Мораторий на плановые неналоговые проверки продлили на 2023 год. Рассказали, кого касается освобождение, а к кому всё ещё могут прийти с проверкой. Спойлер: часть проверок остаётся в силе, так что расслабиться в следующем году вряд ли получится.
В следующем году малый и средний бизнес не потревожат проверками. Рассказываем хорошие новости и про организации, к которым всё-таки могут прийти контролирующие органы.
Мораторий на проверки продлили на 2023 год — Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. Мера коснётся компании и ИП, которые входят в реестр малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, есть исключения.
План контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в отношении юридических лиц и ИП формируется прокуратурами российских субъектов согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428. Единый реестр размещается на сайте Генеральной Прокуратуры в срок до 15 декабря, предшествующего году проверки.
Исключение составляют проверки Федеральной налоговой службы – она не формирует публичные планы КНМ. Более того, подобные планы относятся к категории документов для служебного пользования и не подлежат обнародованию.
План может быть предоставлен только по требованию определенного круга лиц, например, Министерства внутренних дел России. Тем не менее эксперты консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», изучив регламенты налоговой службы, определили ряд признаков, которые могут привлечь внимание инспекторов и станут основанием для включения организации в план проверок на 2023 год.
15.12.2022 2 мин на чтение
мин
Как и предписывает законодательство, план размещен на сайте Комитета государственного контроля Беларуси.
В соответствии с п. 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510 от 16.10.2009, план выборочных проверок на I полугодие очередного года публикуется на официальном интернет-ресурсе КГК не позднее 15 декабря предшествующего года.
Традиционно планы проверок публикуются отдельно по каждому региону страны.
Включение проверяемых субъектов в план происходит на основании критериев оценки степени риска, которые каждый из контролирующих органов определяет в соответствии с утвержденной правительством методикой (постановление Совмина от 22.01.2018 № 43). Например, с критериями, по которым отбирают субъектов хозяйствования для выборочных проверок органы госконтроля, можно ознакомиться здесь.
Обратим внимание, что в планы, представленные на сайте КГК, включены выборочные проверки, которые проводят органы МЧС, Минтруда и соцзащиты, МАРТ, Минфина, Минздрава, Минприроды, Госстандарта, Белстата и др. Сведения о проверках, проводимых налоговыми органами, эти планы не содержат.
В течение полугодия в планы могут вноситься изменения. Однако новые компании для проверки включаться в них не должны. Корректироваться могут сроки проведения проверки, состав ее исполнителей. Обновления можно отследить еженедельно по четвергам.
Узнать, придут ли в организацию с проверкой в следующем году, можно ниже по ссылкам, выбрав свой регион размещения.
Планы выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. размещены на официальном сайте Комитета госконтроля. Данные планы приведены в разрезе областей и г. Минска. Для поиска субъекта, подлежащего проверке, в общем списке можно использовать фильтр в графе: «УНП проверяемого субъекта» или «Наименование проверяемого субъекта». Также можно отфильтровать список по другим графам, например «Наименование контролирующего (надзорного) органа».
Напомним, по информации на сайте БЕЛТА Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в условиях санкционного давления выработало оптимальную концепцию назначения проверок: выборочные проверки не планируются; внеплановые проверки (в том числе обоснованности возврата НДС из бюджета) назначаются для пресечения агрессивных схем уклонения от уплаты налогов, теневого оборота, деятельности с системным, масштабным сокрытием налогооблагаемой базы. Таким образом, выборочных проверок Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на 1-е полугодие следующего года не запланировано.
При этом в опубликованных планах выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. содержатся выборочные проверки иных контролирующих (надзорных) органов, к примеру Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и др.
В сформированные планы могут быть внесены изменения:
— в части исключения проверки либо контролирующего (надзорного) органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки);
— в части изменения срока проведения проверки;
— при необходимости замены контролирующего (надзорного) органа, запланировавшего проверку в случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого субъекта (п. 18 Положения КГК от 04.04.2018 N 17).
Обновляются опубликованные планы выборочных проверок еженедельно по четвергам (ч. 4 п. 20 Положения КГК от 04.04.2018 N 17).
На сайте Комитета государственного контроля опубликованы планы выборочных проверок на первое полугодие 2023 года, в который включены все выборочные проверки контролирующих и надзорных органов. В него включено 2 352 субъекта.
Планы выборочных проверок:
План выборочных проверок в г.Минске План выборочных проверок в Брестской области План выборочных проверок в Витебской области План выборочных проверок в Гомельской области План выборочных проверок в Гродненской области План выборочных проверок в Минской области План выборочных проверок в Могилевской области
Всего на первое полугодие 2023 года запланировано 2 520 проверок, из них 1 909 (76%) – проверки надзорных органов (вопросы, касающиеся обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан и окружающей среды). 260 субъектов будут проверены в рамках совместных проверок одновременно несколькими контролирующими (надзорными) органами.
В связи с активной работой, проводимой контролирующими (надзорными) органами по оптимизации контрольной (надзорной) нагрузки на субъекты хозяйствования, а также по усилению дистанционного контроля с помощью информационных ресурсов запланировано на 33,6% проверок меньше, чем год назад.
Наибольшее количество проверок запланировано органами МЧС – 606 (24% от общего количества), Минтруда и соцзащиты – 428 (17%), Минприроды – 305 (12,1%), Госстандарта – 271 (10,8%), Минфина – 207 (8,2%), Белстата – 186 (4,5%), Минтранса – 125 (5,0%), Минздрава – 124 (4,9%), Комитет госконтроля – 97 (3,8%). При этом органы МЧС и Минздрава запланировали соответственно на 43% и 70% проверок меньше, чем на первое полугодие 2022 года.
В планы выборочных проверок на первое полугодие 2023 года в г. Минске включены 316 проверок, в Брестской области – 404, в Витебской – 327, в Гомельской – 348, в Гродненской – 349, в Минской – 393, в Могилевской – 383.
Планы выборочных проверок формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее – государственные органы) сводных планов проверок, включающих проверки, проводимые указанными государственными органами, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами.
В соответствии с нормами Указа № 376 с 1 января 2019 г. введена система выборочных проверок. Проведение выборочной проверки в отношении конкретного субъекта будет возможно по совокупности результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации на основе системы оценки рисков.
По каким критериям проходят выборочные проверки Комитетом госконтроля

При выборе субъектов для проверки в Республике Беларусь используется рискориентированный подход, который основан на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий.
Субъекты, которые относятся к высокой степени риска совершения правонарушений, могут быть включены в полугодовые планы выборочных проверок.
Критерии утверждены Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и размещены на его официальном сайте в разделе «Контрольная деятельность».
Субъектов оценивают по общим и специальным критериям. Общие применяют вне зависимости от сферы деятельности субъекта. К ним относятся: использование бюджетных средств и мер господдержки, распоряжение государственным имуществом и использование земель. При оценке учитывают, является ли субъект исполнителем государственных программ и отвечает ли за выполнение поручений главы государства; есть ли неисполненные обязательства перед бюджетом, а также выявленные ранее и неустранённые нарушения, выполнены ли рекомендации по их устранению и другое.
Специальные критерии применяют в отношении субъектов, работающих в конкретных отраслях – к примеру, материального производства, агропромышленного и природоохранного комплексов, в сферах банковской деятельности и финансовых рынков, потребительского рынка и сферы услуг.
Одновременно каждый субъект оценивают на предмет добросовестности: отсутствие нарушений в ходе предыдущих проверок в течение 5-ти лет либо по результатам последнего мониторинга.
При выборе критериев используют информацию, полученную от правоохранительных и иных контролирующих органов, о результатах проведённых контрольных мероприятий, рассмотрения обращений граждан, анализа публикаций в средствах массовой информации.
В 2022 году Комитет госконтроля Гродненской области включил в планы выборочных проверок 20 субъектов. В основном изучалась деятельность использующих бюджетные средства, государственное имущество, а также торговых, сельскохозяйственных и промышленных организаций.
В ходе каждой проверки установлены нарушения, что подтверждает обоснованность включения указанных субъектов в планы и наличие у них высокой степени риска совершения правонарушений.
По результатам выборочных проверок в 2022 году взыскано в бюджет 1,2 млн руб., наложено штрафов на сумму 93 тыс. руб., в том числе в отношении 46-ти должностных лиц. Кроме того, предотвращено необоснованного расходования государственных средств на сумму более полумиллиона рублей, меры дисциплинарного воздействия применены в отношении 31-го работника, возбуждено 1 уголовное дело.
Контролирующие (надзорные) органы завершили оценку и отбор субъектов на предстоящее полугодие, по итогам которой в срок до 15 декабря текущего года будет сформирован план выборочных проверок в Гродненской области на первое полугодие 2023 года.
Каждый проверяемый субъект вправе получить от контролирующего (надзорного) органа, который запланировал выборочную проверку, информацию об основаниях включения его в план выборочных проверок.
По материалам Комитета госконтроля Гродненской области.
Контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений. С этой целью, в частности, проводятся мониторинги, разъяснительная работа, различные мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам не применяются меры ответственности лишь при условии устранения субъектами выявленных нарушений.
Одним из НПА, на основании которого осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).
Обратите вниманиеФормами государственного надзора, определенными Указом № 510, являются:
• выборочные проверки;
• внеплановые проверки;
• мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
• меры профилактического и предупредительного характера.
Предупредительно-профилактическая направленность надзорной деятельности может реализовываться в виде:
- мониторинга путем направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате его проведения;
- разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирования субъектов о типичных нарушениях, выявляемых надзорными органами в ходе проверок (включая информирование с использованием сети Интернет, средств массовой информации);
- семинаров, круглых столов и др.;
- изучения документов о труде и об охране труда с целью предупреждения нарушений.
К таким органам надзора относится и Департамент, уполномоченный проводить проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Каковы особенности проведения Департаментом мониторинга?
Мониторинг, который осуществляется в порядке, определенном Указом № 510, является одной из форм предупреждения нарушений законодательства.
При проведении мониторинга государственный инспектор вправе входить на территорию и (или) объекты организации, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия организации.
Запись о проведении мониторинга в книгу учета проверок (ревизий) организации не вносится.
Результаты мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой мониторинга. Справка вручается представителю организации под роспись либо направляется в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения организации.
При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах организации нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, государственный инспектор в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга вручает под роспись представителю организации либо направляет заказным письмом с уведомлением о получении рекомендации по их устранению.
Организация, получившая такие рекомендации, вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента, проводившее мониторинг, в установленный им срок.
Директору на заметкуПри добровольном устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный Департаментом срок меры ответственности к организации и (или) ее должностным лицам не применяются.
В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) Департамент может инициировать назначение внеплановой проверки.
При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, выносится предложение о приостановлении (запрете) деятельности организации. Приостановление в этом случае осуществляется так же, как и при проведении проверки.
Директор Департамента (его заместитель) может принять решение о применении в установленном законодательством порядке мер ответственности к организации и (или) ее должностным лицам в случае невыполнения рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Какие виды проверок проводит Департамент?
Департаментом проводятся проверки:
- внеплановые;
- выборочные.
Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Такая информация может поступить в Департамент в т. ч. от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Директору на заметкуАнонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.
Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля (короткая ссылка — clck.ru/32Roxw) либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

Справочно: в 2022 г. для снижения проверочной нагрузки на субъектов Департамент уменьшил продолжительность выборочных и частоту внеплановых проверок. При этом акцент сделан на проведении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Что такое чек-листы и как ими пользоваться?
Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки.
С чек-листами можно ознакомиться на сайте Департамента (короткая ссылка — clck.ru/GryFg).
Контрольный список вопросов формируется со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических НПА. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы (да, нет, не требуется).
Поскольку чек-листы направляются субъектам еще на стадии планирования выборочных проверок, проверяемый субъект имеет возможность заранее проверить себя и при необходимости скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда и устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
За какой период могут проводиться проверки?
Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).
Следует учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).
Проверяемый период (или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке) указывается в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Указа № 510).
Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Критерии оценки степени риска разрабатываются каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска») и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно только в том случае, если сумма баллов, набранная субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т. е. если субъект относится к высокой степени риска.
В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
Окончание читайте в № 12 журнала.
Коротко
- Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
- Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
- Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
- Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
- Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.
Особенности контрольно-надзорных мероприятий со стороны налоговой службы
Первые проверки налоговой службы начинаются с января месяца и длятся в течение года – без исключений. Есть ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит минимизировать риск выездной проверки в 2023 году.
Профилактические визиты для всех
Профилактический визит — «дружеская» беседа с сотрудником контролирующего органа. Специалист рассказывает о существующих нормах и даёт рекомендации по их соблюдению. Даже если он найдёт нарушения, штрафа не будет. Но на организацию составят предписание, по которому придётся устранить недочёты.
Профилактические визиты бывают:
- Обязательные — отказаться нельзя. В 2023 их будут проводить в образовательных учреждениях, которые связаны с государством или муниципалитетами.
- Необязательные — разрешено отказаться, но как минимум за три дня до назначенной даты. Отказ лучше чем-то мотивировать — например, листком нетрудоспособности ответственного сотрудника.
О мероприятии предупреждают за пять рабочих дней. Организациям и ИП разрешено запрашивать профилактический визит по собственной инициативе. Но после него могут назначить внеплановую проверку, если найдут серьёзные нарушения.
Кто рискует попасть в реестр проверок налоговой службы
В приоритетном порядке в перечень организаций для выездной проверки включаются предприятия, участвующие в схемах ухода от налогообложения. Это может быть выявлено по результатам КНМ в отношении контрагентов, субподрядчиков и пр.
Также инспекторы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности юридического лица – с использованием внутренней информации и внешних источников данных. Он позволяет выявить возможные правонарушения.
Налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько он рискует попасть в реестр. Вот критерии оценки:
1. Компания платит меньше налогов, чем аналогичные предприятия в данной отрасли.
2. Несколько периодов подряд в налоговой отчетности отражаются убытки.
3. В определенный период компания произвела большие суммы вычетов.
4. Темпы роста расходов опережают аналогичные темпы по доходам при продаже товаров и оказании услуг.
5. Средний уровень зарплаты ниже, чем в отрасли по региону.
6. Не один раз компания приближалась по доходам к уровню, который уже означает необходимость перевода малого бизнеса в средний, а среднего, например, в крупный.
7. Расходы ИП практически тождественные его доходам.
8. Договора заключаются с перекупщиками или посредниками из цепочки контрагентов, но при этом не прослеживается деловая цель.
9. Игнорирование компанией уведомлений от налоговой службы о предоставлении информации по выявленным несоответствиям.
10. Постоянная смена адреса – от юрисдикции одной налоговой к юрисдикции другой.
11. Уровень рентабельности сильно отличается от аналогичных показателей по другим предприятиям из отрасли.
12. Присутствует высокий налоговый риск при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Учитывая, что в 2022 году ряд преференций получили IT-компании, то к ним налоговая будет относиться с пристальным вниманием. Также вероятен перенос плановых выездных проверок, запланированных на текущий год, но отмененных в связи со сложившейся обстановкой, на период с января по декабрь 2023 года. Так как в публичном доступе отсутствует план КНМ, то сложно определить наверняка, было ли запланировано на этот год контрольное мероприятие в отношении той или иной организации.
Обратите внимание, как давно и каких ваших контрагентов проверяли. Если были выявлены нарушения, то возрастает вероятность попасть в жернова инспекторов для вашей компании.
Я и эксперты «Лавник и Партнеры» поможем оценить риски выездной налоговой проверки, минимизировать их с учетом критериев, разработанных ФНС России и судебной практики.
Роман Лавник, Предприниматель и Управляющий партнер консалтинговой компании «Лавник и Партнеры», эксперт в сфере налогообложения и налоговых рисков, кандидат экономических наук.
Что запретили, а что оставили
Мораторий распространяется на плановые проверки Роскомнадзора, Ростехнадзора, МЧС, трудовой инспекции и других ведомств. Мера действует на документарные и выездные мероприятия.
Внеплановые проверки сохранили, но с оговорками. Контролирующие органы придут по жалобам, указанию федерального органа или прокуратуры. Например, Роскомнадзор проверит магазин, если получит более десяти жалоб от покупателей.
Также мораторий ограничивает проведение:
- контрольных и мониторинговых закупок;
- выборочного контроля;
- рейдового осмотра.
Продолжат действовать меры постоянного государственного контроля — ст. 97 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. Эти мероприятия актуальны для крупных промышленных предприятий, МСП переживать не стоит.
Кого продолжат проверять в 2023 году
В 2023 году проверки коснутся предприятий, которые:
- имеют высокий или чрезвычайно высокий риск;
- работают с опасными производственными объектами второго класса опасности;
- используют гидротехнические сооружения второго класса.
Для остальных административная нагрузка останется минимальной. Но это не значит, что правил не существует. За нарушения обязательно проверят, причём основательно и со всеми вытекающими.
К категории высокого риска относятся предприниматели, которые нарушали административные правила в течение трёх последних лет. Чем больше проступков, тем выше шанс получить проверку.
Степень риска зависит и от ведомства — у каждого свои критерии. Например, Роскомнадзор руководствуется Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1045.
Росприроднадзор следит за организациями, которые наносят вред окружающей среде. Лесозаготовителям, добытчикам полезных ископаемых могут назначить проверку, несмотря на мораторий.
Чаще это относится к крупному бизнесу, но даже маленьким и средним фирмам иногда присваивают высокую группу риска. Данные уточняют на сайте профильного ведомства или консультируются по телефону горячей линии.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Какие проверки бизнеса отменили в 2023 году
До декабря 2023 года малый и средний бизнес может забыть о плановых неналоговых проверках:
- МЧС;
- Роспотребнадзора;
- Роструда;
- Роскомнадзора;
- Ростехнадзора;
- Россельхознадзора;
- Росприроднадзора;
- Ространснадзора;
- Росстрандарта;
- Росавиации.
Для IT-сферы мораторий распроняется на больший срок — до 31 декабря 2024 года не будут проводить плановые проверки у аккредитованных ИТ-компаний. При этом такие компании освободили и от выездных налоговых проверок — до 3 марта 2025 года. Инспекция может приехать только в исключительном случае, если проверку назначит руководитель налоговой.
Эксперты Главбух Ассистент обращают внимание: от плановых проверок в 2023 году освободили также детские сады, государственные и муниципальные школы и колледжи, даже если их деятельность относится к катеригориям чрезвычайно высокого или высокого риска. Таким работодателям плановую проверку заменили на обязательный профилактический визит.
О таком визите инспекторы предупредят за пять дней. Сам визит продлится один день, инспектор может только выдать рекомендации по устранению нарушений, никаких санкций и штрафов выписывать не будут. Отказаться от обязательного визита нельзя.
Кроме того, вместе с плановыми неналоговыми проверками на 2023 год отменили и ряд контрольных мероприятий:
- контрольные и мониторинговые закупки (кроме проверок правильности работы с ККТ);
- выборочный контроль качества продукции;
- рейдовый осмотр производственных объектов.
На какие проверки мораторий не распространяется
У запрета на плановые проверки есть исключения: если компания относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, визита госинспекции не избежать.
К какой категории отнести компанию или ИП, каждый контролирующий орган решает по своим критериям. И организация может относится к категории высокого риска для одного ведомства, а для другого — к категории умеренного риска.
Узнать, какую катергорию риска присвоил вам Роструд, можно на официальном сайте госоргана.
Кроме того, с плановой неналоговой проверкой инспекторы придут, если:
— ваша деятельность попадает под лицензионный контроль или госнадзор радиационной безопасности, использования атомной энергии и защиты гостайны.— вы работаете с гидротехническими сооружениями или производственными объектами II класса опасности.— вас привлекали к административной ответственности менее трех лет назад.— контролирующий орган выдал предписание об устранении нарушений, а вы не выполнили рекомендации.— вас дисквалифицировали или приостановили вашу деятельность, аннулировали или приостановили действие лицензии.
Важно! Новые условия моратория начинают действовать с 1 января 2023 года. До конца 2022 года с плановой проверкой могут прийти к более широкому списку компаниям. Узнать, попали ли вы в план проверок на 2022 году, можно на сайте Генпрокураторы.
Проверки, которые относятся к постоянному госконтролю, будут проводится в прежнем режиме. Например, к компании могут прийти с проверкой промышленной безопасности.
Внеплановые проверки, в том числе ГИТ и ФНС
На внеплановые проверки мораторий не распространяется. Поэтому бизнесу расслабляться не стоит.
С внеплановой проверкой могут прийти к любой компании. Но только в случае выявления нарушений или поступления жалобы сторонних лиц. Например, Рокомнадзор придет с внеплановой проверкой после десяти жалоб о нарушении порядка обработки персональных данных.
Чем можно вызвать выездную налоговую проверку:
- Налоговая нагрузка меньше среднего показателя по отрасли.
- Доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев.
- Зарплата сотрудников ниже отраслевого показателя в регионе или «в конвертах».
- Два раза за год (или более) вы приблизились к ограничениям по спецрежимам.
- Сотрудничаете с фирмами-однодневками.
- Зарегистрировали ККТ, но в течение 60 дней нет данных о пробитых чеках.
Последний пункт особенно важен, ведь с марта 2022 года налоговая проверяет ККТ только внепланово и по новым правилам: инспекторы будут приходить в офисы и магазины без предупреждения. На месте налоговики проведут контрольную закупку, затем проверят документы и даже опросят работников. Штрафы могут быть миллионными.
Когда ГИТ приедет с внеплановой проверкой:
- Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
- Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
- Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.
Если сотрудник отозвал жалобу, по Роструд уже назначил проверку — ее не избежать.
К любой проверке лучше готовиться заранее. Чтобы обезопасить себя от рисков и санкций, обратитесь к экспертам Главбух Ассистент. Аттестованные бухгалтеры помогут подготовить отчетность, оптимизировать налоги и пройти налоговую проверку, даже если инспектор уже у вас.