В материале рассматриваются сервисы, позволяющие проверить действительность паспорта с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия.
Востребованность сервисов СМЭВ для проверки паспортных данных
Задача проверки паспортных данных через СМЭВ не является очевидной. СМЭВ это в первую очередь инструмент для оказания государственных услуг. При этом при подаче заявления пользователь, как правило, предоставляет уже верифицированные данные о документе, удостоверяющем личность. И повторная проверка в ходе оказания услуги не требуется. При отправке заявления в электронном виде верификация осуществляется на уровне ЕСИА (напомним, что для подтверждения учетной записи требуется физическое присутствие гражданина с паспортом), а при «бумажной» подаче — паспорт предъявляется оператору. Поэтому раньше спрос на сервис верификации паспортов существовал только со стороны несколько особенных Потребителей (ФСО, ФССП, ПФР и др.).
Однако, с приходом в СМЭВ операторов связи, негосударственных пенсионных фондов и кредитных организаций список заинтересованных потребителей сильно расширился. Для каждой из указанных категорий существует нормативное обоснование, в соответствии с которым организация может получать данные через СМЭВ:
- Для операторов связи — п. 6 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи«.
- Для НПФ — например, Протокол подкомиссии по ИТ от 27 августа 2018 года № 358пр.
- Для КО — например, Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2012 г. № 1471-р «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия«
Для банков, операторов связи, НПФ данные паспортные данные и информация о статусе паспорта входят в число наиболее востребованных. Однако, так ли легко воспользоваться соответствующими сервисами СМЭВ?
Варианты проверки паспорта
Поставщик: МВД России.
Адрес описания: Технологический портал СМЭВ2.
Статус: Действующий сервис. Обрабатывает порядка 60 — 100 тыс. запросов в месяц.
Потребители: КО, МФЦ, НПФ, Операторы связи, ОМСУ, РОИВ, ФОИВ, УЦ. Всего подключено более 350 Потребителей.
- Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру
- Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявленного на определённое имя
- Получение информации о всех выданных гражданину паспортов по СНИЛС
- Получение информации о всех выданных гражданину паспортов по установочным данным
- требует затрат на подключение, т.к. для СМЭВ2 нет бесплатных клиентов, их необходимо закупать или разрабатывать самостоятельно;
- Поставщик медленно реагирует на запросы на предоставление доступа к сервису, с момент обращения до получения доступа может пройти несколько месяцев;
- в силу использования методологии СМЭВ2 и высокой нагруженности сервис может работать с перебоями;
- у сервиса есть суточный и месячный лимиты на число запросов (проверка осуществляется на уровне поставщика), при если в момент запроса сервис был недоступен или неработоспособен, запрос все равно считается отправленным;
- сервис не всегда предоставляет корректные данные (имели место случаи, когда по одному и тому же запросу сервис выдавал разную информацию о действительности паспорта).
Сведения о действительности паспорта гражданина РФ, предъявленного на определенное имя
Адрес описания: Технологический портал СМЭВ3.
Статус: находится в тестовой среде. Плановый срок вывода в продуктивную среду — 26.07.2018 (просрочен).
Содержание запроса и ответа:
Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА
Статус: Действующий сервис. Однако в «Едином отчете» он указан как невостребованный, т.е. запросы к сервису отсутствуют.
Потребители: КО, НПФ, ЕПГУ. Данные о подключениях отсутствуют.
- соответствие ФИО и паспортных данных гражданина РФ;
- соответствие ФИО и СНИЛС;
- соответствие ФИО и ИНН.
Пожалуй, это самый полезный и функциональный сервис СМЭВ в данной подборке. К этой же категории «интересных, но пока не обкатанных запросов» относится комплекс ВС, ранее составлявших сервис СМЭВ2 SID0003923. Например, ВС «Подтверждение личности гражданина РФ или иностранного гражданина в ЕСИА»
Сведения о соответствии паспортных данных и ИНН физического лица
Поставщик: ФНС России.
Статус: Действующий сервис. Обрабатывает порядка 1 млн. запросов в месяц.
Потребители: КО, МФЦ, НПФ, ОМСУ, УЦ. Всего подключено 37 Потребителей, в основном — банки.
- Потребителю необходимо обладать (собирать) данными об ИНН граждан (т.е. сервис не подходит для операторов связи).
- Потребителю необходимо доказать ФНС свое право на доступ к ВС и на проверку связки «ИНН-ПД».
- В конечном счете Потребитель взаимодействует не с базой МВД, а с ее отражением в базе ФНС. Нельзя гарантировать, что данные паспортов в базе ФНС являются полными. Кроме того, если у человека нет ИНН, проверка бессмысленна.
Проверка по списку недействительных российских паспортов
Открытый сервис, не относится к СМЭВ.
Адрес описания: сайт МВД.
Потребители: открытый перечень.
- web-сервис проверки действительности паспорта с капчей;
- набор данных в формате текстового файла с перечнем недействительных паспортов.
Выражаем благодарность Федору Надейкину за ценные идеи и помощь в подготовке материала.
В материале представлена пошаговая инструкция по предоставлению доступа к Личному кабинету участника межведомственного взаимодействия (ЛК УВ) для двух категорий пользователей: сотрудник организации (сотрудник УВ) и представитель разработчика.
В материале приводится исчерпывающая информация о взаимодействии с сервисами ГИС ГМП посредством СМЭВ. Перечисляются типы организаций, имеющих право работать с Системой государственных и муниципальных платежей, и их полномочия. Описывается порядок регистрации и доступа к сервису. Проводится полный обзор видов сведений ГИС ГМП в СМЭВ3. Разбирается кейс с передачей информации об оплате.
6 октября 2020 года на технологическом портале СМЭВ3 появился раздел «Интеграционный узел Адаптера, доработанного Адаптера СМЭВ 3.0 в соответствии с новыми возможностями СМЭВ 3».
В данной статье мы расскажем о том, что такое Интеграционный узел и какие возможности он предоставляет участникам взаимодействия.
В материале рассмотрены возможности разделения очередей входящих и исходящих сообщений на уровне СМЭВ, Адаптера СМЭВ и информационной системы Участника СМЭВ.
В материале рассмотрены причины снижения скорости работы Адаптера СМЭВ, изучен вариант переустановки Адаптера для повышения его производительности и описано собственное решение команды Хемуль IT для ускорения работы ПО Минкомсвязи — «Бустер Адаптера СМЭВ».
В табличном виде представлен перечень всех информационных систем участников СМЭВ с указанием владельца и мнемоники. Данные актуальны на 29.12.2020. Источник данных — Технологический портал СМЭВ.
На странице собраны ссылки на историю версии бесплатного Адаптера СМЭВ. Ранние версии решения полезны как для последовательного апгрейда до актуальной версии с сохранением пользовательских данных, так и в случае необходимости возврата к более стабильным сборкам..
В материале приводится обзор Модуля мониторинга СМЭВ. Решение предоставляет пользователю набор виджетов и реестр сообщений с полной информацией о процессах обработки межведомственных запросов в электронном виде. Модуль является разработкой команды Хемуль IT и поставляется как в составе Универсального интерфейса Адаптера СМЭВ, так и в качестве самостоятельного серверного решения.
В материале представлен список видов сведений СМЭВ, к которым фактически могут получить доступ юридические лица различных категорий. Материал актуален на декабрь 2021 года.
Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.
В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.
Основные определения и понятия
СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.
СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.
Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.
Законодательная база
По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.
Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.
Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.
Функционал СМЭВ и обеспечение
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.
- Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
- Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
- Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.
Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.
Интеграция СМЭВ
Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:
- Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
- Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
- Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
- Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.
Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.
Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз
Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем
- Единый протокол интеграции
- Гарантированная доставка сообщений
- Более 1000 готовых адаптеров
- Мониторинг цепочек взаимодействия
- Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3
Решение для интеграции
«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.
Архитектура продукта состоит из таких элементов:
- Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
- Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
- Сервер приложений для размещений модулей.
- Внутренняя СУБД для хранения сообщений.
Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.
Дата публикации: 26.10.2012 16:07 (архив)
положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услугФедеральные органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
СМЭВ – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
Участниками СМЭВ являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Одним из крупнейших поставщиков данных является Федеральная Налоговая служба. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков, государственные услуги ФНС России по лицензированию некоторых видов деятельности и регистрация контрольно-кассовой техники это те государственные услуги, оказываемые Налоговыми органами, которые требуют организации межведомственного электронного взаимодействия.
Правительством России определены 11 базовых информационных реестров, из которых 4 (ЕГРИП, ЕГРЮЛ, ЕГРН, ФИАС) – реестры ФНС России.
В соответствии с Вашим обращением о проблемных вопросах функционирования сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия “Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА” сообщаем следующее.
Владельцем указанного сервиса, соответствующего вида сведений в СМЭВ и оператором инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, является Минцифры России.
Взаимодействие оператора инфраструктуры взаимодействия, уполномоченных лиц и участников информационного взаимодействия осуществляется посредством направления запросов посредством федеральной государственной информационной системы “Федеральный ситуационный центр электронного правительства” на предоставление консультации, оказание технической поддержки, сообщение об ошибках и сбоях в работе информационных систем, плановых и профилактических работах, оказывающих влияние на функционирование информационных систем.
В этой связи при наличии сбоев в работе УПРИД полагаем целесообразным направлять соответствующие запросы в Ситуационный центр.
Одновременно информируем, что исходя из положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма” возможность получения сведений из информационных систем органов государственной власти при проведении упрощенной идентификации посредством УПРИД не предусмотрена.
Далее – “СМЭВ”.
Далее – “УПРИД”.
Далее – “инфраструктура взаимодействия”.
Далее – “Ситуационный центр”.
Далее – “Федеральный закон N 115-ФЗ”.
Пунктом 2(1) Перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 N 1471-р, МВД России определено в качестве федерального органа исполнительной власти, участвующего в обмене с организациями сведениями о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента – физического лица, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.
Предоставление указанных сведений посредством СМЭВ может осуществляться с использованием электронного сервиса МВД России “Сервисный концентратор”, а также видов сведений МВД России “Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру”, “Сведения о действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявляемого на определённое имя”.
Рассмотрение запросов на предоставление доступа к электронным сервисам и видам сведений СМЭВ осуществляется в установленном порядке при наличии правовых оснований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 г. N 839 “О федеральной государственной информационной системе “Федеральный ситуационный центр электронного правительства” и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия”, приказом Минкомсвязи России от 16 августа 2017 г. N 422 “О порядке функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе “Федеральный ситуационный центр электронного правительства” и признании утратившим силу приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 184″ и Регламентом обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде.
Обзор документа
Относительно функционирования сервиса “Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА” указано следующее. Владельцем сервиса, соответствующего вида сведений в СМЭВ и оператором инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информсистем, используемых для оказания госуслуг в электронной форме, является Минцифры.
Оператор, уполномоченные лица взаимодействуют посредством направления запросов через Федеральный ситуационный центр электронного правительства. При наличии сбоев в работе УПРИД нужно направлять запросы в центр. Отмечено, что не предусмотрена возможность получения сведений из информсистем органов госвласти при проведении упрощенной идентификации посредством УПРИД.
МВД участвует в обмене сведениями о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную или иную организацию, уполномоченную на упрощенную идентификацию клиента. Предоставление указанных сведений посредством СМЭВ возможно с использованием электронного сервиса МВД “Сервисный концентратор”, а также видов сведений “Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру”, “Сведения о действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявляемого на определенное имя”.