Прокуратура это учреждение или организация

Главная обязанность прокуратуры — реагировать на жалобы о незаконных действиях или бездействии сотрудников государственных служб, следить за соблюдением прав и свобод граждан со стороны органов власти, будь то налоговая или транспортная полиция.

Раздел посвящен защите прав ветеранов Великой Отечественной войны, совету ветеранов прокуратуры и Нюрбергскому процессу. Общественная ветеранская организация прокуратуры Ростовской области была учреждена в 2010 году и продолжает успешно функционировать. В здании прокуратуры области имеется музей ветеранов. Ветераны прокуратуры принимают активное участие в подготовке молодых специалистов, наполнении экспонатами музея, защите прав пенсионеров органов прокуратуры.
Нюрнбергский процесс – самый известный в мире судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Он проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в г. Нюрнберге (Германия). В разделе представлены материалы, касающиеся указанного процесса.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату в России появился институт прокурорского надзора.
С тех пор наше государство претерпело немало реформ и изменений, однако прокуратура неизменно занимала уникальное положение в его структуре, а прокуроры всегда стояли на страже законности.
В данной рубрике представлены материалы, посвященные истории органов прокуратуры с эпохи Петра I и до наших дней.

Газета «Вестник Донской Прокуратуры» официально зарегистрированное печатное издание, учрежденное прокуратурой Ростовской области в 2001 году. Газета выходит с периодичностью один раз в месяц и содержит материалы о результатах работы как аппарата прокуратуры области, таки и районных, городских и специализированных прокуратур. В 2020 году газета в том числе выходит в электронной версии, и размещается на странице прокуратуры области на едином правовом портале прокуратуры Российской Федерации.

В разделе размещаются материалы информационно-разъяснительного характера: статьи с разъяснением федерального и регионального законодательства как вновь принятого, так и действующего, представляющего определенную актуальность для населения; наглядные материалы в виде памяток, буклетов, видеороликов, информирующих о правах и способах их защиты в различных сферах жизнедеятельности; профилактического характера с целью формирования антикоррупционного (антинаркотического и пр.) сознания и нетерпимости к противоправному поведению.

Федеральный закон от 17. 1992 N 2202-1 (ред. от 29. 2022) “О прокуратуре Российской Федерации” (с изм. и доп. , вступ. в силу с 09. 2023)

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Правовой статус прокуратуры, задачи, функции и полномочия прокуратуры

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.

Отмеченное подтверждается тем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в рамках внесенного 20.01.2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» внимание уделено прокуратуре.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена статья 129, которая находится в главе 7 под названием «Судебная власть и прокуратура». До 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть».

Таким образом указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, отмечено повышенное социальное значение прокурорской деятельности.

Статья 129 Конституции Российской Федерации состоит из пяти частей, которые посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.

Так, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Больше проверок:  Наследство реестр проверка завещания официальный

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме того, в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.

С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено,
что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре).

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Больше проверок:  Скачать ерп

Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.

Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).

Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.

Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).

Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).

На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.

Таким образом, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.

Информирует Старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя С.А. Сурма

Структура и виды прокуратуры РФ

Ведомством руководит генеральный прокурор, которого назначает президент. Генеральному прокурору подчиняются главы остальных структур — прокуроры субъектов РФ, то есть областей и республик, а также прокуратуры районов и городов.

Также в структуре есть специализированные виды прокуратуры, которые стоят на одном уровне с прокуратурами городов и регионов. Так, в зависимости от сферы деятельности предпринимателя, чтобы защитить свои права, он может обратиться в транспортную или природоохранную прокуратуру.

Транспортная прокуратура следит за соблюдением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте и, прежде всего, контролирует, как госкомпании обеспечивают безопасность пассажирских и грузовых перевозок. Так, если организация заказала услугу грузоперевозки, но в порту груз повредили, она может обратиться в транспортную прокуратуру.

Кроме того, транспортная прокуратура контролирует, как соблюдается таможенное законодательство, и следит за деятельностью таможенных органов, например не превышают ли сотрудники таможни свои полномочия. Если такой сотрудник попросит у предпринимателя взятку — это повод для обращения в транспортную прокуратуру.

Природоохранная прокуратура следит за исполнением законов об охране окружающей среды. Например, если предприятие сбрасывает сточные воды в реку, хотя у него нет на это разрешения, этот случай возьмет под контроль именно природоохранная прокуратура.

Также природоохранная прокуратура проверяет законность использования природных ресурсов. Например, если компания занимается лесозаготовками, она должна арендовать лесные территории. Арендодатели могут предоставить предпринимателю неверную карту участка и впоследствии предъявлять претензии за незаконную вырубку или за нарушение границ участка. В этих случаях также поможет природоохранная прокуратура.

Больше проверок:  Проверки в 2023 году – продление моратория на проверки малого бизнеса

Если в конкретном субъекте страны есть сферы, которые требуют особого контроля, там появляются и соответствующие прокуратуры. Например, в Кемеровской области работает ведомство по надзору в угледобывающей отрасли; его задача — защищать людей, которые работают в шахтах.

В каких случаях прокуратура может помочь бизнесу

Если в отношении компании или ИП приняли несправедливое решение, прокуратура поможет его оспорить.

Вот в каких случаях предприниматель вправе обратиться в надзорные органы:

  • Отказ в лицензировании. В прокуратуру нужно обращаться, если не удалось получить разрешение на ведение бизнеса или зарегистрировать дело.
  • Несправедливое налогообложение.
  • Несоблюдение прав владельца частного бизнеса. К примеру, прокуратура поможет решить вопрос о выделении субсидий из областного бюджета, которые положены предпринимателю по закону.

Прокуратура обязана помогать каждому ИП и юридическому лицу, если жалобы в другие правоохранительные органы не приносят результата.

Что важно запомнить

  • Прокуратура — это независимый надзорный орган, ее не могут контролировать политические партии и местные власти.
  • Заявление в прокуратуру подают, если права гражданина нарушили, но государственные службы ему не помогли.
  • Прокуратура не возбуждает уголовные дела, но может подавать постановления в Следственный комитет и участвовать в судебном и следственном процессах.
  • Предприниматели обращаются в прокуратуру, если компании отказали в лицензировании, выделении субсидий или назначили несправедливые налоги.

Что делает прокуратура

Прокуратура контролирует работу органов всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Утверждает законы. Если федеральные или региональные власти решают издать новый законодательный акт, они должны согласовать его с надзорными органами. Прокуратура может дополнять и корректировать проект, вносить свои предложения, а если между прокуратурой и властями возникнут разногласия, закон отклонят. Например, прокуратура может оспорить закон об ограничении субсидий для малого и среднего бизнеса.

Следит за исполнительной властью. Прокуратура контролирует, как должностные лица исполняют свои обязанности, а также участвует в разработке проектов и направляет их на экспертизу для последующего исполнения. Например, если в Роспотребнадзоре составили новый план проверок предприятий, прокуратура должна его утвердить.

Инициирует уголовные дела. Ведомство не возбуждает уголовные дела — этим занят Следственный комитет. Прокуратура может только инициировать процесс: вынести постановление о том, что необходимо завести дело.

Прокуратура может участвовать в любом этапе судебного процесса. Так, ее полномочий хватает, чтобы выдать разрешение:

  • на обыск;
  • на задержание;
  • на арест подозреваемых, имущества или счетов.

При этом прокурор вправе возбуждать дела по административным правонарушениям и участвовать в их дальнейшем рассмотрении, например представлять доказательства.

Какие меры может принимать прокурор

Если в ходе проверки прокуратура нашла нарушения, прокурор принимает меры, чтобы наказать виновных. Для этого он может подать протест, внести представление или вынести постановление, объявить предостережение.

Протест. Если прокурор считает, что судебное решение или административный акт не соответствует закону, нарушает права человека, он может подать протест на этот акт. Например, если городские власти решают повысить налог на имущество для ИП, предприниматели вправе обратиться в прокуратуру и попросить опротестовать это решение.

Представление. Если в ходе проверки прокурор обнаружил систематические нарушения закона, он выносит представление, в котором требует их устранить.

Кроме того, он может требовать привлечь к ответственности должностное лицо. Так, если в налоговой неоднократно искажали суммы налогов для предпринимателей, прокуратура обязана представить случаи нарушений, указать, что к ним привело, и потребовать наказать сотрудника, который в этом виноват.

Постановление. Это ходатайство прокурора о возбуждении уголовного или административного дела. Чтобы подать постановление, у прокурора должен быть мотив, то есть доказательства нарушения. К примеру, если контролирующие органы нарушают закон в отношении предпринимателей, прокуратура может инициировать уголовное дело — доказательством в этом случае будут документы, расчеты, видео- и аудиозаписи с места проверки.

Предостережение. Этот документ составляют для профилактики нарушений. Если у прокурора есть подтвержденная информация о том, что должностное лицо хочет нарушить закон, он в письменной форме напоминает, что делать этого нельзя.