Написал(а):
s.sokolko
4 года, 1 месяц назад
Как мы уже писали в статье про СМЭВ 3, Система Межведомственного Электронного Взаимодействия уже давно востребована не только государственным учреждениями и органами власти, но и рядом коммерческих организаций. У наших клиентов также возникла необходимость взаимодействия со СМЭВ. История взаимодействия была начата ещё во времена “расцвета” СМЭВ 2, для которой не было готового Адаптера СМЭВ (как для СМЭВ 3). В то время для взаимодействия со СМЭВ 2 нами был разработан собственный Адаптер СМЭВ. Он всё ещё остаётся актуальным для интеграции с некоторыми сервисами СМЭВ, которые остаются работать на СМЭВ 2 (например, отправка и регистрация сертификатов в ЕСИА для Удостоверяющих Центров). Ориентировочной датой переноса всех сервисов на СМЭВ 3 называют март 2019 года, но всё может круто поменяться, учитывая специфику функционирования СМЭВ. В данной статье речь пойдёт о запуске бесплатного Адаптера СМЭВ 3 для взаимодействия с ним.
Отличия СМЭВ 2 от СМЭВ 3
Изначально мы планировали доработать наш Адаптер СМЭВ 2 собственной разработки для взаимодействия со СМЭВ 3. Но, как выяснилось, отличия двух систем не просто значительные, а радикальные. По сути, с точки зрения интеграции СМЭВ 2 не имеет почти ничего общего со СМЭВ 3. В СМЭВ 2 каждый поставщик данных (ФНС, ПФР, МВД) имел свой SOAP-сервис со своим файлом WSDL и особенностями работы. В СМЭВ 3 присутствует единый сервис, который является посредником между запрашивающей стороной (нами) и поставщиками информации. Более детально СМЭВ 3 описан в документе Методические рекомендации по работе с ЕСМЭВ
При выборе способа интеграции нужно учитывать, что передаваемые сообщения подписываются электронной подписью (ЭП) организации. Кроме того, при взаимодействии с единым сервисом СМЭВ 3 нужно использовать протокол SOAP с нестандартным алгоритмом каноникализации. Не совсем понятно, почему разработчики СМЭВ решили использовать свою каноникализацию, это уже останется на их совести. Само собой, свободных и открытых библиотек для данного алгоритма нет. Трудности есть и с подписыванием запросов SOAP по ГОСТ, т.к. не все языки программирования поддерживают ГОСТ “из коробки”. Эталонная реализация алгоритма каноникализации доступна только на Java, так что разработчики, использующие другие языки должны либо реализовывать данный алгоритм самостоятельно, либо отказаться от работы со СМЭВ.
Кроме того, при работе с российскими криптоалгоритмами по ГОСТ, согласно требованиям нашего законодательства к защите ключа электронной подписи, необходимо использовать сертифицированный криптопровайдер. То есть просто экспортировать приватный ключ из носителя ЭП и подписывать им запросы технически можно, но запрещено требованиями регуляторов в данной сфере. Это тоже накладывает свои ограничения на выбор технологии интеграции. Учитывая все эти аргументы, у нас получилось 3 варианта интеграции со СМЭВ 3.
Способ 1: полностью собственное решение на удобном нам языке (Python)
При таком подходе мы вынуждены экспортировать закрытый ключ в простой текстовый файл и защищать его каким-то образом. Для тестов такой вариант использовать можно, но для настоящего взаимодействия со СМЭВ нежелательно.
Способ 2: реализация собственного адаптера на Java
Данный способ использует для хранения закрытой части ключа КриптоПРО JCP. Такое решение соответствует законодательным требованиям РФ по защите ЭП, т.к. используется сертифицированный криптопровайдер. К недостаткам можно отнести поддержку не всех носителей ЭП и необходимость приобретения лицензии на КриптоПРО JCP. Библиотека для Java распространяется свободно.
Мы решили не останавливаться на этом способе, т.к. он “прибит гвоздями” к Java, а для нас удобнее несколько иные технологии разработки.
Способ 3: бесплатный Адаптер СМЭВ 3
Мы выбрали за основу последний способ. При данном подходе за взаимодействие со СМЭВ 3 отвечает бесплатный адаптер СМЭВ от Ростелекома. Он полностью реализует функции асинхронной работы с единым сервисом СМЭВ (постановка в очередь запросов и формирование ответов). Подпись вычисляется через Trusted Java, ключ хранится в стандартном КриптоПРО CSP, который поддерживает очень большое количество носителей ЭП и имеет все необходимые сертификаты. Тут следует отметить, что требуется приобретение лицензий на Trusted Java и КриптоПРО CSP, но они довольно бюджетные и не оказали существенного влияния на общую смету проекта (порядка 3 000 руб. суммарно).
На схеме цветом выделены те сервисы, которые реализуются непосредственно нами на удобной нам технологии разработки ПО (Python). Благодаря возможности выбора способа интеграции (база данных, файловый обмен, SOAP) мы не привязаны к Java или каким-либо другим языкам программирования. Более подробно интерфейсы интеграции Адаптера СМЭВ описаны в руководстве администратора Адаптера.
Подготовка к запуску
В нашем случае, организация уже имела доступ к СМЭВ 2, была зарегистрирована в СМЭВ и имела все необходимые учётные записи. Но, как оказалось, для подключения к СМЭВ 3 этого недостаточно. Для получения учётной записи СМЭВ 3 необходимо снова собрать все документы и пройти процедуру подключения. Процедура описана в на Технологическом портале СМЭВ. После успешного подключения, на электронную почту будет направлено зарегистрированное наименование участника (название организации) и мнемоника, которая понадобится в дальнейшем для настройки Адаптера СМЭВ.
Выбор программной платформы для адаптера
Согласно официальной документации на Адатер СМЭВ 3, поддерживается как Windows, так и Linux. Это неудивительно, т.к. он написан на Java и изначально задумывался как кроссплатформенное программное обеспечение. Тем не менее, после более детального изучения документации, стало ясно, что поддержка Linux только номинальная. В частности, в руководстве администратора адаптера СМЭВ детально расписано, какие библиотеки для Java необходимо установить на Windows, представлены сведения о криптопровайдерах и т.д. В разделе об установке на Linux написано дословно “1. Развернуть и настроить java JRE в среде Linux.”. Это максимум информации, которую можно почерпнуть из официального руководства по вопросу установки на Linux. После нашего запроса в техподдержку пришла стандартная отписка, что нужно “настроить те же компоненты, что и в варианте с Windows”. После этого вопрос с выбором платформы был решён в пользу ОС Microsoft.
Установка адаптера СМЭВ
Для установки под Windows мы использовали полезную с технологического портала СМЭВ 3. Единственное. что следует учитывать: для настройки лицензии Trusted Java необходимо установить VC++ redistributable (из состава меню самой Trusted Java). Без неё окошко ввода лицензии не появляется. После установки и запуска адаптера он настраивается полностью по видеоинструкции на работу с тестовой средой (). Нужно не забыть настроить мнемонику системы и указать интеграцию через файловое хранилище (это потребуется дальше). Если планируется использовать web-интерфейс адаптера, рекомендую после установки сделать резервную копию машины: добавляемые в систему виды сведений никогда не удаляются. Такая уж особенность адаптера.
Тестовое взаимодействие со СМЭВ 3
Для того, чтобы иметь возможность работы с производственным контуром СМЭВ, необходимо обязательно пройти тестирование на тестовом контуре. Без соблюдения этого условия заявка на доступ к виду сведений будет сразу же отклонена. Тестирование предполагает отправку и получение эталонных запросов и ответов в адрес эмулятора СМЭВ. Результаты взаимодействия со СМЭВ по тестовому контуру отправляются в виде файлов с сообщениями адаптера как вложения к заявке на доступ к виду сведений. Для того, чтобы сообщения сохранялись в файлы, нужно в “Настройках конфигурации” Адаптера СМЭВ нажать кнопку “Показать расширенные настройки” и отметить галочку “12.2 Сохранение входящих/исходящих сообщений СМЭВ”
Будет загружен архив с несколькими файлами xml. Данные файлы представляют собой те сообщения, которые адаптер СМЭВ 3 должен отправить в адрес эмулятора и ответы на них.
Для того, чтобы отправить эталонные сообщения, нам необходимо подготовить файлы отправки. Т.к. мы выбрали интеграцию через файловое хранилище, адаптер будет забирать файлы из папки %ADAPTER_ROOT%\integration\files\%MNEMONIC%\out и на их основании отправлять сообщения. Тут проблема заключается в том, что у адаптера несколько иной формат конверта (сообщения), чем у сервиса ЕСМЭВ. Подробнее о формате можно почитать в руководстве администратора адаптера СМЭВ. Ниже приводится пример содержимого файла в формате адаптера для отправки эталонного сообщения тестирования вида сведений “Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти”:
<?xml version=”1.0″ encoding=”UTF-8″?>
<tns:ClientMessage xsi:schemaLocation=”urn://x-artefacts-smev-gov-ru/services/service-adapter/types smev-service-adapter-types.xsd” xmlns:n1=”http://www.altova.com/samplexml/other-namespace” xmlns:xsi=”http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance” xmlns:tns=”urn://x-artefacts-smev-gov-ru/services/service-adapter/types”>
<ns1:FNSVipULRequest xmlns:ns1=”urn://x-artefacts-fns-vipul-tosmv-ru/311-14/4.0.6″ ИдДок=”00000000-0000-0000-0000-000000000001″ НомерДела=”БН”>
Здесь 111111 – мнемоника системы, 3e83e83a-6a23-4908-b0d2-e3ad08fe2602 – идентификатор запроса. Он должен меняться при каждом запросе. Можно воспользоваться онлайн-генератором по ссылке:
Как видно из примера, в блок MessagePrimaryContent помещается тело эталонного сообщения.
После отправки сообщения нужно подождать некоторое время и в папке %ADAPTER_ROOT%\messages\%MNEMONIC%\ появятся файлы, в которых будут находиться XML-сообщения запроса и ответа. Данные файлы следует сохранить и впоследствии прикрепить к заявке на доступ к виду сведений производственного контура СМЭВ. Операцию по тестированию следует повторить для всех эталонных сообщений в архиве.
После того, как были получены все необходимые XML-файлы, подключение к СМЭВ производственного контура становится делом техники: нужно только оформить соответствующую заявку на доступ к нужному ВС и приложить файлы тестирования. В нашем случае доступ был предоставлен в течение трёх дней.
Надеемся, наш опыт был Вам полезен. Удачи в работе со СМЭВ!
P.S. Также Вас может заинтересовать наш беспатный OpenSource Web-сервис для работы с Адаптером СМЭВ 3
Написал(а):
s.sokolko
4 года, 2 месяца назад
Система Межведомственного Электронного Взаимодействия или СМЭВ уже давно перестала быть инструментом исключительно для органов государственной власти. Подключение к СМЭВ доступно также и для некоторых коммерческих предприятий и организаций. Более того, в соответствии с Федеральным Законом подключение к СМЭВ является обязательным для удостоверяющих центров (которые выдают электронные подписи), банков, нотариусов и некоторых других коммерческих организаций. В частности, удостоверяющие центры в сответствии с 63-ФЗ осуществляют проверку достоверности сведений при выдаче электронной подписи с помощью инфраструктуры СМЭВ, а также регистрируют выдаваемые сертификаты в подсистеме СМЭВ-ЕСИА.
На момент написания статьи основной используемой версией системы является СМЭВ 2. Именно на данной версии функционирует большинство сервисов производственного контура (напрмер, сервис проверки паспортов МВД и сервис отправки сертификатов ЕСИА). Кроме того, активно запускается СМЭВ версии 3. Сервисы Федеральной Налоговой Службы (получение выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и т.д.) и пенсионного фонда (проверка СНИЛС) уже доступны только через СМЭВ 3 без возможности работы по СМЭВ 2. Полный переход на СМЭВ 3 всех сервисов запланирован на 2019 год.
В преддверии нового года мы собрали наиболее полезные ссылки по переходу на работу с новой версией СМЭВ и особенностям СМЭВ 3.
1. Базовая информация по СМЭВ: назначение и основные функции системы, архитектура: tadviser.ru
2. Основные отличия СМЭВ 3 от СМЭВ 2 простыми словами: https://www.klerk.ru/bank/articles/419490/
3. Описание бесплатного адаптера для СМЭВ:
Наличие бесплатного адаптера СМЭВ является основным преимуществом СМЭВ 3. Он позволяет быстрее интегрировать свои системы со СМЭВ
4. Технологический портал СМЭВ3: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/
Основной портал с официальной информацией по СМЭВ 3. Тут публикуются все руководящие документы, оповещения о регламентных работах и выладываются новые версии адаптера СМЭВ 3.
5. Пример интеграции на базе бесплатного адаптера СМЭВ:
Одна из немногих статей в открытом доступе с успешным опытом взаимодействия со СМЭВ 3. Довольно подробно описываются технические подробности решения
6. Набитые шишки на новом СМЭВ
Описывается негативный опыт работы с адаптером и его слабые стороны.
7. Переход на новый ГОСТ https://habr.com/company/alfa/blog/341476/
Полезная информация по подготовке к переходу на использование новых криптоалгоритмов, которые будут использоваться в СМЭВ 3. Обязательное использование нового ГОСТ планируется к запуску в 2019 году.
8. ЭП на Java и КриптоПРО для разработчиков https://habr.com/company/alfa/blog/350158/
Пример подписывания сообщений на Java через КриптоПРО для тех разработчиков, которые не планируют использовать готовый адаптер СМЭВ
9. Ветки форума КриптоПРО, посвящённые адаптеру СМЭВ3: https://www.cryptopro.ru/forum2/default.aspx?g=posts&m=95447 и https://www.cryptopro.ru/forum2/default.aspx?g=posts&t=13683
10. Java модули ЭП СМЭВ3 https://github.com/vladk1m0/smevx-crypto
Свободная реализация модулей подписи на JAVA для разработчиков СМЭВ 2 и СМЭВ 3.
P.S. Также Вас может заинтересовать наш беспатный OpenSource Web-сервис для работы с Адаптером СМЭВ 3
для разработчиков информационных систем, федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, МФЦ, государственным и муниципальным учреждениям.
“Адаптер СМЭВ 3” позволит быстро и с минимальными затратами интегрировать ваши информационные системы со СМЭВ (Системы межведомственного электронного взаимодействия), которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, банкам, внебюджетным фондам и другим участникам обмениваться информацией в электронном виде для предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Характеристики
Опишите задачу, а интеграторы сами предложат свои услуги. Выберите исполнителя по рейтингу и
отзывам. О цене договоритесь самостоятельно
Возможности
Подпись документов
Отслеживание хода выполнения задачи
Подписание несколькими участниками
Правительственные организации
Бюджетирование и прогнозирование
Выставление счетов за коммунальные услуги
Управление заказами на выполнение работ
Управление основными средствами
Управление соответствием требованиям
Выберите самые важные функции
Бесплатная консультация по подбору ПО от наших специалистов
Заполните небольшой опрос и наши специалисты подберут для вас ПО
Аналоги Адаптер СМЭВ 3
Программа для создания электронной подписи и доверенной визуализации документов.
Решение сочетает в себе зашифрованную электронную почту, электронные подписи и настраиваемые веб-формы
Отправляйте счета, собирайте платежи и получайте подписи всего за несколько кликов.
Сервис для выпуска электронной подписи сотрудникам организаций.
Популярные сравнения
с Адаптер СМЭВ 3
Популярные сравнения
с Адаптер СМЭВ 3
Создавайте, отслеживайте и подписывайте электронные документы в одном месте, используя юридически значимые электронные подписи.
Решение сочетает в себе зашифрованную электронную почту, электронные подписи и настраиваемые веб-формы
Программа для создания электронной подписи и доверенной визуализации документов.
airSlate – это платформа автоматизации бизнеса без кода, предлагающая действительно интуитивно понятный набор инструментов для предприятий и индивидуальных разработчиков.
Отправляйте счета, собирайте платежи и получайте подписи всего за несколько кликов.
Сервис для выпуска электронной подписи сотрудникам организаций.
Adobe Sign – это решение для электронного подписания, которое имеет все необходимое для превращения существующих процессов подписания в 100% цифровые рабочие процессы.
Juro – это система сквозного управления контрактами с поддержкой искусственного интеллекта, которая позволяет пользователям создавать, согласовывать, подписывать и хранить контракты.
Система электронного документооборота позволяет обмениваться документами без дублирования на бумаге: счетами-фактурами, актами, накладными и другими, сохраняя юридическую значимость с квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Отзывы Адаптер СМЭВ 3
Сравнить категории Подпись документов
Доступен интегратор
Интеграторы, готовые помочь с внедрением.
СМЭВ – это защищенная система, которая позволяет ее участникам обмениваться данными и электронными документами, необходимыми для оказания госуслуг гражданам и организациям.
Зачем нужна СМЭВ
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.
СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.
Как работает СМЭВ
Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.
Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.
Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.
Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.
Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.
Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.
«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.
Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».
Задачи системы
“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.
Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).
Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.
Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.
Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.
Масштаб задачи
Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.
О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.
`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.
Роль Минэкономразвития
На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».
Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.
«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.
Базовые информационные ресурсы
На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.
В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.
Участники СМЭВ
Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.
Федеральная налоговая служба
На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.
Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:
- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
- учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков,
- 6 государственных услуг ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и
- регистрация контрольно-кассовой техники[3].
Правительством определенны 11 базовых информационных реестров, из них 4 – это реестры ФНС России:
- ЕГРЮЛ,
- ЕГРИП,
- ЕГРН и
- ФИАС.
Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.
Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.
ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.
Штрафы для чиновников
- Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
- В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.
«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.
С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Выдержки из проекта
Проблема грязных данных
Сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками».
Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.
22 сентября 2011 г. выступление Алексея Попова на конференции CNews
В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. `Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через `горячую` линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности`.
Криптографическая защита СМЭВ
Для защиты систем, обеспечивающих поддержку процессов информационного взаимодействия всех субъектов Электронного правительства, “Ростелекомом” было выбрано решение на основе программных и программно-аппаратных комплексов защиты информации ViPNet компании “ИнфоТеКС.
Программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator HW успешно используются для обеспечения межсетевого экранирования и криптографической защиты информации при подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, банков и операторов платежных систем.
Проект стартовал в 2010 году. За прошедший год удалось построить федеральный сегмент СМЭВ. Сейчас осуществляется подключение региональных сегментов электронного правительства (РИЭП).
Внедрение СМЭВ в регионах
Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.
Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства
Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.