Выпуск на факультете профессиональной переподготовки и повышении квалификации
Реконструкция «Судебные процессы над нацистами и их пособниками в Нюрнберге» в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина
Поздравление с Днем российской науки
Круглый стол «Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами»
Участие в межвузовской олимпиаде «Город, в котором я учусь»
Круглый стол на факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Научно-практический семинар “Проблемы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей”
Выступление студентов в Правительстве Ленинградской области
Торжественно-траурная церемония возложения цветов и венков на Пискарёвском кладбище
Экскурсия в культурный центр ГУ МВД России
79-я годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады
Премьера театрально-постановочной композиции «Судебные процессы над нацистами и их пособниками в Нюрнберге»
Поощрение студентов юридического факультета
Прокуратура Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 февраля 2022 года; проверки требуют 23 правки.
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 1992 год.
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2006 год.
Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Петровке.
ИсторияПравить
12 (23) января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая получила право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Положение о прокуратуре СССР, принятое ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 года, определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа и упразднило прокуратуру при Верховном суде СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, президиуму ЦИК СССР и Совнаркому СССР. Нормативным актом образовывались военная и транспортная прокуратуры; закреплялись организационно-распорядительные полномочия Центрального аппарата прокуратуры СССР.
Конституция СССР 1936 года установила, что высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами СССР возлагается на прокурора СССР; аналогичную функцию на генерального прокурора СССР возложило Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в мае 1955 года указом Президиума Верховного совета СССР.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад в связи с началом Великой Отечественной войны. Кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым главным прокурором страны, назначенным на должность генерального прокурора СССР, стал К. П. Горшенин.
В ноябре 1979 года, после принятия конституции СССР 1977 года, был принят закон СССР о прокуратуре СССР, заменивший положение о прокурорском надзоре. Наряду с надзором за точным соблюдением законов новая конституция закрепила за прокуратурой полномочия по:
- борьбе с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
- борьбе с преступностью и другими правонарушениями;
- расследованию преступлений в соответствии с уголовно-процессуальным законом;
- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями
- участию в совершенствовании законодательства.
Статья 9 закона СССР о прокуратуре закрепило за генеральным прокурором СССР право законодательной инициативы и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом в 1992 году законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплён надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
С 2011 года прокуратура Российской Федерации не осуществляет предварительное расследование уголовных дел, ранее отнесённых к подследственности прокуратуры уголовно-процессуальным законодательством и законом «О прокуратуре Российской Федерации» в первоначальной редакции, и не имеет в своём штате следователей. Функции по осуществлению предварительного расследования указанных уголовных дел были переданы Следственному комитету Российской Федерации (в 2007—2011 гг. — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации), являющимся самостоятельным федеральным государственным органом.
Направления деятельности прокуратурыПравить
Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов:
- федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
- судебными приставами,
- администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Другие направления деятельности прокуратуры:
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами,
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
- международное сотрудничество,
- выпуск специальных изданий.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Система и структура прокуратурыПравить
Прокуратура в системе органов исполнительной власти.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации
- Прокуратуры городов, районов и другие территориальные прокуратуры
- Военная прокуратура
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
- Редакции печатных изданий прокуратуры
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные приравненные к ним прокуроры (например военные прокуроры) назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации. Прокуроры городов и районов и приравненные к ним, назначается генеральным прокурором РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены следующие должности:
Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней не является процессуальным лицом.
Основные полномочия прокуроровПравить
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
Прокурор (или его заместитель):
- приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах;
- вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности;
- обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе вступить в дело в любой стадии процесса. В ходе судопроизводства прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
Классные чины и воинские званияПравить
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре присваиваются следующие классные чины:
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3-го класса.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования, не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.
НаградыПравить
- Винниченко Николай Александрович
- Городов Пётр Петрович
- Демешин Дмитрий Викторович
- Зайцев Сергей Петрович
- Захаров Алексей Юрьевич
- Кикоть Андрей Владимирович
- Лопатин Геннадий Борисович
- Петров Валерий Георгиевич
- Пономарёв Юрий Александрович
- Ткачёв Игорь Викторович
- Шишкин Николай Анатольевич
ЧисленностьПравить
Указом Президента Российской Федерации от 07.11.2022 № 802 установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 54 198 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3583 единиц, из них военнослужащих в количестве 2418 человека, гражданского персонала — 1165 человек).
КритикаПравить
- Университет прокуратуры Российской Федерации (б. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) (г. Москва);
Филиалы Университета в городах Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Симферополь, Владивосток; - Филиалы Университета в городах Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Симферополь, Владивосток;
- Институт прокуратуры УрГЮУ;
- Институт прокуратуры МГЮА;
- Институт прокуратуры СГЮА.
Научная деятельностьПравить
- Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
Четыре золотые, две серебряные и четыре бронзовые медали завоевали юные спортсмены из Забайкалья на Всероссийских соревнованиях по стрельбе из лука «Кубок генерального прокурора РФ», который проходил в Красногорске. Призы спортсменам вручал сам генеральный прокурор России Игорь Краснов, сообщается на сайте Генпрокуратуры РФ.
«Выражаю благодарность спортсменам, родителям, тренерскому и судейскому состав за честную борьбу и метко выпущенные стрелы. Всем участникам желаю не сворачивать с профессионального спортивного пути, оставаться такими же целеустремленными, дружными и всегда верить в победу», — сказал на церемонии закрытия соревнований Игорь Краснов.
Всего Кубок собрал около 600 юных лучников почти из 40 регионов, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик. До финиша дошли 128 спортсменов, 16 из них, в их числе и наши земляки, получили кубок генпрокурора России.
Забайкальские юноши и девушки получили награды как в личных, так и в командных соревнованиях и показали лучший результат.
Генпрокуратура также организовала для участников культурную программу. Они посетили Музей Победы и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Пресс-служба правительства Zабайкалья, Алеся Малинина
Новости
Генеральная Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, выполняет иные функции, установленные законодательством России. Относится к государственным военизированным организациям, имеющим право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. Не относится ни к одной из ветвей власти.
Руководство Генеральной Прокуратуры России
Краснов Игорь Викторович
Генеральный прокурор РФ
Буксман Александр Эмануилович
Заместитель Генерального прокурора
Винниченко Николай Александрович
Заместитель Генерального прокурора
Гринь Виктор Яковлевич
Заместитель Генерального прокурора
Демешин Дмитрий Викторович
Заместитель Генерального прокурора
Зайцев Сергей Петрович
Заместитель Генерального прокурора
Захаров Алексей Юрьевич
Заместитель Генерального прокурора
Кикоть Андрей Владимирович
Заместитель Генерального прокурора
Лопатин Геннадий Борисович
Заместитель Генерального прокурора
Петров Валерий Георгиевич
Заместитель Генерального прокурора
Пономарев Юрий Александрович
Заместитель Генерального прокурора
Разинкин Анатолий Вячеславович
Заместитель Генерального прокурора
Ткачев Игорь Викторович
Заместитель Генерального прокурора
Шишкин Николай Анатольевич
Заместитель Генерального прокурора
25 марта 2020 года На очередном пленарном заседании Совета Федерации сенаторы приняли решение освободить заместителей генерального прокурора России Гулягина Юрия Александровича и Коржинека Леонида Геннадьевича от должностей на основании их личного заявления об отставке в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Ранее, в верхнюю палату российского Парламента поступили соответствующие представления президента РФ Владимира Путина.
22 января 2020 года Совет Федерации, на пленарном заседании, освободил Юрия Чайку от должности генерального прокурора РФ. В ходе голосования один сенатор высказался против освобождения Чайки от должности, еще один воздержался. Парламентарии поблагодарили Чайку за сотрудничество, а также вклад в укрепление законности в России. На должность генпрокурора России был назначен Игорь Краснов. За его кандидатуру сенаторы проголосовали единогласно.
20 января 2020 года Президент России внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова на пост генерального прокурора страны. Кроме того, Владимир Путин предложил верхней палате парламента освободить действующего главу ведомства Юрия Чайку от должности в связи с переходом на другую работу.
17 января 1992 года После распада СССР, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Документом упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, а также положения о прокурорском надзоре, утверждён приоритет за соблюдением прав и свобод граждан. В результате преобразований ведомство окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.
8 мая 1722 года Петр I подписал высочайший Указ «О должности Генерал-прокурора». Он устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского.
23 января 1722 года В соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. При создании нового органа императором ставилась задача уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония.
Список руководителей прокуратуры России и СССР
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2020 года; проверки требуют 9 правок.
В настоящем списке в хронологическом порядке представлены все лица, являвшиеся в разное время руководителями прокуратуры. Список содержит информацию о годах жизни, сроке полномочий, наименование ведомства и должности.