Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

Участие в госзакупках открывает для бизнеса хорошие перспективы: прибыльные сделки, стабильный поток заказов, полезные связи, формирование репутации надёжного поставщика. Но всё это можно потерять, попав в реестр недобросовестных поставщиков. В том числе из-за ошибки, невнимательности или мелкого нарушения. РНП называют «чёрным списком поставщиков». Сам факт присутствия в нём — сильнейший удар по деловой репутации. Блокируется доступ к госзакупкам, серьёзно ограничивается возможность участия в коммерческих тендерах. Любая сделка оказывается под угрозой.

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

Реестр недобросовестных поставщиков – ночной кошмар всех участников госзакупок. Попадание в этот список фактически лишает компанию возможности бороться за тендеры на 2 года.

Но как же уберечься от внесения в злачный реестр и что делать, если заказчик уже обратился в ФАС? В этой статье мы дадим развернутый ответ на все вытекающие вопросы!

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это чёрный список в мире госзакупок. В него попадают участники за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Решения о внесении в реестр принимает ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а публикуются данные в специальном разделе Единой информационной системы в сфере закупок.

Ещё в сентябре, по Постановлению Правительства РФ № 1520 от 08.09.2021 мораторий на плановые проверки (в том числе и налоговые) для малого бизнеса продлили на 2022 год. По словам Михаила Мишустина, это избавит предпринимателей и компании от лишней нагрузки и позволит сфокусироваться на восстановлении бизнеса, который пострадал от пандемии. Мораторий распространяется на более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, а исключениями являются предприятия, которые:

  • представляют потенциальную опасность для жизни людей;
  • ведут лицензированную деятельность;
  • используют атомную энергию.

8 марта 2022 года принят и опубликован Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в качестве антикризисных мер в непростое для бизнеса и экономики страны время утверждает отмену проверок малого и среднего предпринимательства до 31 декабря 2022 года. А в отношении IT-компаний плановые проверки отменены до 31 декабря 2024 года. Данный закон вступает в силу с даты официального опубликования.

Крупный бизнес не попадает под действие моратория, а значит, может ожидать как плановые, так и внеплановые проверки. Но и малому или среднему бизнесу мораторий не гарантирует полную отмену проверок в 2022 году. В статье расскажем, как узнать о плановых проверках и при каких обстоятельствах ФНС может нанести внеплановый визит.

Что может послужить основанием для внеплановой проверки

Запрет на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году не исключает возможность внеплановых визитов ФНС. Обычно интерес к бизнесу возникает из-за каких-либо нарушений, например:

  • Приближение налогоплательщика к крайним значениям условий для применения специального налогового режима (УСН, ПСН или ЕСХН) может вызвать подозрение в применении схемы дробления бизнеса.
  • Длительный период убыточности (более 3 лет). Первый год ФНС уведомляет, что убыточность может привести к ликвидации. Второй год — также уведомляет и усиливает наблюдение за деятельностью. Третий год — организует внеплановую проверку или сразу высылает требование о ликвидации.
  • Большие вычеты по НДС — свыше 89 % от годовой суммы — тоже повод организовать проверку.
  • Нарушение сроков и порядка уплаты налогов и страховых взносов.
  • Нарушения в работе с кассовыми чеками (нет номенклатуры, неправильно указана система налогообложения).
  • Сумма налогов организации меньше среднего показателя в отрасли.
  • Финансовые показатели резко увеличились или уменьшились по сравнению с предыдущим периодом.

Ещё один повод обратить внимание на организацию — нарушение сроков сдачи отчётности. Даже если это происходит не систематически, но довольно часто. Об ответственности за нарушение сроков мы рассказывали здесь. А избежать штрафов и сократить риск внеплановых проверок поможет электронная сдача отчётности. Используйте онлайн-сервис СФЕРА Отчётность, чтобы отчитываться перед ФНС, ПФР, ФСС и Росстат точно в срок. Важной особенностью является ещё то, что в личном кабинете вы можете вести формализованную и неформализованную переписку с представителями госорганов.

Номер реестровой записи и дата внесения информации в реестр

Наименование уполномоченного органа, осуществившего включение информации в реестр

Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе)

Информация о проведенных закупках

Информация о контракте

Основание и дата расторжения контракта

наименование, фирменное наименование юридического лица (при наличии) или фамилия, имя и отчество физического лица (при наличии)

место нахождения юридического лица

наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица

идентификационный номер налогоплательщика недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог идентификационного номера налогоплательщика (при наличии)

дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок, запроса предложений либо дата признания закупки несостоявшейся

дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта

идентификационный код закупки

срок исполнения контракта

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  • Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  • В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  • В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Путеводитель по спорам в сфере закупок

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Больше проверок:  Единый государственный реестр производителей органической продукции

(в ред. Федеральных законов от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

3. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

5. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.

6. Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Россельхознадзор на протяжении трех лет взаимодействует с Министерством просвещения Российской Федерации по обеспечению детей в школах безопасным и качественным питанием.

В рамках проводимых еженедельных заседаний постоянно действующего оперативного штаба Минпросвещения России по организации горячего питания в школах Служба продвигает важность использования ФГИС «Меркурий» и умения работать с электронными ветеринарными сопроводительными документами при получении товаров для приготовления питания для детей. В заседаниях участвуют региональные власти, отвечающие за организацию функционирования учебных учреждений, представители Общественного народного фронта, Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры.

Оперштабом проводятся обучающие вебинары для образовательных учреждений, комбинатов школьного питания и других организаций, вовлеченных в эту работу. На семинарах представители Россельхознадзора разъясняют принципы работы с системой «Меркурий», а также рассказывают о возможностях взаимодействия с территориальными органами Службы, которые могут оказать практическую помощь в освоении системы прослеживаемости и повышении сознательности поставщиков товаров, предназначенных для питания обучающихся.

Кроме того, запрошен и получен поименный перечень более 38 тысяч российских школ. По итогам анализа их активности в ФГИС «Меркурий» в части гашения ветеринарных сопроводительных документов (процесс, который подтверждает получение продукции и ее соответствия оформленным электронным документам) подготовлено письмо в Минпросвещение России с инструкцией по работе в системе при поступлении продукции. Россельхознадзор попросил ведомство распространить этот документ по всем школам России.

В результате проведенной работы за учебный 2022 год процент негашения школами ветеринарных сопроводительных документов снизился более чем в 2 раза.

Россельхознадзор также дважды принял участие во всероссийском конкурсе «Лучшая школьная столовая»: в 2021 году в Москве, в 2022 году – в Уфе.

Службой также ведется продуктивное взаимодействие с Общественным народным фронтом. По обращению ОНФ органы прокуратуры согласовывают проверочные мероприятия, что облегчает выявление недобросовестных поставщиков и не отвечающей требованиям продукции в условиях моратория на проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 590 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году» предусмотрен ряд особенностей предоставления субсидий (в том числе грантов в форме субсидий) из бюджетной системы Российской Федерации. Предусмотрено, в частности, следующее:

– срок окончания приема заявок участников отбора может быть сокращен до 10 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора;

– у участника отбора может быть неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, не превышающая 300 тыс. рублей;

– участник отбора не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контрактов по причине введения санкций или мер ограничительного характера;

– главный распорядитель вправе принять решение о продлении сроков достижения значений результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии, либо решение об уменьшении значения результата предоставления субсидии;

– снижено требование в части объема привлекаемых участником отбора средств внебюджетных источников с 50 до 30 процентов общей стоимости работ по проведению прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок.

О мерах поддержки для получателей субсидий

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также – реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

6) утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом “б” пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом “в” пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

5 – 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Больше проверок:  Пенсионный фонд российской федерации

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:

1) решения суда о:

а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;

б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;

2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:

1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;

2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;

3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;

4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  • Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  • Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  • Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  • Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  • Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  • Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  • Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  • Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  • Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Заполните заявку на выпуск сертификата

ИП Шойхет Александр Александрович

Имеется 1 негативное сведение

Онлайн проверки

Сведения о приостановлениях по расчетным счетам организации

Проверить

Значимые события, влияющие на дееспособность организации

Проверить

Автоматические проверки

Проверка сведений об имеющихся судебных спорах в отношении ИППроверка ИП на предмет банкротстваПроверка на принадлежность к реестру недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ/223-ФЗ/615-ППРФНаличие нарушений в ходе проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Другие пользователи, сейчас интересуются

Бизнес-центр Верейская Плаза III,

Сведения из единого реестра квалифицированных подрядных организаций

онлайн-проверками

Полный отчет об организации со всеми ONLINE – проверками в удобном формате с возможностью направить копию на e-mail

Сформировать отчёт

За что можно попасть РНП

Существуют две основные причины:

1. Уклонение от заключения контракта.

Уклонение является самым популярным билетом в мир недобросовестных поставщиков. Этот вариант подразумевает, что победитель тендера не выполнил одно или несколько обязательств после оглашения результатов. Признать участника уклонившимся можно по нескольким критериям, которые регулируются нашим любимым 44-ФЗ.

  • Вовремя не отправил обеспечение контракта или банковскую гарантию.
  • При действии антидемпинговых мер, не отправил увеличенное обеспечение или подтверждение своей добросовестности в установленный срок.
  • Вовремя не отправил подписанный контракт или протокол разногласий.

Как уже стало понятно из указанных признаков – есть определённый срок, за который участник должен выполнить все необходимые действия для заключения договора. Как правило, после получения проекта контракта со стороны заказчика, у исполнителя есть от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от типа размещения.

Причины «уклонения» встречаются достаточно разные и стоит их разделить на намеренные и ненамеренные:

  • Из первого типа, как пример, стоит отметить ситуацию, когда в ходе торгов произошли изменения на рынке. Если цена на требуемый предмет поставки выросла, то исполнять контракт становится крайне невыгодно. В таких ситуациях перед исполнителем разворачивается настоящая дилемма: что страшнее – выполнить все обязательства себе в убыток, или попасть в РНП и потерять обеспечение заявки.
  • Второй тип намного разнообразнее, поэтому приведем несколько популярнейших ситуаций: не работала торговая площадка или ЕИС; возникли проблемы с получением банковской гарантии; сломался компьютер; уведомление о отправленном заказчиком контракте попало в спам. Подобных причин может быть огромное количество, но далеко не все признаются ФАС-ом или судом уважительными.

2. Существенное нарушение условий контракта.

В этом случае важно обратить внимание на формулировку – «существенное нарушение». Как можно догадаться, не каждое нарушение можно считать таковым. Определять степень доверено самому заказчику, так что если при исполнении вы допустили несколько мелких промашек – скорее всего отделаетесь уплатой пени.

Если же качество выполненных работ не отвечает условиям заказчика, или , например, задержка поставок происходит систематически – договориться вряд ли получится. В этом случае, горе-исполнителю грозит как штраф за неисполнение контракта, так и попадание в злачный список.

При таком исходе есть два сценария развития событий:

  • Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, после чего обратился в ФАС.
  • Заказчик обращается в суд для расторжения контракта. После завершения процесса, судебное решение передается в ФАС и на его основании поставщика вносят в РНП.

Несмотря на то, что обе ситуации крайне неприятны, одна из них более лояльна к нарушителю.

В случае обращения в антимонопольную службу с судебным решением (если суд признал вину), шансов избежать попадания в реестр нет. При одностороннем расторжении, остаётся возможность оправдать себя на заседании комиссии.

1.  Информация

Данные
Коды статистики
Виды деятельности

2.  Проверки

Юридический статус
Банкротство
Задолженности
РНП
и ещё 6 проверок

3.  Лицензии

4.  Структура и связи

Учредители
Дочерние организации
Управление

5.  Судебные дела

Ответчик
Истец
Третье лицо

6.  Финансы

Отчётность
Доходы и расходы
Налоги и сборы
Задолженности
Правонарушения

7.  Закупки

Поставки, участие в аукционе и закупки 44-ФЗ / 223-ФЗ / 615-ПП РФ

8.  СРО

Членство
Страхование
Проверки
Компенсационный фонд
Право на выполнение работ

9.  Исполнительные производства

9.  Сведения Генеральной прокуратуры РФ

Cписок проверок Генеральной прокуратуры РФ

10.  Жалобы ФАС

Не закрывайте страницу. По окончании формирования файл автоматически скачается, а копия отчёта отправится на email

Для продолжения необходимо войти в систему

После входа Вам также будет доступно:

  • Автоматическая проверка недействующих стандартов в закупке
  • Создание шаблона поиска
  • Добавление закупок в Избранное

Тарифы

Список методов API мониторинга:

1.. Поиск по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам

(7 000 запросов в сутки)

Поиск по реквизитам

Список типов организаций

2.. Поиск по публикациям в журнале «Вестник государственной регистрации»

(300 запросов в сутки)

Поиск по сообщениям ВГР

3.. Поиск по публикациям о несостоятельности, банкротстве

Поиск по сообщениям Ъ

4.. Доступ к карточке компании, индивидуального предпринимателя и физического лица

Больше проверок:  Единый реестр проверок на сайте генпрокуратуры

4.1.. Доступ к актуальным сведениям компании, индивидуального предпринимателя и физического лица

Адрес организации по КЛАДР

Список арбитражных управляющих

Руководящая деятельность (ЕГРЮЛ)

Количественные показатели по карточке

Руководители иностранной организации

Сайт и E-mail

4.2.. Доступ к историческим сведениям/изменениям в составе руководства и учредителей

4.3.. Доступ к данным о зависимых лицах (бенефициары)

(3 000 запросов в сутки)

5.. Доступ к существенным фактам ЮЛ, ИП

5.1.. Предоставление сведений, внесенных в Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(2 000 запросов в сутки)

Записи в ЕГРЮЛ

Записи в ЕГРИП

5.2.. Предоставление сообщений, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации»

5.3.. Предоставление сообщений, опубликованных в газете «Коммерсантъ» (банкротство)

5.4.. Предоставление сведений о заключенных государственных контрактах

5.5.. Предоставление сведений о лицензиях у организации по данным ЕГРЮЛ

5.6.. Предоставление сведений о плановых проверках генеральной прокуратуры

Проверки гос. органами

5.7.. Предоставление сведений из реестра недобросовестных поставщиков

(5 000 запросов в сутки)

5.8.. Предоставление сведений об участии в государственных закупках

5.9.. Предоставление сведений об опубликованных тендерах, в которых приняли участие компания, индивидуальный предприниматель

5.10.. Предоставление сведений по залогам

Список залогов организации

Список исторических сведений по залогам организации

5.11.. Предоставление статистических сведений по арбитражной практике

5.12.. Предоставление сведений по банковским гарантиям

6.. Предоставление финансовых сведений

6.1.. Доступный годовой бухгалтерский баланс ЮЛ

(1 000 запросов в сутки)

Список годов бух. отчётности

Бух. отчётность за год

6.2.. Комплексная финансовая оценка организации

Статическое описание данных экспресс-анализа

7.. Поиск сведений об отмене доверенностей, опубликованных в газете “КоммерсантЪ”

Поиск по отозванным доверенностям

8.. Поиск по залогам, доступ к карточкам залогов

Информация по извещению о залоге

Список извещений по залогу

Поиск по залогам движимого имущества

9.. Проверка по списку недействительных российских паспортов

Поиск недействительных паспортов

Плановые контрольные мероприятия собраны в Едином реестре проверок

На сайте Генпрокуратуры размещён Единый реестр проверок (о нём мы рассказывали в статье по ссылке). Чтобы проверить, не попала ли организация в план проверок, необходимо ввести в строку поиска наименование компании или ФИО ИП, ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Если организация или ИП есть в плане, то появится полная информация о проверке: кто будет проверять, когда, по какому поводу и в какой форме. Это поможет заранее подготовиться и сократить риски штрафов.

Субъект бизнеса может быть включён в план проверок по ошибке. От ошибок не застрахована даже Генпрокуратура и ведомства. Но вопрос решаем: нужно подать заявление об исключении из плана проверок, если в отношении компании или ИП действует мораторий.

К заявлению нужно приложить заверенные копии расчёта по страховым взносам и отчёт о финансовых результатах за предшествующий год. Если деятельность ведётся менее года, то отчёт нужно подготовить за период со дня регистрации до текущей даты. Акционерным обществам также необходимо добавить выписку из реестра акционеров. Пакет документов направляют в ведомство, которое допустило ошибку. Срок рассмотрения заявления — 10 дней.

Что нужно знать о реестре недобросовестных поставщиков

Создание «чёрных списков» — обычная деловая практика. Такие базы существуют для отсеивания нежелательных клиентов, партнёров или контрагентов в любом секторе. Свои списки формируют и сами предприниматели.

Реестр недобросовестных поставщиков — официальная база данных, используемая в сфере госзакупок. Она общедоступна и формируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии:

  • с положениями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • с порядком и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (ред. от 20.07.2019).

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  • Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  • Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  • Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  • Дату внесения в РНП.

Доступ невозможен

Запуску мешают активные сессии на других устройствах

Последствия включения в РНП

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  • При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  • Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  • Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).

Проверки Генеральной прокуратуры РФ

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

Только с нарушениями

Что будет, если попасть в РНП

Если коротко – ничего хорошего.

Начнем с того, что компания, находящаяся в реестре, фактически не может участвовать в госзакупках. Прямо о таком ограничении нигде не сказано, но в абсолютном большинстве закупок есть требование к участникам – отсутствие поставщика в РНП.

Номинально этого никто не запрещает, но найти тендеры без вышеупомянутого требования – как иголку в стоге сена. Даже коммерческие закупки, чаще всего, содержат этот пункт.

Если учредитель компании, внесенной в реестр, задумает переиграть систему и зарегистрировать новую компанию или пойти в госзакупки как предприниматель – то и тут ничего не выйдет.

В ЕИС сведения размещаются не только о юридическом лице, но и о учредителях. Соответственно, при попытке провернуть такую рокировку результат будет неутешительным.

Помимо всего перечисленного, компанию также ждут пени, штрафы, потеря обеспечений заявки или контракта, взыскание убытков заказчика и сведения о недобросовестности компании в открытом доступе.

Как избежать попадания в реестр

Первый совет – делайте всё правильно

Внимательно изучайте документацию, чтобы в будущем не наткнуться на сюрпризы. Обращать внимание стоит на сроки проведения, подписания и исполнения контракта, на техническое задание, его нюансы и порядок исполнения.

Если досконально изучить все моменты и осознанно подать заявку на участие в тендере, то в случае победы не должно возникнуть мыслей об уклонении или неисполнении.

Второй совет – защищайте себя любыми способами

Если с первой рекомендацией что-то пошло не так, но вы никак не могли повлиять на ситуацию, то готовьтесь обороняться.

Когда заседания комиссии ФАС не избежать, то лучше заранее подготовить доказательную базу своей невиновности. Скриншоты, логи действий на сайте, видеозаписи, справки, чеки, отчеты и так далее. Если причина, по которой заказчик обратился в антимонопольную службу, действительно была вам не подконтрольна, то от этих данных будет зависеть попадание в реестр.

В случае судебного расторжения контракта и внесения в РНП на основании заключения, избежать чёрного списка уже не получится. Однако есть способ выбраться из сложившейся ситуации. В течение трех месяцев с момента принятия решения в суде, можно обратиться в арбитражный суд для обжалования решения ФАС. Процесс, скажем так, непростой, но нередко суд встаёт на сторону участника закупок.

Третий совет – пробуйте договариваться

У заказчиков не стоит целью изгнать вас из госзакупок на 2 года. Чаще всего они просто перестраховываются, ведь в случае несвоевременного обращения в контролирующий орган, ответственного сотрудника оштрафуют на 20 000 рублей.

Поэтому, если что-то идёт не по плану, возникают трудности или препятствующие обстоятельства, можно попробовать урегулировать ситуацию самостоятельно. Со стороны заказчика сидят точно такие же люди, поэтому если выйти на контакт, то можно договориться.

При возникновения тотальных проблем, можно попросить заказчика расторгнуть договор по соглашению сторон. Ситуация в хорошую мгновенно не превратиться, но попадания в РНП избежать удасться.

Выводы

Закрепляем всё вышесказанное:

Реестр недобросовестных поставщиков – не лучшее место для вашей компании. Попадание в него практически полностью ограничивает участие в тендерах. Попасть в список можно не заключив контракт после победы или выполнив его плохо.

В случае обращения заказчика в ФАС и даже при попадании в реестр – шансы выйти сухим есть. Готовьтесь отстаивать свою позицию на комиссии контролирующего органа или в суде, а лучше обращайтесь в Тендерплан!

Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выстроить работу по защите ваших интересов!

Но самый лучший вариант – это внимательно все изучать, следить за всем, до чего дотягиваются руки, грамотно оценивать свои возможности и исполнять контракты без конфликтов.