Принят закон о поиске пропавших людей по геолокации
Госдума приняла закон о поиске пропавших людей по геолокации
Госдума приняла закон об оперативном поиске людей по геолокации. По мнению депутатов, он решает очень важную задачу – ускорение поиска пропавших без вести.
Изменения вносятся в закон об оперативно-розыскной деятельности. Инициативу предложили сенаторы во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а также ряд депутатов от “Единой России”.
Как подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин, в ходе поисковых работ счет идет на часы, и промедление может стоить человеку жизни. Так, к примеру, заблудившийся в лесу грибник, либо ушедший из дома пожилой человек могут погибнуть.
А благодаря принятию такого закона оперативные службы смогут искать пропавших людей по местоположению их мобильных телефонов, не дожидаясь разрешения суда.
Как показывает практика, большинство из пропавших имеют при себе мобильные телефоны, добавил спикер Госдумы. “И использование сведений о месте нахождения абонента в сети – наиболее эффективный способ найти их как можно быстрее, – резюмировал парламентарий. – Даже если в какой-то момент сеть пропала, можно определить последнее местоположение, когда телефон был в сети, и это значительно сузит круг поисков”.
В ходе работы над документом депутатам удалось найти баланс, считает глава комитета ГД по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Обеспечивается незамедлительный розыск людей, но при этом сохраняется и тайна связи, пояснил он.
Использование сведений о месте нахождения абонента в сети – наиболее эффективный способ найти его как можно быстрее
“Законопроект дает возможность предоставлять доступ оперативно-розыскным службам к сведениям о геолокации и биллинге лиц, оказавшихся без вести пропавшими, – заявил глава комитета на пленарном заседании. – При этом мы сохранили существующие конституционные принципы – в том числе право на тайну связи, поэтому о каждом таком факте уведомляется суд”.
Согласно поправкам, в течение 24 часов с момента поступления сообщения о пропаже человека можно будет получить информацию о том, с кем тот связывался по мобильному, а также где в данный момент находится телефон. При этом оперативные службы должны будут в течение суток уведомить суд о своих действиях, и если после этого в течение 48 часов разрешение суда не будет получено, прекратить использовать доступ к данной информации.
Инициатива ускоряет возможность розыска, но не является панацеей, констатировал Хинштейн. По его словам, сегодня очень остро стоит вопрос точности геолокации и биллинга. Нередки случаи, когда даже при наличии этих сведений ни полиция, ни МЧС, ни волонтеры не могут найти людей, потому что нет точной привязки данных к месту.
“Мы будем от лица фракции “Единой России” ставить вопрос перед руководством страны о том, чтобы поручение президента по данной теме не закрывалось. Мы продолжим работу над тем, чтобы законом была закреплена точность данных, получаемых по геолокации. Это позволит сразу же находить людей”, – сказал Александр Хинштейн.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели, задачи и принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа регулирования общественных отношений в сфере пробации
Правовую основу регулирования общественных отношений в сфере пробации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав осужденных и лиц, отбывших уголовные наказания.
Статья 3. Принципы пробации
Пробация осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
3) соблюдение законности;
4) рациональность применения мер принуждения, мер исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения;
5) учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей;
6) открытость (прозрачность);
7) преемственность, непрерывность, добровольность при применении пробации.
Статья 4. Цели и задачи пробации
1. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений.
2. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) пробация – совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц;
2) исполнительная пробация – вид пробации, представляющий собой совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам), и иных мер уголовно-правового характера;
3) пенитенциарная пробация – вид пробации, применяемый в отношении осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, представляющий собой совокупность мер, направленных на исправление осужденных, а также на подготовку осужденных, отбывающих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, к освобождению из указанных учреждений;
4) постпенитенциарная пробация – вид пробации, применяемый в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляющий собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию;
5) ресоциализация – комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера;
6) социальная адаптация – комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения;
7) социальная реабилитация – комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация;
8) лица, в отношении которых применяется пробация, – осужденные, лица, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации;
9) трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых применяется пробация, и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно;
10) индивидуальная нуждаемость – потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в поддержке, необходимой для преодоления трудной жизненной ситуации;
11) индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации (далее – индивидуальная программа) – документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые в отношении конкретного лица в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки применения таких мер;
12) центр пробации – специализированная организация, создаваемая в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе в предоставлении временного места пребывания;
13) единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, – государственная информационная система, содержащая информацию о видах, сроках, результатах реализации мероприятий пробации, лицах, в отношении которых применяется пробация, об их индивидуальных программах, индивидуальной нуждаемости, оказанных мерах социальной помощи, отказах от применения пробации, иную информацию, относящуюся к сфере пробации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных законодательными актами Российской Федерации.
Глава 2. Субъекты пробации и их полномочия
Статья 6. Субъекты пробации
1. Субъектами пробации являются:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) учреждения уголовно-исполнительной системы;
4) государственные учреждения службы занятости населения;
5) организации социального обслуживания.
2. Органы местного самоуправления вправе участвовать в процедурах пробации во взаимодействии с субъектами пробации.
3. В целях осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, могут привлекаться коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане.
Статья 7. Полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) нормативно-правовое регулирование в сфере пробации, в том числе определение порядка осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
2) утверждение правил организации деятельности центров пробации;
3) мониторинг в пределах компетенции практики применения законодательства Российской Федерации в сфере пробации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) организация взаимодействия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и религиозными организациями, гражданами;
2) контроль деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
3) обеспечение взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации;
4) ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация;
5) утверждение порядка ведения и ведение статистического учета в сфере пробации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, является субъектом пробации, к полномочиям которого относится обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам применения исполнительной и постпенитенциарной пробации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты населения, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) координация деятельности, осуществляемой в сфере постпенитенциарной пробации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственных услуг в сфере занятости и социальной защиты (обслуживания) населения, в том числе в части предоставления социальных услуг лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовноисполнительных инспекций с органами службы занятости населения при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации;
3) формирование в пределах компетенции официальной статистической информации в части трудоустройства и предоставления социальных услуг в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам получения общего образования, среднего профессионального образования, прохождения профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация;
2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам организации оказания медицинской помощи лицам, в отношении которых применяется пробация;
2) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их информационном взаимодействии с администрациями учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в отношении освобождаемых от отбывания наказания осужденных, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляемом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
3) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам применения пробации.
Статья 8. Права в сфере пробации органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В сфере пробации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:
1) принимать нормативные правовые акты в области содействия занятости населения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
2) разрабатывать и реализовывать меры по содействию занятости осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
3) осуществлять организацию предоставления социальных услуг лицам, отбывшим уголовные наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лицам, которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
4) при разработке и принятии государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации предусматривать мероприятия, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
5) разрабатывать и реализовывать меры по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.
Статья 9. Полномочия в сфере пробации государственных учреждений службы занятости населения
Государственные учреждения службы занятости населения являются субъектами пробации, к полномочиям которых относятся:
1) содействие в трудоустройстве лицам, направленным в государственное учреждение службы занятости населения уголовно-исполнительной инспекцией, в соответствии со статьей 71-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I “О занятости населения в Российской Федерации”;
2) взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, о заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий, в целях содействия в трудоустройстве лицам, направленным в государственное учреждение службы занятости населения уголовно-исполнительной инспекцией;
3) осуществление иных полномочий в сфере пробации, предусмотренных законодательством.
Статья 10. Обязанности в сфере пробации организаций социального обслуживания
Организации социального обслуживания являются субъектами пробации, обеспечивающими лицам, отбывшим уголовные наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и (или) которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, признанным нуждающимися в социальном обслуживании:
1) предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, в том числе предоставление временного места проживания;
2) содействие в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Глава 3. Исполнительная пробация
Статья 11. Основные направления деятельности в сфере исполнительной пробации
1. Исполнительная пробация применяется к следующим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации:
1) осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам);
2) освобожденным условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы или принудительных работ;
3) условно осужденным;
4) осужденным, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
5) осужденным, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и на которых судом возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;
6) осужденным, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания (за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами).
2. Основными направлениями деятельности в сфере исполнительной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Меры, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном главами 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Основания и сроки применения исполнительной пробации
1. Основаниями применения исполнительной пробации являются обращение лица (его законного представителя), указанного в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона и принятие по результатам проведения оценки индивидуальной нуждаемости решения о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
2. Срок применения исполнительной пробации определяется индивидуальной программой, но не может быть более срока отбывания наказания или применения иной меры уголовно-правового характера.
Глава 4. Пенитенциарная пробация
Статья 13. Основные направления деятельности в сфере пенитенциарной пробации
1. Пенитенциарная пробация применяется в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы в период отбывания наказания, а также в период их подготовки к освобождению.
2. Пенитенциарная пробация осуществляется по следующим основным направлениям:
1) проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи в соответствии с уголовноисполнительным законодательством;
2) социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания;
3) подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
Статья 14. Проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи
1. В учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в целях ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации после освобождения, коррекции поведения проводится социальная и воспитательная работа с осужденными, с их согласия им может оказываться психологическая помощь.
2. Социальная и воспитательная работа с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи осуществляются в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 15. Социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания
1. Для формирования новой системы установок, норм и моральных ценностей, соответствующих навыков социального поведения в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, проводится работа по восстановлению и укреплению социальных связей осужденных.
2. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывают содействие осужденным в укреплении социальных связей с родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на поведение осужденных, трудовыми коллективами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, некоммерческими организациями, а также в розыске родственников и иных лиц. К работе по восстановлению и укреплению семейных и социальных связей могут привлекаться общественные объединения и религиозные организации, добровольцы (волонтеры), родственники осужденных и иные лица, имеющие положительное влияние на поведение осужденных.
3. В целях оказания осужденным содействия в розыске родственников и иных лиц учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, вправе направлять соответствующие запросы в органы записи актов гражданского состояния, адресно- справочные бюро и иные организации.
Статья 16. Подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание таким осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве
1. Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, в срок не позднее девяти месяцев до истечения срока наказания, а в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до девяти месяцев – после прибытия в учреждение, исполняющее наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, осуществляет подготовку осужденных к освобождению и оказывает им содействие в трудовом и бытовом устройстве в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Осужденный в письменной форме уведомляется о праве на обращение к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, в котором он отбывает наказание, с заявлением об оказании содействия уголовноисполнительной инспекцией по избранному месту жительства (месту пребывания) в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации либо в случае отказа от обращения с указанным заявлением к администрации соответствующего учреждения – о сохранении права на обращение с таким заявлением непосредственно в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному месту жительства (месту пребывания) в течение шести месяцев со дня освобождения.
2. При обращении осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением в соответствии с частью 1 настоящей статьи администрацией указанного учреждения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона, проводится оценка индивидуальной нуждаемости осужденного и в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осуществляется подготовка индивидуальной программы.
3. После ознакомления осужденного к наказанию в виде принудительных работ или лишения свободы с индивидуальной программой соответствующая информация направляется в уголовноисполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства (месту пребывания). Осужденному выдается уведомление, содержащее информацию об адресе, абонентском номере уголовноисполнительной инспекции и о должностных лицах, в обязанности которых входит оказание содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Администрации учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывают содействие осужденным, освобождающимся из указанных учреждений, в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
5. Социальная помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве могут предусматривать:
1) организацию получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, прохождения профессионального обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) содействие в получении высшего образования;
3) организацию мероприятий, способствующих трудоустройству осужденных после их освобождения;
4) заблаговременное информирование об освобождении осужденного его родственников либо иных лиц;
5) предоставление контактной информации иных должностных лиц и организаций, к которым (в которые) может обратиться осужденный, освобождаемый из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, проведение телефонных переговоров с указанными лицами и представителями указанных организаций;
6) открытие индивидуального лицевого счета и оформление документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, присвоение индивидуального номера налогоплательщика, оформление паспорта, пенсионного удостоверения, полиса обязательного медицинского страхования;
7) обеспечение бесплатного проезда к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
8) при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение обеспечение одеждой за счет средств федерального бюджета в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
9) при отсутствии денежных средств у осужденного выплату в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством единовременного денежного пособия в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
10) организацию сопровождения к месту жительства осужденного, освобождаемого из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, родственниками, иными лицами, в том числе добровольцами (волонтерами), либо работником указанного учреждения;
11) получение характеристики по месту отбывания наказания, характеристики психолога, справки о размере заработной платы, медицинских документов (их копий) и выписок из них.
Статья 17. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации
1. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять:
1) проведение социальной и воспитательной работы с осужденными;
2) оказание психологической помощи осужденным в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
3) содействие в восстановлении и укреплении социальных связей осужденных;
4) подготовку к освобождению осужденных, в том числе подготовку индивидуальных программ в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденным в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) оказание социальной помощи осужденным, освобождающимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и содействие в трудовом и бытовом устройстве таких осужденных.
2. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, имеют право:
1) заключать соглашения о сотрудничестве, направленные на трудоустройство осужденных и лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, с государственными учреждениями службы занятости населения и иными организациями;
2) запрашивать и получать в тридцатидневный срок от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости населения, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере пенитенциарной пробации;
3) обжаловать действия должностных лиц органов, учреждений и организаций, в том числе в суд в порядке административного судопроизводства, в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации.
3. Порядок исполнения обязанностей и осуществления прав, установленных соответственно частями 1 и 2 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 18. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация
1. Лицам, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.
2. Лица, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, имеют право:
1) запрашивать и получать информацию об условиях и о порядке применения мер пенитенциарной пробации;
2) запрашивать и получать информацию о порядке и об основаниях осуществления мероприятий по социальной адаптации и социальной реабилитации;
3) участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации;
4) давать предложения в части содержания и корректировки своих индивидуальных программ, а также порядка их выполнения;
5) обжаловать действия или бездействие должностных лиц учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в том числе в суд в порядке административного судопроизводства, если полагают, что нарушены их права, предусмотренные пунктами 1 – 4 настоящей части (в том числе обжаловать решение учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Лица, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, обязаны предоставлять достоверную информацию для проведения оценки индивидуальной нуждаемости в целях принятия решения об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Глава 5. Постпенитенциарная пробация
Статья 19. Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации
1. Постпенитенциарная пробация применяется в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Положения настоящей главы также распространяются на лиц, в отношении которых применяется исполнительная пробация, в целях проведения мероприятий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона.
2. Основными направлениями деятельности в сфере постпенитенциарной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.
3. В отношении лиц, за которыми судом установлен административный надзор, исполнительная и постпенитенциарная пробация применяется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.
Статья 20. Основания и сроки применения постпенитенциарной пробации
1. Основаниями применения постпенитенциарной пробации являются обращение лица (его законного представителя), освобождающегося из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, либо отбывшего уголовное наказание, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, которое направляется соответственно администрации указанного учреждения либо в уголовно-исполнительную инспекцию, и принятие по результатам проведения оценки индивидуальной нуждаемости решения о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
2. Срок применения постпенитенциарной пробации определяется индивидуальной программой, но не может составлять более одного года со дня начала реализации мероприятий, предусмотренных указанной индивидуальной программой.
Статья 21. Прекращение применения постпенитенциарной пробации
1. Применение постпенитенциарной пробации прекращается по окончании реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой.
2. Лицо, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, имеет право отказаться от ее дальнейшего применения. Отказ оформляется в письменной форме. Соответствующая информация отражается в едином реестре лиц, в отношении которых применяется пробация.
3. В случае невыполнения без уважительных причин (уклонения от выполнения) мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, лицу, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительной инспекцией выносится предупреждение о возможном прекращении оказания ему помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. В случае повторного невыполнения (уклонения от выполнения) мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, без уважительных причин после вынесения предупреждения оказание помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации прекращается, о чем выносится соответствующее решение. Повторно постпенитенциарная пробация не применяется.
4. Решение о прекращении оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд в порядке административного судопроизводства.
Статья 22. Социальная реабилитация лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы
Для формирования новой системы установок, норм и моральных ценностей, соответствующих навыков социального поведения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительными инспекциями проводится работа по восстановлению и формированию социальных связей, предусматривающая реализацию мероприятий, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.
Статья 23. Консультирование по социальным и правовым вопросам
1. Уголовно-исполнительными инспекциями с учетом мероприятий, включенных в индивидуальную программу, предоставляется информация об учреждениях и организациях, оказывающих социальные услуги, о порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формах социального обслуживания, видах и порядке получения социальных услуг, перечне необходимых документов для их получения.
2. Уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется консультирование по вопросам, связанным с порядком признания гражданина безработным, перечнем документов, необходимых для постановки на регистрационный учет, размерами и сроками выплаты пособия по безработице.
3. При необходимости уголовно-исполнительными инспекциями оказывается помощь в подготовке документов, необходимых для предоставления социальной услуги или для признания гражданина безработным и получения пособия по безработице, иных документов, в подготовке обращения в суд для установления факта, имеющего юридическое значение, к нотариусу.
4. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, информируются о порядке и об условиях получения бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация
1. Уголовно-исполнительными инспекциями лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, оказывается содействие в трудоустройстве в соответствии с имеющимися специальностью, профессией, квалификацией, навыками и умениями, обеспечивается бесплатный доступ к Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.
2. В целях оказания содействия в трудоустройстве уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется взаимодействие с органами службы занятости населения на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, о заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий, для последующего предоставления указанной информации лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.
Статья 25. Содействие в получении образования
1. В целях ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительными инспекциями оказывается содействие в получении такими лицами общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации, прохождении обучения по программам профессиональной переподготовки.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация об образовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, о перечне документов, необходимых для поступления на обучение в указанные организации, оказывается содействие в оформлении и восстановлении таких документов.
Статья 26. Медицинская помощь и оказание содействия в выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация
1. На лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в полном объеме распространяется законодательство в сфере охраны здоровья. Лица, освободившиеся из указанных учреждений, являющиеся застрахованными лицами, в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация по вопросам, возникающим в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, о перечне страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перечне необходимых документов, а также оказывается содействие в оформлении и восстановлении таких документов.
Статья 27. Центры пробации
1. В целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе в предоставлении временного места пребывания, некоммерческими, в том числе религиозными, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями могут создаваться центры пробации.
2. Правила организации деятельности центров пробации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.