Прокуратура информация

Деятельность и функции прокуратуры в Российской Федерации регламентируются Конституцией (статья 129) и ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ» (действует с 17 января 1992 года), а также такими кодексами, как уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и административно-процессуальный. Также в этот перечень входит КоАП Российской Федерации и прочие федеральные законы, международные договоры и ведомственные нормативные акты Генпрокурора. При этом нормативные акты, которые регулируют организацию/деятельность прокуратуры не могут быть изданы региональными законодательными органами.

Часть 2 ст. 1 Закона “о прокуратуре рф” устанавливает цели ее деятельности. Ими являются

2) обеспечение
единства и укрепления законности,

3) защита прав и
свобод человека и гражданина,

4) охраняемых
законом интересов общества и государства
прокуратура Российской Федерации
осуществляет:

Задачи прокурорского
надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина определяются в
приказах и указаниях Генерального
прокурора РФ и прокуроров субъектов
Федерации.

Направления
деятельности органов прокуратуры в
Законе “О прокуратуре РФ”
подразделяются на две группы:

Прокурорский
надзор состоит
в наблюдении за исполнением законов и
соблюдением прав и свобод человека
органами государственной власти и
местного самоуправления и их должностными
лицами, органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций
и принятии предусмотренных законом мер
к устранению нарушений законов и
способствующих им обстоятельств,
восстановлению нарушенных прав и
привлечению виновных к ответственности.

Соседние файлы в папке SiPO

Все действующие прокурорские органы и учреждения составляют систему прокуратуры РФ.

Деятельность регламентируется Конституцией и Законом о прокуратуре. Система представляет собой иерархию, состоящую из подсистем. Имеет отличительные признаки:

  • самостоятельность и обособленность структуры;
  • подчиняется единым принципам законности, независимости, единства и централизации;
  • образуется параллельно с федеративным устройством и административно-территориальным делением;
  • если орган не входит в систему прокуратуры, его деятельность не допускается.

Главным звеном является Генеральная прокуратура РФ, далее идут прокуратуры субъектов РФ, военные и специализированные прокуратуры субъектов, научные и образовательные заведения, печатные органы, городские и районные прокуратуры, территориальные военные и специализированные.

Генпрокуратура, прокуратуры субъектов, учреждения образования и науки, печатные издания имеют в своем распоряжении имущество, находящееся в оперативном управлении.

В ведении Генерального прокурора находятся образование, реорганизация и ликвидация учреждений в системе органов прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ – высший орган системы прокуратуры, который руководит нижестоящими прокуратурами и контролирует их деятельность.

Генеральный прокурор РФ, возглавляющий главный прокурорский орган, отвечает за выполнение возложенных на прокуратуру задач, назначается на должность Советом Федерации, представляется Президентом РФ. Генеральный прокурор:

  • организует деятельность прокуратуры, издает приказы, распоряжения, указания и т.д.;
  • формирует штат, структуру, определяет полномочия.

В коллегии Генеральной прокуратуры, на Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов Генпрокурор председательствует. Ежегодно он готовит и представляет отчет о состоянии законности в стране. Участвует в заседаниях высших судебных органов.

Понятие, цели, направления прокурорской деятельности

В
настоящее время прокуратура
представляет собой единую федеральную
централизованную систему органов,
осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением
Конституции России и исполнением
законов, действующих на территории
Российской Федерации и реализующих
другие функции.

Основным
нормативно-правовым актом, регулирующим
организацию и деятельность прокуратуры,
является Закон РФ “О прокуратуре
Российской Федерации”, принятый
Верховным Советом РФ 17 января 1992 г. В
связи с принятием Конституции России
1993 г. Закон был изложен в новой редакции
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г.

До
принятия Конституции 1993 г. прокуратура
была по
существу надзорным органом законодательной
власти,
поскольку в соответствии со статьей 11
первой редакции Закона “О прокуратуре
РФ” Генеральный прокурор назначался
на должность и освобождался от должности
Верховным Советом РФ по представлению
Председателя Верховного Совета РФ с
последующим утверждением Съездом
народных депутатов РФ. Генеральный
прокурор в своей деятельности по надзору
за исполнением законов, действующих на
территории России, был подотчетен Съезду
народных депутатов РФ и Верховному
Совету РФ. Согласно статье 12 указанного
Закона, прокурор республики в составе
РФ назначался на должность по согласованию
с высшим органом власти этой республики,
был ему подчинен и подотчетен. Прокуратура
была ориентирована на сотрудничество
только с законодательной ветвью власти,
только ей была подконтрольна и только
ее решения была обязана выполнять.
Произошедшая в 1993 г. смена формы правления
с парламентской республики на президентскую
соответственно повлекла и существенное
изменение правового статуса прокуратуры.
В настоящее время прокуратура России
не входит ни в одну из структур органов
исполнительной, судебной и законодательной
ветвей власти.

Вопрос
о статусе прокуратуры, ее функциях и
задачах вызывает острую полемику среди
ученых-юристов и практических работников.
Многие принципиальные положения,
закрепленные в Концепции судебной
реформы пока не нашли полной реализации
на законодательном уровне. Нужно иметь
в виду, что в большинстве европейских
государств главной и нередко единственной
функцией прокуратуры является уголовное
преследование. Однако
в ч. 1 ст. 1 Закона “О прокуратуре РФ”
на первое место среди функций прокуратуры
поставлен прокурорский надзор.

В прокуратуре Москвы подведены итоги работы за 2022 г.

Защита прав гражданВыявлено более 80,5 тыс. нарушений при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека (73,8 тыс.). В целях восстановления нарушенных прав граждан и устранения нарушений принято свыше 39,5 тыс. актов прокурорского реагирования (38,2 тыс.), по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 17,6 тыс. должностных лиц (17,3 тыс.), к административной – 10,5 тыс. (14,4 тыс.).

После вмешательства прокуратуры погашена задолженность по заработной плате на сумму свыше 2,5 млрд руб. (1,5 млрд руб.)

Совместная с органами власти работа прокуроров способствовала завершению строительства 7 проблемных объектов и восстановлению прав 864 дольщиков.Пресечено свыше 15,2 тыс. нарушений закона о несовершеннолетних (13,1 тыс.).

Защита бизнесаПосле вмешательства прокуратуры Москвы прекращено производство по 15 незаконно инициированным административным производствам в отношении предпринимателей.

Мерами прокурорского реагирования по исполненным государственным контрактам погашена задолженность на сумму более 267,1 млн руб., восстановлены права 789 субъектов бизнес-сообщества

Прокурорами отклонено более половины (64 %) заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых проверочных мероприятий, а также свыше 75% запланированных проверок в рамках формирования московского сегмента ежегодного сводного плана контрольно-надзорных мероприятий на 2023 г.

Защита природыВыявлено 4 тыс. нарушений (3,9 тыс.), в сфере охраны окружающей среды и природопользования в суды направлено 328 исковых заявлений (256) на сумму, превышающую 5,3 млрд руб., внесено 1 331 представление (1 253), по результатам их рассмотрения 1,2 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (1,1 тыс.).

Борьба с коррупциейВ сфере противодействия коррупции пресечено более 1,7 тыс. нарушений закона, число мер реагирования возросло почти на треть

В целях возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, прокурорами в суды предъявлены иски на сумму свыше 219,8 млн руб. (145,8 млн руб.).

Обращения граждан и прием населенияВ прокуратуру г. Москвы поступило свыше 574,5 тыс. обращений (+11,2%), 76,6 тыс граждан принято на личном приеме (+14,9).

Борьба с преступностью

В Москве зарегистрировано 136,9 тыс. преступлений (–4,5 %).

Снизилось количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий(50,4 тыс., –10,5 %) и улучшить их раскрываемость.

Сформирована практику привлечения недобросовестных операторов сотовой связи к административной ответственности по ст. 13.2.1 КоАП РФ за неисполнение требований Федерального закона «О связи» и пропуск трафика с подменными номерами. По итогам возбуждено более 100 административных производств, сумма наложенных штрафов – более 17 млн рублей (по состоянию на февраль 2023 г.).

Благодаря комплексу координационных мероприятий количество с подменными номерами на городские номера Москвы снизилось в десятки раз.

При координации прокурора в два раза увеличена сумму возмещенного ущерба по уголовным делам – 22 млрд 251 млн 872 тыс. руб. (+97,7 %).После внесения мер прокурорского реагирования восстановлено на учет 7,6 тыс. преступлений.

Подробнее на сайте

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  • Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  • Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  • Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  • Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  • Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  • Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.
Больше проверок:  Последствия для сторон налогового спора в 2023

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Преподаватель гражданского права

4.1.
Понятие, система и структура органов
прокуратуры

Прокуратура
в Российской Федерации является единой
федеральной централизованной системой
органов, осуществляющих надзор за
соблюдением Конституции и исполнением
законов, а также реализующих иные
функции, установленные федеральным
законодательством в целях обеспечения
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества
и государства

Систему
прокуратуры РФ составляют Генеральная
прокуратура РФ, прокуратуры субъектов
РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры, научные
и образовательные учреждения, редакции
печатных изданий, являющиеся юридическими
лицами, а также прокуратуры городов и
районов, другие территориальные, военные
и иные специализированные прокуратуры.

В
систему органов прокуратуры РФ входит
также Следственный комитет при прокуратуре
РФ, который включает в себя следующие
структурные подразделения:

– главное
следственное управления Следственного
комитета при прокуратуре РФ;

– следственные
управления Следственного комитета при
прокуратуре РФ по субъектам РФ;

– следственных
отделов Следственного комитета при
прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме
того, в состав Следственного комитета
при прокуратуре РФ входят следственные
управления (отделы) при военных и
специализированных прокуратурах.

Генеральная
прокуратура РФ.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет
Генеральный прокурор РФ, который
назначается и освобождается от должности
Советом Федерации Федерального Собрания
РФ.

Структуру
Генеральной прокуратуры РФ составляют
главные управления, управления и отделы
на правах управлений: Главная военная
прокуратура, Главное следственное
управление; управление по надзору за
расследованием преступлений органами
прокуратуры; за следствием, дознанием
и оперативно-розыскной деятельности в
органах внутренних дел, за расследованием
особо важных преступлений; управление
криминалистического обеспечения.
Существуют также управления по организации
работы, статистики и делопроизводства,
по обеспечению участия прокурора в
гражданском процессе, по обеспечению
участия прокурора в арбитражном процессе,
по обеспечению участия прокурора в
рассмотрении уголовных дел, по делам
несовершеннолетних и молодежи; управление
по надзору за законностью исполнения
уголовных наказаний, а также другие
управления и отделы.

Генеральный
прокурор РФ имеет советников, старших
помощников и старших помощников по
особым поручениям, статус которых
соответствует статусу начальников
управлений; помощников и помощников по
особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей
начальников управлений. Первый заместитель
и заместители Генерального прокурора
РФ имеют помощников по особым поручениям,
статус которых соответствует статусу
заместителей начальников управлений.

В
Генеральной прокуратуре РФ образуется
на правах структурного подразделения
Главная военная прокуратура, возглавляемая
заместителем Генерального прокурора
РФ – Главным военным прокурором.

В
пределах выделенной штатной численности
и фонда оплаты труда Генеральный прокурор
РФ устанавливает штаты и структуру
Генеральной прокуратуры РФ, определяет
полномочия структурных подразделений,
устанавливает штатную численность и
структуру подчиненных органов и
учреждений прокуратуры. Он также
назначает на должность и освобождает
от должности директоров (ректоров)
научных и образовательных учреждений
системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В
структуре Генеральной прокуратуры РФ
на основании приказа Генерального
прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании
информационно-аналитического центра
Генеральной прокуратуры Российской
Федерации» сформирован
информационно-аналитический центр.
Информационно-аналитический центр
создан на правах управления в целях
обеспечения Генерального прокурора РФ
необходимой аналитической информацией
для принятия оптимальных решений и мер
по предупреждению и борьбе с преступностью.

На
управления Генеральной прокуратуры РФ
в федеральных округах возложены следующие
полномочия:

1)
координация деятельности всех
правоохранительных органов, находящихся
в пределах федерального округа, по
борьбе с преступностью;

2)
надзор за исполнением законов федеральными
органами, находящимися в пределах
федерального округа, органами контроля,
их должностными лицами;

3)
надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина федеральными
органами, органами контроля, их
должностными лицами;

4)
надзор за исполнением законов федеральными
органами в округах, осуществляющими
предварительное следствие, дознание и
оперативно-розыскную деятельность, а
также региональными управлениями по
борьбе с организованной преступностью,
региональными отделами следственного
комитета при МВД России;

5)
расследование уголовных дел о наиболее
опасных и общественно значимых
преступлениях.

Территориальные
прокуратуры.
Прокуратуры субъектов РФ образованы в
соответствии с административно-территориальным
и национально-государственным устройством
Российской Федерации. Существуют
прокуратуры республик, входящих в состав
РФ, прокуратуры краев, областей, автономных
округов и автономной области.

Прокуратуры
субъектов РФ возглавляют назначаемые
на должность Генеральным прокурором
РФ по согласованию с органами власти
субъекта РФ соответствующие прокуроры.
Руководители прокуратур субъектов РФ
имеют первого заместителя и заместителей,
которые также назначаются на должность
Генеральным прокурором РФ.

В
прокуратурах субъектов РФ образуются
коллегии в составе прокурора субъекта
РФ (председатель), его первого заместителя
и заместителей (по должности), а также
других прокурорских работников,
назначаемых прокурором субъекта РФ. В
прокуратурах субъектов РФ сформированы
управления и отделы. Начальники управлений
и отделов являются старшими помощниками,
а их заместители и начальники отделов
в составе управлений – помощниками
прокуроров субъектов РФ.

Прокуроры
субъектов РФ руководят деятельностью
прокуратур районов и иных
административно-территориальных единиц.
Они уполномочены издавать приказы,
указания, распоряжения, которые
обязательны для исполнения всеми
нижестоящими прокурорами. Они также
могут вносить в штатные расписания
своих аппаратов и подчиненных прокуратур
в пределах численности оплаты труда,
установленных Генеральным прокурором
РФ.

Специализированные
прокуратуры.
Систему органов военной прокуратуры
составляют: Главная военная прокуратура,
военные прокуратуры военных округов,
флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Московская городская военная
прокуратура и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам субъектов
РФ, военные прокуратуры соединений,
гарнизонов и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам городов и
районов.

Природоохранные
прокуратуры созданы в целях усиления
прокурорского надзора за исполнением
законодательства об охране окружающей
среды.

Транспортные
прокуратуры действуют на правах
прокуратур районов и осуществляют свои
полномочия, касающиеся исполнения
законов о безопасности движения на
воздушном, речном (морском) и железнодорожном
транспорте. Транспортные прокуратуры
осуществляют также надзор за исполнением
законов и соблюдением прав, свобод и
законных интересов граждан предприятиями
различных форм собственности, которые
так или иначе связаны с предоставлением
или обслуживанием транспортных перевозок
грузов и пассажиров.

Больше проверок:  Бухгалтерская экспертиза для бизнеса

Транспортные
прокуратуры расследуют преступления,
совершенные на транспортных объектах.
Одновременно транспортные прокуратуры
осуществляют надзор за законностью
административной деятельности органов
внутренних дел на транспорте,
оперативно-розыскной деятельностью,
дознанием и предварительным следствием,
которые проводят сотрудники транспортной
полиции.

Другие
прокуратуры, осуществляющие надзор за
соблюдением и исполнением законов РФ
в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо режимных объектах
и в специальных воинских формированиях,
обслуживающих их режим и непосредственное
функционирование, подчиняются
территориальным прокуратурам субъектов
РФ.

Служба
в органах и учреждениях прокуратуры –
один из видов федеральной государственной
службы. Прокурорами и следователями
могут быть только граждане России,
получившие высшее юридическое образование
в учреждении высшего профессионального
образования, имеющем государственную
аккредитацию. Кроме наличия высшего
юридического образования кандидаты на
должность прокуроров и следователей
прокуратуры должны обладать необходимыми
профессиональными и моральными качествами
и быть способными по состоянию здоровья
исполнять возлагаемые на них служебные
обязанности.

На
должности прокуроров субъектов РФ, а
также приравненных к ним прокуроров
назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие
стаж работы прокурором или следователем
в органах прокуратуры не менее пяти
лет. Генеральный прокурор РФ вправе в
исключительных случаях назначать на
должности прокуроров субъектов РФ,
прокуроров районов и приравненных к
ним прокуроров специализированных
прокуратур лиц, имеющих опыт работы по
юридической специальности на руководящих
должностях в органах государственной
власти.

Лицо
не может быть принято на службу в органы
и учреждения прокуратуры и находиться
на указанной службе, если оно:

– имеет
гражданство иностранного государства;

– признано
решением суда недееспособным или
ограниченно дееспособным;

– лишено
решением суда права занимать государственные
должности государственной службы в
течение определенного срока;

– имело
или имеет судимость;

– имеет
заболевание, которое согласно медицинскому
заключению препятствует исполнению им
служебных обязанностей;

– состоит
в близком родстве или свойстве (родители,
супруги, братья, сестры, дети, а также
братья, сестры, родители или дети
супругов) с работником органа или
учреждения прокуратуры, если их служба
связана с непосредственной подчиненностью
или подконтрольностью одного из них
другому;

– отказывается
от прохождения процедуры оформления
допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну, если исполнение
служебных обязанностей по должности,
на которую претендует лицо, связано с
использованием таких сведений.

Кроме
указанных ограничений для прохождения
службы в органах прокуратуры Закон о
прокуратуре РФ запрещает прокурорским
работникам:

– заниматься
другой оплачиваемой деятельностью,
кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности;

– быть
депутатом законодательного
(представительного) органа РФ,
законодательных (представительных)
органов власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления;

– заниматься
предпринимательской деятельностью
лично или через доверенных лиц;

– состоять
членом управления коммерческой
организации;

– быть
поверенным или представителем по делам
третьих лиц в государственном органе,
в котором он состоит на государственной
службе либо который непосредственно
подчинен или непосредственно подконтролен
ему;

– использовать
в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового
и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную
информацию;

– получать
гонорары за публикации и выступления
в качестве государственного служащего;

– получать
от физических и юридических лиц
вознаграждения, связанные с исполнением
должностных обязанностей.

Прокурорские
работники не могут являться членами
общественных объединений, преследующих
политические цели, и принимать участие
в их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих
политические цели, и их организаций в
органах и учреждениях прокуратуры не
допускаются.

4.3.
Принципы организации и деятельности
органов прокуратуры

1.
Законность. Правовые основы деятельности
прокуратуры РФ составляют Конституция,
федеральные законы, международные
договоры РФ. На прокуратуру РФ не может
быть возложено выполнение функций, не
предусмотренных федеральными законами.
Законность – это принцип и организации,
и деятельности прокуратуры.

2.
Централизм. Прокуратура РФ составляет
единую федеральную централизованную
систему органов и учреждений и действует
на основе подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору РФ. Централизм – это принцип
организации. Остальные принципы –
принципы деятельности.

3.
Независимость. Органы прокуратуры
осуществляют полномочия независимо от
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления, общественных объединений
и в строгом соответствии с действующими
на территории РФ законами.

4.
Обязательность исполнения требований
прокурора. Требования прокурора
обязательны для тех, кому они адресованы.
Требования прокурора, вытекающие из
его полномочий, подлежат безусловному
исполнению в установленный срок.
Статистическая и иная информация,
справки, документы и их копии, необходимые
при осуществлении возложенных на органы
прокуратуры функций, представляются
по требованию прокурора и следователя
безвозмездно. Неисполнение требований
прокурора и следователя, вытекающих из
их полномочий, а также уклонение от явки
по их вызову влекут за собой установленную
законом ответственность.

5.
Гласность. Прокуроры и следователи
действуют гласно в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства
РФ об охране прав и свобод граждан, а
также законодательства РФ о государственной
и иной специально охраняемой законом
тайне; гласность включает в себя
информирование федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, а
также населения о состоянии законности.

6.
Принцип неприкосновенности прокурора
проявляется в особом порядке привлечения
к уголовной и административной
ответственности. Любая проверка сообщения
о факте правонарушения, совершенного
прокурором или следователем органов
прокуратуры, возбуждение против них
уголовного дела (за исключением случаев,
когда прокурор или следователь застигнут
при совершении преступления), производство
расследования является исключительной
компетенцией органов прокуратуры.

4.4.
Задачи и функции органов прокуратуры

Соблюдение
всех названных выше принципов призвано
обеспечить оптимальное выполнение
задач, стоящих перед прокуратурой. Это
обеспечение:

– единства
и укрепления законности;

– защиты
прав и свобод человека и гражданина;

– охраны
законных интересов общества и государства.
Достижение названных целей осуществляется
путем выполнения специфических функций.

Основная
функция прокуратуры – надзор за
исполнением действующих законов. Надзор
осуществляется по пяти направлениям:

1)
надзор за исполнением законов;

2)
надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина;

3)
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;

4)
надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений;

5)
надзор за исполнением законов судебными
приставами.

Кроме
надзорных прокуратура выполняет
следующие функции:

– уголовного
преследования и надзора за исполнением
законом органами предварительного
следствия и дознания в соответствии с
полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством
РФ;

– участия
в отправлении правосудия. Прокуроры
участвуют в рассмотрении дел судами, в
качестве обвинителя и, в необходимых
случаях, направляют в вышестоящие суды
представления на противоречащие закону
решения, приговоры, определения и
постановления судов;

– рассмотрения
жалоб и заявлений;

– координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.

– участия
в правотворческой деятельности.

– издательскую.
Генеральная прокуратура РФ выпускает
специальные издания.

Структура Генеральной прокуратуры

Генпрокуратура состоит из главных управлений, управлений и отделов по направлениям деятельности. Например, Управление по надзору за исполнением федеральных законов или Управление по надзору за следствием. К Генпрокуратуре относятся Главная военная прокуратура, восемь управлений федеральных округов.

Главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, прокуратуры округов возглавляют заместители Генпрокурора.

Совещательным органом Генпрокуратуры является коллегия. Кроме этого, при Генеральном прокуроре проводятся оперативные совещания по текущим вопросам оперативного реагирования. Научно-консультативный Совет рассматривает предложения научного характера по улучшению деятельности системы органов прокуратуры РФ. Аппарат Генпрокуратуры тоже входит в ее структуру.

Функции прокуратуры РФ

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.
Больше проверок:  15.03.2022. Правительство отменило проверки предприятий, запланированные на 2022 год

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Прокуратуры субъектов и территорий

Прокуратуры территорий образуются по территориальному и федеративному признакам.

Основное звено – прокуратуры городов и районов, прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ. Все прокурорские задачи решаются в рамках города или района этими органами. Они контролируют исполнение законодательства органами на местах, коммерческими и некоммерческими организациями, следят за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов органами следствия, осуществляют другие виды надзора.

Прокуратуры участвуют в судебных заседаниях, уголовном преследовании, опротестовании решений суда, рассматривают жалобы и обращения граждан, ведут постоянный прием.

В среднем звене находятся прокуратуры субъектов РФ – республиканские, краевые, областные. Осуществляют руководство прокуратурами городов и районов, выполняют прокурорские задачи в пределах субъекта.

  • следят за соблюдением конституционных норм, исполнением законодательства, противодействуют коррупции в пределах субъекта;
  • следят за законностью в работе ОРД и предварительного следствия;
  • контролируют исполнение законов в местах принудительного содержания;
  • принимают участие в уголовном преследовании на судебной стадии;
  • рассматривают обращения, принимают граждан;
  • координируют деятельность правоохранительной структуры в пределах субъекта;
  • осуществляют руководство деятельностью прокуратур городов и районов;
  • если специализированная прокуратура относится к субъекту, контролируют ее деятельность.

Прокуроры субъектов назначаются Генпрокурором по согласованию с органом власти субъекта.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов.

Прокуроры субъектов РФ вправе издавать приказы, указания, распорядительные документы, касающиеся деятельности субъектных прокуратур, вносить изменения в штатные расписания.

Совещательным органом являются коллегии, которые создаются в каждом субъекте.

Прокуратуры федеральных округов

Органы созданы в восьми федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном, в Северокавказском ФО функции Генпрокуратуры возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

Эти подразделения обладают самостоятельностью, находятся в центрах ФО, имеют свою структуру. Занимают промежуточное положение между Генпрокуротурой РФ и прокуратурами субъектов. Обеспечивают связь между прокуратурами всех звеньев, контролируют их деятельность.

Главной задачей является обеспечение верховенства закона, охрана интересов общества и государства в рамках федерального округа. Федеральная прокуратура контролирует:

  • соблюдение конституционных норм в сфере государственного строительства;
  • законность реализации национальных проектов;
  • законность действий при проведении выборов и их подготовки;
  • исполнение законов по борьбе с терроризмом;
  • исполнение законов о государственной и муниципальной службе, об оплате труда;
  • исполнение законов о пенсионном обеспечении и получении пособий;
  • исполнение законов, касающихся тепло и энергоснабжения.

Федеральные прокуратуры выполняют прокурорские функции в отношении органов федерального уровня.

Структурное разделение прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Специализированные прокуратуры

Прокуратуры специализированного типа действуют на ограниченных территориях и связаны со специфическими сферами государственной деятельности (обороноспособность, транспорт, связь).

Существуют прокуратуры ЗАТО – закрытых административно-территориальных объединений, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Военная прокуратура является частью системы прокуратуры России. Состоит из отдельных органов и осуществляет прокурорские функции в Вооруженных Силах.

Во главе находится Главный военный прокурор, являющийся заместителем Генпрокурора РФ. Он подбирает, расставляет и воспитывает кадры, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и распорядительные документы, обязательные для исполнения. Военная прокуратура состоит из трех подразделений:

  • Главной военной прокуратуры;
  • военных прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск;
  • военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов.

В обязанности военной прокуратуры входит:

  • обеспечение соблюдения конституционных норм, контроль за соблюдением прав военнослужащих;
  • контроль за исполнением законов по противодействию коррупции в военных частях;
  • надзор за соблюдением законности при пересечении государственной границы, при мероприятиях по оперативному розыску, при производстве предварительного расследования и дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Военные прокуроры участвуют в рассмотрении уголовных дел в судебных стадиях, в гражданских и арбитражных делах. Знакомятся с обращениями и жалобами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью в войсках.

Транспортные прокуратуры создается на воздушном, железнодорожном, морском транспорте, надзирают за исполнением законодательства в сфере функционирования этих видов транспорта и в таможенной сфере. Особо контролируется область безопасности полетов, движения, эксплуатации ж/д транспорта.

Природоохранные прокуратуры контролируют исполнение законов об охране окружающей среды, соблюдение экологических прав граждан.

Такие органы создаются для усиления контроля за надлежащим состоянием лесов, рек, водоемов, заповедных зон, сельскохозяйственных территорий.

Прокуратуры ЗАТО создаются в военных городках, закрытых городах, имеющих опасное или стратегически важное производство. Например, прокуратура комплекса Байконур.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях выполняют функции надзора за исполнением законов администрациями учреждений исправительного типа.

В российскую систему прокуратуры входят еще ВУЗы, научно-исследовательские институты, академии, институты повышения квалификации, а также журнал «Законность», который выходит под патронажем Генпрокуратуры РФ. Объекты социально-бытового и хозяйственного назначения, находящиеся в оперативном управлении прокуратуры, тоже входят в систему.