Проверка свидетельств реестра Рособрнадзора и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

Зачем нужна проверка подлинности по реестру

Если ввести в строку поиска браузера запрос «купить диплом, стоимость», то Google выдает более 2 млн. сайтов. Таким же образом можно заказать и дипломные работы. Вот цифры, полученные в ходе мониторинга результатов выдачи:

  • аттестат о среднем образовании (11 класс) – 16-23 тыс. руб.;
  • диплом техникума и колледжа – 15-20 тыс. руб.;
  • диплом вуза – 17-20 тыс. руб.

Цены зависят от года, в котором якобы был получен требуемый документ, и качества фальшивки – выполненные типографским способом на «госзнаковской » бумаге стоят, естественно, дороже.

Некоторые из продавцов на вопрос журналистов рассказывали, как «помогали» представителям «золотой молодежи» приобрести «корочки». Страшно встретить потом таких «специалистов» в роли руководителя медицинского учреждения, фармацевта или простой медсестры.

До 2002 года дипломы изготавливались исключительно в типографии Госзнака и заказывались Минобразования в соответствии с количеством выпускников, затем рассылались по вузам. В 2003 году эти функции перешли к специально созданному ООО «Перспектива». Компания принимала заявки от образовательных учреждений и рассылала заказы по 29 типографиям.

В 2005 г. учебные заведения получили право самостоятельно подавать заказы, причем с надбавкой 10% на брак. Неправильно заполненные или испорченные по другой причине бланки списывались по акту уничтожения. В итоге реальное число выпускников не интересовало Министерство образования и типографии.

В 2012 году была внедрена новая форма бланков, имеющая до 22 степеней защиты и крайне сложная для подделки. Номера бланков строго учитываются при рассылке, по ним можно определить, куда они были отправлены. Эта система хорошо работает: был случай, когда при проверке диплома Сочинского университета оказалось, что данный бланк отсылался в Архангельск. Без проверки в ФРДО установить, что документ фальсифицирован, было бы очень трудно.

https://youtube.com/watch?v=8OFUYzlnje8%3Ffeature%3Doembed

Какие дипломы не включаются в реестр

В федеральном реестре сведений об об образовательных документах входит огромное количество дипломов высшего и среднего уровня, но есть исключения:

  • Госреестр не включает некоторые документы, выданные до 1960-го года, поскольку сведений о них не сохранились.
  • В реестр не включены аттестаты, полученные при обучении в вузах, работа которых является служебной тайной (подведомственные госучреждениям ФСО, ФСБ, СВР).

Проверка диплома в реестре по номеру в интернете заметно облегчила работу предприятий, желающих узнать квалификацию сотрудников.

Что такое ФРДО и в чем его польза?

ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении. Этот реестр формирует и ведет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании законов:

Федеральный реестр создали в 2013 году, чтобы:

  • ликвидировать оборот поддельных документов государственного образца об образовании;
  • обеспечить ведомства и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство;
  • сократить число нарушений и коррупции в образовательных учреждениях;
  • повысить качество образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках.

Так сказано на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Проще говоря, ФРДО — это единственный официальный реестр, где хранится информация о выданных дипломах. И теперь каждый желающий может бесплатно проверить подлинность диплома и выявить подделку.

В ФРДО вы можете проверить на подлинность свой диплом о среднем профессиональном и высшем образовании, а также сертификат о владении русским языком.

Изменения в отношении документов о дополнительном профессиональном образовании

С 1 января 2019 года лицензированные учебные центры обязаны передавать в ФРДО данные о слушателях, которые получили дополнительное профессиональное образование (ч. 9 и 10 ст. 98, п. 2 ч. 15 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

К дополнительному профессиональному образованию относят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки собирает эту информацию и хранит на защищенных серверах ФИС ФРДО. Но открытого доступа к этой информации нет, поэтому проверить диплом, полученный на курсах, пока нельзя. Эта возможность находится в разработке.

Пример, как данные попадают в ФРДО и что с ними происходит дальше

  • Виктория Солнышкина прошла онлайн-обучение по программе профессиональной переподготовки «Главный бухгалтер организации бюджетной сферы» в Контур.Школе и 1 октября 2019 года получила диплом о профпереподготовке.
  • Данные о дипломе Виктории Солнышкиной Контур.Школа незамедлительно передала в ФРДО. Потому что Контур.Школа — лицензированный учебный центр (лицензия на образовательную деятельность № 036652 от 13.10.2015 г.), подключена к ФРДО и, исполняя требования закона, передает в реестр сведения о выданных документах. Информационное письмо о том, что Контур.Школа передает данные в ФРДО.
  • ФРДО будет хранить данные о дипломе Виктории Солнышкиной на защищенных серверах. А позже, когда функция доступа к данным заработает, Виктория или ее работодатель смогут самостоятельно найти диплом в ФРДО и убедиться в его подлинности.
  • Виктория устраивается в новую компанию, и ее потенциальный работодатель хочет удостовериться, что диплом о профпереподготовке подлинный, но реестр пока не доступен. Что делать? HR-менеджер подумал и сделал запрос в Контур.Школу. Мы отправили подтверждение, что такой диплом выдавали.

Все оказалось в порядке. И теперь в учреждении трудится новый главбух Солнышкина.

Кому и зачем интересно проверить дипломы с курсов?

Повышение квалификации и профпереподготовка. Документы установленного образца

  • Работникам, прошедшим обучение по программам дополнительного профессионального образования, — чтобы удостовериться, что диплом, полученный «потом и кровью», действительно имеет силу и включен в официальный реестр ФРДО.
  • Работодателям, кадровикам чтобы проверить подлинность дипломов соискателей и быть уверенными в их квалификации.

Порядок проверки через реестр ФРДО

Чтобы самостоятельно проверить документ на сайте Рособрнадзора, нужно следовать простой инструкции:

  • заходите на портал http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/;
  • выбираете раздел «Проверить сведения о документе»;
  • заполняете все обязательные поля (документ должен быть при себе, т.к. одного номера недостаточно);
Больше проверок:  Проверки МВД 2023 и Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336(в редакции от 29.12.2022)«Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

При наличии сведений, ФИС быстро выдаст результаты проверки диплома на подлинность.

Если со дня выдачи документа прошло не более двух месяцев, велика вероятность, что данные о нем еще не внесены в росреестр.

Условия для включения организации (ИП) в план проведения проверок

План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура – так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.

По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:

  • Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • Окончания проведения последней плановой проверки.
  • Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.

При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).

Это означает, что не учитываются:

  • внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
  • плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).

Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.

Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.

Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.

К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 “Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью” для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность  проведения плановых проверок.

Порядок проведения проверок

Порядок организации проверки и порядок оформления ее результатов установлены статьями 14 и 16 Закона № 294-ФЗ независимо от видов и форм проверок (плановая, внеплановая, выездная, документарная).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 № 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, которая, в свою очередь, предусматривает указание как на вид проверки (плановая, внеплановая), так и на ее форму (документарная, выездная).

О плановой проверке организацию (ИП) обязаны уведомить за три дня до ее начала путем направления копии распоряжения или приказа руководителя органа контроля.

Порядок проведения проверок достаточно подробно изложен как в Законе № 294, так и в подзаконых нормативных актах, поэтому не вижу смысла подробно на этом останавливаться.

По правилам части 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Каких проверок нет в плане

Надо иметь в виду, что установленный Законом № 294-ФЗ порядок организации и проведения проверок не применяется при:

  • проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • производстве дознания и проведении предварительного следствия;
  • осуществлении прокурорского надзора;
  • проведении административного расследования;
  • проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора;
  • проведении налогового контроля;
  • проведении валютного контроля;
  • проведении контроля на финансовых рынках;
  • проведении банковского надзора;
  • расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений;
  • расследовании причин несчастных случаев на производстве;
  • осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • проведении мероприятий по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательства на 2018 год, утвержденные прокуратурами регионов

Ниже размещены сводные планы проверок регионального госнадзора и муниципального контроля. О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Больше проверок:  Государственная информационная система контроля товаров и маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Планы проверок на 2018 год (по состоянию на 13.01.2018):

(в алфавитном порядке)

Ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательства на 2017 год, утвержденные прокуратурами регионов

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2017 год в конце 2016 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2016 года.

Планы проверок на 2017 год (по состоянию на 10.01.2017):

Важно помнить народную мудрость – предупрежден, значит – вооружен.

Поэтому узнав о том, что вашу организацию будут проверять, лучш подготовиться и обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут определить – какие документы могут потребовать проверяющие, оформить недостающие, подготовить мнение по отдельным – спорным вопросам.

Для получения консультаций Вы также можете воспользоваться нашей услугой дистанционного консалтинга.

Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 15 января 2012 года.

Статья написана и размещена 15 января 2012 года. Дополнена – 28.12.2012, 24.12.2013, 05.01.2015, 30.10.2015, 10.05.2016, 11.10.2016, 14.12.2016, 12.10.2017, 18.08.2018, 01.11.2018, 21.10.2020, 03.12.2021, 07.11.2022

Юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 – 2023

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

Планы проверок на 2019 год (по состоянию на 31.12.2018):

Ограничение на проведение плановых проверок с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены “надзорные каникулы” для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.

Новый период “надзорных каникул” вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” новой ‎статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

    федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
    федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
    внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
    федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
    федерального государственного пробирного надзора.

  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • федерального государственного пробирного надзора.

Ограничение на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
  • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешения на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
  • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе – из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

  • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
  • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

Как дипломы заносятся в реестр Рособрнадзора

В соответствии с законодательством, учебные заведения самостоятельно отправляют сведения о документах, все они должны оказаться в федеральном реестре дипломов РФ в течение 60 дней после выдачи, прием данных производится круглосуточно. Требуемая информация, форма и порядок ее предоставления – устанавливается Правительством России.

Этот процесс выглядит довольно просто, но неверно думать, что он сводится к составлению и отправке по электронной почте определенной формы.

Одна из причин создания ФРДО – широкое распространение фальсифицированных бланков государственного образца. Поэтому для работы по формированию базы данных привлекается узкий круг лиц, уполномоченных выполнять соответствующие операции, а коммуникации осуществляются по защищенным каналам связи.

Проверка свидетельств реестра Рособрнадзора и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

Рассмотрим подробнее, что требуется сделать для подключения к ФРДО:

В ФРДО не принимаются ЭЦП, предназначенные для сдачи отчетности.

Цифровая подпись оформляется на руководителя организации, и он становится единственным лицом, отвечающим за точность сведений, вносимых в госреестр Российской Федерации. Если эти обязанности перепоручаются другому лицу, в учреждении издается приказ о назначении уполномоченного сотрудника и составляется официальный документ, подтверждающий его полномочия использовать ЭЦП.

Копии документов заверяются руководителем учебного заведения и направляются в ФИС. Таким образом, доступ к системе имеет не каждый сотрудник вуза, ответственность за своевременную и достоверную отправку данных в федеральный реестр дипломов РФ ложится на определенного человека.

Какие еще реестры существуют. Можно им доверять?

Нет, не существует, например, официального единого федерального реестра аттестованных бухгалтеров. Нет отдельного официального реестра кадровых специалистов или специалистов по закупкам или по охране труда. Для всех профессий в России существует единый официальный реестр данных о выданных документах об образовании и/или квалификации (ФРДО). О нем мы рассказали в этой статье.

Тогда откуда берутся другие реестры, помимо ФРДО?

Учебные центры могут вести свои внутренние реестры слушателей курсов и выданных документов. Например, Контур.Школа ведет такой реестр. На его основании мы отвечаем на официальные запросы о подтверждении легальности выданных документов и выдаем дубликаты дипломов и удостоверений. Этого реестра нет в общем доступе.

Проверка диплома на подлинность в Госреестре

База документов о прохождении обучения сделана в России для удобства анализа их достоверности. До 2014 года узнать о том, настоящий диплом или нет, можно было лишь в учебном заведении, где обучался выпускник. Работодателю требовалось давать письменный запрос и ждать ответа в течение месяца.

Единый реестр способствует обеспечению нанимателей достоверными сведениями о наличии у работника квалификации.

Основные цели создания реестра:

  • устранение изготовления и применения поддельных дипломов;
  • сокращение коррупционной деятельности в институтах, университетах, колледжах;
  • повышение качества процесса обучения.

В 2009-м году на сайте Рособрнадзора была сформирована ведомственная база данных о высшем и среднем образовании граждан в российских учебных заведениях. В 2013 году было решено открыть базу для свободного доступа, и уже в 2014-м работодатели получили возможность осуществлять проверку диплома по номеру у сотрудников компании и кандидатов на трудоустройство.

Для полноценного наполнения системы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ No 729 от 26.08.2013 г., реестр должен включать данные с 1960-го года и не ограничивается сведениями о выпускных документах граждан, в него включаются и данные:

  • о сдаче единых государственных экзаменов;
  • об ученых степенях и научных званиях;

Обязательно вносятся записи при продолжении учебной деятельности в качестве магистра или аспиранта. Список оперативно пополняется новыми свидетельствами, подтверждающими прохождение высшего или среднего образования выпускников (в базу уже включено более пятнадцати миллионов документов).

По данным сайта Рособрнадзора, программа будет закончена в 2024-ом году, когда все сведения с 1960 по 2023 годы будут обработаны.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. No 729 новая информация включается в базу не позже двух месяцев с момента защиты дипломной работы и передачи выпускнику удостоверения.