Единый реестр поверочных времен

Единый реестр поверочных времен

В целях снижения административной нагрузки на бизнес в условиях санкций власти утвердили временный порядок осуществления проверок организаций и ИП до конца 2022 года. Рассказываем, какие проверки попали под запрет, а какие продолжат проводить в порядке исключения.

Проверки ГИТ в 2021 году

В июле 2021 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч.

12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

Единый реестр поверочных времен

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п.

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Новеллы законодательства по осуществлению госконтроля

30 ноября вступило в силу постановление Правительства РФ, устанавливающее особенности осуществления проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году. В связи с этим мы продолжаем серию публикаций, связанных с новеллами законодательства о государственном и муниципальном контроле.

30 ноября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969).

В отличие от постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438) комментируемое постановление принято не в связи с необходимостью смягчения контрольной деятельности, обусловленной пандемией. Причиной его принятия является вступление в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), которым предусмотрены новые виды контрольных мероприятий и изменения в порядке их проведения.

Больше проверок:  Приказ генеральной прокуратуры российской федерации от 20 февраля 2024 г № 138 о внесении изменений в отдельные организационно распорядительные документы генерального прокурора российской федерации

В то же время Постановление № 1969 предусматривает и мораторий на проведение плановых проверок, но только для субъектов малого предпринимательства.

Фактически это продление моратория, установленного ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), который должен был завершиться 31 декабря 2020 г.

Напомним, что субъектами малого предпринимательства могут являться только организации, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о которых внесены в соответствующий реестр.

Итак, в п. 7 Постановления № 1969 закреплено, что при формировании ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Еще раз подчеркнем, что данное положение не распространяется на внеплановые проверки, проводимые в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, в п. 8 Постановления № 1969 предусмотрен целый ряд исключений, позволяющих включать субъекты малого предпринимательства в план проверок.

Во-первых, это плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

В данном случае речь идет о так называемом риск-ориентированном подходе, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Особенности его применения закреплены в постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

В этом же постановлении перечислены виды надзора, при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход. В частности, это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за соблюдением трудового законодательства, земельный надзор.

Всего установлено шесть категорий опасности – от низкой (6) до чрезвычайно высокой (1).

Отнесение объектов к тому или иному классу опасности производится соответствующими контролирующими органами. При этом, если объекту присвоен 1, 2, 3 класс опасности, орган государственного контроля размещает информацию об этом на своем сайте.

По запросу предпринимателя орган государственного контроля в течение 15 дней с момента поступления запроса обязан направить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

Узнать, к какой категории риска отнесена та или иная деятельность (объект), можно либо на сайте соответствующего контролирующего органа, либо путем направления заявления в территориальный орган контроля.

Режим постоянного государственного контроля регламентирован ст. 13.1 Закона № 294-ФЗ, он применяется на предприятиях, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, а также на предприятиях, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом драгоценных металлов.

В случае применения данного режима предполагается возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

Во-вторых, мораторий не распространяется на плановые проверки лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере и ряде других, если данная деятельность включена в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

В-третьих, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъекта малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Отметим, что понятие грубого нарушения определяется в примечаниях к конкретным статьям Особенной части КоАП РФ и, как правило, связано с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.

Кроме этого, разрешены проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках осуществления:

  • лицензионного контроля;
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Полагаем, что на большую часть субъектов малого предпринимательства (с учетом специфики их деятельности) данные исключения не распространятся, и в 2021 году они будут освобождены от плановых проверок.

Примечательно, что инициатива продления моратория принадлежит Генеральной прокуратуре РФ, поэтому можно не сомневаться, что прокуроры будут тщательно следить за его соблюдением (Генпрокурор предложил продлить мораторий на проверки малого бизнеса).

Далее мы перейдем к положениям Постановления № 1969, регулирующим процедурные вопросы проведения проверочных мероприятий.

В п. 1 закреплено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Это положение Постановления № 1969 основано на п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ, аналогичном по содержанию.

Отметим, что в 2020 году действовало правило, согласно которому проверки проводились только с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438).

Выезд должностных лиц был возможен в строго определенных случаях по согласованию с органами прокуратуры.

В 2021 году использование средств дистанционного взаимодействия при проведении проверок остается на усмотрение контролирующих органов.

Пункт 2 Постановления № 1969 устанавливает правило, согласно которому органом контроля после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты проведения плановой выездной проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита, о чем юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней.

Инспекционный визит – новое для российского законодательства о контроле мероприятие. Оно предусмотрено ст. 70 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой инспекционный визит проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта в целях предотвращения риска причинения вреда (ущерба).

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольно-надзорные действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование.

Срок проведения инспекционного визита составляет всего один день, что выгодно отличает его от выездной проверки.

Таким образом, вышеуказанное положение Постановления № 1969 дает возможность контролирующему органу применить вместо плановой выездной проверки более мягкую форму проверочного мероприятия – инспекционный визит.

Примечательно, что согласно ч. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Однако в рассматриваемом случае уведомление о замене плановой проверки на инспекционный визит предполагается.

Пункт 4 Постановления № 1969 основан на положениях ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ, согласно которым срок проверки составляет 10 дней (по действующему сейчас Закону № 294-ФЗ – 20 дней).

Соответственно срок проверок, которые будут проводиться во втором полугодии 2021 года, не может превышать 10 дней, что предписывается учитывать при формировании ежегодного плана проверок.

Принципиально важен п. 6 Постановления № 1969, согласно которому включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Тем не менее п. 6 и пп. «б» п. 10 Постановления № 1969 говорят о том, что в случае упразднения конкретного вида контроля плановая проверка подлежит проведению в рамках иного вида государственного (муниципального) контроля, но только в случае, если это предусмотрено положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, для определения правомерности проведения проверки в рамках иного вида контроля необходимо установить предусмотрена ли такая возможность соответствующим положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Также отметим, что согласно ст. 18 Закона № 248-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти ведется единый реестр видов контроля (не путать с единым реестром проверок), в который включаются сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях.

Больше проверок:  Нотариус поможет узнать о долгах наследодателя

В связи с этим представляется, что те виды государственного контроля, которые не войдут в данный реестр, осуществлению после 30 июня 2020 г. не подлежат.

Постановление № 1969 является еще одной важной правовой вехой в осуществлении реформы контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Правительством России. Кульминацией этой реформы станет вступление в силу 1 июля 2021 г. Закона № 248-ФЗ.

О ведении единого реестра проверок (ЕРП)

Статьей 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой, расположенной по адресу в сети Интернет: http://proverki.gov.ru.

Цель создания данного информационного ресурса –  обеспечение учета проводимых проверок, а также их результатовпри осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Информация о проведенных мероприятиях по контролюЕдиного реестра проверок является общедоступной дляграждан, общества и бизнеса.

Оператором Единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая обеспечивает размещение на указанном сайте информации из Реестра. Непосредственно вводом информации занимаются сами проверяющие органы.

Единый реестр поверочных времен

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».

Информация о проверках, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов РФ, вносятся с 01 июля 2015 года.

Информация Реестра включает в себя множество сведений:

  • уникальный учетный номер проверки. Этот учетный номер присваивается в автоматическом режиме с момента внесения в Реестр проверок информации, присваивается однократно и не может быть ни изменен, ни использован повторно;
  • наименование органа контроля, дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, ФИО проверяющих и привлеченных экспертов, представителей экспертных организаций, предмет проверки, срок ее проведения, включая даты начала и окончания проверки, перечень применяемых административных регламентов и иная информация, предусмотренная п.п. 1-6 и 9 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ;
  • информация, добавляемая по окончанию проверки (дата, время и место составления акта проверки; ФИО и должности должностного лица, проводившего проверку, и иные сведения, указанные в п.п. 1-6 ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ;
  • результаты проверки (обнаружены ли нарушения, какие меры приняты, обжалованы ли эти меры и с каким результатом, включая отмену результатов проведенной проверки).

Порядок включения информации в единый реестр проверок

Порядок и сроки внесения сведений о проведенных проверках в Единый реестр проверок также установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».

Информация о проверке подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа органа контроля о проведении проверки.

При организации и проведении внеплановых проверок по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 и ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также внеплановых проверок, при проведении которых в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок, не требуется уведомление проверяемых лиц о начале проведения внеплановой проверки, информация о проверке подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее пяти рабочих дней со дня начала проведения проверки.

Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки подлежит внесению в единый реестр проверок не позднее дня направления уведомления.

Информация о результатах проверки подлежит внесению в единый реестр проверок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Кроме того, сведения о мерах, принятых по результатам проверки, подлежат внесению в реестр не позднее пяти рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.

Внесение изменений в единый реестр проверок в части исправления технических ошибок осуществляется уполномоченным должностным лицом органа контроля незамедлительно с момента выявления технических ошибок.

В случае отмены результатов проведенной проверки информация об этом подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее трех рабочих дней со дня поступления указанной информации в орган контроля.

Обращения заинтересованных лиц о внесении изменений в единый реестр проверок в части исправления содержащихся в едином реестре проверок недостоверных сведений рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, издавшим распоряжение или приказ о проведении проверки, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления обращения в орган контроля.

В случае признания таких обращений обоснованными, исправление указанных сведений осуществляется уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее одного рабочего дня со дня рассмотрения обращения.

Как ознакомиться со сведениями, включенными в реестр?

В силу п. 23 Правил ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»,предоставление информации, содержащейся в едином реестре проверок, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе. При этом:

  • органы прокуратуры, Минэкономразвития, а также уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имеют неограниченный доступ к информации, содержащейся в едином реестре проверок;
  • центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), имеют доступ к информации, содержащейся в едином реестре проверок, в отношении проверок в рамках их установленной компетенции;
  • уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ имеет доступ к информации в отношении проверок, проводимых на территории соответствующего субъекта РФ;
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), государственные учреждения, уполномоченные согласно федеральным законам на осуществление государственного контроля (надзора), имеют доступ к информации из реестра, в отношении проверок, проводимых на территории соответствующего субъекта РФ, в рамках их установленной компетенции;
  • органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, – в отношении проверок, проводимых соответствующим органом местного самоуправления.

Ресурс для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может оказаться полезным. В частности, проконтролировать наличие выданных по итогам проверки предписаний, посмотреть, не отправил ли проверяющий в другие органы информацию по таким обнаруженным нарушениям, которые относятся к “чужой” подведомственности, а представители малого бизнеса могут подсчитать общегодовое количество часов плановых выездных проверок.

Единый реестр поверочных времен

Правила формирования и ведения Единого реестра проверок установлены постановлениемПравительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».

Каков порядок включения информации в единый реестр проверок?

Одновременно власти утвердили исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В 2022 году все внеплановые контрольные мероприятия и внеплановые проверки смогут проводиться исключительно по следующим основаниям (п. 3 Постановления):

  • при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а равно по фактам причинения такого вреда;
  • при угрозе обороне страны и безопасности государства и по фактам причинения данного вреда;
  • при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и по фактам их возникновения;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований на опасных производственных объектах;
  • истечение срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение ранее выявленных нарушений (проверку разрешено проводить только в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов);
  • по жалобам граждан в сфере управления многоквартирными домами;
  • по решению ИФНС о проведении проверки соблюдения порядка применения ККТ.

Все указанные внеплановые проверки контролеры смогут проводить только при условии их согласования с органами прокуратуры. Организации и ИП о проведении внеплановых проверок заранее уведомлять не будут. При этом без согласования с прокуратурой внеплановые проверки в 2022 году разрешается проводить:

  • по поручению Президента РФ и Правительства РФ;
  • по требованию прокурора;
  • при представлении контролируемым лицом документов и сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного разрешительного документа.

Что касается некоммерческих организаций (НКО), то их смогут проверить, в частности, при поступлении в контролирующие органы сведений о совершении НКО действий, не соответствующих уставным целям и задачам, а также о наличии в ее деятельности признаков экстремизма. Также НКО смогут проверить при поступлении сведений об осуществлении ею деятельности в качестве иностранного агента без подачи заявления о включении организации в соответствующий реестр (п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Проверки, которые не попали под запрет

В отношении ряда проверок, запланированных на 2022 год, правительством было сделано исключение, и на них мораторий распространяться не будет. Так, в текущем году контролеры смогут провести (п. 2 постановления):

  • проверки в рамках санитарно-эпидемиологического контроля и государственного пожарного надзора (разрешено проверять объекты, осуществляющие деятельность по водоподготовке и водоснабжению, а также образовательные и социальные учреждения − детсады, школы, детские лагеря, родильные дома и перинатальные центры);
  • проверки в области промышленной безопасности (в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности);
  • проверки в рамках ветеринарного контроля (в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней).

Единый реестр поверочных времен

Во всех указанных случаях контролеры вместо плановой проверки могут нанести профилактический визит. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы либо по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо по видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также получает рекомендации и необходимые консультации (ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Мораторий на проверки

Правительство РФ постановлением от 10.03.2022 № 336 утвердило до конца 2022 года временный запрет (мораторий) на проведение большинства плановых проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора.

Плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Больше проверок:  Как найти свою организацию по инн

При этом мораторий не распространяется на налоговые проверки. Выездные и камеральные налоговые проверки будут проводить в обычном режиме. Никаких ограничений в отношении таких проверок власти в настоящее время не вводили.

В свою очередь все плановые проверки, которые попали под мораторий и запланированы на 2022 год, подлежат отмене. Уже начатые проверки подлежат незамедлительному завершению (п. 5 Постановления). Сведения о завершении проверок по причине их отмены вносятся в Единый реестр контрольных мероприятий и Единый реестр проверок.

1. Правительство РФ утвердило до конца 2022 года временный запрет (мораторий) на проведение большинства плановых проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора.

2. На некоторые виды проверок мораторий не распространяется (например, проверки в рамках санитарно-эпидемиологического контроля и государственного пожарного надзора и другие).

3. Мораторий не распространяется на налоговые проверки. Выездные и камеральные налоговые проверки будут проводить в обычном режиме.

4. Все плановые проверки, которые попали под мораторий и запланированы на 2022 год, подлежат отмене.

5. Утвержден перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Их можно будет проводить только при согласовании с органами прокуратуры, кроме проверок по поручению президента, правительства, прокурора.

В исключительных случаях, если в ходе начатой проверки были выявлены факты нарушений, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Это возможно, если выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС или ущерба обороне страны и безопасности государства. Причем во всех случаях выдача предписаний без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Если предписания контролеров были выданы организациям/ИП до 10 марта 2022 года (момент вступления в силу моратория) их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Никакого ходатайства/заявления контролируемого лица для продления срока исполнения предписаний не требуется. При этом контролируемое лицо вправе будет направить ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. В указанных целях ходатайство должно быть направлено в контролирующий орган за 1 день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания (п. 8 Постановления).

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  • Проверка кадровых документов.
  • Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону.

В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации
«Заработная плата. Средний заработок» 10 онлайн-уроков. 32 практических задачи, особые ситуации

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда.

Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся.

При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.