Реестр чеков по фз 223

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения.

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

Вы вправе направить в ФАС письменное возражение на жалобу. Сделать это необходимо не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. В возражении напишите:

  • название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  • название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  • сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  • возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  • перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–7, 10–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  • координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  • создает участнику закупки преимущества;
  • нарушает порядок выбора победителя закупки;
  • позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокуратура проверяет заказчиков по Закону № 223-ФЗ в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства. Прокуроры проводят проверки на основании информации о нарушении законодательства – жалобам, сообщениям в СМИ.

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  • нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  • заказчик мешает проверке;
  • заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Больше проверок:  Программа смэф

Понятие «незамедлительно» в законодательстве не раскрыто. Однако из статьи 314 ГК следует вывод, что направить ответ нужно в тот же день, когда рассмотрели протест.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.7, 23.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1, определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

В ходе ведомственного контроля федеральные органы власти проверяют, как подведомственные заказчики соблюдают:

  • Закон № 223-ФЗ и подзаконные акты;
  • положение о закупке;
  • требования типового положения о закупке.

Об этом сказано в пункте 2 Правил № 1335.

Контролеры проводят выездные и документарные проверки. Органы власти сами определяют возможные виды проверок – плановые и внеплановые. Например, в регламенте Минфина предусмотрены только плановые проверки, а Минэкономразвития проводит плановые и внеплановые контрольные мероприятия.

В регламентах контролеры указывают сроки и периодичность проверок. К примеру, Рособрнадзор проверяет подведомственных заказчиков не реже одного раза в три года. Срок проверки – до 15 календарных дней. Ведомство вправе продлить срок еще на 15 календарных дней по решению руководителя или заместителя (п. 12 и 13 регламента).

Прийти с проверкой внезапно контролеры не вправе. Минимум за 10 рабочих дней до начала проверки направят заказчику уведомление, в котором напишут:

  • вид проверки – выездная или документарная;
  • срок проверки, в том числе дату начала;
  • состав комиссии;
  • перечень сведений и документов, которые необходимо представить контролерам;
  • условия, которые необходимо обеспечить для выездной проверки, – предоставить помещение, средства связи, компьютеры, оргтехнику.

Требования к уведомлению перечислены в пункте 7 Правил № 1335.

Контролеры вправе требовать от заказчика необходимые для проверки документы и объяснения. При выездной проверке члены комиссии могут беспрепятственно входить на территорию и в помещения заказчика, фотографировать, записывать видео, копировать документы. Контролеры обязаны показать служебные удостоверения и уведомление о проверке (п. 6 Правил № 1335).

По результатам проверки члены комиссии составят акт. Например, специалисты Минфина составят и подпишут акт в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки. Еще в течение 10 рабочих дней передадут копию акта заказчику. Комиссия Рособрнадзора направит акт заказчику в течение 10 рабочих дней с даты, когда завершит проверку. Акт передаст заказным письмом либо нарочным и дополнительно отправит на email (п. 8 Правил № 1335 и п. 17 регламента Минфина, п. 19 регламента Рособрнадзора).

Органы власти в регламентах прописывают возможность заказчика возразить на выводы комиссии. Подведомственные заказчики Минфина представляют возражения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получат акт. В регламенте Минспорта предусмотрен срок в 10 календарных дней (п. 18 регламента Минфина, п. 18 регламента Минспорта).

Если в ходе проверки контролеры найдут нарушения, составят план, по которому заказчик обязан устранить недочеты. Сведения об административных правонарушениях передадут в ФАС, а информацию о возможных преступлениях – в правоохранительные органы (п. 8 и 9 Правил № 1335).

Оценка соответствия и мониторинг

Оценку соответствия и мониторинг планов проводят корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Контролеры проверяют, как заказчики исполняют требования о закупках у МСП.

Под оценку попадают заказчики из перечней, которые утвердило Правительство:

  • перечень из распоряжения Правительства от 06.11.2015 № 2258-р – заказчиков проверяет корпорация;
  • перечень из распоряжения Правительства от 19.04.2016 № 717-р – заказчиков проверяют региональные власти.

Корпорация МСП проводит мониторинг заказчиков:

  • государственные корпорации и компании;
  • федеральные государственные унитарные предприятия из перечня;
  • акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью с долей РФ больше 50 процентов или совокупной долей РФ и региона выше 50 процентов, при этом доля РФ больше;
  • субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  • «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков.

Под мониторинг попадают только заказчики с объемом договоров за прошлый год от 250 млн до 1 млрд руб.

Региональные власти или созданные ими организации проводят мониторинг заказчиков:

  • акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых доля региона и муниципалитета в совокупности превышает 50 процентов либо доля РФ и региона превышает 50 процентов, но доля региона больше;
  • субъекты естественных монополий и организации с регулируемыми видами деятельности;
  • «дочки» и «внучки» перечисленных заказчиков;
  • автономные учреждения субъектов РФ.

Региональная власть проводит мониторинг, если выручка организации за прошлый год от 10 млрд руб. и объем заключенных договоров до 50 млн руб.

Об этом сказано в пунктах 3 и 4 постановления Правительства от 29.10.2015 № 1169. Как заказчики проходят оценку и мониторинг, читайте в рекомендации.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это «черный список» ненадежных участников закупок, которые допустили нарушения или не исполнили взятые на себя обязательства по контрактам и договорам, заключенным в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Присутствие компании в РНП серьезно влияет на ее репутацию и может оттолкнуть контрагентов.

Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), опираясь на порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Информация из РНП прежде всего важна для заказчиков. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юрлиц.

Больше проверок:  Узнайте о последних акциях магазина и получите невероятную экономию | Проверка рекламных акций

Для компании попадание в реестр грозит серьезными проблемами и ограничениями:

1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

2. Потеря обеспечения заявки, которое обычно подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ). Обеспечение заявки как раз является инструментом защиты от недобросовестных поставщиков, которые участвуют в закупках и в дальнейшем уклоняются от заключения договора.

3. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).

4. Ущерб репутации. РНП — это как доска позора, сигнализирующая о недобросовестности компании. Такая информация может оттолкнуть контрагентов от сотрудничества.

Проверьте активность контрагента. Выясните, какие признаки указывают на его благонадежность.

Оказаться в числе неблагонадежных можно в двух случаях:

  • Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
  • Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.

В рамках 44-ФЗ в качестве оснований для попадания в РНП предусмотрены уклонение от заключения контракта и неисполнение контракта на этапе его реализации.

В РНП по 223-ФЗ попадает информация только о тех участниках, которые уклонились от заключения договора. При этом он не регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика на этапе исполнения договора, заключенного в рамках закупки.

Данные ФАС

В I квартале 2021 года в РНП включены сведения о 3 900 недобросовестных поставщиках. Это на 15 % больше по сравнению с I кварталом 2020 года.

Основная причина включения сведений в РНП — одностороннее расторжение контракта (3 300 поставщиков).

В 2022 году ФАС рассмотрела более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Включены в него более 3 000.

Правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением договоров, является обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных).

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом допускается использование как двух реестров, так и любого из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, если сведения о нем включены в реестры.

Ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в РНП соответствующего участника закупочной процедуры. Поэтому в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в РНП сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Требование заказчика об отсутствии в РНП сведений об участниках закупки распространяется в том числе на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Подробные разъяснения по этому вопросу Минфин дает в своем Письме от 08.06.2020 № 24-05-07/49487.

С недавнего времени изменился порядок внесения информации в РНП (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ). Данные об участниках юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включаются в РНП в том случае, если участники сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица — участника закупки.

Важны ключевые моменты:

  • учредителей включают в РНП не по формальным признакам, а с учетом степени их влияния на управленческие решения;
  • степень влияния определяется размером доли в уставном капитале участника — юридического лица.

Информация об участнике и руководителе юрлица попадает в РНП на момент нарушения правил 44-ФЗ. Ответственность применяется даже в том случае, если в дальнейшем участник выйдет из состава учредителей, а полномочия руководителя будут переданы другому лицу.

Кроме того, информация теперь исключается из РНП по истечении двух лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить сведения в реестр.

Основания для направления сведений в РНП по 44-ФЗ

На этапе заключения контракта основания могут быть такими:

  • Уклонение победителя закупки от заключения контракта.
  • Уклонение единственного участника закупки от заключения контракта.

Под уклонением следует понимать неподписание к установленному сроку проекта контракта и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. Достаточно одного из условий, чтобы информация об участнике-уклонисте попала в ФАС, а затем и в РНП.

Для подтверждения предоставления обеспечения участник обязан прикрепить документ (копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика или скан-копию независимой гарантии), в карточку контракта на электронной торговой площадке (ЭТП). В противном случае он не сможет подписать контракт. А это нужно успеть сделать в течение пяти дней.

Участник, не выполнивший эти требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик должен составить соответствующий протокол не позднее одного рабочего дня. В протоколе фиксируется номер и сведения о закупке, информация о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и другая важная информация.

Кроме того, у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы составить обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Одним из оснований для попадания в РНП может стать несоответствие обеспечения контракта требованиям. Заказчик проверяет, поступили ли средства на счет и соответствует ли гарантия требованиям (наличие гарантии в реестре, сумма, сроки, обязанности, номер и предмет закупки).

Участник признается уклонистом:

  • Если на момент подписания контракта средства на счет заказчика не поступили.
  • Если гарантии нет в реестре либо она не соответствует требованиям.

На стадии исполнения контракта есть два основания для попадания в РНП:

  • Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика.
  • Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

Заказчик обязан расторгнуть контракт через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для направления информации об участнике в РНП по 223-ФЗ есть только одно основание — уклонение победителя закупки от заключения договора. К нему можно отнести неподписание к установленному сроку проекта договора и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения договора.

Заказчик вправе установить требования как об отсутствии участника в РНП, предусмотренном 223-ФЗ, так и об отсутствии в РНП по 44-ФЗ. Таким образом, закон о закупках отдельных юрлиц использует два реестра параллельно. И если участник закупки по 223-ФЗ есть только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть отклонена автоматически.

Если участник уклоняется от заключения договора, заказчик в течение 30 календарных дней со дня заключения договора или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации, направляет в ФАС сведения. Они включают:

  • копию протокола закупки, на основании которого должен заключаться договор;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора участником закупки.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552). Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14).

В марте было принято Постановление Правительства от 21.03.2022 № 417, в котором учитываются форс-мажорные обстоятельства, связанные с введением санкций. В нем отмечается, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».

Больше проверок:  Контролируемая загрузка в россии и лицензионное программное обеспечение adobe может быть повторно загружено в россии

Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по вопросу применения постановления. Важно обратить внимание, что:

  • Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
  • Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.

Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы

  • введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
  • введение мер ограничительного характера иностранными государствами.

К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Участник закупки может оформить банковскую гарантию (БГ), чтобы обеспечить исполнение контракта. При этом он рискует получить от банка поддельную гарантию. Использование такого «лжедокумента» может привести к финансовым потерям как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

Что такое реестр банковских гарантий

Реестр банковских гарантий (РБГ) – это перечень гарантий, выданных банками в рамках исполнения контрактов по 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда банк выпускает гарантию, он в письменной форме обязуется погасить задолженность третьего лица при невыполнении им условий контракта. В закупках исполнитель может предоставить заказчику банковскую гарантию, например, если у него не хватает собственных средств для обеспечения сделки.

Зачастую поставщик рискует получить поддельную БГ. Внешне она ничем не отличается от настоящего документа: подделка оформляется на официальном бланке, заверяется подписью и печатью. Но, несмотря на визуальное сходство, такой «лжедокумент» не гарантирует выплат — в нем заложены определенные юридические лазейки, позволяющие на законных основаниях отказать заказчику в удовлетворении его требований.

Что обязательно проверить поставщику, получая банковскую гарантию?

Реестр банков, выпускающих банковские гарантии

При выпуске гарантий для закупок по 44-ФЗ банки вносят их в специальный реестр банковских гарантий.

РБГ размещен в Единой информационной системе (ЕИС), но раньше информация была открыта для всех желающих. Любой мог проверить, есть ли гарантия в реестре. С 1 июля 2018 года такая возможность исчезла.. Теперь сведения о БГ скрыты (ч.8.1 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ) и просмотреть их можно в личном кабинете на сайте Единой информационной системы, только если вы:

  • заказчик;
  • уполномоченный представитель банка.

Важно! У поставщиков нет доступа к реестру банковский гарантий, но в ближайший год обещают дать возможность в личном кабинете ЕИС просматривать все БГ по своей компании.

Реестр БГ по 223-ФЗ

Выпуская БГ для закупок по 223-ФЗ, банки не вносят их в реестр, так как отдельного реестра гарантий для данного вида закупок не существует.

Как проверить гарантию без реестра

Учитывая, что Реестр закрыт, рекомендуем самостоятельно следовать шести правилам, которые помогут снизить риск получения подделки.

У агентов есть опыт взаимодействия с проверенными банками, они следят за изменениями в законодательстве, и знают все требования к БГ.

С 01.06.2018 изменились требования к банкам, которые имеют право выпускать БГ, изменились (Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 №440). Теперь они должны одновременно соответствовать сразу трем требованиям:

  • иметь не менее 300 млн рублей собственных средств;
  • кредитный рейтинг должен быть от «BB-(RU)» / «ruBB-» и выше;
  • до 01.01.2020: иметь не менее 300 млн руб. капитала и кредитный рейтинг от «B-(RU)» / «ruB-» и выше.

Порядок оформления БГ не регламентирован, поэтому заказчик может предъявлять свои требования к форме документа. Чтобы увеличить вероятность того, что заказчик примет документ, согласуйте с ним текст БГ заранее.

Обязательно проверьте реквизиты банка и договора на выпуск БГ.

Банк обязан внести БГ в реестр в течение суток после выдачи. Как профессиональный участник рынка, он несет ответственность за невнесение документа. Но лучше убедиться, что гарантия в реестре.

Такую информацию может дать территориальном  отделении Казначейства. Вы получите официальный ответ с подтверждением или опровержением факта включения документа в реестр.

Важно! Выписку о внесении БГ в реестр можно получить и в банке, но она представляет собой распечатку с портала госзакупок и не несет юридической значимости. Такую выписку легко подделать, так как на ней не ставится ни подпись, ни печать.

Это поможет вам сравнить условия выдачи и выбирать банк по надежности и выгодным условиям.

Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ)

— Регистрация в ЕРУЗ
— Передача функций по участию в закупках и администрированию другим сотрудникам

ЕИС для заказчиков по 223-ФЗ

— Регистрация в ЕИС
— Передача функций по размещению заказов и администрированию другим сотрудникам

Также мы предоставляем платные консультационные услуги по регистрации в ЕИС и ЕРУЗ, регистраци электронной подписи на площадках, настройке рабочего места, помощи в торгах и работе на государственных порталах. Подробнее можно узнать в прайс-листах УЦ АО «ПФ «СКБ Контур» и ООО «Сертум-Про».

  • Настроить компьютер с помощью Установочного веб-диска;
  • Пройти регистрацию физического лица — руководителя на Госуслугах;
  • Зарегистрировать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя на Госуслугах;
  • Включить вход по Электронной подписи на сайте Госуслуг в личном кабинете руководителя*;
  • Пройти регистрацию на сайте Госзакупок в Едином реестре участников закупок;
  • После получения писем от ЭТП приступать к работе.

* Для включения входа по Электронной подписи:

  • Нажмите на ФИО справа вверху и выберите «Настройки и безопасность».
  • Выберите пункт «Вход в систему».
  • В открывшемся меню нажмите на кнопку «Включить вход с помощью электронной подписи».
  • В открывшемся окне введите пароль от учетной записи и нажмите «Включить»

Инструкции и материалы по регистрации на ЕИС (zakupki.gov.ru) находятся на странице «Документы — Материалы для работы в ЕИС»

По вопросам работы на портале Госуслуги и ЕИС, а также ошибкам, не связанным с СКЗИ КриптоПро CSP или электронной подписью, обратитесь в техническую поддержку.

Передача функций по участию в закупках и администрирования другим сотрудникам

Если руководитель не планирует лично заниматься закупками, он при регистрации компании добавляет сотрудников с разным уровнем полномочий:

  • участники, которые вправе выполнять определенные действия (подавать заявки, подписывать контракты и т.д.);
  • участники, которые вправе определять других сотрудников для работы на площадках и наделять их полномочиями.

После регистрации сотрудника на портале Госуслуги в качестве сотрудника организации, руководитель заходит в раздел личного кабинета ЕРУЗ «Пользователи организации» и определяет полномочия каждого из них.

Для регистрации в качестве заказчика по 223-ФЗ:

  • Настройте компьютер с помощью Установочного веб-диска;
  • Пройдите регистрацию физического лица — руководителя на Госуслугах;
  • Зарегистрируйте юридическое лицо или индивидуального предпринимателя на Госуслугах;
  • Включите вход по Электронной подписи на сайте Госуслуг в личном кабинете руководителя*;
  • Зарегистрируйтесь на сайте Госзакупок ЕИС
  • Подождите активации учетной записи на сайте госзакупок.
    Процесс может занять около часа, в итоге в личном кабинете в разделе «Положения о закупке» появится кнопка «+».
  • Выдайте себе права для оформления заказов.
    Для этого зайдите в личный кабинет сайта госзакупок во вкладку «Не зарегистрированы» и в разделе «Управление пользователями организации» отметьте все необходимые вам права.

Передача функций по размещению заказов и администрированию другим сотрудникам

6. Зарегистрируйте сотрудников как физических лиц.

7. Добавьте сотрудников к организации на сайте Госуслуг (www.gosuslugi.ru).
Эти действия необходимо проделать от имени юридического лица.

8. Зайдите в личный кабинет сайта госзакупок во вкладку «Не зарегистрированы» и в разделе «Управление пользователями организации» отметьте все необходимые права у того или иного сотрудника.