Акты проверок и предписания контролирующих органов

__________________________  _____________      __________________________                                                                          “__” _____________ 20__

В 2022 году введены ограничения на проведение проверок, выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности (Постановление Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года). Это одна из мер поддержки организаций в кризис. На плановые проверки наложен мораторий, за рядом исключений. Если объект относится к категории чрезвычайного риска, его проверят.

Внеплановые проверки разрешены в случаях, когда нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам, ущерб имуществу и государству. Но во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.

Пояснения по некоторым вопросам организации и проведения контрольно-надзорной деятельности даны в письме Минэкономразвития РФ от 24 марта 2022 №Д24и-8436.

Когда жалоба гражданина будет основанием для внеплановой проверки УО

Жалоба гражданина в рамках защиты его прав — это основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора (абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).

Но есть обязательное условие — это наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения УО обязательных требований и правами конкретного заявителя. Если указанные в жалобе нарушения УО не причинили ущерба или вреда, не нарушили права заявителя, внеплановую проверку не проведут.

Могут ли провести проверку без взаимодействия с контролируемым лицом

Надзорные органы могут провести проверку без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также профилактические мероприятия, в том числе объявить предостережение о недопустимости нарушений (п. 10 ПП РФ № 336).

Но по итогам таких проверок нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).

На время запрета контрольных визитов надзорный орган может предложить проверяемым лицам проводить дополнительные профилактические визиты. Их нужно внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Общественное обсуждение таких программ при этом не требуется.

Как контролирующий орган проверит его исполнение

Если предписание выдали до появления постановления правительства № 336, и срок его исполнения истёк после вступления постановления в силу, предписание автоматически продлевается на 90 календарных дней (абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336).

Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, надзорный орган проверит их исполнение только по имеющимся у него сведениям и документам. Исключения составляют случаи, когда контролируемое лицо должно представить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии. При отсутствии необходимых документов ведомство может вынести предостережение.

В каких случаях выдадут предписание после 10 марта 2022

После 10 марта 2022 года (после вступления в силу Постановления № 336) надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявили факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни, тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС, ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).

Под непосредственной угрозой следует понимать высокую степень вероятности в краткосрочной перспективе причинения соответствующего вреда, ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных органов может повлечь наступление негативных последствий.

Если подобных нарушений выявлено не было, контролирующий орган может зафиксировать в акте иные нарушения, но выдаёт не предписание, а предостережение.

Если было выдано предписание, но без взаимодействия с лицом надзорный орган не может оценить его исполнение, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку (абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).

В каких случаях проверяемое лицо могут привлечь к административной ответственности

Нарушителей обязательных требований могут привлечь к административной ответственности, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ).

После 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки, проведённой со взаимодействием с таким лицом (п. 9 ПП РФ № 336). Требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе сведений о нарушениях, полученных от граждан, организаций, органов власти и СМИ.

Если контрольное мероприятие провели без взаимодействия с нарушителем, надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело. Иногда из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, надзорный орган не может оценить указывающие на состав административного нарушения данные. В таком случае он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.

Ограничения на возбуждение административных дел не распространяются на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или основания для этого получены в ходе проверки со взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.

Новый порядок организации, проведения и оформления контрольной деятельности согласно 248-ФЗ, с учетом 247-ФЗ от 31.07.2020 года в соотношении с 170-ФЗ от 11.06.2021 года разберём на курсе повышения квалификации: «Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля в соответствии с последними изменениями законодательства».

1. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется проверяемому лицу или его представителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

2. Форма акта утверждается контролирующим органом.

3. В случае выявления при проведении проверки нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. Контролирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если по результатам проведения проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения.

3.1. Неисполнение в срок предписания, выданного по результатам проверки, влечет за собой административную ответственность.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

3.2. Срок исполнения предписания, выданного по результатам проверки, может продлеваться контролирующим органом по мотивированным ходатайствам проверяемого лица или его представителя в случае, если указанные в ходатайствах причины продления срока будут признаны уважительными. Ходатайства о продлении срока исполнения предписания направляются в контролирующий орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

3.3. При принятии решения о продлении срока исполнения предписания, выданного по результатам проверки, указанный срок может быть продлен не более чем на сто восемьдесят календарных дней. Решение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении в течение десяти рабочих дней со дня получения ходатайства направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

4. В случае выявления нарушения части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона предписание может быть выдано только по результатам коллегиального рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с требованиями, определенными в главе 5.2 настоящего Федерального закона.

5. Результаты проверки, включающие информацию, содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под результатом проверки согласно ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) понимается акт проверки и все приложенные к нему документы, в том числе предписания об устранении нарушений законодательства, протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды и иные документы, предусмотренные указанным законом. В более узком понимании результатами проверки являются акт проверки и выданное на его основании предписание об устранении нарушений законодательства.

Процедура обжалования результатов проверки

Статьёй 20 Закона № 294-ФЗ декларировано право хозяйствующего субъекта на обжалование результатов проверки, которая проведена с грубыми нарушениями, указанными в ч. 2 названной статьи, в вышестоящий орган государственного надзора (административный порядок) и в суд (судебный порядок).

1. Административный порядок

Что может быть предметом оспаривания

В административном порядке, исходя из содержания ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, могут быть оспорены результаты проверок, проведённых только территориальным органом надзорного ведомства. Вопрос возможности обжалования акта проверки в административном порядке сомнений не вызывает, в то же время нередко вышестоящие надзорные органы, в частности центральный аппарат Росприроднадзора, отказывают в рассмотрении жалоб на предписания, ссылаясь на отсутствие законодательно установленного полномочия на отмену ненормативных правовых актов, издаваемых в рамках осуществления государственного надзора территориальными органами. Подобные отказы государственных органов не имеют правовых оснований, поскольку полномочия государственных органов по пересмотру результатов проверки следуют из упомянутой ст. 20 Закона № 294-ФЗ. В случае же обжалования результатов проверок, проведённых территориальными органами Росприроднадзора, необходимо применять п. 8.11 Регламента Росприроднадзора (утверждённого зарегистрированным в Минюсте России приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191), согласно которому центральный аппарат вправе приостановить действие и отменить решение территориального органа Росприроднадзора в порядке осуществления ведомственного контроля. Таким образом, центральный аппарат Росприроднадзора вправе не только отменить предписание, но и приостановить его исполнение на период рассмотрения заявления об отмене результатов проверки. Однако вероятность приостановления центральным аппаратом действия предписания территориального органа, исходя из практики работы Росприроднадзора, представляется ещё более мизерной, чем возможность его отмены в административном порядке.

Больше проверок:  Согласование проверки с органами прокуратуры

Установлены ли сроки на подачу жалобы и её рассмотрение

Законодательство не содержит требований относительно срока подачи жалобы на результаты проверок в административном порядке, в связи с чем основания для отказа в рассмотрении жалобы на результаты проверки, проведённой, допустим, четыре года назад, у вышестоящего надзорного органа отсутствуют. В силу отсутствия и особой законодательно установленной процедуры рассмотрения таких обращений жалоба должна быть рассмотрена государственным органом в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», т.е. в течение 30 календарных дней с возможностью продления срока до 60 календарных дней.

Что делать, если вышестоящий орган отказал в удовлетворении заявления

Если вышестоящий орган принял решение отказать в удовлетворении заявления об отмене результатов проверки, данное решение может быть оспорено в судебном порядке. При этом, если предметом административного оспаривания результатов проверки было обжалование предписания, то решение вышестоящего органа должно быть оспорено в судебном порядке вместе с предписанием.

2. Судебный порядок

В судебном порядке можно обжаловать результаты проверок, проведённых как территориальным органом, так и центральным аппаратом органа государственного надзора, а также решения вышестоящих государственных органов по результатам пересмотра результатов проверки в административном порядке. Поскольку требования хозяйствующих субъектов об отмене результатов проверок вытекают из их предпринимательской и иной экономической деятельности, споры по отмене результатов проверок рассматриваются в арбитражных судах. Возможность же отдельного судебного обжалования акта проверки является крайне спорным вопросом, поскольку акт проверки самостоятельно не порождает каких-либо обязанностей для проверяемого лица.

Исходя из изложенного, арбитражные суды отказывают в удовлетворении требований хозяйствующих субъектов о признании недействительными актов проверок (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.09.2014 по делу №А50-22240/2013, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.03.2015 по делу № А56-11662/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 по делу № А40-109648/2014 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу № А07-17868/2014).

Непосредственно на осуществление хозяйствующим субъектом своей деятельности влияет предписание, которое является ненормативным правовым актом и, безусловно, может быть обжаловано в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Каковы сроки на подачу жалобы

Как известно, общий срок на подачу заявления в суд об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного (муниципального) органа или его должностного лица составляет 3 месяца со дня, когда лицо узнало о нарушении его прав указанными актами. В то же время при первоначальном выборе административного способа обжалования результатов проверки (например, совместно акта проверки и предписаний) может возникнуть вопрос, что делать, если административная процедура не даст желаемого эффекта, а к её окончанию трёхмесячный срок на подачу заявления в суд об оспаривании предписания истечёт. В таком случае срок на подачу заявления в суд восстановим, поскольку обстоятельства (хозяйствующий субъект воспользовался сначала предоставленной ему законом возможностью по предварительному обжалованию актов в вышестоящий орган) свидетельствуют о наличии уважительных причин для позднего обращения в суд и сами по себе не могут быть расценены как препятствия к получению судебной защиты (см. например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу № А33-22276/2013).

Можно ли приостановить исполнение предписания до рассмотрения судебного спора

В случаях, когда выполнение требований предписания, обоснованность которого вызывает объективные сомнения, может привести к образованию существенных убытков (например, когда предписание обязывает приостановить деятельность, приносящую доход, или осуществить строительство дорогостоящего сооружения), природопользователь вправе воспользоваться механизмом приостановки исполнения предписания путём подачи в суд, рассматривающий дело, заявления о принятии соответствующих обеспечительных мер.

В таком заявлении должен быть представлен документально обоснованный расчёт возможного ущерба, который может причинить исполнение предписания. При этом расчёт может носить предположительный и неточный характер, но способ расчёта должен исключать возможность необоснованного завышения суммы  предполагаемого ущерба.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

Проверка, проведённая территориальным органом надзорного ведомства с грубыми нарушениями Закона № 294-ФЗ,перечисленными в ч. 2 ст. 20, изначально свидетельствует о возможном необъективном подходе государственного органа к осуществлению надзора в отношении природопользователя, в связи с чем обоснованность таких результатов проверки, как протоколы отбора проб, их КХА, заключения (и впоследствии, как часто бывает, предъявленные на их основании требования о возмещении вреда или доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду), объективно может вызывать сомнения. При этом, как уже было отмечено, в соответствии со ст. 16 Закона № 294-ФЗ указанные документы являются приложением к акту проверки (т.е. его частью) и следуют за судьбой акта.

Таким образом, отмена акта проверки влечёт за собой непризнание (так) всей доказательственной базы, собранной надзорным ведомством в ходе проверки, что исключает предъявление к природопользователю необоснованных требований или необоснованного привлечения к административной ответственности.

Следовательно, поскольку в судебном порядке акт проверки признать недействительным невозможно, наиболее эффективным способом защиты прав и законных интересов природопользователя является досудебное обращение в вышестоящий надзорный орган с заявлением о признании недействительными результатов проверки (в том числе акта проверки).

ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ И СУДЕБНОМ ПОРЯДКАХ

Целесообразным представляется одновременная подача заявления о признании недействительным акта проверки в вышестоящий орган государственного надзора и заявления об оспаривании предписаний об устранении нарушений законодательства в суд. Тем самым у хозяйствующего субъекта – природопользователя появляется возможность, не дожидаясь результата рассмотрения вышестоящим государственным органом заявления о признании недействительным акта проверки, в ходе судебного разбирательства по оспариванию предписания заявить ходатайство о приостановлении исполнения предписания.

В связи с трудной экономической ситуацией Правительство РФ внесло изменения в правила проведения надзора в 2022 году. Минэкономразвития России выпустило письмо-разъяснение о том, как будут проходить проверки граждан и юридических лиц, в том числе управляющих домами организаций. Читайте обзор документа.

10 марта 2022 года Правительство РФ опубликовало постановление № 336, которое отменяет проведение плановых проверок в 2022 году. В том числе документ утверждает особенности внепланового контроля для управляющих многоквартирными домами.

Для плановых проверок в ПП РФ № 336 есть исключение – в текущем году их могут провести в отношении объектов контроля, отнесённых к категории чрезвычайного риска. Внеплановые проверки в отношении организаций ЖКХ правомерны только после согласования с прокуратурой и в следующих случаях:

  • при осуществлении лицензионного контроля,
  • при поступлении жалоб граждан,
  • по истечению срока исполнения предписания об устранении нарушений,
  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

ПП РФ № 336 продлевает сроки исполнения ранее выданных органами контроля предписаний – автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без заявления контролируемого лица. Такое лицо также имеет право направить заявление о продлении срока исполнения предписания.

Профильный департамент Минэкономразвития России в письме от 24.03.2022 № Д24и-8436 дал разъяснения по отдельным вопросам организации и проведения надзора в 2022 году. Минэк РФ в письме разъяснил:

  • к кому применяются положения документа;
  • как определить наличие угрозы причинения какого-либо вреда;
  • проводится ли проверка УО по жалобам граждан;
  • будут ли проводиться профилактические мероприятия и проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами;
  • порядок привлечения лиц к административной ответственности.

Ниже приводим обзор каждого вопроса из письма Минэка РФ.

Шесть вопросов о работе УО с конференции «Управление МКД в 2022 году»

На кого распространяются требования ПП РФ № 336 к проверкам

ПП РФ № 336 регулирует все проверки, которые проводятся согласно положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Новые правила проверок применяются по отношению к любому проверяемому лицу, независимо от его организационно-правовой формы, а также к физическим лицам.

Ограничения, предусмотренные ПП РФ № 336, не распространяются на надзорные мероприятия, которые проводятся в соответствии с ч. 6 ст. 2 № 248-ФЗ – в отношении военных и оборонных предприятий.

Больше проверок:  Как найти свою организацию по инн

Как надзорный орган должен определять наличие угрозы причинения какого-либо вреда

Основанием для проведения внеплановой проверки лица, согласно пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, является выявление следующих фактов:

  • причинения вреда либо непосредственной угрозы его причинения жизни и здоровью граждан;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

Законодатели не прописали критерии для определения угрозы причинения вреда: их нет в № 248-ФЗ и ПП РФ № 336. Как отметил Минэк РФ, решение о внеплановой проверке надзорный орган принимает после оценки конкретных обстоятельств и согласования с органами прокуратуры.

Под непосредственной угрозой ведомство рекомендует понимать «высокую степень вероятности причинения» вреда в краткосрочной перспективе:

  • если негативные последствия обязательно наступят в случае отсутствия реакции надзорного органа;
  • если есть прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам какого-либо вреда.

При определении причинения вреда жизни и здоровью граждан Минэк РФ рекомендует использовать положения приказа Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н.

Конференция о надзоре: что участники предложили изменить в НПА

Является ли жалоба гражданина основанием для проведения внеплановой проверки УО в 2022 году

В соответствии с абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, жалоба гражданина для защиты его прав – основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора.

Внеплановая проверка не проводится, если указанные в жалобе гражданина нарушения УО не причинили вреда или ущерба, не нарушили права заявителя. Защита или восстановление прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения управляющей организацией обязательных требований и правами конкретного заявителя.

Может ли надзорный орган проводить проверки без взаимодействия с контролируемым лицом

В п. 10 ПП РФ № 336 прописано, что надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережения о недопустимости нарушений. При этом по итогам таким мероприятий нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).

Надзорный орган может предложить проверяемым лицам на время запрета контрольных проверок проводить дополнительные профилактические визиты. Их необходимо внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Это можно делать без проведения общественного обсуждения таких программ.

Как орган контроля проверяет исполнение предписания, выданного до и после появления ПП РФ № 336

Правила оценки исполнения предписания зависят от того, когда оно было выдано:

В соответствии с абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336, срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 года, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.

Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, то надзорные орган проверяет их исполнение только по сведениям и документам, которые у него есть.

Исключение – когда контролируемое лицо должно предоставить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии. Если таких документов недостаточно, тогда ведомство может объявить лицу предостережение.

После 10 марта надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявлены факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).

Если таких нарушений во время проверки не выявлено, то контрольный орган фиксирует иные нарушения в акте, но ведомство выдаёт не предписание, а предостережение.

В случае, когда было выдано предписание, а надзорный орган не может оценить его исполнение без взаимодействия с лицом, то на основании абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку.

Требования НПА о досудебном обжаловании решений надзорных органов

Вправе ли орган надзора в этом году привлечь проверяемое лицо к административной ответственности

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ, надзорный орган вправе привлекать нарушителей обязательных требований к административной ответственности, если в ходе проверки выявил признаки правонарушения.

Согласно п. 9 ПП РФ № 336, после 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки с взаимодействием с таким лицом. Это требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе если сведения о них получены от граждан, организаций, органов власти или СМИ.

Если контрольное мероприятие проведено без взаимодействия с нарушителем, то надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело.

Иногда орган надзора из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, не может оценить данные, указывающие на состав административного правонарушения. Тогда он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.

Ограничения ПП РФ № 336 на возбуждение административных дел не распространяется на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или если основания для этого получены в ходе проверки с взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.

На заметку

Управляющие организации, как и другие представители бизнеса в России, из-за трудной экономической ситуации переживают непростые времена. Правительство РФ принимает различные меры поддержки предприятий, например, на полгода ввело мораторий на банкротство по заявлениям кредиторов.

Ограничение на проверки также является мерой поддержки организаций в кризис. Плановых проверок не будет, а внеплановые разрешены только в ситуации, если нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам или ущерба имуществу и государству.

Введено ограничение не только на проведение проверок, но и на выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности. Во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.

Как вы считаете, поможет ли данная мера управляющим организациям и ТСЖ в кризис? Поделитесь в комментариях.

YAKUTIA.INFO. Плановые проверки в этом году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Напомним, что об этом временном моратории правительство РФ утвердило постановление в марте. При этом мораторий не распространяется на налоговые проверки. Выездные и камеральные налоговые проверки будут проводить в обычном режиме.

В свою очередь все плановые проверки, которые попали под мораторий и запланированы на 2022 год, подлежат отмене. Уже начатые проверки подлежат незамедлительному завершению. Сведения о завершении проверок по причине их отмены вносятся в Единый реестр контрольных мероприятий и Единый реестр проверок.

В исключительных случаях, если в ходе начатой проверки были выявлены факты нарушений, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Это возможно, если выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства. Причем во всех случаях выдача предписаний без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Если предписания контролеров были выданы организациям/ИП до 10 марта 2022 года, их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Никакого ходатайства/заявления контролируемого лица для продления срока исполнения предписаний не требуется. При этом контролируемое лицо вправе будет направить ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. В указанных целях ходатайство должно быть направлено в контролирующий орган за 1 день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания.

В отношении ряда проверок, запланированных на 2022 год, правительством было сделано исключение, и на них мораторий распространяться не будет. Так, в текущем году контролеры смогут провести следующие проверки:

в рамках санитарно-эпидемиологического контроля и государственного пожарного надзора (разрешено проверять объекты, осуществляющие деятельность по водоподготовке и водоснабжению, а также образовательные и социальные учреждения − детсады, школы, детские лагеря, родильные дома и перинатальные центры);

в области промышленной безопасности (в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности);

Больше проверок:  Все и вся 2023

в рамках ветеринарного контроля (в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней).

Во всех указанных случаях контролеры вместо плановой проверки могут нанести профилактический визит.

Разберёмся на примере. В 2019 году в Росреестр по Астраханской области обратились дачники. Они пожаловались, что в их садоводстве нарушается земельное законодательство. Из-за линии электропередачи, установленной на землях общего пользования, владельцы автомобилей не могли подъехать к своим участкам.

Инспекция по использованию и охране земель проверила обращение и решила, что линия электропередачи установлена с нарушением законодательства. Владельцу опоры выдали предписание об устранении нарушения. В предписании был указан срок устранения нарушения.

Владелец опоры выполнил требование предписания и демонтировал её.

Пример употребления на «Секрете»

_ «Постановление о привлечении к административной ответственности и предписание об устранении нарушений трудового законодательства можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суде. Подавать жалобу и туда, и туда не стоит, так как приоритет у суда»._

(Юрист Андрей Кузьмин — о том, как оспорить предписание.)

Ошибки в употреблении

Предписание часто путают с представлением. Различить их действительно непросто. Тем более что некоторые чиновники выписывают одновременно и представления, и предписания.

Разница — в целевом назначении этих документов. Представление можно назвать профилактической мерой, препятствующей правонарушению. Этот документ предписывает устранить причины, способствующие нарушению. А предписание выдается в целях устранения самого правонарушения.

Если нарушитель не выполнит требования предписания, то в отношении него последуют новая проверка и новое предписание. Избежать штрафа ему теперь не удастся: за неисполнение предписания наступает административная ответственность.

А если нарушитель не выполнит требования представления, также наступит административная ответственность, но повторного представления ему не выдадут.

Статью проверил

1. Акты проверок контролирующими органами  за 2016 год

1. Акты проверок контролирующими органами  за 2017 год

1. Акты проверок контролирующими органами  за 2018 год

2. Отчет об исполнении предписаний контролирующих органов

Акт проверки Комитет образования и науки Курской области

Отчет о выполнении предписания

1. Акт проверки МЧС

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (далее – Постановление № 336) до конца 2022 года отменены почти все плановые контрольные мероприятия организаций и ИП, включая плановые проверки. Подробнее об этом мы писали здесь. Минэкономразвития России разъяснило порядок применения Постановления № 336 и работы контролирующих органов в период действия моратория.

При отмене проверок организационно-правовая форма не имеет значения

Отмена проверок касается всех участников хозяйственной деятельности вне зависимости от их организационно-правовой формы, поэтому плановые проверки отменены как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Когда угроза причинения вреда может стать поводом для внеплановой проверки

Согласно пп. “а” п. 3 Постановления № 336 основанием для проведения внеплановой проверки является выявление фактов причинения вреда или непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, а также фактов возникновения либо непосредственной угрозы возникновения ЧС.

Критериев для определения угрозы причинения вреда законодательство не содержит. По мнению Минэкономразвития, понятие “непосредственная угроза” подразумевает, что при отсутствии мер реагирования вред будет причинен с высокой долей вероятности. Кроме того, важно наличие причинно-следственной связи между нарушением и причинением вреда конкретным лицам.

Степень тяжести вреда здоровью человека определяется согласно приказу Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н.

Внеплановая проверка возможна только в случае нарушения прав

Согласно абз. 7 пп. “а” п. 3 Постановления № 336 одним из оснований для проведения внеплановой проверки осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом может быть поступившая от гражданина жалоба. При этом проверка может быть проведена, только если вред уже причинен или права заявителя нарушены. Если же вреда или нарушения прав гражданина не выявлено, оснований для внеплановой проверки не возникает.

При удаленной проверке предписание не выдается

П. 10 Постановления № 336 предусматривает проведение профилактических и контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом. В Минэкономразвития отметили, что согласно п. 7 того же постановления при проведении таких мероприятий не выдается предписание об устранении нарушений (даже если возможность выдачи такого предписания предусмотрена п. 3 ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Предписание об устранении нарушений выдается только при наличии оснований

Предписание об устранении нарушения может быть выдано только после очной проверки контролерами (с визитом сотрудников контролирующего органа) при выявлении нарушений, которые влекут непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни граждан;
  • причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
  • возникновения ЧС;
  • обороне страны или безопасности государства.

Истечение срока действия такого предписания является основанием для проведения внеплановой проверки (абз. 6 пп. “а” п. 3 Постановления № 336). Если выявленные в ходе проверки нарушения не соответствуют приведенным выше критериям, они фиксируются в акте проверки, но предписание не выдается.

Срок действия ранее выданных предписаний продлен

Если предписание об устранении нарушений по итогам проверки было выдано до вступления в силу Постановления № 336, то есть до 25.03.2022, срок его действия автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения (абз. 1 п. 8 Постановления № 336). Если поводом для выдачи предписания было нарушение, не связанное с угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, контролеры оценивают его исполнение только на основании имеющихся у них сведений и документов. Внеплановая проверка при этом не проводится. Исключение составляют случаи, когда речь идет о получении или возобновлении действия лицензии, аккредитации и других разрешительных документов.

Если сведений и документов для признания предписания исполненным окажется мало, проверяемому лицу может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения.

Административное дело возможно только после визита контролеров

Решать вопрос о привлечении лица к административной ответственности контролеры могут только по результатам очной проверки (контрольного мероприятия с взаимодействием). Дело в том, что без личного визита невозможно оценить данные, подтверждающие совершение нарушения. Однако при этом контролеры могут объявить предостережение о недопустимости такого нарушения.

В некоторых случаях возбудить дело могут без проведения проверки

Если в качестве меры обеспечения производства по делу применяется временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий. В этом случае контролеры составляют протокол, что и является моментом возбуждения дела об административном правонарушении.

Преступления и зафиксированные на фото- и видеоаппаратуру нарушения расследуются в общем порядке

Ограничения, предусмотренные Постановлением № 336, не распространяются на случаи, когда:

  • контролеры выявили в действиях контролируемого лица признаки преступления;
  • производство ведется по делу об административных правонарушениях, которые были зафиксированы на фото- или видеоаппаратуру (включая дела, возбужденные до 25.03.2022);
  • дело об административных правонарушениях было возбуждено на основании сведений, полученных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием (вне зависимости от даты их завершения).
  • Новости и аналитика
  • Новости

Проведение трех разных проверок исполнения одного и того же предписания не нарушает требования Закона о госконтроле

30 сентября 2022

Металлургический комбинат не смог добиться отмены предписания, выданного, по мнению комбината, по итогам незаконной проверки.

Как указывал комбинат, Росприроднадзор провел чрезмерно долгую внеплановую документарную проверку / проверку без оснований для ее проведения / вообще несколько проверок в целях оценки исполнения одного и того же предписания. Поскольку это является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предписание следует признать незаконным.

Однако суды отказали в удовлетворении этого требования:

Ответ на этот и другие практические вопросы – в “Базе знаний службы Правового консалтинга” в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Документы по теме:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”

Акты проверок и предписания контролирующих органов