Единый реестр контрольных мероприятий (мониторинга)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021
№ 604 утверждены Правила формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Формирование и ведение единого реестра осуществляются на русском языке в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Единый реестр включает, в том числе, сведения о проводимых контрольными (надзорными) органами мероприятиях; принятых мерах по пресечению нарушений; об актах контрольного (надзорного) мероприятия; о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам мероприятий; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год; о ходе и результатах согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; о жалобах и результатах их рассмотрения.

Указанными Правилами также определены сроки внесения в единый реестр сведений в зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия.

Каждой записи в едином реестре однократно присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, который не может быть изменен, а также использоваться повторно.

Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре относительно указанных контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.

О формировании и ведении Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения достижения целевых показателей по проекту “Рынки” сообщает о следующем порядке реализации проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках в 2023 году.

1. Мероприятия по инвентаризации торговых территорий.

В целях оценки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на рынках, ярмарках и иных территориях, отведенных для торговли, территориальные налоговые органы проводят контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования.

Учитывая требования части 2 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ) выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа. Форма задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия прилагается к настоящему письму.

Обращается внимание, что в ходе проведения выездного обследования в целях осуществления инвентаризации торговых пространств не допускается взаимодействие с контролируемыми лицами, а также осуществление контрольной закупки, даже в случае, если в ходе проведения выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом не запрещается взаимодействие с управляющими рынком компаниями или собственниками торговых территорий, сдающих торговые объекты в аренду.

Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных на территории одного рынка, ярмарки или иного торгового пространства) не может превышать один рабочий день.

В случае, если в течении вышеуказанного срока не удалось оценить соблюдение обязательных требований всеми торговцами, осуществляющими деятельность на рынке, уполномоченное должностное лицо территориального налогового органа составляет протокол осмотра (форма прилагается) и формирует повторное задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с указанием нового срока.

2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.

В случае необходимости сбора дополнительных данных об объектах контроля или осуществления анализа имеющихся в распоряжении налоговых органов данных проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа).

В ходе проведения наблюдения осуществляется, в том числе, анализ расчетов с применением контрольно-кассовой техники.

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, территориальный налоговый орган принимает следующие решения:

1) решение об объявлении предостережения (порядок изложен в пункте 3.2 настоящего письма);

2) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия – выездное обследование (порядок проведения мероприятия изложен в пункте 4 настоящего письма).

3. Проведение профилактических мероприятий.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований) нарушений обязательных требований сотрудник территориального налогового органа рассматривает вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 5 часть 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ).

Перечень профилактических мероприятий, которые проводятся территориальными налоговыми органами, указан в пункте 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 N 272 (далее – Положение о виде контроля № 272).

Порядок осуществления профилактических мероприятий содержится в пунктах 12-16 Положения о виде контроля N 272.

3.1. Профилактический визит.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (выездного обследования) нарушений обязательных требований, связанных с регистрацией (перерегистрацией) контрольно-кассовой техники (отсутствует контрольно-кассовая техника либо контрольно-кассовая техника зарегистрирована не по адресу фактического применения), сотрудники территориальных налоговых органов инициируют проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц осуществляются должностным лицом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 16 Положения о виде контроля N 272.

В ходе профилактического визита налогоплательщик информируется об обязанности регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и ее применении.

О проведении профилактического визита налогоплательщик уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомлений в момент оказания государственной услуги регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита. Форма уведомления о проведении профилактического визита прилагается к настоящему письму.

Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на уведомление о проведении профилактического визита наносится QR-код, сформированный в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ), обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.

Налогоплательщик вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде профилактического визита в обязательном порядке размещаются в ЕРКНМ. Пример внесения сведений о проведении профилактического визита в ЕРКНМ прилагается к настоящему письму.

3.2 Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В случае необходимости проведения анализа данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом).

Учитывая положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336), в случае, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований (неприменение контрольно-кассовой техники), уполномоченным лицом территориального налогового органа принимается решение об объявлении предостережения.

Следует отметить, что такое решение принимается уполномоченным лицом (руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа) по результатам рассмотрения мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ.

Формы решения уполномоченного лица территориального налогового органа, мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предостережения прилагаются к настоящему письму.

Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ (инструкция прилагается), а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на предостережение наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.

4. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно абзацу 8 подпункта “а” пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.

В этой связи в целях воздействия на “недобросовестных” налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории рынков с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, территориальным налоговым органам следует по результатам проведения вышеуказанных профилактических мероприятий (по истечении 10 рабочих дней) сформировать перечень налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В указанный перечень включаются налогоплательщики (при одновременном наличии нижеуказанных критериев):

– которые не имеют зарегистрированной контрольно-кассовой техники при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях;

– которые ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, которое не исполнено;

Больше проверок:  Проверка регистрации ооо в качестве действующей компании

– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, не зарегистрировали контрольно-кассовую технику или не начали применять контрольно-кассовую технику при ее наличии.

После формирования перечня указанных налогоплательщиков Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) поручаю направить указанный перечень в Управление оперативного контроля ФНС России по форме, согласно приложения N 1 к настоящему письму с заполнением граф с 1 по 10, а также организовать и провести контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (в виде выездного обследования) в отношении таких налогоплательщиков.

После формирования перечня указанных налогоплательщиков территориальным налоговым органам следует организовать и провести контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (в виде выездного обследования) в отношении таких налогоплательщиков.

Обращается внимание, что указанное в настоящем пункте выездное обследование также проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа).

В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля N 272).

В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.

Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.

Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.

Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом”.

Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о контрольном (надзорном) мероприятии.

Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, поручаю Управлениям направлять ежемесячно в последний четверг месяца в Управление оперативного контроля ФНС России по форме, согласно приложения N 1 с заполнением граф с 11 по 15.

Обращается внимание, что настоящее письмо является заданием на проведение выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований (контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия) и не является решением о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.

В целях оперативного решения возникающих вопросов в части реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, предлагается связываться с начальником отдела контрольно-аналитической работы Управления оперативного контроля – В.С. Демидов (ВТС – 8 (99) 19-57).

В ходе проведения выездного обследования для инвентаризации торговых пространств не допускаются взаимодействие с контролируемыми лицами и контрольная закупка, даже если выявлены нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники. Не запрещается взаимодействие с управляющими рынком компаниями или собственниками торговых территорий, сдающих торговые объекты в аренду.

Срок проведения выездного обследования одного объекта либо нескольких объектов, расположенных на территории одного рынка, ярмарки или иного торгового пространства, не может превышать 1 рабочий день.

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены нарушения, принимается решение об объявлении предостережения либо о проведении внеплановой проверки без взаимодействия – выездного обследования.

Указаны правила проведения профилактического визита.

Предусмотрен перечень налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования по применению контрольно-кассовой техники.

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336) предусматривается возможность проведения в 2023 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) (в виде документарной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.

В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) поручается организовать в 2023 году проведение КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.

1. Документарные проверки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.

В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.

1.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций.

Указанным письмо предусматривалось, что при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа (руководителю (заместителю руководителя) территориального налогового органа) мотивированное представление о проведении КНМ. Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением N 336, с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);

2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Больше проверок:  Единый реестр малых и средних предприятий

При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.

Типовая форма решения о проведении документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом” (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).

Одновременно направляется образец заполненного решения о проведении документарной проверки для сведения и использования в работе (прилагается к настоящему письму).

1.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.

При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);

2) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;

3) налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;

4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Кроме того, мотивированные представления о проведении КНМ вместе с проектами решений о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.

1.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки.

ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений решения о проведении документарной проверки.

В целях подготовки решений о проведении документарной проверки необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения о проведении документарной проверки.

При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения документарной проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения документарной проверки и другие сведения) будут отражены в решении о проведении документарной проверки и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Одновременно направляется для сведения и использования в работе перечень типовых замечаний к мотивированным представлениям о проведении КНМ (прилагается к настоящему письму), которые ранее направлялись рядом Управлений на рассмотрение в Управление оперативного контроля в рамках отдельных поручений ФНС России.

1.4 Проведение документарной проверки.

Следует отметить, что согласно абзацу семь подпункта “а” пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.

Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящему письму.

Обращается внимание, что сведения о проведении документарной проверки размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.

Типовая форма акта документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом” (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).

Учитывая, что решение о проведении документарной проверки принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки.

Решение о проведении документарной проверки и акт документарной проверки с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.

Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.

По результатам проведения документарной проверки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно абзацу 7 подпункта “а” пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.

В этой связи в целях воздействия на “недобросовестных” налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается провести КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:

– не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;

– ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;

– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля N 272).

В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.

Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 “О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом”.

Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.

По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решение с учетом пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, необходимо направлять в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно по последним четвергам каждого месяца по форме, согласно приложению N 1 к настоящему письму.

Обращается внимание, что настоящее письмо не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.

Больше проверок:  Как найти свою организацию по инн

ФНС выпустила рекомендации по проведению в 2023 г. контрольных мероприятий в отношении пользователей ККТ.

В 2023 г. допускаются внеплановые документарные проверки по решению руководителя ФНС (его заместителя), а также контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. При выявлении при таком обследовании нарушений незамедлительно проводится контрольная закупка.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.

ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее – Правила).

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

государственного земельного надзора

Управления Росреестра по томской области

Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.

Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.

По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:

  • в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% – объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
  • в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
  • в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний

Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:

  • Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем – проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
  • Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
  • Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
  • План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
  • Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов – напишите в строке поиска по названию документа слово “индикатор”.
  • Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.

Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:

Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии “Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства” в рамках Восточного экономического форума.

Новость от 03.10.2022 – На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.

С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.

В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:

ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес – https://proverki.gov.ru/portal

Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)

ЕРВК – Едином реестре видов контроля. Адрес – https://ervk.gov.ru/

В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.

Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.