Виды федерального государственного контроля (надзора) за переданными полномочиями

С 01.03.2023 ст. 23 дополняется ч. 10 и 11 (ФЗ от 14.07.2022 N 266-ФЗ). См. будущую редакцию.

(введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных является соблюдение операторами обязательных требований в области персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом).

4. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявленные в ходе проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, являются основанием для принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

5. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных, в том числе порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом, утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.

3. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в отношении субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности) с участием уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных подразделений с использованием тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на их использование либо перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.

4. На объектах транспортной инфраструктуры, отнесенных в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона, к первой и второй категориям объектов транспортной инфраструктуры и включенных в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется обязательный мониторинг. Обязательный мониторинг на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры в рамках реализации обязательных требований к обеспечению транспортной безопасности.

Больше проверок:  Проверка свидетельств реестра Рособрнадзора и ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов хозяйствования на 2023 год

5. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

6. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

Государственный контроль (надзор) в России — деятельность контрольных (надзорных) органов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Закон содержит ряд законодательных новелл, ранее не распространенных на такую большую сферу общественных отношений.

ПодразделыПравить

Система обязательного досудебного обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов вводится законом с 2023 года. В пилотном формате эта система действует с августа 2020 года. В эксперименте участвовали 19 контрольных (надзорных) министерств и ведомств, чья деятельность охватывает около 90 % всего существующего контроля (надзора). В их числе ФНС России, МЧС России, Минпромторг России, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование.

В рамках эксперимента на Едином портале государственных и муниципальных услуг запущен специальный сервис. Он позволяет подать жалобу в контрольный (надзорный) орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы её рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства. Процедура рассмотрения жалоб чётко регламентирована: на ответ заявителю даётся 20 рабочих дней.

Работа сервиса построена на основе наиболее распространённых жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане и предприниматели в процессе общения с контрольными (надзорными) органами. В числе таких ситуаций, например, нарушение процедуры проведения проверки, несогласие с назначенными мерами.

С 1 января 2023 года обязательное досудебное обжалование будет действовать для всех видов контроля (надзора) всей уровней, которые регулируются законом о госконтроле.

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

От отнесения объектов контроля к определённым категориям риска будут зависеть виды и периодичность проведения в отношении них плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Больше проверок:  Генпрокуратура проверки на 2023 год план и график проверок по инн

Разные виды контрольных (надзорных) мероприятий

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

Вся совокупность данных о контроле и надзоре в РФ содержится в Едином реестре видов контроля, действующем с 1 июля 2021 года.

  • ↑ 1 2 3
    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021.
  • Ст. 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021.
  • Глава 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 ноября 2021. Архивировано 9 ноября 2021 года.

СсылкиПравить

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами:

Включение Экранной лупы Windows:

1. Через меню Пуск:

2. Через Панель управления:

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + “+” (увеличить), Ctrl + “-” (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + “+” (увеличить), Cmd + “-” (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

2. Использование «горячих клавиш»:

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

Различение контроля и надзораПравить

Например, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение «государственного контроля (надзора)»:

  • Органы контроля и субъект находятся в подчинённости / подконтрольности;
  • Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  • мониторинговая;
  • лицензировочная;
  • регистрационная;
  • уведомительная;
  • регламентарная;
  • оценочная (соответствия управленческих действий законодательству).

Классификация надзораПравить

  • Административный надзор — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
  • Прокурорский надзор — осуществляется органами прокуратуры России в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов.
  • Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
  • Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор).
  • в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах).
  • в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия).
  • персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы).
  • ↑ 1 2 3 4 5 Осипов, Большакова, 2015.
  • ↑ 1 2 3 4
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
  • ст.2 «Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 1 февраля 2016 года.
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета. Федеральный выпуск №3425 (11 марта 2004). Дата обращения: 11 января 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) “О прокуратуре Российской Федерации”. Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано 16 ноября 2007 года.
Больше проверок:  Обеспечение подлинности. Комплексное руководство по проверке контрафактных товаров

ЛитератураПравить

  • Архипов, С. В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44.
  • Волков, А. М. Административное право России. Учебник. — М : Проспект, 2015. — ISBN 5392185983.
  • Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2015. — № 5. — ISSN 2410-700X.
  • Макарейко, Н. В. 21.5 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика // Административное право. Конспект лекций. — 5. — М. : Высшее образование, 2009.
  • Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 5. — С. 136—140. — ISSN 2071-5358.
  • Подшивалов, Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31.
  • Попов, Л. Л. Административное право. Учебник / Л. Л. Попов, Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко ; под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.
  • Туровская, В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — Т. 31, № 3.