Регистрация СМЭВ и как стать участником взаимодействия СМЭВ

Система исполнения регламентов

Назначение СИР — автоматизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям (Заявителям) по заявлениям, поступающим с Портала Государственных услуг, а также, при личном обращении Заявителей в РОИВ, ОМСУ и в подведомственные им учреждения; регламентированное взаимодействие между различными РОИВ и ОМСУ и иными информационными системами, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Описание систем исполнения регламентов

Руководство пользователя СИР 3.0

Состав процедур, необходимых для обеспечения возможности работать в СИР и последовательность их выполнения описаны в документе «Технологическая карта процесса подготовки и предоставления услуг РОИВ и ОМСУ»

Порядок действий пользователей СИР по настройке рабочих мест с переходом на аутентификацию через ЕСИА

1. Настройка ПК пользователя.

  1. Зарегистрировать себя, как физическое лицо на сайте ЕСИА https://esia.gosuslugi.ru, согласно Инструкции по переходу на аутентификацию с использованием ЕСИА. Результатом регистрации должно быть получение подтвержденной учетной записи физ. лица в ЕСИА
  2. Уполномоченный сотрудник ведомства, к которому относится Пользователь (руководитель или администратор), должен выполнить в ЕСИА процедуру присоединения сотрудника к органу власти (ведомству) — см. Инструкции по переходу на аутентификацию с использованием ЕСИА
  3. Направить заявку на [email protected] на создание учетной записи пользователя в СИР по своему СНИЛС, либо выпуск сертификата доступа к системе, в том случае, если ранее Пользователь не работал в СИР. Если Пользователь имел сертификат доступа к СИР, то проверить срок его действия. Если закончился, то направить заявку на [email protected] на продление этого сертификата (чтобы сохранить все настройки пользователя в СИР).
  4. Получив ответ от техподдержки о создании учетной записи пользователя СИР, либо сертификат доступа к системе, новый Пользователь должен направить заявку на [email protected] на настройку его СНИЛС, либо сертификата, на какие-то виды настроек: для работы с МФЦ, для настройки на АРМ МВ, для настройки на тиражируемые услуги ЛАНИТ и АТК, на АРМ–Поставщика и др.
  5. Направить на [email protected] Заявку на изменение пользователей СНИЛС

3. Порядок входа Пользователя в СИР по окончании настроeк

  1. Открыть браузер Mozilla Firefox, и очистить в нем КЭШ и КУКи
  2. Ввести в адресную ссылку https://66.sir.egov.local/tp-manager/
  3. Подтвердить выбор своего сертификата, если система предложит — выполнится переход на ЕСИА автоматически
  4. Подтвердить себя в ЕСИА. Подтвердить выбор своего сертификата, если система предложит. Выполнится переход на СИР автоматически.

Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.

В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.

Основные определения и понятия

СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.

СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.

Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.

Законодательная база

По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.

Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.

Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.

Функционал СМЭВ и обеспечение

Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.

  • Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
  • Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
  • Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.

Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.

Интеграция СМЭВ

Интегрировать информационные системы в рамках СМЭВ необходимо в соответствии с техническими требованиями, утвержденными приказом № 190.

Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
  2. Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
  3. Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
  4. Подготовить типовое описание формата сервиса, отправить оператору узла паспорт электронного сервиса. Эти документы необходимы для инициирования процесса регистрации.
  5. Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.

Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.

Узайте больше о возможностях КСК.Шлюз

Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем

  • Единый протокол интеграции
  • Гарантированная доставка сообщений
  • Более 1000 готовых адаптеров
  • Мониторинг цепочек взаимодействия
  • Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3

Решение для интеграции

«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.

Архитектура продукта состоит из таких элементов:

  • Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
  • Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
  • Сервер приложений для размещений модулей.
  • Внутренняя СУБД для хранения сообщений.

Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.

Шаг №1 — получение разрешения на использование ЦПГ в ЦБ РФ

Для получения доступа к ЦПГ, необходимо обратиться в ЦБ РФ, с просьбой
предоставить доступ к Цифровому профилю. Отправлять запрос необходимо через ЛК ЦБ РФ. Видеоинструкция по отправке запроса через ЛК ЦБ РФ доступна по ссылке. Ответ занимает до 3-х рабочих дней.

Шаг №2 — создание учетной записи организации в ЕСИА

Необходимо создать учетную запись организации через портал Госуслуг (см. раздел
3.2 Руководства). Это может сделать
руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть
зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись
(КЭП) юридического лица (в т.ч. это может быть подпись ЭП-СП). За получением
средства КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России
удостоверяющих центров вашего региона. Подробнее о процессе получения КЭП
можно прочитать здесь: http://minsvyaz.ru/ru/appeals/faq/35

Шаг №3 — получение КЭП в УЦ

Требуется получить средство технологической электронной подписи для
информационной системы («ключ для СМЭВ»/ «ключ Организации (ЭП- ОВ)»,
извлекаемый ключ, в сертификате которого должны быть указаны только данные
Организации), обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое
пространство доверия.
Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу
https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/.
Это может сделать
руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть
зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись
(КЭП) юридического лица (в т.ч. это может быть подпись ЭП-СП). За получением
средства КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России
удостоверяющих центров вашего региона. При невозможности получения КЭП в УЦ, необходимо обратиться в федеральное казначейство, ЦБ РФ или федеральную налоговую службу. В зависимости от типа организации.

Больше проверок:  Налоговая проверка

Внимание: полученный из КЭП сертификат, должен использоваться только в одной ИС в СМЭВ и только для работы с сервисом ЦПГ и ЕСИА, при необходимости работать с другими СМЭВ сервисами, нужно будет создать отдельную ИС в СМЭВ, и выпустить отдельный сертификат

kp

Шаг №4 — присоединение к регламенту СМЭВ

Внимание: Если организация ранее не была подключена к СМЭВ, то оригинал заявки на присоединение к Регламенту СМЭВ с сопроводительным письмом (на бланке организации) необходимо направить в Минкомсвязь России (адрес для отправки будет в ответном письме, на отправку заявки в электронном виде).

Внимание: следующий шаг рекомендуется выполнять не ранее, чем через 3 дня после отправки заявки.

Шаг №5 — регистрация ИС в среде СМЭВ 3

lkuv
На рабочем столе ЛК УВ запустит страницу Информационные системы / Добавление.
На странице добавления информационной системы следует заполнить:

Среда СМЭВ – нередактируемое поле;

Мнемоника – нередактируемое текстовое поле, содержит уникальную мнемонику создаваемой Информационной системы, при создании новой информационной системы, ЛК УВ автоматически создаст уникальную мнемонику Информационной системы;

Краткое наименование – текстовое поле, содержит краткое наименование создаваемой Информационной системы;

Полное наименование – текстовое поле, содержит полное наименование создаваемой Информационной системы;

Сертификат – нередактируемое поле, после загрузки на форму сертификата, в поле отображается его номер.

lkuv2

При выборе тестовой или продуктивной среды будет предложено скопировать ИС из другой среды. Сначала нужно создать ИС в тестовой среде. Указать необходимую информацию для заполенеия.

lkuv3

Далее откроется окно добавление сертификата создаваемой Информационной системы.
Необходимо загрузить сертификат вашей КЭП в окно загрузки, сертификат пройдет проврку в системе ЛК УВ.

lkuv4

После заполнения всей необходимой инофрмации и добавления сертификата система предложит вам подтвердить добавление системы, нужно проверить инофрмацию и нажать кнопку “Да, уверен”

lkuv5

После создания ИС в тестовой среде СМЭВ, нужно создать ИС в продуктивной среде СМЭВ и загрузить файл сертификата вашей КЭП по аналогии из шагов выше. ИС в продуктивной среде СМЭВ копируется из тестовой среды, при создании ИС вам предложат выбрать это действие.

lkuv6

Шаг №6 — предоставление доступа к тех. порталу

Для доступа к техпорталу и переходу к шагу №7 вам необходимо, в учетной записи
созданной организации перейти в раздел «Сотрудники» и добавить всех сотрудников,
которым будет необходим доступ к техпорталу. Во вкладке «Доступ к системам»,
также предоставить добавить всех сотрудников, которым необходим доступ для
управления системой. Во вкладке «Группы доступа» необходимо «присоединить»
сотрудников, которым будет необходимо управлять ИС на техпортале, а также
«присоединить» администратора ИС к «Администраторам профиля ораганизации».
Внимание: После добавления сотрудников во все группы, необходимо выйти из
техпортала и госуслуг, очистить кэш в браузере и перезайти в систему.

Шаг №7 — создание ИС на тех. портале

Регистрация ИС в ЕСИА необходима для дальнейшего получения доступа к сервисам СМЭВ 3.0, взаимодействующим с ЕСИА (УПРИД, Сервис регистрации пользователей и т.д.).
Зарегистрировать ИС можно через технологический портал ЕСИА. Подробную инструкцию по регистрации ИС в
ЕСИА смотрите в руководстве пользователя технологического портала: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4545/. В результате регистрации ваша информационная система заносится в реестр ИС, взаимодействующих с ЕСИА.

Внимание: При регистрации ИС в ЕСИА необходимо указать Мнемонику ИС в ЕСИА = Мнемонике ИС в СМЭВ.
Также, требуется загрузить сертификат электронной подписи системы, такой же как зарегистрирован в СМЭВ для этой системы.

tech

  • название системы – желательно использовать официальное название ИС на русском языке;
  • отображаемое название – текст, который будет отображаться на форме логина ИС;
  • мнемоника системы – идентификатор системы, который будет использоваться в ЕСИА;
  • информация о системе – краткое описание ИС;
  • URL системы – url с обязательным указанием протокола HTTP/HTTPS, например: https://esia.gosuslugi.ru/;
  • Алгоритм формирования электронной подписи – GOST (как на скриншоте выше);
  • URL для отправки push сообщений – оставить пустым.

tech2

  • поле URL для отправки push сообщений – оставить пустым;
  • «Категория информационной системы» – оставить по умолчанию, параметры «время жизни» не менять;
  • данные об ответственном за эксплуатацию ИС – ответственный должен быть предварительно зарегистрирован в ЕСИА и присоединен к организации-оператору ИС в качестве сотрудника. Для выбора сотрудника достаточно ввести первые буквы фамилии, после чего будут предложены возможные варианты. Поля «адрес электронной почты» и «номер телефона» отображаются автоматически после выбора сотрудники (это служебные контакты указанного сотрудника).

После заполнения данных полей необходимо нажать на кнопку «Сохранить». Запись ИС будет добавлена в регистр ЕСИА.

Шаг №8 — генерация необходимых файлов

При подаче заявки на подключение к тестовой среде ЕСИА вам потребуются ключ и
сертификат ключа.

Для получения необходимо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих
центров. Ключом будут шифроваться запросы от вашей ИС к ЕСИА. Перечень
аккредитованных удостоверяющих центров доступен по адресу
https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/ . Для экспорта ключа
используйте инструкцию указанную на шаге No8.

Шаг №11 — заполнение и отправка заявки на промышленную среду

После получения положительного ответа о подключении к тестовой среде ЕСИА
следует аналогично шагам No6-7 направить заявку на “На подключение к
промышленной среде ЕСИА”. В бланке заявке указать номер заявки на подключение к тестовой среде.

Шаг №12 — передача ключа и сертификата

После завершения процесса подключения необходимо экспортировать контейнер из КЭП в
соответствии с инструкцией – https://crypto.rnds.pro/.
Вам необходимо выполнить первые 5 шагов инструкции и полученные 6 файлов загрузить в систему.

Шаг №13 — Получение доступа к ВС ЦПГ через ЛК УВ

Для получения доступа к ВС ЦПГ через ЛК УВ необходимо:
1.Пройти авторизацию на сайте ЛУ УВ(сотрудник должен находиться в группе доступа к “ЛК УВ”) – https://lkuv.gosuslugi.ru/
2.В ЛК УВ основного меню выбрать пункт “Доступ к виду сведений”

usermncart

3.Выбрать продуктивную среду СМЭВ

usermncart

4.Необходимо выбрать вид сведений ЦПГ из списка доступных ВС.

usermncart

Запрос перечня согласий пользователя ЕСИА, выданных организации – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/issued-person-permissions/
Запрос согласий пользователя ЕСИА от организации – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/claim-person-permissions/
Запрос персональных данных при наличии согласия пользователя ЕСИА – https://docs.agredator.ru/docs/services/esia/personal-data/#запрос-персональных-данных-при-наличии-согласия-пользователя-есиа

5.Выбрать версию ВС к которой вы хотите получить доступ.

mngrhome

6.Необходимо выбрать информационную систему для которой запрашивается доступ
к ВС.

mngrhome

7.Выбрать роль участника информационного взаимодействия, возможны вариации: инициатор.

mngrhome

8.После прохождения всех шагов получения доступа к ВС ЦПГ, нужно подтвердить процедуру подтверждения технической готовности, выбрав кнопку ”Да,уверен”
При подтверждении, воспроизводится процедура прохождения тестирования с ЛК УВ.

mngrhome

Шаг №14 — Прохождение тестирования

Необходимо пройти тестирование на подключение к ВС ЦПГ
Описание ВС в СМЭВ:
https://smev3.gosuslugi.ru/portal/inquirytype_one.jsp?id=168374&zone=fed&page=1&dTest=false

И дополнительным ВС:

Описание ВС в СМЭВ:
«Запрос согласий пользователя ЕСИА от организации».

С помощью данного ВС система-клиент может запрашивать согласия у гражданина.

Описание ВС в СМЭВ:
«Запрос перечня согласий пользователя ЕСИА, выданных организации».
https://smev3.gosuslugi.ru/portal/inquirytype_one.jsp?id=169220&zone=fed&page=1&dTest=false

С помощью данного ВС система-клиент может запрашивать перечень выданных
гражданином организации-владельцу ИС согласий.

Для завершения подключения к ВС ЦПГ необходимо отправить тестовые запросы.

usermncart

link

прямую
ссылку на статью

Система межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) предназначена для обмена сведениями в рамках сеансов обмена.

Каждый сеанс обмена с использованием СМЭВ включает в себя:


– передачу запроса от информационной системы участника взаимодействия (далее – ИС УВ), инициирующей данный обмен в роли потребителя данных;


– обратную передачу одного или нескольких ответов со стороны одной или нескольких отвечающих ИС УВ, являющихся поставщиками данных.

Для организации процесса получения данных из СМЭВ 4 нужно выполнить следующие обязательные условия:

  1. Зарегистрировать ИС (информационную систему) в СМЭВ;
  2. Зарегистрировать Агент ПОДД в ядре ПОДД;
  3. Получить доступ к необходимой витрине данных;
  4. Получить доступ к сетевой инфраструктуре продуктивной среды СМЭВ;
  5. Установить и настроить ПО «Агент ПОДД»;
  6. Организовать взаимодействие корпоративной информационной системы с ПО «Агент ПОДД».

Информацию по процедуре регистрации ИС в СМЭВ, регистрации Агента ПОДД в ядре ПОДД, получении доступа к витрине данных, получении доступа к сетевой инфраструктуре продуктивной среды СМЭВ (п.п. 1-4) вы можете найти в статье Как зарегистрировать потребителя в СМЭВ 4.

Инструкцию по установке и настройке Агента ПОДД (п. 4) смотрите в статье Устанавливаем Агент СМЭВ 4.

Взаимодействие корпоративной ИС с ПО «Агент ПОДД»

Для обеспечения доступности данных Агент ПОДД предоставляет:

  • REST-интерфейс для выполнения запросов к витринам поставщиков данных;
  • Специализированный протокол для исполнения запросов с использованием JDBC-интерфейса Агента ПОДД.


Подробную информацию об организации обменов посредством интерфейсов REST и JDBC смотрите в документе Методические рекомендации по работе с ПОДД СМЭВ.

Использование регламентированных запросов и механизма подписки

Агент ПОДД может получать сведения с витрин данных поставщиков следующими способами:


1) Путём отправки регламентированных запросов или произвольных SQL-запросов, составленных потребителем данных (описание поддерживаемого ПОДД СМЭВ синтаксиса запросов на основе SQL 2003 см. в документе Методические рекомендации по работе с ПОДД СМЭВ);


2) Путём подписки на изменения сведений и получения сведений в виде:


  • уведомлений об изменениях;

  • копии данных, сформированной в контуре потребителя данных ПОДД СМЭВ.

ИС потребителя может осуществлять регламентированные запросы к витринам данных в произвольное время. При этом происходит получение только соответствующих условиям запроса данных.

Альтернативой получению данных посредством регламентированных запросов является механизм получение данных по подписке. В этом режиме ПОДД СМЭВ позволяет организовать процесс автоматического размещения и актуализации изменившихся данных из Витрины данных поставщика ПОДД СМЭВ в контуре потребителя данных. Реплика данных витрины поставщика данных ПОДД СМЭВ – это данные в контуре потребителя данных, актуализируемые в соответствии с подпиской, при изменении данных в витрине данных поставщика ПОДД СМЭВ.

Обмен, при котором необходимые для потребителя данные размещены в реплике витрины поставщика данных ПОДД СМЭВ, позволят существенно снизить продолжительность сеанса обмена.

Создание реплики данных витрины поставщика данных ПОДД СМЭВ выполняется на основании согласованной подписки потребителя данных ПОДД СМЭВ.

В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход при определении оптимального способа взаимодействия. Можно выделить следующие преимущества каждого из них:

    • Отсутствие необходимости развертывания и поддержания инфраструктуры для хранения данных в контуре потребителя;
    • Гарантированное соответствие полученных данных первоисточнику в произвольный момент времени.
    • Независимость от работоспособности витрины на стороне поставщика данных;
    • Высокая скорость получения данных из локальной реплики витрины.

СМЭВ – это защищенная система, которая позволяет ее участникам обмениваться данными и электронными документами, необходимыми для оказания госуслуг гражданам и организациям.

Зачем нужна СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.

СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.

Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.

Как работает СМЭВ

Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.

Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.

Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.

Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».

Задачи системы

“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.

Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).

Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.

Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.

Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ

Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.

Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.

Масштаб задачи

Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.

О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.

`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.

Роль Минэкономразвития

На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».

Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.

«Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни», – завершила Набиуллина.

Базовые информационные ресурсы

На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.

В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.

Участники СМЭВ

Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.

Федеральная налоговая служба

На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.

Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:

  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков,
  • 6 государственных услуг ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и
  • регистрация контрольно-кассовой техники[3].

Правительством определенны 11 базовых информационных реестров, из них 4 – это реестры ФНС России:

  • ЕГРЮЛ,
  • ЕГРИП,
  • ЕГРН и
  • ФИАС.

Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.

Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.

ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.

Штрафы для чиновников

  • Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
  • В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.

«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.

С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

Выдержки из проекта

Проблема грязных данных

Сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками».

Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.

22 сентября 2011 г. выступление Алексея Попова на конференции CNews

В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. `Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через `горячую` линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности`.

Криптографическая защита СМЭВ

Для защиты систем, обеспечивающих поддержку процессов информационного взаимодействия всех субъектов Электронного правительства, “Ростелекомом” было выбрано решение на основе программных и программно-аппаратных комплексов защиты информации ViPNet компании “ИнфоТеКС.

Программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator HW успешно используются для обеспечения межсетевого экранирования и криптографической защиты информации при подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, банков и операторов платежных систем.
Проект стартовал в 2010 году. За прошедший год удалось построить федеральный сегмент СМЭВ. Сейчас осуществляется подключение региональных сегментов электронного правительства (РИЭП).

Внедрение СМЭВ в регионах

Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.

Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства

Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.