Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?
Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Взаимоотношения с контрагентами — как переход на налоговый мониторинг отразится на них
«До того, как мы перешли на мониторинг, большая часть документов к нам поступала в бумажном виде, а мы уже сами размещали его в нашей системе в pdf-версии, с привязкой у нужным счетам, договорам и т.д.
Мы начали постепенный переход на ЭДО с контрагентами в 2019 году, а в 2020-м уже всем направляли сообщение, что готовы перейти на ЭДО, создали для этого комфортные условия», — делится эксперт.
«Это пока касается не всех документов, например, подписание договоров имеет большое количество нюансов, поэтому бумажная первичка частично сохраняется.
Но ведь ее тоже нужно как-то показать в системе? Есть какой-то срок для ввода данных из бумажных документов?
«Такие документы мы сканируем и привязываем к операциям в учете, Что касается сроков, все зависит от документа. В компании разработан регламент по документообороту, соответствующий требованиям Налогового кодекса РФ и специализированным нормам законодательства. Все документы должны быть проведены в учете своевременно и отражать реальное финансовое состояние компании. При этом существуют внутренние сроки закрытия отчетных периодов. Любое несоответствие этим правилам может привести к спорам с налоговыми органами».
Эксперт считает, что масштаб мониторинга, вполне вероятно, будет расширяться и охватит больше компаний. Тогда будет вестись уже перекрестная проверка — эта организация показала расход, а вот ее контрагент показал ли доход? Пока подобная автоматизированная система несколько лет работает в отношении НДС. Проверяют счет-фактуры, книги покупок и продаж. Если кто-то показывает расход с НДС, система ФНС тут же проверяет, есть ли у контрагента доход на ту же сумму, заплатил ли он налог.
Еще нас заинтересовало, какую первичку смотрит налоговая в рамках мониторинга?
Чаще всего это базовые документы — акты, накладные, счета-фактуры. Далее — договоры, расшифровки к актам — отчеты консультационные, маркетинговые, статистические. Основные средства — формы ОС-1, ОС-2 и т.д. Строительные формы КС-2, КС-3, документы на перемещение между складами и офисами, например, форма М-15.
С налоговым мониторингом проверка не становится проще — она также требует полного документального обоснования операций.
Зато появляется возможность советоваться с ФНС.
Эксперты КСК ГРУПП
Является экспертом в области международного налогового планирования, реализовал множество проектов по выстраиванию и сопровождению международной составляющей бизнеса.
Имеет опыт консультирования крупных российских и международных компаний по вопросам: использования процедур банкротства при реструктуризации бизнеса; возможных рисков банкротства; структурирования бизнеса и минимизации рисков потери активов; структурирования сделок по приобретению и продаже компаний и объектов недвижимости; проведения юридической экспертизы, предшествующей их приобретению.
Опыт практической работы в реальном секторе, в аудите и консалтинге более 20 лет.
Многолетний опыт проверки крупных предприятий, в числе которых ДЗО ПАО «ГМК «Норильский никель», группы «Стройгазконсалтинг», группы «Роза Хутор», ООО «Адидас», группы компаний «Роснефть», ДЗО АО «Зарубежнефть», ДЗО АО «Ростелеком», Футбольный клуб «Москва», МФК «Норильский никель», Баскетбольный клуб ЦСКА, Хоккейный клуб ЦСКА, ГК «Атол», ГК «Ай-Теко» и другие.
Оценка рисков и мотивированное мнение налоговой
Например, компания Газпром поставляет газ за рубеж, для нефтегазовой отрасли риски во многом связаны с валютным регулированием, политической обстановкой, санкциями и т.п., они влияют как на стоимость услуг, так и на исполнение обязательств, в т.ч. перед бюджетом. Это и есть — отраслевые риски.
Налоговая проводит оценку, составляет карту рисков и на их основе появляется план налогового мониторинга и перечень контрольных мероприятий.
У ФНС есть право запросить у компании документы или пояснения по ее деятельности. Здесь все так же, как и при обычном взаимодействии с налогоплательщиками.
Кроме того, Налоговый кодекс позволяет участвовать в мероприятиях контроля приглашенным экспертам (статьи 95 и 96 НК РФ), а также дает право осматривать помещения и имущество, принадлежащее организации или арендованное ею.
Если ФНС находит нарушения, то составляет мотивированное мнение.
Мотивированное мнение налогового органа
Бывает двух типов, в зависимости от того, кто выступает инициатором:
В запросе нужно указать информацию о сделке, которой касается запрос (цель, условия, сроки и др.), сведения о контрагентах и собственное мнение компании, как следует поступить.
Налоговики дают ответ в течение 1 месяца.
Направляется в течение 5 дней со дня составления.
Если компания с мнением налоговой полностью согласна, то нужно их об этом уведомить — направить согласие в течение месяца со дня получения и документально подтвердить, что все было сделано так, как считает ФНС.
Если организация с ФНС не согласна, то в течение месяца необходимо провести взаимосогласительную процедуру. В результате налоговики либо меняют мнение, либо нет.
Далее все зависит от компании. Если она решила прислушаться к ФНС и согласилась с ее мнением, то снова нужно отправить согласие и подтверждение. Если же налогоплательщик решил мотивированное мнение проигнорировать, то в этом случае ему грозит выездная проверка.
Если вы подходите под действующие критерии — кто знает, может в следующем году пороги для вхождения еще снизятся? — начните подготовку к налоговому мониторингу уже сейчас, переводите документы в цифровой вид.
При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?
Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;
3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.
Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).
Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.
Алгоритм перехода на налоговый мониторинг
Прежде чем принять решение о подключении к налоговому мониторингу, организация должна оценить свою готовность к переходу и проверить соблюдение необходимых критериев.
Для такой оценки предлагаем использовать следующую пошаговую инструкцию:
Оценить суммовые критерии.
С 1 июля 2021 года организация вправе перейти на налоговый мониторинг, если:
- общая сумма налогов, подлежащих уплате организацией превышает 100 млн рублей, при этом в расчет берутся исчисленные налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы;
- сумма полученных доходов организацией за прошедший календарный год составляет не менее 1 млрд рублей;
- совокупная стоимость активов составляет не менее 1 млрд рублей.
Расчеты показателей осуществляются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.
Проверить готовность информационных систем.
Необходимо выбрать способ информационного взаимодействия с налоговым органом.
На сегодняшний момент существуют 3 вида взаимодействия с налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга:
- с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота – данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2024 года;
- предоставление информации с помощью аналитической витрины данных, которая будет содержать документы бухгалтерского и налогового учета, информацию по организации системы внутреннего контроля;
- открытие доступа к информационным системам организации.
Решение о порядке взаимодействия с налоговым органом организация принимает самостоятельно.
Оценить работу системы внутреннего контроля.
Необходимо оценить работу системы внутреннего контроля.
Она должна удовлетворять требованиям Приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518.
Оценить СВК можно по пяти основным критериям:
- организована контрольная среда – в организации сформированы соблюдаемые всеми сотрудниками профессиональные, этические и поведенческие стандарты, обозначен функционал и квалификация специалистов, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля и т.д.;
- разработана система управления рисками, направленная на предотвращение или минимизацию рисков;
- проводятся контрольные процедуры, покрывающие выявленные риски;
- соблюдены требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК;
- регулярно проводится мониторинг средств контроля с целью их усовершенствования.
Разработать «дорожную карту» по переходу на налоговый мониторинг.
Компания совместно с ФНС России разрабатывает дорожную карту по подготовке и переходу на налоговый мониторинг
Дорожная карта представляется организацией в налоговый орган по месту постановки её на учет.
Подать документы в налоговый орган.
До 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду проведения мониторинга) необходимо предоставить в налоговый орган следующий комплект документов:
- заявление о проведении налогового мониторинга;
- регламент информационного взаимодействия;
- сведения о взаимозависимых лицах – юридические и физические лица, доля участия которых составляет более 25%;
- учетная политика для целей налогообложения организации;
- документы о системе внутреннего контроля – контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля.
Дождаться решения налогового органа о проведении налогового мониторинга.
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и представленных организацией документов, налоговый орган до 1 ноября текущего года принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга.
Отказать в проведении налогового мониторинга могут в случае:
- непредставления организацией документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса;
- несоблюдения организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса;
- несоответствия установленной форме и требованиям регламента информационного взаимодействия;
- несоответствие установленным требованиям применяемой организацией системы внутреннего контроля.
Проведение налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг проводится за календарный год, следующий за годом подачи заявления на проведение мониторинга в период с 01 января. Этот срок начинается с первого января запланированного для мониторинга года и оканчивается 01 октября следующего года.
Проверка проводится налоговым органом посредством анализа деклараций, учетных и иных документов, которые организация предоставляет с помощью способа, отраженного в регламенте информационного взаимодействия.
Организация имеет право запросить у налогового органа мотивированное мнение по состоявшимся и планируемым сделкам в случае возникновения вопросов по соблюдению налогового законодательства
С 1 июля 2021 года для участников налогового мониторинга вводится заявительный порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета, но без банковских гарантий и поручительств.
Перейти на налоговый мониторинг своими силами — реально?
Может ли рядовой бухгалтер или собственный отдел бухгалтерии организации разобраться со входом в налоговый мониторинг?
«Для этого может потребоваться около года. Необходимо разобраться с требованиями ФНС России, в том числе будущими, которые пока только в планах, текущим уровнем автоматизации учета и архивирования для обмена информацией и документами. Нужно составить дорожную карту», — делится мнением директор по налогам телекоммуникационной компании.
Объем работы слишком большой и справится собственными силами будет нелегко, особенно, если в первичке преобладают бумажные документы
Большое значение уделяется контролю — как поступил документ, кто его принял, согласовал, подписал, отправил и т.д. Поэтому к проблеме объема добавляется еще одна — маршрутизация. Путь каждого документа надо отслеживать. По этой причине многие крупные компании уже активно используют в работе ЭДО, не только с контрагентами, но и внутри организации. Существующие бумажные архивы они переводят в цифру.
«В рамках налогового мониторинга с бумажным документооборотом делать нечего. Должен быть ЭДО, должен быть электронный архив. Все эти данные будут доступны для ФНС, это тоже надо учитывать. Налоговая будет направлять запрос в учетную систему налогоплательщика и система должна реагировать на запросы максимально быстро», — подчеркивает эксперт.
В электронной системе можно будет увидеть кто и когда посмотрел документ, а если какой-то контроль не сработал — с чем это связано: с человеческим фактором, технической или методологической ошибкой.
Если же вы работаете с бумажными документами, то потратите огромное количество времени на подтверждение бизнес-процессов. Кроме того, подтверждать историю движения документов и контроля тоже придется в «бумаге».
С ЭДО можно унифицировать формы документов. Например, УПД, поступающие от контрагентов, с точки зрения формата будут одинаковыми. В бумаге же вам могут присылать разные документы — акты, накладные собственной формы, ТОРГ-12 и т.д.
Перенести в вашу систему учета (1С, SAP или любую другую) любые документы поможет платформа Beorg Smart Vision. Распознавать можно не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а также различные рукописные заявления и анкеты, удостоверения личности и другие.
Отправить запрос на демонстрацию возможностей системы распознавания
Статьи по теме
Обязательный налоговый мониторинг для компаний, заключивших СЗПК
К налоговому мониторингу добровольно присоединяется все больше компаний. Но есть условия, при которых мониторинг станет обязательным. При этом суммовые критерии по налогам, активам и выручке значения не имеют. Это касается юридических лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
Как проводится налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг выводит проверку финансовых показателей и отчетности на новый уровень 一 организация раскрывает данные, инспекторы вместо очных проверок взаимодействуют с бизнесом онлайн. Разбираем схему работы ФНС и организации в рамках новой формы контроля.
Как стать участником мониторинга
Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.
Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.
Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
- действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:
Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.
При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.
Участники налогового мониторинга
На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.
Кто может перейти на налоговый мониторинг
Перейти на налоговый мониторинг может компания, отвечающая следующим критериям (объявлены 1 июля 2021 года):
- налогов к уплате за год, предшествующий году подачи заявления, должна быть более 100 млн рублей. В эту сумму нужно включить НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, страховые взносы.
- доходов за тот же период должна быть не менее 1 млрд рублей;
- активов — не менее 1 млрд рублей.
Что вы получите?
Предварительный аудит перед вступлением в налоговый мониторинг;
Методологическая поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга, в том числе:
- формирование отчетных форм для перехода на налоговый мониторинг — дорожной карты, регламента информационного взаимодействия, информации о взаимозависимых лицах, учетной политики для целей налогообложения, информации по системе внутреннего контроля;
- проведение работ по выявлению рисков, анализ рисков, самостоятельно выявленных налогоплательщиком, анализ контрольных процедур на предмет их полноты и точности,
- разработка (доработка) методики выявления и оценки рисков с учетом специфики деятельности клиента;
- разработка справочника рисков, паспортов рисков, библиотеки контрольных процедур, тестов для оценки системы внутреннего контроля с учетом специфики клиента;
- оказание поддержки организации при несогласии с вынесенным налоговым органом мотивированным мнением;
- консультирование и сопровождение налогоплательщика на всех этапах проведения налогового мониторинга.
IT-поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга, в том числе:
- совершенствование IT-системы налогоплательщика, доработка информационной системы для обеспечения перехода организации к взаимодействию между организацией и налоговым органом,
- реализация возможности расшифровки показателей налоговой декларации до уровня регистров бухгалтерского учета, первичных документов (скан-образов), подтверждающих факт совершения хозяйственных операций, договоров и наоборот),
- реализация возможности автоматической проверки контрольных соотношений в налоговой декларации,
- реализация возможности автоматического сравнения данных первичных и уточненных налоговых деклараций с данными учета,
- реализация возможности автоматической проверки контрагентов через сервисы 1С Контрагент, Спарк,
- разработка и реализация возможности автоматического ведения паспортов и реестра рисков.
Отзывы о нашей работе
28 лет на рынке
Решаем задачи и помогаем бизнесу развиваться.
Как перейти на налоговый мониторинг в 2022 году
К заявлению необходимо приложить:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании (доля такого участия должна составлять более 25%);
- учетную политику для целей налогообложения организации;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Все эти документы представляются в формате XML.
Получив от налогоплательщика комплект вышеуказанных документов, ИФНС начинает их проверку в целях принятия решения о проведении налогового мониторинга в отношении компании либо об отказе в проведении мониторинга.
Как проверяют участников налогового мониторинга?
В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;
4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.
В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.
Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.
Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.
Какие еще документы (информацию) нужно представить?
С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
- регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);
- информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;
- учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Игра в открытую
Нередко у руководства компаний возникает вопрос — зачем нужна такая налоговая витрина, если у ФНС и так есть новые данные об организации, и налоговики в любой момент могут запросить расшифровку по налогам у компании. Цель налогового мониторинга — обеспечить онлайн-взаимодействие за счёт удалённого доступа к информационной системе налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчётности. Налоговый орган подключается к базе данных и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги в режиме реального времени. За счёт доступа к корпоративной информации снижается необходимость в традиционных выездных и камеральных проверках.
Такой доступ к данным позволит оперативно согласовывать позиции по налогообложению планируемых и совершаемых операций, обратить особое внимание на сделки и операции, которые содержат элементы риска.
Важно! Налоговый мониторинг обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков на момент планирования сделок.
Важнейшая цель налогового мониторинга заключается в том, чтобы лучше понять бизнес налогоплательщика, определить операции, которые помогут компании снизить налоговые риски, а не искать недобросовестных контрагентов или какие-то ошибки технического обслуживания — это интересует ФНС в последнюю очередь. Чтобы снизить риски налоговикам недостаточно верхнеуровневых отчётов (деклараций), им необходимо понимать, как формируются те или иные цифры в отчётности. Налоговая витрина позволяет понять архитектуру процессов.
В рамках налогового мониторинга обеспечивается не только доступ к ERP системе, но, к примеру, к биллинговым системам. Появляется возможность детально расшифровывать источники образования доходов и расходов, определять уязвимые места и минимизировать риски, анализировать деятельность компании по снижению рисков потери прибыли. Налоговая витрина позволяет расшифровать цифры в итоговой отчётности вплоть до уровня транзакций.
О нас
Аудиторско-консалтинговая группа включает 15 направлений под единым брендом «Консалтинг. Сервис. Капитал», в том числе аудит, налоги, право, автоматизация, управленческое и финансовое консультирование.
Наша команда состоит из 150 профессиональных консультантов самой высокой квалификации, которые успешно реализуют сложнейшие проекты. Мы продолжаем совершенствоваться, развивать новые направления деятельности и расширять партнерскую сеть. За 28 лет работы мы реализовали 20 000 проектов для 4000 клиентов.
Всегда отвечаем за результат, экономим время наших клиентов и делаем все, чтобы их инвестиции в каждый консалтинговый проект полностью оправдали себя, благодаря успешному развитию дел. Сотрудничество с нами приносит успех – этот факт подтверждают рекомендации ведущих компаний российского рынка, которые доверили нам сопровождение важнейших направлений своего бизнеса.
Наши клиенты
На сайте Генпрокуратуры размещён Единый реестр проверок (о нём мы рассказывали в статье по ссылке). Чтобы проверить, не попала ли организация в план проверок, необходимо ввести в строку поиска наименование компании или ФИО ИП, ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Если организация или ИП есть в плане, то появится полная информация о проверке: кто будет проверять, когда, по какому поводу и в какой форме. Это поможет заранее подготовиться и сократить риски штрафов.
Субъект бизнеса может быть включён в план проверок по ошибке. От ошибок не застрахована даже Генпрокуратура и ведомства. Но вопрос решаем: нужно подать заявление об исключении из плана проверок, если в отношении компании или ИП действует мораторий.
К заявлению нужно приложить заверенные копии расчёта по страховым взносам и отчёт о финансовых результатах за предшествующий год. Если деятельность ведётся менее года, то отчёт нужно подготовить за период со дня регистрации до текущей даты. Акционерным обществам также необходимо добавить выписку из реестра акционеров. Пакет документов направляют в ведомство, которое допустило ошибку. Срок рассмотрения заявления — 10 дней.
Коротко о налоговом мониторинге
Налоговый мониторинг — особая форма контроля ФНС за деятельностью налогоплательщика, когда налоговая инспекция получает доступ к внутренним информационным, учетным системам компании и необходимым для проверки данным. Например, становятся доступными сведения о первичных документах, заключенных сделках, доходах и расходах, основных средствах, инвентаризации и т.д.
Чем это отличается от привычного контроля:
- Можно согласовать с ФНС позицию по отдельным операциям и сделкам. Т.е. выяснить, как с точки зрения рисков ее оценивает налоговая. С одной стороны, вы будете заранее знать о позиции ФНС. С другой, если налоговая дала «добро» на сделку, а контрагент окажется в итоге недобросовестным, то вашей вины в этом не будет.
- Вас не закидывают требованиями и запросами «предоставить пояснения», хотя, конечно, налоговая все равно может попросить объяснить суть каких-то операций.
- Обычная выездная проверка может к вам приезжать, например, раз в 3 года, чаще или реже. Зависит от масштаба и характера деятельности, наличия критериев для ВНП. Налоговый мониторинг завершается через 9 месяцев (1 октября) после окончания проверяемого периода (год). Ни камеральные, ни выездные проверки в период мониторинга не проводят.
Исключения, когда ВНП будет проведена, даже во время мониторинга:
- Вышестоящий налоговый орган (УФНС, например) проверяет работу подконтрольной налоговой;
- Налоговый мониторинг прекращен досрочно;
- Налогоплательщик отказался выполнять мотивированное мнение ФНС;
- Налогоплательщик направил уточненную налоговую декларацию, в которой уменьшил налог к уплате или увеличил возмещение. Причем декларация отправлена за период, в котором проводился мониторинг, а вот дата отправки уже за пределами этого периода.
Понятие и особенности налогового мониторинга
С 1 января 2016 года, в целях осуществления максимальной прозрачности в деятельности компании, Федеральная налоговая служба России реализует новую форму налогового контроля — налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг проводится межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, которые получают информацию непосредственно из учетных систем организации, т.е. налоговый мониторинг заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его отчетности, что позволяет отслеживать операции и оценивать корректность показателей налоговой отчетности.
За счет этого операции и учет налогоплательщиков становятся прозрачными для налогового органа. В обмен налогоплательщик получает понятную обратную связь при принятии решений по налоговым вопросам.
- Освобождение от выездных и камеральных проверок
- Получение мотивированного мнения: согласование с налоговым органом подходов к налогообложению по спорным вопросам по совершенным или планируемым сделкам
- Повышение вероятности досудебного урегулирования вопросов
- Сокращение объемов истребуемых налоговым органом документов
- Снижение налоговых рисков и налоговых доначислений, возможность планирования налоговой нагрузки, что является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности налогоплательщика
- Применение заявительного порядка для возмещения НДС и акцизов без предоставления банковской гарантии или договора поручительства
- Повышение уровня системы внутреннего контроля
Какова суть налогового мониторинга?
Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.
Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?
В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.
Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.
В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
- не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;
- не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?
Организация может направить запрос в налоговый орган о представлении ей мотивированного мнения при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации (п. 2 и 4 ст. 105.30 НК РФ). К запросу могут быть приложены копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию.
К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.
Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.
Как подготовиться
Мы спросили у директора по налогам одной из телекоммуникационных компаний, как они готовились к налоговому мониторингу, с какими сложностями пришлось столкнуться на старте.
«Главное — понять какой пакет документов необходим для входа в налоговый мониторинг.
В каждой компании есть система внутреннего контроля, но она ориентирована скорее на бизнес-задачи менеджмента и акционеров. Это может быть контрольно-ревизионная служба, служба безопасности, внутренний аудит, назначенный акционерами. А ФНС акцентирует внимание на качественном налоговом учете, расчете налогов и их своевременной уплате. Налоговой нужно увидеть результат выполнения контрольных процедур. Пришлось погрузиться в это, разобраться, что именно подразумевается под контролем», — говорит эксперт.
Начальник Управления налогового мониторинга Марина Крашенинникова, подводя итоги кампании по подаче заявлений на участие в мониторинге на 2022 год, отметила, что в 2021 году рабочая группа, которая отвечает за интеграцию информационных систем налогоплательщиков с АИС «Налог-3», делала упор на создание и тестирование сервисов электронного обмена
В 2022 году начнется работа над автоматизацией истребования документов и налогового контроля. Согласно плану, у 2024 году системы компаний, использующих мониторинг, полностью будут интегрированы с АИС «Налог-3».
Начните готовится к мониторингу заранее: оцифруйте архив бумажных документов, создайте электронный архив с удобной навигацией и поиском. Нейросети Beorg всю сложную работу возьмут на себя.
Период мониторинга
Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.
Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.
Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.
Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?
Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.
Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.
Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
Перейти на проведение налогового мониторинга может не каждая организация. Чтобы претендовать на данный вид налогового контроля, компания должна соответствовать ряду обязательных критериев по доходам, активам и уплачиваемым в бюджет налогам. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг компания может при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за 2021 год, составляет не менее 100 миллионов рублей (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы; не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за 2021 год составляет не менее 1 млрд рублей;
- стоимость активов по данным бухотчетности на 31 декабря 2021 года не менее 1 млрд рублей.
Для компаний, которые являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков, а также для организаций, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, выполнение перечисленных условий для применения налогового мониторинга не является обязательным. То же самое касается и организации, признаваемой налогоплательщиком – участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.
Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.
Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.
Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.
Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.
Каковы сроки проведения налогового мониторинга?
В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Как подключиться к налоговому мониторингу — от подготовки РИВ до его показа ФНС
Первое, что требуется от компании для вступления в налоговый мониторинг — подать документы в ФНС. Одним из самых сложных документов является регламент информационного взаимодействия (РИВ). В нём содержится следующая информация:
- порядок доступа к информационной системе,
- данные об ответственности лиц,
- срок предоставления информации (документов) в налоговый орган,
- структура раскрытия данных налоговой отчётности,
- информация о регистрах бухгалтерского и налогового учёта,
- способ формирования отчётности в ФНС и пр.
Если в штате компании нет опытных специалистов, способных подготовить и своевременно подать всю необходимую отчётность, лучше заручиться помощью интегратора. На этапе подготовки интегратор проведёт глубокий анализ системы на предмет автоматизации процесса составления отчётности, подаваемой в ФНС, её расшифровки. Будет разработана модель данных для раскрытия, алгоритм создания регистров для связи уровней шифрования и многое другое.
Гибкая налоговая витрина с возможностью настройки под нужды компании впоследствии может использоваться не только инспекторами ФНС, но и другими государственными контролирующими органами. К примеру, с её помощью можно реализовать эффективный аудит компании, создать модуль оперативной отчётности, использовать в формировании бюджета компании. На базе налоговой витрины успешно реализуются кабинеты руководителей, что позволяет топ-менеджменту формировать свободную отчётность и анализировать бизнес-риски.
Кто может участвовать в налоговом мониторинге?
Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:
- общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);
- доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);
- балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).
Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.
А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.
Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.
Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.