Шина смэв

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

  • системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
  • единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1  – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Шина смэв

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
  • обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
  • передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

  • доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
  • получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
  • защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
  • ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

  • сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
  • единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

  • Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ. 
    Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
  • Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
    Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.
  • Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

Шина смэв

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Шина смэв

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
  • Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 узлов — интеграционных шин на базе Oracle, размещенных в ЦОДах «Ростелекома». Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному — 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты. Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», — рассказывает CNews Алексей Козырев, руководитель проектного офиса СМЭВ в Минкомсвязи.

Сервисно ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

Больше проверок:  Представитель ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, — объясняет Козырев. — Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса».

Подробнее о сложностях и перспективах СМЭВ читайте в журнале CNews http://www.cnews.ru/mag/2013/03/CNEWS_65.pdf

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Новая версия системы межведомственного взаимодействия существенно облегчит интеграцию поставщиков и потребителей сведений, позволит передавать большие объемы данных и снизит зависимость регионов от «Ростелекома».

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами при предоставлении госуслуг с 1 января 2015 г. должно осуществляться исключительно с использованием единого электронного сервиса — третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов, объявили в Минкомсвязи.

Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 г., добавили в министерстве, сославшись на постановление Правительства РФ №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

«Обновленный сервис обеспечит единый формат взаимного обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, механизм очередей электронных сообщений, позволяющий решить проблему перегруженности популярных сервисов, увеличение размера передаваемого сообщения с 5 МБ до 1 ГБ, а также интеграцию с главным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей, – говорится в заявлении Минкомсвязи. – Новая версия системы предполагает взаимодействие между органами власти субъектов РФ, а не только с органами власти федерального уровня, как это было ранее».

Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 г.

CNews Analytics подготовил карту систем электронного правительства России (кликните, чтобы увеличить)

В тестовом режиме последняя версия СМЭВ уже запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье, говорится в сообщении Минкомсвязи.

Отметим, что со СМЭВ 3.0 начался переход инфраструктуры электронного правительства на свободное ПО. Для построения новой версии системы было выбрано свободное решение Apache ActiveMQ, тогда как предыдущая версия была построена на решении Oracle.

Как работает СМЭВ 3.0

Владимир Андреев, «ДоксВижн»: В 2023 безбумажный кадровый оборот будет в числе самых востребованных направлений автоматизации

Об особенностях работы новой версии СМЭВ в недавнем интервью журналу CNews (см. pdf-версию) рассказывал заместитель министра связи Алексей Козырев:

«Функциональность, которая сейчас реализована в СМЭВ 2.0, полностью останется. В СМЭВ 3.0 добавится функциональность, связанная с очередью гарантированной доставки, позволяющей ведомствам взаимодействовать в асинхронном режиме и обеспечивать, таким образом, сглаживание пиковых нагрузок — стабилизацию системы.

В третьей версии создается технология, при которой для организации взаимодействия в СМЭВ по обмену сведениями не требуется каждый раз интегрироваться с их поставщиком на каких-то особых условиях. Сейчас мы имеем огромное количество интеграционных проектов, в каждом из которых осуществляется двухстороннее тестирование интеграции, позволяющее убедиться в том, что электронное взаимодействие работает. На это уходят огромные деньги, огромное количество времени. Новая СМЭВ отличается от предыдущей версии тем, что она создает интеграционный стандарт, в рамках которого состав данных и вид сервиса, отдающего данные, можно менять с помощью настроек.

Также мы создаем систему автоматического тестирования. Дело в том, что когда кто-то подключился к СМЭВ, выбрал нужные сведения и настроил свой адаптер, для того, чтобы он эти сведения забирал, необходимо убедиться в корректности этой настройки. И сейчас, когда регионы выстраиваются в очередь к федеральным органам исполнительной власти («дайте нам протестировать корректность обмена сведениями с вами»), возникает эффект бутылочного горлышка. Поэтому, чтобы все можно было сделать силами своего собственного разработчика, не требуя с той стороны никаких действий. Мы создаем автотест, который позволяет сформировать базу определенных ситуаций: как сервис реагирует при правильном запросе, как — при ошибочном. Он полностью ведет себя как «боевой» сервис и позволяет сделанную настройку протестировать.

От отдельных инструментов до суперприложений: как развивался российский рынок коммуникационных сервисов

Наконец, в новой СМЭВ реализована технология передачи больших объемов данных. В настоящий момент действуют ограничения — пересылать можно вложения не более 5 МБ. И когда, например, Росреестр хочет передать вложение в виде документов с кадастровыми схемами, оно «не пролезает». Данная проблема будет решена за счет того, что в сообщение станет вкладываться ссылка на документ, который лежит в файловом хранилище, интегрированном со СМЭВ.

В СМЭВ 3.0 существенно более развита функциональность для региональных операторов — для субъектов, которые интегрируют свои региональные шины с федеральной. Пока что у нас большую часть администраторских функций выполняет «Ростелеком», и точки входа в него (адреса электронной почты и пр.) выступают для региональных операторов интерфейсами. Сами функции при этом от них как бы закрыты. Сейчас мы создаем специальный интерфейс, который на местах будет позволять видеть отчетность и доступность ресурсов, а также выполнять большинство функций оператора СМЭВ на уровне региона.

Сейчас у нас есть единая СМЭВ (федеральный уровень) и 83 региональных сегмента в каждом субъекте РФ (без учета Крыма и Севастополя. — прим. CNews) — такие логические СМЭВ. Есть много видов взаимодействий на региональном уровне, которые должна обслуживать региональная СМЭВ. По факту мы сейчас видим, что в половине субъектов реализованы собственные интеграционные шины, выполняющие функции региональных СМЭВ. Получается, что в этой конструкции региональный сегмент инфраструктуры электронного правительства (региональная СМЭВ) становится лишним, потому что он дублирует то, что регион и так на своем уровне делает.

Таким субъектам мы предоставим возможность интеграции с федеральной СМЭВ напрямую. Новая система будет позволять региональной шине напрямую подключаться к федеральной СМЭВ. За счет этого существенно снизится нагрузка на эксплуатацию всей инфраструктуры. Для тех субъектов, у которых собственных региональных шин нет, мы также обеспечим возможность подключения региональных информационных систем к федеральной СМЭВ».

Главная государственная ИТ-система переживает глобальный сбой

Шина обмена данными между ведомствами – СМЭВ – и единый портал госуслуг не работают. Восстановление работоспособности ожидается после 16-00.

О том, что система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и единый портал госуслуг перестали функционировать, сообщил CNews источник в Минкомсвязи.

Сообщение об аварии появилось и на форуме пользователей СМЭВ: “В связи с техническим сбоем, система межведомственного электронного взаимодействия будет недоступна для информационного обмена до 16 часов. Технологический портал СМЭВ работает в режиме ограниченной функциональности”.

На едином портал госуслуг сказано: “Уважаемые пользователи портала! В связи с проведением технологических работ возможны перебои при заказе электронных услуг. Приносим извинения за временные неудобства”.

Собеседник CNews в компании-разработчике сервисов СМЭВ для органов власти подтверждает наличие проблем. В частности, по его словам, не доступен один из самых надежных сервисов Федеральной налоговой службы (ФНС), предоставляющий сведения по запросам из регионов. Официально в Минкомсвязи и “Ростелекоме” (по контртакту с Минкомсвязью занимается эксплуатацией СМЭВ и портала госуслуг) на момент выхода материала не прокомментировали аварию.

Источник CNews в Минкомсвязи связывает аварию с неполадками на стороне “Ростелекома”, а именно со сбоем в ПО Oracle. Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных в семи дата-центрах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами.

Система межведомственного электронного взаимодействия, построение которой идет в России на протяжении последних нескольких лет, является основой “Электронного правительства” России. Она должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные документы и справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Сведения из этих документов органы власти должны запрашивать друг у друга самостоятельно через сервисы СМЭВ.

Больше проверок:  Единый реестр проверок прокуратуры Российской Федерации

«Ростелеком» является единственным исполнителем проекта «Электронное правительство» с 2009 г. Оператор по контракту с Минкомсвязи разработал саму СМЭВ, а также Единый портал госуслуг, Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и др. Фактически работы осуществляли субподрядчики «Ростелекома», в первую очередь компания AT Consulting, а сам оператор выступал своего рода мозговым центром и распорядителем бюджета проекта.

Единый портал госуслуг не работает. СМЭВ также переживает сбой

Как в VK создали корпоративный суперапп для 10 тысяч сотрудников

Сейчас Минкомсвязи и “Ростелеком” находятся в напряженных отношениях в связи с этим проектом. Несмотря на то, что контракт на поддержку “Электронного правительства” с оператором был продлен до конца 2013 г., претензии к работам, выполненным ранее – при предыдущем руководстве министерства (с 2008 по 2012 гг. его возглавлял Игорь Щеголев) – у нового руководства Минкомсвязи сохраняются.

По итогам летней встречи с главами МВД и Минкомсвязи Владимиром Колокольцевым и Николаем Никифоровым президент Владимир Путин поручил министрам проверить качество реализации информационных систем, разработанных «Ростелекомом» в рамках проекта. Во встрече также принимал участие и Игорь Щеголев, сейчас работающий помощником Путина.

Схема “Электронного правительства” России, включая СМЭВ (кликните, чтобы увеличить)

Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.

В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.

Основные определения и понятия

СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.

СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.

Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.

Законодательная база

По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.

Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.

Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.

Функционал СМЭВ и обеспечение

Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.

  • Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
  • Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
  • Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.

Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.

Интеграция СМЭВ

Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
  • Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
  • Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
  • Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.

Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.

Узайте больше о возможностях КСК. Шлюз

Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем

  • Единый протокол интеграции
  • Гарантированная доставка сообщений
  • Более 1000 готовых адаптеров
  • Мониторинг цепочек взаимодействия
  • Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3

Решение для интеграции

«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.

Архитектура продукта состоит из таких элементов:

  • Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
  • Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
  • Сервер приложений для размещений модулей.
  • Внутренняя СУБД для хранения сообщений.

Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.

ESB (корпоративная интеграционная или сервисная шина) — программное обеспечение для обмена данными между разными информационными системами или сервисами предприятия. Для организации наличие ESB — это конкурентное преимущество, так как быстрая связь между отдельными корпоративными приложениями экономит время и рабочие ресурсы компании.

Учитывая актуальность программного обеспечения, рассматриваем детально функционал и преимущества ESB, а также готовые решения от КСК.ИК.

Понятие и принцип работы

ESB шина — не монолитная система, а один из слоев в ИТ-инфраструктуре компании. Интеграционная шина состоит из следующих механизмов:

  • Брокер сообщений — инструмент для управления очередностью поступающих сообщений. Брокер выступает в роли посредника между двумя приложениями или сервисами — источником и приемником.
  • Комплект адаптеров — пакет программных элементов, необходимых для связи приложений с интеграционной или сервисной шиной и преобразования одного интерфейса в другой. От количества заложенных в интеграционную шину адаптеров зависит объем ее функционала.
  • Микросервисы — отдельные компоненты архитектуры. Каждый микросервис работает независимо от других.
  • Средства контроля и мониторинга.

Основная задача ESB (или единого шлюза) как программного продукта — преобразование сообщений и их маршрутизация для упрощения обмена данными между отдельными информационными системами. Для ESB не нужна длительная разработка всякий раз, когда возникает необходимость соединить сервисы, не спроектированные для совместной работы.

Больше проверок:  Сайт прокуратуры ростовской области проверки на 2023 год план и график проверок

Шина данных может быть представлен в разных вариантах — программный формат или программно-аппаратный комплекс. Организация может выбрать подходящее решение в зависимости от требуемого уровня надежности, скорости обработки данных, безопасности, функционального оснащения.

Почему компании выбирают интеграционную шину

Сейчас бизнес переживает эпоху глобальной цифровой трансформации. Многие коммерческие предприятия и государственные организации оперируют огромными массивами пересекающихся данных. Для работы с информацией используется сразу несколько систем, и если между отдельными приложениями или сервисами нет связи, то временные и ресурсные потери для компании очень большие.

Из-за непрерывного обмена сообщениями может произойти настоящий хаос, особенно, если отдельных сервисов десятки или даже сотни. В результате на стороне пользователя получаем длительное ожидание и постоянные сбои в работе. Благодаря внедрению ESB все кардинально меняется — отдельные приложения или сервисы больше не обращаются с запросами друг к друга, а взаимодействуют только с одной интеграционной платформой.

Компании выбирают ESB для интеграции отдельных информационных систем:

  • Внедрение такого ПО позволяет сервисам, которые задействованы в работе разных отделах, эффективно взаимодействовать.
  • Через интеграционный шлюз происходит быстрый обмен данными с использованием разных форматов и протоколов. Можно быстро получить необходимые данные из другого приложения или сервиса без прохождения сложной многоуровневой цепочки операций.
  • ESB позволяет преобразовать сообщения в нужный формат, контролировать транзакции, проводить маршрутизацию с учетом смысла, равномерно распределять нагрузку на отдельные сервисы и гарантировать безопасность обмена данными.

В отличие от традиционной архитектуры «точка-точка», то есть, прямого взаимодействия сервисов между собой, ESB решение отличается большой гибкостью. Например, когда в одну из систем приходится вносить изменения, это не влияет на работу других приложений компании.

Если подытожить, то для компаний использование корпоративных шин выгодно по многим причинам — экономия времени и денег, улучшение работы сервисов, повышение эффективности решения задач предприятия и, как результат, увеличение прибыли.

Достоинства и недостатки ESB

Основные преимущества использования сервисного шлюза:

  • Экономия времени — на бизнес-процессы и обмен информацией между отделами и сервисами тратится гораздо меньше ресурсов и времени.
  • Упрощение адаптации — ИТ-инфраструктура компании может быстрее адаптироваться к условиям современного рынка и успешно конкурировать с лидерами.
  • Повышение эффективности работы — часть рутинных обязанностей благодаря внедрению интеграционного шлюза снимается с сотрудников, освобождая больше времени для решения более сложных задач.
  • Маршрутизация сообщений — одни из главных функций ESB. На практике это реализуется так: сервисная шина получает информацию от одних сервисов и согласно заданным параметрам направляет ее в другие, выстраивая поток движения и четкую последовательность передачи. В функционале сервисной шины содержатся инструменты для настройки необходимых параметров управления информационными потоками.
  • Слабые связи между отдельными сервисами — если интеграционная модель системы построена правильно, то отдельные элементы ИТ-ландшафта совсем не соприкасаются друг с другом. Вся работа идет через сервисную шину. Это дает высокий уровень гибкости и масштабируемости.
  • Преобразование сообщений — в отдельных системах информация может быть в разных форматах, например, CSV, JSON, XML, DBF. Сервисный шлюз преобразует один формат в другой, если это необходимо, и после этого передает информацию в соответствующую систему.
  • Масштабируемость — используя сервисную шину, можно одновременно работать с большим количеством информационных корпоративных систем и сервисов, равномерно распределяя нагрузку между отдельными приложениями. ESB позволяет передавать информацию любого объема, при необходимости, разбивая крупные массивы данных на мелкие. Такой подход предупреждает вероятность утраты информации. Плюс масштабируемость позволяет наращивать информационные мощности компании без необходимости иметь однородный ИТ-ландшафт.
  • Гарантированная доставка данных — механизм ESB упрощает доставку информации по каналам с невысокой стабильностью, благодаря чему снижается нагрузка на систему-источник. Также уже на уровне интеграционных механизмов ESB реализован функционал снижения алгоритмической нагрузки по реализации квитирования доставки.
  • Безопасность передачи данных — технология обеспечивает шифрование данных и поддерживает защищенные сетевые соединения.
  • Централизованное управление — такой подход снижает расходы на настройку и масштабирование, а также поддержание работы системы.
  • Диагностика рабочего состояния — в сервисной шине реализован механизм диагностики для выявления проблем с передачей данных. Благодаря этому потенциальные проблемы можно обнаружить на начальном этапе и быстро решить вопрос.

К недостаткам модели можно причислить:

  • Необходимость в дополнительных затратах на покупку и поддержку специализированных программных продуктов. Также нередко от компании требуется выделить дополнительные сервисные ресурсы для эффективной работы ESB.
  • На начальных этапах персонал необходимо обучить работе с новым программным продуктом.

В сравнении с традиционным подходом ESB — лучший вариант для взаимодействия отдельных сервисов на сегодняшний день. Опыт многих компаний показывает, что при выборе платформы для интеграции лучше рассматривать гибкие решения с открытым исходным кодом и микросервисной архитектурой. Как раз такое программное обеспечение на базе low-code предлагает компания КСК.

Корпоративная сервисная шина от КСК

КСК.Шлюз СМЭВ 3 — один из продуктов, работающих в парадигме low-code. Это ESB-система, которая выступает как единый центр для обмена сообщениями между отдельными приложениями и информационными системами. Продукт позволяет быстро и легко настраивать маршруты отправки сообщений.

КСК.Шлюз СМЭВ 3 позволяет решать следующие задачи:

  • Подача запросов на получение информации.
  • Предоставление данных на поступивший запрос.

Рассмотрим подробно архитектуру шлюза от КСК:

  • Модули ядра — отвечают за работу внутренних механизмов шлюза, например, взаимодействие с внутренней СУБД или формирование ЭЦП.
  • Модули-трансформаторы — адаптеры-обработчики для преобразования информации из внутреннего формата в формат СМЭВ3 и наоборот.
  • Сервер — площадка для размещения и работы модулей ядра и модулей-трансформаторов.
  • Внутренняя СУБД — система управления базами, где хранятся поступившие сообщения.
  • Криптопровайдер — для формирования и верификации ЭЦП.
  • JMS-брокер — для организации системы очередей. Доступен опционально.

КСК.Шлюз помогает организовать маршрутизацию запросов, ответов и технологических сообщений между корпоративными или ведомственными сервисами. Это простой и удобный протокол обмена, который сокращает число технологический взаимодействий и скрывает разнообразие форматов сведений. Продукт гарантируют обработку поступающих сообщений со стороны клиента и со стороны СМЭВЗ.

Интеграционный шлюз от КСК позволяет использовать системы в разных режимах в контексте одного проекта, осуществлять контроль результатов по каждой цепочке и получать статистику в разрезе контрагентов и видов взаимодействий.

Внедрение интеграционной шины КСК

Специалисты КСК проведут все необходимые работы по внедрению системы:

  • Установка программного обеспечения и подготовка всей необходимой документации для регистрации системы.
  • Установка готовых (если они есть) или разработка новых видов сведений и вызовов видов сведений.
  • Предоставление клиенту всей документации и проектов писем, которые необходимы для регистрации видов сведений в СМЭВ, также предоставление доступа к видам сведений и тестирование видов сведений.
  • Обучение сотрудников работе с новым программным продуктом.
  • Интеграция с ведомственными или другими информационными системами организации.
  • Анализ ИТ-инфраструктуры клиента, выбор вариантов интеграции с другими системами.
  • Завершающее внедрение интеграционной шины для реализации межведомственного взаимодействия или взаимодействия внутри организации между отдельными подразделениями в электронном виде.

Благодаря внедрению ESB организация сможет повысить прозрачность обмена данными, увеличить продуктивность и эффективность работы подразделений, а также снизить затраты на создание и поддержание корпоративной ИТ-инфраструктуры.