Письмо Федерального казначейства от 25.04.2022 N 07-04-05

Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок стала самым крупным и востребованным ресурсом для заказчиков, поставщиков и контрольных органов. Её ключевой особенностью является то, что всю информацию о закупках публикуют в открытом доступе, благодаря чему повышается прозрачность всей системы госзакупок.

Как и ранее, официальный оператор ЕИС – Федеральное казначейство.

Введение цифрового документооборота

1 января 2022 года запущен цифровой документооборот исполнения и приёмки контрактов по 44-ФЗ.

Преимущества цифрового документооборота:

  • уход от сканирования актов выполненных работ
  • структурирование данных
  • формирование в ЕИС счетов-фактур
  • невозможность формирования акта-приёмки задним числом
  • осуществление полного контроля за подписью документа

Самый сложный этап госзакупок – исполнение контракта. Долгое время он не регулировался 44-ФЗ. Цель цифрового документооборота – повышение прозрачности отношений между заказчиком и поставщиком именно на этом этапе закупок.

Сегодня все счета-фактуры по контрактам формируются только в ЕИС. Федеральное Казначейство получило статус оператора ЭДО ФНС для проведения всех процессов электронной приёмки. Поэтому все документы, сформированные в ЕИС в сфере госзакупок, признаются для предприятий-заказчиков абсолютно легитимным документооборотом. Важно отметить, что дублировать акты и счета на бумаге не нужно, подобное дублирование уже не является юридически значимым документооборотом.

С начала 2022 года сумма цифровых актов-приёмки составила 1,5 трлн рублей.

Сервисы закупочной аналитики и автоматизированного формирования отчетности появились на платформе ЕИС

ЕИС – основа закупочной экосистемы страны. Она эволюционирует вместе с законодательством: у пользователей появляются дополнительные возможности и усовершенствуются электронные сервисы, адресованные заказчикам, поставщикам и контролирующим органам.

Ежегодно в сфере контрактных отношений, регулируемых государством (Законы 44-ФЗ, 223-ФЗ) осуществляется заключение электронных контрактов на сумму 30 трлн руб., 9 млн в количественном исчислении.

Количество операций и транзакций (связанных с действиями заказчиков и поставщиков) в ГИС ЕИС составляет —  200 млн. в сутки, 70 млрд. в год. Ежегодно в системе формируется и размещается более 70 млн. юридически значимых электронных документов от планирования закупок до актов выполненных работ, формируемых непосредственно заказчиками и поставщиками.

Система интегрирована более, чем с 200 иных ГИСов, в том числе сервисы Электронного Правительства, системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФНС России, Электронный бюджет, корпоративные бухгалтерские системы и пр.

Все действия заказчиков, поставщиков и различных органов контроля оцифрованы на единой платформе, оператором которой является Казначейство России — Государственной информационной системы «Единая информационная система в сфере закупок» (далее – ГИС ЕИС).

электронный структурированный вид. Такие документы заполняется в основном автоматически и за счет этого в систему включено множество авто-контролей, в т. ч. финансовых.

в формат структурированного электронного документа переведены документы об исполнении контрактов – акт приемки, акты выполненных работ, включая строительную сферу, где специфика проектно-сметного подхода потребовала фактически создания на базе ГИС ЕИС отдельной подсистемы для взаимодействия заказчика и подрядчика строительных контрактов.

В ГИС ЕИС в рамках специализированной подсистемы мониторинга и анализа рисков свою деятельность также ведут различные органы контроля и надзора, где автоматизированы механизмы выявление признаков и рисков нарушений.

Модуль Риск-мониторинг» ГИС ЕИС позволяет проводить исчерпывающий анализ действий заказчиков по признакам нарушений. Аналитика признаков нарушений позволяет строить антирейтинг заказчиков, который действует в качестве профилактики нарушений. Многие из них заказчик может устранить добровольно и самостоятельно путем взаимодействия. Так, в порядке профилактики были устранены нарушения в закупках с объемом 150 млрд рублей.

Особый интерес для большинства пользователей контрактной системы представляют новации ЕИС в рамках 223-ФЗ.

Через Единую информационную систему осуществляется контроль за тем, как корпорации осуществляют закупки у малого бизнеса по обязательной квоте. Обязательный доступ к закупкам корпораций введен с 2016 года. Заказчики были обязаны формировать в планах закупки специальный раздел, в котором доля закупок отдается субъектам МСП. Мониторить и оценивать реализацию данной квоты в своих годовых отчетах. Инструмент постоянно усложнялся, а с его «заземлением» на платформе ЕИС стал показывать все большую эффективность. С каждым годом объем заказов, которые отдают бизнесу, растет. В ближайшее время тот же цифровой функционал контроля за исполнением бизнес-квоты будет распространен и на уполномоченные органы закупок в регионах. Дело в том, что многие субъекты РФ осуществляют централизацию закупочной деятельности по 223-ФЗ.

У региональных уполномоченных органов закупок, таким образом, появляются технические возможности по оценке и мониторингу планов закупок и годовых отчетов по соблюдению квоты закупок у МСП, госкомпаниями и корпорациями, которые входят в экосистему региона.

Больше проверок:  Провайдер проверки квалификации лабораторий казниви

Как пояснил Евгений Демидов, заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства, региональные органы уже контролируют порядка 500 заказчиков корпоративного сектора по 223-ФЗ. При этом перечень стремительно расширяется. Растет и нагрузка на региональные органы. Федеральное казначейство, как оператор ЕИС, предоставляет регионам инструменты для автоматизации такого контроля. Можно провести проверку исполнения квот не только на базе местной системы, но и средствами автоматической проверки ЕИС. Появляется полезная функция пакетного подписания.

Федеральное казначейство в целях координации контрольной деятельности по вопросу реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 года N 665 “Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств” (далее – Постановление) сообщает следующее.

Положениями Постановления определено, что до 1 января 2023 года Федеральным казначейством, в том числе его территориальными органами, в рамках государственного (муниципального) финансового контроля не проводятся проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками. При этом такие проверки, начатые до вступления в силу Постановления, по решению органа государственного финансового контроля подлежат приостановлению со сроком возобновления не ранее 1 января 2023 года либо должны быть завершены не позднее 20 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления.

Установленные ограничения не распространяются на проверки, проводимые в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановление вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования – с 23 апреля 2022 года.

В целях реализации положений Постановления территориальным органам Федерального казначейства (далее – ТОФК) необходимо руководствоваться следующим:

1. Не назначать плановые и внеплановые контрольные мероприятия, относящиеся к сфере регулирования Постановления, после 22 апреля 2022 года.

2. С учетом положений пунктов 1, 3 и 4 Постановления необходимо провести инвентаризацию планов контрольных мероприятий на 2022 год (далее – Планы ТОФК) и внеплановых контрольных мероприятий, уточнить информацию о потребности в экспертизах при проведении контрольных мероприятий в 2022 году.

3. Приостановить или посредством составления и вручения представителю объекта контроля акта контрольного мероприятия завершить до 26 мая 2022 года (включительно) все контрольные мероприятия, относящиеся к сфере регулирования Постановления и начатые до 23 апреля 2022 года. В случае, если в ходе проведения таких контрольных мероприятий возникла обоснованная потребность в изучении дополнительной информации, документов и материалов, способных оказать влияние на выводы контрольных мероприятий и подлежащих отражению в акте, допускается завершить контрольные мероприятия до 26 мая 2022 года (включительно) составлением справки о завершении контрольных действий с последующим оформлением акта в срок не более 15 рабочих дней со дня окончания контрольных действий и его вручением представителю объекта контроля.

4. Если в рамках проверок, по которым принято решение о завершении, имеется необходимость проведения встречных проверок или обследований, то эти встречные проверки или обследования целесообразно назначить, но с учетом таких сроков их проведения, которые позволят завершить основное контрольное мероприятие в срок до 26 мая 2022 года (включительно).

5. Материалы завершенных контрольных мероприятий, относящихся к сфере регулирования Постановления, проведенных в соответствии с I разделами Планов ТОФК, а также по поручениям Федерального казначейства, подлежат направлению в Федеральное казначейство в течение 15 рабочих дней, следующих за днем принятия руководителем ТОФК решения по результатам рассмотрения (реализация результатов) акта контрольного мероприятия, возражений объекта контроля на акт контрольного мероприятия (при их наличии), а также иных материалов (если указаниями Федерального казначейства не установлены более ранние сроки).

6. По завершенным контрольным мероприятиям сроки исполнения представлений и предписаний устанавливать не ранее 1 января 2023 года.

При поступлении от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств обращений о продлении срока исполнения ранее выданных представлений и предписаний принимать в течение 10 рабочих дней со дня поступления таких обращений решение о продлении срока исполнения указанных процессуальных документов до даты не ранее 1 января 2023 года.

Больше проверок:  Проверить кадастровый номер земельного участка в реестре онлайн

7. В случае наличия приостановленных контрольных мероприятий, относящихся к сфере регулирования Постановления, и отсутствия возможности их завершения в срок до 26 мая 2022 года (включительно), в приказы о приостановлении требуется внести соответствующие изменения в части сроков приостановления контрольных мероприятий с указанием основания внесения изменений – постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 года N 665 “Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств”.

При этом в отношении инвентаризации Планов ТОФК и внеплановых контрольных мероприятий необходимо иметь в виду следующее:

– 1 разделы Планов ТОФК корректируются в соответствии с уточненными централизованными заданиями, доведенными настоящим письмом (Приложение N 1) и посредством модернизированной версии информационной системы “Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях” (далее – АСП-М).

В случае завершения контрольных мероприятий по централизованным заданиям в рамках исключенных пунктов Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на 2022 год, внесение соответствующих изменений в Планы ТОФК не требуется.

– по контрольным мероприятиям, включенным во 2 разделы Планов ТОФК по поручениям Федерального казначейства, плановая контрольная деятельность корректируется в соответствии с доведенной настоящим письмом информацией (Приложение N 2) и посредством АСП-М.

– по контрольным мероприятиям, относящимся к сфере регулирования Постановления и включенным во 2 разделы Планов ТОФК в результате проведенного ТОФК риск-анализа: исключаются контрольные мероприятия, не начатые по состоянию на 23 апреля текущего года, с дальнейшим рассмотрением необходимости их переноса на 2023 год.

– по внеплановым КМ, ранее согласованным Федеральным казначейством по представлению ТОФК, решение принимается руководителем ТОФК в соответствии с положениями Постановления без дополнительного согласования с Федеральным казначейством.

По результатам инвентаризации Планов ТОФК и внеплановых контрольных мероприятий ТОФК в срок до 30 апреля 2022 года необходимо подготовить изменения в Планы ТОФК по соответствующей форме, в том числе обеспечить актуализацию информации в АСП-М, а также подготовить и направить в Федеральное казначейство информацию о реализации положений Постановления (Приложение N 3) и предложения по корректировке утвержденной сводной информации о потребности органов Федерального казначейства в экспертизах при проведении контрольных мероприятий на 2022 год по прилагаемым формам (Приложение N 4).

Дополнительно в части контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и изменения информации в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) сообщается:

– перечень объектов контроля и закупок, актуализированный в рамках уточненного централизованного задания в соответствии с требованиями Постановления, доступен для просмотра и/или редактирования в актуальной версии проекта Плана ТОФК, отображаемой при входе в раздел “Планирование КМ” модуля “Риск мониторинг” ЕИС;

– в модуле “Риск мониторинг” ЕИС доступна выгрузка обновленных редакций предложений в Планы ТОФК в части контроля в сфере закупок для последующей автоматизированной загрузки в АСП-М.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С 23 апреля 2022 г. действует постановление Правительства РФ, согласно которому до конца 2022 г. в рамках государственного (муниципального) финансового контроля Федеральное казначейство не проводит проверки в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (включая заказчиков). Исключение – проверки по поручениям Президента, Правительства и требованиям Генерального прокурора, ФСБ и МВД. Ранее начатые проверки подлежат приостановлению со сроком возобновления не ранее 1 января 2023 г. либо должны быть завершены не позднее 20 рабочих дней с даты вступления постановления в силу. В связи с этим ведомство разъяснило:

– порядок установления сроков исполнения представлений и предписаний по завершенным контрольным мероприятиям;

– процедуру инвентаризации планов территориальных органов Федерального казначейства и внеплановых контрольных мероприятий;

– особенности контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и изменения информации в ЕИС.

Письмо Федерального казначейства от 25 апреля 2022 г. N 07-04-05/21-10134 “Об осуществлении контрольной деятельности в 2022 году”

Запуск модуля «Риск-мониторинг»

4 апреля 2022 года в ГИС ЕИС был запущен специальный модуль для контрольных надзорных органов – модуль «Риск-мониторинг». Он рассчитан на выстраивание антирейтинга заказчиков и поставщиков, по которому контроллеры могли бы проверять компании, которые уже совершили нарушение или имеют высокий риск сделать это.

Больше проверок:  Мораторий на проверки бизнеса в 2024 году

В будущем плановые и внеплановые проверки должны стать более точечными и целенаправленными: их будут назначать только тем организациям, которые находятся в шаге от нарушения.

Алгоритм действия модуля «Риск-мониторинг»:

  • Формируется около 100 признаков нарушений и их комбинации.
  • Формируется мультипликатор неэффективности участника закупки в целом по критериям: количество несостоявшихся контрактов и просрочек по оплате, связанных закупок с конкретными лицами. Также учитывается эффект базы, число контрактаций и объёмы закупок.

Модуль «Риск-мониторинг» презентовали на стенде Федерального Казначейства в рамках Форума-выставки «Госзаказ»: модуль наглядно демонтировал процесс отслеживания списков фактических и потенциальных нарушителей.

Формулы расчёта антирейтинга

Рейтинг Заказчика = Рейтинг Закупки 1 + Рейтинг Закупки 2 + Рейтинг Закупки N

Рейтинг Закупки = ∑ ((1+2) * (3+4)) * 5 * 6, где:

Приоритет ЕИС – обеспечение полной безопасности системы закупок, заключения контрактов, проведения приёмки по контракту и получения платежей. Сегодня все цифровые системы, внедряемые в функционал ЕИС, направлены именно на это, а также на минимизацию рисков нарушений со стороны участников закупок.

Цифровая экосистема «Независимый регистратор»

ГИС ЕИС и ГИС «Независимый регистратор» — это цифровая экосистема, которая обеспечивает информационную безопасность закупок, благодаря чему система закупок и платежей остаётся устойчивой.

Функции ГИС «Независимый регистратор»:

  • контроль над электронными площадками
  • предотвращение случаев компрометации данных
  • подтверждение валидности всех проходящих на ЭТП торговых операций

ГИС «Независимый регистратор» является специальным плагином, который записывает всё, что происходит на компьютере участника закупки. Он работает аналогично автомобильному видеорегистратору, а значит, его данные могут быть использованы в качестве доказательств при обжаловании процесса закупки в контрольном органе.

Обратите внимание: ФАС не рассматривает в качестве доказательств скриншоты с экрана компьютера. Записи же «Независимого регистратора» считаются официальными и принимаются в ходе изучения дела к рассмотрению.

Разработка авто-платежа для бюджетных платежей

С 1 января 2022 года все силовые ведомства были переведены с бумажных отношений в Государственную информационную систему (ГИС) ЕИС.

Одной из основных задач, над которой работает в данное время Казначейство, является развитие ЕИС в сфере госзакупок не только как системы торгов и контрактации, но и как единой платформы бюджетных платежей.

Сегодня срок оплаты организацией составляет 30 дней, его стремятся сократить до 7-ми дней путём введения авто-платежа. Для бюджетной системы такая разработка станет настоящим переворотом.

Письмо Федерального казначейства от 25 апреля 2022 г. N 07-04-05/21-10134“Об осуществлении контрольной деятельности в 2022 году”

См. приложение № 1 в редакторе MS-Excel

См. приложение № 2 в редакторе MS-Excel

См. приложение № 3 в редакторе MS-Excel

См. приложение № 4 в редакторе MS-Excel

Квотирование отечественных товаров

С 2021 года одной из своевременных и насущных задач ЕИС является возможность отслеживать соблюдение квот в режиме реального времени.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В прошлом году в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ ввели обязательное квотирование товаров отечественного производства. Поэтому в госзакупки внедрили цифровые процессы, которые позволяют заключать контракты с указанием обязательной доли отечественного товара и формировать соответствующую отчётность. На данный момент в ЕИС размещено за первый отчётный период почти 100% отчётов по квотированию.

Рассмотрим в таблице данные, полученные по результатам мониторинга 1 апреля 2022 года.

Казначейство отметило, что заказчики старались отдавать предпочтение отечественным товарам вне зависимости от того, были ли установлены квоты и применялись ли к закупкам условия нацрежима.

Главные позиции, по которым заказчики не смогли достигнуть установленной нормы квотирования:

  • по 44-ФЗ – медицинские изделия, а именно – оборудование
  • по 223-ФЗ — электроника