекратить её. В таком случае нужно вежливо обратить внимание инспектора на это и процитировать правовые нормы, которые регламентируют сроки проверки.
Если же инспектор не выполняет вашу просьбу, можно написать жалобу в вышестоящий орган. Важно сохранить спокойствие и профессионализм при общении с инспектором, чтобы избежать конфликтов.
Решать вопросы в дружеском порядке после проверки
Как это работает. После завершения проверки, если вы считаете, что инспектор совершил ошибку или допустил недопустимое нарушение, можно попробовать решить вопрос в дружеской атмосфере. Например, позвонить по контактному телефону инспектора и обсудить вопрос, выразить свои сомнения и попросить о пояснениях.
Если инспектор не желает принимать ваш звонок, можно написать официальное письмо с жалобой или с запросом на дополнительные консультации. Важно придерживаться делового и уважительного тону в таком обращении, чтобы обе стороны могли найти взаимопонимание.
Заключение
Соблюдение правил при проведении проверок и корректное взаимодействие с инспекторами поможет снизить риски для бизнеса и избежать нежелательных санкций. Опираясь на собственные знания и опыт или обращаясь за помощью к юристам и специалистам, предприниматели могут успешно пройти проверки и защитить свои интересы.
Как это работает. Все контрольные мероприятия ограничены по времени. Внеплановая выездная проверка не исключение. Максимальный ее срок для средних и крупных компаний — 10 рабочих дней. Для малого предприятия — 50 часов, для микропредприятия — 15 часов. Причем учитывается только то время, когда инспектор непосредственно находился на проверяемом объекте.
Если сроки проверки нарушены, нужно, , указать на это проверяющим: по закону они не вправе проводить мероприятие дольше установленного срока. , можно отправить заявление начальнику ведомства, проводящего проверку.
Затягивание сроков проверки — грубое нарушение. Это значит, что результаты такой проверки нельзя использовать как доказательство. Например, предпринимателя нельзя будет оштрафовать за то, что он не соблюдает нормы закона.
Требовать прекратить проверку, если разные ведомства проверяют одно и то же
Как это работает. Разные ведомства не должны проверять одно и . Это касается и федеральных, и региональных, и муниципальных надзорных органов. Например, охотничьим надзором занимается и Росприроднадзор, и областной комитет охотничьего хозяйства и рыболовства. Но они не могут прийти и проверить одно и друг за другом. Каждый орган проверяет свое.
Иногда для разных ведомств приходится при проверках готовить одни и документы. Например, для трудовой инспекции и ПФР. Это не нарушение: хотя запрашивают одинаковые документы, например договоры с работниками, предмет проверки у органов разный. Один следит за соблюдением трудовых прав, другой — за верностью начисления и уплаты взносов на травматизм.
Получить и прочитать акт проверки
Как это работает. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах — по типовой форме. Один из актов с копиями всех приложений вручается руководителю или другому представителю организации, ИП или его представителю под подпись. Можно попросить выслать акт на электронную почту.
Можно написать в акте, что вы с ним не согласны или отказываетесь с ним знакомиться, или вообще ничего не подписывать. Если вы будете отказываться получать акт лично или расписываться в получении, вам отправят акт заказным письмом.
Если вы принципиально не пойдете на почту, все равно будет считаться, что вас ознакомили с итогами проверки. Это подтвердит уведомление о вручении с почтовыми штемпелями. Будет понятно, что акт отправили, но никто за ним не пришел.
Акт составляют по окончании проверки. Но если нужно дождаться заключений по результатам проведенных исследований, экспертиз, дают дополнительно три рабочих дня. Если через три дня акт не предоставили, можно смело обжаловать результаты проверки. Это грубое нарушение.
Сообщить о несогласии с результатами проверки
Как это работает. Вы можете не только прочитать акт проверки, но и написать в нем, что не согласны с ее результатами. В акте ставят отметку «С замечаниями» или «С возражениями» — можно придумать любую формулировку. Если по итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, его тоже можно оспорить.
После этого вы вправе представить письменные возражения в ведомство, которое проводило проверку. Напишите подробно, с чем вы не согласны: с актом, выданным предписанием, их отдельными положениями. Можно приложить подтверждающие документы или их заверенные копии.
Орган власти рассмотрит возражение и сообщит о решении: акт проверки и предписание могут изменить или отменить. Если все оставят в силе, можно написать жалобу в вышестоящий орган.
Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе
Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель территориального органа или глава контролирующего ведомства.
У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.
Обязательная досудебная жалоба подается только электронно — через портал госуслуг или аналогичные региональные порталы. То есть проверяемые организация или ИП должны быть там зарегистрированы. Если подать жалобу на бумаге, ее рассматривать не будут.
Организации для подачи жалобы нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, гражданину, в том числе ИП, достаточно простой ЭП.
Сроки подачи жалобы зависят от того, что именно обжалуется:
У контрольного ведомства есть 20 рабочих дней на то, чтобы рассмотреть поданную жалобу. В исключительных случаях, например если нужно дополнительное исследование, срок рассмотрения жалобы могут продлить еще максимум на 20 рабочих дней.
По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.
Обжаловать результаты проверки в суде
Как это работает. Если досудебное обжалование не принесло желаемых результатов, можно обжаловать предписание и действия проверяющих в суде в течение трех месяцев со дня окончания проверки.
Если проверка связана ведением бизнеса, жалобу нужно подавать в арбитражный суд. Например, если с проверкой в организацию или ИП пришел Роспотребнадзор. А если проверяли соблюдение требований трудового законодательства, жалобу нужно подавать в районный суд. Сомневаетесь, что выбрать, — посоветуйтесь с юристом.
Потребовать возмещения вреда
Как это работает. Если проверка была незаконной, а бизнес все это время не работала и теряла клиентов, государство должно это компенсировать. Если повезет, возместят и реальный ущерб, и упущенную выгоду — то есть доход, на который бизнес рассчитывал, но действий проверяющих не смог получить. Можно возместить расходы на адвоката, если он привлекался в период проверки.
Главное условие для компенсации — действия проверяющих должны быть признаны неправомерными. То есть нужно сначала обжаловать их действия и результаты проверки, а потом уже подавать в суд требование о возмещении вреда.
В Оренбурге Роспотребнадзор провел внеплановую выездную проверку кафе и в арбитражном суде первой инстанции приостановил деятельность ИП на 14 суток по ст. 6.4 КоАП РФ. Потом это решение отменили. В результате ИП удалось через суд получить возмещение убытков — 37 200 ₽, потраченные на госпошлину и оплату услуг представителя. Нарушений в ходе самой проверки суд не нашел, поэтому расходы на сопровождение представителем проверки вернуть не вышло.
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Плановых проверок будет мало. Но предписания снова выдают при любых нарушениях, и для этого достаточно профилактического визита, от которого нельзя отказаться
Мораторий будет действовать еще 6 лет
Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:
Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.
Предписания снова выдают при любых нарушениях
Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных (подп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023-м внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой. И только в том случае, когда предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (подп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
От профилактического визита «по поручению» нельзя отказаться
По общему правилу профилактический визит проводится при наличии «джентльменских договоренностей» между проверяемым и надзорным органом (ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ). То есть, несмотря на то что профилактический визит называют «обязательным», организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет (ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ).
Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства (подп. «ж» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.
Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов. На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня. Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.
Определили правила рассмотрения заявлений об изменении категории риска
До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа (подп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, глава 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 г.
У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046).
Скорректировали работу единого реестра видов контроля
Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр.
Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.
Проблемы во время моратория
Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»:
Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Но, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.
Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают по действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования. Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория. В результате происходит следующее: госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.
Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку. В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта. А сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).
Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки. Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении. Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ. Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.
Ещё с лета 2018 года каждая плановая проверка ГИТ проводится с использованием проверочных листов. Если в плане проверок на следующий год есть ваша компания, стоит сразу начать подготовку, чтобы всё было в порядке. Внеплановых проверок проводится больше, чем плановых, но для них нужны определённые основания.
Проверки ГИТ
В этом основное отличие плановых и внеплановых проверок. Вернее сказать, для плановой проверки тоже есть основание, но оно всегда одно – сам план, его требуется согласовать с прокуратурой и заранее опубликовать на местном сайте ГИТ.
При плановой проверке задаются только вопросы из проверочных листов. Сначала издаётся распоряжение о её проведении, где должно быть указано, кто будет направлен в компанию. По прибытии проверяющий предъявит удостоверение, которое можно будет сравнить с указанным. Есть в распоряжении и номера проверочных листов, так что все детали известны заранее.
Можно подробно узнать:
Если вам требуется узнать не только о проверках ГИТ, но также и о тех, которыми занимаются МВД и Роспотребнадзор, то стоит посмотреть в сводный план проверок – он доступен на сайте Генеральной прокуратуры.
Необходимо знать о важном нюансе: ГИТ использует риск-ориентированный подход, в соответствии с которым все работодатели разделены на 5 категорий риска. От того, в какую категорию попала компания, будет зависеть частота проверок. Так, при присвоении самой высокой категории риска они проводятся каждые два года, если же организации отнесена к категории самого низкого риска – вообще не проводятся (относится только к плановым).
Соответственно, стоящая перед бизнесом задача – добиться отнесения к категории с как можно более низким риском. Коэффициент добросовестного поведения работодателя зависит от целого ряда факторов, среди них отраслевая принадлежность, несчастные случаи на производстве, нарушения при выплате заработной платы и прочие. По итогам проверки принадлежность компании к группе риска может быть скорректирована при выявлении нарушений.
Основания для проведения внеплановых проверок ГИТ
Всё же внеплановые проверки случаются чаще. Чтобы их провести, нужно иметь одно из оснований, перечисленных в статье 360 ТК.
Проводиться проверки могут из-за информации, поступившей от работников, чьи права нарушила организация, либо от других инспекционных органов, таких как налоговая служба. Если вопросы вызвали нулевые значения по спецоценке, то ФНС не может воспользоваться своей информацией самостоятельно, но зато может передать её в ГИТ. Если организация допустила нарушения при передаче сведений о трудовой деятельности, жалоба в ГИТ может поступить из Пенсионного фонда – и по ней также будет проведена проверка.
Естественно, что для работодателя важно знать не только о том, что будет проведена внеплановая проверка, но и о её основании.
Уведомление о внеплановой проверке должно быть сделано заранее, по меньшей мере за 24 часа. Информация о них может публиковаться и на местных сайтах ГИТ, так что их стоит проверять в первые дни каждого месяца.
Без уведомления внеплановая проверка может проводиться при наличии особых оснований.
Первое из них – информация о вреде жизни или здоровью граждан в результате деятельности работодателя (в соответствии с частью 17 статьи 10 ФЗ №294 от 26.12.2008).
Второе – заявления сотрудников о нарушении трудовых прав либо информация о том, что работодатель допускает серьёзные нарушения трудового законодательства (ч. 9 ст. 360 ТК).
Распространённые нарушения, за которые наказывает трудовая инспекция
Стоит подробнее рассмотреть те нарушения, за которые ГИТ наказывает работодателей чаше всего.
Несоблюдение перечня документов, необходимых для приёма на работу
Посмотреть этот перечень можно в ст. 65 ТК. Работодатели нередко оформляют на работу граждан, которые ещё не предоставили всех необходимых для этого документов. В таком случае появляются риски:
Сотрудник может быть принят в организацию до того, как будет уволен с соблюдением всех процедур с предыдущего места.
Без всех необходимых документов человек принимается на место, на котором установлены определённые требования к квалификации. Даже если в заполненной им анкете всё устраивает, при заполнении личной карточки Т-2 может обнаружиться, что некоторых необходимых документов попросту нет, а оформление уже состоялось.
Стоит отметить, что в перечне запрашиваемых у соискателей документов не должно оказаться и лишних – не предусмотренных законодательством. Нельзя, например, запрашивать ИНН гражданина и свидетельство о рождении ребёнка.
Необходимо ознакомить сотрудника с локальными нормативными актами
В ч. 3 ст. 68 ТК предписано, что он должен до подписания трудового договора узнать обо всех нормативных актах, которые связаны с его трудовой деятельностью. Часто это требование просто игнорируется.
Если сотрудник принимается на дистанционную работу, то ознакомление может проводиться в электронном формате. Кроме того, этот формат разрешено принимать организациям, участвующих в пилотном проекте, предусматривающем внедрение электронного документооборота. Во всех прочих случаях работник обязательно должен быть ознакомлен с документами и расписаться для подтверждения этого. Есть несколько способов оформить подпись сотрудника – например, можно воспользоваться листами ознакомления, размещающимися под текстом локального нормативного акта. В начале листа ознакомления должна быть грамотно составленная преамбула, в которой указано: название акта; что сотрудник ознакомлен с ним прежде, чем подписал трудовой договор; его ФИО, дата подписания и сама подпись.
Вместо этого может быть предусмотрен отдельный лист ознакомления в соответствующем журнале, в таком случае росписи в нём с указанием деталей достаточно.
Есть и ещё один вариант: в некоторых организациях сотрудники оформляют заявление, где указываются все акты, с которыми они были ознакомлены.
В договоре не прописана трудовая функция
Указания должности, профессии и специальности в трудовом договоре недостаточно, нужно чтобы в нём был обозначен и вид поручаемой работы. За отсутствие такого обозначения наказывают очень часто.
Указать трудовую функцию можно при помощи краткого описания того, чем именно должен будет заниматься сотрудник – достаточно одного предложения после обозначения должности и профессии.
Есть и другой вариант: сослаться на действующую должностную инструкцию, которой должен будет руководствоваться работник, принимаемый на должность – в ней должны быть указаны детали.
Оплата труда в договоре прописана неверно
Если будет доказано, что организация это право отнимает, то последуют штрафы. Чтобы инспекция заинтересовалась ситуацией достаточно и отсутствия упоминания в договоре о таком выборе – даже если в итоге всё будет улажено, придётся потратить время на разбирательства.
Отсутствие в документах определённости по вопросам о тарифных ставках и размерах окладов
В соответствии со ст. 135 ТК все надбавки необходимо подробно отразить в локальных нормативных актах. В трудовом договоре детали не нужны, достаточно и того, что будут указаны названия всех видов выплат – главное, чтобы ни один не был упущен.
Использование одного шаблона для всех работников, без выделения особенных категорий
Такие нарушения встречаются довольно часто, в особенности это касается сотрудников с разъездным характером работы – как курьеры или водители. В документах это обязательно должно быть отражено.
ТК требует, чтобы содержание приказа не расходилось с условиями трудового договора. Например, нарушением будет включение упоминания структурного подразделения в приказ, если его нет в трудовом договоре.
Также важно, что с приказом о приёме на работу требуется ознакомить за три дня считая не с той даты, когда был подписан трудовой договор (как часто ошибочно считают), а со времени фактического начала работы.
Не рассмотрены нюансы индексации заработной платы
Допускается установление порядка индексации в разных нормативных актах – это может быть коллективный договор, соглашение и так далее. В любом случае, обязательно, чтобы этот вопрос был рассмотрен в одном из документов. Требуется указать, с какой периодичностью должна проводиться индексация, её размер, какая часть заработной платы будет индексироваться, а какая нет.
Нет чётко установленных сроков выплаты заработной платы
Дата выплаты должны быть установлена в трудовом договоре или другом документе – главное, чтобы она была указана точно, без всяких двусмысленностей. Дата должна отстоять не более чем на 15 дней от периода, за который начисляется выплата.
Перечисление заработной платы не в установленные дни
Мало точно установить даты выплаты, нужно ещё и соблюдать их. При безналичной оплате она должна осуществляться в точности в те дни, которые указаны в документах. В ст. 136 ТК оговаривается одно исключение – в случае, если на эту дату выпал выходной или праздничный день. Поскольку в эти дни переводы не выполняются, выплаты делать необходимо заранее в последний рабочий день перед обозначенной датой. Например, если она пришлась на воскресенье, перечислить средства требуется в пятницу.
Заключение
Остались вопросы? Закажите консультацию наших специалистов!
С 1 августа 2023 года Минтруд расширил перечень оснований, при наличии которых инспекторы ГИТ вправе провести внеплановую проверку работодателя. Рассказываем, какие признаки теперь сигнализируют о нарушении трудовых прав работников и в каких случаях компаниям грозит внеплановая проверка.
Новые основания для проведения проверок
Приказ Минтруда от 27.03.2023 № 215н, вступивший в силу с 1 августа 2023 года, дополнил действующий перечень индикаторов риска, которые свидетельствуют о нарушении работодателями трудовых прав работников. Выявление контролерами данных индикаторов послужит самостоятельным и достаточным основанием для проведения в отношении работодателя внеплановой проверки трудового законодательства. В качестве новых оснований для проведения внеплановых проверок работодателей теперь служат следующие риски нарушения трудовых прав сотрудников:
Еще одним индикатором риска нарушения трудовых прав является принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднестатистическая численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству.
Указанные выше риски и обстоятельства не исчерпывают круг оснований, по которым инспекторы ГИТ могут назначить и провести в отношении работодателя внеплановую проверку. Поводом к проведению проверки может послужить и ряд других обстоятельств.
Когда еще к работодателю придут с внеплановой проверкой
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки работодателей установлен в соответствии со статьями 57 и 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К числу таких оснований закон относит:
Внеплановые проверки работодателей по всем перечисленным основаниям не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры. Причем если проверка назначена на основании поступившей контролерам информации о допускаемых работодателем нарушениях, то о начале внеплановой проверки работодателя даже не уведомят. В этом случае инспекторы ГИТ начнут проверку незамедлительно в течение 24 часов после получения соответствующих сведений (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как будут проводить внеплановую проверку
Если инспекторы ГИТ обнаружат в деятельности работодателя один или несколько указанных выше индикаторов рисков, свидетельствующих о нарушении трудовых прав работников, они назначат и проведут в отношении данного работодателя внеплановую проверку. Внеплановые проверки работодателей, в том числе и выездные, проводят в порядке, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230. В рамках проверки инспекторы смогут осматривать помещения работодателя, опрашивать его работников, истребовать необходимые документы, а также проводить экспертизы.
Предельный срок проведения выездной внеплановой проверки не должен превышать 10 рабочих дней. Срок проведения выездной внеплановой проверки в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких регионов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или производственному объекту.
Для субъектов малого предпринимательства указанный предельный срок должен быть еще меньше. Проверка работодателя, отнесенного к субъектам малого предпринимательства, не может превышать 50 часов. Общий предельный срок внеплановой проверки микропредприятия составляет 15 часов. К микропредприятиям относят организации и ИП со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей, а также вновь зарегистрированные организации, ИП, а также ИП, применяющие исключительно патентную систему налогообложения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Если поводом для внеплановой выездной проверки послужило выявление того или иного индикатора риска нарушения трудовых прав работников, то такая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры. Причем о проведении выездной проверки работодателя должны уведомить не позднее, чем за 24 часа до ее начала. Уведомление осуществляется путем направления работодателю копии решения о проведении выездной проверки на указанный им при регистрации адрес электронной почты или через портал Госуслуг (ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).