Какие советы для пользователей Directum HR Pro?
Пользователям Directum HR Pro — системы управления электронными кадровыми документами и процессами — рекомендуем:
Воздержитесь от использования простой электронной подписи.
Если документы подписаны с помощью ПЭП, то интеграция с Госуслугами становится обязательной. Однако технически сейчас документы передавать через этот канал нельзя.
Объясните сотрудникам, что пока не нужно запрашивать документы через личный кабинет ЕГПУ.
Допустим, от работника поступило заявление на загрузку документа, подписанного ПЭП, через портал. Компания не сможет выполнить это требование.
- Подождите, когда появится программный интерфейс ЕГПУ.
После того, как Минцифры представит его описание, будет возможно сделать интеграцию с Госуслугами. Компания Directum поддерживает использование другой государственной технологии — мобильного подписания через приложение «Госключ». Поэтому окажет поддержку и по выполнению Постановления №1192.
Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для
работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия
В ходе реализации знаковых проектов в органах
государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской,
Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации
взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и
регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.
В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные
(муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение
данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами
власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного
электронного взаимодействия.
Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит
следующим образом:
На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система
предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач,
закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной
информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:
- получение региональными органами исполнительной власти сведений
от федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ; - предоставление региональными органами исполнительной власти
сведений федеральным органам исполнительной власти; - обмен сведениями между региональными органами исполнительной
власти в электронном виде через СМЭВ.
Бизнес-решение включает в себя не только разработку и
внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий
бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.
С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с
новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что
приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.
Что означает аббревиатура Смэв?
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ):: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Как стать участником СМЭВ?
Как стать участником взаимодействия в СМЭВ:
- Подать заявку на присоединение к СМЭВ через личный кабинет Ситуационного центра (СЦ) или на почту [email protected].
- Подать заявку на регистрацию участника в СМЭВ 3.
- Организовать защищенный канал связи от своей инфраструктуры до инфраструктуры электронного правительства.
Как работает СМЭВ
Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.
Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.
Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.
Физически СМЭВ представляет собой набор из 84 шин Oracle (узлов), расположенных на 7 ЦОДах «Ростелекома» в разных частях России. Один узел СМЭВ используется федеральными органами власти, и по одному – 83 регионами. К каждому региональному узлу подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты.
Таким образом, посредством СМЭВ интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. При этом каждая точка интеграции является отдельным мини-проектом. «Для того чтобы вся система работала стабильно, нужно, чтобы все эти системы не противоречили друг другу и правильно взаимодействовали между собой», – рассказывает Козырев.
Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.
«Сама по себе СМЭВ, по сути, не является системой. Это такая государственная закрытая сеть, своего рода государственный интернет, к которому подключаются разные ресурсы, – объясняет Козырев. – Чем больше таких ресурсов будет подключено и чем большей функциональностью они будут обладать, тем более функциональна будет система государственного бэк-офиса.
Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».
Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства
Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.
Задачи системы
“У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами. При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года” – Вячеслав Володин на совещении в председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.
Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел “История развития СМЭВ” ниже).
Главное предназначение системы – «обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». СМЭВ должна передавать запросы граждан в подключенные к ней ведомственные информационные системы госорганов, отвечающих за предоставление этих услуг. А в обратную сторону – передавать на единый портал данные после их обработки в ведомственных ИС и информацию о ходе выполнения запросов.
Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.
Базовые информационные ресурсы
На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.
В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.
Сколько рассматривается заявление в ведомство?
После того, как вы отправите заявление, сотрудники ведомства начнут проверку данных по заявлению. Ответ о результатах проверки придет в течение 1-го — 3-х дней. Срок зависит от регламента услуги.
Зачем разработан законопроект
Изменения предлагается внести в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных». Разработан документ по поручению президента Владимира Путина от 17 июля 2019 года. Президент поручил создать единую информационную базу с данными о людях, которые имеют противопоказания или ограничения к управлению транспортными средствами. Необходимо было обеспечить возможность обмена этими сведениями с органами внутренних дел РФ.
Законопроект затрагивает проблему лишения прав водителей с медицинскими противопоказаниями или ограничениями, о которых не знает ГИБДД. Чаще всего люди в таком случае продолжают водить автомобиль. Канал передачи информации будет организован с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): данные об обнаружении противопоказаний или ограничений у водителей, которые выявят во время медосмотров, освидетельствований или оказания медицинской помощи, будут передаваться в органы внутренних дел.
Сейчас водители с выявленными медицинскими противопоказаниями или ограничениями зачастую продолжают управлять транспортными средствами до тех пор, пока срок действия прав не истечет. За последние пять лет подразделения ГАИ аннулировали более 105 тыс. водительских удостоверений на основании судебных решений в отношении людей с ограничениями по здоровью.
Чтобы документ не противоречил требованиям о защите персональных данных, вносятся изменения и в закон «О персональных данных». Также подчеркивается, что документ создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», поэтому не потребует дополнительного финансирования.
Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.
Каковы главные задачи системы межведомственного взаимодействия СМЭВ?
Назначение СМЭВ — Регламентированный доступ к информационным системам (ИС) участников (МЭВ), а также автоматизация обмена сообщениями данными между ИС по защищенным интернет-каналам.
Поможет ли законопроект
Есть три типа противопоказаний: первый полностью исключает возможность получения прав, второй предполагает создание особых условий для того, чтобы человек мог сесть за руль (например, наличие специальных приспособлений, конструктивных элементов), третий включает ограничения к управлению — например, нельзя садиться за мотоциклы или грузовые машины.
Причины, по которым могут совсем запретить водить, в большинстве своем из области психиатрии. В перечне «запретных» для водителей заболеваний психические расстройства (деменция, галлюцинации, делирий и ряд других), шизофрения, аффективные расстройства (в том числе биполярное расстройство), невротические расстройства (сильные фобии, тревожность, истерики и т.д.), расстройства личности и поведения (например, вуайеризм и эксгибиционизм), а также умственная отсталость, эпилепсия, слепота на оба глаза, ахроматопсия (вид дальтонизма, когда всё видится только в черно-белом цвете). Всё остальное может стать причиной для ограничений или особых показаний для водителей. Тем не менее почти все эти состояния могут случиться с человеком, уже получившим права.
Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов замечает, что раньше выявление водителей, у которых так кардинально изменилось состояние здоровья, происходило исключительно по случайности.
— Автоматический обмен данными Минздрава и ГИБДД позволит закрыть пробел, — сказал он «Известиям».
Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль также положительно оценивает инициативу, замечая, что она обсуждается еще с 2018 года, когда МВД выступило с подобной инициативой. Однако люди, страдающие психическими заболеваниями, поведенческими расстройствами, в том числе из-за употребления наркотиков, хронического алкоголизма, часто уклоняются от медосмотров и посещений врача, говорит он.
Зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов также отметил, что проблему этот законопроект решит только частично.
— Чтобы полностью устранить проблему, надо постоянно мониторить ситуацию, — сказал он «Известиям». — Когда человек встал на учет в наркологический или психоневрологический диспансер, лишен водительского удостоверения или что-то с ним произошло — только в этих случаях он попадает в эту систему. В случаях, когда он не попался или не пришел куда-то добровольно, это не будет работать.
Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин замечает, что новые правила информационного обмена могут побудить граждан к «сознательному сокрытию своих заболеваний».
— Люди могут перестраховываться и не обращаться за медицинской помощью, лишь бы не лишили прав, тем самым только усугубляя течение болезни, — сказал он «Известиям». — Мне кажется, будущее за специальным оборудованием автомобиля, которое тестирует текущее состояние водителя и либо позволяет, либо не позволяет машине тронуться с места.
Масштаб задачи
Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.
О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.
`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.
Кто может просматривать документы, поступившие через Госуслуги?
Файлы, отправленные на ЕГПУ, размещаются в личном кабинете и доступны только для работника. На стороне работодателя кадровые документы хранятся в информационной системе компании.
Что представляет собой межведомственная система?
Единая система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа
Штрафы для чиновников
- Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то `контора` должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут внесены в законодательство.
- В сентябре 2011 г. в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, внесенный Правительством РФ, в соответствии с которым предусматриваются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки касаются установления административной ответственности должностных лиц, нарушающих порядок предоставления государственных услуг.
«Эта норма необходима, потому, что административные регламенты, принимаемые органами власти, не всегда исполняются надлежащим образом. Но также эти нормы необходимы и с точки зрения установления ответственности, связанной с организацией межведомственного взаимодействия. В частности, законопроект предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и в этом смысле если сроки нарушаются по вине должностного лица, которое не ответило на межведомственный запрос, то оно должно быть привлечено к ответственности», – отметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.
С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Выдержки из проекта
Будет ли работать предложенная система
Специалист в сфере правового консалтинга Нихад Касумов, отмечая пользу идеи, замечает, что весь вопрос в том, как будет реализовываться этот законопроект на практике и насколько эффективным будет межведомственное взаимодействие.
Система будет строиться через ЕГИСЗ, а вопрос качества работы этого реестра заключается скорее в наполнении всех его разделов, считает медицинский юрист, руководитель компании «Юринк» Юрий Рыбко.
— Здесь очевидны две проблемы: во-первых, не все медицинские организации подключены к этой системе; и во-вторых, не все медицинские организации оперативно вносят в систему необходимую информацию, — сказал он «Известиям».
Рыбко замечает, что, согласно законопроекту, в реестре планируется размещать не только результаты медицинского освидетельствования, но и информацию от врачей, оказывающих медицинскую помощь. Узких мест, по его мнению, здесь несколько.
Во-первых, не всем понравится после обычного похода в поликлинику уйти оттуда с направлением на внеочередную водительскую комиссию. Во-вторых, неясно, будут ли все врачи обязаны проверять у своих пациентов наличие водительских удостоверений.
— В-третьих, непонятно, как исключить случаи, когда пациент не знал, что ему выписали такое направление или у него есть объективные причины не пройти освидетельствование за два месяца, — говорит Рыбко. — В-четвертых, часть расстройств носит временный характер. Нужно ли пациента с постельным режимом направлять на медицинское освидетельствование?
По его словам, все эти вопросы нужно проработать в подзаконных актах.
Есть ли недостатки у интеграции с ЕГПУ?
Подключение кадрового ЭДО компании к Госуслугам удобно для работника. Для работодателя же решение особых выгод не несет, но добавляет еще один канал взаимодействия с работником, что положительно сказывается на продвижении HR-бренда. Дело в том, что в интеграции не предусмотрены функции, необходимые для КЭДО:
согласование кадровых документов;
разделение документов по видам подписи (ПЭП/УНЭП/УКЭП);
получение работником результата рассмотрения заявления.
Сейчас эти возможности есть только в специализированных системах КЭДО, например, Directum HR Pro.
Зачем нужна СМЭВ
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.
СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.
Сколько ждать межведомственные запросы?
При этом максимальное регламентное время ответа на СМЭВ-запрос составляет 5 рабочих дней. Указанный срок закрепляется в статье 7.2 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом срок хранения входящих запросов во входящей очереди СМЭВ составляет 15 дней.
Обязательно ли подключаться к Госуслугам?
Постановление — это подзаконный акт, поэтому его нельзя рассматривать отдельно от ТК РФ.
Согласно ч. 12 ст. 22.3 ТК РФ, требование интеграции с ЕГПУ для выгрузки документов обязательно, если:
работник использует ПЭП для подписания документов;
сотрудник написал заявление о предоставлении документов на ЕГПУ.
Но что, если документы подписаны не простой, а усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью (УКЭП/УНЭП)?
Тогда в ч. 8 и ч. 11 ст. 22.3 ТК РФ поясняется, что в случаях, когда работник запросил загрузить документы на Госуслуги, а у ИС компании нет интеграции с порталом, работодатель не обязан использовать этот канал обмена, сколько бы заявлений сотрудник ни писал.