Профилактический визит пожарных в 2023 году. Что это такое и стоит ли его бояться?

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ ввёл в контрольно-надзорную деятельность обязательные профилактические мероприятия. Какие виды таких мероприятий существуют? Как они проводятся? Может ли надзорный орган по  итогам профилактических мероприятий наказать компанию? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Виды профилактических контрольно-надзорных мероприятий

Профилактические контрольно-надзорные мероприятия приобрели особую актуальность в период действия моратория на плановые и почти все внеплановые проверки. Но даже в отсутствие такого запрета в России наблюдалась тенденция к сокращению проверок: если в 2019 году надзорные органы провели 1,5 млн проверок, то в 2021 году – уже 882 тысячи.

Это стало возможным в том числе благодаря расширению перечня профилактических инструментов контрольно-надзорной деятельности. Согласно части 1 статьи 44 № 248-ФЗ, такие контрольно-надзорные мероприятия необходимы, чтобы проверяемые знали об обязательных требованиях к их деятельности, добросовестно их соблюдали и не создавали условия и причины для их нарушений.

Такие мероприятия включаются в программу профилактики рисков причинения вреда и обязательны для всех контрольно-надзорных органов. Виды  приведены в ч. 1 ст. 45 № 248-ФЗ. К профилактическим мероприятиям нарушений относятся:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

При этом надзорное ведомство при таких мероприятиях может взаимодействовать с контролируемым лицом только с его согласия или по его собственной инициативе. Если при профилактическом мероприятии орган контроля выявит нарушения или угрозу причинения вреда, то инспектор обязан довести эту информацию до своего руководителя, и именно руководитель принимает решение о проверке по данным фактам.

Информирование

Информирование – это рекомендации или разъяснения по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган размещает их на сайте, в СМИ или в личных кабинетах управляющих организаций в ГИС ЖКХ. При этом на сайте ведомства всегда должны быть следующие актуальные сведения и документы:

  • нормативно-правовые акты, регулирующие государственный контроль в определённой сфере, например, государственный жилищный надзор, и внесённые в них изменения;
  • перечень документов с обязательными требованиями и информацией о мерах ответственности при их нарушении;
  • чек-листы для самообследования;
  • руководства по соблюдению обязательных требований;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • график плановых проверок;
  • программа профилактики;
  • перечень сведений, которые надзорный орган вправе запрашивать у проверяемых лиц;
  • данные о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
  • данные о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа;
  • доклады с обобщением правоприменительной практики;
  • информация о способах и процедуре самообследования и методические рекомендации по его проведению.

Примеры публикаций органов ГЖН для информирования управляющих домами вы найдёте на нашем портале: мы периодически делаем подборки рекомендаций и разъяснений надзорных органов в сфере управления и содержания МКД.

Обобщение правоприменительной практики

Обобщение правоприменительной практики – это обзоры практики надзорного органа. Они нужны, чтобы сформировать единообразный подход к решению однотипных ситуаций при контроле за работой компаний и выявить типичные нарушения. Также на основе анализа такой практики ГЖИ может разработать предложения по внесению изменений в законодательство о коэффициенте направленного действия.

Надзорный орган готовит такой доклад не реже одного раза в год. Его утверждает руководитель ведомства, а затем доклад публикуется на сайте.

Стимулирование добросовестности

Меры стимулирования добросовестности – это мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Такие мероприятия и порядок оценки прописываются в положении о контроле. Соответствие контролируемого критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трёх лет в зависимости от его категории риска.

Предостережение о признаках будущих или уже совершённых нарушений

Орган надзора вправе объявить контролируемому лицу предостережение, если есть сведения о том, что нарушение обязательных требований только готовится или есть признаки уже случившихся нарушений. Такое предостережение должно содержать:

  • указание на соответствующие обязательные требования;
  • реквизиты нормативно-правового акта, где такие требования прописаны;
  • информацию о том, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к их нарушению;
  • предложение о принятии мер для соблюдения данных требований.

В предостережении ведомство не вправе требовать предоставить ему какие-либо сведения или документы. Одновременно с предостережением надзорный орган нужно направить потенциальному нарушителю ссылку на сайт, где размещены инструкции и чек-листы для самообследования по соблюдению обязательных требований.

Контролируемое лицо при этом вправе подать в надзорный орган возражение в отношении предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения устанавливается положением о виде контроля.

При этом следует учитывать, что управляющая организация вправе оспорить предостережение в суде, если оно не соответствует действительности и нарушает её права и интересы.

Консультирование по общим вопросам

Должностное лицо надзорного органа может давать консультации по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приёме или в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия. При этом в письменной форме никакой информации после консультирования контролируемое лицо не получит, если не направило соответствующий запрос.

Самообследование

Самообследование – это добровольная оценка контролируемым лицом того, насколько оно соблюдает обязательные требования законодательства. Такая оценка происходит на сайте органа надзора. Если по итогам такого обследования лицо получило высокую оценку, то оно вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Такая декларация направляется надзорный орган: он регистрирует документ и размещает на своём сайте. Сведения о зарегистрированной декларации контролируемое лицо может использовать в своей продукции. Такой документ действует от одного до трёх лет с момента его регистрации органом контроля. Если при проверке надзорное ведомство выявит нарушения, то данные о декларации аннулируются.

Больше проверок:  План проведения плановых проверок по вопросам экспортного контроля на 2024 год

Профилактический визит

Профилактический визит нужен надзорному органу для сбора общих сведений о проверяемом лице и отнесения его к категории риска, общения с ним и ответов на его вопросы. Ведомство обязано предупредить о таком визите за пять рабочих дней.

При этом контролируемое лицо вправе отказаться от такого профилактического мероприятия, уведомив надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

По итогам визита составляется акт, но без выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Все разъяснения носят рекомендательный характер. Если инспектор в ходе визита выявил угрозу причинения вреда или ущерба, то он обязан передать эту информацию руководителю. Тот принимает решение о проведении проверки.

По данным Правительства РФ, на июнь 2022 года на федеральном уровне проведено 130,6 тысяч профилактических визитов. Больше всех таких контрольно-надзорных мероприятий провело МЧС России – 55% от всех контрольных мероприятий этого ведомства.

Профилактический визит пожарных в 2023 году. Что это такое и стоит ли его бояться?

В последние годы органы государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН) стараются сократить количество контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и увеличить число профилактических, в том числе за счет проведения профилактических визитов. Это делается для того, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, при этом реализовав контрольные (надзорные) функции.

В данной статье мы рассмотрим, как устроены профилактические визиты и особенности их проведения в 2023 году.

Что такое профилактический визит?

Профилактический визит — это мероприятие, проводимое должностными лицами пожарного надзора (далее — инспектором ГПН) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.

Говоря своими словами, это беседа инспектора ГПН с контролируемым лицом на тему соблюдения требований пожарной безопасности. Такая беседа может быть проведена как непосредственно на объекте, так и дистанционно.

Профилактический визит, как один из видов профилактических мероприятий, появился при вступлении в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — 248-ФЗ).

Какие цели преследует инспектор, проводя профилактический визит?

Основные цели приведены в пункте 47 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 290):

1. Проинформировать контролируемое лицо о требованиях, предъявляемых к объекту (зданию, сооружению, строению, территории);

2. Донести до сведения контролируемого лица информацию о соответствии объекта критериям риска. Инспектор может указать на наличие или отсутствие на объекте предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также рассказать о том, что влияет на присвоение той или иной категории риска конкретному зданию;

5. Собрать сведения об объекте защиты, необходимые для отнесения его к определенной категории риска.

Как видно из представленных выше целей, профилактический визит не имеет задачи привлечь контролируемое лицо к административной ответственности и выдать предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Каким способом проводится профилактический визит?

1. При непосредственном посещении объекта надзора инспектором пожарного надзора;

2. Без посещения объекта надзора, с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. При выборе дистанционного взаимодействия рекомендуем заранее уточнить возможность такого взаимодействия у инспектора, проводящего профилактический визит.

Каким способом будет проведен профилактический решает надзорный орган. Об этом, скорее всего, будет сказано в уведомлении о проведении профилактического визита. Однако, контролируемое лицо может ходатайствовать об изменении способа проведения профилактического визита.

Какие есть виды профилактических визитов?

В соответствии с действующим законодательством, профилактический визит официально не делится на какие-либо типы, виды и подвиды.

Однако, в 2023 году профилактический визит будет дополнительно проводиться с определенными особенностями и в отношении определенных категорий хозяйствующих субъектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336).

Формулировки, приведенные в нормативных правовых актах, могут запутать начинающих специалистов или представителей бизнеса. Поэтому, для простоты понимания, позволим себе разбить все профилактические визиты на три условные группы:

  • Профилактические визиты, в том числе обязательные, проводимые в “общем” порядке на основании статьи 52 ФЗ-248.
  • “Добровольные” профилактические визиты, проводимые исключительно в 2023 году;
  • Профилактические визиты, проводимые исключительно в 2023 году взамен плановых КНМ.

В нормативных правовых актах все они называются одинаково — профилактический визит, однако у каждого из них есть свои особенности, которые мы рассмотрим ниже.

1) Профилактический визит в “общем порядке” — проводится всегда

Под профилактическим визитом “в общем порядке” мы подразумеваем те визиты, которые постоянно проводятся органом (инспекторами) ГПН.

Чем закреплено. Статья 52 № 248-ФЗ и пункт 47 Постановления № 290.

Кого касается. 1) Объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска — без какой-либо периодичности;2) Объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска — не позднее чем в течение одного года с даты получения надзорным органом информации о начале осуществления деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.

Больше проверок:  Разработан новый портал для работы с машиночитаемыми доверенностями

Профилактические визиты также могут коснуться иных объектов защиты, в случае, если решение об их проведении принято Правительством и Президентом РФ. Подобные профилактические визиты могут проводиться, например, на основании Решения Совета Безопасности РФ. В данном случае, основанием для проведения профилактического визита будут статья 52 № 248-ФЗ, а также пункт 45 Постановления № 290.

Как узнать. Невозможно заранее узнать на каком конкретном объекте будет проведен профилактический визит. Однако, не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения, контрольный (надзорный) орган обязан уведомить об этом контролируемое лицо.

Можно ли отказаться. Да, можно. Если контролируемое лицо не заинтересовано в проведении профилактического визита, оно вправе от него отказаться, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. Это прямо сказано ч. 6 ст.52 248-ФЗ.

Срок проведения. Не может превышать 1 рабочий день.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный инспектором и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется контролируемому лицу в течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия.

Административная ответственность. Отсутствует. По результатам профилактического визита контролируемое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Предписание. Не выдается. По результатам проведения профилактического визита категорически запрещается выдавать предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Все разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят исключительно рекомендательный характер. Об этом прямо сказано в части 8 статьи 52 248-ФЗ.

2) “Добровольный” профилактический визит — только в 2023 году

Под “добровольным” профилактическим визитом мы подразумеваем визит, инициированный не пожарным надзором, а собственником или представителем объекта.

Чем закреплено. Пункт 11(3) Постановления № 336.

Кого касается. Объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, попавших в планы проведения КНМ на 2023 год. Собственники и представители данных объектов могут добровольно приглашать инспекторов пожарного надзора для проведения профилактического визита.

Об этом же говорил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев:

«Если человек попал в план проверок на 2023 год, у него есть возможность за два месяца до проведения проверки позвать инспектора к себе на объект — здание, сооружение, ТЦ, дом престарелых — и сказать: «Помоги мне выявить узкие места». По сути, это бесплатная “госуслуга”

— Ринат Еникеев на пресс-конференции в ТАСС 02.11.2022 г.

Важно! Подобные “добровольные” профилактические визиты распространяют свое действие исключительно на 2023 год. Возможно, при положительной практике проведения подобных мероприятий, они будут продлены и далее.

Еще важнее! “Добровольный” профилактический визит не является основанием для отмены планового КНМ. То есть инспектор все равно в соответствии с планом плановых КНМ придет на объект с проверкой.

Как узнать. Для проведения такого профилактического визита правообладатель объекта должен сам обратиться в пожарный надзор с соответствующей просьбой.

Как обратиться. Написать заявление в свободной форме в адрес Главного управления МЧС России по субъекту или территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы с просьбой о проведении на объекте профилактического визита.

Когда обратиться. Не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения планового КНМ.

Когда будет проведен. Профилактический визит будет проведен не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения планового КМН.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный должностным лицом пожарного надзора и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется контролируемому лицу в течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия. Также в ходе проведения профилактического визита инспектором будут указаны нарушения, допущенные на объекте, а у контролируемого лица останется время на подготовку к плановому КНМ, в том числе время на принятие мер по недопущению нарушений обязательных требований.

3) Профилактический визит взамен планового КНМ — только в 2023 году

Подобные профилактические визиты также распространяют свое действие только на 2023 год для определенных категорий объектов.

Чем закреплено. Пункт 11(4) Постановления № 336.

Кого касается. Объекты государственных и муниципальных учреждений:— дошкольного и начального общего образования,— основного общего и среднего общего образования,отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Как узнать. О проведении такого профилактического визита можно будет узнать из программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Данные программы утверждаются не позднее 20 декабря. Ознакомиться с ними можно на сайтах Главных управлений МЧС России по субъекту РФ.

Можно ли отказаться. Нет, нельзя.

Срок проведения. Не может превышать 1 рабочий день, однако данный срок может быть продлен для проведения инструментальных обследований, экспертиз и(или) испытаний.

Результат. Лист профилактической беседы, составленный должностным лицом пожарного надзора и подписанный собственником или представителем объекта. В листе будет отражена информация, доведенная в ходе профилактического визита до контролируемого лица, а также рекомендации о способах снижения категории риска объекта. Лист направляется в контролируемому лицу течение 5-ти рабочих дней со дня проведения профилактического мероприятия.

Больше проверок:  Как проверить лицензию у компании

Предписание. Возможно. Предписание выдается в случае выявления на объекте нарушений обязательных требований. Копия указанного предписания направляется также в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

Что будет, если в ходе профилактического визита будут обнаружены нарушения с явными угрозами?

Если будет установлено, что объект надзора представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор будет обязан незамедлительно направить информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении КНМ, в соответствии с п.9 ст.52 248-ФЗ.

Иными словами, если выявленные в ходе профилактического визита нарушения представляют серьезную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на объекте, инспектор пожарного надзора может вернуться с внеплановым КНМ(при согласовании его проведения с органами прокуратуры), по результатам которого в отношении хозяйствующего субъекта может быть в том числе возбуждено дело об административном правонарушении.

Какие нарушения представляют явную угрозу?

Нет четкого определения или перечня нарушений требований пожарной безопасности, представляющих явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба).

Предположительно, примерами подобных нарушений могут быть:

1. Неисправность или отсутствие на объекте надзора систем противопожарной защиты (в том числе системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты и прочее);

2. Нарушения, связанные с наличием или содержанием путей эвакуации людей при пожаре;

3. Нарушения, связанные с эксплуатацией помещений повышенной взрывопожароопасности (А), взрывопожароопасности (Б), в том числе превышение допустимых норм или несоблюдение правил хранения, эксплуатации транспортировки взрывопожароопасных веществ и материалов;

4. Нарушения, связанные с порядком проведения огневых (и иных пожароопасных) работ;

5. Нарушения, связанные с объемно-планировочными и конструктивным решениями (отсутствием противопожарных преград или их несоответствие требованиям пожарной безопасности), а также прочие нарушения, существенно влияющие на пожарную безопасность объекта.

Советуем также посмотреть официальное письмо МЧС России от 17 февраля 2017 г. N 19-16-302, где даются разъяснения понятиям “угроза жизни и здоровью» и «угроза возникновения пожара».

Совещание Комитета
СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности провел В. Тимченко.

В Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности состоялось совещание, посвященное
реформе контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Мероприятие
провел председатель Комитета СФ Вячеслав
Тимченко.

Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области

Сенатор отметил,
что первоначальные
этапы реформы контрольно-надзорной деятельности практически реализованы.
Создана вся необходимая правовая база. «Приняты базовые законы, вступили в силу изменения в 132 отраслевых закона, были
приняты правительственные документы, 12 общих постановлений Правительства,
80 федеральных постановлений о видах контроля, а после этого были приняты
2,5 тысяч региональных актов и более 20 тысяч муниципальных», —
перечислил парламентарий.

Исходя
из актуальной экономической ситуации в стране, введен мораторий на проведение контрольных плановых проверок до 31 декабря 2022 г. в отношении юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, а до 31 декабря 2024 г. — для IT-предпринимателей

Вячеслав Тимченко напомнил, что, исходя
из актуальной экономической ситуации в стране, введен мораторий на проведение контрольных плановых проверок до 31 декабря 2022 г. в отношении юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, а до 31 декабря 2024 г. — для IT-предпринимателей. Существенно
смягчены меры административной ответственности для бизнеса.

«Для мониторинга
ситуации по соблюдению моратория наш Комитет взаимодействовал с Министерством экономического
развития РФ, с контрольно-надзорными органами — по наиболее массовым видам
контроля», — сказал законодатель. По словам
Вячеслава Тимченко, сенаторы рекомендовали Министерству продолжить работу
по трансформации подходов к контролю, максимально заменив проверки
профилактическими мероприятиями, а также рассмотреть возможность
дифференцировать объекты контроля по категориям риска.

«Цель сегодняшнего мероприятия — услышать, как принятые решения повлияли на деловой климат, какая требуется
донастройка системы контрольно-надзорной деятельности», — добавил сенатор.

Статс-секретарь —
заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев в своем выступлении отметил, что отраслевое
законодательство направлено на формирование единого подхода к осуществлению
государственного контроля (надзора). «Ключевая идея – приоритет профилактики
над надзорными мероприятиями. При этом профилактика должна стать ключевым
инструментом взаимодействия с бизнесом, с подконтрольными лицами. Главная цель
контроля — не наказание, а предотвращение нарушений обязательных требований», —
подчеркнул он.

Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

Алексей Херсонцев сообщил, что этому будет способствовать новая широкая линейка контрольно-надзорных
мероприятий, позволяющая более гибко донастраивать систему контроля в каждой
отрасли. Он также отметил важность механизма досудебного обжалования. «Он позволяет
очень быстро высказать несогласие с теми или иными действиями контролера, не обращаясь в суд, и получить соответствующую реакцию».

В совещании приняли
участие полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Вадим Живулин, председатель
Комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин, председатель
Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин, первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по контролю Михаил
Романов, аудитор Счетной палаты РФ Светлана
Орлова, статс-секретарь — заместитель руководителя Роспотребнадзора Михаил Орлов, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы
МЧС России Ринат Еникеев,
уполномоченные по защите прав предпринимателей ряда регионов.