Плановая проверка что это такое и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

Что важно знать о плановых и внеплановых проверках в 2023 году

В 2022 году был введен мораторий на плановые проверки, а также  ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

1 октября 2022 года в данное постановление внесли важные изменения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год, а вот ограничения на внеплановые проверки уже не будут действовать (Постановление Правительства РФ  от 01.10.2022 № 1743).

Исключение:
Плановые проверки могут проводиться в отношении: 
✅тех, кто отнесен к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска ☝️Если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска (ч. 4 ст. 24 Закона № 248-ФЗ).
✅ опасных производственных объектов II класса опасности
✅ гидротехнических сооружений II класса (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336)

В 2023 году внеплановые проверки разрешены.

Мораторий на проверки в 2023 году (как и в 2022 году) распространяется только на контрольные мероприятия, регулируемые: Законом № 248-ФЗ и частично Законом № 294-ФЗ.

❌Мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

✅ Профилактические и контрольные мероприятия без взаимодействия не запрещены. Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными. По общему правилу можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения.

❗️ Выездные и камеральные налоговые проверки по-прежнему можно проводить, поскольку они не попадают под регулирование Закона № 248-ФЗ.
Исключение:
Проверки аккредитованных IT-компаний. Выездную проверку в такой организации смогут провести только с разрешения вышестоящего налогового органа. Это правило будет действовать до 3 марта 2025 года.

ВАЖНО! С 2023 года обжаловать решение, действия или бездействие должностных лиц нужно сначала в вышестоящий орган. Подать жалобу в суд без досудебного обжалования нельзя.

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), существенным отличием которого является отказ от проверки, как единственного мероприятия.

Новым законом вводится 9 видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые делятся на мероприятия, проводимые без взаимодействия с юридическими лицами (это наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) и на мероприятия, при которых осуществляется взаимодействие с юридическим лицом. К таким мероприятиям относятся: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.

Мероприятия, при которых осуществляется взаимодействие с юридическим лицом, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.

При этом такие контрольные мероприятия, как плановая проверка, внеплановая выездная проверка, внеплановый выборочный контроль, внеплановая мониторинговая закупка, внеплановая контрольная закупка, рейдовый осмотр, внеплановой инспекционный визит подлежат обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Кроме того, инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.

Федеральный закон № 248-ФЗ определяет подробные правила каждого контрольного (надзорного) мероприятия, то есть при каждом мероприятии допускаются определенные контрольно-надзорные действия, к примеру, опрос, истребование документов, досмотр и другие. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Федеральным законом № 248-ФЗ для каждого контрольного (надзорного) мероприятия установлен срок его проведения. Например, срок проведения выборочного контроля определяется периодом, в течение которого обычно изымаются пробы (образцы) продукции (товаров) и проводится экспертиза (ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 248-ФЗ). Срок проведения мероприятия может быть продлен только в случаях и в пределах, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 248-ФЗ). Этот срок может быть приостановлен на период осуществления экспертиз или испытаний, если они длятся дольше, чем проводится мероприятие (ч. 13 ст. 65 Федерального закона № 248-ФЗ).

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

Виды контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля
в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ): 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка;3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие КНМ (далее – КНМ без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.

Основанием для проведения КНМ может быть:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения КНМ, включенных в план проведения;

3) поручение Президента, Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 248-ФЗ;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок.

КНМ без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Требования к проведению проверок

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент.

Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.

КНМ подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению КНМ.

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля не может превышать один рабочий день.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

При проведении КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер КНМ в едином реестре.

По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения КНМ, в целях подтверждения полномочий.

В случае, если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения мероприятия.

В указанном случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.

Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Срок проведения КНМ, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов)

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:

1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, КНМ и предоставление которой предусмотрено законами;

3) получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

Больше проверок:  Проверка юридического адреса на массовую регистрацию

4) знакомиться с результатами КНМ, сообщать органу о своем согласии или несогласии с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законом;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении КНМ (за исключением тех, что не требуют взаимодействия).

Инспектор не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если она не относится к полномочиям органа;

2) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением гос.органа;

3) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением тех, что не требуют взаимодействия;

4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе требований к количестве, правил отбора, методов исследования и измерений;

5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету КНМ, а также изымать оригиналы таких документов;

6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов;

7) распространять информацию и сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения КНМ;

9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет КНМ и совершении контрольных (надзорных) действий;

10) превышать установленные сроки проведения мероприятий;

11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, КНМ, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

Оформление результатов КНМ

По окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.

В случае, если по результатам мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом установлено. В случае устранения нарушения до окончания проведения КНМ в акте указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

Ознакомление с результатами

Вы либо Ваш представитель вправе знакомится с содержанием акта на месте проведения КНМ.

Контролируемое лицо подписывает акт. При отказе или невозможности подписания акта в нем делается соответствующая отметка.

Решения, принимаемые по результатам КНМ

В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В случае выявления нарушений контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

2) незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

3) при выявлении в ходе КНМ признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в гос.орган или принять меры к привлечению виновных к ответственности;

4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте Вы вправе направить жалобу.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2021
№ 663 видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора).

Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».

При подаче жалобы ИП она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

О нарушениях прав предпринимателей и фактах коррупции можно сообщить в Волжскую прокуратуру по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина,
д. 9, а также в электронной форме через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)

Вся предпринимательская и экономическая деятельность регулируется законом. Соблюдение установленных норм обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, а государство исполнение этой обязанности контролирует. Для этого работают специальные надзорные органы. Как часто они могут проводить контроль? Что при этом проверяют? Как проходят надзорные мероприятия, и есть ли заранее составленный план таких визитов? Разберем все по порядку.

Нормативная база

Контролю подлежат все сферы предпринимательской деятельности. В обширном списке надзорных структур: ГИТ, налоговая, Ростехнадзор, пожарная инспекция, Росфиннадзор. Каждая из них может прийти на предприятие с проверкой, но этот процесс строго регламентирован.

Главные нормативные акты:

  • Положение о госнадзоре, утвержденное постановлением Правительства №875 от 01.09.2012. В начале 2017 года в этот акт внесены существенные коррективы, связанные с риск-ориентированным подходом к охране труда (Постановление № 197 от 16.02.2017). Эти изменения отразились на том, с какой периодичностью проводятся плановые проверки ГИТ.
  • Закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, который регламентирует сроки и процедуры надзорных мероприятий. Этот акт обеспечивает защиту прав предпринимателей в процессе государственного контроля.

Федеральный закон № 294-ФЗ охватывает большинство форм контроля, но не все. Для некоторых мероприятий работают специальные нормативно-правовые акты. Это определено статьей 1 (пункты 3, 3.1, 4–4.2) указанного закона.

Современные экономические реалии быстро меняются и законодательство гибко на это реагируют: в нормативные акты периодически вносятся изменения и дополнения. Рекомендуем регулярно отслеживать и изучать последние редакции, чтобы в полной мере выполнять требования закона и успешно проходить госпроверки.

Порядок и сроки проведения плановых проверок

Цель плановых проверок (ПП) — обеспечить исполнение субъектами экономической деятельности всех предписанных законом норм. Наказания за выявленные нарушения предусмотрены, но основная задача — не наказать, а скорректировать бизнес-процессы, если найдутся отклонения. Поэтому разумно не бояться плановых проверок, а понимать их суть и грамотно подготовиться.

Организация, проведение и периодичность плановых проверок описаны в статье 9 ФЗ № 294. В статьях 11 и 12 этого закона описаны возможные формы ПП:

  • Выездная. По адресу компании или ИП выезжает специальная комиссия, которая на месте изучает документацию, условия охраны труда, продукцию и услуги, другие аспекты экономической деятельности.
  • Документарная. Компания не принимает у себя комиссию: работники госструктуры изучают документы, которые находятся в их распоряжении. Если каких-то сведений не хватает или они вызывают вопросы, контролирующий орган отправляет на предприятие соответствующий запрос.

Как часто госорганы проводят плановые проверки

Суть плановых проверок в том, что проверяющие не «сваливаются, как снег на голову» — об их визитах можно и нужно знать заранее. В пункте 2 статьи 9 закона № 294-ФЗ сказано, что периодичность проведения плановых проверок составляет не чаще одного раза в три года. То есть, может быть и реже. С введением риск-ориентированного подхода так и есть: частота контрольных мероприятий зависит от вида надзора, категории риска конкретного предприятия или ИП, а также от специальных правительственных решений.

Главное — есть план, который утверждают на госуровне в конце каждого года — на следующий. Он и является основанием для проведения плановой проверки. То есть в 2019 году проверяют тех, кого внести в график в 2018-м.

Больше проверок:  Регистры органов

Вас могут «запланировать», если прошло 3 года с тех пор как:

  • Состоялась госрегистрация предприятия или ИП.
  • Завершилась прошлая ПП.
  • Началась деятельность уведомительного характера.

Как проверить, есть ли вы в списке? Это можно сделать на официальных сайтах генпрокуратуры и Роструда или на портале Госуслуг.

Обратите внимание: порядок проведения плановых проверок предусматривает, что работодатели должны получить официальное уведомление не меньше, чем за 3 дня до ее начала.

Влияние риск-ориентированного подхода на периодичность проверок

Понятие риск-ориентированного подхода в госконтроле появилось в 2015 году. Этому посвящена статья 8.1 ФЗ № 294, которая введена в действие законом № 246-ФЗ от 13.07.2015. Согласно этой статье, к определенным видам надзора следует применять дифференцированный подход. Суть подхода в том, что интенсивность и периодичность надзорных мероприятий определяется присвоением предприятию или ИП определенной категории риска.

Перечень видов госнадзора устанавливает Правительство (постановление №806 от 17.08.2016).

Контрольные мероприятия со стороны структур из этого списка (например, плановые проверки соблюдения лицензионных требований) могут проводиться с разной периодичностью, в зависимости от категории риска:

  • Высокий — раз в 2 года.
  • Значительный — раз в 3 года.
  • Средний — раз в 5 лет.
  • Умеренный — раз в 6 лет.
  • Низкий — не проводятся.

Списки предприятий, отнесенных в сегмент высокого и значительного риска есть на сайте Роструда. Если вы не знаете свою категорию, можно сделать запрос в ГИТ — через 15 рабочих дней будет ответ. Также в ГИТ можно сделать заявку на пересмотр решения о присвоении категории риска. Ответ получите максимум через 18 рабочих дней: 15 займет рассмотрение, а 3 отведены на отправку решения.

Исключения

В 9 статье закона № 294-ФЗ есть также пункт, который устанавливает специальную частоту плановых проверок. Так, контроль может быть проведен два или больше раз за 3 года, для предприятий, которые работают в области соцуслуг, тепло- и энергоснабжения, здравоохранения, электроэнергетики, образования.

Обратите внимание, что в рамках риск-ориентированного подхода плановые проверки в отношении специализированных организаций проводятся по отдельному графику. Это касается контроля со стороны антимонопольной службы предприятий, работающих по оборонным заказам:

  • 1 раз в 3 года — для средней категории риска.
  • 1 раз в 5 лет — для умеренной категории риска.
  • 1 раз в 10 лет — для низкой категории риска.

С 2016 года плановые проверки не проводятся в отношении представителей малого бизнеса, то есть компаний с низким доходом и небольшим штатом. Этот «мораторий» продлен до 31 декабря 2020 года.

Из моратория есть исключения. Он не распространяется на предприятия, которые занимаются лицензируемой деятельностью или попадают в список из п.9 статьи 9 ФЗ № 294. Также освобождение от ПП не работает в отношении штрафников: если с момента назначения админсанкции прошло меньше трех лет, малое предприятие могут включить в план по надзору.

Сколько длится плановая проверка

Закон ограничивает срок проведения плановых проверок 20-ю рабочими днями. Это касается как документарных, так и выездных мероприятий. В выездном варианте проверяющие должны подстраиваться под режим работы контролируемого предприятия — учитывать выходные и праздники, соблюдать начало и окончание рабочих дней.

Бывает, что проверяющие не укладываются в отведенное время. Закон разрешает им просить о продлении максимум на 20 рабочих дней.

Для микропредприятий предельная длительность плановой проверки — 15 часов в год. Для представителей малого бизнеса — 50 часов в год.

Краткие итоги в вопросах и ответах

С какой периодичностью проводятся плановые проверки? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зависит от вида контроля: ряд структур могут проводить плановые проверки с частотой, которая зависит от категории риска компаний. Для остальных видов надзора компанию могут внести в план проверок не чаще одного раза в три года.

Можно ли узнать заранее, что вас будут проверять? Да, план проверок составляется заранее, в конце каждого календарного года. Проверить свою компанию или ИП можно на сайтах Роструда и генпрокуратуры.

Как часто проводятся плановые проверки Роспотребнадзора? Роспотребнадзор входит в Перечень структур, в отношении которых применим риск-ориентированных подход. Это значит, что частота их визитов зависит от категории риска компании. Если она низкая, плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.

Как узнать свою категорию риска? Можно ли ее изменить? Можно сделать бесплатный запрос в ГИТ. Если категория не присвоена, предприятие относят к сегменту низкого риска. Самостоятельно изменить категорию риска нельзя, но можно обратиться в ГИТ с заявлением на изменение.

Контрольные и надзорные органы периодически проводят в различных организациях, ИП плановые проверки. Как подготовиться к плановым проверкам, как они проводятся, в какие сроки? Ответы на указанные вопросы, а также на другие вопросы, Вы узнаете в нашем материале.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет защитить Ваши интересы в проверке предпринимателей: профессионально и в срок. Звоните и делайте заявку на помощь!

План проведения плановых проверок

Плановые проверки и называются плановыми, потому что они планируются заранее на год. То есть каждый контрольный (надзорный) орган разрабатывает план проведения проверок на год, указывая в каких населенных пунктах, в каких организациях, в какое время будет проводиться проверка. Планы проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры.

На сайтах прокуратуры размещаются сводные планы плановых проверок юрлиц и ИП, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов госвласти субъекта. Контрольные органы свои планы проверок размещают на своих официальных сайтах.

Размещение соответствующих планов позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с ними и принять какие-то действия по подготовке к соответствующим проверкам.

Основания для проведения плановой проверки

Основание для проведения плановой проверки одно – ежегодный план проверок, который разработан контрольным (надзорным) органом и согласован прокуратурой.

Таким образом, оснований для проведения плановых проверок не так много, как, например, при проведении внеплановых проверок. Не стоит забывать, что помимо плановых проверок могут возникнуть внеплановые проверки о которых более подробно по ссылке на нашем сайте.

При этом по общему правилу проверки должны проводиться в отношении отдельных юрлиц, ИП не чаще 1 раза в 3 года.

Уведомление о проведении проверки по плану

О том, что будет проводиться плановая проверка юрлицо (ИП) должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до того, как начнется проводиться проверка.

Уведомление осуществляется путем направления копии распоряжение или приказа руководителя органа, который будет проводить проверку, о начале проведения плановой проверки. Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или по электронной почте.

Если контрольным (надзорным) органом не выполнены указанные требования закона об уведомлении, то это считается грубым нарушением.

Подготовка к проведению плановой по графику проверки

Подготовиться к плановой проверке заранее можно, если отследить информацию по планам проверок. Зная, когда и кем будет проводиться проверка, а также по поводу чего, можно пересмотреть все документы, чтобы они были в порядке, проверить наличие таких документов.

Если о проверке узнали только из уведомления, то за 3 дня сложно как-то особо подготовиться к проверке. Можно назначить ответственное лицо, которое будет контактировать с проверяющими, далее действовать по ситуации. Проверяющими наверняка будут запрашиваться документы для проверки, будет осуществляться выезд на объекты и т.д., поэтому все максимально должно соответствовать, т.е. информация на бумаге должна соответствовать факту.

Порядок проведения плановых проверок

Плановая проверка что это такое и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

Как мы знаем, проверки могут быть документарными (по месту контрольного органа) и выездные (по месту проверяемого лица).

Общие правила по проверкам заключаются в том, что должно быть распоряжение или приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки; проверяемое лицо должно быть уведомлено о проверке.

  • При документарной проверке проверяющие изучают документы, могут запрашивать дополнительные документы у лица, которое должно их предоставить в течение 10 рабочих дней, а также запрашивать пояснения. Составляют акт по проверке.
  • Более серьезной является выездная проверка. При выездной проверке уполномоченные лица приезжают к проверяемому лицу и должны предъявить служебные удостоверения, а также распоряжение и приказ о проведении проверки. Соответствующие должностные лица должны быть назначены приказом, чтобы проводить проверку.
  • Представителя проверяемого лица должны ознакомить с полномочиями проверяющих, задачами и целями проверки, какие виды мероприятий будут проводиться проверяющими и в каком объеме. И важным моментом является ознакомление со сроками и условиями проведения проверки.
  • В ходе проверки лицо, которое проверяют, обязано предоставить все необходимые документы в рамках проверки и обеспечить при необходимости доступ на объект, в помещение и т.д.
  • По результатам проверки должен быть подготовлен акт проверки и вручен лицу, которое проверяли.

Сроки проведения плановой проверки

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок является одинаковым как для документарных проверок, так и для выездных. В определенных законом случаях срок проверок может быть меньше.

Если проверка проводиться в отношении субъекта малого предпринимательства (далее – СМП), то общий срок плановых выездных проверок не может быть более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

ВАЖНО: в отдельных случаях проверка может быть приостановлена.

Если же в ходе проверки необходимо провести какие-то сложные исследования, испытания и т.д., то срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении СМП – не более 50 часов, в отношении микропредприятий – не более 15 часов.

Больше проверок:  Прокуратура

Если организация осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов и имеет филиалы, представительства, то в отношении каждого филиала срок проверки не может быть более 20 рабочих дней, а в общем сроки проверки по всем филиалам не могут быть более 60 рабочих дней.

Нарушения при проведении и обжалование результатов плановой проверки

При проведении плановых проверок могут быть допущены нарушения, которые являются грубыми в соответствии с законом, а именно:

  • проверка может проводиться при отсутствии оснований для такой проверки, т.е. проверки нет в плане плановых проверок на год, либо проверка проводится чаще 1 раза в 3 года при отсутствии на то оснований
  • не уведомление надлежащим образом в установленные сроки организации (ИП) о проведении проверки
  • нарушение сроков проведение проверки
  • запрос документов и информации, которые не имеют отношения к проверке
  • не вручение акта по результатам проверки
  • незаконное продление сроков проверки
  • проведение проверки при отсутствии приказа или распоряжения о проверке
  • участие в проверке экспертов и экспертных организаций, которые являются работниками организации (ИП), которую проверяют

ВАЖНО: в случае не согласия с результатами плановой проверки их безусловно необходимо обжаловать.

Как говорит закон, если допущены грубые нарушения требований закон, то результаты проверки являются недействительными, не могут быть доказательствами нарушений со стороны юрлиц (ИП) и подлежат отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом. Отмена осуществляется на основании заявления юрлица (ИП).

При обжаловании в суд юрлицо (ИП) должно подготовить и подать соответствующее заявление о признании результатов проверки или акта проверки недействительными.

Адвокат по сопровождению плановых проверок в Екатеринбурге

Услуги наших адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по сопровождению проверок могут заключаться в следующем:

  • в консультировании по вопросам плановых проверок
  • изучение документов по проверке на предмет их законности
  • участие в проверке в качестве представителя юрлица и выявление нарушений со стороны уполномоченных лиц контрольного (надзорного) органа
  • обжалование действий проверяющих
  • обжалование результатов проверки
  • оказание иной юридической помощи связанной с плановой проверкой или просто с предпринимательской деятельностью организации или ИП

Проведение проверок всегда является стрессом для руководителей юрлица, для ИП и работников, поэтому к плановым проверкам стоит подготовиться заранее, а в ходе проверок есть смысл подумать о сопровождении такой проверки с Вашей стороны адвокатом. Звоните нам уже сегодня!

Отзыв о работе нашего бизнес адвоката

Плановая проверка что это такое и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

Мораторий на плановые неналоговые проверки продлили на 2023 год. Рассказали, кого касается освобождение, а к кому всё ещё могут прийти с проверкой. Спойлер: часть проверок остаётся в силе, так что расслабиться в следующем году вряд ли получится.

Какие проверки бизнеса отменили в 2023 году

До декабря 2023 года малый и средний бизнес может забыть о плановых неналоговых проверках:

  • МЧС;
  • Роспотребнадзора;
  • Роструда;
  • Роскомнадзора;
  • Ростехнадзора;
  • Россельхознадзора;
  • Росприроднадзора;
  • Ространснадзора;
  • Росстрандарта;
  • Росавиации.

Для IT-сферы мораторий распроняется на больший срок — до 31 декабря 2024 года не будут проводить плановые проверки у аккредитованных ИТ-компаний. При этом такие компании освободили и от выездных налоговых проверок — до 3 марта 2025 года. Инспекция может приехать только в исключительном случае, если проверку назначит руководитель налоговой.

Эксперты Главбух Ассистент обращают внимание: от плановых проверок в 2023 году освободили также детские сады, государственные и муниципальные школы и колледжи, даже если их деятельность относится к катеригориям чрезвычайно высокого или высокого риска. Таким работодателям плановую проверку заменили на обязательный профилактический визит.

О таком визите инспекторы предупредят за пять дней. Сам визит продлится один день, инспектор может только выдать рекомендации по устранению нарушений, никаких санкций и штрафов выписывать не будут. Отказаться от обязательного визита нельзя.

Кроме того, вместе с плановыми неналоговыми проверками на 2023 год отменили и ряд контрольных мероприятий:

  • контрольные и мониторинговые закупки (кроме проверок правильности работы с ККТ);
  • выборочный контроль качества продукции;
  • рейдовый осмотр производственных объектов.

На какие проверки мораторий не распространяется

У запрета на плановые проверки есть исключения: если компания относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, визита госинспекции не избежать.

К какой категории отнести компанию или ИП, каждый контролирующий орган решает по своим критериям. И организация может относится к категории высокого риска для одного ведомства, а для другого — к категории умеренного риска.

Узнать, какую катергорию риска присвоил вам Роструд, можно на официальном сайте госоргана.

Кроме того, с плановой неналоговой проверкой инспекторы придут, если:

— ваша деятельность попадает под лицензионный контроль или госнадзор радиационной безопасности, использования атомной энергии и защиты гостайны.— вы работаете с гидротехническими сооружениями или производственными объектами II класса опасности.— вас привлекали к административной ответственности менее трех лет назад.— контролирующий орган выдал предписание об устранении нарушений, а вы не выполнили рекомендации.— вас дисквалифицировали или приостановили вашу деятельность, аннулировали или приостановили действие лицензии.

Важно! Новые условия моратория начинают действовать с 1 января 2023 года. До конца 2022 года с плановой проверкой могут прийти к более широкому списку компаниям. Узнать, попали ли вы в план проверок на 2022 году, можно на сайте Генпрокураторы.

Проверки, которые относятся к постоянному госконтролю, будут проводится в прежнем режиме. Например, к компании могут прийти с проверкой промышленной безопасности.

Внеплановые проверки, в том числе ГИТ и ФНС

На внеплановые проверки мораторий не распространяется. Поэтому бизнесу расслабляться не стоит.

С внеплановой проверкой могут прийти к любой компании. Но только в случае выявления нарушений или поступления жалобы сторонних лиц. Например, Рокомнадзор придет с внеплановой проверкой после десяти жалоб о нарушении порядка обработки персональных данных.

Чем можно вызвать выездную налоговую проверку:

  • Налоговая нагрузка меньше среднего показателя по отрасли.
  • Доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев.
  • Зарплата сотрудников ниже отраслевого показателя в регионе или «в конвертах».
  • Два раза за год (или более) вы приблизились к ограничениям по спецрежимам.
  • Сотрудничаете с фирмами-однодневками.
  • Зарегистрировали ККТ, но в течение 60 дней нет данных о пробитых чеках.

Последний пункт особенно важен, ведь с марта 2022 года налоговая проверяет ККТ только внепланово и по новым правилам: инспекторы будут приходить в офисы и магазины без предупреждения. На месте налоговики проведут контрольную закупку, затем проверят документы и даже опросят работников. Штрафы могут быть миллионными.

Когда ГИТ приедет с внеплановой проверкой:

  • Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
  • Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
  • Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.

Если сотрудник отозвал жалобу, по Роструд уже назначил проверку — ее не избежать.

К любой проверке лучше готовиться заранее. Чтобы обезопасить себя от рисков и санкций, обратитесь к экспертам Главбух Ассистент. Аттестованные бухгалтеры помогут подготовить отчетность, оптимизировать налоги и пройти налоговую проверку, даже если инспектор уже у вас.

31 июля 2020 г. N 248-ФЗ