Новости и аналитика
Проведение плановых проверок до 2030 года
Правительство РФ внесло изменения в порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля, а также определило состав и сроки внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках деятельности федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 372).
Изменения в проведении проверок
До 2030 года плановые проверки будут проводиться только в отношении тех объектов, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности.
Особенности контрольных мероприятий для образовательных учреждений
Определены и особенности проведения контрольных мероприятий в отношении образовательных учреждений, входящих в высокорисковую группу. Теперь в отношении них могут проводиться только профилактические визиты вместо плановых проверок. В случае выявления нарушений будут вынесены предписания об их устранении.
Значение изменений
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что принятие указанных изменений позволит сохранить в целом тренд на улучшение делового климата в стране и является частью реформы контрольно-надзорной деятельности, реализуемой Правительством РФ.
Планы проверок на 2024 год
Несмотря на действующий мораторий на проведение плановых проверок, в отношении высокорисковых объектов контрольно-надзорные мероприятия продолжат проводить и в 2024 году.
Поиск информации о проверках
Узнать о планах на 2024 год можно с помощью сервиса Поиск контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, где после ввода ИНН отобразится список проведенных ранее и/или назначенных на 2024 год контрольных мероприятий.
Подготовка к проверкам
Советуем ознакомиться с планами проверок на 2024 год заранее и подготовиться к ним, чтобы визит контроллеров не стал для Вас неожиданностью.
Возможность привлечения Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Если опасаетесь проведения контрольно-надзорных мероприятий, можно воспользоваться правом привлечения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД, направив в его адрес заявление об участии в выездной проверке.
Проведение проверок – важная составляющая контрольно-надзорных мероприятий, ознакомьтесь с планами и будьте готовы к ним!
1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Закон о контроле), ключевой особенностью которого является реформа контрольной (надзорной) деятельности и смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений.
Закон о контроле регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, как и Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (действующий с особенностями применения до 31.12.2024 включительно), не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, финансовый контроль.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрены:
риск-ориентированный подход (частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта);
приоритет профилактики (вводится 7 видов профилактических мероприятий: обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности);
уход от палочной системы (контроль оценивается по предотвращениям);
отказ от проверки как единственного мероприятия (вводятся контактные (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и бесконтактные (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование) способы осуществления контроля (надзора);
информатизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде);
учет видов контроля (создается реестр видов контроля).
Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Сокращение сроков проверок
Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (примечание: ранее срок составлял максимум 20 рабочих дней).
Документарная проверка
Длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.
Выездная проверка
Не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено – не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
Инспекционный визит
Не более 1 рабочего дня на одном объекте.
Рейдовый осмотр
Рейдовый осмотр – не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
Сроки остальных мероприятий
Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно требуется для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
В случае выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
Грубые нарушения
В Законе о контроле перечислены 12 грубых нарушений (статья 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Рабочая группа по реализации мероприятий
Распоряжением Правительства Ростовской области от 09.04.2021 № 261 создана рабочая группа по вопросам реализации мероприятий органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, необходимых для реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Виды регионального контроля (надзора)
В связи с проведенной реформой контрольно-надзорной деятельности актуализирован перечень видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области. На территории региона проводится 28 видов контроля (надзора), реализуемых 15 контрольными (надзорными) органами:
- Региональный государственный жилищный контроль (надзор)
- Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
- Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области
- Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле
- Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия
- Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Региональный государственный экологический контроль (надзор)
- Региональный государственный геологический контроль (надзор)
- Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
Региональный государственный контроль в Ростовской области
В Ростовской области осуществляется ряд форм государственного контроля и надзора в различных сферах. Ниже представлен список основных направлений регионального государственного контроля:
региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области;
региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области;
региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
и т.д.
Для эффективного осуществления контроля в указанных областях в Ростовской области действуют различные региональные органы контроля. Ниже представлен список некоторых из них:
Список региональных органов контроля
- Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;
- Министерство транспорта Ростовской области;
- Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области;
- Министерство труда и социального развития Ростовской области;
- Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
- Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области.
Благодаря работе этих органов и осуществлению регионального государственного контроля обеспечивается соблюдение законодательства и уровень качества обслуживания населения в различных сферах деятельности.
7. Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
8. Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области:
9. Государственная жилищная инспекция Ростовской области;
10. Региональная служба по тарифам Ростовской области;
11. Управление ветеринарии Ростовской области;
12. Департамент потребительского рынка Ростовской области;
13. Комитет по управлению архивным делом Ростовской области;
14. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области;
15. Министерство культуры Ростовской области.
Список региональных органов контроля, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля в части переданных полномочий
2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
3 Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.
Список территориальных подразделений федеральных органов контроля
1. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
2. Главное управление МЧС России по Ростовской области;
3. Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия;
5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;
6. Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области;
7. Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
8. Южное таможенное управление;
9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области;
10. Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
11. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу;
12. Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
13. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области;
14. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области;
15. Государственная инспекция труда в Ростовской области;
16. Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Механизмы досудебного обжалования
С 1 июля 2021 года процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзор) доступна для наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора), используя по возможности различные формы публичной коммуникации, включая официальные аккаунты органов власти в социальных сетях, центры «Мой бизнес», МФЦ, региональные сообщества и общественные организации, печатные и интернет СМИ, телеканалы и радиостанции.
Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности, в которую входят:
ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;
индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Мораторий на проверки
В рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий до конца 2022 года на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, установленного постановлением, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.
Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С 09.04.2022 на портале государственных услуг Российской Федерации предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает мораторий, установленный постановлением. Процедура рассмотрения такой жалобы составляет 1 рабочий день. В случае выявления нарушения моратория проверка будет отменена.
31 июля 2020 г. N 248-ФЗ